Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

о ОДИН ИЗ НАШИХ МАЯКОВ Траулер «Моршанск»^ в первой десятке лучших судов бортового трале­ ния. Это — победа всего экипажа, в том числе и вчерашнего матроса Бо­ риса Хомицевича. Поче­ му вчерашнего? Потому, что теперь Борис тру­ дится на этом же судне мастером по выгреву рыбьего жира. Фото из «Полярной правды». □ « я щ ш Л I щ ш т ш т , ш ш На ошибках надо учиться Жарко пылает пламя в толках котла, весело раздается но всему судну перестук работающего винта, точно скороговоркой повторяющего одни и те же слова: Домой! Домой! Домой! Правда, впереди еще хмурый осенний Атлан­ тический океан, Норвежское и Баренцево моря, но и весной онн встречали нас неласково, броса­ ли в лицо соленые брызги штормов, свирепо рас­ качивали на все сокрушающей океанской волне. Позади остались четыре с лишним месяца нелег­ кого рыбацкого труда. И теперь, когда непогода может только отодвинуть приход в порт на сутки- двое, когда промысел закончен, да и вся экспеди­ ция судов бортового траления Мурманского трало­ вого флота 1964 года идет к концу, и теперь — самое время обстоятельно поговорить о всех недо­ статках н неурядицах, которые испортили так много нерв&в рыбакам. Об этом надо говорить не когда-нибудь, а сей­ час, когда еще есть время хорошо подготовиться к новой посылке кораблей в дальние районы. Ведь дело идет к тому, что без промысла в рай­ онах Атлантики мы, видимо, не сможем обойтись. На горьких уроках работы судов бортового тра­ ления в Атлантике мы все должны многому на- Зчиться и, что *амое важное, не повторять ста­ ры. ошибок. «Стой там, иди сюда» / В весьма неопределенную ситуацию поставила руководство тралового флота экипажи траулеров «Молодогвардеец» и «Мурманчанин». В механике такое положение называется неустойчивым рав­ новесием. Скажем прямо, положение очень не­ приятное — можно свалиться в любую сторону. Судите сами. 8 мая на совещании перед отходом на промы­ сел тов. Калюгин довел до сведения собравшихся, что продолжительность рейса судов экспедиции ограничивается тремя месяцами. Слово — не во­ робей. Экипажи готовились к трехмесячному пла­ ванию, брали необходимую одежду, рассчитывая быть в порту в начале августа. Говорили об этом своим родным. Но у руководства флотом оказалось на неделе семь пятниц. Уже в конце мая посту­ пило распоряжение — продолжительность рей­ са увеличивается до 120 суток. Разве нельзя было об этом сказать экипажам в порту? Может, опасались возражений против такого срока? Для экипажей гораздо труднее, когда продолжитель­ ность рейса увеличивается в море: поздно к это­ му готовиться. Через некоторое время на наши головы посы­ пался целый ворох противоречивых радиограмм. 24 июля начальник службы эксплуатации тов. Рисов прислал следующую радиограмму: «Ре­ шается вопрос о посылке РТ-330, 331 в Поти на ррионт непосредственно из района промысла с учетом прихода с промысла 26—27 сентября без захода в Мурмансн». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Продол­ жительность рейса со 120 суток сразу увеличи­ лась до 140. 11 августа получаем радиограмму от тов. Гу- нина: «Приход в Мурманск 15 сентября. Сни­ майтесь с расчетом прибытия в вышеуказанную дату». Это распоряжение обрадовало многих. Уве­ личение рейса до 129 суток никого не смогло уже испугать. Шли дни, шли новые приказания. 15 августа от тов. Ревницева поступило сле­ дующее распоряжение: «Срочно сообщите канди­ датуры из числа команды для перегона судна на ремонт в Поти». В соответствии с этим, поговори- В. А. ВОЛКОВ, тшполщ траулера «Молодогвардеец* ли с людьми, наметили кандидатуры и сообщили в порт. Прошло двое суток. 17 августа — новая радиограмма: «Согласно распоряжения главка подтверждаю переход ваших судов после окончания промысла следовать на ремонт в порт Поти. Ориентировечное время сня­ тия с промысла 20 сентября... Гунин». Снова зашелестели страницы календарей и на­ чали волноваться экипажи. Ведь теперь рейс уве­ личился уже до 180 суток. С 90 до 180! А вдруг поступит новое распоряжение? Ведь чем дальше в лес, тем больше дров. Да и в какой одежде идти на ремонт в Поти? Мы думали возвратиться домой в начале августа, когда можно обойтись без теплой одежды, а оказывается — надо пересечь с юга на север весь Союз и в Мурманске быть в ноябре. Призадумаешься. А дни шли... 21 августа — опять новость: «Принято реше­ ние РТ-330, 331 с приходом танкера «Ленин­ град» направить совместно с танкером 3 сентяб­ ря непосредственно в порт Поти... Гунин». Те­ перь приходилось срочно пересматривать планы работы на ближайшую неделю. 23 августа в 9 утра получили распоряжение от начальника промысла тов. Новикова: «Прекра­ тить промысел и начать подготовку судна для перегона на ремонт в порт Поти». Это распоряжение подтверждала и полученная в этот же день радиограмма: «На танкере «Ленин­ град» направлено вам два комплекта карт и по­ собий, обеспечивающих переход до порта Пети. Гунин». Засучили рукава и взялись за работу. Коман­ дам предстояло выгрузить всю рыбопродукцию, промснаряжение, трюмные доски, соль и все иму­ щество, сдать все это на плавбазы. Приказ есть приказ. Разоружили тралы, собрали промснаря­ жение для сдачи, негодное выбросили за борт, так как тов. Новиков предупредил нас, что ни одна плавбаза промснаряжение, бывшее в употреб­ лении, у нас не примет для доставки в порт. По­ летели за борт и две траловые доски. 25 августа — новое распоряжение из порта: «Переход в перт Поти непосредственно из рай­ она промысла отменяется. Приход в порт Мур­ манск РТ-330, 331 10 сентября... Гунин». Немедленно последовало распоряжение от руко­ водства промыслом: «Отменить разгрузку рыбо­ продукции и всего судового имущества. Вести подготовку судна к переходу в порт и лежать в дрейфе в ожидании получения топлива». Но к этому времени мы уже не верили ни од­ ной радиограмме, ни одному распоряжению. У нас для этого были основания. Тем временем ка­ питаны тт. Дьконов, Киселев, схватившись за го­ ловы, пытались решить один и тот же вопрос: «Что день грядущий нам готовит?». Но все можно и нужно решать по-другому. В корне изменить стиль руководства работой фло­ та, изменить отношения к капитанам судов и эки­ пажам, больше прислушиваться к их мнению и не разбрасываться приказами, которые на следую­ щий день приходится отменять. Когда идти в Атлантику Если считать работу судов бортового траления летом этого года пробной пристрелкой, то из опы­ та ее работы можно сделать следующие выводы. Направление таких судов в Северо-Западную Атлантику в этом году было произведено с боль­ шим запозданием. Нецелесообразно направлять суда за 3000 миль только в расчете на вылов 6—8 тонн рыбы в сутки. В районах Ньюфаунд­ ленда и Лабрадора необходимо вести интенсивный лов в наиболее благоприятное время. Для этого надо, чтобы основная масса судов направлялась в экспедицию не в мае—июне, а в марте — пер­ вой половине апреля. В этом случае они смогут успешно облавливать крупные преднерестовые скопления рыбы и ко времени спада промысла в начале августа будут во’звращаться в порт. Кроме того, это даст возможность своевременно подго­ товить флот к работе в зимних условиях. Как организовать работу на промысле? Организовывать работу судов в Атлантике на­ до не так, как это было сделано в этом году. Мы ориентировались в основном на выпуск продук­ ции в соленом виде. Это влечет за собой большие потери сырья, снижение вкусовых качеств про­ дукции, увеличение накладных расходов. Сейчас флот пополняется производственными рефрижераторами типа «Витус Беринг». Пришел производственный рефрижератор «Даурия». Вот они-то и должны составить тот костяк, вокруг ко­ торого надо организовывать работу судов борто­ вого траления в районах Северо-Западной Атлан­ тики. К каждому производственному рефрижератору необходимо прикреплять но 8— 10 судов борто­ вого траления на весь период работы экспедиции. Производственный рефрижератор типа «Витус Беринг» может обрабатывать в сутки до 60 тонн свежей рыбы. Остальную выловленную рыбу суда бортового траления должны брать под соль. Нет необходимости всю рыбу, направляемую в посол, солить в бочках, но и совсем без бочек обойтись нельзя. Их надо иметь на судах для посола кам­ балы, зубатки, палтуса. В таком случае будут полностью использоваться ценные породы рыб, которые в эту экспедицию шли на. рыбную муку или выбрасывались за борт. Производственные рефрижераторы кроме при­ ема свежей рыбы должны обеспечивать каждый свою группу судов продуктами, промснаряжением и по возможности топливом. *ч В таком случае потери промыслового времени будут сведены до минимума, так как производст­ венные рефрижераторы находятся непосредствен­ но в группе работающих судов, в строго определен­ ное время суток подходят поочередно к каждому судну своей группы для приема рыбы, как это делал в эту экспедицию «Советск». Группу судов во главе с рефрижератором надо считать отрядом, и целиком всему отряду переключаться во время спада промысла из одного квадрата в другой. рефрижераторов должно происхо- они будут зани- на транспортный перейдут на за- В то время, когда трюмы у будут заполнены рыбой, а это дить каждые 20—25 суток, и маться перегрузкой продукции рефрижератор, суда их группы готовку рыбы в соленом виде. Такая организация работы судов представляет­ ся мне наиболее удобной и выгодной. Этот вариант работы неоднократно обсуждался экипажем «Мо­ лодогвардейца» и признан лучшим для работы в Северо-Западной Атлантике. : т I т : i \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz