Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.
о ОДИН ИЗ НАШИХ МАЯКОВ Траулер «Моршанск»^ в первой десятке лучших судов бортового трале ния. Это — победа всего экипажа, в том числе и вчерашнего матроса Бо риса Хомицевича. Поче му вчерашнего? Потому, что теперь Борис тру дится на этом же судне мастером по выгреву рыбьего жира. Фото из «Полярной правды». □ « я щ ш Л I щ ш т ш т , ш ш На ошибках надо учиться Жарко пылает пламя в толках котла, весело раздается но всему судну перестук работающего винта, точно скороговоркой повторяющего одни и те же слова: Домой! Домой! Домой! Правда, впереди еще хмурый осенний Атлан тический океан, Норвежское и Баренцево моря, но и весной онн встречали нас неласково, броса ли в лицо соленые брызги штормов, свирепо рас качивали на все сокрушающей океанской волне. Позади остались четыре с лишним месяца нелег кого рыбацкого труда. И теперь, когда непогода может только отодвинуть приход в порт на сутки- двое, когда промысел закончен, да и вся экспеди ция судов бортового траления Мурманского трало вого флота 1964 года идет к концу, и теперь — самое время обстоятельно поговорить о всех недо статках н неурядицах, которые испортили так много нерв&в рыбакам. Об этом надо говорить не когда-нибудь, а сей час, когда еще есть время хорошо подготовиться к новой посылке кораблей в дальние районы. Ведь дело идет к тому, что без промысла в рай онах Атлантики мы, видимо, не сможем обойтись. На горьких уроках работы судов бортового тра ления в Атлантике мы все должны многому на- Зчиться и, что *амое важное, не повторять ста ры. ошибок. «Стой там, иди сюда» / В весьма неопределенную ситуацию поставила руководство тралового флота экипажи траулеров «Молодогвардеец» и «Мурманчанин». В механике такое положение называется неустойчивым рав новесием. Скажем прямо, положение очень не приятное — можно свалиться в любую сторону. Судите сами. 8 мая на совещании перед отходом на промы сел тов. Калюгин довел до сведения собравшихся, что продолжительность рейса судов экспедиции ограничивается тремя месяцами. Слово — не во робей. Экипажи готовились к трехмесячному пла ванию, брали необходимую одежду, рассчитывая быть в порту в начале августа. Говорили об этом своим родным. Но у руководства флотом оказалось на неделе семь пятниц. Уже в конце мая посту пило распоряжение — продолжительность рей са увеличивается до 120 суток. Разве нельзя было об этом сказать экипажам в порту? Может, опасались возражений против такого срока? Для экипажей гораздо труднее, когда продолжитель ность рейса увеличивается в море: поздно к это му готовиться. Через некоторое время на наши головы посы пался целый ворох противоречивых радиограмм. 24 июля начальник службы эксплуатации тов. Рисов прислал следующую радиограмму: «Ре шается вопрос о посылке РТ-330, 331 в Поти на ррионт непосредственно из района промысла с учетом прихода с промысла 26—27 сентября без захода в Мурмансн». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Продол жительность рейса со 120 суток сразу увеличи лась до 140. 11 августа получаем радиограмму от тов. Гу- нина: «Приход в Мурманск 15 сентября. Сни майтесь с расчетом прибытия в вышеуказанную дату». Это распоряжение обрадовало многих. Уве личение рейса до 129 суток никого не смогло уже испугать. Шли дни, шли новые приказания. 15 августа от тов. Ревницева поступило сле дующее распоряжение: «Срочно сообщите канди датуры из числа команды для перегона судна на ремонт в Поти». В соответствии с этим, поговори- В. А. ВОЛКОВ, тшполщ траулера «Молодогвардеец* ли с людьми, наметили кандидатуры и сообщили в порт. Прошло двое суток. 17 августа — новая радиограмма: «Согласно распоряжения главка подтверждаю переход ваших судов после окончания промысла следовать на ремонт в порт Поти. Ориентировечное время сня тия с промысла 20 сентября... Гунин». Снова зашелестели страницы календарей и на чали волноваться экипажи. Ведь теперь рейс уве личился уже до 180 суток. С 90 до 180! А вдруг поступит новое распоряжение? Ведь чем дальше в лес, тем больше дров. Да и в какой одежде идти на ремонт в Поти? Мы думали возвратиться домой в начале августа, когда можно обойтись без теплой одежды, а оказывается — надо пересечь с юга на север весь Союз и в Мурманске быть в ноябре. Призадумаешься. А дни шли... 21 августа — опять новость: «Принято реше ние РТ-330, 331 с приходом танкера «Ленин град» направить совместно с танкером 3 сентяб ря непосредственно в порт Поти... Гунин». Те перь приходилось срочно пересматривать планы работы на ближайшую неделю. 23 августа в 9 утра получили распоряжение от начальника промысла тов. Новикова: «Прекра тить промысел и начать подготовку судна для перегона на ремонт в порт Поти». Это распоряжение подтверждала и полученная в этот же день радиограмма: «На танкере «Ленин град» направлено вам два комплекта карт и по собий, обеспечивающих переход до порта Пети. Гунин». Засучили рукава и взялись за работу. Коман дам предстояло выгрузить всю рыбопродукцию, промснаряжение, трюмные доски, соль и все иму щество, сдать все это на плавбазы. Приказ есть приказ. Разоружили тралы, собрали промснаря жение для сдачи, негодное выбросили за борт, так как тов. Новиков предупредил нас, что ни одна плавбаза промснаряжение, бывшее в употреб лении, у нас не примет для доставки в порт. По летели за борт и две траловые доски. 25 августа — новое распоряжение из порта: «Переход в перт Поти непосредственно из рай она промысла отменяется. Приход в порт Мур манск РТ-330, 331 10 сентября... Гунин». Немедленно последовало распоряжение от руко водства промыслом: «Отменить разгрузку рыбо продукции и всего судового имущества. Вести подготовку судна к переходу в порт и лежать в дрейфе в ожидании получения топлива». Но к этому времени мы уже не верили ни од ной радиограмме, ни одному распоряжению. У нас для этого были основания. Тем временем ка питаны тт. Дьконов, Киселев, схватившись за го ловы, пытались решить один и тот же вопрос: «Что день грядущий нам готовит?». Но все можно и нужно решать по-другому. В корне изменить стиль руководства работой фло та, изменить отношения к капитанам судов и эки пажам, больше прислушиваться к их мнению и не разбрасываться приказами, которые на следую щий день приходится отменять. Когда идти в Атлантику Если считать работу судов бортового траления летом этого года пробной пристрелкой, то из опы та ее работы можно сделать следующие выводы. Направление таких судов в Северо-Западную Атлантику в этом году было произведено с боль шим запозданием. Нецелесообразно направлять суда за 3000 миль только в расчете на вылов 6—8 тонн рыбы в сутки. В районах Ньюфаунд ленда и Лабрадора необходимо вести интенсивный лов в наиболее благоприятное время. Для этого надо, чтобы основная масса судов направлялась в экспедицию не в мае—июне, а в марте — пер вой половине апреля. В этом случае они смогут успешно облавливать крупные преднерестовые скопления рыбы и ко времени спада промысла в начале августа будут во’звращаться в порт. Кроме того, это даст возможность своевременно подго товить флот к работе в зимних условиях. Как организовать работу на промысле? Организовывать работу судов в Атлантике на до не так, как это было сделано в этом году. Мы ориентировались в основном на выпуск продук ции в соленом виде. Это влечет за собой большие потери сырья, снижение вкусовых качеств про дукции, увеличение накладных расходов. Сейчас флот пополняется производственными рефрижераторами типа «Витус Беринг». Пришел производственный рефрижератор «Даурия». Вот они-то и должны составить тот костяк, вокруг ко торого надо организовывать работу судов борто вого траления в районах Северо-Западной Атлан тики. К каждому производственному рефрижератору необходимо прикреплять но 8— 10 судов борто вого траления на весь период работы экспедиции. Производственный рефрижератор типа «Витус Беринг» может обрабатывать в сутки до 60 тонн свежей рыбы. Остальную выловленную рыбу суда бортового траления должны брать под соль. Нет необходимости всю рыбу, направляемую в посол, солить в бочках, но и совсем без бочек обойтись нельзя. Их надо иметь на судах для посола кам балы, зубатки, палтуса. В таком случае будут полностью использоваться ценные породы рыб, которые в эту экспедицию шли на. рыбную муку или выбрасывались за борт. Производственные рефрижераторы кроме при ема свежей рыбы должны обеспечивать каждый свою группу судов продуктами, промснаряжением и по возможности топливом. *ч В таком случае потери промыслового времени будут сведены до минимума, так как производст венные рефрижераторы находятся непосредствен но в группе работающих судов, в строго определен ное время суток подходят поочередно к каждому судну своей группы для приема рыбы, как это делал в эту экспедицию «Советск». Группу судов во главе с рефрижератором надо считать отрядом, и целиком всему отряду переключаться во время спада промысла из одного квадрата в другой. рефрижераторов должно происхо- они будут зани- на транспортный перейдут на за- В то время, когда трюмы у будут заполнены рыбой, а это дить каждые 20—25 суток, и маться перегрузкой продукции рефрижератор, суда их группы готовку рыбы в соленом виде. Такая организация работы судов представляет ся мне наиболее удобной и выгодной. Этот вариант работы неоднократно обсуждался экипажем «Мо лодогвардейца» и признан лучшим для работы в Северо-Западной Атлантике. : т I т : i \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz