Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

Г А З Е Т Ы Наш корабль - труженик уже вторые сутки отсчитывал по тринадцать миль в час, и мы все ближе подходили к родным берегам. А кто плавал, тот знает, как радуется сердце, когда идешь в порт, где тебя встретят родные, друзья. От­ кровенно говоря, возвращаясь домой, я всегда чувствовал се­ бя по-юношески одухотворен­ ным, радостным. Но в этот раз на душе было как-то тяжело. Тоже самое выражали лица многих членов экипажа. В каютах и на палубе, в са­ лоне и на рабочих местах командиры и матросы выска­ зывали свою неудовлетворен­ ность, обиду, вспоминали не­ добрым словом тех, кого они считали виновниками неудачно­ го рейса. Хотя в трюмах были уложены десятки тонн сверх­ плановой продукции, и этим походом завершалось выполне­ ние годового задания по произ­ водству консервов, рыбьего жира. И все же, как я уже го­ ворил, на душе лежал какой-то груз, неприятный осадок, о о причинах которого хочется рассказать подробно. Наше судно должно было на­ ходиться на промысле 135 су­ ток. Но мы вынуждены были прекратить добычу рыбы и гозвращатьея обратно на 43 дня раньше срока. И только потому, что некуда было сда­ вать рыбу. В чем же причина, кто в от­ вете за то, что подобные слу­ чаи продолжают повторяться? (И нужно заметить — неред­ ко). Надо, наконец, научиться чет­ ко планировать и строго конт­ ролировать приход баз в райо­ ны промыслов, снабжение всем необходимым. А то ведь дело доходит до того, что приходит- Он появился на судне за день до отхода в рейс с небольшим иотертым чемоданом в руке и переброшенным через плечо плащем. Невысокий, крепко скроенный, с открытым русским лицом. — Титов Иван Алексеевич, направлен к вам матросом, — представился вахтенному штур­ ману. А с минуту помолчав, до­ бавил: — В море не был. Ну, и как это часто водится на судах, именно в это время некому было нести вахту и но­ вичок, надев бело-красную на­ рукавную повязку, через пять минут уже неторопливо проха­ живался по палубе, вгляды­ ваясь в незнакомый и непри­ вычный еще для него мир. Неласково встретил Атланти­ ческий океан «Молодогвардей­ ца». Во время перехода из Мурманска в район Лабрадора штормило почти без перерыва. Нелегко переносили выматы­ вающую двухнедельную качку даже моряки, проплававшие по десяшу лет. А что и говорить • тем, как тяжело было нович­ ку встретиться с неласковым океаном в первый раз, когда ноги еще не привыкли дер­ жаться на ускользающей палу­ бе, и только один запах пищи вызывал жестокие приступы: морской болезни. ^. Весь переход пролежал он в оя тратить уйму времени, пока удастся сдать продукцию и по­ полнить свой запасы всем не­ обходимым. Расскажу только об одном «хождении по мукам». В последнем рейсе нам, как говорится, повезло. Хотя неко­ торые и жаловались на небла­ гоприятную промысловую об­ становку. Каждодневно мы име­ ли богатые уловы, и вот при­ шла пора разгружаться. Но наших баз не слышно и не видно от горизонта до горизон­ та. И пришлось сдать 610 тонн продукции на севастопольскую плавбазу «Матрос Кошка». А топливо удалось кое-как полу­ чить с танкера «Курск». В другой раз рыбу перевалили на плавбазу «И. Айвазовский», а продукты брали с «Иркутска». П выходит, что «в избе кисель ешь, а в подвал идешь с лож­ кой молоко прихлебывать». Для полноты картины добавлю, что, снимаясь досрочно с про­ мысла, мы вынуждены были передать запасы горючего на БМРТ «Заволжск», потратив на это почти десять часов. Такие «прогулки», перекач­ ки допускать нельзя. Это слиш­ ком дорого обходится для го­ сударства, приводит к срыву заданий и общего плана. А разве нельзя сделать так, что­ бы разгружаться и пополнять, скажем, продовольственные запасы в'одном месте? Конеч­ но, можно. Требуется только четкость, продуманность и ра­ чительность. Я говорю это потому, что целиком и полностью разде­ ляю мнение капитана траулера «Треска» Героя Социалисти­ ческого Труда Андрея Яковле­ вича Маклакова, высказанное им в статье «Могучее средство ликвидации отставания трало­ вого флота», напечатанной в газетах «Полярная правда» и «Рыбный Мурман». Кстати, в этой связи хочется поделиться и некоторыми своими мысля­ ми. опытом. Корабли, как известно, бы­ вают похожими друг на друга только внешне. А на самом де­ ле люди на них плавают раз­ ные. У каждого есть свой, так сказать, почерк, который выра­ батывается с годами, и в этом есть живинка каждого члена экипажа в отдельности и всех вместе. А иначе это называет­ ся опытом, который становится драгоценностью, как золотые россыпи, намытые из гор пес­ ка. И этот капитал нужно умножать, делать достоянием всех. Используя ценный опыт эки­ пажа каждого судна, глубоко анализируя успехи и просчеты, надо неустанно развивать достигнутое. Там, где прекра­ тились поиски нового, где по­ селились зазнайство, хвастов­ ство, самоуспокоенность, где довольствуются тем, что есть, там неизбежно начинается по­ теря завоеванных позиций. На­ до, чтобы сегодняшнее новое завтра вошло в историю кораб­ ля, стало традиционным. Сло­ вом, у всего нового, передового должны быть быстрые крылья, чтобы появившееся на свет всякое хорошее начинание тут же облетало все экипажи, весь флот, как нечто важное, сроч­ ное. Для этого есть все воз­ можности, начиная от личного общения, радиосвязи и кончая газетами, плакатами, брошюра­ ми. И заниматься этим долж­ ны все, начиная от начальни­ ка флота и капитана корабля, их помощников, мастеров и кончая начальниками отделов, руководителями служб флота, партийной и профсоюзной орга­ низациями. Но нечего греха таитьг что пока у нас в трало­ вом флоте обобщением и рас­ пространением передового опы­ та затрудняют себя очень не­ многие как из плавсостава, так и из береговых работников. Теперь остановлюсь на не­ которых новшествах нашего БМРТ «Свердловск». Не так давно для облегчения навига­ ционного судовождения мы на­ несли гиперболы на промысло­ вые планшеты. На первый взгляд, это может показаться не так уж большим и важным делом. Но опыт убе­ дил, что теперь стало куда проще, удобнее управлять ко­ раблем. В то же время мы по­ стоянно знаем место нахожде­ ния судна и имеем возмож­ ность держаться с большой точностью на облавливаемом косяке. Убедившись в полезности этой новинки, мы рассказали о ней по радио. Вскоре к нам на судно первым прибыл третий помощник капитана траулера «Космос» Юрий Савинков, ко­ торый в течение пяти дней старательно изучал наш опыт судовождения и ско­ пировал планшеты. После­ довали нашему примеру и на других кораблях.. . . . На нашем судне установле­ на коротковолновая рация «Акация», которую любовно называют «неусыпным связ­ ным». При ее помощи можно держать постоянную связь со всеми кораблями, находящи­ мися в.пределах их видимости. В прошлом рейсе, например, мы держали тесный контакт с капитанами четырех траулеров. Это очень оперативно и удоб­ но. Ведь, как правило, раньше мы обменивались на промысле только сводками, да один раз в сутки проводился так назы­ ваемый капитанский совет. А сейчас в любую минуту можно спросить соседей о глубине тра­ ления, к у р с е, очередном подъеме. Все это способствует действенному социалистическо­ му соревнованию, вызывает за­ дор в трудовом состязании. Нельзя умолчать и о том, как мы приспособились под­ нимать большие уловы. Для того, чтобы ускорить процесс выливки улова и уменьшить разовую нагрузку на механиз­ мы, мы по всей длине двухряд­ ного тралового мешка, по обеим его сторонам на расстоянии четырех метров друг от друга сделали карманы. Перед спус­ ком трала за борт карманы шнуруются. А когда трал под­ нимают на слип, их расшнуро­ вывают. На мешок с уловом матросы направляют струи во­ ды из шлангов. Она-то вме­ сте с рыбой и вытекает из карманов. Таким способом мы сохраняем качество рыбы, так как она не мнется, сокращаем время на освобождении трала от улова, не нарушая правил безопасности. Но, к сожалению, этот удобный метод применяет­ ся на единицах судов. И позво­ лительно спросить: почему так? Ведь практика показала всю выгоду столь простого приема. Наверное, одни не хотят во­ зиться, а другие ждут офи­ циальных распоряжений, руко­ водствуясь принципом: как бы чего не вышло. Бумажка, мол, хоть не броня, но ею можно прикрыться. Странно, конечно, но факт остается фактом, что этот постыдный принцип все А ОН НЕ С Д А Л С Я ! конке или на диване и почти ничего не ел. Требовательный к себе и то­ варищам старшина первой вах­ ты Петр Сафронович Стратуца только разводил руками и со­ крушался: — Снова втроем будем ра­ ботать! Вот послали бог с от­ делом кадров на нашу голову работничка! Первое же траление было удачным, и Титов вышел на па­ лубу. Сначала неловко, но ста­ рательно он подавал трепещу­ щуюся треску на рыбодел и не отвечал на нетерпеливые по­ крикивания товарищей по вах­ те. Да что он мог ответить, ког­ да трески на рыбоделе дейст­ вительно не хватало и шкер- щики требовательно постуки­ вали ножами? Он подавал и подавал се­ ребристую треску, не замечая чарующей красоты голубого океана и плывущих по нему сверкающих громад айсбергов, а рыбы в ящике как будто и не убывало. Начинало ломить поясницу от несчитанных зем­ ных поклонов и перед глазами плыли круги от усталости. Проходили дни, наполненные азартом удачного лова. Каж­ дое траление приносило по 5—6 тонн трески. Работы хватало всем. Мы уже не раз думали, что новичок вот-вот свалится и надо будет кого-то ставить на его место. А он не сдавался! Упрямо сжав губы и почти не разговаривая, вахту за вах­ той, день за днем он подавал и подавал вырывающуюся из рук треску. Уже можно было, У С П Е Х И П О Р Т О В И К О В — Девчата, послушайте, что я вам скажу! — обратилась Нина Артемьева к работницам своей бригады. — Нам дано задание об­ работать траулер «Вельск». Мо­ ряки просят поскорее разгрузить корабль. Завтра они уходят в но­ вый рейс. В ответ девчата заговорили на­ перебой: . . — Разгрузим! За нами дело не станет. » ... — Сделаем,: чего тут много го­ ворить! •.... . , • ;•> t . . .., . — Значит, берем гтаное: обяза­ тельство? —- опросила Нина. — Пиши! Артемьева направилась к на­ чальнику смены. В журнгше. работ появилась запись о том, ч\о брига­ да берет на себя социалистическое обязательство досрочно обрабо­ тать траулер «Вельск». Слова у этих девчат не расхо­ дятся с делом. Недаром их брига­ да носит звание коммунистиче­ ской. Все работницы трудились старательно и умело. Они быстро и до полна нагружали каждой) стамггу, экономили время на подъ­ еме их наверх И подаче в трюм. Когда подвели итоги, оказа­ лось, что бригада выгрузила за смену 970. центнеров рыбы при задании 800 центнеров. Судно бы­ ло обработано досрочно на целый час. Б р и г а д а коммунистического труда, возглавляемая Зинаидой Томиловой, закончила разгрузку траулера «Орион» на два часа тридцать минут досрочно. 11 сен-i тября работницы бригады Бирю­ ковой обработали траулер «Маг-! нитогорск» почти на полтора часа] раньше срока. еп\е продолжает бытовать у не­ которых руководителей-пере- страховщиков. Но мы продол­ жаем и будем продолжать де­ литься всем, что считаем цен­ ным, используя при этом и зо­ лотые россыпи, появившиеся на других кораблях. Отрадно отметить бескорыст­ ное стремление многих членов нашего экипажа передать свои знания, опыт другим. Взять к примеру, мастера по добыче Константина Прокопьевича Обо- дца. Только на судах управле­ ния «Запрыба» он побывал около десяти раз, выступая там с рассказом о новинках в своей работе. В первом же рейсе ныпёшнего года он давал кон­ сультации по радио по облову трески в районе Лабрадора. В тот же период выступали с беседами технолог Иван Ива­ нович Носов по технологии об­ работки трески и окуня. Стар­ ший консервный мастер . Фео- рид Хусаинович Ибрагимов по­ делился своими приемами из­ готовления консервов из пече­ ни и выгрева рыбьего жира. С большим желанием выступают и другие специалисты нашего судна, руководствуясь хорошим правилом: научился сам — на­ учи товарища. Теперь несколько слов о кадрах. Известно, что дорога к успеху лежит через сплочен­ ность, организованность и бое­ витость коллектива. А он ста­ новится таким не сразу. Тре- буетея время, чтобы люди при­ смотрелись друг к другу, сра^ ботались, сдружились. Поэто­ му очень важно иметь устой­ чивый, постоянный экипаж. У нас, например, очень многие работают по пять и более лет. Среди них—боцман Александр Петрович Дегтев, старший ме­ ханик Иван Андреевич Качу- сов, мастер по добыче Петр Ва­ сильевич Соловьев и другие. Но следует сказать, что ста­ рый и молодой экипаж, могут успешно решать поставленные задачи только тогда, когда они бережно будут собирать и хра­ нить; как самое дорогое' — крупицы опыта, когда они бу­ дут заняты поисками всего нового, передового и щедро де­ литься своим опытом с други­ ми П. ЗАДОРИН, капитан- директор «Свердловска». не опасаясь задержки, ставить за рыбодел первой вахты еще одного или двух шкерщиков — Титов справлялся с работой. Как справлялся и чего это ему стоило — ребята видели, ио сам он ничего не говорил. Работал и молчал, молчал и работал. Уже были сданы два груза рыбы на плавбазу, когда сио- ва заштормило. Трал спускать было нельзя, и Титов снова слег. Но вот снова чуть при­ утихло, зарокотала лебедка и гулко громыхнули бобннцы, увлекая в неспокойную голу­ бизну волн белый капроновый трал. Титов с таким же белым, как трал, лицом снова вышел на палубу. Судно качало ничуть не меньше, чем несколько часов назад, но он, подавляя сла­ бость и головокружение, все так же спокойно выполнял свое дело. — Что, Ваня, легче стало?— спросил я его. — Да нет. Работать надо, — чуть слышно ответил он. А его упрямый взгляд дого­ ворил недосказанное: — Все равно не сдамся, и бу­ ду сильнее моря! В. ВОЛКОВ, наш внештатный коррес­ пондент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz