Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.
Г А З Е Т Ы Наш корабль - труженик уже вторые сутки отсчитывал по тринадцать миль в час, и мы все ближе подходили к родным берегам. А кто плавал, тот знает, как радуется сердце, когда идешь в порт, где тебя встретят родные, друзья. От кровенно говоря, возвращаясь домой, я всегда чувствовал се бя по-юношески одухотворен ным, радостным. Но в этот раз на душе было как-то тяжело. Тоже самое выражали лица многих членов экипажа. В каютах и на палубе, в са лоне и на рабочих местах командиры и матросы выска зывали свою неудовлетворен ность, обиду, вспоминали не добрым словом тех, кого они считали виновниками неудачно го рейса. Хотя в трюмах были уложены десятки тонн сверх плановой продукции, и этим походом завершалось выполне ние годового задания по произ водству консервов, рыбьего жира. И все же, как я уже го ворил, на душе лежал какой-то груз, неприятный осадок, о о причинах которого хочется рассказать подробно. Наше судно должно было на ходиться на промысле 135 су ток. Но мы вынуждены были прекратить добычу рыбы и гозвращатьея обратно на 43 дня раньше срока. И только потому, что некуда было сда вать рыбу. В чем же причина, кто в от вете за то, что подобные слу чаи продолжают повторяться? (И нужно заметить — неред ко). Надо, наконец, научиться чет ко планировать и строго конт ролировать приход баз в райо ны промыслов, снабжение всем необходимым. А то ведь дело доходит до того, что приходит- Он появился на судне за день до отхода в рейс с небольшим иотертым чемоданом в руке и переброшенным через плечо плащем. Невысокий, крепко скроенный, с открытым русским лицом. — Титов Иван Алексеевич, направлен к вам матросом, — представился вахтенному штур ману. А с минуту помолчав, до бавил: — В море не был. Ну, и как это часто водится на судах, именно в это время некому было нести вахту и но вичок, надев бело-красную на рукавную повязку, через пять минут уже неторопливо проха живался по палубе, вгляды ваясь в незнакомый и непри вычный еще для него мир. Неласково встретил Атланти ческий океан «Молодогвардей ца». Во время перехода из Мурманска в район Лабрадора штормило почти без перерыва. Нелегко переносили выматы вающую двухнедельную качку даже моряки, проплававшие по десяшу лет. А что и говорить • тем, как тяжело было нович ку встретиться с неласковым океаном в первый раз, когда ноги еще не привыкли дер жаться на ускользающей палу бе, и только один запах пищи вызывал жестокие приступы: морской болезни. ^. Весь переход пролежал он в оя тратить уйму времени, пока удастся сдать продукцию и по полнить свой запасы всем не обходимым. Расскажу только об одном «хождении по мукам». В последнем рейсе нам, как говорится, повезло. Хотя неко торые и жаловались на небла гоприятную промысловую об становку. Каждодневно мы име ли богатые уловы, и вот при шла пора разгружаться. Но наших баз не слышно и не видно от горизонта до горизон та. И пришлось сдать 610 тонн продукции на севастопольскую плавбазу «Матрос Кошка». А топливо удалось кое-как полу чить с танкера «Курск». В другой раз рыбу перевалили на плавбазу «И. Айвазовский», а продукты брали с «Иркутска». П выходит, что «в избе кисель ешь, а в подвал идешь с лож кой молоко прихлебывать». Для полноты картины добавлю, что, снимаясь досрочно с про мысла, мы вынуждены были передать запасы горючего на БМРТ «Заволжск», потратив на это почти десять часов. Такие «прогулки», перекач ки допускать нельзя. Это слиш ком дорого обходится для го сударства, приводит к срыву заданий и общего плана. А разве нельзя сделать так, что бы разгружаться и пополнять, скажем, продовольственные запасы в'одном месте? Конеч но, можно. Требуется только четкость, продуманность и ра чительность. Я говорю это потому, что целиком и полностью разде ляю мнение капитана траулера «Треска» Героя Социалисти ческого Труда Андрея Яковле вича Маклакова, высказанное им в статье «Могучее средство ликвидации отставания трало вого флота», напечатанной в газетах «Полярная правда» и «Рыбный Мурман». Кстати, в этой связи хочется поделиться и некоторыми своими мысля ми. опытом. Корабли, как известно, бы вают похожими друг на друга только внешне. А на самом де ле люди на них плавают раз ные. У каждого есть свой, так сказать, почерк, который выра батывается с годами, и в этом есть живинка каждого члена экипажа в отдельности и всех вместе. А иначе это называет ся опытом, который становится драгоценностью, как золотые россыпи, намытые из гор пес ка. И этот капитал нужно умножать, делать достоянием всех. Используя ценный опыт эки пажа каждого судна, глубоко анализируя успехи и просчеты, надо неустанно развивать достигнутое. Там, где прекра тились поиски нового, где по селились зазнайство, хвастов ство, самоуспокоенность, где довольствуются тем, что есть, там неизбежно начинается по теря завоеванных позиций. На до, чтобы сегодняшнее новое завтра вошло в историю кораб ля, стало традиционным. Сло вом, у всего нового, передового должны быть быстрые крылья, чтобы появившееся на свет всякое хорошее начинание тут же облетало все экипажи, весь флот, как нечто важное, сроч ное. Для этого есть все воз можности, начиная от личного общения, радиосвязи и кончая газетами, плакатами, брошюра ми. И заниматься этим долж ны все, начиная от начальни ка флота и капитана корабля, их помощников, мастеров и кончая начальниками отделов, руководителями служб флота, партийной и профсоюзной орга низациями. Но нечего греха таитьг что пока у нас в трало вом флоте обобщением и рас пространением передового опы та затрудняют себя очень не многие как из плавсостава, так и из береговых работников. Теперь остановлюсь на не которых новшествах нашего БМРТ «Свердловск». Не так давно для облегчения навига ционного судовождения мы на несли гиперболы на промысло вые планшеты. На первый взгляд, это может показаться не так уж большим и важным делом. Но опыт убе дил, что теперь стало куда проще, удобнее управлять ко раблем. В то же время мы по стоянно знаем место нахожде ния судна и имеем возмож ность держаться с большой точностью на облавливаемом косяке. Убедившись в полезности этой новинки, мы рассказали о ней по радио. Вскоре к нам на судно первым прибыл третий помощник капитана траулера «Космос» Юрий Савинков, ко торый в течение пяти дней старательно изучал наш опыт судовождения и ско пировал планшеты. После довали нашему примеру и на других кораблях.. . . . На нашем судне установле на коротковолновая рация «Акация», которую любовно называют «неусыпным связ ным». При ее помощи можно держать постоянную связь со всеми кораблями, находящи мися в.пределах их видимости. В прошлом рейсе, например, мы держали тесный контакт с капитанами четырех траулеров. Это очень оперативно и удоб но. Ведь, как правило, раньше мы обменивались на промысле только сводками, да один раз в сутки проводился так назы ваемый капитанский совет. А сейчас в любую минуту можно спросить соседей о глубине тра ления, к у р с е, очередном подъеме. Все это способствует действенному социалистическо му соревнованию, вызывает за дор в трудовом состязании. Нельзя умолчать и о том, как мы приспособились под нимать большие уловы. Для того, чтобы ускорить процесс выливки улова и уменьшить разовую нагрузку на механиз мы, мы по всей длине двухряд ного тралового мешка, по обеим его сторонам на расстоянии четырех метров друг от друга сделали карманы. Перед спус ком трала за борт карманы шнуруются. А когда трал под нимают на слип, их расшнуро вывают. На мешок с уловом матросы направляют струи во ды из шлангов. Она-то вме сте с рыбой и вытекает из карманов. Таким способом мы сохраняем качество рыбы, так как она не мнется, сокращаем время на освобождении трала от улова, не нарушая правил безопасности. Но, к сожалению, этот удобный метод применяет ся на единицах судов. И позво лительно спросить: почему так? Ведь практика показала всю выгоду столь простого приема. Наверное, одни не хотят во зиться, а другие ждут офи циальных распоряжений, руко водствуясь принципом: как бы чего не вышло. Бумажка, мол, хоть не броня, но ею можно прикрыться. Странно, конечно, но факт остается фактом, что этот постыдный принцип все А ОН НЕ С Д А Л С Я ! конке или на диване и почти ничего не ел. Требовательный к себе и то варищам старшина первой вах ты Петр Сафронович Стратуца только разводил руками и со крушался: — Снова втроем будем ра ботать! Вот послали бог с от делом кадров на нашу голову работничка! Первое же траление было удачным, и Титов вышел на па лубу. Сначала неловко, но ста рательно он подавал трепещу щуюся треску на рыбодел и не отвечал на нетерпеливые по крикивания товарищей по вах те. Да что он мог ответить, ког да трески на рыбоделе дейст вительно не хватало и шкер- щики требовательно постуки вали ножами? Он подавал и подавал се ребристую треску, не замечая чарующей красоты голубого океана и плывущих по нему сверкающих громад айсбергов, а рыбы в ящике как будто и не убывало. Начинало ломить поясницу от несчитанных зем ных поклонов и перед глазами плыли круги от усталости. Проходили дни, наполненные азартом удачного лова. Каж дое траление приносило по 5—6 тонн трески. Работы хватало всем. Мы уже не раз думали, что новичок вот-вот свалится и надо будет кого-то ставить на его место. А он не сдавался! Упрямо сжав губы и почти не разговаривая, вахту за вах той, день за днем он подавал и подавал вырывающуюся из рук треску. Уже можно было, У С П Е Х И П О Р Т О В И К О В — Девчата, послушайте, что я вам скажу! — обратилась Нина Артемьева к работницам своей бригады. — Нам дано задание об работать траулер «Вельск». Мо ряки просят поскорее разгрузить корабль. Завтра они уходят в но вый рейс. В ответ девчата заговорили на перебой: . . — Разгрузим! За нами дело не станет. » ... — Сделаем,: чего тут много го ворить! •.... . , • ;•> t . . .., . — Значит, берем гтаное: обяза тельство? —- опросила Нина. — Пиши! Артемьева направилась к на чальнику смены. В журнгше. работ появилась запись о том, ч\о брига да берет на себя социалистическое обязательство досрочно обрабо тать траулер «Вельск». Слова у этих девчат не расхо дятся с делом. Недаром их брига да носит звание коммунистиче ской. Все работницы трудились старательно и умело. Они быстро и до полна нагружали каждой) стамггу, экономили время на подъ еме их наверх И подаче в трюм. Когда подвели итоги, оказа лось, что бригада выгрузила за смену 970. центнеров рыбы при задании 800 центнеров. Судно бы ло обработано досрочно на целый час. Б р и г а д а коммунистического труда, возглавляемая Зинаидой Томиловой, закончила разгрузку траулера «Орион» на два часа тридцать минут досрочно. 11 сен-i тября работницы бригады Бирю ковой обработали траулер «Маг-! нитогорск» почти на полтора часа] раньше срока. еп\е продолжает бытовать у не которых руководителей-пере- страховщиков. Но мы продол жаем и будем продолжать де литься всем, что считаем цен ным, используя при этом и зо лотые россыпи, появившиеся на других кораблях. Отрадно отметить бескорыст ное стремление многих членов нашего экипажа передать свои знания, опыт другим. Взять к примеру, мастера по добыче Константина Прокопьевича Обо- дца. Только на судах управле ния «Запрыба» он побывал около десяти раз, выступая там с рассказом о новинках в своей работе. В первом же рейсе ныпёшнего года он давал кон сультации по радио по облову трески в районе Лабрадора. В тот же период выступали с беседами технолог Иван Ива нович Носов по технологии об работки трески и окуня. Стар ший консервный мастер . Фео- рид Хусаинович Ибрагимов по делился своими приемами из готовления консервов из пече ни и выгрева рыбьего жира. С большим желанием выступают и другие специалисты нашего судна, руководствуясь хорошим правилом: научился сам — на учи товарища. Теперь несколько слов о кадрах. Известно, что дорога к успеху лежит через сплочен ность, организованность и бое витость коллектива. А он ста новится таким не сразу. Тре- буетея время, чтобы люди при смотрелись друг к другу, сра^ ботались, сдружились. Поэто му очень важно иметь устой чивый, постоянный экипаж. У нас, например, очень многие работают по пять и более лет. Среди них—боцман Александр Петрович Дегтев, старший ме ханик Иван Андреевич Качу- сов, мастер по добыче Петр Ва сильевич Соловьев и другие. Но следует сказать, что ста рый и молодой экипаж, могут успешно решать поставленные задачи только тогда, когда они бережно будут собирать и хра нить; как самое дорогое' — крупицы опыта, когда они бу дут заняты поисками всего нового, передового и щедро де литься своим опытом с други ми П. ЗАДОРИН, капитан- директор «Свердловска». не опасаясь задержки, ставить за рыбодел первой вахты еще одного или двух шкерщиков — Титов справлялся с работой. Как справлялся и чего это ему стоило — ребята видели, ио сам он ничего не говорил. Работал и молчал, молчал и работал. Уже были сданы два груза рыбы на плавбазу, когда сио- ва заштормило. Трал спускать было нельзя, и Титов снова слег. Но вот снова чуть при утихло, зарокотала лебедка и гулко громыхнули бобннцы, увлекая в неспокойную голу бизну волн белый капроновый трал. Титов с таким же белым, как трал, лицом снова вышел на палубу. Судно качало ничуть не меньше, чем несколько часов назад, но он, подавляя сла бость и головокружение, все так же спокойно выполнял свое дело. — Что, Ваня, легче стало?— спросил я его. — Да нет. Работать надо, — чуть слышно ответил он. А его упрямый взгляд дого ворил недосказанное: — Все равно не сдамся, и бу ду сильнее моря! В. ВОЛКОВ, наш внештатный коррес пондент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz