Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

М О Р Я К И „ А И С Т А " Д Е Л Я Т С Я О П Ы Т О М Стиль капитана Ардеева С начала темы по несколь- да наш экипаж про мы ш л я л сельдь в Атлан­ тике. За три ме­ сяца ее добыто тонн. г М. И. КАЧАНОВСКИИ, старший Ку раз ПОВТОря- помошник капитана. ЛИ траления по курсу, пока ® рыба «не более 500 отказывала». Но легко только сказать: вернуться на прежний В апреле СРТ-712 был направ- К*’РС- ВеДь поворот занимает не­ леп на траловый лов. Суда сель- мал0 времени, а чтобы обратное дяного флота, ранее работающие траление совпало с первоначаль­ на траловом промысле, не имели ным, нужно дать судну пройти сколько-нибудь значительного вперед значительное расстояние, успеха, а 'попросту говоря, не Часто это Делается с тралом справлялись с выполнением рей- на борту. Мы же освои- севых заданий. Негоже было ли Уже известный опыт кру- онорно-показательному экипажу, того поворота на 180 градусов с коллективу коммунистического тРалом в воде. Такой метод требу- труда не выполнить ответстзен- ет большого судоводительского него задания. Работа предстояла умения капитана и всего состава нелегкая, так как промысловая штурманов. Делается это так: пол- обстановка в Баренцевом море не ны“ Х°Д — 3 минуты, затем — баловала рыбаков хорошими кон- * минут для полного и крутого центрациямн трески, окуня и дру- поворота; в это время трал в воде гих донных пород. поворачивается и занимает преж- « нее положение. Таким образом, ’ не менее>мы после пер- нужный участок целиком «сохра- тпни едали трески на J 0 няется» для повторного траления. _ ше, чем предусматрива- Освоение такого метода стало воз- лось планом. В последующих реи- можно> и это нельзя не учиты. х, вплоть до постановки трауле- ватЬ) благодаря хорошей манев­ ра в ремонт, наш экипаж регу- ренностИ судна, лярно перевыполнял задание. Чем г можно объяснить положительные Г °В°РЯ 0 промысловом опыте результаты трескового промысла? ЭК11Пажа>никогда не надо заоы- вать об инициативности капитана. Организация труда палубной Клавдий Валерьянович Ардеев — команды существенно не отлича- беспокойный, болеющий за успех лась от обычной расстановки ра- дела руководитель. В его капитан- бочей силы на других СРТ. Две скую практику вошло железным вахты по четыре матроса на каж- законом правило: контролировать дой работали в дневное время по каждое траление, на каждый подъ- четыре часа, ночью — по 6 ча- ем находить конкретное решение, сов. При обильных уловах палуб- Авось — отсутствует в его мето- ная команда трудилась по 18 ча- дике. Удачный вылов — следует сов. Лри переходе на траловый команда: повторить траление пи промысел на судно пришли четы- курсу, неудачный — оперативно ре новых недостаточно квалифи- выясняется его причина, устраня- цированных матроса. Их мы по- Ются недостатки, предлагаются действенные меры. Мы никогда не довольствуемся одна тонна ставили по двое на каждую вахту к более .опытным морякам. Это ПОЗВОЛИЛО В КОрОТКОе ВреМЯ С03- ултт дать ооесиособные, сработанные вахты.-Время на спуск и подъем рыбы в трале — ну, и ладно. Нет, это не стиль капитана Ардеева. 35"» ННК0ГДа не превышало да судНе работает современная 36 40 мин\т, а рыоа \оиралась поисковая аппаратура. Поэтому е палубы всегда за период трале- экипаж «Аиста» своевременно вы- ния. При таком напряженном рит- ХОдИТ на 0бЛ0В более мощных кон- ме нельзя не учитывать одного центрацИй рыбы. II мы ии разу W л фактора: фи- не ПрИХОдИЛИ к шапочному раз- эическои выносливости людей, их g0py и уСпевали ВзЯть столько трудолюбия, умения в хорошем ры^'ы сколько нужно было, чтобы T A u n e ■ L i n A I I U O T t . a r e n n n u i R l l l f T * оправдать время перехода и пере­ выполнить суточное задание. На переходе к более мощным концентрациям у нас всегда рабо­ тают поисковые приборы. За их Нескольку наш экипаж работал показаниями мы внимательно в- составе групп судов тралового следим, а где надо, делаем конт- флота, нам приходилось учаетво- рольные траления. И были случаи, вать в промысловых советах, до- когда, не доходя до #заданного водить до сведения всех капита- квадрата, мы начинали ’промысел. темпе выполнять все производст венные операции, не увиливать •т тяжелых работ, браться за дело, не дожидаясь понунания с мос­ тина. нов данные показании наших по­ исковых приборов. С нашими со­ ветами считались и прислушива­ лись к ним. Тан, сочетая оперативность, прантическое умение с умелым использованием техничесних средств, эиипаж СРТ-712 «Аист» В практике траления мы при- ниногда не оказывался в пролове, держнвались правила: до конца всегда возвращался в порт с по­ вести облов концентрации. Точнее, бедой. Море беспечных не щадит На это судно я пришел два года назад. В первую очередь, присмот­ релся к людям. Я всегда считаю, чтобы работа была плодотворной, необходимо создать здоровый кол­ лектив. Во-первых, мне нужен деловой помощник, который пони- Де#*кт устранить. Ведь сети-то за П. П. НЕГОДЯЕВ, старший механик. Однажды в море подходит к нам средний рефрижераторный трау­ лер 707. Старший механик Леонид Васильевич Новожилов просит: — Выручайте. Нужны раены- У нас команда дружная Прежде чем рассказать о деятельно с т и судового коми­ тета, я, как матрос, коснусь некоторых цен- В. Г. ГАЗЕЙНИН, матрос первого иласса, председатель судового комитета. прячется за спину товари­ ща, не ждет, когда другой сделает труд­ ное, а берется за него сам. мал бы меня, а при необходимо- бортом. Да и опозориться не хо- * ' * 0 Двигателя- сти, смог сам возглавить коллек- четС11-И нашли выход. Сделали ^то *» отвечаем, надо, тив машинной команды. Таким, по жесткое соединение, и шпиль ра- та^ ДаДим' моему мнению, мог быть Анатолий ботал до конца рейса. Закупорили в бочку распылите- Васильевич Кулиш. Тогда еще он Механики должны быть очень ли и передали им. Они нас, коиеч- работал у нас третьим механиком, предусмотрительны. Море беспеч- но, поблагодарили. Нарень любознательный, выпуск- ных не Щадит. Поэтому наснольно В январе механики брали ебя- ник мореходного училища. это бывает возможным — мы бе- зательство: отработать в 1964 Шло время. Анатолий все боль- Рем в рейс все необходимые запас- году 1500 часов на ремонтных ше и больше углублялся в техни- ные части, чтобы потом не запра- работах корабельных механизмов, ческие знания. И, наконец, сдал шивать плавбазы и не тратить до- Но нашим предварительным под- переаттестацию на второго меха- Рогое промысловое время на ежи- счетам, только к концу этой сто- ннка. Есть помощник, на которого дзние, пока пришлют нужную де- янки машинная команда отрабо- можно положиться. таль. тает уже 1800 часов. В 1964 году пришел к нам вы­ пускник мореходного училища комсомолец Иван Саенко. Молодой специалист работает пока мото­ ристом — для должности меха­ ника недостает плавательного ценза. Но через рейс Иван пойдет третьим механиком. В этом я уве­ рен: человек со всей душой отно­ сится к работе. Не так давно на корабль при­ шел рефрижераторный машинист Вадим Архиреев, но для экипажа он успел сделать многое. Думаю, каждому понятно, если человек делает что-то сам, то в случае промахов, он быстрее изба­ вится от ошибок, нежели человек, не сведущий в деле. Это правило у нас усвоили все члены машинной команды. Вот, например, Вадим добился точной регулировни режима рабо­ ты холодильных установок. В трю­ мах поддерживается температура около 4 градусов. Поэтому сдава­ емая нами сельдь высокого ка­ чества. Поскольку холодильные уста­ новки не используются на треско­ вом лову, их необходимо в это время подготавливать для дриф­ терного. Комсомолец Вадим Архи­ реев это и учитывает. А не под­ готовь, скажем, установки в Ба­ ренцевом море, пришлось бы тру­ диться судоремонтникам. Мы никогда не чуждаемся пе­ ренять передовой метод работы. Часто отказывали конденсато­ ры. Но вот мы услышали, что на СРТ-Р-703 есть новшество, при внедрении которого охлаждаются сразу два трюма. Ознакомились и решили применить у себя. Как-то на сельдяном лову сло­ малась муфта шпиля. Заменить было нечем. Что делать? Вся машинная команда на ногах. Со­ ветуемся, предлагаем. У нас впе­ реди была ночь. Но к утру надо 3 QOOOOQCOOOD □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □□□ □ □□ □ □O G O D O L fO OD Q O OD O D DO D D O CO OD C OO Q O OO O O Q OO CD C DD D Q OO □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □O D O D O D O C O D O G O D D C C O D C £ £ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ О Е Ш О На судне восемь матросов, и расставить их надо так, чтобы каждый соответствовал своему ме­ сту работы. Как правило, на сельдяном лову у кормовой сетевыборочной машинки я ставлю своего помощ­ ника Николая Андреевича Ставни- чего, а у носовой — матроса пер­ вого класса Виктора Газейкина. Он же успешно справляется и с ук­ ладкой сетей. Самый разворотливый из мат­ росов выбирает и укладывает длинные поводцы. 'На укладку вожака обычно по­ сылаю новичка. Разумеется, пред­ варительно ознакомлю его с пред­ стоящей работой. Здесь менее опасно, и новенький, как гово­ рится, постепенно втягивается в Р е з е р в о в - н е п о ч а г п Ь ш к р а й морскую жизнь. Обычно на палубе каждый матрос знает свое рабочее место. Но в случае необходимо- большая Ю. А. АРОНОВ, старший мастер мва. Иногда уло­ вы бывают на­ столько обиль­ ными, что за бортом остается ч а с т ь с е т ей , а сти каждый матрос может заме- палуба уже заставлена бочками с нить друг друга. рыбой. Тогда матросы дружно В штормовые ночи я чаете по- приступают к уборке рыбы. И тут травливаю вожак, а иногда добав- сказывается сработанность палуб- ляю кухтылей. ной команды. Например, матрос Рваные сети выбрасываем по ГеннаДий Свиридович без лишних ходу их выборни. Это позволяет слов спускается в трюм устанав- не разбирать порядок после тру- ливать бочки. Другие помогают дового дня. Иногда из двух рва- мастеру пе обработке или подка- чых сетей делаем одну пригодную тывают бочки е рыбой Н трюму, для дальнейшей эксплуатации. Вот почему и большие уловы для ных, на мой взгляд, моментов И за глаза ничего не говорится, а сельдяного промысла. Однажды если человек ведет себя непра- штурман П. Ф. Румянцев провел вильно, ему в открытую все выска- беседу с экипажем о передовом жут. опыте работы сахалинских рыба- н, П„ т1Л1> й ков. Наше внимание привлекло р 1 \ нас юига ? ван применение дальневосточниками nl , L . обязанности вы- активного поиска в промысле кам- ' й пхо’ старшим дерзил, балы. Я сейчас не помню, о каких ^ рищам* вызвали деталях этого метода шел разговор суД°вого комите- среди нашей команды, но вскоре ем> все’ что мы мы творчески перенесли его в ус- че ^еб^стат в!?™ УпоаднеУ’бш ловия дрифтерного промысла. Я вести, а позднее был у нас он выглядел так. J ? А в матР °сы-Нарушители дисциплины у нас — редкость, После выборки сетей^ наш поэтому на заседаниях судевого «Аист» не ложился в дрейф, нак комитета мы чаще говорим е про- зачастую бывает, когда до вымет- изводственных делах. Так были ки порядка остается несколько ча- обсуждены мероприятия беэава- сов времени, а отправлялся на рийной работы. Решение комитета поиск новых, более мощных нося- доведено до каждого члена экн- иов сельди. Такие поиски зача- пажа, стую приносили положительный C f i K0JIIIT„T результат не только нашему экипа- омитет уделяет воль жу, но и коллективам других су- ™ Г ^ й с Г м ы З и р у е Г Т * Г . 1 Т Л “ ри™ и" терес" ее " роюс™ — j — " » г » , вп , г л Е ли на открытые косяки позже. J- в И в самом деле: зачем же те- «Юность». Ребята пришли е же- рять время, когда на мостике есть нами, со своими девушками. Вийа такой неугомонный и опытный на этом вечере не было, а просто капитан, как Клавдий Валерьяне- посидели за чашкой кофе, погв- вич Ардеев, а на борту «Аиста» ворили по душам, установлены отличные поисковые g сплочении команды судово- приборы? Му комитету большую помощь О команде скажу следующее, оказывает капитан К. В. Ардеев. Основное качество ее, ет которого Он считает заботу о людях — зависит успех любого дела, друж- своей главной задачей и когда ба и трудолюбие. У нас никто не надо помочь человеку, приклады­ вает к этому максимум усилий. Клавдий Валерьянович — чуткий и отзывчивый руководитель. При­ веду такой пример. Матрос Юрий Потапушкин получил отпуек, во в связи с тяжелыми семенными об­ стоятельствами скоро издержал все деньги. Я рассказал капитану о беде Юрия. Клавдий Валерьяно­ вич сам обратился в отдел кадров, настоял, чтобы Юрия отозвали из отпуска и направили на судно. Таких примеров можно привес­ ти множество. Все это я говору в подтверждение мыслис дружба и трудолюбие экипажа — каче­ ства первостепенные в промысЛО* вой жизни, их нужно воспитывать в коллектив!» нас никогда не были обузой. То, о чем я рассказывал выше, учитывается и на тресковом лову. Быстрая чинка трала — свое­ образный резерв экономии промы­ слового времени. Обычно привык­ ли считать так. Если научимтесь быетро поднимать и спускать трал, — значит тралмейетерский состав на bucoj§, Д сколько вре­ мени будет Длиться чинка трала при порывах, дяД некоторую ffe- ОРЫХ важно. Неправильно это, В мо’ре важно все. Н резервов по эконо­ мике—непочатый край. Учитывай это, мы, все три мастера, ста­ раемся каit можно меньше време­ ни держать трал ва бо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz