Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

ВЕСТИ Л Е Т i НА В О Л Г Е ■ а Идет вниз по Волге корабль белоснежный, сверкающий на солнце серебром корпуса. Издали он кажется огромной, распластав­ шейся на воде птицей. Это танкер-богатырь «Бесстрашный». Такие крупные суда — редкость на речных магистралях. Встречные тепло­ ходы приветствуют его гудками в знак уважения к капитану корабля Александру Степановичу Чесиокову. Бывалый волгарь стоит в капитанской рубке у пульта. 4G лег отдал он Волге. Тысячи рейсов совершил по великой русской реке. Но этот маршрут из Куйбыше­ ва до Астрахани — особый: последний перед уходом ветерана на пенсию. Достойную смену воспитал себе ветеран. В команде «Бесстрашного» есть будущие капитаны. Все молодые, влюбленные в свое дело: и старший помощник Негр Писарев, и штурман Геворг Гаспарянц, и другие. Па глазах Чеснокова выросли новые речники Волги. Другим стал и флот. Александр Степанович хорошо помни г тихоходные баржи, в которых перевозили по Волге нефть. О гаком танкере, как «Бесстрашный», в то время и не мечтали. А их корабль берет на борт 5 тысяч тонн горючего и перевозит груз быстрее, чем по железной дороге. На судне господствует автоматика. Дистанционное управление, новейшие навигационные приборы облегчили труд экипажа, приблизили его к инженерному. — Пели бы все это увидел отец, — говорит задумчиво Александр Степанович. И рассказывает, что вся династия Чесиоковых — потомственные волгари. Капитан «Бесстрашного» мог подать в отставку еще н прошлом году. По не воспользовался своим правом. Решил приурочить уход па отдых к знаменательной семейной дате — двухсотле­ тию плавания по Волге капитанов Чесиоковых. Начало этой удивительной эстафете положил дед. Ровно 50 лет плавал он на волж­ ских пароходах. Часто брал в рейсы сына — Степана, также ставшего капитаном. Ровно полвека водил и он волжские корабли. Его имVi нынче увековечено в названии теплохода «Капитан Чесноков», который курсирует по Каме. А потом эстафету приняли сыновья Степана — Александр и Геннадий. Теперь Геннадий Степанович гоже волгарь со стажем. Л стаж этот — 43 года. В Астрахани, как только «Бесстрашный» причалит к берегу, встречать его выйдет Чесноков-младшнй, тоже капитан. Борис Чес- иоков остался верен семейной традиции. Уже десять лет возглавляет он экипаж служебного судна. На снимках: танкер «Бесстрашный» в рейсе (слева); капитан А. С. Чесноков и старший механик l l -й штурман Геворг Сумбато- вич Гаспарянц на вахте (справа). Фото М. Редькииа. Фотохроника ТАСС. О н и в е р н у л и с ь Три года на^ад ушел в ряды Со­ ветской Армии матрос первого класса Александр Левченков. Мо­ ряки траулера «Новиков-Нрибой» тепло проводили на службу удар­ ника коммунистического труда, активного комсомольца. И вот он снова у нас, в траловом флоте. Чувствуется, что крепко влюб­ лен Саша в море, прочно связал свою судьбу с Мурманском. Он — настоящий моряк. Об этом крас­ норечиво говорит одна из записей в ого трудовой книжке: «За отва­ гу и взаимовыручку при спасе­ нии товарища объявить матросу А. Левченкову благодарность и наградить Почетной грамотой». Но этому же случаю комсоргу трау­ лера «Рион» А. Левченкову была предоставлена бесплатная путев­ ка в любой, но его выбору, сана­ торий страны. — Я тогда отдыхал в Ялте, — вспоминает сейчас Саша. Пройдет немного времени, и он пойдет в море, а сейчас отдел кадров направил А. Левченкова в береговую бригаду. Вместе с А. Левченковым вер­ нулись после службы в армии к своей профессии рыбака матросы Николай Хацкевич, Василий Доб­ ровольский, мастер по добыче Георгий Боровский. Отряд быва­ лых промысловиков пополнился опытными, знающими рыбацкое дело моряками. О. КРУГЛОВА , работник отдела кадров. За последнее время рыбная промышленность достигла серь­ езных успехов в области меха­ низации тяжелых и трудоемких процессов. Высшей ступенью развития механизации является автоматизация — применение машин, механизмов, приборов и других средств, позволяющих осуществлять производственные процессы без непосредственного участия человека. В книге А. В. Теренгь-ва «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55 654. Хорошо, заволжцы! Успех был очевидным. План выполнен на 113 процентов. Ассор­ тимент выработанной продукции — разнообразен — рыбин жир, филе, мука. Кстати, годовой план но тресковому филе дали за один рейс. Речь идет о большом морозиль­ ном траулере «Заволжск». Гри месяца судно находилось на про­ мысле. Бывали всякие дни. Ино­ гда в течение нескольких суток слышались лишь вздохи скучаю­ щих моряков — рыба шла плохо. Но в большинстве — трал подни­ мали тяжелый, полный сверкаю­ щей рыбы. Тут уж доставалось всем. Матросскую жесткую робу одевали и свободные от вахт штурманы и помполит М. О. Са- ракевич, и даже судовой врач В. Тищенко. Требовались крепкие, сильные руки и железные муску­ лы. И чем больше — тем лучше! Труд сближает родственных по духу людей. : Помогает открывать сердца. Беспокойный день окончен. Но стенам и подволокам салона и кают прыгают неугомонные сол­ нечные зайчики. Наступило время отдыха. — Что нового написал? — инте­ ресуется корабельный поэт В. Ми­ хайлов у своего собрата по перу, по моряцкой судьбе А. Галкина. — Да, кое-что имеем, — отве­ чает Галкин. Нельзя сказать, что стихи этих парией сделаны мастерски. Но не­ смотря на недостатки, они доход­ чивые, искренние. Основная гема н стихах — море, товарищество, ро­ мантика. Поэтому их охотно поме­ щают на страницах судовой стен­ ной газеты, где кроме стихов — толковые деловые статьи о чоде промысла, о плане, о дисциплине и культуре рыбаков. Одни увлекаются на досуге сти­ хами, других интересуют шахма­ ты, шашки. А многие моряки «За­ волжская любят спорт. Сеть на траулере штангисты, гимнасты, волейболисты и боксеры. Каждое утро матросы подставляют свои сильные загорелые тела свежему морскому ветру — физзарядка обязательна для всех. Вечерами в салоне нередко ца­ рит тишина, хотя моряков соби­ рается немало. Шуршат страницы газет, журналов. Чтобы экипаж, находясь вдали от Большой зем­ ли, вовремя узнавал о событиях, происшедших в жизни, на «За- волжск» приходит много периоди­ ческой литературы. Но не жди тишины, если объяв­ лен диспут по прочитанным кни­ гам. Споры затягиваются надолго. Не менее горячими бывают и раз-' говоры после бесед, лекции, ак­ тивными организаторами которых являются старший помощник ка­ питана В. И. Смака, старший ме­ ханик Ф. А. Горлов, технолог В. П. Поляков и комсорг В. Анисимов. К Дню рыбака коллектив ху­ дожественной самодеятельности подготовил большую концертную программу. Праздник прошел ве­ село, дружно. В нем участвовали все члены экипажа. Там, где люди умеют работать — там умеют и отдыхать. Тем бо­ лее. что на траулере «Заволжск* командный состав судна всячески этому содействует. В. ИСАЕНКО. о л ы в к и и г и «Пути автоматизации обработ­ ки рыбы», выпущенной изда­ тельством пищевой промышлен­ ности, собран и обобщен весь имеющийся в рыбообрабатыва­ ющей промышленности мате­ риал, характеризующий пред­ посылки для создания такой автоматизации. Дано краткое описание работ по автоматиза­ ции в рыбной промышленно­ сти, которые ведутся в настоя­ щее время. Цель этой книги — привлечь внимание широких кругов инженерно-технических работников, новаторов и изоб­ ретателей к вопросам автомати* зации в рыбной промышленно­ сти. Для судовых электромехани­ ков издательством «Транспорт» выпущена книга А. Е. Пасс «Судовая электроника и радио­ техника». В настоящее время инженер*; а особенно инженер- электромеханик, без знания основ электроники не может эксплуатировать * технические ОСЕННИЕ СТАРТЫ Морской клуб при Мурманском областном комитете ДОСААФ 2G сентября проводит внутрнклубиые соревнования по морскому много­ борью. В программу соревнований вхо­ дят следующие виды спорта: стрельба из мелкокалиберной вин­ товки; кросс на 1500 метров по пересеченной местности; гребные гонки на 2 тысячи метров; парус­ ные гонки на 6—8 миль. Команда, занявшая первое ме­ сто, будет награждена переходя­ щим призом морского клуба и дипломом первой степени, а каж­ дый ее участник — личной грамо­ той и дипломом первой степени. Еще одно пораЖение 8 сентября «Тралфлотовец» встретился в очередном матче на первенство СССР по классу «Б» с командой «Автомобилист». Так на­ зывается теперь ленинградская футбольная команда «Спартак». И на этот раз футболисты «Тралфлотовца» играли ниже своих возможностей. Начав хоро­ шо и забив на четвертой минуте первой половины игры мяч в воро­ та-гостей, они не сумели развить свой успех. В дальнейшем игра проходила при явном преимуще­ стве ленинградцев, которые про­ вели два ответных мяча в ворота своего соперника. «Тралфлотовец» потерпел еще одно поражение со счетом 1:2. устройства, которыми оборудо­ ваны наши суда. В данной кни­ ге судовые электромеханики могут ознакомиться с основами электроники и особенностями судовых электронных устройств. В ней рассматриваются устрой­ ство, принцип действия и схе­ мы применения электронных приборов в судовых электро­ энергетических установках. Особое внимание уделяется опи­ санию физических процессов в приборах, что необходимо для грамотной эксплуатации средств электроники. Е. ЕФИМОВА. Говоря о возможностях лик­ видации отставания траловога флота, прославленный капитан Герой Социалистического Тру­ да А. Я. Маклаков в своем недавнем выступлении на стра­ ницах «Полярной правды» не­ двусмысленно высказался в ад­ рес некоторых инженеров из управления флота: «Они долж­ ны глубоко интересоваться тем, что появляется нового в промысловом вооружении, об­ общать опыт промысловиков, проявлять глубокую заинтере­ сованность в том, чтобы все новое, прогрессивное незамед­ лительно получало путевку в жизнь». В этой связи редакция газе­ ты «Рыбный Мурман» возвра­ щается к ранее поднятому во­ просу о парном методе бунке­ ровки больших морозильных траулеров, как наиболее про­ грессивном. Сущность его была подробно изложена в статье технического информатора службы главного капитана тра­ лового флота тов. Андрианова т е 17 июля. Автор прямо предлагал работникам службы эксплуатации тралового флота и экипажу танкера «Пирятин* освоить этот метод и таким об­ разом сократить простоя траулеров при бункеровке9 ускорить рейсоооороты плавбаз и танкеров. Статью тов. Андрианова до­ полнил донкерман таикера «Пирятин» 3. Сорокин. 12 ав* густа в «Рыбном Мурмане» бы­ ло напечатано его.письмо под заголовком «Разговор следует продолжить», в котором он рас­ сказывал о том, что мешает окончательному янедрению нового метода бункеровки су­ дов на танкере «Пирятин». Указывая на то, что на танкере много времени уходит на вы­ борку шлангов, поскольку она производится вручную, тов. Со­ рокин обращался к специали­ стам технического отдела тра­ лового флота с просьбой ре­ шить эту проблему. Он просил их произвести технические рас­ четы с тем, чтобы можно было установить на спардеке тан­ кера грузовую стрелу для под­ сушивания шлангов. На письмо тов. Сорокина в редакцию пришел невразуми­ тельный ответ от старшего ин- женера-конструктора техниче­ ского отдела флота В. Нико- лаенкова и инженера-конструк- тора А. Хренкова. Они утверж­ дают, что «чертежи такой стре­ лы в техническом отделе были разработаны в апреле месяце этого года, но мы со своей сто­ роны считаем, что это в полно! мере не уменьшит всех трудно­ стей этого метода». Ну, а дальше что? Расписы­ ваясь в своей беспомощности, авторы ответа тут же оговари­ ваются: «Наиболее эффектив­ ным способом выборки шлан­ гов с кормы, на наш взгляд, является способ, предложении! старшим помощником капита­ на танкера «Пирятин» тов. Ка­ лашниковым». Они, оказывает­ ся, даже знают сущность его, поскольку... «Над этим вопро­ сом и работает в данный мо­ мент технический отдел трало­ вого флота». Невольно возникает вопрос, над чем же ломать голову ра­ ботникам технического отдела, если способ, предложенный тов. Калашниковым... «заключается в том, что шланги подаются совместно с проводником, с помощью которого и выбирают­ ся после окончания бункеров­ ки»? К чему в таком случае ло­ миться в открытую дверь? А не лучше бы работникам эгого от* дела подробно изучить пар­ ный метод бункеровки, предло­ женный моряками танкера «Люберцы» и добиться внедре­ ния его на других судах? Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тин. «Полярная правда». Зак. 4960. ПН-04568.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz