Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

|gT»M»nniiifmg>OTrmpg\rarmwprrfM^n«wnrmfyigmrmrmnnnnMrofiMPgBir«BBBBPPPPtlfmBBPBCBOPOPgWPTO3PBBOBBBOBBBOPBBBBBPBBBBB вDO'0 D В Ш Er В в; кь . D D . D □ □ □ В D • □ D □ D □ □ □ □ □ D ; □ □ □□□ О □ О □□ D □ □ D □□□□□ О □ О п D □□ В □□□□ D С D □ D D □□□ D □ О □□ □ □ О □ D □ u D □ □ □ □ □ О О □ □ □ О О □ О О г D □ □ В □ D О С □ *о □ □ D □ □ □ С □ □ □ □ □ □ в 1 в о ! В , О О D □ В В О вввввв и ввв в ввв в в в ввв т в -в- вв~в то t Р Е З Е Р В Ы ЕСТЬ! В ввввв ш в в ввв в- D- в вввввввв в ввв D ввовввввввввовввввввввввв в в D в о в ввввввввввввввв Едва ли на флоте найдется человек, которого не взволно­ вала, не заставила бы серьез­ но задуматься статья знатного капитана Героя Социалистиче­ ского Труда Андрея Яковлеви­ ча Маклакова: «Могучее сред­ ство ликвидации отставания тралового флота». Вопрос уме­ лого использования внут­ ренних резервов остается до сих пор одним из главных на флоте. Возьмем, к примеру, дело планирования и органи­ зации ремонта промысловых кораблей. Известно, что ре­ монтная база нашего флота явно недостаточна. Конечно, она расширяется, но, на наш взгляд, недопустимо медленно. Но и при существующей базе имеются возможности значи­ тельно сократить сроки ре­ монтных работ. Шестого нюня нынешнего года траулер «Шексна» был поставлен в док на СРЗ ММФ. Предстоял плановый ремонт судна сроком в 16 суток. В этот срок входило время на докование траулера и на про­ филактический ремонт меха­ низмов. В числе прочих, была со­ ставлена ведомость и на ре­ монт машинного вала траловой лебедки. Для чего она была со­ ставлена? Видимо, лишь для того, чтобы долгое время про­ лежать под стеклом. Судно простояло в доке тридцать пять суток, но вал лебедки так и не был снят. Старший механик «Шексны» А. В. Кирик и я, как капитан, несколько раз предлагали заместителю глав­ ною инженера тралового фло­ та тов. Сквирскому и руковод­ ству СРЗ ММФ снять злополуч­ ный вал плавкраном и отпра­ вить на завод для проточки. Однако ни тов. Сквирский, ни руководство завода не посчи­ тались с нашими предложения­ ми. К ремонту лебедки завод приступил лишь после докова- ния. В итоге «Шексна» про­ стояла в ремонте восемьдесят суток, вместо запланированных шестнадцати. Экипаж судна потерял по этой причине почти два с половиной месяца про­ мыслового времени, задолжал государству большое количе­ ство рыбы. А разве нельзя было произ­ водить ремонт лебедки в то время, когда судно стояло в доке? Это — не единственный при­ мер, показывающий неудовле­ творительное состояние пла­ нирования и организации ре­ монта судов. Таких примеров можно было бы привести де­ сятки. Из-за отмеченных выше причин на флоте теряются ты­ сячи,. и тысячи часов ценного промыслового времени. Есть еще один вопрос, кото­ рый давно уже служит предме­ том постоянных разговоров среди экипажей траулеров и, в первую очередь, среди капита­ нов. Это — вопрос о работе Ш1НР0 и промысловой развед- ки нашего флота. Прав тов. Маклаков — поисковые Кораб­ ли используются неправильно. Свидетельством этому являет­ ся тот факт, что флот уже долгое время не имеет надеж­ ной промысловой базы в Ба­ ренцевом море, хотя рыба здесь есть. НИ11Р0 обязано информиро­ вать промысловиков о поведе­ нии и движении косяков рыбы, кормовой базе и придонном температурном режиме. В тра­ ловом флоте много опытных капитанов, которым эти данные помогли бы сделать некоторые прогнозы промысла. Но сооб­ щения о придонной температу­ ре и пище рыбы передаются в сводках от случая к случаю. Слишком уж частыми ста­ ли неправильные прогнозы 1ШНР0 в отношении ближай­ ших перспектив промысла. Вот пример. 19 августа капитаны промысловых траулеров полу­ чили в море радиограмму о том, что в ближайшее время" основными районами промысла следует считать Демидовскую, Мурманскую и Медвежинскую банки. Сообщалось также, что Гусиную банку решено дер­ жать под контролем. На этих банках и находились в то вре­ мя промысловые и поисковые корабли. На Гусиной банке в это вре­ мя находилось лишь одно по­ исковое судно не нашего, а Архангельского тралового фло­ та, который и стремился опре­ делить квадраты с наибольши­ ми скоплениями рыбы. Капита­ ны промысловых траулеров «Благовещенск», «Ржев», «Слава», «Шексна», исходя из своего опыта, сделали соответ­ ствующие выводы из сообще­ ния этого архангельского трау­ лера и на свой риск и страх повели суда с Мурманской банки, где они промышляли, на Гусиную банку, хотя уловы там в это время составляли всего 5— 10 центнеров. 23 августа архангельский поисковик иокинул Гусиную банку. И с двадцать третьего же августа здесь началось на­ капливание крупной и ровной трески. В квадрате 432, 433, 397 уловы достигали до 80—90 центнеров за один подъем трала. К этому време­ ни здесь промышляла уже группа из четырнадцати трау­ леров. Но ни одного поискового траулера в это время на Гуси­ ной банке не было. Большая группа промысловых судов в пе­ риод высоких уловов осталась без поискового обеспечения. Естественно, что нечего было и думать о выяснении точных размеров рыбного косяка, пути его перемещения. И вот, 25 августа, в то вре­ мя как большая группа су­ дов уже трое суток промыш­ ляла на Гусиной банке, имея высокие уловы, капитаны траулеров получили в море ра­ диограмму, в которой указыва­ лось, что перспективным рай­ оном в течение недели будет Гусиная банка(?!) Парадоксально! О чем говорит этот факт? О том, что некоторые работники ПИНРО и промысловой развед­ ки до сих пор не отрешились от порочной практики давать рекомендации промысловикам, просиживая в кабинетах. А чего стоит, например, тот факт, что в районе промысла большой группы судов на Гу­ синой банке не было ни одного поискового траулера! И вот результат: 31 августа уловы на Гусиной банке резко снизи­ лись, а I сентября подъемы за два с половиной часа трале­ ния упали до пяти центнеров. Косяк ушел! Куда, в каком на­ правлении? Никто этого ска­ зать не мог тогда, да и сейчас, видимо, не скажет. Косяк этот, именно, ушел, а не был весь обловлен, в этом мнении капи­ таны промысловых судов еди­ нодушны. Флот упустил боль­ шую концентрацию рыбы из-за того, что промысловая разведка не обеспечила район промысла активным поиском. На Гусиной банке скопилось много траулеров, промыслови­ ки вынуждены были сами, те­ ряя промысловое время, зани­ маться местными поисками ры­ бы. Да, резервы на флоте есть! И не только в деле планиро­ вания и организации судоре­ монта и в коренном улучшении работы ПИНРО и промысловой разведки. Своевременное и умелое использование их — одно из важнейших условий успешной работы флота, лик­ видации задолженности перед государством. В. РОЖКОВ, напитан траулера. 2. ОРУДИЯ ЛОВА ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ НАДЕЖНО Недавно я встретил в порту своего товарища, возвратив­ шегося с моря. Мы разговори­ лись. Между прочим, он с обидой заметил, что на про­ мысле их экипаж оказался в пролове. Одной из причин не­ удачи, сказал он, явилось то, что на судне не смогли нала­ дить работу тралов. Об этом случае я и вспомнил, когда собирался написать эти заметки. На самом деле, не­ редко еще бывает так, что из- за неправильного вооружения орудий лова или из-за неис­ правности их, экипажи судов плохо промышляют. Должен сказать, что не было еще ни одного случая, что­ бы команда нашего трау­ лера оказалась в про­ лове из-за плохой работы орудий лова. Как мы добиваем­ ся надежной работы тралов? К следующему рейсу мы на­ чинаем готовиться еще при переходе с района промысла в порт. Проверяем все тралы: промеряем ваера. обновляем марки, заменяем изношенные грунтропы и т. п. Траловые ваера мы комби­ нируем. Известно, что качество материала, из которого делают­ ся ваера, бывает еще неред­ ко различным. Например, при закалке стали, идущей на изго­ товление прядин. Сталь одного из ваеров закалена хорошо, другого—слабо. По этой причи­ не один из ваеров при дли­ тельной работе трала вытяги­ вается больше другого, обра­ зуется провисание ваера. А каждый промысловик знает, что если один из ваеров прови­ сает, нечего и думать о хоро­ ших уловах. Чтобы избежать этого, мы и комбинируем ваера. Обрубаем каждый из тысячеметровых ваеров на две равные части по пятьсот метров. Затем оба кон­ ца одного ваера, скажем, левого барабана, ставим ходовыми на оба барабана. В этом случае два конца ваера правого бара­ бана станут начальными. Сра­ щиваем все концы. Теперь по­ лучается, что у нас оба ходо­ вых конца оказываются из од­ ного материала. Комбинированием ваеров мы добиваемся равномерной их вытяжки. Работа эта не слож­ ная и отнимает времени не больше, чем промерка ваеров. Делаем мы это обычно на пере­ ходе в порт. Теперь о вооружении тра­ лов. Грунтропы трала одного борта на нашем судне вооружа­ ются бобинцами по облегчен­ ной схеме, другого борта — по утяжеленной схеме. Исходя из условий грунта в данном про­ мысловом районе, мы исполь­ зуем одну из них. Если здесь оправдывает себя, скажем, утя­ желенная схема, тогда мы сразу перевооружаем и второй трал по этой же схеме. Схемы эти составлены про­ мысловым отделом флота и, надо отметить, оправдали себя. Во всяком случае, мы уже дав-i но пользуемся ими, так как убедились в их достоинствах. Мы стараемся организовать свою работу так, чтобы сразу обнаружить и ликвидировать повреждения орудий лова. Ког­ да я со своей вахтой поднимаю трал и потом делю подъем, даже не оглядываясь назад, знаю, что подвахтенный мас­ тер по добыче тов. Спиженков уже заметил рвань или другие повреждения трала и устраня­ ет их. То же самое делается и на других вахтах. На мой взгляд, немаловаж­ ную роль играет и взаимосвязь мастеров по добыче с судово­ дителями или, как у нас гово­ рят, «связь с мостиком». Ка­ питан у нас опытный, прекрас­ но знает орудия лова. Себя я не считаю новичком на флоте. Но беседы с капитаном дают мне много полезного, его сове­ ты помогают мне в работе. Если на промысле предстоит переход в другой район, вах­ тенный штурман сразу предуп­ реждает мастера по добыче. Время на таком переходе мы используем для проверки ору­ дий лова, чинки их. Почему-то считается, что только лишь матросы 1 клас­ са должны хорошо знать трал, уметь чинить сети и т. п. На мой взгляд, это неправильно. Каждый матрос-рыбообработчик с первого дня на флоте обязан изучать орудия лова. Знанию их мы обучаем всех без исклю­ чения матросов. Регулярно про­ водим теоретические и практи­ ческие занятия е ними, пере­ даем свои знания и навыки. В столовой траулера мы вывеси­ ли схемы и чертежи тралов с подсобными подписями к ним. Каждый день в рейсе здесь проводятся незапланированные «занятия» после чая, в пере­ рывах между двумя шахматны­ ми партиями и т. д. Плоды этого пожннаем мы сами, мастера по добыче. При всех работах с орудиями лова, особенно при вооружении и чинке их, нам помогают все мат росы - рыбообработчики. Отлично знают трал матросы тт. Соболев, Гриднев, Мануйлов и другие. Мне хочется отметить особо матроса второго класса тов. Грязнова. Он совсем не­ давно работает на флоте, но уже хорошо изучил орудия лова и научился ремонтировать их. На днях мне довелось про­ читать етатыо Героя Социали­ стического Труда капитана Андрея Яковлевича Маклако­ ва. Скажу прямо: очень_ свое­ временная статья. В ней под­ нимаются важнейшие вопросы нашей работы и жизни, исполь- g зования наших резервов. 6д- 8 ним из таких резервов флота несомненно, являетея правиль­ ное и умелое применение ору- g дий лова. Тралы должны всегда S работать надежно! А. МИХАЛЕВ, старший мастер по добыче. О О О в о вввввввв вввв вввв в о вввввв вввв вввв □ ввввв вввввв ввввввввв вв □□□ в □ в вв □ ввввввв в вввввв □ в . в в в в в в в в в в □ в в в в в в в □ в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в □ в в л в в в в в в о в в в в в о ввввввв вввввв в вв ввв вввв ввввввв 8 ввв вввв 8 в aiDDDDDDBDDDDDDDDDDDODODDDDDDDDDDDDDDDODDDBDDDDDDDBDDDDDDDDDBDBDDDDDDDDDDDDDDDDDBBDDDDDDDBDDDDDDDDDDDDDBDDDBBDDDDBDBDBDBBBLiBDDDB bbbbbbbbo L На высоте 3.500 метров над уровнем моря строятся последние километры автомобильной маги­ страли через Тянь-Шань. Зга самая высокогорная в СССР трасса протяженностью 600 кило­ метров свяжет столицу Киргизии— Фрунзе с древним городом Ош па юге республики. На снимке: дорога Фрунзе—Ош в районе строительства Токто- гульской ГЭС. Фмто А. Полякова. Фотохроника ТАСС. ки н о , ЛЕКЦИИ, БЕСЕДЫ Корабль был новенький, краси­ вый. — Ну, братцы, — восклицали матросы, — не судно, а картинка! Скорее бы в море. Экипаж подобрался неплохой. Правда, за три месяца, проведен­ ные в рейсе, полностью характера не раскусишь, но потому, как го­ рячо брались моряки за любое по­ рученное дело — думалось, что в этом коллективе родится хорошая дружба. После вахты люди шли в салон. Слушали музыку, играли в шаш­ ки, в шахматы. В распоряжении книголюбов — большой выбор но­ вых интересных книг. Надвигался праздник День рь»' бака. Стали подумывать об ор­ ганизации на траулере коллекти­ ва художественной/ самодеятель­ ности. И вот тут-то начались не­ поладки. Музыкальных инстру­ ментов, кроме личного аккордео­ на одного из матросов, не было. Попытки помполита И. С. Жули­ на, еще до ухода в рейс, добыть для экипажа музыкальные инстру­ менты и спортинвентарь не увен­ чались успехом. В отделе снабже­ ния их не оказалось. Пообещали доставить все это на промысел. Но обещания так и остались пусты­ ми словами. Ребята сами изгото­ вили штанги, гантели, переклади­ ны. Но вот уж волейбольный мяч ничем не заменить, разве что мыльным пузырем. Тем не менее, культурная жизнь членов экипажа не останавлива­ лась. Регулярно на судно посту­ пали газеты и журналы. Мы вы­ пускали свою стенную газету «Рыбачий», радиогазету и радио­ журнал «За высокие уловы», про­ смотрели 70 художественных ки­ нофильмов и некоторые из них обсудили. Второй помощник ка­ питана тов. Денисенко, моторист тов. Скрынник, помполит тов. Ж у­ лин читали лекции о международ­ ном положении, проводили беседы на различные темы. Сейчас «Рыбачий» находится в порту. Идет ремонт траловой ле­ бедки. Но, чтобы не повторилась прежняя история, постараемся не­ обходимые атрибуты отдыха по­ лучить. Сделаем все, чтобы был он разнообразнее. В. СМЕТАННИКОВ, старший помощник капитана траулера «Рыбачий».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz