Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.
|gT»M»nniiifmg>OTrmpg\rarmwprrfM^n«wnrmfyigmrmrmnnnnMrofiMPgBir«BBBBPPPPtlfmBBPBCBOPOPgWPTO3PBBOBBBOBBBOPBBBBBPBBBBB вDO'0 D В Ш Er В в; кь . D D . D □ □ □ В D • □ D □ D □ □ □ □ □ D ; □ □ □□□ О □ О □□ D □ □ D □□□□□ О □ О п D □□ В □□□□ D С D □ D D □□□ D □ О □□ □ □ О □ D □ u D □ □ □ □ □ О О □ □ □ О О □ О О г D □ □ В □ D О С □ *о □ □ D □ □ □ С □ □ □ □ □ □ в 1 в о ! В , О О D □ В В О вввввв и ввв в ввв в в в ввв т в -в- вв~в то t Р Е З Е Р В Ы ЕСТЬ! В ввввв ш в в ввв в- D- в вввввввв в ввв D ввовввввввввовввввввввввв в в D в о в ввввввввввввввв Едва ли на флоте найдется человек, которого не взволно вала, не заставила бы серьез но задуматься статья знатного капитана Героя Социалистиче ского Труда Андрея Яковлеви ча Маклакова: «Могучее сред ство ликвидации отставания тралового флота». Вопрос уме лого использования внут ренних резервов остается до сих пор одним из главных на флоте. Возьмем, к примеру, дело планирования и органи зации ремонта промысловых кораблей. Известно, что ре монтная база нашего флота явно недостаточна. Конечно, она расширяется, но, на наш взгляд, недопустимо медленно. Но и при существующей базе имеются возможности значи тельно сократить сроки ре монтных работ. Шестого нюня нынешнего года траулер «Шексна» был поставлен в док на СРЗ ММФ. Предстоял плановый ремонт судна сроком в 16 суток. В этот срок входило время на докование траулера и на про филактический ремонт меха низмов. В числе прочих, была со ставлена ведомость и на ре монт машинного вала траловой лебедки. Для чего она была со ставлена? Видимо, лишь для того, чтобы долгое время про лежать под стеклом. Судно простояло в доке тридцать пять суток, но вал лебедки так и не был снят. Старший механик «Шексны» А. В. Кирик и я, как капитан, несколько раз предлагали заместителю глав ною инженера тралового фло та тов. Сквирскому и руковод ству СРЗ ММФ снять злополуч ный вал плавкраном и отпра вить на завод для проточки. Однако ни тов. Сквирский, ни руководство завода не посчи тались с нашими предложения ми. К ремонту лебедки завод приступил лишь после докова- ния. В итоге «Шексна» про стояла в ремонте восемьдесят суток, вместо запланированных шестнадцати. Экипаж судна потерял по этой причине почти два с половиной месяца про мыслового времени, задолжал государству большое количе ство рыбы. А разве нельзя было произ водить ремонт лебедки в то время, когда судно стояло в доке? Это — не единственный при мер, показывающий неудовле творительное состояние пла нирования и организации ре монта судов. Таких примеров можно было бы привести де сятки. Из-за отмеченных выше причин на флоте теряются ты сячи,. и тысячи часов ценного промыслового времени. Есть еще один вопрос, кото рый давно уже служит предме том постоянных разговоров среди экипажей траулеров и, в первую очередь, среди капита нов. Это — вопрос о работе Ш1НР0 и промысловой развед- ки нашего флота. Прав тов. Маклаков — поисковые Кораб ли используются неправильно. Свидетельством этому являет ся тот факт, что флот уже долгое время не имеет надеж ной промысловой базы в Ба ренцевом море, хотя рыба здесь есть. НИ11Р0 обязано информиро вать промысловиков о поведе нии и движении косяков рыбы, кормовой базе и придонном температурном режиме. В тра ловом флоте много опытных капитанов, которым эти данные помогли бы сделать некоторые прогнозы промысла. Но сооб щения о придонной температу ре и пище рыбы передаются в сводках от случая к случаю. Слишком уж частыми ста ли неправильные прогнозы 1ШНР0 в отношении ближай ших перспектив промысла. Вот пример. 19 августа капитаны промысловых траулеров полу чили в море радиограмму о том, что в ближайшее время" основными районами промысла следует считать Демидовскую, Мурманскую и Медвежинскую банки. Сообщалось также, что Гусиную банку решено дер жать под контролем. На этих банках и находились в то вре мя промысловые и поисковые корабли. На Гусиной банке в это вре мя находилось лишь одно по исковое судно не нашего, а Архангельского тралового фло та, который и стремился опре делить квадраты с наибольши ми скоплениями рыбы. Капита ны промысловых траулеров «Благовещенск», «Ржев», «Слава», «Шексна», исходя из своего опыта, сделали соответ ствующие выводы из сообще ния этого архангельского трау лера и на свой риск и страх повели суда с Мурманской банки, где они промышляли, на Гусиную банку, хотя уловы там в это время составляли всего 5— 10 центнеров. 23 августа архангельский поисковик иокинул Гусиную банку. И с двадцать третьего же августа здесь началось на капливание крупной и ровной трески. В квадрате 432, 433, 397 уловы достигали до 80—90 центнеров за один подъем трала. К этому време ни здесь промышляла уже группа из четырнадцати трау леров. Но ни одного поискового траулера в это время на Гуси ной банке не было. Большая группа промысловых судов в пе риод высоких уловов осталась без поискового обеспечения. Естественно, что нечего было и думать о выяснении точных размеров рыбного косяка, пути его перемещения. И вот, 25 августа, в то вре мя как большая группа су дов уже трое суток промыш ляла на Гусиной банке, имея высокие уловы, капитаны траулеров получили в море ра диограмму, в которой указыва лось, что перспективным рай оном в течение недели будет Гусиная банка(?!) Парадоксально! О чем говорит этот факт? О том, что некоторые работники ПИНРО и промысловой развед ки до сих пор не отрешились от порочной практики давать рекомендации промысловикам, просиживая в кабинетах. А чего стоит, например, тот факт, что в районе промысла большой группы судов на Гу синой банке не было ни одного поискового траулера! И вот результат: 31 августа уловы на Гусиной банке резко снизи лись, а I сентября подъемы за два с половиной часа трале ния упали до пяти центнеров. Косяк ушел! Куда, в каком на правлении? Никто этого ска зать не мог тогда, да и сейчас, видимо, не скажет. Косяк этот, именно, ушел, а не был весь обловлен, в этом мнении капи таны промысловых судов еди нодушны. Флот упустил боль шую концентрацию рыбы из-за того, что промысловая разведка не обеспечила район промысла активным поиском. На Гусиной банке скопилось много траулеров, промыслови ки вынуждены были сами, те ряя промысловое время, зани маться местными поисками ры бы. Да, резервы на флоте есть! И не только в деле планиро вания и организации судоре монта и в коренном улучшении работы ПИНРО и промысловой разведки. Своевременное и умелое использование их — одно из важнейших условий успешной работы флота, лик видации задолженности перед государством. В. РОЖКОВ, напитан траулера. 2. ОРУДИЯ ЛОВА ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ НАДЕЖНО Недавно я встретил в порту своего товарища, возвратив шегося с моря. Мы разговори лись. Между прочим, он с обидой заметил, что на про мысле их экипаж оказался в пролове. Одной из причин не удачи, сказал он, явилось то, что на судне не смогли нала дить работу тралов. Об этом случае я и вспомнил, когда собирался написать эти заметки. На самом деле, не редко еще бывает так, что из- за неправильного вооружения орудий лова или из-за неис правности их, экипажи судов плохо промышляют. Должен сказать, что не было еще ни одного случая, что бы команда нашего трау лера оказалась в про лове из-за плохой работы орудий лова. Как мы добиваем ся надежной работы тралов? К следующему рейсу мы на чинаем готовиться еще при переходе с района промысла в порт. Проверяем все тралы: промеряем ваера. обновляем марки, заменяем изношенные грунтропы и т. п. Траловые ваера мы комби нируем. Известно, что качество материала, из которого делают ся ваера, бывает еще неред ко различным. Например, при закалке стали, идущей на изго товление прядин. Сталь одного из ваеров закалена хорошо, другого—слабо. По этой причи не один из ваеров при дли тельной работе трала вытяги вается больше другого, обра зуется провисание ваера. А каждый промысловик знает, что если один из ваеров прови сает, нечего и думать о хоро ших уловах. Чтобы избежать этого, мы и комбинируем ваера. Обрубаем каждый из тысячеметровых ваеров на две равные части по пятьсот метров. Затем оба кон ца одного ваера, скажем, левого барабана, ставим ходовыми на оба барабана. В этом случае два конца ваера правого бара бана станут начальными. Сра щиваем все концы. Теперь по лучается, что у нас оба ходо вых конца оказываются из од ного материала. Комбинированием ваеров мы добиваемся равномерной их вытяжки. Работа эта не слож ная и отнимает времени не больше, чем промерка ваеров. Делаем мы это обычно на пере ходе в порт. Теперь о вооружении тра лов. Грунтропы трала одного борта на нашем судне вооружа ются бобинцами по облегчен ной схеме, другого борта — по утяжеленной схеме. Исходя из условий грунта в данном про мысловом районе, мы исполь зуем одну из них. Если здесь оправдывает себя, скажем, утя желенная схема, тогда мы сразу перевооружаем и второй трал по этой же схеме. Схемы эти составлены про мысловым отделом флота и, надо отметить, оправдали себя. Во всяком случае, мы уже дав-i но пользуемся ими, так как убедились в их достоинствах. Мы стараемся организовать свою работу так, чтобы сразу обнаружить и ликвидировать повреждения орудий лова. Ког да я со своей вахтой поднимаю трал и потом делю подъем, даже не оглядываясь назад, знаю, что подвахтенный мас тер по добыче тов. Спиженков уже заметил рвань или другие повреждения трала и устраня ет их. То же самое делается и на других вахтах. На мой взгляд, немаловаж ную роль играет и взаимосвязь мастеров по добыче с судово дителями или, как у нас гово рят, «связь с мостиком». Ка питан у нас опытный, прекрас но знает орудия лова. Себя я не считаю новичком на флоте. Но беседы с капитаном дают мне много полезного, его сове ты помогают мне в работе. Если на промысле предстоит переход в другой район, вах тенный штурман сразу предуп реждает мастера по добыче. Время на таком переходе мы используем для проверки ору дий лова, чинки их. Почему-то считается, что только лишь матросы 1 клас са должны хорошо знать трал, уметь чинить сети и т. п. На мой взгляд, это неправильно. Каждый матрос-рыбообработчик с первого дня на флоте обязан изучать орудия лова. Знанию их мы обучаем всех без исклю чения матросов. Регулярно про водим теоретические и практи ческие занятия е ними, пере даем свои знания и навыки. В столовой траулера мы вывеси ли схемы и чертежи тралов с подсобными подписями к ним. Каждый день в рейсе здесь проводятся незапланированные «занятия» после чая, в пере рывах между двумя шахматны ми партиями и т. д. Плоды этого пожннаем мы сами, мастера по добыче. При всех работах с орудиями лова, особенно при вооружении и чинке их, нам помогают все мат росы - рыбообработчики. Отлично знают трал матросы тт. Соболев, Гриднев, Мануйлов и другие. Мне хочется отметить особо матроса второго класса тов. Грязнова. Он совсем не давно работает на флоте, но уже хорошо изучил орудия лова и научился ремонтировать их. На днях мне довелось про читать етатыо Героя Социали стического Труда капитана Андрея Яковлевича Маклако ва. Скажу прямо: очень_ свое временная статья. В ней под нимаются важнейшие вопросы нашей работы и жизни, исполь- g зования наших резервов. 6д- 8 ним из таких резервов флота несомненно, являетея правиль ное и умелое применение ору- g дий лова. Тралы должны всегда S работать надежно! А. МИХАЛЕВ, старший мастер по добыче. О О О в о вввввввв вввв вввв в о вввввв вввв вввв □ ввввв вввввв ввввввввв вв □□□ в □ в вв □ ввввввв в вввввв □ в . в в в в в в в в в в □ в в в в в в в □ в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в □ в в л в в в в в в о в в в в в о ввввввв вввввв в вв ввв вввв ввввввв 8 ввв вввв 8 в aiDDDDDDBDDDDDDDDDDDODODDDDDDDDDDDDDDDODDDBDDDDDDDBDDDDDDDDDBDBDDDDDDDDDDDDDDDDDBBDDDDDDDBDDDDDDDDDDDDDBDDDBBDDDDBDBDBDBBBLiBDDDB bbbbbbbbo L На высоте 3.500 метров над уровнем моря строятся последние километры автомобильной маги страли через Тянь-Шань. Зга самая высокогорная в СССР трасса протяженностью 600 кило метров свяжет столицу Киргизии— Фрунзе с древним городом Ош па юге республики. На снимке: дорога Фрунзе—Ош в районе строительства Токто- гульской ГЭС. Фмто А. Полякова. Фотохроника ТАСС. ки н о , ЛЕКЦИИ, БЕСЕДЫ Корабль был новенький, краси вый. — Ну, братцы, — восклицали матросы, — не судно, а картинка! Скорее бы в море. Экипаж подобрался неплохой. Правда, за три месяца, проведен ные в рейсе, полностью характера не раскусишь, но потому, как го рячо брались моряки за любое по рученное дело — думалось, что в этом коллективе родится хорошая дружба. После вахты люди шли в салон. Слушали музыку, играли в шаш ки, в шахматы. В распоряжении книголюбов — большой выбор но вых интересных книг. Надвигался праздник День рь»' бака. Стали подумывать об ор ганизации на траулере коллекти ва художественной/ самодеятель ности. И вот тут-то начались не поладки. Музыкальных инстру ментов, кроме личного аккордео на одного из матросов, не было. Попытки помполита И. С. Жули на, еще до ухода в рейс, добыть для экипажа музыкальные инстру менты и спортинвентарь не увен чались успехом. В отделе снабже ния их не оказалось. Пообещали доставить все это на промысел. Но обещания так и остались пусты ми словами. Ребята сами изгото вили штанги, гантели, переклади ны. Но вот уж волейбольный мяч ничем не заменить, разве что мыльным пузырем. Тем не менее, культурная жизнь членов экипажа не останавлива лась. Регулярно на судно посту пали газеты и журналы. Мы вы пускали свою стенную газету «Рыбачий», радиогазету и радио журнал «За высокие уловы», про смотрели 70 художественных ки нофильмов и некоторые из них обсудили. Второй помощник ка питана тов. Денисенко, моторист тов. Скрынник, помполит тов. Ж у лин читали лекции о международ ном положении, проводили беседы на различные темы. Сейчас «Рыбачий» находится в порту. Идет ремонт траловой ле бедки. Но, чтобы не повторилась прежняя история, постараемся не обходимые атрибуты отдыха по лучить. Сделаем все, чтобы был он разнообразнее. В. СМЕТАННИКОВ, старший помощник капитана траулера «Рыбачий».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz