Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.
Когда мурманчане узнали о том, что в столице нашей Ро дины открылась выставка ра бот шести московских худож ников «Москвичи о Мурман ске», они с нетерпением стали ожидать открытия этой выставки в своем родном го роде. И вот время пришло. Картины прибыли в Мур манск и выста влены в областном краеведче ском музее. Мы на выставке. Что же увидели на ней труже ники Севера? Оправдались ли их ожидания й надежды? За короткий срок пребыва ния в Заполярье московские художники создали ряд хоро ших работ, насыщенных содер жанием, великолепных по цве товому решению, интересных по своему творческому замыс лу и мастерскому исполнению. Вот замечательный пейзаж В. Ф. Васина «Белая ночь». В нем все ясно, правдиво и вели колепно. Смотришь на него,— я все больше влюбляешься я наш суровый, но бесконечно красивый край. Или «У прича ла» — северный пейзаж, каких мы видели очень много. Но сколько в нем лирики, поэзии. и сурового, нахмуренного Севе ра с пламенными сердцами его покорителей. Работы художника В. И. Пастухова раскрывают перед нами внутренний мир труже- чуоствуется динамика, ритм труда, чувствуется веселый за дор, неиссякаемая жизнера достность. Другая его картина — «Но вый асфальт». Это не центр \ ха? Написал он ее мастерски, умело изобразил грязь вокруг нее и назвал картину «Север ная деревня». Да где же уви дел он такую деревню «а Се вере? Это же пасквиль «а на- С е в е р г л а з а м и м о с к в и ч е й непосредственности и какой-то легкой грусти! Грустит у при чала деревянный бот с одино ко стоящей мачтой, доверчиво прижалась к дому тоненькая нежная рябинка. Она тоже у своего причала. Пейзаж свеж, правдив своим северным коло ритом. Хороша картина В. Н. Чу- ловича «Мурманск строится». Художник активно восприни мает окружающую действи тельность. Композиция, коло рит, само исполнительское ма стерство раскрывают перед зри телем пафос труда, сочетание МОЯ ЛИТВА Это первые стихи молодого матроса тралового флота По носа Аксенаса. После окон чания воинской службы Ионос не уехал из Заполярья. Он по-настоящему полюбил этот прекрасный уголок земли. Он полюбил море, профессию ры бака. Но. как и у каждого че ловека, у парня навсегда ос талось чувство своей родины, у него она — Литва. Стихи Поноса тем и интересны, не смотря на некоторые недора ботки, что от его строчек веет огромной любовью к своему литовскому народу, к своему краю. ПАМЯТНИК СОВЕТСКОМУ СОЛДАТУ Он стоит торжественный и Я в лицо бойца гордый, А вокруг — цветы, цветы, цветы. Моему литовскому народу Место то — святая из святынь. Закат над Каунасом Я далеко. Как там у вас, Моя Литва, мой край, мой Каунас? Я вижу чистый, словно небо, Волной шумящий, синий Неман. Люблю, люблю, люблю я край свой! Закат на парк ложится красным, На старый замок, на поля. Горит листва на тополях. Я далеко. Как там у вас, Закат мой, мой народ, мой Каунас?! Я помню:, дед рукав закатит, (Кузнец он) — наковальня — гром! Металл пылает, как закаты, Над моим древним городом. Его рука — гудящий молот. Он, как земля, могуч и молод. Он сын земли, ее народ. Над кузнею закат плывет. Я далеко. Как там у вас, Моя Литва, мой край, мой Каунас?! Перевел В. ИСАЕНКО. □ ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ Флотская организация ДОСААФ широко проводит работу среди моряков по пре- обретению смежных профес сии. Готовятся слесари, ради сты-любители, мотористы, шо- фера-любнтели, водители мо тоциклов. Желающие могут за ниматься в стрелковой секции. С первого октября начал ра ботать кружок по изучению материальной части мотоцикла и правил движения автотран спорта. База для тренировок вполне обеспечивает учащихся всем необходимым. Товарищи моряки! Исполь зуйте возможность приобрести смежную профессию. И. ЛАПОНОВ, предсе датель комитета ДОСААФ тралового флота. гляжу с любовью, верой (Чудится — сраженья... пушки бьют...) Но сейчас ребята, пионеры, Честь ему салютом отдают. Ты откуда? Киевский? Смоленский? Или, может, из Сибири ты? Над моей землей — боец-герой советский! А вокруг цветы, цветы, цветы. ников Заполярья. Вот его «Боцман Ильченко с «Харлов- ки». Сильные, натруженные руки, энергичное, волевое лицо, обветренное солеными ветрами. Перед нами человек, любящий свою профессию, ко торому любое дело по плечу. Он—весь энергия и труд. В то же время по едва заметной улыбке *и чуть прищуренным глазам чувствуется, что он умеет и пошутить, и посмеять ся. «Вести с земли» — это картина, верно передающая мысли и чувства моряка, полу чившего на промысле весточку из дома. Он весь в письме. Где получил его, там и читает. Уе диняться нет времени, да и не зачем. Рядом — друзья по ра боте. Они как бы участвуют в чтении. О чем бы ни говори лось в письме — он им расска жет. Они разделят его радость или его беду. А вот два портрета, написан ные В. А. Филимоновым: «Ко чегар Борис Балашов» * и «Портрет старшего моториста РТ «Угра» А Н. Токбергено- ва». Написаны они с профес сиональным мастерством. Но раскрыть внутренний мир этих людей, показать, чем они жи вут, каков их характер, ху дожник не сумел, превратил своих героев в скучающих по- зировщиков. Хороши картины В. П. Ко- сенчова «Порт-Владимир»», «Поселок в фиорде», правдиво передающие колорит Заполя рья, показывающие суровую обстановку, в которой могут жить только волевые, сильные и мужественные люди. Неплохая работа художника Л Н. Шипозского «Сельдь из Атлантики». Рыбообработчицы разгружают прибывшее с моря судно. В каждом их жесте города с красивыми озеле ненными улицами, а уго лок о к р а и н ы , застраиваю щейся н о в ы м и домами, уголок преобразующегося Се вера. Но написан он так прав диво и с таким чувством, что хочется самому пожить именно в этом доме, на этой улице. Картина «Новый асфальт» ценна и в другом отношении. Некоторые художники, вероят но, считают, что, передавая на полотне особенности края, его колорит, характерные черты, не стоит писать о стройках, о новых улицах, новых городах. Это, дескать, не интересно. Ведь тут нет ничего живопис ного, нет лирики, поэзии, ниче го, располагающего художника к творческому вдохновению. То ли дело старые заброшен ные и покосившиеся деревян ные домишки с черными про емами выбитых окон, старые, покрытые плесенью сараи, ста рые, покосившиеся от ветхости заборы. старые, прогнившие деревянные мостки, где мож но сломать ноги, грязные, лу жами залитые улицы. Вот где романтика! Вот где экзотика! Вэт где можно блеснуть своим мастерством. Это -сказалось и на выстазке наших московских гостей. Что же, если «живописное» старье и «живописная» грязь кому-то нравятся — это дело вкуса. Но воспевать такие «прелести» может только бли зорукий художник, который за экзотической развалиной не увидел истинного лица края. Взять хотя бы того же В. Н. Чуловича, представившего на выставку ряд очень хороших работ. Но интересно, где. в ка ком закоулке нашел художник полуразвалившуюся деревен скую баню времен царя Горо- шу действительность! Неужели не видел художник наших благоустроенных поселков, вроде колхоза «Энергия»? А может, и видел, да показались они ему не романтичными, не типичными для Севера? По добных картин у него не сколько. Экзотическими развалинами увлеклись и другие художни ки. Чуть ли не в каждой тре тьей картине на выставке мож но увидеть одни и те же раз валивающиеся дома и сараи. Не слишком ли много чести для таких развалюшек? Это, конечно, можно понять как по пытку художников через ста рое показать новое в жизня Севера Но обычно развалина стоит на переднем плане и за нимает полкартины. Новое из- за нее почти не видать Конечно, есть еще в Мур манске, и вообще в нашем крае старые, ветхие деревянные дома. Но типичны ли они для Севера? Нет. Более типичным для него будет 175 квартал. Наведайтесь туда, товарищи москвичи! Найдете ли вы там экзотические развалины? Собственно говоря, дело не только в том, какие дома рису ют художники. Глазное — по нять душу людей, понять ос новное, чем живет наш край. А для этого московским ху дожникам надо почаще приез жать к нам в гости, внима тельнее присматриваться к то му,1какие изменения происко- . дят в наши дни на древней Кольской земле. Это позволит вам, товарищи художники, со здать замечательные полотна о нашем интересном, красивом крае, о жизни и трудовых буд нях тружеников Заполярья. Д. ГОРЕЛО В, худож ник. «РЫ БНЫП МУРМАН» Иедекс 55654. - СНИЗЬ ШТОРМ isaiaub МАЛЕНЬКАЯ ПОВЕСТЬ (Продолжение. Начало в — Я хотел сказать,—все больше сюда, и врача надо было дэста- №№ 113—116 и 118 с. г.). волнуясь, сказал Алеша,—что поч- вить, и гипс наложить. Без него ти за час до аварии капитан сам куда бы п. — По ^огда же это случилось? отстранил меня от вахты. — Да объясните вы мне, ради — растерянно спросил у Василия Некоторое время Курашко не- бога, что все это значит? — вол- Васильевича Алеша. Но тот толь- доуменно смотрел на Алешу, по- нуясь, спросил Алеша.—Я ничего ко пожал плечами, по-прежнему том рассмеялся каким-то натяну- решительно не понимаю: как будто не поднимая глаз. тым, деланным смехом. все хотят свалить всю вину за — А вы это лучше у себя спро- — А оказывается, ты только с аварию на меня. Но ведь я то не сите, молодой человек, — вдруг виду, такой блаженный. Смотри, виноват и Никифор Петрович пер- раздался у него за спиной чей-то как ловчит, изворачивается! Толь- вый это знает... сердитый, брюзгливый голос. ко напрасно стараешься, ничего у Алеша взглянул па Алевтину А Л ЕШ А обернулся и только тебя не выйдет. Всем на судне Викторовну и невольно удивился: сейчас узнал в этом нервно было известно, что капитан в ту перед ним на стуле сидела уже не расшагивающем по комнате пожн- ночь чувствовзл себя плохо, ле- та заплаканная, суетливо-беспо лом сухопаром человеке, с корот- жал в каюте и иа мостик выбе- мощная женщина, какой он ее ко остриженными седыми волосами главного капитана флота Курашко, которого он видел несколько раз у себя па судне и ко торый, говорили, в в давнишних прия тельских отношениях с Ннкифо- жал только, когда судно уже би- увидел, а как будто совсем другая, ром Петровичем. лось о камни с распоротым дни- — Глаза сухие, пытливопасторо- — Не понимаю. — смутился щсм. жениые, губы твердо, по-мужски, Алеша. — Что я должен у себя — Что эго такое? — словно не сжаты, и все ее лицо словно по спросить? веря своим ушам, начал озираться добралось, стало суше и жестче. — Он «не понимает»! — со Алеша, ища поддержки и сочув- — Слушай меня, Алеша, виима- злой иронией обрушился Курашко стен я. —-Что он говорит. Как же тельно, — неторопливо, спокойно на расстерянного, побледневшего так! Да вы спросите у самого Ни- роняя слова, заговорила она. — Я Алешу. — Капитан лежит здесь с кифора Петровича. Он скажет буду с тобой откровенна, потому переломанои ногой, матрос, руле- правду, он не даст мне соврать. что я надеюсь, ты поймешь меня, вой в эти часы, быть может, уми- Но тут вовремя вмешался «док- Я не сшаю, как там по вашим мор- рает в больнице. А он является тор Жора» и начал вежливо, но ским законам, кто из вас виноват, сюда с видом святой наивности... настойчиво выпроваживать гостей, ты или Никифор Петрович. — Но позвольте, разве я в этом — Больному нужен покой, то- — Он — капитан, — сказал Але- виноват! варищи, — профессиональным ша, — он отстранил меня от вах- — А кто же? — повысил голос Докторским тоном изрекал он. — ты и сам взял на себя управление Курашко. — Кто? Кто, я спрашн- Абс0ЛЮТНЫЙ п°ко«- Это и его по- судном. паю Стоял на вахте в 3 часа 18 лож™ ~ главное, сон н п о к о и . — Дурак! - вырвалось у Алев- мннут 31 декабря, когда суднд с . “ скаж«те же сы им-Никн' ™ »ы Викторовны, но она тут же полного хода врезалось в приб- фор ПетР<->внч! — с отчаянием вы- взяла себя в руки и спокойно про- режную каменистую гряду в пол- КР1,КНУЛ Ая^ша и рванулся к по- должала. - Но ведь об этом не миле от Малого Оленьего? стели больного. Но «доктор Жора» записано в вахтенном журнале и _ ‘ ^ схватил его мертвой хваткой за свидетелей тоже нет. Правда, — Формально стоял на вахте я. плечи, повернул и вытолкал за единственный свидетель рулевой дверь. Зарубин еще жив, но Георгий Бо- Но... — Вот, вот, именно формально, О ДЕСЬ, в коридоре, его под- рисович говорил мне, что положе- сам признался, — не давая Алеше ^ хватила Алевтина Викторов- ние его безнадежно, раскрыть рта, продолжал свой на и увела в столовую. Алеша вздрогнул. Там, в боль- разнос главный капитан. — И как — Ты не обижайся на нашего нице, умирает с раздробленной только таким, как ты, выдают дип- доктора, Алеша, — мягко сказала грудью хороший, веселый парень лом. Тебе не только судно, разби- она, усаживая Алешу на диван. — Саша Зарубин. А здесь эта жен- тую телегу нельзя было доверять. Забегался ои, то а больницу, то щина спокойно и равнодушно го- И. ГАГАРИН ворит о нем, как о единственном я неугодном свидетеле. И, словно почувствовав этот невысказанный упрек, Алевтина Викторовна торо пливо и неумело перекрестилась. — Но лучше бы он осгалс* жив, — вздохнув, сказала она.— Тогда бы по крайней мере судили за одну аварию. А сейчас вас бу дут сулить за аварию с человече ской жертвой. Обоих посадят на одну скамью, и вахтенного штур мана и капитана. И обоим дадуг лет по пяти. Но почему из-за од ного дурака долж на страдать вся семья, д о л ж н ы страдать безвин- ■ ные дети. вввваавааваи Она некоторое время молчала, украдкой бросая на Алешу пыт ливые взгляды, и вдруг спросила: — Скажи, Алеша, только откро венно: ты любишь мою Шуру? Ты хотел бы ей счастья? — Как же. Конечно, — сму щенно пробормотал Алеша. — То есть я, разумеется, хочу чтобы она была счастлива. Мимолетная улыбка пробежала по губам Алевтины Викторовны. — А ведь когда отца посадят, плохо ей придется. Ну, я пойду работать снова машинисткой, так разве на мои гроши проживешь* Придется ,ей училище оставить, идти куда-нибудь официанткой. — Почему . официанткой? — растерянно спросил Аяешз. — Куда же еще денется без диплома? А что будет с Игорем! Что будет с мальчиком. Я с ума сойду. (Продолжение следует). - Редактор Б. Ф, ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 5233. ПН 00614.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz