Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.
Б Р И Г АДИР МИХАИЛ НЕ ЧАИ В J954 году после демоби лизации из рядов Советской Армии Михаил Нечай пришел на первый судоремонтный за вод. Направили его на электро участок в бригаду Полякова. Михаил не был новичком — специальность электромонтера он приобрел в армии. И на за воде он сумел проявить себя способным работником, мастп ром своего дела. Поэтому-то сложные задания частенько стали поручать Михаилу. Лю бая работа ему была по плечу. Когда я в 1955 году при шел на тог же электроучасток, то бригадиром вместо Поляко ва был уже Михаил Нечай. Первое гремя я работал у него в бригаде. Мы уважали своего вожака. К нему шли с любым вопросом и все гда получали нужный совет. А если уж у ко го-либо что-то не ладилось, первым на по мощь спешил бригадир. С каждым го дом наш уча сток пополнял ся новыми станками, раз личными при способления ми. Да и промысло вый флот полу чал первоклас сную технику, которую нам приходилось ре- монтиро в а т ь. Бригада иногда выполняла до вольно сложную работу по ре монту генера торных установок, но ре бята никогда не пасовали пе ред трудностями — этому учил бригадир. И не было случая, чтобы по вине бригады был за держан корабль в ремонте. Замечательной чертой ха рактера Нечая является его умение работать с людьми. Ведь бригадир не только отве чает за качество ремонта — он еще и воспитатель. Приходят- то ведь разные ребята, и к каждому Михаил умеет найти дорожку. Он считает, что не способных людей нет, есть ле нивые, которые пытаются за чужой спиной спрятаться. Ох, и не любит наш Михаил таких. Но как-то получалось так, что в бригаде ленивых не было. Или это было результатом влияния бригадира, или сами парни старались работать хоро шо, чтобы не уронить честь бригады. В результате слажен ной и отличной работы — тро им. и в том числе бригадиру, присвоено звание ударника коммунистического труда. Особенно много внимания Михаил уделяет ученикам. Придет хлопец в цех, дадут ему работу, а он тушуется, руки дрожат, движения неуверен ные. Но бригадир в обиду их не дает. Учит мастерству, умению разбираться в сложной техни ке. Михаилу, да и остальным членам бригады радостно, ког да новичок становится настоя щим рабочим. Бывает и так, что, получив специальность, бывшие ученики уходили пла вать на промысловые корабли, вот, как Виктор Рымарев, ко торый вырос в бригаде Нечая, а теперь трудится на корабле. Но большинство все-таки оста ется в родном цехе. Больше года самостоятельно работают Виктор Макеев и Петр Мамо нов. Оба они пришли, не имея никакой специальности, а здесь получили отличную профес сию, научились находить удов летворение в труде, вкладывать в работу душу. Михаил Михайлович Нечай хороший общественник. Не раз его избирали в цеховой коми тет профсоюза. Много энергии он вложил в организацию со ревнования за коммунистиче ский труд. В том, что нашему участку присвоено звание кол лектива коммунистического труда, есть частица и его уча стия. Он всегда стремится улучшить технологию произ водства, вносит рационализа торские предложения. Вот, например, он предложил при способление для продорожива- ния коллекторов электрических машин. Если раньше изоляци онные пазы зачищали вруч ную, то теперь эта работа бу дет механизирована. ЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ Михаил Михайлович — депу тат городского Совета депутатов трудящихся. Он энергично претворяет в жизнь наказы из бирателей, выполняет их про сьбы. Сейчас, как и все тружени ки рыбного Мурмана, бригада Нечая готовится достойно встретить 47-ю годовщину Ве ликой Октябрьской социалисти ческой революции и 20-летие освобождения Советского За полярья. В частности, вместе с другой бригадой она стремится быстрее закончить ремонт на траулере «Акула». А объем ра бот здесь большой: надо про извести профилактический ре монт генераторов, электродви гателя траловой лебедки. Про верить и отремонтировать электродвигатели рефрижера торной и рыбомучной устано вок и ряда других механизмов. Есть у Михаила Михайлови ча и своя, личная радость. На днях его приняли в члены Ком мунистической партии Совет ского Союза. Н ЧЕРЕПЕННИКО В , секретарь цеховой пар- шиной организации. 7ТЛЯ коллектива рыбного г 4» порта, как и всего совет ского народа, Великая Отечест венная война против немецко- фашистских захватчиков яви лась суровым испытанием. Она проверила моральные и духовные качества людей, их готовность к защите Родины. С первых дней войны вся молодежь по зову партии ушла на фронт. Из незначительного количества оставшихся рабо чих были созданы аварийно восстановительная, железнодо рожная и другие команды. Многие рабочие были переведе ны на казарменное положение. Места ушедших на фронт, как и па всех лредприятих, в пор ту заняли их жен?л, сестры и матери. Многие рабочие, считавшие себя уже нетрудоспособными, вернулись обратно на произ водство, чтобы выполнить свой долг перед Родиной. Порт быстро перестроил всю свою работу на военный лад. Все было подчинено единому порыву — помогать фронту, самоотверженным трудом уско рить победу над врагом. В последние дни июня и весь июль 1941 года шла на пряженная работа по разгрузке отозванных с промысла кораб лей и передаче их в состав боевых единиц Северного Воен но-Морского Флота. Многие ко рабли, как и люди, меняли свою профессию с гражданской на военную. День и ночь портовики вме сте с командами судов выгру жали и увозили за пределы порта промысловое снаряжение, а взамен его завозилось и уста навливалось боевое вооруже ние, которое впоследствии на носило ощутимые удары по врагу. J J ОРТ до войны не был при способлен и не принимал у своих причалов суда коммер ческого (торгового) флота. Не было в порту механизации для разгрузки и погрузки таких ко раблей. Погрузка угля на промысло вые и буксирные суда шла до вольно примитивно. Живой конвейер — рабочие с тачка ми в руках — грузил каждый траулер по 18—20 часов. Спу стя двадцать с лишним лет это му приходится удивляться. Мыслимо ли, 200 тонн угля грузили почти сутки, а сейчас на это уходит 1 час 20 минут. Война потребовала полно стью изменить технологию всех производственных процессов. И это решалось не за столами конструкторов, технологов и чертежников, а сразу на рабо чих местах, усилиями и умом простых тружеников в содру- провод, разрушены часть фильтровода и санузел. Норт остался без воды. Двое суток шла напряжен ная работа по восстановлению главного водовода и канализа ции. Двое суток для питания котлов на действующую ко тельную завозили е о д у бочка ми и цистернами. Для порто виков это был первый экза мен, и они его выдержали с честью. Областной комитет Коммуни стической партии поставил пе ред портовиками задачу: лю- л 20-ЛЕТИЮ ЗАПОЛЯРЬЯ 07 Ф ОСВОБОЖДЕНИЕ АШИ С 7 СНИХ ПОЛЧИЩ Рыба нужна была стране и фронту. До декабря промысловые су да шли с грузом в Архангельск. Декабрьские морозы закрыли доступ кораблям в Архангель ский порт, и траулеры с на ступлением нового, 1942 года, приходили в Мурманск. • 31 декабря 1941 года город снова подвергся бомбардиров- РЫБНЫЙ порт в годы воины жсстве с инженерно-техниче скими работниками. В августе 1941 года Уголь ная база порта уже начала снабжать углем боевые кораб ли Северного флота. Тачки бы ли заменены транспортерами, железнодорожными и гусенич ными кранами. Почти в пять раз сократились сроки погруз ки угля. Коллектив другого участка в это же время готовил около третьего рыбозавода причалы к приему транспортных судов, доставляющих вооружение, бое припасы и продовольствие от союзников. Шел демонтаж двух рыбоперегружателей, прокла дывались железнодорожные и подкрановые пути на причалах. Особую смекалку и изобрета тельность проявили на этих работах начальник Угольной базы А. А. Александров, сле сарь порта В. К. Левчук, мас тер железнодорожного хозяй ства И. А. Сулякаев и другие. J i АВГУСТЕ, пытаясь за хватить Мурманск, не мецкие захватчики подвергли город интенсивной бомбарди ровке. Многие бомбы разорва лись около рыбного порта и на его территории. Погибло двое портовиков, а рабочему Павло ву осколком бомбы оторвало правую руку. Был выведен из строя главный водовод. Около котельных JsiliNs 1 и 3 оказались разбиты канализация и водо Я. С. Бургутто, начальник Мурманского рыбного порта бой ценой сохранить все ком муникации и гидротехничес кие сооружения порта. Демон тированное и оставшееся не установленным оборудование порта и других организаций и предприятий подлежало не медленной эвакуации в глубог кий тыл. День и ночь нГ портовские железнодорожные пути пода вались составы для погрузки оборудования, с этих же путей каждый день отправляли со ставы с женщинами, детьми и стариками. Они уезжали из Мурманска в восточные районы страны. В конце августа порт почти опустел. У причалов остались несамоходные и ремонтиро вавшиеся к о р а б л и . Пор товики занимались вос становительными ра бот а ми, в вагоны грузили промышлен ное оборудование и промысло вое вооружение, а на суда — продовольствие и боеприпасы. Центральный Комитет Ком мунистической партии и Совет ское правительство призвали рыбаков: несмотря на трудные и опасные условия военного времени в районах промысла не прекращать добычу рыбы. itt* с воздуха. Были разрушены железнодорожные пути около центрального въезда в порт. Железнодорожная группа встре чу нового года провела на восстановительных работах. ТТОВЫЙ ГОД принес новые огорчения. Кончился уголь. Котельная № 2 прекрати ла работу. Котельная № 1, ра ботавшая на древесных отходах, только-только обеспечивала подачу тепла в магистрали 3, 4, 5 и С причалов. Чтобы не допустить разморозки водо провода по магистрали второго причала, тепло подавалось че рез шлйнги и медные трубы с буксиров «Портовик» и «Норд- Вест». Отопление помещений пре кратилось. На голодный топ ливный паек переведены все вспомогательные суда порта и несамоходный флот. Своими си лами стали изготовлять и уста навливать в помещениях цехов и на ремонтируемых судах вре менные печи и комельки с дровяным отоплением. Ко тельную № 3 тоже начали пе ределывать для дровяного отоп ления. Усилились бомбежки города и порта. На восстановительные работы в помощь аварийно-вос становительным командам пришлось снимать «экипажи с кораблей, стоящих у причалов и на рейде. Для защиты порта Северный Военно-Морской Флот направил военный корабль «Гроза» с постоянным базиро ванием у причалов Боевой экипаж этого корабля иод ко мандованием капитана-лейте- нанта М. Н. Моля своей огне вой мощью в шесть ство лов нередко расстраивал пла ны немецких летчиков с «юн- керсов». Не всем им Сдавалось сбросить бомбовый груз на про мышленные объекты и прича лы порта. Лишь отдельные са молеты, прорываясь сквозь за градительный огонь, бомбили порт. Часто разрушались водопро вод, канализация, линии связи и электропередач, железнодо рожные пути и другие объекты. Железнодорожная аварийно восстановительная команда из 28 человек, среди которых бы ло большинство женщин, не только справлялась с восста новлением разрушенных путей, но и строила новые пути, фор мировала и своевременно от правляла из порта груженые составы. С 1942 года у причалов пор та развернулась напряженная работа по выгрузке с транспор тов боеприпасов, продовольст вия и вооружения. На прича лах были установлены два портальных и два железнодо рожных крана. Чтобы осуще ствлять грузовые операции по прямому варианту: борт суд на—вагон, представитель ставки Верховного командова ния Герой Советского Союза И. Д. Папанин поручил срочно построить железнодорожные пути для подачи подвижного состава к борцу выгружаемых судов. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz