Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.

Б Р И Г АДИР МИХАИЛ НЕ ЧАИ В J954 году после демоби­ лизации из рядов Советской Армии Михаил Нечай пришел на первый судоремонтный за­ вод. Направили его на электро­ участок в бригаду Полякова. Михаил не был новичком — специальность электромонтера он приобрел в армии. И на за­ воде он сумел проявить себя способным работником, мастп ром своего дела. Поэтому-то сложные задания частенько стали поручать Михаилу. Лю­ бая работа ему была по плечу. Когда я в 1955 году при­ шел на тог же электроучасток, то бригадиром вместо Поляко­ ва был уже Михаил Нечай. Первое гремя я работал у него в бригаде. Мы уважали своего вожака. К нему шли с любым вопросом и все­ гда получали нужный совет. А если уж у ко­ го-либо что-то не ладилось, первым на по­ мощь спешил бригадир. С каждым го­ дом наш уча­ сток пополнял­ ся новыми станками, раз­ личными при­ способления ми. Да и промысло­ вый флот полу­ чал первоклас­ сную технику, которую нам приходилось ре- монтиро в а т ь. Бригада иногда выполняла до­ вольно сложную работу по ре­ монту генера­ торных установок, но ре­ бята никогда не пасовали пе­ ред трудностями — этому учил бригадир. И не было случая, чтобы по вине бригады был за­ держан корабль в ремонте. Замечательной чертой ха­ рактера Нечая является его умение работать с людьми. Ведь бригадир не только отве­ чает за качество ремонта — он еще и воспитатель. Приходят- то ведь разные ребята, и к каждому Михаил умеет найти дорожку. Он считает, что не­ способных людей нет, есть ле­ нивые, которые пытаются за чужой спиной спрятаться. Ох, и не любит наш Михаил таких. Но как-то получалось так, что в бригаде ленивых не было. Или это было результатом влияния бригадира, или сами парни старались работать хоро­ шо, чтобы не уронить честь бригады. В результате слажен­ ной и отличной работы — тро­ им. и в том числе бригадиру, присвоено звание ударника коммунистического труда. Особенно много внимания Михаил уделяет ученикам. Придет хлопец в цех, дадут ему работу, а он тушуется, руки дрожат, движения неуверен­ ные. Но бригадир в обиду их не дает. Учит мастерству, умению разбираться в сложной техни­ ке. Михаилу, да и остальным членам бригады радостно, ког­ да новичок становится настоя­ щим рабочим. Бывает и так, что, получив специальность, бывшие ученики уходили пла­ вать на промысловые корабли, вот, как Виктор Рымарев, ко­ торый вырос в бригаде Нечая, а теперь трудится на корабле. Но большинство все-таки оста­ ется в родном цехе. Больше года самостоятельно работают Виктор Макеев и Петр Мамо­ нов. Оба они пришли, не имея никакой специальности, а здесь получили отличную профес­ сию, научились находить удов­ летворение в труде, вкладывать в работу душу. Михаил Михайлович Нечай хороший общественник. Не раз его избирали в цеховой коми­ тет профсоюза. Много энергии он вложил в организацию со­ ревнования за коммунистиче­ ский труд. В том, что нашему участку присвоено звание кол­ лектива коммунистического труда, есть частица и его уча­ стия. Он всегда стремится улучшить технологию произ­ водства, вносит рационализа­ торские предложения. Вот, например, он предложил при­ способление для продорожива- ния коллекторов электрических машин. Если раньше изоляци­ онные пазы зачищали вруч­ ную, то теперь эта работа бу­ дет механизирована. ЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ Михаил Михайлович — депу­ тат городского Совета депутатов трудящихся. Он энергично претворяет в жизнь наказы из­ бирателей, выполняет их про­ сьбы. Сейчас, как и все тружени­ ки рыбного Мурмана, бригада Нечая готовится достойно встретить 47-ю годовщину Ве­ ликой Октябрьской социалисти­ ческой революции и 20-летие освобождения Советского За­ полярья. В частности, вместе с другой бригадой она стремится быстрее закончить ремонт на траулере «Акула». А объем ра­ бот здесь большой: надо про­ извести профилактический ре­ монт генераторов, электродви­ гателя траловой лебедки. Про­ верить и отремонтировать электродвигатели рефрижера­ торной и рыбомучной устано­ вок и ряда других механизмов. Есть у Михаила Михайлови­ ча и своя, личная радость. На днях его приняли в члены Ком­ мунистической партии Совет­ ского Союза. Н ЧЕРЕПЕННИКО В , секретарь цеховой пар- шиной организации. 7ТЛЯ коллектива рыбного г 4» порта, как и всего совет­ ского народа, Великая Отечест­ венная война против немецко- фашистских захватчиков яви­ лась суровым испытанием. Она проверила моральные и духовные качества людей, их готовность к защите Родины. С первых дней войны вся молодежь по зову партии ушла на фронт. Из незначительного количества оставшихся рабо­ чих были созданы аварийно­ восстановительная, железнодо­ рожная и другие команды. Многие рабочие были переведе­ ны на казарменное положение. Места ушедших на фронт, как и па всех лредприятих, в пор­ ту заняли их жен?л, сестры и матери. Многие рабочие, считавшие себя уже нетрудоспособными, вернулись обратно на произ­ водство, чтобы выполнить свой долг перед Родиной. Порт быстро перестроил всю свою работу на военный лад. Все было подчинено единому порыву — помогать фронту, самоотверженным трудом уско­ рить победу над врагом. В последние дни июня и весь июль 1941 года шла на­ пряженная работа по разгрузке отозванных с промысла кораб­ лей и передаче их в состав боевых единиц Северного Воен­ но-Морского Флота. Многие ко­ рабли, как и люди, меняли свою профессию с гражданской на военную. День и ночь портовики вме­ сте с командами судов выгру­ жали и увозили за пределы порта промысловое снаряжение, а взамен его завозилось и уста­ навливалось боевое вооруже­ ние, которое впоследствии на­ носило ощутимые удары по врагу. J J ОРТ до войны не был при­ способлен и не принимал у своих причалов суда коммер­ ческого (торгового) флота. Не было в порту механизации для разгрузки и погрузки таких ко­ раблей. Погрузка угля на промысло­ вые и буксирные суда шла до­ вольно примитивно. Живой конвейер — рабочие с тачка­ ми в руках — грузил каждый траулер по 18—20 часов. Спу­ стя двадцать с лишним лет это­ му приходится удивляться. Мыслимо ли, 200 тонн угля грузили почти сутки, а сейчас на это уходит 1 час 20 минут. Война потребовала полно­ стью изменить технологию всех производственных процессов. И это решалось не за столами конструкторов, технологов и чертежников, а сразу на рабо­ чих местах, усилиями и умом простых тружеников в содру- провод, разрушены часть фильтровода и санузел. Норт остался без воды. Двое суток шла напряжен­ ная работа по восстановлению главного водовода и канализа­ ции. Двое суток для питания котлов на действующую ко­ тельную завозили е о д у бочка­ ми и цистернами. Для порто­ виков это был первый экза­ мен, и они его выдержали с честью. Областной комитет Коммуни­ стической партии поставил пе­ ред портовиками задачу: лю- л 20-ЛЕТИЮ ЗАПОЛЯРЬЯ 07 Ф ОСВОБОЖДЕНИЕ АШИ С 7 СНИХ ПОЛЧИЩ Рыба нужна была стране и фронту. До декабря промысловые су­ да шли с грузом в Архангельск. Декабрьские морозы закрыли доступ кораблям в Архангель­ ский порт, и траулеры с на­ ступлением нового, 1942 года, приходили в Мурманск. • 31 декабря 1941 года город снова подвергся бомбардиров- РЫБНЫЙ порт в годы воины жсстве с инженерно-техниче­ скими работниками. В августе 1941 года Уголь­ ная база порта уже начала снабжать углем боевые кораб­ ли Северного флота. Тачки бы­ ли заменены транспортерами, железнодорожными и гусенич­ ными кранами. Почти в пять раз сократились сроки погруз­ ки угля. Коллектив другого участка в это же время готовил около третьего рыбозавода причалы к приему транспортных судов, доставляющих вооружение, бое­ припасы и продовольствие от союзников. Шел демонтаж двух рыбоперегружателей, прокла­ дывались железнодорожные и подкрановые пути на причалах. Особую смекалку и изобрета­ тельность проявили на этих работах начальник Угольной базы А. А. Александров, сле­ сарь порта В. К. Левчук, мас­ тер железнодорожного хозяй­ ства И. А. Сулякаев и другие. J i АВГУСТЕ, пытаясь за­ хватить Мурманск, не­ мецкие захватчики подвергли город интенсивной бомбарди­ ровке. Многие бомбы разорва­ лись около рыбного порта и на его территории. Погибло двое портовиков, а рабочему Павло­ ву осколком бомбы оторвало правую руку. Был выведен из строя главный водовод. Около котельных JsiliNs 1 и 3 оказались разбиты канализация и водо­ Я. С. Бургутто, начальник Мурманского рыбного порта бой ценой сохранить все ком­ муникации и гидротехничес­ кие сооружения порта. Демон­ тированное и оставшееся не­ установленным оборудование порта и других организаций и предприятий подлежало не­ медленной эвакуации в глубог кий тыл. День и ночь нГ портовские железнодорожные пути пода­ вались составы для погрузки оборудования, с этих же путей каждый день отправляли со­ ставы с женщинами, детьми и стариками. Они уезжали из Мурманска в восточные районы страны. В конце августа порт почти опустел. У причалов остались несамоходные и ремонтиро­ вавшиеся к о р а б л и . Пор­ товики занимались вос­ становительными ра бот а ми, в вагоны грузили промышлен­ ное оборудование и промысло­ вое вооружение, а на суда — продовольствие и боеприпасы. Центральный Комитет Ком­ мунистической партии и Совет­ ское правительство призвали рыбаков: несмотря на трудные и опасные условия военного времени в районах промысла не прекращать добычу рыбы. itt* с воздуха. Были разрушены железнодорожные пути около центрального въезда в порт. Железнодорожная группа встре­ чу нового года провела на восстановительных работах. ТТОВЫЙ ГОД принес новые огорчения. Кончился уголь. Котельная № 2 прекрати­ ла работу. Котельная № 1, ра­ ботавшая на древесных отходах, только-только обеспечивала подачу тепла в магистрали 3, 4, 5 и С причалов. Чтобы не допустить разморозки водо­ провода по магистрали второго причала, тепло подавалось че­ рез шлйнги и медные трубы с буксиров «Портовик» и «Норд- Вест». Отопление помещений пре­ кратилось. На голодный топ­ ливный паек переведены все вспомогательные суда порта и несамоходный флот. Своими си­ лами стали изготовлять и уста­ навливать в помещениях цехов и на ремонтируемых судах вре­ менные печи и комельки с дровяным отоплением. Ко­ тельную № 3 тоже начали пе­ ределывать для дровяного отоп­ ления. Усилились бомбежки города и порта. На восстановительные работы в помощь аварийно-вос­ становительным командам пришлось снимать «экипажи с кораблей, стоящих у причалов и на рейде. Для защиты порта Северный Военно-Морской Флот направил военный корабль «Гроза» с постоянным базиро­ ванием у причалов Боевой экипаж этого корабля иод ко­ мандованием капитана-лейте- нанта М. Н. Моля своей огне­ вой мощью в шесть ство­ лов нередко расстраивал пла­ ны немецких летчиков с «юн- керсов». Не всем им Сдавалось сбросить бомбовый груз на про­ мышленные объекты и прича­ лы порта. Лишь отдельные са­ молеты, прорываясь сквозь за­ градительный огонь, бомбили порт. Часто разрушались водопро­ вод, канализация, линии связи и электропередач, железнодо­ рожные пути и другие объекты. Железнодорожная аварийно­ восстановительная команда из 28 человек, среди которых бы­ ло большинство женщин, не только справлялась с восста­ новлением разрушенных путей, но и строила новые пути, фор­ мировала и своевременно от­ правляла из порта груженые составы. С 1942 года у причалов пор­ та развернулась напряженная работа по выгрузке с транспор­ тов боеприпасов, продовольст­ вия и вооружения. На прича­ лах были установлены два портальных и два железнодо­ рожных крана. Чтобы осуще­ ствлять грузовые операции по прямому варианту: борт суд­ на—вагон, представитель ставки Верховного командова­ ния Герой Советского Союза И. Д. Папанин поручил срочно построить железнодорожные пути для подачи подвижного состава к борцу выгружаемых судов. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz