Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.

Подписана последняя бумага. Поставлена последняя печать. Старший помощник капитана БМРТ «Мамин-Сибиряк» С. М. Брянский обменивается креп­ ким рукопожатием с капита­ ном б е р е г о в о й бригады № 16 Е. А.. Рассказо­ вым: — Сп а с и б о ! Большое спаси­ бо за хорошую подготовку судна к рейсу. — Сделали все, что могли,— отвечает капитан. — Счастли­ вого плаванья! Все как будто и обычно, и несколько официально. Один подготовил судно к рейсу, дру­ гой принял его. В жизни Рас­ сказова таких дней — сотни. Но каждый раз он с грустью покидает корабль, который скоро должен уйти в море. Вот так и с «Маминым-Си- биряком». Всего 8 дней про­ была его береговая бригада на борту рефрижератора. А судно стало каким-то родным, близ­ ким. Да и не только капитану Рассказову — всей шестнад­ цатой береговой бригаде. Ведь сколько труда здесь вложено. из рядового плавсостава. Но приходят обычно не все. Да и к работе кое-кто из них отно­ сится с прохладцей. Например, матрос из резерва Е. Т. Кугу- генко не выполнил приказ вах- Г. В. Григорьев и машинист А. Н. Дергачев сдали 147 тонн рыбной муки, 2,5 тонны жира, получили 50.000 банок и умело уложили их в трюме, чтобы хозяевам судна удобнее Чащии и В. Г. Вершинин, мото­ рист В. С. Родин, матрос Н. С, Иванов. Почти вся бригада — слушатели политкружков. Про­ пагандисты здесь свои: мото­ рист с т у д е н т - з а о ч н и к Ш Е С Т Н А Д Ц А Т А Я Б Е Р Е Г О В А Я Сдача утиля, негодных к упот­ реблению траловых досок, тро­ сов и получение новых. Воору­ жение стрел, прием топлива, пресной воды, смена кинокар­ тин, контроль за ремонтом ма­ шин и многое, многое другое. Порой рук не хватало. Особен­ но нелегко капитану. Тут тебе и ночные и дневные переста­ новки, и хлопоты с резервом. Ведь каждый день по заранее поданной заявке из резерва* должны направлять в помощь береговой бригаде 24 человека тенного штурмана и самоволь­ но ушел из бригады. Придется на него рапорт подать. Чтоб другим неповадно было. Зато постоянный состав, как всегда, вложил в подготовку судна к рейсу всю свою душу. Мастер по добыче А. А. Ели­ сеев всегда был там, где по­ являлась необходимость в его помощи. Осложнился, напри­ мер, прием продуктов (стояли вторым корпусом)—и тут при­ годился его опыт. Погрузили все, не потеряв ни грамма про­ дуктов. А консервный мастер РУЛЕВАЯ РУБКА- НЕ ГОЛУБЯТНЯ Что представляет собой ру- 1 евая рубка траулера борто- юго траления, известно каждо- iy судоводителю. Но, очевид- *о, не все еще задумывались «ад устройством ее окон. На многих траулерах они закры­ ваются тонкими рамками со :теклом толщиной иившвв- в полтора - два миллиметра. На мой взгляд, гакор устройство /местно где-ни- будь в голубятне, а не на м о р с к о м суд­ не с неограниченным районом плавания. Представьте себе штормовую погоду. Морская волна, обру­ шиваясь на судно, легко разби­ вает такое стекло и выбивает рамку. Попадающая в рубку вода всегда выводит из строя установленные здесь электро- навигационные приборы: лока­ тор, эхолот, радиопеленгатор, фишлупу, электрощиты освеще­ ния и другие устройства. Суд- ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ но практически остается на длительное время безоружным. Все это особенно отрицатель­ но скажется при работе кораб­ лей на северо-западе, где усло­ вия плавания более суровые и экипажи будут лишены помо­ щи береговых специалистов. ^ - Нужно как можно скорее заменить стекла и рамки на окнах рулевых ру­ бок на более проч­ ные. Такую рабо­ ту без особых за- м о г у т выпол­ нить наши судоремонтни­ ки. Требуется только дать со­ ответствующий заказ. В беседе с заместителем главного инженера тралового флота тов. Сквирским по это­ му поводу выяснилось, что ра­ нее было предписание Регистра об увеличении толщины стекол на окнах рубок траулеров бор­ тового траления. По словам на­ чальника конструкторского бю­ ро флота тов. Белькова, техни­ ческий отдел уже что-то пред­ принимает по этому поводу. Но, видимо, очень медленно. Ведь вода-то в кабинет не по­ падает. Хочется надеяться, что этот несложный вопрос будет все- таки решен быстрее. В. КОЗНЕВ, старший помощник капитана трау­ лера «Алупка». было работать в море. Од­ ним словом, делали так, чтобы позже не стыдно было смотреть в глаза матросам, вернувшимся с промысла. Об этом всегда напоминает своим людям капитан Рассказов. Среди вахт постоянно идет соревнование. П у с т ь оно официально не оформлено, нет письменных обязательств, но от этого острота его не умень­ шается. Каждый месяц на об­ щем собрании бригады анали­ зируется работа каждой вах­ ты, подводятся итоги и опреде­ ляется лучшая вахта. С сен­ тября этого года впереди идет вахта штурмана А. С. Паромо- ва. Мало в чем уступают ему и вахты Н. А. Ильченко и А. 3. Пирожннкова. Восемь человек из бригады во главе с капитаном — удар­ ники коммунистического труда. Другие борются за это звание. Многие товарищи учатся в ве­ черних школах моряков: рефри­ жераторные машинисты J1. С. Московского экономического института А. Н. Моисеев, слу­ шатель городской школы жур­ налистов вахтенный штурман Н. А. Ильченко, матрос А. Г. Новиков. Хорошие люди трудятся в шестнадцатой береговой брига­ де. Честные, трудолюбивые, дружные. Знают их многие промысловики. Ведь этой бригаде приходилось снаря­ жать в далекие плавания де­ сятки судов. Вот и сейчас сдан хозяевам «Мамин-Сибиряк», а Е. А. Рассказов уже тбропится. Нужно принимать БМРТ «Се­ рафимович». Капитана Рассказова и чле­ нов его бригады часто можно увидеть и на улицах города с повязками дружинников. Подходят к ним знако­ мые матросы, здороваются, расспрашивают о делах, ^рас- сказывают о прошлых рейсах. А уходя, с гордостью обьяс- няют своим товарищам: — Это наши... из шестна­ дцатой береговой. С. ВИЛИН. П Р О С Т О И Х О Р О Ш О труднений В практике промысла очень часты порывы сетного полотна тралов, особенно при работе на каменистых, задевистых грунтах. При ремонте орудий лова на судах определить точ­ но место повреждения дело не­ легкое. Трудно установить,тре­ буется ли полная замена пов­ режденной части или можно сделать вставку и т. п. Флагманский инженер уп­ равления активного морского рыболовства главка «Дальры- ба» А. И. Рыжков внес очень простое, но ценное предложе­ ние. Он рекомендовал при по­ стройке тралов на фабрике сшивать их отдельные части цветными нитками (коричне­ выми, зелеными, синими). Ма­ стера по добыче рыбы смогут быстро и легко определить ме­ ста порыва, объем работы и принять наиболее правильное решение. Как показала практика, внедрение этого предложения В ЕЖ А Я краска на корпусе ^ судна скрывает шрамы, оставленные неласковой Атланти­ кой на бортах, но никакая краска не сгладит весьма неприглядную картину жизни на «Аджаристане», о которой рассказали мне члены экипажа и сухие немногословные строчки протоколов собраний. Естественно, каждый говорит о том, что его больше всего волну­ ет, и поэтому понятна тревога старшего механика члена КПСС Н. Т. Мещерякова, который преж­ де всего рассказывает о ненор­ мальных отношениях, сложивших­ ся на судне между палубной и ма­ шинной командами. В чем это вы­ ражается? — Штурманский состав отде­ лился от экипажа судна, и мостик превратился в обособленную «про­ винцию». Руководство ведется с помощью приказов и рапортов, а когда я начал говорить об этом капитану Несмеянову, то он отве­ тил мне, что всю информацию он получает от штурманов, а «обще­ ственное мнение меня не интере­ сует». Дело доходило до таких аб­ сурдных вещей, как приказание капитана «бесконтрольно расходо­ вать пресную воду» за неделю до прихода в порт. В протоколе партийного собра­ ния указано, что капитан Несмея­ нов вызвал 19 июня к себе в каю­ ту котельного машиниста Степано­ ва и заявил ему: «Ты не слушай­ ся старшего механика, а только меня, так как он все равно без меня ничего тебе пе сделает, нака­ зать пе сможет». Может быть/ это результат не­ нормальных отношений только между старшим механиком и ка­ питаном. которые занимаются све­ дением личных счетов? Оказывает­ ся, дело гораздо хуже. Все фак­ ты говорят о том, что коммунист капитан В. Д. Несмеянов уверовал в свою непогрешимость и, упива­ ясь доверенной ему властью, по­ терял всякое чувство ответствен­ ности за свои слова и поступки. В партийную организацию судна по­ ступило заявление, подписанное одиннадцатью членами экипажа. В своем заявлении они указыва­ ют, что капитан Несмеянов позво­ ляет себе оскорбительную браПь по адресу членов экипажа, всякую критику в свой адрес воспринима­ ет весьма болезненно и всячески преследует критикующих. Далее в заявлении указывается, что капи­ тан Несмеянов своим поведением разваливает коллектив, способству­ ет распространению на судне склок и дрязг, что отражается преж­ де всего на работе экипажа. От- Судовой комитет на своем засе­ дании 3 июля, разбирая заявление мастера по добыче Гордеева и учитывая обстановку, сложившую­ ся на судне, просил капитана Не­ смеянова не списывать Гордеева, а перевести в матросы I класса. Капитан не согласился с мнением судового комитета. 10 июля снова собирался судовой комитет и подтвердил свое решение. I I вновь капитан пе согласился с мнением судового комитета. В протоколах партийных собра­ ний также говорится: «Коммунист работать в трудном и длительном рейсе. Партийная организация и ее секретарь тов. Мамонов долж­ ны были повести за собой по пра­ вильному пути профсоюзную и комсомольскую организации суд­ на, весь экипаж, а за разбором склок и разжиганием страстей они проглядели большое дело, не су­ мели сплотить команду, не под­ хватили хорошие начинания от­ дельных членов экипажа. Партий­ ные собрания проводились от слу­ чая к случаю, а в этом, в первую позволило сократить время ремонта тралов в промысло­ вых условиях на десять про­ центов. Экономический эффект только по судам управления активного морского рыболовст­ ва составил 11746 рублей. Думается, что это новшест­ во полезно внедрить и в на­ шем бассейне—на Мурманской фабрике орудий лова и других предприятиях. Г. СУХАНОВ, инженер технического отдела тра­ лового флота. На этвтесхже темы В ПАУТИНЕ СКЛОК РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. сюда потерн промыслового време­ ни. Все руководство работой сво­ дится к ругани и крикам вроде «Я вам сделаю...», «Вы у меня всю жизнь будете помнить...», «Свиньи нахальные, я вам покажу...». Эти факты подтверждены и вы­ ступлениями членов экипажа на общем собрании 26 июля. «Капитан оскорбляет личный состав и при­ дирается лично ко мне, подает с мостика неверные команды...», — . заявляет мастер по добыче Горде­ ев. Засольщики добавляют, что нет согласованности в работе мостика с мастерами по обработ­ ке. Другие товарищи также указы­ вают в своих выступлениях на от­ сутствие на судне должной орга­ низации труда, на грубость капи­ тана^ И в конце протокола запи­ сано высказывание капитана, до­ стойное того, чтобы его обнародо­ вать. «Авторитет мне не нужен, — заявил во всеуслышание Несме­ янов, — и я не нуждаюсь в ува­ жении команды». О ненормальной обстановке на судне говорит и письмо^ получен­ ное редакцией газеты. В нем со­ общается, что капитан Несмеянов игнорирует решения судового ко­ митета. капитан В. Д. Несмеянов система­ тически допускает ло отношению к членам экипажа оскорбления, угрозы. Не сумел сплотить эки­ паж, вносит разлад, потерял дове­ рие и уважение команды, пресле­ дует за критику...» Это событие не одного рейса. Еще в апреле 1964 года на партий­ ном собрании ставился вопрос о неправильном поведении капитана Несмеянова, но выводов он для себя никаких не сделал. Наобо­ рот, он пошел в своих ошибках еще дальше, что и послужило при­ чиной подачи заявления членами экипажа в партийную организа­ цию судна. Незавидна и роль коммунистов судна во всей этой истории. Пар­ тийная организация здесь отно­ сительно большая, в рейсе было 6 коммунистов. В беседе с се­ кретарем парторганизации, треть­ им механиком В. Г. Мамоновым, выяснилось, что партийная органи­ зация в рейсе никакой работы не вела. Характерны слова самого Мамонова об этом: «Нам некогда было заниматься воспитательной работой, мы разбирали свои неу­ рядицы». Перед рейсом в Атлан­ тику на судно пришло много мало­ квалифицированных моряков, не­ обходимо было вести большую ра­ боту по обучению их, по разверты­ ванию социалистического соревно­ вания, чтобы экипаж мог хорошо очередь, вина секретаря партийной организации тов. Мамонова. В результате отсутствия воспи­ тательной работы экипаж «Аджа- рнстана» в рейсе в Атлантику оказался в пролове без каких-ли- бо объективных причин. Простоев из-за того, что машина на судне была в плохом состоянии, не было, это подтверждается рапортом старшего механика тов. Мещеря­ кова от 6 августа и рейсо­ вым отчетом, простои из-за отсут­ ствия плавбаз и топлива были на одном уровне с другими судами, работавшими в этом районе, а ре­ зультаты работы разные. Рейсовое задание экипаж «Аджаристана» выполнил только на 57,3 процента, он дал 368 тонн рыбы. Из этого количества сдал 13,7 тонны бес­ сортной рыбопродукции. Другие суда за такой же срок доставили в порт рыбы* значительно больше. «Мирный» дал 410 тонн рыбы, сортность которой выше пла­ на на .1,8 процента, а «Молодо­ гвардеец» при сортности также выше плана выловил свыше 500 тонн рыбы. План девяти месяцев экипаж «Аджаристана» выполнил только на 59,8 процента. Короче говоря, сведение личных счетов заняло в жизни экипажа судна главное ме­ сто, не оставляя времени для ре­ шения производственных вопро­ сов. Повестки дня собрании нагляд­ но говорят- о том, что разговор должен был идти о путях улучше­ ния работы судна, а тексты про­ токолов показывают другое. Вме­ сто детального разбора упущений и поисков путей улучшения рабо­ ты все сводилось к тому, что ис­ кусственно противопоставлялся ка­ питан всему экипажу. И, к боль­ шому стыду, в этом деятельное участие приняли и отдельные ком­ мунисты. -з Нельзя оправдывать коммуниста капитана Несмеянова за допущен­ ные им ошибки н грубость, но главная вина за развал работы на судне, за допущенные склоки и грязь, которой обливают друг друга члены экипажа устно и письменно, ложится на секретаря партийной организации судна тов. Мамонова. Во время отхода в рейс он явился на судно пьяным. Этому учатся у него и подчинен­ ные, о чем говорит факт, что во время приема топлива котельные машинисты были также пьяные. И сам тов. Мамонов вынужден признать, что работой партийной» организации он не руководил. В. ВОЛКО В, наш внештат­ ный корреспондент. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 5757. ПН-0473в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz