Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.
Подписана последняя бумага. Поставлена последняя печать. Старший помощник капитана БМРТ «Мамин-Сибиряк» С. М. Брянский обменивается креп ким рукопожатием с капита ном б е р е г о в о й бригады № 16 Е. А.. Рассказо вым: — Сп а с и б о ! Большое спаси бо за хорошую подготовку судна к рейсу. — Сделали все, что могли,— отвечает капитан. — Счастли вого плаванья! Все как будто и обычно, и несколько официально. Один подготовил судно к рейсу, дру гой принял его. В жизни Рас сказова таких дней — сотни. Но каждый раз он с грустью покидает корабль, который скоро должен уйти в море. Вот так и с «Маминым-Си- биряком». Всего 8 дней про была его береговая бригада на борту рефрижератора. А судно стало каким-то родным, близ ким. Да и не только капитану Рассказову — всей шестнад цатой береговой бригаде. Ведь сколько труда здесь вложено. из рядового плавсостава. Но приходят обычно не все. Да и к работе кое-кто из них отно сится с прохладцей. Например, матрос из резерва Е. Т. Кугу- генко не выполнил приказ вах- Г. В. Григорьев и машинист А. Н. Дергачев сдали 147 тонн рыбной муки, 2,5 тонны жира, получили 50.000 банок и умело уложили их в трюме, чтобы хозяевам судна удобнее Чащии и В. Г. Вершинин, мото рист В. С. Родин, матрос Н. С, Иванов. Почти вся бригада — слушатели политкружков. Про пагандисты здесь свои: мото рист с т у д е н т - з а о ч н и к Ш Е С Т Н А Д Ц А Т А Я Б Е Р Е Г О В А Я Сдача утиля, негодных к упот реблению траловых досок, тро сов и получение новых. Воору жение стрел, прием топлива, пресной воды, смена кинокар тин, контроль за ремонтом ма шин и многое, многое другое. Порой рук не хватало. Особен но нелегко капитану. Тут тебе и ночные и дневные переста новки, и хлопоты с резервом. Ведь каждый день по заранее поданной заявке из резерва* должны направлять в помощь береговой бригаде 24 человека тенного штурмана и самоволь но ушел из бригады. Придется на него рапорт подать. Чтоб другим неповадно было. Зато постоянный состав, как всегда, вложил в подготовку судна к рейсу всю свою душу. Мастер по добыче А. А. Ели сеев всегда был там, где по являлась необходимость в его помощи. Осложнился, напри мер, прием продуктов (стояли вторым корпусом)—и тут при годился его опыт. Погрузили все, не потеряв ни грамма про дуктов. А консервный мастер РУЛЕВАЯ РУБКА- НЕ ГОЛУБЯТНЯ Что представляет собой ру- 1 евая рубка траулера борто- юго траления, известно каждо- iy судоводителю. Но, очевид- *о, не все еще задумывались «ад устройством ее окон. На многих траулерах они закры ваются тонкими рамками со :теклом толщиной иившвв- в полтора - два миллиметра. На мой взгляд, гакор устройство /местно где-ни- будь в голубятне, а не на м о р с к о м суд не с неограниченным районом плавания. Представьте себе штормовую погоду. Морская волна, обру шиваясь на судно, легко разби вает такое стекло и выбивает рамку. Попадающая в рубку вода всегда выводит из строя установленные здесь электро- навигационные приборы: лока тор, эхолот, радиопеленгатор, фишлупу, электрощиты освеще ния и другие устройства. Суд- ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ но практически остается на длительное время безоружным. Все это особенно отрицатель но скажется при работе кораб лей на северо-западе, где усло вия плавания более суровые и экипажи будут лишены помо щи береговых специалистов. ^ - Нужно как можно скорее заменить стекла и рамки на окнах рулевых ру бок на более проч ные. Такую рабо ту без особых за- м о г у т выпол нить наши судоремонтни ки. Требуется только дать со ответствующий заказ. В беседе с заместителем главного инженера тралового флота тов. Сквирским по это му поводу выяснилось, что ра нее было предписание Регистра об увеличении толщины стекол на окнах рубок траулеров бор тового траления. По словам на чальника конструкторского бю ро флота тов. Белькова, техни ческий отдел уже что-то пред принимает по этому поводу. Но, видимо, очень медленно. Ведь вода-то в кабинет не по падает. Хочется надеяться, что этот несложный вопрос будет все- таки решен быстрее. В. КОЗНЕВ, старший помощник капитана трау лера «Алупка». было работать в море. Од ним словом, делали так, чтобы позже не стыдно было смотреть в глаза матросам, вернувшимся с промысла. Об этом всегда напоминает своим людям капитан Рассказов. Среди вахт постоянно идет соревнование. П у с т ь оно официально не оформлено, нет письменных обязательств, но от этого острота его не умень шается. Каждый месяц на об щем собрании бригады анали зируется работа каждой вах ты, подводятся итоги и опреде ляется лучшая вахта. С сен тября этого года впереди идет вахта штурмана А. С. Паромо- ва. Мало в чем уступают ему и вахты Н. А. Ильченко и А. 3. Пирожннкова. Восемь человек из бригады во главе с капитаном — удар ники коммунистического труда. Другие борются за это звание. Многие товарищи учатся в ве черних школах моряков: рефри жераторные машинисты J1. С. Московского экономического института А. Н. Моисеев, слу шатель городской школы жур налистов вахтенный штурман Н. А. Ильченко, матрос А. Г. Новиков. Хорошие люди трудятся в шестнадцатой береговой брига де. Честные, трудолюбивые, дружные. Знают их многие промысловики. Ведь этой бригаде приходилось снаря жать в далекие плавания де сятки судов. Вот и сейчас сдан хозяевам «Мамин-Сибиряк», а Е. А. Рассказов уже тбропится. Нужно принимать БМРТ «Се рафимович». Капитана Рассказова и чле нов его бригады часто можно увидеть и на улицах города с повязками дружинников. Подходят к ним знако мые матросы, здороваются, расспрашивают о делах, ^рас- сказывают о прошлых рейсах. А уходя, с гордостью обьяс- няют своим товарищам: — Это наши... из шестна дцатой береговой. С. ВИЛИН. П Р О С Т О И Х О Р О Ш О труднений В практике промысла очень часты порывы сетного полотна тралов, особенно при работе на каменистых, задевистых грунтах. При ремонте орудий лова на судах определить точ но место повреждения дело не легкое. Трудно установить,тре буется ли полная замена пов режденной части или можно сделать вставку и т. п. Флагманский инженер уп равления активного морского рыболовства главка «Дальры- ба» А. И. Рыжков внес очень простое, но ценное предложе ние. Он рекомендовал при по стройке тралов на фабрике сшивать их отдельные части цветными нитками (коричне выми, зелеными, синими). Ма стера по добыче рыбы смогут быстро и легко определить ме ста порыва, объем работы и принять наиболее правильное решение. Как показала практика, внедрение этого предложения В ЕЖ А Я краска на корпусе ^ судна скрывает шрамы, оставленные неласковой Атланти кой на бортах, но никакая краска не сгладит весьма неприглядную картину жизни на «Аджаристане», о которой рассказали мне члены экипажа и сухие немногословные строчки протоколов собраний. Естественно, каждый говорит о том, что его больше всего волну ет, и поэтому понятна тревога старшего механика члена КПСС Н. Т. Мещерякова, который преж де всего рассказывает о ненор мальных отношениях, сложивших ся на судне между палубной и ма шинной командами. В чем это вы ражается? — Штурманский состав отде лился от экипажа судна, и мостик превратился в обособленную «про винцию». Руководство ведется с помощью приказов и рапортов, а когда я начал говорить об этом капитану Несмеянову, то он отве тил мне, что всю информацию он получает от штурманов, а «обще ственное мнение меня не интере сует». Дело доходило до таких аб сурдных вещей, как приказание капитана «бесконтрольно расходо вать пресную воду» за неделю до прихода в порт. В протоколе партийного собра ния указано, что капитан Несмея нов вызвал 19 июня к себе в каю ту котельного машиниста Степано ва и заявил ему: «Ты не слушай ся старшего механика, а только меня, так как он все равно без меня ничего тебе пе сделает, нака зать пе сможет». Может быть/ это результат не нормальных отношений только между старшим механиком и ка питаном. которые занимаются све дением личных счетов? Оказывает ся, дело гораздо хуже. Все фак ты говорят о том, что коммунист капитан В. Д. Несмеянов уверовал в свою непогрешимость и, упива ясь доверенной ему властью, по терял всякое чувство ответствен ности за свои слова и поступки. В партийную организацию судна по ступило заявление, подписанное одиннадцатью членами экипажа. В своем заявлении они указыва ют, что капитан Несмеянов позво ляет себе оскорбительную браПь по адресу членов экипажа, всякую критику в свой адрес воспринима ет весьма болезненно и всячески преследует критикующих. Далее в заявлении указывается, что капи тан Несмеянов своим поведением разваливает коллектив, способству ет распространению на судне склок и дрязг, что отражается преж де всего на работе экипажа. От- Судовой комитет на своем засе дании 3 июля, разбирая заявление мастера по добыче Гордеева и учитывая обстановку, сложившую ся на судне, просил капитана Не смеянова не списывать Гордеева, а перевести в матросы I класса. Капитан не согласился с мнением судового комитета. 10 июля снова собирался судовой комитет и подтвердил свое решение. I I вновь капитан пе согласился с мнением судового комитета. В протоколах партийных собра ний также говорится: «Коммунист работать в трудном и длительном рейсе. Партийная организация и ее секретарь тов. Мамонов долж ны были повести за собой по пра вильному пути профсоюзную и комсомольскую организации суд на, весь экипаж, а за разбором склок и разжиганием страстей они проглядели большое дело, не су мели сплотить команду, не под хватили хорошие начинания от дельных членов экипажа. Партий ные собрания проводились от слу чая к случаю, а в этом, в первую позволило сократить время ремонта тралов в промысло вых условиях на десять про центов. Экономический эффект только по судам управления активного морского рыболовст ва составил 11746 рублей. Думается, что это новшест во полезно внедрить и в на шем бассейне—на Мурманской фабрике орудий лова и других предприятиях. Г. СУХАНОВ, инженер технического отдела тра лового флота. На этвтесхже темы В ПАУТИНЕ СКЛОК РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. сюда потерн промыслового време ни. Все руководство работой сво дится к ругани и крикам вроде «Я вам сделаю...», «Вы у меня всю жизнь будете помнить...», «Свиньи нахальные, я вам покажу...». Эти факты подтверждены и вы ступлениями членов экипажа на общем собрании 26 июля. «Капитан оскорбляет личный состав и при дирается лично ко мне, подает с мостика неверные команды...», — . заявляет мастер по добыче Горде ев. Засольщики добавляют, что нет согласованности в работе мостика с мастерами по обработ ке. Другие товарищи также указы вают в своих выступлениях на от сутствие на судне должной орга низации труда, на грубость капи тана^ И в конце протокола запи сано высказывание капитана, до стойное того, чтобы его обнародо вать. «Авторитет мне не нужен, — заявил во всеуслышание Несме янов, — и я не нуждаюсь в ува жении команды». О ненормальной обстановке на судне говорит и письмо^ получен ное редакцией газеты. В нем со общается, что капитан Несмеянов игнорирует решения судового ко митета. капитан В. Д. Несмеянов система тически допускает ло отношению к членам экипажа оскорбления, угрозы. Не сумел сплотить эки паж, вносит разлад, потерял дове рие и уважение команды, пресле дует за критику...» Это событие не одного рейса. Еще в апреле 1964 года на партий ном собрании ставился вопрос о неправильном поведении капитана Несмеянова, но выводов он для себя никаких не сделал. Наобо рот, он пошел в своих ошибках еще дальше, что и послужило при чиной подачи заявления членами экипажа в партийную организа цию судна. Незавидна и роль коммунистов судна во всей этой истории. Пар тийная организация здесь отно сительно большая, в рейсе было 6 коммунистов. В беседе с се кретарем парторганизации, треть им механиком В. Г. Мамоновым, выяснилось, что партийная органи зация в рейсе никакой работы не вела. Характерны слова самого Мамонова об этом: «Нам некогда было заниматься воспитательной работой, мы разбирали свои неу рядицы». Перед рейсом в Атлан тику на судно пришло много мало квалифицированных моряков, не обходимо было вести большую ра боту по обучению их, по разверты ванию социалистического соревно вания, чтобы экипаж мог хорошо очередь, вина секретаря партийной организации тов. Мамонова. В результате отсутствия воспи тательной работы экипаж «Аджа- рнстана» в рейсе в Атлантику оказался в пролове без каких-ли- бо объективных причин. Простоев из-за того, что машина на судне была в плохом состоянии, не было, это подтверждается рапортом старшего механика тов. Мещеря кова от 6 августа и рейсо вым отчетом, простои из-за отсут ствия плавбаз и топлива были на одном уровне с другими судами, работавшими в этом районе, а ре зультаты работы разные. Рейсовое задание экипаж «Аджаристана» выполнил только на 57,3 процента, он дал 368 тонн рыбы. Из этого количества сдал 13,7 тонны бес сортной рыбопродукции. Другие суда за такой же срок доставили в порт рыбы* значительно больше. «Мирный» дал 410 тонн рыбы, сортность которой выше пла на на .1,8 процента, а «Молодо гвардеец» при сортности также выше плана выловил свыше 500 тонн рыбы. План девяти месяцев экипаж «Аджаристана» выполнил только на 59,8 процента. Короче говоря, сведение личных счетов заняло в жизни экипажа судна главное ме сто, не оставляя времени для ре шения производственных вопро сов. Повестки дня собрании нагляд но говорят- о том, что разговор должен был идти о путях улучше ния работы судна, а тексты про токолов показывают другое. Вме сто детального разбора упущений и поисков путей улучшения рабо ты все сводилось к тому, что ис кусственно противопоставлялся ка питан всему экипажу. И, к боль шому стыду, в этом деятельное участие приняли и отдельные ком мунисты. -з Нельзя оправдывать коммуниста капитана Несмеянова за допущен ные им ошибки н грубость, но главная вина за развал работы на судне, за допущенные склоки и грязь, которой обливают друг друга члены экипажа устно и письменно, ложится на секретаря партийной организации судна тов. Мамонова. Во время отхода в рейс он явился на судно пьяным. Этому учатся у него и подчинен ные, о чем говорит факт, что во время приема топлива котельные машинисты были также пьяные. И сам тов. Мамонов вынужден признать, что работой партийной» организации он не руководил. В. ВОЛКО В, наш внештат ный корреспондент. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 5757. ПН-0473в.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz