Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.
,,МАМИН-СИБИРЯ К“ ШАГНУЛ В 1965-й О лю д ях твор ческой м ы с ли , о з ам е ч а те л ьн ом э к и п а ж е , о тли чи тел ьной чертой которого я в л я е т с я кр е п ка я д р уж б а , б р а т с к а я сп ай к а , р а с с к а зы в а е м мы в этом но мере. Один за всех, все з а одно го — вот девиз м о р яко в с т р а у л ер а «М ам и н - С и б и р я к » . Э ти р еб я та не л ю б я г гром ких слов , но л ю б я т хоро шо тр уд и ть с я , а это — самое главное во всеобщей борьбе народа за претворение в ж и з н ь П р о гр ам м ы К П С С . ■ в Ни снимке: передовые моря- £ ки траулера «Мамин-Сибиряк». Слепа наприво — моюрист Сер- ! гей Петренко, третий механик ■ Андрей Роман, моторип Вла- S димир Могильников. Фото В. Осокнна. Мне хорошо помнитем партий ное собрание, которое проводи лось на нашем траулере сразу с выходом в рейс. Члены и кандида ты партии обсудили тогда до клад капитана судна Б. С. Хацен- ко: «Задачи коммунистов по вы полнению плана шестого юда се милетки по добыче рыбы». И до кладчик. и выступавшие на этом собрании с озабоченностью на стоящих хозяев говорили о судь бе плана, о том, что надо сде лать каждому члену экипажа, чтобы добиться успеха. —- Вы полним план 1964 года в этом рейсе! — Такую задачу поставили перед собой моряки траулера. Были намечены и конкретные ме роприятия для достижения этой трудной, но почетной задачи. Собрание особо указало на не обходимость развертывания со- Секре циалистичсского соревнования на промысле, на обмен опытом с экипажами других судов. На переходе в район промысла старший мастер по добыче тов. Ведешкин вместе со своими по мощниками тт. Нестеровым и Зятюком проверили все вооруже ние тралов, подготовили их к ра боте. Была организована уче€а штурманского состава по исполь зованию электро- и радионавига ционных приборов. Почти еже дневно проводились занятия с матросами палубной команды и рыбообработчиками. С приходом в район промысла наш экипаж сразу включился в всем! парно-групповое социалистиче ское соревнование с экипажами траулеров «Лесков», «Хабаровск», «Космос» и «Спутник». Первые полтора месяца рейса мы облавливали хек и аргентину. Сырьевая база в районе промыс ла была неустойчивой. В этих условиях соревнование и взаимо помощь соревнующихся экипажей сыграли решающую роль в увели чении уловов рыбы. Капитаны траулеров по нескольку раз в день советовались друг с другом буквально по всем вопросам про мысла. Наш экипаж траления делал только прицельные. Трал мы спус кали только по показаниям при боров. И когда, обнаружив косяк, брали хорошие подъемы, капитан сообщал о своем месте и условиях лова на «Лесков» и другие трауле ры нашей группы. Они, в свою очередь, сообщали нам о своих уловах. В этом рейсе наш экипаж при о&лове сельди первым применил траление «способом парашюта». Сущность этого способа заклю чается в том, что до предполагае мого места кося ка у дна трал идет в толще воды. Как только поисковые приборы показали скопление рыбы, ■вера травятся, трал дости гает подборой дна и полно стью раскрывается перед самым косяком. Тотчас после того, как трал прошел сквозь него, ваера тотчас вираются. Таким образом, мы как бы черпали рыбу прямо из косяка. За четыре-пять минут тра ления поднимали по 15—20 тонн сельди. Помнится, руководитель промысла спрашивал нас на сове щании: «Как это вы ухитряетесь ловить на скалах?». Этим способом мы ловили сельдь в районе, где грунт неровный, скальный. И тем не менее серьез ных повреждении орудий лова не имели. Траление «способом пара шюта» предполагает прежде всего отличное судовождение и такое же умение пользоваться рыбопоиско выми приборами. Обо всем этом капитан Б. С. Хаценко подробно рассказал по радио капитанам соревнующихся с нами траулеров. Используя наш опыт, экипажи этих траулеров ста ли успешно облавливать скопле ния сельди. Мы помогали друг другу чем только могли. Так, экипаж БМРТ «Космос» одно время оказался в пролове из-за неполадок в ору диях лова. По просьбе капитана этого судна мы направили туда нашего старшего мастера по до быче, кандидата в члены КПСС тов. Ведешкииа. Ознакомившись с положением * дел, он порекомен довал утяжелить нижние подбо ры тралов на 160 килограммов, а также увеличить скорость трале ния. Уловы на «Космосе» возрос ли, экипаж вышел из пролова. Для обмена опытом мы посла ли на соревнующийся с нами БМ РТ «Лесков» группу работни ков ведущих специальностей: I I штурмана, технолога, мастера по добыче, рефрижераторного ме ханика и других — всего семь человек. А специалисты «Лескова» несколько дней работали на на шем траулере. Такой обмен опы том крепко помог экипажам обоих судов улучшить обслуживание механизмов, судовождение, рабо ту с тралами, морозку рыбы. Взаимопомощь в соревновании, постоянный обмен опытом рабо ты помогали всем траулерам на шей группЙ добиваться хороших результатов. Суточный вылов всех пяти соревнующихся траулеров составил в среднем 27 тонн, что значительно выше задания. Наш экипаж за 74 промысло вых суток выловив 20.360 цент неров рыбы. Рейсовое задание выполнено на 126 процентов. В этом рейсе, 22 сентября экипаж «Мамииа-Сибиряиа» завершил вы полнение плана 1964 года по добыче рыбы. Сейчас экипаж полой реши мости в предстоящем рейсе за вершить выполнение своих со циалистических обязательств, взя тых" по почину сахалинских ры баков, и выловить еще 12.000 центнеров рыбы сверх годового плана. Это будет нашим достой ным подарком 47-й годовщине Великого Октября. А. ШИЛ Я ЕВ, помполит. ! И! .§» II•■■■■■>■■■■■■■>■■■■■■■■шв»а^1ввша аааавв 1вшаваиввввавввш»вввашаавшвввк в 1в 1< 1 в а в в в а в в в в а в в в в а Р а б о т а л и д р у ж н о Когда мы выходили в рейс, звали, что на рыбофабрике но хватает семи рыбообработчи ков. Обязанности этих семи человек, естественно, легли на плечи всех матросов фабрики. Но, к чести наших людей, ни кто не протестовал, никто не захныкал. Бывало, в отдель ные дни уловы достигали до четырехсот центнеров и выше, но -вся рыба обрабатывалась, замораживалась и укладыва лась в трюм. Что иАмогло нашим рыбооб работчикам? То, что все они глубоко понимали значение своею труда и стремились сделать как можно больше и лучше. Матросы тт. Мельний- чук, Белов, Астапков, Крапи вин, Базаров, Гвоздев и мно гие другие овладели смежны ми профессиями и могли вы полнять обязанности и глази ровщика, и расфасовщика, и упаковщика, а не только шкерщика. Рыбообработчики фабрики соревнуются с матросами па лубной команды. Так, когда рыбы ловилось особенно много, наши «соперники» — матросы п мастера по добыче сами, не дожидаясь особых приглашении, шли помогать рыбообработчикам. Нее наши вахты и смены в рейсе соревновались между собой. Первая смена фабрики обрабатывала до 200 центне ров рыбы. Вторая смена, хотя в нен и не хватало четырех рыбообработчиков, перекрыла результат первой, обрабаты вая и укладывая в трюм по 220— 230 центнеров улова. Она завоевала первенство в социалистическом соревнова нии в честь 47-й годовщины Великого Октября и 20-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Такие наши передовики, как матросы тт. Астапков, Белов, Мельнийчук и другие, помога ли молодым рыбообработчикам научиться быстро и правильно шкерить рыбу, делились с ними своим опытом. Отличное знание дела, товарищеская взаимопомощь в соревновании, добросовестный труд — все это и помогло нашим рыбо обработчикам в рейсе успешно выполнить свои задачи. В. Ш УМ ЕЙКО , мастер по обработке БМРТ «Мамин-Сибиряк». Пр о с т о е в судна не было Машинная команда БМ РТ '<Ма- мин-Снбнряк», вступая н 1904 год, решила работать по-коммунисти чески. «Ни одного часа простоя судна на промысле!» — такое обязательство взяли на себя все моряки. • В первом же рейсе у нас раз* вернулось социалистическое со ревнование за право называться лучшей вахтой. Застрельщиками соревнования явились наши удар ники коммунистического труда: электрик тов. Борзых, рефриже раторный машинист тон. Шпак, моторист I класса тов. Седов. По вахтам и заведованием в порту и на переходах в район промысла производились тща тельные осмотры всех механиз мов, электрооборудования, техно логического оборудовании рыбо- фабрики и рефрижераторной установки. Члены машинной команды с начала года отработа ли свыше 4000 часов на ремонте механизмов своими силами. Более девяти месяцев работы в усло виях больших нагрузок, механиз мы и устройства, в которых мы производили ремонт своими сила ми, отлично выдержали испыта ние. На промысле наш траулер не имел пи одной минуты про стоя из-за неисправностей меха низмов. Если в первом рейсе победите лем в социалистическом соревно вании вышла третья вахта, то в прошлом рейсе, из которого мы возвратились 6 октября, первен ство завоевала вторая вахта, воз главляемая II механиком инжене ром тов. Толокновым. Прежде бывали неисправности в работе нашей рефрижераторной установки. По инициативе стар шего механика коммуниста тов. Котова было решено изучить опыт эксплуатации этих установок на передовых судах и перенять у них все лучшее. На траулер «Лесков», с экипажем которого мы сорев нуемся, в море был направлен рефрижераторный механик тов. Егоров. Он подробно изучил опыт работы па морозильной установке на «Лескове», принес оттуда мно го интересного. Немало Полезного для себя узнали паши люди и по эксплуатации рефрижераторных установок на БМРТ «ТраЛфлот». Умело обслуживая механизмы -и используя опыт работы на пере довых траулерах, тов. Егоров и рефрижераторные машинисты тт. Шпак и Потапов добились значи тельного увеличения холодопро- нзводительностн установки. г Замечательно работает и элект рогруппа, возглавляемая электро механиком тов. Олейниковым. Для лучшей заморозки рыбы не обходимо было увеличить ско рость движения воздуха в моро зильных камерах. Но если нерас четливо увеличить обороты элект родвигателей вентиляторов, они не выдержат длительных пере грузок. Наши электрики перепро бовали множество вариантов вво да сопротивления в электросхс- му и сумели подобрать поми нальный режим работы двигате лей, при котором можно было без ущерба увеличить скорость дви жения воздуха в камерах. Фамилии рефрижераторного ма шиниста тов. Шпака и электрика тов. Борзых занесены на обще флотскую Доску почета. Можно было привести еще мио- 25 июня наш траулер «Мамин- Сибиряк» вышел в свой второй рейс в этом году. А для меня, как штурмана, это был первый рейс. Вполне понятно, что я чувство вал себя неуверенно, особенно в вопросах использования рыбопо исковых приборов, работы с тра лами. Но с первых же дней работы на судне я почувствовал еще и другое — я не один. Все: и ка питан, и штурманы, и ДРУ^е опытные моряки стремились по мочь мне быстрее стать твердо на ноги, хорошо овладеть делом. Сколько часов провел со мной в ходовой рубке капитан трауле ра Борис Семенович Хаценко — не перечесть! Он рассказал мне о том, как правильно маневриро- Я БЛАГОДАРЕН ! вать в условиях работы в группе промысловых судов. На конкрет ных примерах он объяснял, как лучше разойтись с другими трау лерами, чтобы и с косяка не уйти далеко и правила предупреждения столкновения судов в море соблю сти. Многое знает наш капитан, опытный моряк и промысловик. И свои знания и опыт он умело и с огромным тактом передает нам, молодым судоводителям. Глубоко благодарен я и старше му штурману Станиславу Михай ловичу Брянскому. Вахты нес я иод его руководством, и он по стоянно учил меня определяться в море, знать всегда свое точное место на карте, брать глубины, пеленги. С его помощью я на учился уверенно действовать при подъеме и спуске трала. И капитан, и старший помощ- ник, а также второй штурман Валентин Иванович Фурсов учи ли меня правильно использовать рыбопоисковые приборы. Сейчас судоводителю-промысловику без хорошего знания этих приборов в море просто нечего и выходить. Ловили рыбу мы только прицель но и трал спускали только по показаниям приборов. Капитан и штурманы научили меня разби раться в показаниях приборов, различать но записи на экране лодара границу между грунтом и косяком. Говорить о том, что мне уже все ясно и понятно, было бы не скромностью с моей стороны. Я сделал еще только первые шаги на пути к тому, чтобы стать на стоящим штурманом. Но всегда в благодарностью буду помнить этот первый свой штурманский рейс и неоценимую помощь, ко торую мне оказали капитан Б. С. Хаценко, старший штурман С. М. Брянский, а также другие мои то варищи по судну, О. ГАЛАКТИОНОВ , чет вертый штурман БМ РТ «Мамин-Сибиряк». го примеров умелого, творческого отношения членов машинной команды траулера к исполнению свднх обязанностей. Если кто-ли бо сумел найти лучший способ об служивания механизмов или при думал какое-то усовершенствова ние, его опыт сразу становится достоянием всех. У нас немало рационализато ров. Это уже упомянутые выше тт. Егоров, Олейников, Шпак, Борзых, а также механик-налад чик тов. Кубсорока, четвертый ме ханик тов. Либин, котельные ма шинисты тт. Депутатов и Огей и многие другие. Рационализатор ские предложения этих новаторов помогли улучшить работу рыбо разделочных механизмов, элева тора, повысить производитель ность испарителей и многое дру гое. У пас стало правилом: «Заме тил пропуск масла — устрани его, не проходи мимо протекающего сальника!» Это относится, конеч но, не только к сальникам. К аж дый член машинной команды устранит замеченную неисправ ность, хотя она может случиться и не в его заведовании. В новом рейсе, третьем в этом году, экипаж решил выловить 12.00!) центнеров рыбы сверх годо вого плана. Машинная команда судна отличной работой внесет свой вклад в решение этой нелег кой, но почетной задачи. А. РОМАН, третий механик БМ РТ «Ма- мин-Сибирян». На снимке: комсомольцы матрос В. Порошин (слева) и влектрик Н. Морознюк. Оба они учатся заочно в школе, оба освоили на су ильность электрика. Фото Б. Ос ци дне tne- окина. -«газе& & & На этом сиамке, сделанном на шим внештатным корреспондент том Б. Осовиным, вы видите электрика, ударника коммунисти ческого труда, члена КПСС. Ана толия Рыжкина. Он сейчас далеко в море, тру дится на большом морозильном траулере «Ярославль». Пожелаем ему больших успе хов и счастливого плавания! На участке экономят время КОГДА ВЫИГРЫВАЮТ Судовой комитет профсоюза большого морозильного трау лера «Витебск» недавно под вел итвги социалистического соревнования в третьем квар тале. Первое место присвоено вахте палубной команды мас тера по добыче Бориса Новико ва, второе место — смене ры бообработчиков, возглавляемой ударником коммунистического труда Михаилом Рульцевым, и ноллективу рефрижераторного отделения, руководимому ном- мунистом механиком В. Д. Норобочно. Победителям сорев нования вручены переходящие вымпелы. Таиие же красные вымпелы получили матрос Владимир Рудьно, рыбообработчик комсо молец Николай Суханов, мо торист комсомолец Альберт Медведков. Подведены итоги соревнова ния между экипажами «Ви тебска» и «Ашхабада». Оба ноллентива связаны давней дружбой, они регулярно обме ниваются опытом работы. Де ловая взаимопомощь и трудо вое соперничество помогает экипажам добиваться хороших производственных показате лей. Они перевыполнили нвар- тальные задания. Моряки траулера «Ашхабад» с начала года имеют на своем счету 46134 центнера рыборродуи- ции, а ноллентив «Витебска» за девять месяцев дал Родине 50267 центнеров. Оба эиипажа в третьем нвартале трудились хорошо, но могли бы сработать и луч ше. Ашхабадцы в ожидании плавбаз потеряли десять су ток, а витебцы — 11. Если бы не эти потери, стране было бы дано около восьми тысяч центнеров рыбы дополнитель но. ОБА... В парном соревновании по беду одержали моряки «Ви- тебсиа». В заключение подве дения итогов соревнования рыбаки двух траулеров реши ли работать так, чтобы с че стью выполнить обязательства, принятые по примеру сахалин цев, и уже в этом году дать Родино по 56.200 центнеров рыбопродукции. И. ЯРОВОЙ , >шмпилит траулера «Ви- тебси». Гнуть скобки для крепления электропроводов по сути дела простая и легкая работа. Но вот,"к примеру, карандаш, обыкновенный школьный ка рандаш, который нужно кра сиво подточить. Тоже простая работа, однако же без трени ровки даже ее так, как этого бы хотелось, выполнить нелег ко. Вот и со скобками... В деся том цехе, на судоверфи, в бри гаде Я. П. Веселовских появил ся новый ученик.. Новичков здесь всегда принимают тепло и отзывчиво. Нашел себе дру зей н Юра Васильев. На первых порах все ка жется необычным,, за все сразу хватаешься. Ну, а получается все хорошо далеко не сразу. Юре поручили гнуть скобки. Подумаешь, работа! Жесть мягкая, послушная. Но почему они такими аккуратными выхо дят у бригадира и такими не ровными у пего, у Юры? Неу жели это так сложно? Парень внимательно приглядывается к рукам опытного рабочего. До чего же быстро. А Яков Пет рович показывает да приго варивает: — Не спеши, делай стара- Погрузочно - разгрузочный участок № 2. В обиходе моря ки называют его угольной ба зой. Грузятся здесь углем и буксирные пароходы, и рыбо ловные траулеры, и другие су да. Грузятся быстро, без задер жек. Потому что все шесть бри гад грузчиков работают па со весть, стремятся сэкономить при этом хотя бы I —2 минуты. Знают, что из этих минут скла дываются десятки судо-часов. Бригады постоянно соревну ются между собой. Особенную острогу приобрело соревнова ние в связи с приближающим ся праздником Октября. Сей час впереди идет бригада № 4, руководит которой И. Муса тов. Отлично трудятся и кранов щики участка: Ф. Зятьков, И Ковалев и другие. Примером в работе служит экипаж кра на № 19 (старший крановщик А. Баженов). Эго и понятно, ведь он носит звание коллек тива коммунистического труда. В последнее время у него по явился сильный соперник — экипаж «Кнровна» (нового де сятитонного портального крапа отечествен! Iой постронкп). Старший крановщик «Киров ца» Г. Глазычев, крановщики Н. Рихтер и В. Максимов хо рошо осваивают новую техни ку и уже сейчас разгружают по 5 вагонов за полтора часа. План девяти месяцев кол лектив ногру.зочно -разгрузоч ного участка ЛЬ 2 выполнил на 100,4 процента. Рабочие уве рены, что план последнего квартала они завершат сше успешнее. К работе в зимних условиях они готовы. В част ности, по предложению стар шего машиниста транспортера И. Лапшина проведена некото рая реконструкция транспор терной линии. Увеличена ши рина ленты, переделан при емный бункер, построены за крытые галереи. Все это поз волит ускорить погрузку угля до 180—185 топи в час. В ИВАНОВ тельно. Лучше меньше, но ка чественней. Незаметно идут часы... дни... —- Если будешь в затрудне нии, — говорят ему члены бригады, — не стесняйся, под ходи, спрашивай. И он спрашивает. Старает ся. Скобки, первое Юрино за дание, — пройденный этап. Те перь ему стали доверять и более ответственные работы. Вечером, придя ио^ле трудо вого дня домой, на немой во прос родителей: «Ну, как?» парень радостно отвечает: «Отлично! Ребята у нас в бригаде лучше и не приду маешь». В дружный, крепкий кол лектив попал Юрий Васильев. В таком трудно споткнуться. Товарищи не дадут. Вот и еще один молодой советский человек нашел свое призвание, свою рабочую семью. Скоро Юрию повысят разряд, но ни когда он не забудет той по мощи, которую оказала ему бригада. И никогда не забудет первое задание, первую «хо рошую» скобку. А. Л ЕОН Т ЬЕВ , наш внештатный коррес пондент. ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz