Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.

,,МАМИН-СИБИРЯ К“ ШАГНУЛ В 1965-й О лю д ях твор ческой м ы с ­ ли , о з ам е ч а те л ьн ом э к и п а ­ ж е , о тли чи тел ьной чертой которого я в л я е т с я кр е п ка я д р уж б а , б р а т с к а я сп ай к а , р а с с к а зы в а е м мы в этом но­ мере. Один за всех, все з а одно­ го — вот девиз м о р яко в с т р а у л ер а «М ам и н - С и б и р я к » . Э ти р еб я та не л ю б я г гром ­ ких слов , но л ю б я т хоро ­ шо тр уд и ть с я , а это — самое главное во всеобщей борьбе народа за претворение в ж и з н ь П р о гр ам м ы К П С С . ■ в Ни снимке: передовые моря- £ ки траулера «Мамин-Сибиряк». Слепа наприво — моюрист Сер- ! гей Петренко, третий механик ■ Андрей Роман, моторип Вла- S димир Могильников. Фото В. Осокнна. Мне хорошо помнитем партий­ ное собрание, которое проводи­ лось на нашем траулере сразу с выходом в рейс. Члены и кандида­ ты партии обсудили тогда до­ клад капитана судна Б. С. Хацен- ко: «Задачи коммунистов по вы­ полнению плана шестого юда се­ милетки по добыче рыбы». И до­ кладчик. и выступавшие на этом собрании с озабоченностью на­ стоящих хозяев говорили о судь­ бе плана, о том, что надо сде­ лать каждому члену экипажа, чтобы добиться успеха. —- Вы­ полним план 1964 года в этом рейсе! — Такую задачу поставили перед собой моряки траулера. Были намечены и конкретные ме­ роприятия для достижения этой трудной, но почетной задачи. Собрание особо указало на не­ обходимость развертывания со- Секре циалистичсского соревнования на промысле, на обмен опытом с экипажами других судов. На переходе в район промысла старший мастер по добыче тов. Ведешкин вместе со своими по­ мощниками тт. Нестеровым и Зятюком проверили все вооруже­ ние тралов, подготовили их к ра­ боте. Была организована уче€а штурманского состава по исполь­ зованию электро- и радионавига­ ционных приборов. Почти еже­ дневно проводились занятия с матросами палубной команды и рыбообработчиками. С приходом в район промысла наш экипаж сразу включился в всем! парно-групповое социалистиче­ ское соревнование с экипажами траулеров «Лесков», «Хабаровск», «Космос» и «Спутник». Первые полтора месяца рейса мы облавливали хек и аргентину. Сырьевая база в районе промыс­ ла была неустойчивой. В этих условиях соревнование и взаимо­ помощь соревнующихся экипажей сыграли решающую роль в увели­ чении уловов рыбы. Капитаны траулеров по нескольку раз в день советовались друг с другом буквально по всем вопросам про­ мысла. Наш экипаж траления делал только прицельные. Трал мы спус­ кали только по показаниям при­ боров. И когда, обнаружив косяк, брали хорошие подъемы, капитан сообщал о своем месте и условиях лова на «Лесков» и другие трауле­ ры нашей группы. Они, в свою очередь, сообщали нам о своих уловах. В этом рейсе наш экипаж при о&лове сельди первым применил траление «способом парашюта». Сущность этого способа заклю­ чается в том, что до предполагае­ мого места кося­ ка у дна трал идет в толще воды. Как только поисковые приборы показали скопление рыбы, ■вера травятся, трал дости­ гает подборой дна и полно­ стью раскрывается перед самым косяком. Тотчас после того, как трал прошел сквозь него, ваера тотчас вираются. Таким образом, мы как бы черпали рыбу прямо из косяка. За четыре-пять минут тра­ ления поднимали по 15—20 тонн сельди. Помнится, руководитель промысла спрашивал нас на сове­ щании: «Как это вы ухитряетесь ловить на скалах?». Этим способом мы ловили сельдь в районе, где грунт неровный, скальный. И тем не менее серьез­ ных повреждении орудий лова не имели. Траление «способом пара­ шюта» предполагает прежде всего отличное судовождение и такое же умение пользоваться рыбопоиско­ выми приборами. Обо всем этом капитан Б. С. Хаценко подробно рассказал по радио капитанам соревнующихся с нами траулеров. Используя наш опыт, экипажи этих траулеров ста­ ли успешно облавливать скопле­ ния сельди. Мы помогали друг другу чем только могли. Так, экипаж БМРТ «Космос» одно время оказался в пролове из-за неполадок в ору­ диях лова. По просьбе капитана этого судна мы направили туда нашего старшего мастера по до­ быче, кандидата в члены КПСС тов. Ведешкииа. Ознакомившись с положением * дел, он порекомен­ довал утяжелить нижние подбо­ ры тралов на 160 килограммов, а также увеличить скорость трале­ ния. Уловы на «Космосе» возрос­ ли, экипаж вышел из пролова. Для обмена опытом мы посла­ ли на соревнующийся с нами БМ РТ «Лесков» группу работни­ ков ведущих специальностей: I I штурмана, технолога, мастера по добыче, рефрижераторного ме­ ханика и других — всего семь человек. А специалисты «Лескова» несколько дней работали на на­ шем траулере. Такой обмен опы­ том крепко помог экипажам обоих судов улучшить обслуживание механизмов, судовождение, рабо­ ту с тралами, морозку рыбы. Взаимопомощь в соревновании, постоянный обмен опытом рабо­ ты помогали всем траулерам на­ шей группЙ добиваться хороших результатов. Суточный вылов всех пяти соревнующихся траулеров составил в среднем 27 тонн, что значительно выше задания. Наш экипаж за 74 промысло­ вых суток выловив 20.360 цент­ неров рыбы. Рейсовое задание выполнено на 126 процентов. В этом рейсе, 22 сентября экипаж «Мамииа-Сибиряиа» завершил вы­ полнение плана 1964 года по добыче рыбы. Сейчас экипаж полой реши­ мости в предстоящем рейсе за­ вершить выполнение своих со­ циалистических обязательств, взя­ тых" по почину сахалинских ры­ баков, и выловить еще 12.000 центнеров рыбы сверх годового плана. Это будет нашим достой­ ным подарком 47-й годовщине Великого Октября. А. ШИЛ Я ЕВ, помполит. ! И! .§» II•■■■■■>■■■■■■■>■■■■■■■■шв»а^1ввша аааавв 1вшаваиввввавввш»вввашаавшвввк в 1в 1< 1 в а в в в а в в в в а в в в в а Р а б о т а л и д р у ж н о Когда мы выходили в рейс, звали, что на рыбофабрике но хватает семи рыбообработчи­ ков. Обязанности этих семи человек, естественно, легли на плечи всех матросов фабрики. Но, к чести наших людей, ни­ кто не протестовал, никто не захныкал. Бывало, в отдель­ ные дни уловы достигали до четырехсот центнеров и выше, но -вся рыба обрабатывалась, замораживалась и укладыва­ лась в трюм. Что иАмогло нашим рыбооб­ работчикам? То, что все они глубоко понимали значение своею труда и стремились сделать как можно больше и лучше. Матросы тт. Мельний- чук, Белов, Астапков, Крапи­ вин, Базаров, Гвоздев и мно­ гие другие овладели смежны­ ми профессиями и могли вы­ полнять обязанности и глази­ ровщика, и расфасовщика, и упаковщика, а не только шкерщика. Рыбообработчики фабрики соревнуются с матросами па­ лубной команды. Так, когда рыбы ловилось особенно много, наши «соперники» — матросы п мастера по добыче сами, не дожидаясь особых приглашении, шли помогать рыбообработчикам. Нее наши вахты и смены в рейсе соревновались между собой. Первая смена фабрики обрабатывала до 200 центне­ ров рыбы. Вторая смена, хотя в нен и не хватало четырех рыбообработчиков, перекрыла результат первой, обрабаты­ вая и укладывая в трюм по 220— 230 центнеров улова. Она завоевала первенство в социалистическом соревнова­ нии в честь 47-й годовщины Великого Октября и 20-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Такие наши передовики, как матросы тт. Астапков, Белов, Мельнийчук и другие, помога­ ли молодым рыбообработчикам научиться быстро и правильно шкерить рыбу, делились с ними своим опытом. Отличное знание дела, товарищеская взаимопомощь в соревновании, добросовестный труд — все это и помогло нашим рыбо­ обработчикам в рейсе успешно выполнить свои задачи. В. Ш УМ ЕЙКО , мастер по обработке БМРТ «Мамин-Сибиряк». Пр о с т о е в судна не было Машинная команда БМ РТ '<Ма- мин-Снбнряк», вступая н 1904 год, решила работать по-коммунисти­ чески. «Ни одного часа простоя судна на промысле!» — такое обязательство взяли на себя все моряки. • В первом же рейсе у нас раз* вернулось социалистическое со­ ревнование за право называться лучшей вахтой. Застрельщиками соревнования явились наши удар­ ники коммунистического труда: электрик тов. Борзых, рефриже­ раторный машинист тон. Шпак, моторист I класса тов. Седов. По вахтам и заведованием в порту и на переходах в район промысла производились тща­ тельные осмотры всех механиз­ мов, электрооборудования, техно­ логического оборудовании рыбо- фабрики и рефрижераторной установки. Члены машинной команды с начала года отработа­ ли свыше 4000 часов на ремонте механизмов своими силами. Более девяти месяцев работы в усло­ виях больших нагрузок, механиз­ мы и устройства, в которых мы производили ремонт своими сила­ ми, отлично выдержали испыта­ ние. На промысле наш траулер не имел пи одной минуты про­ стоя из-за неисправностей меха­ низмов. Если в первом рейсе победите­ лем в социалистическом соревно­ вании вышла третья вахта, то в прошлом рейсе, из которого мы возвратились 6 октября, первен­ ство завоевала вторая вахта, воз­ главляемая II механиком инжене­ ром тов. Толокновым. Прежде бывали неисправности в работе нашей рефрижераторной установки. По инициативе стар­ шего механика коммуниста тов. Котова было решено изучить опыт эксплуатации этих установок на передовых судах и перенять у них все лучшее. На траулер «Лесков», с экипажем которого мы сорев­ нуемся, в море был направлен рефрижераторный механик тов. Егоров. Он подробно изучил опыт работы па морозильной установке на «Лескове», принес оттуда мно­ го интересного. Немало Полезного для себя узнали паши люди и по эксплуатации рефрижераторных установок на БМРТ «ТраЛфлот». Умело обслуживая механизмы -и используя опыт работы на пере­ довых траулерах, тов. Егоров и рефрижераторные машинисты тт. Шпак и Потапов добились значи­ тельного увеличения холодопро- нзводительностн установки. г Замечательно работает и элект­ рогруппа, возглавляемая электро­ механиком тов. Олейниковым. Для лучшей заморозки рыбы не­ обходимо было увеличить ско­ рость движения воздуха в моро­ зильных камерах. Но если нерас­ четливо увеличить обороты элект­ родвигателей вентиляторов, они не выдержат длительных пере­ грузок. Наши электрики перепро­ бовали множество вариантов вво­ да сопротивления в электросхс- му и сумели подобрать поми­ нальный режим работы двигате­ лей, при котором можно было без ущерба увеличить скорость дви­ жения воздуха в камерах. Фамилии рефрижераторного ма­ шиниста тов. Шпака и электрика тов. Борзых занесены на обще­ флотскую Доску почета. Можно было привести еще мио- 25 июня наш траулер «Мамин- Сибиряк» вышел в свой второй рейс в этом году. А для меня, как штурмана, это был первый рейс. Вполне понятно, что я чувство­ вал себя неуверенно, особенно в вопросах использования рыбопо­ исковых приборов, работы с тра­ лами. Но с первых же дней работы на судне я почувствовал еще и другое — я не один. Все: и ка­ питан, и штурманы, и ДРУ^е опытные моряки стремились по­ мочь мне быстрее стать твердо на ноги, хорошо овладеть делом. Сколько часов провел со мной в ходовой рубке капитан трауле­ ра Борис Семенович Хаценко — не перечесть! Он рассказал мне о том, как правильно маневриро- Я БЛАГОДАРЕН ! вать в условиях работы в группе промысловых судов. На конкрет­ ных примерах он объяснял, как лучше разойтись с другими трау­ лерами, чтобы и с косяка не уйти далеко и правила предупреждения столкновения судов в море соблю­ сти. Многое знает наш капитан, опытный моряк и промысловик. И свои знания и опыт он умело и с огромным тактом передает нам, молодым судоводителям. Глубоко благодарен я и старше­ му штурману Станиславу Михай­ ловичу Брянскому. Вахты нес я иод его руководством, и он по­ стоянно учил меня определяться в море, знать всегда свое точное место на карте, брать глубины, пеленги. С его помощью я на­ учился уверенно действовать при подъеме и спуске трала. И капитан, и старший помощ- ник, а также второй штурман Валентин Иванович Фурсов учи­ ли меня правильно использовать рыбопоисковые приборы. Сейчас судоводителю-промысловику без хорошего знания этих приборов в море просто нечего и выходить. Ловили рыбу мы только прицель­ но и трал спускали только по показаниям приборов. Капитан и штурманы научили меня разби­ раться в показаниях приборов, различать но записи на экране лодара границу между грунтом и косяком. Говорить о том, что мне уже все ясно и понятно, было бы не­ скромностью с моей стороны. Я сделал еще только первые шаги на пути к тому, чтобы стать на­ стоящим штурманом. Но всегда в благодарностью буду помнить этот первый свой штурманский рейс и неоценимую помощь, ко­ торую мне оказали капитан Б. С. Хаценко, старший штурман С. М. Брянский, а также другие мои то­ варищи по судну, О. ГАЛАКТИОНОВ , чет­ вертый штурман БМ РТ «Мамин-Сибиряк». го примеров умелого, творческого отношения членов машинной команды траулера к исполнению свднх обязанностей. Если кто-ли­ бо сумел найти лучший способ об­ служивания механизмов или при­ думал какое-то усовершенствова­ ние, его опыт сразу становится достоянием всех. У нас немало рационализато­ ров. Это уже упомянутые выше тт. Егоров, Олейников, Шпак, Борзых, а также механик-налад­ чик тов. Кубсорока, четвертый ме­ ханик тов. Либин, котельные ма­ шинисты тт. Депутатов и Огей и многие другие. Рационализатор­ ские предложения этих новаторов помогли улучшить работу рыбо­ разделочных механизмов, элева­ тора, повысить производитель­ ность испарителей и многое дру­ гое. У пас стало правилом: «Заме­ тил пропуск масла — устрани его, не проходи мимо протекающего сальника!» Это относится, конеч­ но, не только к сальникам. К аж ­ дый член машинной команды устранит замеченную неисправ­ ность, хотя она может случиться и не в его заведовании. В новом рейсе, третьем в этом году, экипаж решил выловить 12.00!) центнеров рыбы сверх годо­ вого плана. Машинная команда судна отличной работой внесет свой вклад в решение этой нелег­ кой, но почетной задачи. А. РОМАН, третий механик БМ РТ «Ма- мин-Сибирян». На снимке: комсомольцы матрос В. Порошин (слева) и влектрик Н. Морознюк. Оба они учатся заочно в школе, оба освоили на су ильность электрика. Фото Б. Ос ци дне tne- окина. -«газе& & & На этом сиамке, сделанном на­ шим внештатным корреспондент том Б. Осовиным, вы видите электрика, ударника коммунисти­ ческого труда, члена КПСС. Ана­ толия Рыжкина. Он сейчас далеко в море, тру­ дится на большом морозильном траулере «Ярославль». Пожелаем ему больших успе­ хов и счастливого плавания! На участке экономят время КОГДА ВЫИГРЫВАЮТ Судовой комитет профсоюза большого морозильного трау­ лера «Витебск» недавно под­ вел итвги социалистического соревнования в третьем квар­ тале. Первое место присвоено вахте палубной команды мас­ тера по добыче Бориса Новико­ ва, второе место — смене ры­ бообработчиков, возглавляемой ударником коммунистического труда Михаилом Рульцевым, и ноллективу рефрижераторного отделения, руководимому ном- мунистом механиком В. Д. Норобочно. Победителям сорев­ нования вручены переходящие вымпелы. Таиие же красные вымпелы получили матрос Владимир Рудьно, рыбообработчик комсо­ молец Николай Суханов, мо­ торист комсомолец Альберт Медведков. Подведены итоги соревнова­ ния между экипажами «Ви ­ тебска» и «Ашхабада». Оба ноллентива связаны давней дружбой, они регулярно обме­ ниваются опытом работы. Де­ ловая взаимопомощь и трудо­ вое соперничество помогает экипажам добиваться хороших производственных показате­ лей. Они перевыполнили нвар- тальные задания. Моряки траулера «Ашхабад» с начала года имеют на своем счету 46134 центнера рыборродуи- ции, а ноллентив «Витебска» за девять месяцев дал Родине 50267 центнеров. Оба эиипажа в третьем нвартале трудились хорошо, но могли бы сработать и луч­ ше. Ашхабадцы в ожидании плавбаз потеряли десять су­ ток, а витебцы — 11. Если бы не эти потери, стране было бы дано около восьми тысяч центнеров рыбы дополнитель­ но. ОБА... В парном соревновании по­ беду одержали моряки «Ви- тебсиа». В заключение подве­ дения итогов соревнования рыбаки двух траулеров реши­ ли работать так, чтобы с че­ стью выполнить обязательства, принятые по примеру сахалин­ цев, и уже в этом году дать Родино по 56.200 центнеров рыбопродукции. И. ЯРОВОЙ , >шмпилит траулера «Ви- тебси». Гнуть скобки для крепления электропроводов по сути дела простая и легкая работа. Но вот,"к примеру, карандаш, обыкновенный школьный ка­ рандаш, который нужно кра­ сиво подточить. Тоже простая работа, однако же без трени­ ровки даже ее так, как этого бы хотелось, выполнить нелег­ ко. Вот и со скобками... В деся­ том цехе, на судоверфи, в бри­ гаде Я. П. Веселовских появил­ ся новый ученик.. Новичков здесь всегда принимают тепло и отзывчиво. Нашел себе дру­ зей н Юра Васильев. На первых порах все ка­ жется необычным,, за все сразу хватаешься. Ну, а получается все хорошо далеко не сразу. Юре поручили гнуть скобки. Подумаешь, работа! Жесть мягкая, послушная. Но почему они такими аккуратными выхо­ дят у бригадира и такими не­ ровными у пего, у Юры? Неу­ жели это так сложно? Парень внимательно приглядывается к рукам опытного рабочего. До чего же быстро. А Яков Пет­ рович показывает да приго­ варивает: — Не спеши, делай стара- Погрузочно - разгрузочный участок № 2. В обиходе моря­ ки называют его угольной ба­ зой. Грузятся здесь углем и буксирные пароходы, и рыбо­ ловные траулеры, и другие су­ да. Грузятся быстро, без задер­ жек. Потому что все шесть бри­ гад грузчиков работают па со­ весть, стремятся сэкономить при этом хотя бы I —2 минуты. Знают, что из этих минут скла­ дываются десятки судо-часов. Бригады постоянно соревну­ ются между собой. Особенную острогу приобрело соревнова­ ние в связи с приближающим­ ся праздником Октября. Сей­ час впереди идет бригада № 4, руководит которой И. Муса­ тов. Отлично трудятся и кранов­ щики участка: Ф. Зятьков, И Ковалев и другие. Примером в работе служит экипаж кра­ на № 19 (старший крановщик А. Баженов). Эго и понятно, ведь он носит звание коллек­ тива коммунистического труда. В последнее время у него по­ явился сильный соперник — экипаж «Кнровна» (нового де­ сятитонного портального крапа отечествен! Iой постронкп). Старший крановщик «Киров­ ца» Г. Глазычев, крановщики Н. Рихтер и В. Максимов хо­ рошо осваивают новую техни­ ку и уже сейчас разгружают по 5 вагонов за полтора часа. План девяти месяцев кол­ лектив ногру.зочно -разгрузоч­ ного участка ЛЬ 2 выполнил на 100,4 процента. Рабочие уве­ рены, что план последнего квартала они завершат сше успешнее. К работе в зимних условиях они готовы. В част­ ности, по предложению стар­ шего машиниста транспортера И. Лапшина проведена некото­ рая реконструкция транспор­ терной линии. Увеличена ши­ рина ленты, переделан при­ емный бункер, построены за­ крытые галереи. Все это поз­ волит ускорить погрузку угля до 180—185 топи в час. В ИВАНОВ тельно. Лучше меньше, но ка­ чественней. Незаметно идут часы... дни... —- Если будешь в затрудне­ нии, — говорят ему члены бригады, — не стесняйся, под­ ходи, спрашивай. И он спрашивает. Старает­ ся. Скобки, первое Юрино за­ дание, — пройденный этап. Те­ перь ему стали доверять и более ответственные работы. Вечером, придя ио^ле трудо­ вого дня домой, на немой во­ прос родителей: «Ну, как?» парень радостно отвечает: «Отлично! Ребята у нас в бригаде лучше и не приду­ маешь». В дружный, крепкий кол­ лектив попал Юрий Васильев. В таком трудно споткнуться. Товарищи не дадут. Вот и еще один молодой советский человек нашел свое призвание, свою рабочую семью. Скоро Юрию повысят разряд, но ни­ когда он не забудет той по­ мощи, которую оказала ему бригада. И никогда не забудет первое задание, первую «хо­ рошую» скобку. А. Л ЕОН Т ЬЕВ , наш внештатный коррес­ пондент. ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz