Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.

Б Е З У М С Т В У Х Р А Б Р Ы Х П О Е М М Ы С Л А В У ! ЧТО НЕ ЗАБЫТО С 1030 года я работал на раз­ личных гудах промыслового Фло­ та. A c 2J шоля 1941 года но J0 октября 1944 года воевал с фашистскими захватчиками в од­ ним и ;) батальонов 12-й красно­ знаменной бригады морской пехо­ ты Северного флота. Наш батальон нес боевое охра­ нение в районе Западной Лиды, держал оборону на полуострове Рыбачий, участвовал в десантных операциях, прорывал вражескую еборону в район» Муста-Тунтури, защищал и освобождал Советское Заполярье от немецко-фашист­ ских захватчиков. . Никогда не забудутся эти дни, полные нелегкого ратного труда, беспримерной стойкости и муже­ ства защитников Заполярья. Три с половиной гола на участках нашей обороны ни днем, ни но­ чью не прекращались боевые дей­ ствия. Не одну отчаянную попыт­ ку делали гитлеровцы, чтобы прорваться на полуострова Сред­ ний и Рыбачий. Но напрасны бы­ ли их потуги, пни разбивались о стойкость, мужество и воинское мастерство советских бойцов н командиров. А ведь против нас действовали стбориые горно-егерские войска Фашистов. Что только не делали оти вояки, чтобы сломить наш дух, уничтожить нас. Ежедневно многие часы подряд строго рав­ номерно через каждые полторы секунды стреляли разрывными нулями в склады над нашими окопами. Систематически долбили нас с воздуха бомбами. Бросали с самолета» на наши позиции ли­ стовки, обещая нам райскую жизнь, если сдадимся. В ответ, на все это наши вои­ ны еще ожесточеннее дрались с врагом, уничтожая захватчиков всюду, где было можно. Сейчас мне уже трудно вспом­ нить все важные эпизоды rex лет. Но все же я расскажу о подвигах моих товарищеп-бойцов. Под огнем врага, но открытой местности, насквозь прострелива­ емой немцами, солдат Маслов до­ ставлял боезапас подразделению, «едущему бон с фашистами. Не­ сколько раз ему приходилось в 1 М УРМАНСК — Лечепга — Никель. Серая леп­ та асфальта то устрем­ ляется стрелой, то причудливо петляет меж горбатых скали­ стых сопок. За окном автобуса — неяркая крас­ ками заполярная осень. По этой, тогда еще неасфальтированной до­ роге шли когда-то мар­ шевые роты, тарахтели по­ возки, рычали грузовики. И все туда, к Западной Лице, к узкому ущелью — знаменитой Долине смерти. Это тут есть Безымянная высота, на кото­ рой, быть может, также остава­ лось трое из восемнадцати. Здесь еще встретишь глубокие воронки, залитые водой, изло­ манные линии выложенных из камня траншей, угрюмые трех­ амбразурные доты, мотки ржа­ вой колючей проволоки. Тут когда-то стонала земля, над нею в мрачном величии власт­ вовала смерть. Здесь, среди валунов и топких болот, дер­ жали правый фланг тысяче­ верстного Фронта отцы и деды пути самому вступать в схватки с гитлеровцами, из них он выхо­ дил победителем. После операции Маслов был награжден орденом Красной Звезды. В начале октября 1942 года автоматчики и разведчики нашего батальона под командованием майора Боровикова провели де­ сантную операцию на мысе Пик* шуев. Здесь находилась немецкая батарея, которая обстреливал* бухту Кина. А в этой бухте вы­ гружались транспорты, снабжаю­ щие наши войска на Среднем и Рыбачьем. Высадившись с катеров тем­ ней ночыо, мы незаметно обошли батарею с тыла, перерезали теле­ фонные провода, без шума сняли часовых. Польше ста гитлеровцев в ту ночь были уничтожены, а целая группа во главе с обер- лейтенантом пленена. Батарея врага перестала существовать. В памяти у всех защитников Заполярья сохранится ночь на 10 октября 1944 года, когда на­ ши войска перешли в наступле­ ние на врага. Три с половиной года мы ждали этого дня! Сокрушаемый с земли и с воз­ духа, враг еще сопротивлялся, но участь его была уже решена. Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье начался! В этот день меня ранило, и я попал в госпиталь. С волнением и гордостью за своих товарищей — советских воинов мы следили за успехами героев, гнавших врага все дальше на запад. Бесстрашие и мужество совет­ ских солдат и офицеров, их под­ виги будут вечно жить в сердце нашего народа. Ф. СКРВБЦО В , Nairnган спасательного мор- снего буксир* «Бесстраш­ ный». И Х МНОГО, участников боев за родное Заполярье. «Рыбами Севера, моряки тралового флота выполнили в го­ ды войны гигантскую работу, о ноторой еще мало знают, так как о ней мало писали и говорили. Своим героизмом, доблестным и самоотверженным трудом в годы Отечественной войны эти скром­ ные труженики полярного моря заслужили уваже­ ние советского на­ рода!». Эти с т р о ч к и принадлежат бывшему коман­ дующему Северным Военно- Морским флотом адмиралу Головко. Адмиралу пришлись по сердцу те, кто в мирное время ло­ вили рыбу, а началась война — стали мужественными защитни­ ками любимой Отчизны- Адмиралу Головко было приятно видеть, как тралфлотовцы легко перешли от мирного к военному труду в море, в короткое время научились вла­ деть оружием, разбираться в так­ тике противника и быстро нахо­ дить правильное решение в любой трудной обстановке. Они тралили и уничтожали не­ мецкие мины, несли дозорную службу, охраняли гавани от не­ приятельских подводных лодок, нонвоирсеали транспортные суда, высаживали десанты. И те, кто до­ жил до радостного праздника побе­ ды, и те, кто пал смертью храб­ рых, героически сражались с вра­ гом, чтобы вечно на берегу зали­ ва стоял Мурманск, чтобы по ши­ рокой глади моря ходили сооет- ские корабли. Они воевали за род­ ное мере, ставшее им вторым до­ мом. В памяти и сердцах живых на- вечно сохранится подвиг моряков траулера «Туман», ноторые погиб­ ли в неравном бою, но не спустили с гафеля корабельного флага. Не забудут они и моряков с другого траулера, которым командовал тралфлотовский напитан Онуне- вич, отдавший жизнь во имя сча- иоманда была на нем из рыбаиов. Помощник тралмейстера Сапега иомандовал оружейным расчетом, засольщик Бачин был минером,- матрос Нузнецов — сигналыци- ном. Наряду с выполнением заданий командования личный состав «Бриза» занимался военной под- готовиой. Учились много и упорно — и е гавани во время коротких примерный подвиг. Однажды поздней осенью стар­ шина второй статьи Чижов, на­ блюдавший за порем, заметил си­ луэт норайля. На «Бризе» объяви­ ли боевую тревогу. Орудия приве­ ли в готовность. Киреев развер­ нул траулер в сторону противника и приказал дать полный вперед. На какое-то мгновение у него мелькнула мысль: «А вдруг Лодиа еще держалась на плаву, поиа форштевень траулера закры­ вал пробоину. Но как тольно «Бриз» дал полный назад, она быстро затонула. Эта смелая операция, проведен­ ная с таким успехом, еще раз по­ казала силу и опыт людей, воспи­ танных в траловом флоте. Зака­ ленные в борьбе с мореной сти­ хией, они в дни войны стали еще ПОДВИГ МОРЯКОВ МУРМАНСКА стья своего народа. Больше двадцати лет прошло с тех пор, а и сегодня, читая ску­ пые строчки о подвиге моряков этих маленьких кораблей, нровь стынет в жилах. Нан безмерно на­ до любить Родину-мать, каким вы- соним должно быть чувство долга, чтобы не только не дрогнуть в не­ равном бою, а стоять насмерть, до последнего дыхания. И когда тралфлотовский капи­ тан Всеволод Киреев, ставший во время войны командиром военного корабля, шел на таран фашист­ ской подводной лодни, он тоже меньше Frero думал п собственной жизни. Он шел на смерть, ради жизни г: шпионов. А было эте таи. В первые же дни Великой Оте- '♦естсенной войны Киреев, как и тысячи других промысловиков, стал военным моряком. Дали ему сторожевой корабль «Бриз». Он отличался от обычного рыболов­ ного траулера только тег:, что на его берту были установлены не­ большие пушки и пулеметы. И стоянок, и в море на больших во­ енных дорогах- Часто случалось, что корабль, выходя на учебные стрельбы, подвергался нападению вражеской авиации, и тогда начи­ нался бой не на жизнь, а на смерть. Однажды, когда траулер «Бриз» находился в дозоре, его атаковали шесть фашистских самолетов. Воз­ душные разбойники сбросили 36 тяжелых бомб, которые разо­ рвались вблизи корабля. Водя­ ные столбы то и дело обрушива­ лись на его палубу, но моряки продолжали вести огонь и подби­ ли один из «юннерсов». Летчики других самолетов не эахстели раз­ делить судьбу своего собрата по разбою и потому ретировались. Устранив незначительные по­ вреждения на нерзбле. команда «Бриза» продолжала охрану ком­ муникаций. Подобных боев было много. Но имя старшего лейтенанта Киреева вошло в летопись Великой Отече­ ственной войны как бесстрашно­ го командира, совершившего бег- свой?». Но сомнения рассеялись, когда открылись контуры враже­ ской подводной лодки. И тогда, и сейчгс невозможно установить, по­ чему вражеская лодка оказалась в надводном положении. Очевид­ но, производилась зарядка акку­ муляторов батарей. — Огонь по цели прямой на­ водкой! — скомандовал командир. Из четырех снарядов, выпущен­ ных из носовой пушки, два попа­ ли в цель. Но лодка могла уйти под воду. Тогда Ниреев. хорошо знавший крепость корпуса трау­ леров отечественной постройки, принял дерзкое решение: тара- нить подводного пирата. Прошло всего четыре минуты с момента обнаружения врага, как мощный форштевень врезался в корпус лодки. Толчок был настоль­ ко сильным, что моряки «Бриза» гппадали на палубу. В машинном уделении, не зная о причинах удара, решили, что в траулер по­ пала торпеда. Но никто не расте­ рялся, ни осин не покинул Сгеьо- го поста. опытнее, приобрели еще большую стойкость. Опасности не раз на­ стигали их. но они всегда смело шли в бой, грудью своей заслоняя друг друга. Так, спасая других, по­ гибли в боях за Радину Герои Со­ ветского Союза бывший матрос траулера «Смена» Иван Сивко и судоремонткии Анатолий Бредов. Они перестали жить на земле, что­ бы остаться в веках бессмертной славой и гордостью своего народа, примером любви и Родине, симво­ лом величественного презрения и смерти во имя победы над врагом. Смелыми, мужественными вои­ нами показали себя в боях с вра­ гом напитаны тралового флота Константин Лаврентьевич Бурнов, Яков Алексеевич Гунин, Андрей Яковлевич Маклаков, Павел Пет­ рович Корехов. Павел Алексеевич Задорин, Александр Иванович Са- погов, всех не перечтешь. Их не сотни, а тысячи воспитаннниов промыслового флота, кто посвятил мизнь мерю и сражался за СЕое любимое коре насмерть. <; к о ч е в о й . в Па снимке: И. Бочков. С первых дней Великом Оте­ чественной войны па защите Советского .Чанолярьи сражал­ ся прославленный тстчик-иа- ребиггль капитан Инап Боч­ ков. В простых схватках с врагом росла Гюеная слава *гою бесстрашного аса. Иван Почкой был одним ил тех, кто стойкими и мастер- оними ударами по вражеской авиации ускорил победу пал врагом. В 1912 году -47 звезд украшали боевую машину Пиана Бочкова. М фашистских стервятников, сбитых группой Ивана Бочкова, нашли себе могилу в сопках Заполярья •Пично Бочков сбил шесть са­ молетов. Правительство высоко ton ли­ ло боевые подвиги Ивана Боч­ кова, присвоив t му iBanui i е- роя Оннмского Сомни. Трудно встро ят человека более просюго и более допум­ ною, а имеете с »см выдер­ жанного и требовательного, каким был Пиан Бочков. 4 апреля 10-13 года, в день праздновании частью славной годовщины получении гвар­ дейского шамепп. на Мур­ манск шла большая группа йе­ менких бомбардировщиков, прикрываемая истребителями. Чтобы не допустить врага к городу*и воздух поднялись лет­ чики 19-го гвардейского полка подполковника Павла' Кутахо- ва Они атаковали фашистские бомбардировщики,-а Кутахов с Бочковым вступили в нерав­ ную схватку с вражескими не- •ptOn гелями. Во время Пои самолет Боч­ кова был подбит, и ему приш­ лось выпрыгнуть из самолета По прославленный истреби­ тель Севера не смог вое- поаыова i ься парашютом, раскрыть его. По время прыж­ ка Бочкова ударило но голове хвостовым етабпли«втором самолета. Эго его и погубило. Имя Ивана Бочкова вместе t именами других героев, за­ щити ков северных рубежей, золотыми буквами вписано в историю обороны Советского Заполярья. По просьбе грудящихся од­ ной из улиц в Мурманске присвоено имя Ивана Бочкова, я. ЬУРГУТТО, началь­ ник рыбного iropia. KOJI.'IKKTMBK судоверфи Я проработал более 20 лет. 1‘зве до войны был стар­ шим прорабом. Нернлимноо на­ падение гитлеривских захватчи­ ков на пашу Риди­ ну 22 июня 1?М I они жили, гибло нажитое имуще­ ство, но никто не бросал своего поста. Нельзя не «казать* о тел. кто '-ел ла собой рабочих, организовы- Траулер «Бризх >аранит фашистскую подводную ло .ь Репродукция с картины художника Цейтлина. года поставило сра­ зу множество но-' 1941-Й, 2 2 ИЮ Н Я . . . нросов перед киллек I ином судовер­ фи, которые требовали немед­ ленного решения. Главная зада­ ча, ставшая п е р е д кол- лек швом, — это максималь­ ное сокращение сроков ремонта боевых кораблей I V верного Флота. Под непрекращающимися бом­ бежками вражеской авиации лю­ ди находили в себе силы рабо­ тать но нескольку суток. Никто не жаловался, не ныл. На глазах у вал их *руд. служил примером в «♦полпенни долга. Такие замеча­ тельные специалисты своего дела, как мастера Д. II. Трифонов, А. II. Миронов, А. И. Гусев и бывший начальник слипа М. К. Мощалгин ы другие, были всегда примером для подчиненных. Разве можно за­ быть таких людей, как бригадиры слесарей А. В. Краев, А. И. Маль­ цев. М. Н. Борисов, А. Д. Жемчу­ гов. А. N. Прохоров. II. М. Ели­ сеев, А. II. Бачин и десятки дру- некоторых горели дома, в которых Г Д Е Г Р Е М Е Л И Б О И , Г Д Е С Т О Я Л И Н А С М Е Р Т Ь тех, к го сейчас ходит в школу, резвится л детском саду. Наш рассказ не об яростных атаках и падающих звездами разноцветных ракетах. Об атом уже написано и еще будет рас­ сказано много. Пройдем по памятным ме­ стам, обильно политым кровыо советских солдат и матросов. Глена и справа от шоссе — уютные домики поселков, кото­ рых в то время и не было на карте. Живут в них дорожни­ ки. связисты, монтажники ли­ нии высоковольтных передач. За древней Печенгой, кото­ рую двадцать лет назад штур­ мовали с моря и с суши наши отважные воины, дорога уст­ ремляется на запад. В сирене­ вой дымке есс те же сопки, то и зелени хвойного леса, то се­ рые с обомшелыми скалисты­ ми отрогами/* Они многое мог­ ли бы рассказать о былом. У их подножии, у обочин дороги высятся строгие обелиски с ла­ коничной надписью: «Вечная слана героям, павшим в боях за свободу и независимость на­ шей Родины'). В атом краю их много, таких надгробий над мошлами воинов. Есть такая безымянная мо­ гила и у въезда в город Запо­ лярный. Торопящиеся на запад солдаты похоронили павшего в бою товарища среди безмолвия голой тундры и ушли вперед. Много лет над одинокой моги­ лой бушевали метели и пел не- всселую песню сердитый норд- вест. А теперь... ‘ Летом года сюда при­ шли первые посланцы Ленин­ ского комсомола, раскинули палаточный городок. Застучали топоры, зазвенели задорные песни. Геологи поставили здесь на службу пароду несметные залежи медно-никелевой руды, и начал расти новый советский город. Посмотрите, каков ои сей­ час! Прямые, широкие улицы, настроенные многоэтажными каменными домами. Магазины, столовые, кафе, просторный клуб. И над каждой крышей частокол радио- и телеантеин. И как неотъемлемая часть со­ временного пейзажа любого на­ шего юрода ажурные стре­ лы башенных кранов. Молодой город все дальше и дальше ухо­ дит в тундру. В нем растут новые дома, школьные здания, культурно-бытовые учрежде­ ния. А слева от города, в про­ сторной долине за речкой, гу­ дят на железнодорожных путях маневренные паровозы, на вы­ соких фабричных корпусах магнием вспыхивают огни электросварки. Здесь раскину­ лась огромная строительная плошадка крупнейшего в Запо­ лярье Ждановского горнообо­ гатительного комбината. Это тут трудятся известные на всю область бригада строителей Владислава Серикова, горняки .Беляев, Удачин, Ревков и дру­ гие. Большое будущее у нового комбината, у его строителей и л ксилуатациоиииков. Жданов- ский горнообогатительный ком­ бинат со временем станет од­ ним из ведущих горно-метал­ лургических предприятий Коль­ ского полуострова. А это ли не памятник тем, кто пал в смер­ тельном бою. освобождая древ­ нюю Печепгскую землю Конечный пункт нашею маршрута — рабочий поселок Никель. Издалека видна высо­ ченная груба комбината *Пе- ченганикель». Двадцать лет назад он лежал в пепелищах и развалинах. Это отсюда гвар- дейцыгтанкнеты в содружестве с моряками и пехотинцами вы- шибли фашистских захватчи­ ков. очистив последние пяди советской земли. Поселок больше похож на город. Светлые многоэтажные дома, клубы и школы. Назва­ ния улиц говорят сами за се­ бя: Октябрьская. Новая. Побе­ ды, Мира, Гвардейский про­ спект... В центре поселка воз­ водится новый Дом культуры, разбивается сквер, сооружает­ ся детская спортивная пло- щадка. Ключом бьет жизнь на осво­ божденной, обновленной земле. Вместе со всеми трудящи­ мися Мурманской области тру­ женики. Печенгекого района го­ товили свои производственные подарки сегодняшнему празд­ нику — двадцатилетию разгро­ ма гитлеровцев ь Советском 'Заполярье. В канун этого зна­ менательного события на ком­ бинате «Печенгапикель» всту­ пила в строй новая электро­ печь. С нее металлурги уже сняли много сверхпланового металла. Днем и ночью кипит напряженный труд в забоях и карьерах рудников. Изо дня в день горняки дают сверхплано­ вую руду. Там. где когда-то рвались снаряды и мины, гре­ мят мирные взрывы Величест­ венно шествует по печенгской зкмле созидательная, полно­ кровная жизнь. Г. КУРГАНО В . тих, чьи бригады, в очень труд­ ных условиях но нескольку суток не уходили с обьектон. А бригади­ ры котельщиков С. Н Тюкании, N. И. Чуланов, II. Г Латвии , ко­ торые в невыносимо грудных ус­ ловиях вели доковые и другие ра­ боты но восстановлению боеспо­ собности кораблей! Сейчас трудно представить, что­ бы газорезчик мог работать вниз половой в страшной тесноте, рис­ к у я сгореть. как это делал i азо­ резчик II. II. Талышев. вырезая конструкции для новых установок. Работать в цистернах подводных лодок трудно вообще, но во мно­ го раз труднее, когда гремят зал­ пы зенитных орудий, земля со­ трясается от взрывов вражеских бомб, а электросварщик В. И. Му­ равьев не уходил до тех нор, пика не заканчивал работу. Для Фре­ зеровщика Ивана Гусарова не су­ ществовало слова «нельзя» или «не могу». Пусть не было черте­ жа, пусть образец был изношен, ои брался за изготовление ноной детали и тем самым выручал сво­ их товарищей и вносил свой по­ сильный вклад ь /»бщее дело. А кто на верфи не знает конструкто­ ра Л. А. Смолина, который всегда успевал побывать на объектах, дать разъяснения по конструкци­ ям и своевременно обеспечивать высокое качество работ. За годы войны коллектив судо­ верфи успешно освоил большое количество совершенно новых работ и даже таких, которые и сегодня являются уникальными. На одном из миноносцев был *•нЛЬНО поврежден Гребной ВИНГ И • 01 нуг гребной вал у основания конуса. Судоремонтники предло­ жили выправить гребной нал. Много сj ток продолжалась работа, и она увенчалась успехом, и в де­ кабре I'.MV года миноносец ушел громить врага. Весной И)44 года но .«адании правительства коллектив судовер­ фи осуществил сложную транс­ портную операцию. Работы велись круглосуточно в течение 15 суток, не прерываясь . ни на минуту, в были закончены досрочно. Осенью I !Ы 4 года слии судоверфи не мо» работать нормально. Тем не менее было принято смелое решение — поднимать «охотники» на тросах, используя для подъема тяговую тележку. Много было скептиков, но уверенность в- расчетах, не­ смотря на большие трудности, по­ могла решить и эту задачу, в ре­ зультате чего Северный флот по­ лучил отремонтированные корабли. Самоотверженный труд коллек­ тива судоверфи в годы Великой Отечественной войны неоднократ­ но отмечался присуждением пере­ ходящего Красного знамени Сове­ та Министров СССР и ВЦСПС с вручением первой денежной пре­ мии. Целый ряд работников верфи за образцовое выполнение спецза­ даний командованием Северного флота был награжден орденами и медалями Советского Союза. По*окончании войны переходя­ щее Красное знамя Совета Ми­ нистров СССР и ВЦСПС оставлено коллективу судоверфи на вечное хранение. - Г. ЛЕНКИН , бывший старший прораб Мурманской судоверфи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz