Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.
Б Е З У М С Т В У Х Р А Б Р Ы Х П О Е М М Ы С Л А В У ! ЧТО НЕ ЗАБЫТО С 1030 года я работал на раз личных гудах промыслового Фло та. A c 2J шоля 1941 года но J0 октября 1944 года воевал с фашистскими захватчиками в од ним и ;) батальонов 12-й красно знаменной бригады морской пехо ты Северного флота. Наш батальон нес боевое охра нение в районе Западной Лиды, держал оборону на полуострове Рыбачий, участвовал в десантных операциях, прорывал вражескую еборону в район» Муста-Тунтури, защищал и освобождал Советское Заполярье от немецко-фашист ских захватчиков. . Никогда не забудутся эти дни, полные нелегкого ратного труда, беспримерной стойкости и муже ства защитников Заполярья. Три с половиной гола на участках нашей обороны ни днем, ни но чью не прекращались боевые дей ствия. Не одну отчаянную попыт ку делали гитлеровцы, чтобы прорваться на полуострова Сред ний и Рыбачий. Но напрасны бы ли их потуги, пни разбивались о стойкость, мужество и воинское мастерство советских бойцов н командиров. А ведь против нас действовали стбориые горно-егерские войска Фашистов. Что только не делали оти вояки, чтобы сломить наш дух, уничтожить нас. Ежедневно многие часы подряд строго рав номерно через каждые полторы секунды стреляли разрывными нулями в склады над нашими окопами. Систематически долбили нас с воздуха бомбами. Бросали с самолета» на наши позиции ли стовки, обещая нам райскую жизнь, если сдадимся. В ответ, на все это наши вои ны еще ожесточеннее дрались с врагом, уничтожая захватчиков всюду, где было можно. Сейчас мне уже трудно вспом нить все важные эпизоды rex лет. Но все же я расскажу о подвигах моих товарищеп-бойцов. Под огнем врага, но открытой местности, насквозь прострелива емой немцами, солдат Маслов до ставлял боезапас подразделению, «едущему бон с фашистами. Не сколько раз ему приходилось в 1 М УРМАНСК — Лечепга — Никель. Серая леп та асфальта то устрем ляется стрелой, то причудливо петляет меж горбатых скали стых сопок. За окном автобуса — неяркая крас ками заполярная осень. По этой, тогда еще неасфальтированной до роге шли когда-то мар шевые роты, тарахтели по возки, рычали грузовики. И все туда, к Западной Лице, к узкому ущелью — знаменитой Долине смерти. Это тут есть Безымянная высота, на кото рой, быть может, также остава лось трое из восемнадцати. Здесь еще встретишь глубокие воронки, залитые водой, изло манные линии выложенных из камня траншей, угрюмые трех амбразурные доты, мотки ржа вой колючей проволоки. Тут когда-то стонала земля, над нею в мрачном величии власт вовала смерть. Здесь, среди валунов и топких болот, дер жали правый фланг тысяче верстного Фронта отцы и деды пути самому вступать в схватки с гитлеровцами, из них он выхо дил победителем. После операции Маслов был награжден орденом Красной Звезды. В начале октября 1942 года автоматчики и разведчики нашего батальона под командованием майора Боровикова провели де сантную операцию на мысе Пик* шуев. Здесь находилась немецкая батарея, которая обстреливал* бухту Кина. А в этой бухте вы гружались транспорты, снабжаю щие наши войска на Среднем и Рыбачьем. Высадившись с катеров тем ней ночыо, мы незаметно обошли батарею с тыла, перерезали теле фонные провода, без шума сняли часовых. Польше ста гитлеровцев в ту ночь были уничтожены, а целая группа во главе с обер- лейтенантом пленена. Батарея врага перестала существовать. В памяти у всех защитников Заполярья сохранится ночь на 10 октября 1944 года, когда на ши войска перешли в наступле ние на врага. Три с половиной года мы ждали этого дня! Сокрушаемый с земли и с воз духа, враг еще сопротивлялся, но участь его была уже решена. Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье начался! В этот день меня ранило, и я попал в госпиталь. С волнением и гордостью за своих товарищей — советских воинов мы следили за успехами героев, гнавших врага все дальше на запад. Бесстрашие и мужество совет ских солдат и офицеров, их под виги будут вечно жить в сердце нашего народа. Ф. СКРВБЦО В , Nairnган спасательного мор- снего буксир* «Бесстраш ный». И Х МНОГО, участников боев за родное Заполярье. «Рыбами Севера, моряки тралового флота выполнили в го ды войны гигантскую работу, о ноторой еще мало знают, так как о ней мало писали и говорили. Своим героизмом, доблестным и самоотверженным трудом в годы Отечественной войны эти скром ные труженики полярного моря заслужили уваже ние советского на рода!». Эти с т р о ч к и принадлежат бывшему коман дующему Северным Военно- Морским флотом адмиралу Головко. Адмиралу пришлись по сердцу те, кто в мирное время ло вили рыбу, а началась война — стали мужественными защитни ками любимой Отчизны- Адмиралу Головко было приятно видеть, как тралфлотовцы легко перешли от мирного к военному труду в море, в короткое время научились вла деть оружием, разбираться в так тике противника и быстро нахо дить правильное решение в любой трудной обстановке. Они тралили и уничтожали не мецкие мины, несли дозорную службу, охраняли гавани от не приятельских подводных лодок, нонвоирсеали транспортные суда, высаживали десанты. И те, кто до жил до радостного праздника побе ды, и те, кто пал смертью храб рых, героически сражались с вра гом, чтобы вечно на берегу зали ва стоял Мурманск, чтобы по ши рокой глади моря ходили сооет- ские корабли. Они воевали за род ное мере, ставшее им вторым до мом. В памяти и сердцах живых на- вечно сохранится подвиг моряков траулера «Туман», ноторые погиб ли в неравном бою, но не спустили с гафеля корабельного флага. Не забудут они и моряков с другого траулера, которым командовал тралфлотовский напитан Онуне- вич, отдавший жизнь во имя сча- иоманда была на нем из рыбаиов. Помощник тралмейстера Сапега иомандовал оружейным расчетом, засольщик Бачин был минером,- матрос Нузнецов — сигналыци- ном. Наряду с выполнением заданий командования личный состав «Бриза» занимался военной под- готовиой. Учились много и упорно — и е гавани во время коротких примерный подвиг. Однажды поздней осенью стар шина второй статьи Чижов, на блюдавший за порем, заметил си луэт норайля. На «Бризе» объяви ли боевую тревогу. Орудия приве ли в готовность. Киреев развер нул траулер в сторону противника и приказал дать полный вперед. На какое-то мгновение у него мелькнула мысль: «А вдруг Лодиа еще держалась на плаву, поиа форштевень траулера закры вал пробоину. Но как тольно «Бриз» дал полный назад, она быстро затонула. Эта смелая операция, проведен ная с таким успехом, еще раз по казала силу и опыт людей, воспи танных в траловом флоте. Зака ленные в борьбе с мореной сти хией, они в дни войны стали еще ПОДВИГ МОРЯКОВ МУРМАНСКА стья своего народа. Больше двадцати лет прошло с тех пор, а и сегодня, читая ску пые строчки о подвиге моряков этих маленьких кораблей, нровь стынет в жилах. Нан безмерно на до любить Родину-мать, каким вы- соним должно быть чувство долга, чтобы не только не дрогнуть в не равном бою, а стоять насмерть, до последнего дыхания. И когда тралфлотовский капи тан Всеволод Киреев, ставший во время войны командиром военного корабля, шел на таран фашист ской подводной лодни, он тоже меньше Frero думал п собственной жизни. Он шел на смерть, ради жизни г: шпионов. А было эте таи. В первые же дни Великой Оте- '♦естсенной войны Киреев, как и тысячи других промысловиков, стал военным моряком. Дали ему сторожевой корабль «Бриз». Он отличался от обычного рыболов ного траулера только тег:, что на его берту были установлены не большие пушки и пулеметы. И стоянок, и в море на больших во енных дорогах- Часто случалось, что корабль, выходя на учебные стрельбы, подвергался нападению вражеской авиации, и тогда начи нался бой не на жизнь, а на смерть. Однажды, когда траулер «Бриз» находился в дозоре, его атаковали шесть фашистских самолетов. Воз душные разбойники сбросили 36 тяжелых бомб, которые разо рвались вблизи корабля. Водя ные столбы то и дело обрушива лись на его палубу, но моряки продолжали вести огонь и подби ли один из «юннерсов». Летчики других самолетов не эахстели раз делить судьбу своего собрата по разбою и потому ретировались. Устранив незначительные по вреждения на нерзбле. команда «Бриза» продолжала охрану ком муникаций. Подобных боев было много. Но имя старшего лейтенанта Киреева вошло в летопись Великой Отече ственной войны как бесстрашно го командира, совершившего бег- свой?». Но сомнения рассеялись, когда открылись контуры враже ской подводной лодки. И тогда, и сейчгс невозможно установить, по чему вражеская лодка оказалась в надводном положении. Очевид но, производилась зарядка акку муляторов батарей. — Огонь по цели прямой на водкой! — скомандовал командир. Из четырех снарядов, выпущен ных из носовой пушки, два попа ли в цель. Но лодка могла уйти под воду. Тогда Ниреев. хорошо знавший крепость корпуса трау леров отечественной постройки, принял дерзкое решение: тара- нить подводного пирата. Прошло всего четыре минуты с момента обнаружения врага, как мощный форштевень врезался в корпус лодки. Толчок был настоль ко сильным, что моряки «Бриза» гппадали на палубу. В машинном уделении, не зная о причинах удара, решили, что в траулер по пала торпеда. Но никто не расте рялся, ни осин не покинул Сгеьо- го поста. опытнее, приобрели еще большую стойкость. Опасности не раз на стигали их. но они всегда смело шли в бой, грудью своей заслоняя друг друга. Так, спасая других, по гибли в боях за Радину Герои Со ветского Союза бывший матрос траулера «Смена» Иван Сивко и судоремонткии Анатолий Бредов. Они перестали жить на земле, что бы остаться в веках бессмертной славой и гордостью своего народа, примером любви и Родине, симво лом величественного презрения и смерти во имя победы над врагом. Смелыми, мужественными вои нами показали себя в боях с вра гом напитаны тралового флота Константин Лаврентьевич Бурнов, Яков Алексеевич Гунин, Андрей Яковлевич Маклаков, Павел Пет рович Корехов. Павел Алексеевич Задорин, Александр Иванович Са- погов, всех не перечтешь. Их не сотни, а тысячи воспитаннниов промыслового флота, кто посвятил мизнь мерю и сражался за СЕое любимое коре насмерть. <; к о ч е в о й . в Па снимке: И. Бочков. С первых дней Великом Оте чественной войны па защите Советского .Чанолярьи сражал ся прославленный тстчик-иа- ребиггль капитан Инап Боч ков. В простых схватках с врагом росла Гюеная слава *гою бесстрашного аса. Иван Почкой был одним ил тех, кто стойкими и мастер- оними ударами по вражеской авиации ускорил победу пал врагом. В 1912 году -47 звезд украшали боевую машину Пиана Бочкова. М фашистских стервятников, сбитых группой Ивана Бочкова, нашли себе могилу в сопках Заполярья •Пично Бочков сбил шесть са молетов. Правительство высоко ton ли ло боевые подвиги Ивана Боч кова, присвоив t му iBanui i е- роя Оннмского Сомни. Трудно встро ят человека более просюго и более допум ною, а имеете с »см выдер жанного и требовательного, каким был Пиан Бочков. 4 апреля 10-13 года, в день праздновании частью славной годовщины получении гвар дейского шамепп. на Мур манск шла большая группа йе менких бомбардировщиков, прикрываемая истребителями. Чтобы не допустить врага к городу*и воздух поднялись лет чики 19-го гвардейского полка подполковника Павла' Кутахо- ва Они атаковали фашистские бомбардировщики,-а Кутахов с Бочковым вступили в нерав ную схватку с вражескими не- •ptOn гелями. Во время Пои самолет Боч кова был подбит, и ему приш лось выпрыгнуть из самолета По прославленный истреби тель Севера не смог вое- поаыова i ься парашютом, раскрыть его. По время прыж ка Бочкова ударило но голове хвостовым етабпли«втором самолета. Эго его и погубило. Имя Ивана Бочкова вместе t именами других героев, за щити ков северных рубежей, золотыми буквами вписано в историю обороны Советского Заполярья. По просьбе грудящихся од ной из улиц в Мурманске присвоено имя Ивана Бочкова, я. ЬУРГУТТО, началь ник рыбного iropia. KOJI.'IKKTMBK судоверфи Я проработал более 20 лет. 1‘зве до войны был стар шим прорабом. Нернлимноо на падение гитлеривских захватчи ков на пашу Риди ну 22 июня 1?М I они жили, гибло нажитое имуще ство, но никто не бросал своего поста. Нельзя не «казать* о тел. кто '-ел ла собой рабочих, организовы- Траулер «Бризх >аранит фашистскую подводную ло .ь Репродукция с картины художника Цейтлина. года поставило сра зу множество но-' 1941-Й, 2 2 ИЮ Н Я . . . нросов перед киллек I ином судовер фи, которые требовали немед ленного решения. Главная зада ча, ставшая п е р е д кол- лек швом, — это максималь ное сокращение сроков ремонта боевых кораблей I V верного Флота. Под непрекращающимися бом бежками вражеской авиации лю ди находили в себе силы рабо тать но нескольку суток. Никто не жаловался, не ныл. На глазах у вал их *руд. служил примером в «♦полпенни долга. Такие замеча тельные специалисты своего дела, как мастера Д. II. Трифонов, А. II. Миронов, А. И. Гусев и бывший начальник слипа М. К. Мощалгин ы другие, были всегда примером для подчиненных. Разве можно за быть таких людей, как бригадиры слесарей А. В. Краев, А. И. Маль цев. М. Н. Борисов, А. Д. Жемчу гов. А. N. Прохоров. II. М. Ели сеев, А. II. Бачин и десятки дру- некоторых горели дома, в которых Г Д Е Г Р Е М Е Л И Б О И , Г Д Е С Т О Я Л И Н А С М Е Р Т Ь тех, к го сейчас ходит в школу, резвится л детском саду. Наш рассказ не об яростных атаках и падающих звездами разноцветных ракетах. Об атом уже написано и еще будет рас сказано много. Пройдем по памятным ме стам, обильно политым кровыо советских солдат и матросов. Глена и справа от шоссе — уютные домики поселков, кото рых в то время и не было на карте. Живут в них дорожни ки. связисты, монтажники ли нии высоковольтных передач. За древней Печенгой, кото рую двадцать лет назад штур мовали с моря и с суши наши отважные воины, дорога уст ремляется на запад. В сирене вой дымке есс те же сопки, то и зелени хвойного леса, то се рые с обомшелыми скалисты ми отрогами/* Они многое мог ли бы рассказать о былом. У их подножии, у обочин дороги высятся строгие обелиски с ла коничной надписью: «Вечная слана героям, павшим в боях за свободу и независимость на шей Родины'). В атом краю их много, таких надгробий над мошлами воинов. Есть такая безымянная мо гила и у въезда в город Запо лярный. Торопящиеся на запад солдаты похоронили павшего в бою товарища среди безмолвия голой тундры и ушли вперед. Много лет над одинокой моги лой бушевали метели и пел не- всселую песню сердитый норд- вест. А теперь... ‘ Летом года сюда при шли первые посланцы Ленин ского комсомола, раскинули палаточный городок. Застучали топоры, зазвенели задорные песни. Геологи поставили здесь на службу пароду несметные залежи медно-никелевой руды, и начал расти новый советский город. Посмотрите, каков ои сей час! Прямые, широкие улицы, настроенные многоэтажными каменными домами. Магазины, столовые, кафе, просторный клуб. И над каждой крышей частокол радио- и телеантеин. И как неотъемлемая часть со временного пейзажа любого на шего юрода ажурные стре лы башенных кранов. Молодой город все дальше и дальше ухо дит в тундру. В нем растут новые дома, школьные здания, культурно-бытовые учрежде ния. А слева от города, в про сторной долине за речкой, гу дят на железнодорожных путях маневренные паровозы, на вы соких фабричных корпусах магнием вспыхивают огни электросварки. Здесь раскину лась огромная строительная плошадка крупнейшего в Запо лярье Ждановского горнообо гатительного комбината. Это тут трудятся известные на всю область бригада строителей Владислава Серикова, горняки .Беляев, Удачин, Ревков и дру гие. Большое будущее у нового комбината, у его строителей и л ксилуатациоиииков. Жданов- ский горнообогатительный ком бинат со временем станет од ним из ведущих горно-метал лургических предприятий Коль ского полуострова. А это ли не памятник тем, кто пал в смер тельном бою. освобождая древ нюю Печепгскую землю Конечный пункт нашею маршрута — рабочий поселок Никель. Издалека видна высо ченная груба комбината *Пе- ченганикель». Двадцать лет назад он лежал в пепелищах и развалинах. Это отсюда гвар- дейцыгтанкнеты в содружестве с моряками и пехотинцами вы- шибли фашистских захватчи ков. очистив последние пяди советской земли. Поселок больше похож на город. Светлые многоэтажные дома, клубы и школы. Назва ния улиц говорят сами за се бя: Октябрьская. Новая. Побе ды, Мира, Гвардейский про спект... В центре поселка воз водится новый Дом культуры, разбивается сквер, сооружает ся детская спортивная пло- щадка. Ключом бьет жизнь на осво божденной, обновленной земле. Вместе со всеми трудящи мися Мурманской области тру женики. Печенгекого района го товили свои производственные подарки сегодняшнему празд нику — двадцатилетию разгро ма гитлеровцев ь Советском 'Заполярье. В канун этого зна менательного события на ком бинате «Печенгапикель» всту пила в строй новая электро печь. С нее металлурги уже сняли много сверхпланового металла. Днем и ночью кипит напряженный труд в забоях и карьерах рудников. Изо дня в день горняки дают сверхплано вую руду. Там. где когда-то рвались снаряды и мины, гре мят мирные взрывы Величест венно шествует по печенгской зкмле созидательная, полно кровная жизнь. Г. КУРГАНО В . тих, чьи бригады, в очень труд ных условиях но нескольку суток не уходили с обьектон. А бригади ры котельщиков С. Н Тюкании, N. И. Чуланов, II. Г Латвии , ко торые в невыносимо грудных ус ловиях вели доковые и другие ра боты но восстановлению боеспо собности кораблей! Сейчас трудно представить, что бы газорезчик мог работать вниз половой в страшной тесноте, рис к у я сгореть. как это делал i азо резчик II. II. Талышев. вырезая конструкции для новых установок. Работать в цистернах подводных лодок трудно вообще, но во мно го раз труднее, когда гремят зал пы зенитных орудий, земля со трясается от взрывов вражеских бомб, а электросварщик В. И. Му равьев не уходил до тех нор, пика не заканчивал работу. Для Фре зеровщика Ивана Гусарова не су ществовало слова «нельзя» или «не могу». Пусть не было черте жа, пусть образец был изношен, ои брался за изготовление ноной детали и тем самым выручал сво их товарищей и вносил свой по сильный вклад ь /»бщее дело. А кто на верфи не знает конструкто ра Л. А. Смолина, который всегда успевал побывать на объектах, дать разъяснения по конструкци ям и своевременно обеспечивать высокое качество работ. За годы войны коллектив судо верфи успешно освоил большое количество совершенно новых работ и даже таких, которые и сегодня являются уникальными. На одном из миноносцев был *•нЛЬНО поврежден Гребной ВИНГ И • 01 нуг гребной вал у основания конуса. Судоремонтники предло жили выправить гребной нал. Много сj ток продолжалась работа, и она увенчалась успехом, и в де кабре I'.MV года миноносец ушел громить врага. Весной И)44 года но .«адании правительства коллектив судовер фи осуществил сложную транс портную операцию. Работы велись круглосуточно в течение 15 суток, не прерываясь . ни на минуту, в были закончены досрочно. Осенью I !Ы 4 года слии судоверфи не мо» работать нормально. Тем не менее было принято смелое решение — поднимать «охотники» на тросах, используя для подъема тяговую тележку. Много было скептиков, но уверенность в- расчетах, не смотря на большие трудности, по могла решить и эту задачу, в ре зультате чего Северный флот по лучил отремонтированные корабли. Самоотверженный труд коллек тива судоверфи в годы Великой Отечественной войны неоднократ но отмечался присуждением пере ходящего Красного знамени Сове та Министров СССР и ВЦСПС с вручением первой денежной пре мии. Целый ряд работников верфи за образцовое выполнение спецза даний командованием Северного флота был награжден орденами и медалями Советского Союза. По*окончании войны переходя щее Красное знамя Совета Ми нистров СССР и ВЦСПС оставлено коллективу судоверфи на вечное хранение. - Г. ЛЕНКИН , бывший старший прораб Мурманской судоверфи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz