Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.

На погашение долга Осенний период в Баренце­ вом море никогда не отличал­ ся удовлетворительной сырье­ вой базой. Экипажи тралового флота в напряженной обста­ новке ведут промысел. Несмот­ ря на максимум усилий, многие из них оказываются в пролове. И все же отдельные коллекти­ вы находят рыбу и успешно ловят ее. Так, последний сен­ тябрьский рейс экипаж трауле­ ра «Кронштадт» завершил тру­ довой победой. Доставлено в порт шестьдесят тонн трески, вместо 53,5 тонны по плану. О том, как прошел этот рейс, рассказал помполит тра­ улера Михаил Афанасьевич Бабаев: — Ловил наш экипаж и иа Демидовской, и на Медвежин- ской банках, а последние четы­ ре дня промышляли у Канина. Рыбные концентрации столь невелики и маломощны, что даже в маленьких группах су­ дов не все экипажи имеют утешительные результаты. Лучше обстановка у Канина. Здесь работает большинство траулеров флота. Наш экипаж, придя в этот район, сумел бы­ стро пристроиться к промыш­ ляющим коллективам, а четы­ рехсуточный улов послужил хорошей добавкой в выполне­ нии рейсового задания. Очень похвально, что такие экипажи, как на траулере «Кронштадт», даже в нынеш­ ней промысловой обстановке рейс от рейса ликвидируют за­ долженность и стремятся с от­ личными производственными показателями встретить 47-ю годовщину Великого Октября. Е УРАЛЬСКИЙ . * В настоящее время у нас со­ вершенно верно ставится вопрос о повышении пер­ сональной ответ­ ственности каждо­ го руководителя за внедрение тех­ нических нов­ шеств и прогрес­ сивных методов Ещ е об одном немаловажном р е з е р в е Полученные по такой диаграьше моменты парораспределения я про­ верил на самом механизме и они хорошо согласуются. Ввиду того, что ни в одном учебном пособии нет рекомендо­ ванных моментов парораспределе- 4 ния для вспомогательных меха- дают совершенно искаженную низмов, я считаю, что рекомендо- картину парораспределения, и ме- ванные мною намного облегчат ханизмы работают неэкономично, судовым механикам поиски и быстро изнашиваются. установку наилучших моментов. . » ?=» J S X S T S i J r S S Z применять штангенглубиномер ^ли структивные особенности механиз- полезные новшества не лежали не раз ремонтировались и заменя- под спудом, а становились достоя- лись и на новых судах. На боль- нием каждого коллектива, спо- шинстве механизмов их элементы uvnv. v нптлпп''п гпипоия шгня точность пои всех изменениях . ' « ’ “ “Г ра8»ты' и м»“ е ты парораспределения не ” н Ж ‘. ™ “ 1 т Z - Каков экономический эффект от в крайнем случае штангенцир- ма>режим его работы и соблюдать техническому прогрессу. В этой связи серьезного внима- работы. А в этом кроется резерв „ ножка линейки. Это дает вез соответствуют наилучшему режиму М0ЖН()СХЬ заверти его в зелотни- правильного парораспределения имя чярлужнм рт ияпрчптянняя ? * 6оты„ А в этом кР ° ется РезеРв ковую коробку, диаметр которой механизмов? Вот конкретные нри- нрлавнп в ' «Рыбнпм М упмянр » большои экономии средств при обычно небольшой. При измерении меры по двум, механизмам — ко* = ° с т , ир р ? 0Ае Т0ПЛИВа " Р0МОНТе- Даже мы П0ДУчаем вполне допустимые тельному вентилятору и центро- Г « небольшие. отклонения в разме- отклонения. бежному насосу. Как известно, ре- K 0 T 0 D 0 ii чвтотГ паггк-пынпрт ’ о ^ золотников и зеРкал (до 0,5 Необходимо отметить и следую- комендованная етепень расшире- тпм как «пчглявпярмая'им машин- мм^могут пРивести к значительно- щее Установка парораспределения ния пара для вспомогательных ме- ная команд! пбегпрчила пкпй МУ пеРерасходу топлива и увеличе- по линейным опережениям выпу- ханизмов — 1,7— 2,5. Мы опре- vTion чя мрупнмчмям » «V чк/шп'- НИЮ нагрузки на Дстали поршне- ска даст не наиЛуЧШие моменты. делили, что степень расширения атанию влаголавч ko todgm v сулно В° Г° движения’ «э‘ за чег0 уско' Можно привести такой пример. У пара у котельного вентилятора и £ 3 РЯСТСЯ ИХ ИЗН0С- К сожалешш’ ни нас на траловой лебедке было центробежного насоса - 1,42- веге ремонта „ пятый месяц t o »« установлено нарораенределенне по 1,45. кптлпчигток ' специалисты отдела теплотехники линсйпым опережениям впуска с Путем изменения конструкции ' „ тралового флота да и судовые ме- обычными правилами: верх — золотников-, а значит, и мемен- Несомненно, в опыте машинной ханики фактически не интере- 0 9 мм низ команды «Мичуринска» — огром- суются этими вопросами и ноДхо- л^сь 1 Ч И Т А Т Е Л Ь Р А З Г О В О Р „ --- - что при ныи резерв, который надо исполь- дят к решению их по-старинке. На этом моменты зовать на всех паровых судах тра- судоремонтных заводах до сих пор пяпппярппр я р . |Ч t? ^ llflJ/UpuvllрС ДV/ лового флота. ;)то позволит сэко- применяется устаревший способ ления gblJIH с0_ _ _ ^ номить тысячи промысловых су- проверки парораспределения по ВР1)ШРНН0 ИСка- О Л А К А Е Т ток, увеличить добычу рыбы. рейкам, который сам по себе вно- жены После - -- В своей статье я хочу показать сит погрешности как при снятии построения из- значение еще одного немалоЕаж- реек, так и при измерениях до вестных меха- = ного резерва для нашего флота. 1 мм и больше. А для быстрохед- никам диаграмм На большинстве старых трауле- ных механизмов допустимая ошиб- изготовления по ним новых мии угля, а за пятнадцатидневный ров нет технической документации ка — 0,2 мм. золотников мы получили момен- рейс— 1,2— 1,3 тонны. Фактиче- на элементы золотников, зеркал и Погрешности при изготовлении ты парораспределения, хоро- ски же степень расширения пара заключений о наилучших моментах золотников и зеркал, вносимые шо '^согласующиеся с данными, может быть увеличена до 1,9 1,2 мм. Оказа- тов парораспределения, мы повы­ сили степень расш и ре н и я пара до 1,67— 1,71. По тео- рет и ч е с к и м п одс ч е т ам , -"о.пько это даст в сутки около Брикса и 87 килограммов эконо- парораспределения для паровых реиками, складываясь Jbi К Л И П Ф И С К И З Г О Т О В Л Я Е Т В Е С Ь Э К И П А Ж Сорок двое суток продол­ жался третий в этом году рейс поискового траулера «Клайпе­ да». Демидовская банка, Цент­ ральная возвышенность, Запад­ ный желоб, возвышенность Персея, Восточные и Южные склоны Медвежинской банки— таков неполный перечень райо­ нов Баренцева моря, которые обследовал экипаж «Клайпе­ ды» ...Утром 1§ сентября траулер пришел в намеченный квадрат. Быстро спустили трал. Подня­ ли через час. В мешке—кило­ грамм двести трески, ершей, «огурцов»... трал снова в воду. Так, квадрат за квадратом обследуются придонные воды. Капитан Федор Измаилович Джамалетдинов и вахтенные штурманы не отходят от эхо­ лота и рыбоискателя. Через каждые 15 минут уточняется место на карте. Но вот на экране рыбоиска­ теля возникли квадратики и похожие на всплески фигурки. Капитан дает команду спустить трал. За час траления подняли около десяти центнеров круп­ ной и ровной трески. Было про­ изведено исследование пищи в желудках рыбы. Копшак! Зна­ чит, можно полагать, что здесь кормится тресковый косяк. Те­ перь надо определить его плот­ ность и размеры, концентрации рыбы, окантовать косяк. Трал снова идет за борт. На этот раз протащили его два часа. Подняли 15—17 центне­ ров такой же рыбы. — Поставить буй! — дается команда с мостика. Через 15 минут буй с флаж­ ком закачался на волнах. А капитан отправил радиограмму руководителю промысла. К вечеру сюда подошло не­ сколько промысловых судов. Уже первые траления показа­ ли, что здесь экипажи могут выполнять и перевыполнять су­ точные задания по вылову рыбы. А «Клайпеда» перешла в со­ седний квадрат. Поиск продол­ жался. За три рейса экипаж «Клай­ педы» доставил в порт 2530 центнеров соленой и охлажден­ ной рыбы. Это — неплохой по­ казатель для поискового трау­ лера. Не нам хочется сказать еще и о том, что в этом рейсе команда судна перевыполнила задание по заготовке клипфис- ка — обескровленной, крепко­ соленой трески, идущей на экспорт. И минуты не прошло после того, как вылили в ящик улов, а здесь уже орудуют подвах­ тенный мастер но обработке рыбы и все матросы подвахты. Оки выискивают в массе трепещущейся рыбы крупные трещины и подрезают их у са­ мых жабр, чтобы рыба обес­ кровилась. Эти рыбины отделя­ ются от остальных, они пойдут на клипфиск. Если крупной рыбы попалось немного, подвахтенные, окон­ чив подрезку, идут ^отдыхать. ТАК РАБОТАЮТ НА «КЛАЙПЕДЕ» Если много, то сразу, как толь­ ко ваера возьмут на стопор, начинают обрабатывать отоб­ ранную треску. Мастера-клипфискиика на судне по штату не положено. Изготовлением клипфиска на «Клайпеде» занимаются все члены палубной команды: ма­ стера по обработке, матросы и даже мастера по добыче, если у них имеется свободное вре­ мя. Каждый из них научился умело производить все опера­ ции по специальной обработке крупных трещин; сворачива­ ние головы, разделку пластом, вытаскивание позвоночной ко­ сти, снятие внутренней пленки специальными щетками, мойку. Засолку производят мастера по обработке. Но когда в рейсе клипфиск в трюме вторично перекладывается, участие в этой работе принимают и мат­ росы. Вахтенные штурманы ве­ дут контроль за изготовлением клипфиска так же, как и за об­ работкой обычной рыбы. Заготовка клипфиска на тра­ улере стала делом всего эки­ пажа. вместе, установленными конструкторским 2,0, что даст еще более значи- б?оро тралового флота. Лебедка тельную экономию топлива, стала работать лучше. Следует отметить и то, что уве- Отсюда вывод — парораспреде- личение степени сжатия с 12— 13 ление надо проверять по диаграм- процентов до 18— 20 тоже благо- мам, установленным для данного приятно влияет на уменьшение механизма. Способы построения расхода свежего пара, так как к диаграмм общеизвестны. приходу поршня в мертвую точку В этой статье мне хочется дока- вредное пространство заполнено зать судовым механикам, спе- сжатым паром, циалистам флота и судоремонтни- Вспомогательные механизмы у кам то, что в настоящее время уже нас расходуют до 40 процентов нельзя работать по-старинке, на Пара, производимого котлом. Сни- ощупь. жение расхода его на 10— 12 В результате более чем двух- процентов на каждый механизм летней работы над вопросами па- будет благоприятно влиять на ра- рораспределения я считаю возмож- g0Ty цоТла и, конечно, даст опре~ ным рекомендовать для быстро- деленную экономическую выгоду, ходных механизмов, не имеющих 0дНа деталь, на которую у поворотных эксцентриков и дей- нас мало обращают внимания — ствующих с противодавлением от эте Суд0Вые насосы. Они должны 1,5 2 кг/см , следующие еснов- рабитать с расширением пара на ные моменты: 20— 30 процентов хода поршня, предварение впуска 0,1 j j0? посмотрите на любой насос, 4 л П/рА^ента’ отсечка впуска почти ни один не работает но 4 0 — (з0 процентов, предварение этим НОрмам. Одной из причин выпуска — 10— 16 процентов, этего является очень низкая точ- сжатие 16 1 1 процент, ли- ность деталей, особенно зелотни* неиные опережения впуска: К0В) изготовляемых * еудо- верх 0,9 1 мм, низ 1,2 ремонтным заводом № 1. Зо- мм. лотники должны изготов- При этом надо учесть, что ляться По второму классу точно* предварение впуска в верхнюю ^ да заВ0де же позволяют до- полость всегда меньше, чем в ПуСКИ ±0,3— 0,5 мм. Да и мно- нижнюю на ОД— 0,2 процента^, гие Суд0Вые механики чаще всего отсечка же больше, чем в нижнеи заказывают золотники, ие зная на ( 10 процентов; предваре- действительных элементов звлот- ние выпуска больше, чем в ниж- нИКОвых зеркал, поскольку смот- неи на 1 2 процента; сжатие в рЯТ на насосы недостаточно серь- обеих полостях примерно одина- езн0 работает, ну и херешо. А то, - что насос действует почти без При построении диаграмм Брик- расширения пара — это ниного не са для механизмов, особенно с ку- интересует лисным движением, встречаются „ я ^ арора€В|>еделение " Т а S i , ” Ф И » » ™ » « < * » - • «Э- жеиия кулисного камня очень црпаиогатрль трудно. Для облег,енн, п .1 рабе- ты я рекомендую строить дюграм- м^Ири нарушении «е шмт- му так. Обычным способом njoee- “ 10, Р“ „е^ьшаетс. до 1 9 - 15 мм и главны! мвотивк пене- правки, провести линию движения ^ и«л «цлт золотника. После отого и ввмерн- g — T S S t . S S f » ~ a S S S Z Z Z S S J S Z Пример «Клайпеды» еШе раз | ” . П о ^ 'э о л о т н , , » У васосов ВООИТ о том. что НА TnavjiP- ■ HHKd Яd ЛИНИИ ДВИЖЕНИЯ t?ru. 1C лпл1тл7лт ияптй рез эти точки и точки пересечения слеДУет »енять золотниковой окружности с ли- Судовым механикам и специа- нией движения поршня провести листам отделов флота хледует основную золотниковую окруж- найти наиболее эффективные мо- ность. Получим уже практические менты парораспределения, поправки Брикса. В остальном по- ПУРЛИЦИС, строение не отличается от обыч- старший механик траулер- ного. «Красноармеец». В этом заслуга прежде всего капитана Джамалетдинова. По­ нимая государственное значе­ ние заготовки клипфиска, он с помощью коммунистов и проф­ союзной организации мобили­ зовал всех членов экипажа на решение этой задачи. На суд­ не была проведена большая разъяснительная работа среди команды. Капитан и другие елытные моряки рассказывали молодежи, куда! отправляется клипфиск, какое огромное зна­ чение он имеет в торговле на­ шей страны с зарубежными го­ сударствами. Капитан Джамалетдинов до­ бился того, что половина опла­ ты за изготовленный на судне клипфиск распределяется меж­ ду всеми членами экипажа. Люди на «Клайпеде» заинтере­ сованы также и материально в том, чтобы заготовить клипфис­ ка побольше. И, разумеется, и матросы, и мастера по обра­ ботке прежде всего сами забо­ тятся о качестве продукции, так как от этого во многом за­ висит оплата их труда. В рейсе экипаж «Клайпеды» заготовил 115 центнеров клип­ фиска. Из них первосортной продукцией сдано 98 центнеров н лишь 17 центнеров — трес- кой-клнпфиском («русский пласт»). Рейсовое задание пе­ ревыполнение почти в три раза. Нам хочется отметить тех, чей энтузиазм и старание спо­ собствовали успеху. Это — старший мастер по обработке Челноков и его помощники, я^тресы Абросков, Анетько, Мерзляков, Латышев, Колпа­ ков, засольщик Ярков я дру­ гие. говорит , на трауле рах, где капитан и все осталь­ ные члены экипажа глубоко понимают государственное зна­ чение заготовки клипфиска, где клипфиск стал делом и заботой всех, там, несомненно, и успех. А. ВОЛГИН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz