Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.

Необычное собрание состоялось 24 сентября на рыбокомбинате в мастерской по ремонту весов. В одном из произ- водственных помещений рядом с верстаком, в окружении контрольных весов и эталонов был сооружен из железного лис­ та стол. Его накрыли кумачо­ вой скатертью, расставили ска­ мейки, стулья. В назначенный час места за столом заняли чле­ ны Мурманского городского ко­ митета комсомола. В помещение дружно вошли рабочие участ­ ка. Секретарь городского ко­ митета ВЛКСМ Геннадий Мака­ ров объявил: — Выездное заседание ко­ митета считаю открытым. По­ вестка дня: прием в комсомол. Перед столом, волнуясь и подбадривая друг друга взгля­ дами, сидят виновники торже­ ства, написавшие в своих за­ явлениях: «Хочу быть в рядах передовой молодежи». Это Геор­ гий Анучин, Слава Мищенко, Федя Булыкин, Юра Михайлов, Леша Галкин, Юра Медведев, Внтя Иванов, Саша Кологреев. Все семеро — подростки. Все решили стать комсомольцами. Для всех сегодня — необыч­ ный, торжественный день. День, который запомнят они на всю жизнь. А ведь его могло бы и не быть у этих рабочих парнишек, еще не служивших в армии, ни разу не брившихся. Мог ми^ мО них пройти этот радостный день, если бы... Они в разное время пришли на участок под начало мастера Николая Константиновича Лоб- чикова: кто в этом году, а кто и четыре года назад. И разные пути привели их сюда. По ре­ комендации городского коми­ тета комсомола приняли на участок учеником слесаря-ве­ совщика Федю Булыкина. А до этого попытался он рабо­ тать здесь же, на комбинате, водителем мотороллера, но до­ пустил серьезное нарушение водительских правил. Его ли­ шили права водить мотороллер, и он долгое время слонялся без работы. С комсомольекой рекомендацией пришел к П. К. Лобчикову. — Примите, пожалуйста. Буду работать. Неподдающимся слыл на раз­ ных предприятиях Юра Медве­ дев. Выгоняли: нам такие не нужны. Судьба свела его с тем же Н. К. Лобчиковым. — Примите, пожалуйста. Буду работать. По сорок седьмой статье пункт «с» трудового закона был уволен Слава Мищенко. С таким «дипломом» его никто не На пороге жизни хотел брать. А как же? Воспи­ тывать надо, хлопотливое это дело. И отказывали парню в ра­ боте. А тут еще дома у Славы об­ становка семейная сложилась незавидная. Отец запьянство­ вал, скандалы. И Славка ушел из дома. Жил, где придется. Долго ли при такой жизни вступиться и «загреметь» по ухабистой дороге преступности. 5 случилось бы так, да тот же . К. Лвбчиков протянул руку: — Ладно, парень, приму я тебя, но, смотри... — сказал он Славке, когда тот, сдерживая слезы первого в жизни чув­ ства отчаяния, просил: — Примите, пожалуйста, буду работать. Неокрепшими, незрелы­ ми, неумелыми встали они на самостоятельную дорогу. Кому же, как не старшим, взять их под свою опеку, научить, вы­ пестовать? И они нашлись, эти старшие, на участке по ремон­ ту весов. Бригадиры Анатолий Ефимович Лаптев, Геннадий Васильевич Кукушкин, Ариф Сафович Мавлютов, когда Н. К. Лобчиков приводил к их вер­ стакам подростков и говорил: «Учи его», вспоминали себя. Они когда-то не из-за (соб­ ственной лени, а жизнь тогда и трудней, и сложней была, тоже начинали свою рабочую биогра­ фию с четырнадцати лет. Сей­ час они — немолодые люди, знающие цену труду, настоя­ щему рабочему характеру. И мальчишки стали рабо­ тать. Не все шло гладко — подсказывали, ругали, обсуж­ дали на собраниях. Не по одно­ му разу, не от случая к слу­ чаю вел разговоры с ними Ни­ колай Константинович. Вызы­ вал к еебе в конторку, ходил к молодым рабочим на дом. Не коммунист Н. К. Лобчиков, а по-партийному он отнесся к воспитанию подростков, пото­ му что ему, тридцать четыре года работающему на производ­ стве, а из них восемнадцать лет только на рыбокомбинат’ ой, как хочется, чтобы подрас­ тающее поколение было достой­ но своих отцов. — Пришлось повозиться с ними, — говорит он о своих воспитанниках. Вот именно, по­ возиться, чтобы не просто ра­ ботали, а увлеченно трудились, чтобы не болтались после сме­ ны по улицам в поисках, чем бы заняться, а шли в школу, чтобы не тянулись к дурному, а сами боролись с ним. И Н. К. Лобчиков добился: ребята, все семеро, пошли первого сентяб­ ря на занятия в вечернюю шко­ лу, записались в народную дружину, подали заявления с просьбой принять их в члены ВЛКСМ. Вот на какой порог вступили семеро подростков с рыбоком­ бината. С него шагать им в завтра. Каким оно будет, сейчас трудно предполагать, но ясно одно: в их души вложили главное — уважение к собст­ венному достоинству. Они, вполне возможно, будут еще ошибаться, им еще много нуж­ но работать над своими харак­ терами, многому учиться у старших товарищей. Но они выдержат, выдюжат. Они — комсомольцы сегодняшних дней, а рядом с ними идут те, которым не безразличны их судьбы. Е. РЫ БНИКОВ . ФОРУМ ШЕДИЛ На днях в зале управления тралового флота перед собрав­ шимися здесь работниками уп­ равления выступил участник Всемирного форума молодежи в Москве первый секретарь Мурманского областного коми­ тета комсомола А. Жигалов. Он подробно рассназал при­ сутствующим о. форуме, о его проблемах и целях. А. Жига­ лову задавали множество во­ просов: как восприняли фо­ рум представители молодежи различных стран, с иаиим на­ строением проходил форум. С интересом слушали соб­ равшиеся о том, какие трудно­ сти преодолевали молодые бор­ цы за мир из напиталистиче- ских стран, чтобы получить разрешение своих властей вы­ ехать в СССР. И еще рассназал А. Жига­ лов о неприглядном поведении нитайских представителей, но- торые показывали свое явное нерасположение к Советскому Союзу. Встреча с участником Все­ мирного форума молодежи бы­ ла интересной и полезной. (Продолжение. Нач. в № 119 с. г.). Не хватало рельсов, крепле­ ний, шпал,балласта, не былой тр анс порт а для его подво­ за. Ремонтные рабочие тт. Ре­ заков, Бикине- ев, Золотавин, Лыков, переездные сторожа тт. Юрьева, Патцина, Гастева, Сил- кова, Борисова и другие под руководством мастера тов. Су- лякаева проявили большую изобретательность в строитель­ стве путей. Они разбирали концы тупиков в порту, на 1446-м километре, материал использовали для строительст­ ва новых путей. Рельсы, шпа­ лы таскали вручную. Составы, груженные боепри­ пасами, должны были немед­ ленно выводиться с территории порта, так как малейшее про­ медление могло во время на­ летов вражеской авиации вы­ звать катастрофу. Одних путей не хватало. Пришлось строить вторые и третьи пути. На од­ них принимали и грузили по­ рожняк, на вторых выполня­ лись маневровые работы, а третьи были резервом для отправки составов, гружен­ ных танками и самолетами. Из-за бомбежек часто прихо­ дилось по нескольку раз пере­ делывать одну и ту же работу по восстановлению разрушен- Н 20-ЛЕТИЮ Р А З Г Р З А Х В А Т ЧИНОВ ОМА ФАШИСТ СНИХ В ЗАПОЛЯР ЬЕ РЫБНЫЙ портвгодывоины ных путей. Она не прекращалась и во время налетов вражеской авиа­ ции. В один из та­ ких налетов, на трудовом по­ сту погибли ремонтные рабо­ чие Лыков и Золотавин. Бомбежки, недостаток продо­ вольствия, холод, темнота, не­ хватка материалов и другие лишения еще больше закаляли рабочих. Они становились ге­ роями трудового фронта. Ж^УВСТВУЯ, что Мурманска им не взять, фаши­ стские изверги еще больше усилили налеты авиации. Весь город и порт неоднократно пы­ лали в огне. Прямое попадание бомб разрушило два причала и около них затонули траулеры «Водник» и «Семга». Один из - них был с рыбой. Разрушена половина здания управления порта. Погибло шесть портовых рабочих. Я. С. Бургутто, начальник Мурманского рыбного порта ■ Поврежден упал в стой случайности щик выпрыгнул из У причалов, где в ы г р у ж а л и с ь транспорты, бомба разорвалась около железнодорож н о- го крана № 15. причал. Кран залив. По чи- хранов- крана и остался жив. Одна бомба уго­ дила в котел первой котельной, но не разорвалась. Чтобы обез­ вредить ее, спасти котельную, срочно пришлось вызвать са­ перов из соседней воинской части. Прямое попадание раз­ било и подожгло магазин, снаб­ жавший экипажи кораблей про­ довольствием. От зажигатель­ ных бомб загорелись мате­ риальные склады и деревян­ ные ограждения порта. В не­ скольких местах разбиты во­ допровод и железнодорожные пути. Разрушены столовая пор­ товиков, связь и электро­ сеть. В убежище около порта прямым попаданием двух бомб засыпало выход. Более 200 человек оказались в ловушке. Многие из них погибли. Портовики совместно с рабо­ чими рыбокомбината и трало­ вого флота, не считаясь с опасностью для жизни, спаса­ ли людей. Болёе шести часов разрывали засыпанное убежи- * t Г4* i ■ V : * •: ще, извлекая из него еле жи­ вых и задохнувшихся товари- щей по работе. Среди погибших оказались главный капитан тралового флота Стецевко, главный инженер Булавин, групповой механик рыбного порта JB. П. Трепов и многие другие. Порт похоронил в брат­ ской могиле 12 своих рабочих. Налеты авиации участились. Тревоги объявлялись до 15— 16 раз в сутки. (Продолжение следует). УБРАТЬ РОГАТКИ С ДОРОГИ НОВОГО (Окончание. Нач. на 1-й стр.), , сти их полностью на сдельную оплату труда. От этого государство может не только ничего не потерять, а вы­ играть. Надо только учесть, что производительность труда должна оставаться более высокой, чем зарплата. Но этого никак не хотят понять начальники планово- экономического отдела, отдела труда и заработной платы тт. Феофилатьев и Кузнецов. Они категорически выступают против применения сдельной оплаты труда моряков на плавбазах. Мы не знаем, какая система бу­ дет эффективнее. Поэтому, на наш взгляд, есть смысл провести эксперимент. Пусть экипаж любой плавбазы поработает несколько рейсов целиком на сдельной оплате труда. А затем проанализировать, что выгоднее с точки зрения государства. Не надо бояться экономи­ ческих экспериментов. Главное, чтобы от этого выигра­ ло дело. Осторожность нужна во всем, но нельзя же руководствоваться только формулой человека в фут­ ляре «как бы чего не вышло». Кстати сказать, ведь плавбазы в траловом флоте используются недостаточно эффективно потому, что здесь отсутствует какой бы то ни было анализ работы транспортных судов. Плановый отдел флота до сих пор неьвыдал на плавбазы уточненные годовые промфин­ планы. Рейсовые задания составляются очень прими­ тивно. Неправильно планируется время на переходы из порта на промысел и обратно. Тому же «Иркутску» на рейс планировался'прием с судов 2800 тонн готовой продукции вместо 3500 тонн достигнутых. Позволитель­ но- спросить тов. Феофилатьева, почему? Какими сооб­ ражениями руководствуется он, занижая задание?. Происходит подобная практика потому, что работ­ ники планового отдела, отдела труда и зарплаты в море не бывают. Даже сами начальники этих отделов забы­ ли, когда они в последний раз были на промысле. Как же после этого можно правильно учитывать все особенности работы в море при составлении планов и норм по обработке судов, приемке и перегрузке рыб­ ной продукции? , Да и не только в названных отделах, а в работе все­ го управленческого аппарата флота не чувствуется партийной заинтересованности в поддержке нового, пе-. редового. Об этом очень хорошо было сказано в статье Андрея Яковлевича Маклакова «Могучее средство лик­ видации отставания тралового флота». Подтверждением этому служит и отношение работ­ ников отделов управления к новаторскому эксперимен­ ту капитана А. П. Кретова, о котором мы рассказали выше. Кретов доказал, что есть резервы для улучше­ ния использования плавбаз. Следовало ожидать, что руководство флота скажет спасибо капитану и экипажу «Иркутска» за доброе дело, которое они осуществили. Выгода от него колоссальная. Ценный опыт следовало немедленно сделать достоянием всех экипажей плав- бази Но этого не случилось. И не случилось потому, что ведущие руководящие работники флота «за деревья­ ми не увидели леса»* Ничего нового в стиле работы ка­ питана Кретова и экипажа «Иркутска»- они не нашли. А раз так, то и не удивительно, что в течение целого месяца эти работники лишь скептически пожимали плечами. Так, на первый взгляд, администраторский скепти­ цизм превратился в самые настоящие рогатки на пути широкого внедрения ценного новшества в то время, когда промысловые корабли лежат в дрейфе из-за 'от­ сутствия плавбаз. Становится просто непонятной позиция и. о. глав­ ного капитана тов. Щипа, начальника службы эксплуатации тов. Рнсова, и. о. начальника отдела рыт бообработки тов. Калашникова, начальника отдела труда и зарплаты тов. Кузнецова. До каких пор они будут равнодушно относиться ко всему нево**у, что рождается в гуще промысловиков? Почему потребовалось вмешательство областного *е- митета партии, чтобы предложение капитана Кретова об увеличении экономической эффективности работы плавбаз было обсуждено на специальном совещании? Почему сами работники управления флота по служеб­ ному долгу не подняли этот вопрос? Причины такой бездеятельности таятся в канцеляр­ ском стиле работы управленцев, в их оторванности от ^моряков, в отсутствии оперативности и умения в малом видеть большое. 1 Партийному комитету тралового флота есть необхо­ димость обсудить допрос о стиле работы управленче­ ского аппарата. Ведь, если все оставить по-старому, то равнодушные люди могут похоронить любое самое за­ мечательное дело. А этого позволить нельзя! Л. ГОЛУБЕВА , инструктор обкома КПСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz