Рыбный Мурман. 1964 г. Октябрь.
Необычное собрание состоялось 24 сентября на рыбокомбинате в мастерской по ремонту весов. В одном из произ- водственных помещений рядом с верстаком, в окружении контрольных весов и эталонов был сооружен из железного лис та стол. Его накрыли кумачо вой скатертью, расставили ска мейки, стулья. В назначенный час места за столом заняли чле ны Мурманского городского ко митета комсомола. В помещение дружно вошли рабочие участ ка. Секретарь городского ко митета ВЛКСМ Геннадий Мака ров объявил: — Выездное заседание ко митета считаю открытым. По вестка дня: прием в комсомол. Перед столом, волнуясь и подбадривая друг друга взгля дами, сидят виновники торже ства, написавшие в своих за явлениях: «Хочу быть в рядах передовой молодежи». Это Геор гий Анучин, Слава Мищенко, Федя Булыкин, Юра Михайлов, Леша Галкин, Юра Медведев, Внтя Иванов, Саша Кологреев. Все семеро — подростки. Все решили стать комсомольцами. Для всех сегодня — необыч ный, торжественный день. День, который запомнят они на всю жизнь. А ведь его могло бы и не быть у этих рабочих парнишек, еще не служивших в армии, ни разу не брившихся. Мог ми^ мО них пройти этот радостный день, если бы... Они в разное время пришли на участок под начало мастера Николая Константиновича Лоб- чикова: кто в этом году, а кто и четыре года назад. И разные пути привели их сюда. По ре комендации городского коми тета комсомола приняли на участок учеником слесаря-ве совщика Федю Булыкина. А до этого попытался он рабо тать здесь же, на комбинате, водителем мотороллера, но до пустил серьезное нарушение водительских правил. Его ли шили права водить мотороллер, и он долгое время слонялся без работы. С комсомольекой рекомендацией пришел к П. К. Лобчикову. — Примите, пожалуйста. Буду работать. Неподдающимся слыл на раз ных предприятиях Юра Медве дев. Выгоняли: нам такие не нужны. Судьба свела его с тем же Н. К. Лобчиковым. — Примите, пожалуйста. Буду работать. По сорок седьмой статье пункт «с» трудового закона был уволен Слава Мищенко. С таким «дипломом» его никто не На пороге жизни хотел брать. А как же? Воспи тывать надо, хлопотливое это дело. И отказывали парню в ра боте. А тут еще дома у Славы об становка семейная сложилась незавидная. Отец запьянство вал, скандалы. И Славка ушел из дома. Жил, где придется. Долго ли при такой жизни вступиться и «загреметь» по ухабистой дороге преступности. 5 случилось бы так, да тот же . К. Лвбчиков протянул руку: — Ладно, парень, приму я тебя, но, смотри... — сказал он Славке, когда тот, сдерживая слезы первого в жизни чув ства отчаяния, просил: — Примите, пожалуйста, буду работать. Неокрепшими, незрелы ми, неумелыми встали они на самостоятельную дорогу. Кому же, как не старшим, взять их под свою опеку, научить, вы пестовать? И они нашлись, эти старшие, на участке по ремон ту весов. Бригадиры Анатолий Ефимович Лаптев, Геннадий Васильевич Кукушкин, Ариф Сафович Мавлютов, когда Н. К. Лобчиков приводил к их вер стакам подростков и говорил: «Учи его», вспоминали себя. Они когда-то не из-за (соб ственной лени, а жизнь тогда и трудней, и сложней была, тоже начинали свою рабочую биогра фию с четырнадцати лет. Сей час они — немолодые люди, знающие цену труду, настоя щему рабочему характеру. И мальчишки стали рабо тать. Не все шло гладко — подсказывали, ругали, обсуж дали на собраниях. Не по одно му разу, не от случая к слу чаю вел разговоры с ними Ни колай Константинович. Вызы вал к еебе в конторку, ходил к молодым рабочим на дом. Не коммунист Н. К. Лобчиков, а по-партийному он отнесся к воспитанию подростков, пото му что ему, тридцать четыре года работающему на производ стве, а из них восемнадцать лет только на рыбокомбинат’ ой, как хочется, чтобы подрас тающее поколение было достой но своих отцов. — Пришлось повозиться с ними, — говорит он о своих воспитанниках. Вот именно, по возиться, чтобы не просто ра ботали, а увлеченно трудились, чтобы не болтались после сме ны по улицам в поисках, чем бы заняться, а шли в школу, чтобы не тянулись к дурному, а сами боролись с ним. И Н. К. Лобчиков добился: ребята, все семеро, пошли первого сентяб ря на занятия в вечернюю шко лу, записались в народную дружину, подали заявления с просьбой принять их в члены ВЛКСМ. Вот на какой порог вступили семеро подростков с рыбоком бината. С него шагать им в завтра. Каким оно будет, сейчас трудно предполагать, но ясно одно: в их души вложили главное — уважение к собст венному достоинству. Они, вполне возможно, будут еще ошибаться, им еще много нуж но работать над своими харак терами, многому учиться у старших товарищей. Но они выдержат, выдюжат. Они — комсомольцы сегодняшних дней, а рядом с ними идут те, которым не безразличны их судьбы. Е. РЫ БНИКОВ . ФОРУМ ШЕДИЛ На днях в зале управления тралового флота перед собрав шимися здесь работниками уп равления выступил участник Всемирного форума молодежи в Москве первый секретарь Мурманского областного коми тета комсомола А. Жигалов. Он подробно рассназал при сутствующим о. форуме, о его проблемах и целях. А. Жига лову задавали множество во просов: как восприняли фо рум представители молодежи различных стран, с иаиим на строением проходил форум. С интересом слушали соб равшиеся о том, какие трудно сти преодолевали молодые бор цы за мир из напиталистиче- ских стран, чтобы получить разрешение своих властей вы ехать в СССР. И еще рассназал А. Жига лов о неприглядном поведении нитайских представителей, но- торые показывали свое явное нерасположение к Советскому Союзу. Встреча с участником Все мирного форума молодежи бы ла интересной и полезной. (Продолжение. Нач. в № 119 с. г.). Не хватало рельсов, крепле ний, шпал,балласта, не былой тр анс порт а для его подво за. Ремонтные рабочие тт. Ре заков, Бикине- ев, Золотавин, Лыков, переездные сторожа тт. Юрьева, Патцина, Гастева, Сил- кова, Борисова и другие под руководством мастера тов. Су- лякаева проявили большую изобретательность в строитель стве путей. Они разбирали концы тупиков в порту, на 1446-м километре, материал использовали для строительст ва новых путей. Рельсы, шпа лы таскали вручную. Составы, груженные боепри пасами, должны были немед ленно выводиться с территории порта, так как малейшее про медление могло во время на летов вражеской авиации вы звать катастрофу. Одних путей не хватало. Пришлось строить вторые и третьи пути. На од них принимали и грузили по рожняк, на вторых выполня лись маневровые работы, а третьи были резервом для отправки составов, гружен ных танками и самолетами. Из-за бомбежек часто прихо дилось по нескольку раз пере делывать одну и ту же работу по восстановлению разрушен- Н 20-ЛЕТИЮ Р А З Г Р З А Х В А Т ЧИНОВ ОМА ФАШИСТ СНИХ В ЗАПОЛЯР ЬЕ РЫБНЫЙ портвгодывоины ных путей. Она не прекращалась и во время налетов вражеской авиа ции. В один из та ких налетов, на трудовом по сту погибли ремонтные рабо чие Лыков и Золотавин. Бомбежки, недостаток продо вольствия, холод, темнота, не хватка материалов и другие лишения еще больше закаляли рабочих. Они становились ге роями трудового фронта. Ж^УВСТВУЯ, что Мурманска им не взять, фаши стские изверги еще больше усилили налеты авиации. Весь город и порт неоднократно пы лали в огне. Прямое попадание бомб разрушило два причала и около них затонули траулеры «Водник» и «Семга». Один из - них был с рыбой. Разрушена половина здания управления порта. Погибло шесть портовых рабочих. Я. С. Бургутто, начальник Мурманского рыбного порта ■ Поврежден упал в стой случайности щик выпрыгнул из У причалов, где в ы г р у ж а л и с ь транспорты, бомба разорвалась около железнодорож н о- го крана № 15. причал. Кран залив. По чи- хранов- крана и остался жив. Одна бомба уго дила в котел первой котельной, но не разорвалась. Чтобы обез вредить ее, спасти котельную, срочно пришлось вызвать са перов из соседней воинской части. Прямое попадание раз било и подожгло магазин, снаб жавший экипажи кораблей про довольствием. От зажигатель ных бомб загорелись мате риальные склады и деревян ные ограждения порта. В не скольких местах разбиты во допровод и железнодорожные пути. Разрушены столовая пор товиков, связь и электро сеть. В убежище около порта прямым попаданием двух бомб засыпало выход. Более 200 человек оказались в ловушке. Многие из них погибли. Портовики совместно с рабо чими рыбокомбината и трало вого флота, не считаясь с опасностью для жизни, спаса ли людей. Болёе шести часов разрывали засыпанное убежи- * t Г4* i ■ V : * •: ще, извлекая из него еле жи вых и задохнувшихся товари- щей по работе. Среди погибших оказались главный капитан тралового флота Стецевко, главный инженер Булавин, групповой механик рыбного порта JB. П. Трепов и многие другие. Порт похоронил в брат ской могиле 12 своих рабочих. Налеты авиации участились. Тревоги объявлялись до 15— 16 раз в сутки. (Продолжение следует). УБРАТЬ РОГАТКИ С ДОРОГИ НОВОГО (Окончание. Нач. на 1-й стр.), , сти их полностью на сдельную оплату труда. От этого государство может не только ничего не потерять, а вы играть. Надо только учесть, что производительность труда должна оставаться более высокой, чем зарплата. Но этого никак не хотят понять начальники планово- экономического отдела, отдела труда и заработной платы тт. Феофилатьев и Кузнецов. Они категорически выступают против применения сдельной оплаты труда моряков на плавбазах. Мы не знаем, какая система бу дет эффективнее. Поэтому, на наш взгляд, есть смысл провести эксперимент. Пусть экипаж любой плавбазы поработает несколько рейсов целиком на сдельной оплате труда. А затем проанализировать, что выгоднее с точки зрения государства. Не надо бояться экономи ческих экспериментов. Главное, чтобы от этого выигра ло дело. Осторожность нужна во всем, но нельзя же руководствоваться только формулой человека в фут ляре «как бы чего не вышло». Кстати сказать, ведь плавбазы в траловом флоте используются недостаточно эффективно потому, что здесь отсутствует какой бы то ни было анализ работы транспортных судов. Плановый отдел флота до сих пор неьвыдал на плавбазы уточненные годовые промфин планы. Рейсовые задания составляются очень прими тивно. Неправильно планируется время на переходы из порта на промысел и обратно. Тому же «Иркутску» на рейс планировался'прием с судов 2800 тонн готовой продукции вместо 3500 тонн достигнутых. Позволитель но- спросить тов. Феофилатьева, почему? Какими сооб ражениями руководствуется он, занижая задание?. Происходит подобная практика потому, что работ ники планового отдела, отдела труда и зарплаты в море не бывают. Даже сами начальники этих отделов забы ли, когда они в последний раз были на промысле. Как же после этого можно правильно учитывать все особенности работы в море при составлении планов и норм по обработке судов, приемке и перегрузке рыб ной продукции? , Да и не только в названных отделах, а в работе все го управленческого аппарата флота не чувствуется партийной заинтересованности в поддержке нового, пе-. редового. Об этом очень хорошо было сказано в статье Андрея Яковлевича Маклакова «Могучее средство лик видации отставания тралового флота». Подтверждением этому служит и отношение работ ников отделов управления к новаторскому эксперимен ту капитана А. П. Кретова, о котором мы рассказали выше. Кретов доказал, что есть резервы для улучше ния использования плавбаз. Следовало ожидать, что руководство флота скажет спасибо капитану и экипажу «Иркутска» за доброе дело, которое они осуществили. Выгода от него колоссальная. Ценный опыт следовало немедленно сделать достоянием всех экипажей плав- бази Но этого не случилось. И не случилось потому, что ведущие руководящие работники флота «за деревья ми не увидели леса»* Ничего нового в стиле работы ка питана Кретова и экипажа «Иркутска»- они не нашли. А раз так, то и не удивительно, что в течение целого месяца эти работники лишь скептически пожимали плечами. Так, на первый взгляд, администраторский скепти цизм превратился в самые настоящие рогатки на пути широкого внедрения ценного новшества в то время, когда промысловые корабли лежат в дрейфе из-за 'от сутствия плавбаз. Становится просто непонятной позиция и. о. глав ного капитана тов. Щипа, начальника службы эксплуатации тов. Рнсова, и. о. начальника отдела рыт бообработки тов. Калашникова, начальника отдела труда и зарплаты тов. Кузнецова. До каких пор они будут равнодушно относиться ко всему нево**у, что рождается в гуще промысловиков? Почему потребовалось вмешательство областного *е- митета партии, чтобы предложение капитана Кретова об увеличении экономической эффективности работы плавбаз было обсуждено на специальном совещании? Почему сами работники управления флота по служеб ному долгу не подняли этот вопрос? Причины такой бездеятельности таятся в канцеляр ском стиле работы управленцев, в их оторванности от ^моряков, в отсутствии оперативности и умения в малом видеть большое. 1 Партийному комитету тралового флота есть необхо димость обсудить допрос о стиле работы управленче ского аппарата. Ведь, если все оставить по-старому, то равнодушные люди могут похоронить любое самое за мечательное дело. А этого позволить нельзя! Л. ГОЛУБЕВА , инструктор обкома КПСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz