Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.
П ЛАВБАЗА принимает. Ползет непогода. Заводят ся дополнительные швартовы. Ба за рыскает на якорь-цепи, подстав ляя то один, то другой борт по рывистому ветру. Выше начина ют взлетать борта, ниже опуска ются. А в полумиле вокруг стоят в ожидании разгрузки суда. Плавбаза принимает. Слева и справа к носовым и кормовым причапам базы подбились кро хотные «рыболовы». % ...Судно дернулось на косой вол не, клюнуло носом и сползло на зад. Но с носовых кнехтов, натя нувшись, загудела гигантская струна — ребята успели закре пить брошенный с базы шварто вый конец. Хлопнув кормовым подзором, судно полезло вперед — нужно подобрать конец, за крепить новый. И вообще* необ ходимо как можно точнее стать у стенки, так стать, чтобы ма ленький трюм СРТ был против то го трюма плавбазы, из недр кото рого стрелы-гулливеры будут из влекать стальные а в о с ь к и с бочками — по пятьдесят штук. Вытряхнут из авоськи этих неизменных спутников сель дяного промысла — по странной случайности несправедливо назы ваемых везде и всеми казенным термином «бочкотара» — и загал дят они, как живые, загромоздив уютную палубу промысловика, и покатятся, кувыркаясь, с каждым креном. Но СРТ еще швартуется, хотя уже и провисли заведенные с ба зы струны. Мне надо выполнить комсомольское поручение. И вот я на восемьсот тридцать первом. ' грРАП в машину. Светло. Чи- сто. На вахте Феликс Скн- пер. моторист, комсомольский во жак. Здесь хорошо чувствуется, что швартовка еще не окончилась. Так сказать, подгоняют до милли метров. Стоп. Через несколько се кунд — малый назад, надо отод винуться. Снова остановили ход. Ага, слишком много отодвинулись, надо подтянуться. Самый ма лый вперед. Феликс — высокий, жилистый, легко управляется. Папьцы сами сжимаются на ры чагах и рукоятках. Лицо спо койное, но меня не проведешь. Редкое дело — швартовка еще не кончилась, а стармеха нет. Тут уж гляди не в оба, л вчетверо, но чести не урони. На СРТ-831 Феликс пришел не давно, он курсант высшего море ходного училища, проходит го дичную практику. — Сначала все было сложно и интересно, теперь гораздо легче, но тоже интересно. Многому на учился. Комсомольцев немного, но держимся дружно. Машину застопорили и больше не тревожили. Наверное, устано вились. Феликс жалуется: — Плохо только, что ничего не видишь, что там наверху делает ся. Все вокруг двигателя: запу стил, остановил и снова запустил, а зачем, не всегда ясно. Семья механиков маленькая, спевшаяся. В рейсе произошло не большое «ЧП». Так, мелочь. Но только на первый взгляд. Мелочь эта существенная. Полетел нагне тательный клапан вспомогатель ного компрессора. Он только на зывается вспомогательным, этот компрессор, а в работе он абсо лютно необходим. При выборке сетей много раз изменяется ход судна, часто запускается и оста навливается двигатель. А для за пуска нужен воздух. Словом, без компрессора — как без рыбы. «ЧП» случилось к вечеру. Значит, замену нужно сделать до начала выборки сетей, до шести утра. Все механики: старший — Миха ил Семенович, второй — Анато лий Панченко и третий Валя Хо хлов находились в машинном от делении. Запасного клапана не было, с других судов — не выру чили. Садись и думай. Помогла огромная практика старшего, к тому же человека с изюминкой. Из корпуса ненужной масленки обточили втулку для клапана, просверлили, притерли, подо гнали к месту. Через восемь ча сов непрерывной работы, поздно ночью, компрессор «за дышал». А наутро занято ухала сететряс ка, повизгивали сетевыбор о ч н ы е машинки, когда какая-нибудь осо бо перегруженная сеть пыталась ускользнуть назад, в воду, Феликсу пришлось идти на палубу. Рыба не ждет. Рыбу надо убирать. Когда Феликс впервые ступил на судно, он очень слабо разби рался во всем. При первой же не обходимости, когда надо было что-то делать и все спустились в машину, он как-то оказался в ро ли наблюдателя. — Михаил Степанович тонко подходит. В следующий раз, ко гда я принес гаечные ключи, у меня из рук их никто не взял, и я, сам того не замечая, взялся за форсунку. Вот так и пошло... Да, так идет учеба, не очень заметная, постепенная. Второй механик увлекает но' своему. — Идем, Феликс, сменим фор- суночку. — Пошли. Дипломант ’«вышки» Анатолий Панченко опытом богаче своих младших товарищей, Феликса и Валентина, а к форсункам у него слабость — тема дипломной ра боты. Что ж, присматривайся Фе ликс, как берется за дело Анато лий, сколько он просиживает за книгой, самому ведь то же пред стоит. Г* АЛОН. Как много он видел, ^ этот безмолвный свидетель безмерного человеческого муже ства, верности один раз избранно му рыбацкому труду. А сколько нежности, грусти, а подчас и смя- СКРЕПЛЕННАЯ МОРЕМ СЕМЬЯ тения и тоски мог бы он нам пе редать, если бы его стены смогли запечатлевать взгляды людей, ес ли бы он мог запомнить слова. Он бы смотрел на нас глазами многих, говорил их голосами, и мы входили бы, осторожно ступая, словно боясь совершить опромет чиво какое-то святотатство. А так... Рядом гудит раскален ная плита. Оттуда, из камбуза, несет запахом угля, лука и чего- то необъяснимо вкусного. На краю стола лежит бородатая сто ловая свекла, другая падает из- под ножа рубиновыми ломтиками, и на белую алюминиевую поверх ность стола стекают капельки ее крови. Повар Иван Григорьевич Пахомов выхватывает из бачка дымящийся кусок мяса и бросает его на стол, затем сгребает свек лу и она исчезает в клубах пара. За его спиной, через открытую дверь — море. Да, и на камбузе — море; и пе только в том, что может огорошить незадачливого кашевара кастрюлей кипящего борща; оно и в том, что от кам- бузной плиты тоже видны его го ризонты, и в том, что именно от сюда начинают многие понимать, примет их море или нет. — Иногда матросы оставляют эту дверь открытой, и у меня за мерзает хлеб, — говорит Григорь евич и дает мне кусочек свежего белого хлеба. — Очень вкусный, лучше, чем на базе выпекают в отличных усло виях, — нисколько не лгу я и прячу остаток кусочка в карман. В МАШИННОМ отделении к рукоятке пуска главного двигате ля тянется тонень кий стальной тросик. Проведенный через несколько металлических блочков, он скрывается в шахте ма шинного отделения — выходит вверх, на корму. Феликс говорит: — Это для остановки двигате ля прямо с кормы во время вы- метки сетей, когда сеть подходит слишком близко к гребному вин ту. Чтобы не случилось аварии. Приспособление немудреное, но нет его на других судах. Боц ман придумал, Карпов Михаил Алексеевич. А ведь как у других? Стоит на корме судна боцман, на блюдает за сетью. Внимание. Стоп! Капитан на крыле мостика — штурману. Штурман — к теле графу. Механик сначала за ручку машинного телеграфа, а уж по том к двигателю. Радостно, когда не просто ра бота, а осмысленная работа с бьющейся жилкой — тут что-то не так, надо попробовать, поду мать... А что, если... Именно так, не без выдумки, работает и мастер лова Ефа- О Н Е Р К [аЕ зая а я я в в я а я в я я в а г с а в г я в а а в в в а й а с г& в я » э в в г в в а а а а я а я я а я д в в в я я я я я в я я я я в а е а а в я я я я в р ^ М О ЕМ У Т Р А У Л Е Р У «РЫ БНЫЙ МУРМАН* Индекс 55654 С ободранными льдом бортами И с погнутой дугой, Прощается корабль С такими же Трудяга ми-судами И курс берет домой. Пускай неистовствуют волны И-вегер штормовой, Идет он в порт, И трюмы полны, И долгий рейс Остался за кормой. Клюет волну Корабль устало... Закончив трудный путь, Он скоро станет У причала И сможет отдохнуть. Грузился долго он, Упорно черпал рыбу из морей. Без выходных и сокращенных, Без праздничных, Свободных дней. «Зеленый» — справа, Слева — «красный». Он, оглашая берега Простуженным Тнфона басом, Войдет в залив, Гордясь слегка. А у дощатого причала, »У мачт кивающих судов ■ Он первым корпусом по праву Станет под выгрузку трюмов. Здесь же, в порту, Его подлечат, Подремонтируют слегка, Заварят труб — артерий течи И снова выкрасят борта. Короткий отдых, Словно в сказке, Как чудный сон, Уйдет во мрак... И снова волны В дикой пляске. Шумя, покроют полубак. Неважно, чей он И откуда, Ему желают рыбаки, Чтоб под килем Не меньше фута и... «ни хвоста, ни чешуи!» Б. ЛЕНСКИЙ , третий механик траулера «Шонгуй». П е р в ы й р е й с Тепловоз вздохнул и пробасил, Это не иначе — проба сил, И походкой легкою пошел, Ничего не скажешь — хорошо! Вот уже дорожный семафор, Вглядываясь пристально в простор, Поднял руку, взял под козырек, Засзегил зеленый огонек. Свесился в окошко машинист, Взгляд его и весел и лучист, Он доволен собственной судьбой, Ну, а больше — маркой заводской. Мчится точно ветер, тепловоз, Только пыль летит из-под колес. Поглядишь: не сносится вовек! Постарался умный’ человек. Ан. ГУНИН. ПРОЩАНИЕ С РОБОЙ Как оттягивать время ни пробуй, Наступает назначенный час. Полинявшую старую робу Одеваю в последний раз. После вахты, промокшие, вместе У сушилки простимся. Как я, Ты служила до старости честно, Промысловая роба моя. Сколько раз обмывали нас волны, Сколько соли впиталось в тебя! Мы ходили с тобой самым полным, Не любили мы жить не любя; Не умели мы прятаться в трюме, Если ветер »а вантах свистел, Если-хмурилось небо угрюмо, Если буй пропадал в темноте. И на курсе при скверной погоде Не скрывались за чьей-то спиной. Но не вечны матросские годы, Как не вечно ничто под луной. Что положено, мы отслужили Что положено, сделать смогли, С морем спорили, С морем дружили, К морю в сердце любовь сберегли.- Молодые на смену выходят, На просторы проложенных трасс. Если трудно придется в походе, Пусть им боцман расскажет о нас. К. ВЕСНИН. нов. Многое у Егора Васильевича, по-своему. И поводцы он марки рует, чтобы в горячке да спешке точнее задавалось углубление се тям. И бухты вожака подгоняет к ровному количеству сетей. И ма ло ли что другое... Везде у него порядок, везде ладно. т Р И Н А Д Ц А Т Ь лег тому ма- зад принял новое, как о иголочки, судно старший механик Михаил Степанович Матвеев. Разве что на учебу в ШУКС ухо дил,* да в отпуск. — Не знаю, кто кого пережи вет, я его или оно меня, —- шутя говорит стармех о судне. И в речи его сквозит тепло к бесхит ростной посудине, крепкая чело веческая привязанность. Тринадцать лет на одном суд не. Тринадцать лет в этой каюте... — Не люблю бегать с места на место... Здесь я все знаю, знаю* где что лежит. Тринадцать лет безаварийной работы. Многие ученики давно уже старшие механики. Да, в на дежные руки попал Феликс Ски- пер. Т Ж ЗУЧЕН промысел, исхожены районы, но нелегкие загаДкл встречаются в глубинах, многие трудности подстерегают рыбаков* — С планом будет хорошо. Об гоняем его потихонечку. Самое неприятное и обидное то, что те ряем много времени у баз при выгрузке. И когда кончится это безобразие? Справедливо сердит ся капитан, Александр Иванович Моисеев. Из года в год простаивают в сентябре—октябре корабли у пла вучих баз. СРТ-831 тоже разме нял на ожидания больше девяти суток. Это почти целый груз, один подход к базе, тонн 60 рыбы. А всего сколько теряется? Сот ни тони сельди, тысячи рублей. — Тысячи рублей! Да надо в колокола бить! Идет борьба за улов, за боль шую рыбу. Люди думают — крепко, по-хозяйски. О* ПРО ЗЕВАЛ , когда ухаристый ухман, сигналивший всю погрузку, а за ним и лебедчики и рыбообработчики ушли на обед. Весь перерыв пришлось «заго рать» на восемьсот тридцать пер вом. Пригласили в салон пообе дать. Густой наваристый борщ был на славу. Не для красного словца, видать, высоко отзывают ся товарищи о поваре. А Фелик су подали огромную миску лит ра. этак, на четыре. — Вот так всегда, откармлива ют, — сокрушался он. Что ж, без шуток, без этой бойкости, легкости в отношениях, где каждый промах заметят и обыграют, и невозможно предста вить себе скрепленную морем рыбацкую семью. Захожу проститься со старшим механиком. х — Писать о нас собираетесь? Ни к чему это. — Может и не напишу, — не твердо обещаю я и знаю заведо мо, что лгу, я не смогу не на писать о людях восемьсот три дцать первого. Через несколько минут я взле таю над судном, вцепившись в стальную огромную авоську. А далеко внизу жадно лязгают це пями черные, как бегемоты кран цы, и мотается на привязи скром ное суденышко, словно ему хочет ся оторваться и уйти туда, где играют белогривые туманы. Т. ВИКТОРОВ. Северная Атлантика. Редактор Б. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда» Зак. 6041. ПН-04831% <
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz