Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.

Статья морского инс- вектора тов. Ветрова «О некоторых нормах судо­ вого снабжения» и последующие выступления су­ доводителей, работников управ­ ления тралового флота по это­ му вопросу в бассейновой га­ зете заставили меня высказать свое мнение. Во-первых, на мой взгляд, период для подобного разгово­ ра выбран несвоевременно. Сейчас, в разгар подготовки флота к безаварийному море­ плаванию, надо готовить эки­ пажи к борьбе за живучесть корабля, а не выискивать «из­ лишние» предметы, как, напри­ мер, деревянные пробки диа­ метром 10x30 миллиметров, ко­ торых всего-то на судне долж­ но быть восемь штук. Во-вторых, со многими пред­ ложениями я в корне несогла­ сен, в некоторых случаях авто­ ры правы только частично. Тов. Ветров говорит, напри­ мер, о нецелесообразности иметь шлюпочные насосы. Но в иных случаях без них трудно обойтись. «Международная кон­ венция по охране человеческой жизни на море» предусматри­ вает шлюпки с брезентовым за­ крытием для защиты бедствую­ щих моряков от холодного вет­ ра, брызг и дождя. Но попада­ ние некоторого количества во­ ды в шлюпку при этом не ис­ ключается. Ведро здесь не к месту, Вот тут-то ручной насос и нужен. В запасе же не лиш нне и ведро и шполик. Вот почему на шлюпках больших морозильных трауле­ ров. плавбаз насосы должны быть обязательно, экипажи обязаны следить, чтобы они по­ стоянно были готовы к дейст­ вию. Можно согласиться с тов. Ветровым лишь в том, что на­ сосы на небольших шлюпках старого образца иметь необя­ зательно Что же касается при­ менения синтетических мате- ЗАВИТА ОБЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ—ПРЕЖДЕ ВСЕГО риалов для изготовления неко­ торого аварийного имущества, то тут с автором я согласен полностью. Многие товарищи заявляют, что современные корабли это не парусные суда и поэтому нет смысла иметь на борту древесные опилки, бурава и т. п. Действительно наши ко­ рабли не идут ни в какое сравнение со старыми. Но ни один экипаж не га- - рантирован от слу­ чайности — пожа­ ра. пробоин, обле­ денения и т. п. А раз так, то аварий­ ное имущество должно быть наго- Трюмы промысловых кораб­ лей обшиты деревом. Чтобы до­ браться до металла или, ска­ жем, до сварного шва, нужно удалить часть деревянной об­ шивки. Значит, нужен плотниц­ кий инструмент. Нужны и клинья, и опилки, и пакля, и гвозди и лебеза, хо­ тя некоторые товарищи выска­ зали мнение, что они пригодны только для кораблей с дере- О БС УЖДА ЕМ СТАТЬЮ МОРСКОГО ИНСПЕКТОРА А. В ЕТ РО ВА «О Н ЕКОТО РЫ Х НОРМАХ СУДОВОГО СН А БЖ ЕНИ Я » тоье постоянно. -------- Это несколько похоже на страхование. Сотни тысяч лю­ дей в стране заключают дого­ воры о страховании, и лишь немногим приходится восполь­ зоваться услугами госстраха. , Очень немногим экипажам пришлось испытать угрозу по­ топления судна И вот именно они могут сказать, как важна при угрожающем положении любая «мелочь». Допустим, корабль получил большую пробоину и затоплен один из отсеков Случилось же гакое в 1962 году с большим морозильным траулером «Зла­ тоуст» Современные корабли построены так, что при затоп­ лении одного или даже двух смежных отсеков они не те­ ряют плавучести. Но в этих случаях возникает предельная нагрузка на водонепроницае­ мые переборки. Они могут дать течь, вода начнет попадать в другие отсеки, а это уже очень опасно. И тут без аварийного имущества не обойтись. вянными корпусами. Трещины, разрывы металла также пре­ красно можно законопатить. А это значит создать препятст­ вие прорыву воды хотя бы на время перехода корабля в безопасное место. Пакля, доски, гвозди необ­ ходимы для изготовления щитов, которые устанавливают­ ся на небольшую пробоину или на место разрыва переборок со стороны спасаемого отсека. Древесные опилки являются испытанным средством для уст­ ранения фильтрации неплотно­ стей. Поток воды затягивает опилки в зазоры. Они, цепляясь за шероховатости, застревают, а при разбухании так плотно закрывают трещины, что на­ дежно устраняют течь. Требует­ ся только, чтобы опилки были постоянно сухими. Товарищи пишут, что на су- _____ дах имеются сва­ рочные аппараты. А вся эта «мелочь» яш к чему. Но во- первых, сварочных аппаратов нет яа паровых трау­ лерах, нет там и ' условий для их хранения и работы. А во- вторых, не исключена возмож­ ность, что на тех кораблях, где они есть, будет нарушено элект­ ропитание, и тогда сварочные аппараты не помогут. Так что на электросварку надейся, а о пакле, цементе и другом ава­ рийном имуществе не забывай. Я не хочу вовсе отрицать полезности начатого разговора. Вопросами совершенствования судового снабжения занимать­ ся надо* Но надо идти не по пути охаивания всего того, что проверено многолетней практи­ кой, и ничего не предлагать вза­ мен. Так можно выбросить с судов многое аварийное имущество и в трудную мину­ ту остаться ни с чем. И последнее. Надо постоян­ но учить моряков правильному обращению с аварийным иму­ ществом. Каждый член экипа­ жа должен сноровисто рабо­ тать плотницким таструментЪм, уметь конопатить щели, ста­ вить пластыри и т. в. Практи­ ка показывает, что в этом "от­ ношении у многих экипажей большие пробелы. Моряки тра­ улеров «Аксай» и «Моржовец», например, долго и неумело крепили аварийный лист клин- кетных дверей деревянными клиньями. Суда в это время стояли у причала, все было за­ готовлено, как полагается. А если бы подобную работу при­ шлось выполнять в аварийных УСЛОВИЯХ? Д. СКВИРСКИИ , заме­ ститель . главного инже­ нера тралового флота. В обстановке строительства ма­ териально - тех­ нической базы неуклонного роста дительности труда, совершен­ ствования организационных форм и методов руководства промыш­ ленными предприятиями почти каждый коллектив со всем своим арсеналом технических средств переживает период собственного становления. Это сказывается прежде всего в организации гиб­ ких, соответствующих требова­ ниям времени производственных ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ К ОН Ч ИЛ С Я КОММуНИЭМУ; связей форм спс прои^в циализации, коопе- НАСТУПЛЕНИЕ изготовило на Рижском заводе полиэтиле н о в ы х изделий опытную партию против- ставных неводах. Мурманчанам продукции в пленках проводятся ней из листового полистиро- следует подобный же экспери- и ПИНРО. Однако пора бы уже ла марки ПС-СО-2. Сей- мент произвести по замене ше- от опытов в береговых условиях час Айновский рыбозавод уже эк- стов дрифтерных буев. переходить к экспериментам с сплуатирует 450 противней раз- Очень много опытов проводит- пленками на БМРТ. личных размеров из винипласта с я сейчас ео всех бассейнах по ВНИРО проводил испытания марки-2. использованию пленок из пласти- полиамидных пленок ФК-4, обла- Кроме того, ЦКТБ проводило ков для упаковки свежей и мо- дающих высоким сопротивлением опыты по замораживанию рыбы в роженой рыбной продукции и ку- проколу. ящиках из винипласта на берего- линарии. Пленки эти достаточно В павильоне «Рыбное хозяйст- вых холодильниках при темпера- прочны и эластичны. Они под- во» на ВДНХ экспонируются туре 18—30 градусов. Ящики и даются сварке, нагревом изолн- мешки-вкладыши из полиэтилена противни не давали трещин при руют пищевые продукты от про- для сухотарных бочек емкостью замораживании, а при падении не никновения тепла, влаги и мик- 50—100—120 литров и ящиков ем- бились. Техническому кабинету роорганизмов, защищают продук- костью 40 кг. Предназначены тралового флота следует запро- цшо от окисления жира. они для упаковки, транспортиров- сить материалы по опытным ра- Сейчае в нашей стране освоено ки и хранения сельди простого и ботам и чертежи тары у ЦКТБ и производство целлофана, ц^лло- пряного посола в сухотарных боч- после их рассмотрения специали- фана покрытого полиэтиленом, ках вместо заливных. Примене- стами заказать опытную партию поливинилхлорида. Осваивается, ние этого новшества дало уже инвентарной тары. Одновременно производство пленки из сарана., экономический эффект 3266 тысяч надо запросить отзывы по эксплу- Мороженая рыба упаковывается рублей в год. Такие мешки изго- атации противней у администра- в мешки-пакеты из полиэтилен- тавливаются Калининградским ции Айновского рыбокомбината, целлофана под вакуумом или без, экспериментально-механическ и м Небезынтересно рассказать и о вакуума. Применение таких па- заводом. применении пластмасс в различ- кетов позволило калининградцам |; Сейчас все пресервы упаковы- ных областях рыбной промышлен- удлинить сроки хранения рыбы в ваются в тару из белой жести, ности. Так, например, Стрельнин- 2—3 раза. НИКИМРП также про- что крайне нерационально, - так ская судоверфь главка «Запрыба» водил изыскания по продлению как этот вид продукции не подле- демонтирует в павильоне «Рыб- сроков хранения мороженой ры- жит длительному хранению, ное хозяйство» зверобойную бы. В качестве упаковочных пле- НИКИМРП и ЦКТ главка «Зап- шлюпку «Леднянка», изготовлен- нок использовались целлофан с по- рыба» разработали несколько ви- ную из стеклопластика. В отличие лиэтиленовым покрытием и бу- дов банок из полиэтилена, пред- от деревянной она имеет мень- мажная пленка, покрытая поли- назначенных для упаковки раз- ший вес, и легко могут два че- этиленом. Эксперименты проводи- личных пресервов. Они экспониру- ловека буксировать ее по льду лись совместно с Пярнуским ры- ются в павильоне «Рыбное хозяй- на специальных полозах-килях. Ее €окомбинатом. Замораживались ство». После четырехмесячного вместимость 2 человека и 3(Юкг салака, окунь и палтус. *Оказа- хранения все опытные пресервы груза или 4 человека и 150 кг лось, что потеря веса мороженой по своим органолептическим и груза. рыбы в пленках уменьшилась до химическим показателям соответ- Массовый выпуск шлюпок ос- ®,2—0,3 процента против 3 про- ствовали требованиям TOCta. воен верфью в 19^3 году. Службе центов при упаковке в пергамен- Очевидно, есть необходимость главного капитана, на мой те** проверить возможность упаковки взгляд, целесообразно дать зада- Рыбопродукция в пленках не и хранения в таких банках кон- ние на разработку шлюпок для примерзала к противню. сервов из тресковой печени. Та- тралового флота из стеклопласти- Следовательно, применяя плен- ра из полимерных материалов по- ка. ки, можно исключить из техноло- зволит сэкономить тонны дефи- Представитель главка «Азчер- гического процесса такие этапы, цитной белой жести и даст воз- рыба» сообщил, что Ейская судо- иак оттаивание и последующую можность значительно снизить се- верфь делает облицовку деревян- после размораживания глазиров- бестоимость продукции. ных шЛюпок стеклопластиком, ку. ^ Не менее интересные работы Кроме того, верфью нзготавлива- Опыты по упаковке рыбной проводились ЦНИИтара и ЦКТБ ются из стеклопластиков ванны, продукций в пакеты из полиэти- главка «Запрыба» по раз- раковины для умывальников и лена и полиэтилен-целлофана про- работке и внедрению в произ- бачки. Небезынтереоно запросить водились также ЦКТБ главка водство инвентарной тары из поли- материалы о результатах их испы- «Запрыба». При этом на пленку мерных материалов для перевозки таний у главка «Азчеррыба». наносилась маркировка. ^ и хранения свежеипыбы и рыбных В. М АКШ ЕЕВ , инженер Опыты по хранению мороженой полуфабрикатов. *ЦКТБ, например, отдела добычи. рирования и роста инженерно-технической мысли до чественного ремонта судов. Приме- уровня насущных задач произвол- ром такого отношения к делу мож- ства, как главных условий эконо- но назвать инициативу бригад ди- мичной, безубыточной работы. зельного, трубопроводного цехов и Именно такой период становле- экипажа СРТ-849, принявших со- ния характерен для пронзводст- вместное социалистическое*обяза- венно-хозяйственной деятельности тельство по досрочному и добро- Мурманской судоремонтной фир- качественному выполнению работ, мы. За полтора года с момента В организации социалистического объединения судоремонтных пред- соревнования за досрочный вы- приятий значительно улучшено ис- пуск каждого промыслового ис­ пользование производственных рабля из ремонта главную роль мощностей. Выполнен план 10 ме- сыграли коммунисты — пйртгру- сяцев по выпуску валовой продук- порг участка траловых лебедок ции на 300,6 процента, товарной цеха № 2 тов. Савичев, бригадиры продукции — на 106,6 процента. За тт. Максимов, Донсков, мастер 10 месяцев выпущено продукции тов. Капкин и десятки других, на 2594 тысячи рублей больше, Но предстоит еще приложить чем за этот же период прошлого много усилий, чтобы решить глав­ года. Этот небывалый в истории ную задачу: довести до положен- работы верфи прирост объема про- ного минимума количество кораб- изводства осуществлен на 6,7 про- лей, находящихся в ремонте, сни- цента за счет повышения произво- зить случаи задержки промысло- дительности труда. Снижена себе- вых кораблей, которые пока еще стоимость судоремонта по всему значительны. За 10 месяцев года объединению против плановой на задержан в ремонте 101 корабль, а 1,4 процента, сэкономлено 285 ты- общий простой выразился в еум- сяч рублей. У судоремонтных при- ме 688 судо-суток. Эти цифры го- чалов вдвое уменьшилось количе- ворят сами за себя, ство кораблей. Коллективы крупных цехов го- Это уже результаты работы не ловного предприятия: котельио- междуусобных производственных сварочный, доково-елнповый, дере- вотчин, а всего объединения в це- вообделочный, дизельный не лом, и не первый его опыт, а плод справились с планом 10 месяцев, полуторагодовой деятельности or- {-je изжиты случав брака и пере- ромного коллектива. И если мно- д^лок. За девять месяцев на пред- гсе в совершенствовании произ- приятиях объединения допущено водстеснных связей предприятии Ц38 случаев брака на сумму еще нужно сделать, то кое-что хо- 35.535 рублей. На 140 случаев уве- рошее видно уже сегодня. Улуч- личился брак по сравнению с со- шено использование пронзводст- ответствующим периодом прош- венных мощностей, материальных лого года. Основной поставщик и люлских ресурсов, оперативное брака — литейный цех, давший 74 их перемещение в интересах обес- процента случаев выпуска брако- печения ремо.нта флота, взаимопо- ванных изделий мощь в работе и кооперирование. _ Брак — зло № 1. И, как сви- Все это — результат усилий все- детельствуют факты, технические го коллектива фирмы и ее пар- службы объединения не повели с тийной организации. На заседа- ним действенной борьбы. Внедре­ ниях партийного комитета обсуж- ние передовой технологии, тща- дено более 50 различных произ- тельный контроль за соблюдением водственных вопросов. По инициа- технологической дисциплины — тиве парткома проведен общест- вот главное направление в борь- венный смотр резервов производ- бе с браком, ства под лозунгом «За ликвида- Qg этих недостатках в работе цию потерь рабочего времени». В производственного объединения течение многих прошлых лет до- «Судоверфь» подробно говорилось ково-слиловое хозяйство не удов- ____ю , __________ - летворяло всех нужд судоремонта. на прошедшей 12 ноября второй И партийный комитет, используя партийной конференции объедине- открывшиеся резервы и возможно- ния. И в докладе секретаря парт- сти объединения, активно поддер- КОма Н. А. Чухломииа, в выступле- живал идею организации и созда- _____ , ния специализированного доково- ЕИЯХ Делегатов конференции ео- слипового цеха. На этот важный держалось много ценных криткче- участок судоремонта направлены ских замечаний, направленных на были лучшие коммунисты, квали- дальнейшее улучшение проиэвод- фицированные специалисты. И те -___ - г ~ перь резко Сократились срывы на ственных Лел объединения. Эти доково-слиповых работах, стали *егли в основу поста- выполняться задания по произво- новления конференции, выполняя дительностй труда, значительно которое, коммунисты судоремонт- азнратилнсь потери рабочего вре- ных предприятий смогут возгла- • Т зр о с л а и активность рядовых вить и организовать действенную чледдв коллектива | борьбе за борьбу за преодоление намечен- :Корениё й проведение высокока- ных рубежей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz