Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.

: П О С Л Е Т О Г О К А К В Ы С Т У П И Л В 122 номере «Рыбного Мур- мана» была опубликована под таким заголовком корреспон­ денция начальника радиостан­ ции траулера «Кольский» В. Дубровина, рассказывающая о трал оказался неподходящим. Калининградцы при работе в Дальних Западных районах применяли польский трал 32/22,5 метра, и свои — сем- иадцатиметровый, тралы 24,7 и 27,7 метра. Изготовлены они недостатках в организации про­ мысла рыбы. Сего- дня на нее отвеча- —— « 1 J Q YSF ет заместитель на- ш * V / Л JL J a L f r J e / J L чальника отдела * * жес, получить с плавбазы 20- метровый трал и испытать его. Толку очень мало было от проведенных испытаний. 'Во- первых, так как не было на борту специалистов-настав- ников, выпопнены они были не- ди и хека судами бортового траления. Какими тралами бу­ дут работать экипажи? Для решения этого и других а вопросов в район банок Джорджес и Сенбл вышел в экс- добычи управления тралового флота А. Коняев. В этом году несколько экипа­ жей кораблей типа «Планер» облавливали сельдь и лек на банке Джорджес. Промысловая обстановка была хорошем. Эки­ пажи мурманских больших мо­ розильных траулеров, средних рефрижераторных траулеров «Запрыбыэ имели высокие уло­ вы (от 5 до 15 тонн за трале- .ние). А вот морякам с «Пио­ неров» не повезло. Подъемы ко­ лебались в пределах от 0,5 до 2—3 тонн. Чем же объяснить такое положение? Обсуждение этого вопроса среди специалистов отдела до­ бычи и судоводителей позволи­ ло сделать вывод — орудия лова не соответствовали типу кораблей и условиям промысла. Наши суда имели на воору­ жении 20-метровый трал конст­ рукции ПИНРО (чертеж 332). Сделано это было по рекомен­ дации специалистов института и сельдяного флоъа. Дело в том, что этим тралом неплохо работали экипажи «Мурман- сельдн» в 1962 году. Но тогда и условия промысла были ины­ ми. Хек и сельдь концентриро­ вались мощными косяками на глубинах 120—200 метров, дер­ жались у самого дна. В нынешнем году разрежен­ ные коенки располагались на глубинах 120—200 метров, дер­ жались на некотором расстоя­ нии от грунта. И 20-метровый из капроновой дели с тонкой ниткой 34/64. На верхней под­ боре имеются щиты. Нижняя подбора бобинцев не имеет и загружается цепями. У тралов большое вертикальное раскры­ тие. При работе они несколько приподнимаются над грунтом, что и обеспечивало более высо­ кие уловы. Преимущества орудий лова калининградцев быстро поняли капитаны мурманских судов. Но применить их у себя не могли. На траулерах типа «Пи­ онер» мощность главной ма­ шины больше, чем на СРТ, тра­ ловые доски большей площади. Калининградские тралы оказа­ лись .недостаточно прочными и разрывались еще при спуске. Неудача, постигшая мурман­ чан в 1964 году, должна по­ служить хорошим уроком на будущее. Инженеры отдела до­ бычи тралового флота не раз вносили предложения провести в районах лова хека и сельди экспериментальные работы, чтобы определить наилучший тип трала, схему вооружения, отработать наилучший вариант спуска-подъема трала. Но к нашим предложениям не при­ слушались. Лишь тогда, когда первые суда вышли из порта в дальние районы, было получено разре­ шение использовать для этих целей траулер «Север». Капи­ тану дали команду перейти с Лабрадора на банку Джорд- промысла, периментал ь н ы й рейс траулер «Север». В со- доброкачественно и были не за­ кончены. Во-вторых, даже в случае определения непригод­ ности двадцатиметрового тра­ ла для облова хека и сельди изменить положение было не­ возможно. Другого трала мо­ рякам порекомендовать мы все равно бы не смогли. Судоводителей, мастеров по добыче, матросов интересует такой вопрос. В 1965 году сно­ ва планируется промысел сель- ставе экипажа работники от дела добычи тралового «флота, сотрудник ЛИНРО* На борту тралы четырех конструкций ч доски двух типов. . Будем надеяться, что рейс пройдет успешно, промыслови­ ки получат’ ценные рекоменда­ ции. «НАША ОБИДА» На заметку под таким заго­ ловком, опубликованную в га­ зете «Рыбный Му'рман» от 2 октября 1964 года, базовый комитет профсоюза тралового флота сообщает, что обида эки­ пажа траулера «Азербайджан» на невысылку комплекта кино­ аппарата в море справедлива. В этом повинен киномеханик плавбазы «М. Мс-льникайте» тов. Порутчиков, которому было дано распоряжение взять киноаппарат и доставить на траулер. Но тов. Порутчиков это указание не выполнил, а работники базкома не проконт­ ролировали выполнение данно­ го распоряжения. С приходом в порт плавбазы киномеханик тов. Порутчиков будет привлечен к администра­ тивной ответственности. Б. КИС ЕЛЕВ , председа­ тель базового комитета профсоюза тралового флота «ПРОСТО И ХОРОШ О » В ответ на корреспонденцию, опубликованную под таким за­ головком е номере газеты от 28 октября 1964 г.. директор фабрики орудий лова тов. Ер- мошин сообщил редакции, что на заседании экономического совета фабрики 30 октября при­ нято решение о внедрении пред­ ложения по использованию цветных ниток при сшивке ору­ дий лова. «Рулевая рубка — не голубятня» «Рулевая рубка — не голу­ бятня», — под такям заголов­ ком в .«Рыбном Мурмаие» 28 октября было напечатано письмо старшего помощника капитана траулера . «Алуика* тов. Кознева. Главный инженер тралового флота тов. Пекишев сообщил редакции: На судах польской построй^ ни в рулевых рубках установ­ лены прямоугольные иллюми­ наторы со стеклом толщиной 3—5 мм. Для перехода на бо­ лее толстые стекла по первому, наиболее простому варианту, необходимо заменить сущест­ вующие рамы иллюминаторов без замены корпусов. Чертежи на новые рамы иллюминаторов под стекла толщиной 10 мм из­ готовлены. Установка новых рам на траулерах может быть осуществлена в период котло- чисток или удлиненных между­ рейсовых стоянок. Во время ремонта траулеров польской постройки предпола­ гается производить полную за­ мену иллюминаторов. «ПОДТЯНИТЕСЬ, МОРЯКИ «ЧИТЫ» Замести 1 ель начальника глав­ ного управления «Севрцба» тов Кугавда сообщила редак­ ции, что на 1965 год выработка печени планируется соответст­ венно весу неразделанной трес­ ки на 0,6 процента ниже, чем предполагалось на 1964 год, в том числе для районов Северо- Западной Атлантики 4 процен­ та, для Баренцева моря — 3,5 процента. Николай Трюхан — ударник В кабинет к начальнику ин­ струментально - эксперимен- тального цеха Вениамину Алек­ сандровичу Гладышеву зашел парень. Он сбивчиво объяснил свою просьбу, суть которой можно было выразить в двух словах: «Возьмите на работу». Гладышев помедлил с отве­ том, потом сказал: — Сейчас ты, Николай, ра­ ботаешь по четвертому разря­ ду в деревообделочном цехе. Заработок у тебя высокий. А у нас будешь учеником. В деньгах потеряешь много. — Дело иге в заработке, — возразил Николай’ Трюхан. — «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 18 ноября 1964 г. Очень хочу стать станочником, а здесь, как говорят люди, есть, чему научиться. Гладышев прикрепил парня к одному из лучших металли­ стов завода А. И. Мурашову. Вначале Николай еле-еле «вы­ тягивал» сто процентов. По­ том дела пошли лучше. Сейчас Николай Трюхан значительно перекрывает сменные нормы выработки, приобщился к об­ щественной работе. Недавно Н. Трюхану при­ своили звание ударника ком­ мунистического труда. На снимке: токарь Николай Трюхан за работой. Фото и текст. .А. Вандина. Х И М И Я В Е Д Е Т В октябре Государственным производственным комитетом по рыбному хозяйству СССР был ор­ ганизован на ВДНХ семинар: «Применение синтетических мате­ риалов в рыбной промышленно­ сти». С докладом на нем высту­ пили заместитель начальника уп­ равления по новой технике М. А. Казаков и главный специалист этого управления А. Н Покров­ ский. Затем специалисты про­ мышленных предприятий и науч­ но-исследовательских учрежде­ ний рассказали об использование пластических масс и синтетиче­ ских материалов для изготовле­ ния кухтылей и дрифтерных бу­ ев, для пропитки и покрытия се- тематериалов различными защит­ ными покровами, уменьшающими их износ, в качестве пленок для упаковки свежей и мороженой рыбопродукции, кулинарии, а также для изготовления инвен­ тарной тары (противней, листов, ящиков и бочек). •А. Н. Покровский сообщил, что в новом году рыбаки полу­ чат первую партию сетематериа- лов из синтетики: полипропилена и куралона. Их массовое произ­ водство будет освоено в 1968— 1969 гг. В целях продления сроков службы- орудий лова из капрона и уменьшения их разлохмачива­ ния сейчас проводятся следующие работы. На Калининградской фабрике орудий лова пропитывают тралы из синтетических материалов со­ рокапроцентным раствором крем­ неорганической смолы Ф-9 по ре­ цептуре ВНИРО. По данным ВНИРО такие тралы выдержива­ ют почти в два раза больше тра­ лений, чем необработанные На предприятиях главка «Касп- рыба» пропитка сетеснастных ма­ териалов производится латексом. К сожалению, данных об экс­ плуатации орудий лова не приво­ дилось. Лабораторией пластмасс терри­ ториального управления «Саха- линрыбпрома» производилась про­ питка синтетических материалов перхлорвиниловой смолой. По лабораторным наблюдениям проч­ ность дели увеличивается от 13 до 40 процентов. Особенно повыси­ лась прочность у лавсановых де- лей Материалы, подвергнутые пропитке, практически не намо­ кали. Для растворения смолы исполь­ зовались бензол и ацетон. Расход смолы 30 процентов к весу раст­ ворителя. Из эти.\ материалов сделано два трала для СРТ, один трал для. БМРТ и три сайровых ло­ вушки. Орудия лова в настоящее время испытываются на промыс­ ле. Техническому кабинету трало­ вого флота надо запросить мате­ риалы по всем этим эксперимен­ тальным работам. Ведь продление сроков эксплуатации орудий ло­ ва позволит значительно снизить расходы на их постройку, а также удешевит себестоимость 'продук­ ции. Немало интересных экспери­ ментально-исследовательских ра­ бот по изготовлению оснастки и вооружения орудий лова (кух­ тылей, дрифтерных буев, бобин­ цев, колец-восьмерок) проводится различными промышленными предприятиями и научно-исследо­ вательскими организациями рыб­ ной промышленности страны. Рижская фабрика орудий лова выпускает кухтыли из отходов пенопласта марки ПС диаметром 200 мм, весом 586—850 грам­ мов. Подъемная сила хухтыля 3,46 кг. Толщина стенки — 3,5—7 мм. Такие кухтыли исполь­ зуются для работы на глубинах до 200 метров (с тонкой стенкой) и для глубин до 400 метров (с утолщенной' стенкой). Калининградское Ц КБ прово­ дит работы по создаиию 200-мил­ лиметровых кухтылей из полисти­ рола низкого давления. Толщина стенки кухтыля 7—8 мм. Кухты­ ли выдерживают давление 34—40 атмосфер. Калининградцы исполь­ зуют их при промысле на глуби­ нах до 200 метров. ЦКБ изготовило гакже опыт­ ную партию бобинцев диаметром 400 мм из полиэтилена низко­ го давления. Вес бобинца в воз­ духе 10 кг. Но испытаний в море пока не проводилось. Кроме то­ го, Ц КБ делало кольца-восьмер­ ки из полиэтилена низкого дав­ ления. Однако при испытаниях они выдерживали малые нагрузки н для замены металлических не пригодны. Завод «Судозапчасть» главка «Запрыба» изготавливает опыт­ ную партию кухтылей из полиэти­ лена УПП-2, УПП-1 и СНП-2 ме­ тодом выдувания на экструзере. Кухтыли выпускаются диаметром 150— 175 и 250 мм для работы на глубинах до 750 метров. Сейчас кухтыли проходят широкую про­ изводственную проверку. За* пе­ риод с июля по октябрь заводом изготовлено около 12 тысяч кух- тылей. Стоимость одной штуки около 2 рублей. Ленинградский НИИПП по' до­ говору с управлением Мурман­ ского тралового флота работает над •созданием пластмассовых кухтылей, которые уже испыты­ вались в море на эксперименталь­ ном траулере «Треска». Однако прочность их еще недостаточна. Сейчас институт продолжает ра­ боты по усилению конструкций кухтылей. Разрабатывает институт и тех­ нологию изготовления дрифтерно­ го буя из пластиков. НИИПП в лабораторных условиях изготовил из поливинилхлоридовой • цаеты модель буя в 1/5 натуральной ве­ личины (по типу норвежских). Пока работа еще не закончена, но первые ее результаты f обнадежи­ вающие. В лаборатории пластмасс «Са- халннрыбпрома* изготовлена опытная партия кухтылей диа­ метром 100 мм из вторичного ка­ прона. Применяют их на снюре- вадном промысле вместо стеклян­ ных. Дальневосточники заменяют дорогостоящие бамбуковые шесты трубами из полиэтилена л вини­ пласта на сайровых ловушках и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz