Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.
: П О С Л Е Т О Г О К А К В Ы С Т У П И Л В 122 номере «Рыбного Мур- мана» была опубликована под таким заголовком корреспон денция начальника радиостан ции траулера «Кольский» В. Дубровина, рассказывающая о трал оказался неподходящим. Калининградцы при работе в Дальних Западных районах применяли польский трал 32/22,5 метра, и свои — сем- иадцатиметровый, тралы 24,7 и 27,7 метра. Изготовлены они недостатках в организации про мысла рыбы. Сего- дня на нее отвеча- —— « 1 J Q YSF ет заместитель на- ш * V / Л JL J a L f r J e / J L чальника отдела * * жес, получить с плавбазы 20- метровый трал и испытать его. Толку очень мало было от проведенных испытаний. 'Во- первых, так как не было на борту специалистов-настав- ников, выпопнены они были не- ди и хека судами бортового траления. Какими тралами бу дут работать экипажи? Для решения этого и других а вопросов в район банок Джорджес и Сенбл вышел в экс- добычи управления тралового флота А. Коняев. В этом году несколько экипа жей кораблей типа «Планер» облавливали сельдь и лек на банке Джорджес. Промысловая обстановка была хорошем. Эки пажи мурманских больших мо розильных траулеров, средних рефрижераторных траулеров «Запрыбыэ имели высокие уло вы (от 5 до 15 тонн за трале- .ние). А вот морякам с «Пио неров» не повезло. Подъемы ко лебались в пределах от 0,5 до 2—3 тонн. Чем же объяснить такое положение? Обсуждение этого вопроса среди специалистов отдела до бычи и судоводителей позволи ло сделать вывод — орудия лова не соответствовали типу кораблей и условиям промысла. Наши суда имели на воору жении 20-метровый трал конст рукции ПИНРО (чертеж 332). Сделано это было по рекомен дации специалистов института и сельдяного флоъа. Дело в том, что этим тралом неплохо работали экипажи «Мурман- сельдн» в 1962 году. Но тогда и условия промысла были ины ми. Хек и сельдь концентриро вались мощными косяками на глубинах 120—200 метров, дер жались у самого дна. В нынешнем году разрежен ные коенки располагались на глубинах 120—200 метров, дер жались на некотором расстоя нии от грунта. И 20-метровый из капроновой дели с тонкой ниткой 34/64. На верхней под боре имеются щиты. Нижняя подбора бобинцев не имеет и загружается цепями. У тралов большое вертикальное раскры тие. При работе они несколько приподнимаются над грунтом, что и обеспечивало более высо кие уловы. Преимущества орудий лова калининградцев быстро поняли капитаны мурманских судов. Но применить их у себя не могли. На траулерах типа «Пи онер» мощность главной ма шины больше, чем на СРТ, тра ловые доски большей площади. Калининградские тралы оказа лись .недостаточно прочными и разрывались еще при спуске. Неудача, постигшая мурман чан в 1964 году, должна по служить хорошим уроком на будущее. Инженеры отдела до бычи тралового флота не раз вносили предложения провести в районах лова хека и сельди экспериментальные работы, чтобы определить наилучший тип трала, схему вооружения, отработать наилучший вариант спуска-подъема трала. Но к нашим предложениям не при слушались. Лишь тогда, когда первые суда вышли из порта в дальние районы, было получено разре шение использовать для этих целей траулер «Север». Капи тану дали команду перейти с Лабрадора на банку Джорд- промысла, периментал ь н ы й рейс траулер «Север». В со- доброкачественно и были не за кончены. Во-вторых, даже в случае определения непригод ности двадцатиметрового тра ла для облова хека и сельди изменить положение было не возможно. Другого трала мо рякам порекомендовать мы все равно бы не смогли. Судоводителей, мастеров по добыче, матросов интересует такой вопрос. В 1965 году сно ва планируется промысел сель- ставе экипажа работники от дела добычи тралового «флота, сотрудник ЛИНРО* На борту тралы четырех конструкций ч доски двух типов. . Будем надеяться, что рейс пройдет успешно, промыслови ки получат’ ценные рекоменда ции. «НАША ОБИДА» На заметку под таким заго ловком, опубликованную в га зете «Рыбный Му'рман» от 2 октября 1964 года, базовый комитет профсоюза тралового флота сообщает, что обида эки пажа траулера «Азербайджан» на невысылку комплекта кино аппарата в море справедлива. В этом повинен киномеханик плавбазы «М. Мс-льникайте» тов. Порутчиков, которому было дано распоряжение взять киноаппарат и доставить на траулер. Но тов. Порутчиков это указание не выполнил, а работники базкома не проконт ролировали выполнение данно го распоряжения. С приходом в порт плавбазы киномеханик тов. Порутчиков будет привлечен к администра тивной ответственности. Б. КИС ЕЛЕВ , председа тель базового комитета профсоюза тралового флота «ПРОСТО И ХОРОШ О » В ответ на корреспонденцию, опубликованную под таким за головком е номере газеты от 28 октября 1964 г.. директор фабрики орудий лова тов. Ер- мошин сообщил редакции, что на заседании экономического совета фабрики 30 октября при нято решение о внедрении пред ложения по использованию цветных ниток при сшивке ору дий лова. «Рулевая рубка — не голубятня» «Рулевая рубка — не голу бятня», — под такям заголов ком в .«Рыбном Мурмаие» 28 октября было напечатано письмо старшего помощника капитана траулера . «Алуика* тов. Кознева. Главный инженер тралового флота тов. Пекишев сообщил редакции: На судах польской построй^ ни в рулевых рубках установ лены прямоугольные иллюми наторы со стеклом толщиной 3—5 мм. Для перехода на бо лее толстые стекла по первому, наиболее простому варианту, необходимо заменить сущест вующие рамы иллюминаторов без замены корпусов. Чертежи на новые рамы иллюминаторов под стекла толщиной 10 мм из готовлены. Установка новых рам на траулерах может быть осуществлена в период котло- чисток или удлиненных между рейсовых стоянок. Во время ремонта траулеров польской постройки предпола гается производить полную за мену иллюминаторов. «ПОДТЯНИТЕСЬ, МОРЯКИ «ЧИТЫ» Замести 1 ель начальника глав ного управления «Севрцба» тов Кугавда сообщила редак ции, что на 1965 год выработка печени планируется соответст венно весу неразделанной трес ки на 0,6 процента ниже, чем предполагалось на 1964 год, в том числе для районов Северо- Западной Атлантики 4 процен та, для Баренцева моря — 3,5 процента. Николай Трюхан — ударник В кабинет к начальнику ин струментально - эксперимен- тального цеха Вениамину Алек сандровичу Гладышеву зашел парень. Он сбивчиво объяснил свою просьбу, суть которой можно было выразить в двух словах: «Возьмите на работу». Гладышев помедлил с отве том, потом сказал: — Сейчас ты, Николай, ра ботаешь по четвертому разря ду в деревообделочном цехе. Заработок у тебя высокий. А у нас будешь учеником. В деньгах потеряешь много. — Дело иге в заработке, — возразил Николай’ Трюхан. — «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 18 ноября 1964 г. Очень хочу стать станочником, а здесь, как говорят люди, есть, чему научиться. Гладышев прикрепил парня к одному из лучших металли стов завода А. И. Мурашову. Вначале Николай еле-еле «вы тягивал» сто процентов. По том дела пошли лучше. Сейчас Николай Трюхан значительно перекрывает сменные нормы выработки, приобщился к об щественной работе. Недавно Н. Трюхану при своили звание ударника ком мунистического труда. На снимке: токарь Николай Трюхан за работой. Фото и текст. .А. Вандина. Х И М И Я В Е Д Е Т В октябре Государственным производственным комитетом по рыбному хозяйству СССР был ор ганизован на ВДНХ семинар: «Применение синтетических мате риалов в рыбной промышленно сти». С докладом на нем высту пили заместитель начальника уп равления по новой технике М. А. Казаков и главный специалист этого управления А. Н Покров ский. Затем специалисты про мышленных предприятий и науч но-исследовательских учрежде ний рассказали об использование пластических масс и синтетиче ских материалов для изготовле ния кухтылей и дрифтерных бу ев, для пропитки и покрытия се- тематериалов различными защит ными покровами, уменьшающими их износ, в качестве пленок для упаковки свежей и мороженой рыбопродукции, кулинарии, а также для изготовления инвен тарной тары (противней, листов, ящиков и бочек). •А. Н. Покровский сообщил, что в новом году рыбаки полу чат первую партию сетематериа- лов из синтетики: полипропилена и куралона. Их массовое произ водство будет освоено в 1968— 1969 гг. В целях продления сроков службы- орудий лова из капрона и уменьшения их разлохмачива ния сейчас проводятся следующие работы. На Калининградской фабрике орудий лова пропитывают тралы из синтетических материалов со рокапроцентным раствором крем неорганической смолы Ф-9 по ре цептуре ВНИРО. По данным ВНИРО такие тралы выдержива ют почти в два раза больше тра лений, чем необработанные На предприятиях главка «Касп- рыба» пропитка сетеснастных ма териалов производится латексом. К сожалению, данных об экс плуатации орудий лова не приво дилось. Лабораторией пластмасс терри ториального управления «Саха- линрыбпрома» производилась про питка синтетических материалов перхлорвиниловой смолой. По лабораторным наблюдениям проч ность дели увеличивается от 13 до 40 процентов. Особенно повыси лась прочность у лавсановых де- лей Материалы, подвергнутые пропитке, практически не намо кали. Для растворения смолы исполь зовались бензол и ацетон. Расход смолы 30 процентов к весу раст ворителя. Из эти.\ материалов сделано два трала для СРТ, один трал для. БМРТ и три сайровых ло вушки. Орудия лова в настоящее время испытываются на промыс ле. Техническому кабинету трало вого флота надо запросить мате риалы по всем этим эксперимен тальным работам. Ведь продление сроков эксплуатации орудий ло ва позволит значительно снизить расходы на их постройку, а также удешевит себестоимость 'продук ции. Немало интересных экспери ментально-исследовательских ра бот по изготовлению оснастки и вооружения орудий лова (кух тылей, дрифтерных буев, бобин цев, колец-восьмерок) проводится различными промышленными предприятиями и научно-исследо вательскими организациями рыб ной промышленности страны. Рижская фабрика орудий лова выпускает кухтыли из отходов пенопласта марки ПС диаметром 200 мм, весом 586—850 грам мов. Подъемная сила хухтыля 3,46 кг. Толщина стенки — 3,5—7 мм. Такие кухтыли исполь зуются для работы на глубинах до 200 метров (с тонкой стенкой) и для глубин до 400 метров (с утолщенной' стенкой). Калининградское Ц КБ прово дит работы по создаиию 200-мил лиметровых кухтылей из полисти рола низкого давления. Толщина стенки кухтыля 7—8 мм. Кухты ли выдерживают давление 34—40 атмосфер. Калининградцы исполь зуют их при промысле на глуби нах до 200 метров. ЦКБ изготовило гакже опыт ную партию бобинцев диаметром 400 мм из полиэтилена низко го давления. Вес бобинца в воз духе 10 кг. Но испытаний в море пока не проводилось. Кроме то го, Ц КБ делало кольца-восьмер ки из полиэтилена низкого дав ления. Однако при испытаниях они выдерживали малые нагрузки н для замены металлических не пригодны. Завод «Судозапчасть» главка «Запрыба» изготавливает опыт ную партию кухтылей из полиэти лена УПП-2, УПП-1 и СНП-2 ме тодом выдувания на экструзере. Кухтыли выпускаются диаметром 150— 175 и 250 мм для работы на глубинах до 750 метров. Сейчас кухтыли проходят широкую про изводственную проверку. За* пе риод с июля по октябрь заводом изготовлено около 12 тысяч кух- тылей. Стоимость одной штуки около 2 рублей. Ленинградский НИИПП по' до говору с управлением Мурман ского тралового флота работает над •созданием пластмассовых кухтылей, которые уже испыты вались в море на эксперименталь ном траулере «Треска». Однако прочность их еще недостаточна. Сейчас институт продолжает ра боты по усилению конструкций кухтылей. Разрабатывает институт и тех нологию изготовления дрифтерно го буя из пластиков. НИИПП в лабораторных условиях изготовил из поливинилхлоридовой • цаеты модель буя в 1/5 натуральной ве личины (по типу норвежских). Пока работа еще не закончена, но первые ее результаты f обнадежи вающие. В лаборатории пластмасс «Са- халннрыбпрома* изготовлена опытная партия кухтылей диа метром 100 мм из вторичного ка прона. Применяют их на снюре- вадном промысле вместо стеклян ных. Дальневосточники заменяют дорогостоящие бамбуковые шесты трубами из полиэтилена л вини пласта на сайровых ловушках и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz