Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.

сделано I и н ы м и и, авто- П О Л ЕТ человека к звез­ дам — эта дерзновен­ ная мысль еще совсем не­ давно казалась фантастиче­ ской. J i сегодня можно с уве­ ренностью сказать, что мы бу­ дем свидетелями первых кос­ мических рейсов на Луну, а возможно, и на Марс. Со дня запуска первого ис­ кусственного спутника Земли прошло не так много времени. А сколько но­ вых важных от- - крытим искусств е спутникам , магическими меж­ планетными станциями, наши­ ми отважными космонавтами! От полета к полету все со­ вершеннее становятся космиче­ ские аппараты, возрастает объем н сложность научных исследовании. Каждый полет представляет собой качествен­ но новый этан в покорении космического пространства. Между ними не трудно видеть преемственность и последова­ тельность. Об этом свидетель­ ствует успешный полет много­ местного космического кораб­ ля «Восход». У Н И К А Л ЬН Ы Й Э К С П Е РИ М Е Н Т Новая сверхмощная ракета- носитель и прекрасный корабль, оснащенный сложнейшей авто­ матической аппаратурой, поз­ волили коллективу космонавтов осуществить комплексный эк­ сперимент. В чем же состоят особенно­ сти этого полета? Каково его значение для последующих ша­ гов во Вселенную? Издавна известно, что исти­ на познается в сравнении. Пер­ вопроходцы космоса Юрий Га ­ гарин и Герман Титов дали ис­ черпывающую оценку своим ощущениям в космосе. Но они не смогли сравнить их, по­ скольку условия полетов были несходными. К тому же люди весьма существенно отличают­ ся друг от друга не только в физическом, но и в психо-фи- зиояогическом отношении. Да ­ же тасое явление, как морская качка корабля, у разных лю­ дей вызывает различную реак­ цию. Дальнейшие совместные По­ леты космических кораблей «Восток» позволили сделать сравнительный анализ влияния сходных условий на двух че­ ловек, находившихся на раз­ ных кораблях. Что касается полета корабля «Восход», то на его борту находился уже экипаж из трех человек — внимания уделили увеличению размера кабины корабля, ее внутренней отделке — окрас­ ке, освещению, размещению рабочих мест и аппаратуры, а также созданию условий для отдыха. В оборудовании кабины ко­ рабля нет ни одной детали, над формой, цветом и размещением которой не задумывались бы инженеры, врачи-физиологи, бельность f ерметических кабин. Творцы нового корабля решили не обременять экипаж таким сложным одеянием, как ска­ фандр. Ведь он очень стесняет космонавта, мешает ему рабо­ тать в кабине. Достаточно по смотреть, как неуклюже иде* космонавт в своем снаряжении по земле, чтобы убедиться t этом. Тот факт, что. космонавт!.: РАЗДВИГАЮТСЯ ГРАНИЦЫ КОСМОШВШЯ командира корабли Владими­ ра Комарова и двух научных сотрудников — кандидата тех­ нических наук Константина Феоктистова и врача Бориса Егорова. Если раньше космонавт вы­ нужден был заниматьси пило­ тированием корабля, наблю­ дать за небесными светилами, осуществлять связь с Землей, проводить заданные медико­ биологические эксперименты, осуществлять самоконтроль и т. д., то теперь положение из­ менилось. В космическом ко­ рабле находилась группа спе­ циалистов; каждый из них имел свое конкретное задание, свою программу. Это позволило зна­ чительно расширить и углубить программу научных исследова­ ний, что имеет огромное зна­ чение для будущего космонав­ тики Ведь в дальнее космиче­ ское путешествие полетнт не один человек. «ВОСХОД * — П РО О Б РА У КО СМ И Ч ЕС КО ГО Л А Й Н Е РА БУД УЩ Е ГО Все. советские космонавты дали весьма высокую оценку комфорту, созданному на ко­ раблях «Восток». Этот опыт послужил хорошей базой для создании корабля «Восхвд». Здесь не было простого копи­ рования* так как обитаемое по­ мещение на корабле «Восход» значительно больше по разме­ рам, да и оборудовано оно бо­ лее совершенной и многооб­ разной аппаратурой. Творцы космической техники много психологи и другие специали­ сты. Ни одного острого угла, все разумно закреплено и име­ ет мнгкую обивку. Приборы и аппаратура управления распо­ ложены так, чтобы члены эки­ пажа мгновенно могли ориен­ тироваться в них. Экипаж корабля выразил удовлетворение тем, чтв иллю­ минаторы «Восхода» имеют хо­ роший обзор, позволяющий ве­ сти широкое наблюдение за Землей и звездами. В кабине корабля достаточно просторно. Это позволяло членам экипажа меняться рабочими местами. Во время всего полета, за исклю­ чением активного участка — до выхода корабля на орбиту и во время его снижения к Зем­ ле, — космонавты свободно перемещались по кабине. Высокая степепь автоматиза­ ции космического корабля в значительной степени облегча­ ла труд космонавтов. Таким образом, размеры и оборудо­ вание кабины космического ко­ рабля «Восход» — это обра­ зец не только инженерного, но и медицинского искусства. Это прообраз рабочих и бытовых помещений межпланетных лай­ неров будущего. КОСМ ОНА ВТЫ Б Е З С К А Ф А Н Д РО В Советские космические бога­ тыри впервые совершили по­ лет без скафандров. Это стало возможным потому, что все предшествующие космические полеты показали высокую «на­ дежность н полную комфорта­ совершили свой полет без ска­ фандров, вовсе не означает, что они не потребуются им вообще. В длительных космических по­ летах скафандр необходим. Он сможет одевать его, например, при выходе за борт корабли, при резком изменении свойств воздуха в кабине и других слу­ чаях. Полет В. Комарова, К. Феок­ тистова и Б. Егорова показал, что советскими конструкторами решена одна из сложнейших задач — создан космический корабль, обеспечивающий пол­ ную безопасность пребывания человека в герметической ка­ бине. Коллективный полет имел ! другую сложность. Известно, что человек выделяет в окру­ жающую среду не только угле­ кислый газ, влагу в гиде водя­ ного пара и другие продукты обмека веществ. Словом, каж ­ дый создает вокруг себя свею среду. И это учитывали наши ученые как при комплектова­ нии экипажа многоместного ко­ рабля, так и при разработке системы регенерации воздух** в кабине. КО СМ И Ч ЕС КА Я Н А В И ГА Ц И Я При полете к небесным те­ лам обязательно возникнет не­ обходимость в корректировке маршрута движения корабли. Поэтому одной из задач поле­ та корабля «Восход» являлась проверка системы управлении им и определение возможно­ стей космической навигации по звездам. Высокая маневренность но­ вого корабли говорит о том, что советские ученые вплот­ ную лодошли и решению та­ кой сложной научно-техниче­ ской задачи, какой является сближение и встреча космиче­ ских кораблей в пространстве. Проблема встречи и соедине­ ния космических кораблей по­ ставлена в повестку дня космо­ плавания. Ее решение, говорит Главный Конст- . руктор космиче­ ских кораблей, по­ может создать крупные орбиталь- , ные станции, ко- . )рые могут служить для ис­ следовательских целей и быть своеобразными пристанями дли космических кораблей. Нали­ чие таких пристаней, возмож­ ность соединении кораблей друг с другом позволиет ис­ пользовать более высокие орби­ ты, раздвинуть границы кос­ моплавания. На корабле «Восход» внер- ;ые был применен новый прин­ цип организации научных на­ блюдений и медицинского конт­ роля. Наличие в составе эки­ пажа ученого и врача позволи­ ло включить в программу по­ лета испытание новьяс прибо­ ров и методов, а также провер­ ку принципов, разработан­ ных для обеспечении космиче­ ских полетов большой продол­ жительности. Приземление «Восхода» про­ исходило со скоростью близ­ кой к нулевой. Экипаж произ­ вел посадку, находясь в каби­ не. Этот опыт, несомненно, бу­ дет учтен при решении проб­ лемы безопасной автоматиче­ ской посадки корабля на дру­ гое небесное тело. Успешный полет экипажа многоместного космического корабля «Восход» — это новый этан в развитии советской кос­ монавтики. Ои свидетельствует о том, что полет к планетам солнечной системы ближе, чем это кажетси сейчас многим. В то же время этот полет служит ярким свидетельством того, что советская наука и техника про­ должают уверенно лидировать в овладении космическим про­ странством. Н. В А Р ВА РО В . В в г г е р о к С уеяекои прехэдят в нашей рбластя гастроли казанского йолодежноге ансамбля «Вете­ рок». В его составе — молодые татарские певцы и танцоры, музыканты и чтецы. Интерме­ дии, сценки я музыкальные пьесы, исполняемые участни­ ками ансамбля, привлекают своей свежестью, искренностью и юмором. Руководит ансамблем Ру­ дольф Цуганов. Большим успе­ хом у зрителей пользуются танцы народов мира в испол- ? ении заслуженного артиста уркменской республики Ход­ жи Мурадова. Молодежь «Ветерка» побы­ вала во многих городах и по­ селках Мурманской области: в Еировске, Мончегорске, Кан­ далакше, Оленегорске, Северо­ морске, в Росте, Мурмашах. В праздничные дни «Вете­ рок» прилетел в Мурманск. Его видели и аплодировали ему труженики рыбокомбината, морского рыбного порта, работ­ ники медицины и многие дру­ гие мурманчане, которые при­ глашали молодых татарских артистов к себе на празднич­ ные вечера. Мы надеемся, что эти гаст­ роли татарского ' ансамбля — йе последние в пашей области. Пусть «Ветерок» чаще приле­ тает к нам. л - К р ы л о в а . На снимке: выступление ан­ самбля «Ветерок». Фото К. Моисеева. «РЫБНЫЙ М УР ДААН * 55054 С некоторых пор развелись «добытчики» морских богатств, начисто за­ бывшие мудрую пословицу: без труда не вытащишь и рыбку fra пруда. Впрочем такого сорта «рыбо­ ловы» рыбку таскают, но не из пруда, а с народного стола. И достается она им без особых на то усилий. Подойдет такой, с позволения сказать, трудяга * общественному добру, набьет им карманы и... домой: «Кушайте, дорогие чада и до­ мочадцы, для вас я украл не­ сравненного ни с чем пая- туса». Толькр в один из дней ч тября работниками милиц было задержано тринадцать таких «рыболовов». Из огром­ ных карманов и обширных па­ зух этих любителей-расхити- телей изъято шестьдесят кило­ граммов*рыбы. Кто же они? Пожалуйста, знакомьтесь: Валерий Николаевич Зимин — шофер автотранспортной конторы ДО 1 главка «Севры- ба». Он взял восемь килограм­ мов палтуса и пытался доста­ вить его по своему личному ад­ ресу. А вот другой «специа­ лист* по хищению рыбы? Вик­ тор Сергеевич Нефедьев, матрбЕ береговой бригады управлений «Мурмансельдь». Ои свою ра­ бочую совесть запятнал пятью : килограммами сельди. ^атрос СРТ-498 Беломор­ ской базы Михаил Петрович Васильев решил, что красть «по маленькой» не с руки его i * широкой натуре, и захватил за один заход 20 килограммов селедки. К этому сонму дармо­ едов, пожалуй, стоит причис­ лить я матроса траулера «Томь» Анатолия Прокопьеви­ ча Попова. 7 килограммов пал­ туса не донес он до дот. Они задержаны в один день. Задача в с е х чест­ ных тружеников про­ мысловых флотов и бе­ реговых предприятий повести воспитательную работу тац, чтобы раз и навсегда прекра­ тились у нас факты хищения рыбопродукции. А тех, у кого еще тянутся руки к государ­ ственному добру, надо суро­ выми мерами, общественной непримиримостью отучить от воровства. И. И Л Ь ЯШ ЕН КО , Е. У РА Л ЬС КИ Й . Редактор Б. ^». Ф ЕД О РО В . Тин. «Полярная правда». Зак. 5852. ПН-02657.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz