Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.
сделано I и н ы м и и, авто- П О Л ЕТ человека к звез дам — эта дерзновен ная мысль еще совсем не давно казалась фантастиче ской. J i сегодня можно с уве ренностью сказать, что мы бу дем свидетелями первых кос мических рейсов на Луну, а возможно, и на Марс. Со дня запуска первого ис кусственного спутника Земли прошло не так много времени. А сколько но вых важных от- - крытим искусств е спутникам , магическими меж планетными станциями, наши ми отважными космонавтами! От полета к полету все со вершеннее становятся космиче ские аппараты, возрастает объем н сложность научных исследовании. Каждый полет представляет собой качествен но новый этан в покорении космического пространства. Между ними не трудно видеть преемственность и последова тельность. Об этом свидетель ствует успешный полет много местного космического кораб ля «Восход». У Н И К А Л ЬН Ы Й Э К С П Е РИ М Е Н Т Новая сверхмощная ракета- носитель и прекрасный корабль, оснащенный сложнейшей авто матической аппаратурой, поз волили коллективу космонавтов осуществить комплексный эк сперимент. В чем же состоят особенно сти этого полета? Каково его значение для последующих ша гов во Вселенную? Издавна известно, что исти на познается в сравнении. Пер вопроходцы космоса Юрий Га гарин и Герман Титов дали ис черпывающую оценку своим ощущениям в космосе. Но они не смогли сравнить их, по скольку условия полетов были несходными. К тому же люди весьма существенно отличают ся друг от друга не только в физическом, но и в психо-фи- зиояогическом отношении. Да же тасое явление, как морская качка корабля, у разных лю дей вызывает различную реак цию. Дальнейшие совместные По леты космических кораблей «Восток» позволили сделать сравнительный анализ влияния сходных условий на двух че ловек, находившихся на раз ных кораблях. Что касается полета корабля «Восход», то на его борту находился уже экипаж из трех человек — внимания уделили увеличению размера кабины корабля, ее внутренней отделке — окрас ке, освещению, размещению рабочих мест и аппаратуры, а также созданию условий для отдыха. В оборудовании кабины ко рабля нет ни одной детали, над формой, цветом и размещением которой не задумывались бы инженеры, врачи-физиологи, бельность f ерметических кабин. Творцы нового корабля решили не обременять экипаж таким сложным одеянием, как ска фандр. Ведь он очень стесняет космонавта, мешает ему рабо тать в кабине. Достаточно по смотреть, как неуклюже иде* космонавт в своем снаряжении по земле, чтобы убедиться t этом. Тот факт, что. космонавт!.: РАЗДВИГАЮТСЯ ГРАНИЦЫ КОСМОШВШЯ командира корабли Владими ра Комарова и двух научных сотрудников — кандидата тех нических наук Константина Феоктистова и врача Бориса Егорова. Если раньше космонавт вы нужден был заниматьси пило тированием корабля, наблю дать за небесными светилами, осуществлять связь с Землей, проводить заданные медико биологические эксперименты, осуществлять самоконтроль и т. д., то теперь положение из менилось. В космическом ко рабле находилась группа спе циалистов; каждый из них имел свое конкретное задание, свою программу. Это позволило зна чительно расширить и углубить программу научных исследова ний, что имеет огромное зна чение для будущего космонав тики Ведь в дальнее космиче ское путешествие полетнт не один человек. «ВОСХОД * — П РО О Б РА У КО СМ И Ч ЕС КО ГО Л А Й Н Е РА БУД УЩ Е ГО Все. советские космонавты дали весьма высокую оценку комфорту, созданному на ко раблях «Восток». Этот опыт послужил хорошей базой для создании корабля «Восхвд». Здесь не было простого копи рования* так как обитаемое по мещение на корабле «Восход» значительно больше по разме рам, да и оборудовано оно бо лее совершенной и многооб разной аппаратурой. Творцы космической техники много психологи и другие специали сты. Ни одного острого угла, все разумно закреплено и име ет мнгкую обивку. Приборы и аппаратура управления распо ложены так, чтобы члены эки пажа мгновенно могли ориен тироваться в них. Экипаж корабля выразил удовлетворение тем, чтв иллю минаторы «Восхода» имеют хо роший обзор, позволяющий ве сти широкое наблюдение за Землей и звездами. В кабине корабля достаточно просторно. Это позволяло членам экипажа меняться рабочими местами. Во время всего полета, за исклю чением активного участка — до выхода корабля на орбиту и во время его снижения к Зем ле, — космонавты свободно перемещались по кабине. Высокая степепь автоматиза ции космического корабля в значительной степени облегча ла труд космонавтов. Таким образом, размеры и оборудо вание кабины космического ко рабля «Восход» — это обра зец не только инженерного, но и медицинского искусства. Это прообраз рабочих и бытовых помещений межпланетных лай неров будущего. КОСМ ОНА ВТЫ Б Е З С К А Ф А Н Д РО В Советские космические бога тыри впервые совершили по лет без скафандров. Это стало возможным потому, что все предшествующие космические полеты показали высокую «на дежность н полную комфорта совершили свой полет без ска фандров, вовсе не означает, что они не потребуются им вообще. В длительных космических по летах скафандр необходим. Он сможет одевать его, например, при выходе за борт корабли, при резком изменении свойств воздуха в кабине и других слу чаях. Полет В. Комарова, К. Феок тистова и Б. Егорова показал, что советскими конструкторами решена одна из сложнейших задач — создан космический корабль, обеспечивающий пол ную безопасность пребывания человека в герметической ка бине. Коллективный полет имел ! другую сложность. Известно, что человек выделяет в окру жающую среду не только угле кислый газ, влагу в гиде водя ного пара и другие продукты обмека веществ. Словом, каж дый создает вокруг себя свею среду. И это учитывали наши ученые как при комплектова нии экипажа многоместного ко рабля, так и при разработке системы регенерации воздух** в кабине. КО СМ И Ч ЕС КА Я Н А В И ГА Ц И Я При полете к небесным те лам обязательно возникнет не обходимость в корректировке маршрута движения корабли. Поэтому одной из задач поле та корабля «Восход» являлась проверка системы управлении им и определение возможно стей космической навигации по звездам. Высокая маневренность но вого корабли говорит о том, что советские ученые вплот ную лодошли и решению та кой сложной научно-техниче ской задачи, какой является сближение и встреча космиче ских кораблей в пространстве. Проблема встречи и соедине ния космических кораблей по ставлена в повестку дня космо плавания. Ее решение, говорит Главный Конст- . руктор космиче ских кораблей, по может создать крупные орбиталь- , ные станции, ко- . )рые могут служить для ис следовательских целей и быть своеобразными пристанями дли космических кораблей. Нали чие таких пристаней, возмож ность соединении кораблей друг с другом позволиет ис пользовать более высокие орби ты, раздвинуть границы кос моплавания. На корабле «Восход» внер- ;ые был применен новый прин цип организации научных на блюдений и медицинского конт роля. Наличие в составе эки пажа ученого и врача позволи ло включить в программу по лета испытание новьяс прибо ров и методов, а также провер ку принципов, разработан ных для обеспечении космиче ских полетов большой продол жительности. Приземление «Восхода» про исходило со скоростью близ кой к нулевой. Экипаж произ вел посадку, находясь в каби не. Этот опыт, несомненно, бу дет учтен при решении проб лемы безопасной автоматиче ской посадки корабля на дру гое небесное тело. Успешный полет экипажа многоместного космического корабля «Восход» — это новый этан в развитии советской кос монавтики. Ои свидетельствует о том, что полет к планетам солнечной системы ближе, чем это кажетси сейчас многим. В то же время этот полет служит ярким свидетельством того, что советская наука и техника про должают уверенно лидировать в овладении космическим про странством. Н. В А Р ВА РО В . В в г г е р о к С уеяекои прехэдят в нашей рбластя гастроли казанского йолодежноге ансамбля «Вете рок». В его составе — молодые татарские певцы и танцоры, музыканты и чтецы. Интерме дии, сценки я музыкальные пьесы, исполняемые участни ками ансамбля, привлекают своей свежестью, искренностью и юмором. Руководит ансамблем Ру дольф Цуганов. Большим успе хом у зрителей пользуются танцы народов мира в испол- ? ении заслуженного артиста уркменской республики Ход жи Мурадова. Молодежь «Ветерка» побы вала во многих городах и по селках Мурманской области: в Еировске, Мончегорске, Кан далакше, Оленегорске, Северо морске, в Росте, Мурмашах. В праздничные дни «Вете рок» прилетел в Мурманск. Его видели и аплодировали ему труженики рыбокомбината, морского рыбного порта, работ ники медицины и многие дру гие мурманчане, которые при глашали молодых татарских артистов к себе на празднич ные вечера. Мы надеемся, что эти гаст роли татарского ' ансамбля — йе последние в пашей области. Пусть «Ветерок» чаще приле тает к нам. л - К р ы л о в а . На снимке: выступление ан самбля «Ветерок». Фото К. Моисеева. «РЫБНЫЙ М УР ДААН * 55054 С некоторых пор развелись «добытчики» морских богатств, начисто за бывшие мудрую пословицу: без труда не вытащишь и рыбку fra пруда. Впрочем такого сорта «рыбо ловы» рыбку таскают, но не из пруда, а с народного стола. И достается она им без особых на то усилий. Подойдет такой, с позволения сказать, трудяга * общественному добру, набьет им карманы и... домой: «Кушайте, дорогие чада и до мочадцы, для вас я украл не сравненного ни с чем пая- туса». Толькр в один из дней ч тября работниками милиц было задержано тринадцать таких «рыболовов». Из огром ных карманов и обширных па зух этих любителей-расхити- телей изъято шестьдесят кило граммов*рыбы. Кто же они? Пожалуйста, знакомьтесь: Валерий Николаевич Зимин — шофер автотранспортной конторы ДО 1 главка «Севры- ба». Он взял восемь килограм мов палтуса и пытался доста вить его по своему личному ад ресу. А вот другой «специа лист* по хищению рыбы? Вик тор Сергеевич Нефедьев, матрбЕ береговой бригады управлений «Мурмансельдь». Ои свою ра бочую совесть запятнал пятью : килограммами сельди. ^атрос СРТ-498 Беломор ской базы Михаил Петрович Васильев решил, что красть «по маленькой» не с руки его i * широкой натуре, и захватил за один заход 20 килограммов селедки. К этому сонму дармо едов, пожалуй, стоит причис лить я матроса траулера «Томь» Анатолия Прокопьеви ча Попова. 7 килограммов пал туса не донес он до дот. Они задержаны в один день. Задача в с е х чест ных тружеников про мысловых флотов и бе реговых предприятий повести воспитательную работу тац, чтобы раз и навсегда прекра тились у нас факты хищения рыбопродукции. А тех, у кого еще тянутся руки к государ ственному добру, надо суро выми мерами, общественной непримиримостью отучить от воровства. И. И Л Ь ЯШ ЕН КО , Е. У РА Л ЬС КИ Й . Редактор Б. ^». Ф ЕД О РО В . Тин. «Полярная правда». Зак. 5852. ПН-02657.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz