Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.

эти, уже ВОТ ЭТО «ОПЕ­ РАТИВНОСТЬ»! Сокращать сто­ янки судов в пор­ ту, экономить для моряков промыс­ ловое время — ставшие о быде н ными , призывы нередко слышатся в речах работников отдела кад­ ров тралового флота. Но одно дело поговорить... Траулеру «Ветлуга» наме­ чался выход на промысел в Северную Атлантику в 24 часа 3 ноября. В отделе кадров зна­ ли, что в экипаже этого судна не хватает троих матросов. Ко­ рабль только что вышел из ре­ монта. И что же? Почтя двое суток потребовалось кадрови­ кам, чтобы подобрать на зто судно недостающих людей. Подобная история случилась при отходе траулера «Гродно». Он простоял 16 часов в ожида­ нии присылки отделом кадров машиниста второго класса. У нас с возмущением гово­ рят о тех фактах, когда, на- ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! I s КЛУБ Г А З Е Т Ы пример, по вине портовиков на час-полтора задерживается от­ ход того или иного судна. Дес­ кать, воруют промысловое вре­ мя. А как же в данном случае? Выходит, грабят? А ЭТИ ВЕСЕЛИЛИСЬ Пятого ноября уходил в море траулер «Латвия». На борту все в порядке, все под­ готовлено к промыслу. В по­ следний момент выяснилось, что на-судне нет третьего штурмана. Стали срочно разы­ скивать. А он, этот самый штурман Ю. Г.-Соловьев, «очу- хивался» на берегу после из­ рядной выпивки, забыв офор­ мить документы. Отход судна был задержан на пять часов. В тот же день два часа по­ тратили на ожидание подзагу- лявших матросов на траулере «Ржев». Ими оказались А. Гурьянов, С. Русаков, В. Пе­ редник и Е. Носов. Сейчас на исходе года от экипажа каждого промыслово­ го корабля требуется макси­ мальное напряжение сил, моби­ лизация всех резервов для ликвидации задолженности флота по добыче рыбы. Поэто­ му волокита и разгильдяйство совершенно нетерпимы. А. ХОХЛИН, старший диспетчер тралового фло­ та, член комиссия пар­ тийно - государственного контроля. ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫ БА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТО&-ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ. Год издания 12-й № 136 (1474) ПЯТНИЦА, 13 ноября 1964 г. Цена 2 коп. т В Е С Т И С М О Р Я В первой декаде ноября тра­ ловый флот сработал неудов­ летворительно. Недолов рыбы с начала месяца на 12 число превышает 37.000 центнеров. Основной причиной отставания явилось отсутствие стабильной сырьевой базы в районе Джорд- жес-банки, где среднесуточный вылов на БМРТ не превышал 14 тонн. В Баренцевом море успешно работать мешает штормовая погода. В результате тщательных поисков в районе Ново-Шот­ ландского шельфа экипаж боль­ шого морозильного траулера «Н. Островский» 10 ноября об­ наружил в квадрате 1428 на не­ большой площади плотную кон­ центрацию сайды. Уловы за 40 минут достигают 5— 20 тонн. В настоящее время там ведут промысел 20 БМРТ. Многие экипажи имеют очередные подъемы 10— 25 тонн. В Баренцевом море на свале ^ больших глубин Копытовской банки работает 25 судов, сред­ ний вылов на корабль состав­ ляет 9— 11 тонн рыбы. Очередные подъемы составля­ ют 2— 3 тонны. Этот район по­ полняется за счет судов, выхо­ дящих из порта. Вторая группа из 27 судов находится в северо-централь­ ном районе на облове трески. Успешному промыслу мешает штормовая погода. Средний вылов на судно за 11 ноября составил 2 тонны. Суда бортового траления в Севере-Западной Атлантике сосредоточены в двух районах. На северо-восточном склоне Большой Ньюфаундлендской банки работают 9 траулеров и плавбаза «Даурия». В районе Флемиш-капа 9 траулеров рабо­ тают совместно с производст­ венным рефрижератором «Со­ ветск». Сырьевая база в обоих районах позволяет выполнять суточные задания. Очередные подъемы трески и окуня за двухчасовое траление достига­ ют 1,5— 2,5 тонны. * 32 П А Ю С 9 С каждым днем пополняет­ ся отряд экипажей сельдяного флота, успешно завершивших выполнение годового плана. Бслй ко дню 47-й годовщины Великого Октября рапортовали о завершении годовых заданий 32 коллектива СРТ, то сегодня их уже 41. Среди них экипажи СРТ №№ 217, 831, 131, 17, 181, 187, 420, 427, 839. !E:3»?!3!RЗaa!^ Траловый флот в большом долгу перед государством. Это тревожит капитанов, механи­ ков, рядовых членов экипажей. Вот почему на страницах бас­ сейновой газеты, на разного рода собраниях, совещаниях высказывается много критиче­ ских замечаний, вскрываются неиспользованные резервы. Мне хочется вы­ сказать свое мне­ ние по корреспон­ денции * капитана гов. Брижан-Лоба- са кКакая помощь необходима?» Автор тысячу раз прав, ког­ да говорит, что рыбопоисковая аппаратура, установленная на траулерах, несовершенна. Ве­ сти прицельный лов практиче­ ски невозможно. При слабой сырьевой базе, какая наблю­ дается в 1964 году, это отри­ цательно сказалось на резуль­ татах работы экипажей. Дело доходит до курьезов. Приборы показаний не дают, а уловы хорошие. И наоборот, показания хорошие, а на борт поднимается по 300—400 ки­ лограммов трески. Так было, например в октябре на Канин- ско-Колгуевском мелководье. Большинство капитанов выска­ зывало удивление. С 10 до 22 часов приборы не давали даже удовлетворительных показаний. А именно в этот период дости­ гались наивысшие подъемы. В остальное время суток прибо­ ры показывали рыбу над грун­ том, яо уловы были очень низ­ кие. Нашим специалистам пред­ стоит много поработать над тем, чтобы обеспечить надеж­ ность поисковых приборов. В то же время приходится говорить, что даже таких, дале­ ко не совершенных приборов на кораблях недостаточно. Ате времена, когда рыбу в Барен­ цевом море можно было ловить «вслепую», давно прошли. При­ боры в первую очередь уста­ навливаются на траулерах по­ следнего выпуска с большим радиусом действия. Это, конеч­ но, правильно* Но ведь нельзя оставлять без внимания и ста­ рые корабли. Они будут слу­ жить еще не один год. Приведу такой пример: 38 ко­ раблей третьего отряда пере­ оборудовались в последние годы для работы с твер­ дого на жидкое топливо в Ленинграде, Таллине. Однако ни на один из них не были ус­ тановлены «Лодары». Не ста­ вились и другие рыбопоиско­ вые приборы, хотя возможность была. Как рассказывал капитан траулера «Полярная правда» В. С. Шурыгин, представители дов, когда на промысле нахо­ дились техники - навигаторы. Они пересаживались на трау­ леры, помогали судоводителям регулировать приборы, произ­ водили необходимый ремонт. Сложная промысловая обста­ новка этого года явилась как бы экзаменом мастерства капи­ танов и их помощников, масте­ ров по добыче, экипажей в целом. Там, где капитаны пра­ вильно организуют судовожде­ ние, принимают верные тактиче­ ские репения, где экипаж дей­ ствует слаженно, там., несмотря НЕСКОЛЬКОКРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ 1БВВЯа39« Р> заводов сами предлагали свои услуги. Зато с приходом ко­ раблей в Мурманск на десяти из них были установлены при­ боры «Дельфин». Сам по себе этот факт вы­ зывает удивление. На переобо­ рудовании суда находились по году и более. Можно было без спешки произвести необходи­ мые работы. В Мурманске же все выполнялось на скорую руку. Некоторые экипажи поте­ ряли при этом немало промы­ слового времени. К тому же приборы «Дель­ фин» приносят мало пользы судоводителям. На многих тра­ улерах фишлупы показаний не дают. Самописец показыва­ ет только глубину. Зачем, спрашивается, было принимать на вооружение приборы без достаточной проверки в произ­ водственных условиях? Немногим лучше и «ХАГ-240*. Он дает мало-мальски удов­ летворительные показания при работе ^на глубинах до 200 мет­ ров и волнении мо(хя 3—4 бал­ ла. Но ведь экипажам прихо­ дится работать на больших глубинах и в более худшей обстановке. Отмечая несовершенство ры­ бопоисковых приборов, нельзя в то же время снимать вины и с судоводителей. Слабо зна­ ют они еще их устройство, не научились правильно расшиф­ ровывать показания. Йа мой взгляд, надо возро­ дить практику 1948—195® го­ на трудности, достигается ус­ пех. Хочется рассказать о капи­ тане Владимире Андреевиче Дьяконове. В прошлом году, приняв отстающий корабль, он сумел так организовать дело, что вывел экипаж в число пе­ редовых на флоте .8 этом году Ч И Т А Т Е Л Ь П Р О Д О Л Ж А Е Т Р А З Г О В О Р экипаж траулера «Молодогвар- дейск» под его руководством успешнее других вел промысел на Дальнем Западе. Есть немало примеров, когда экипажи кораблей одной серии, с одинаковыми рыбопоисковы­ ми приборами, одинаковым промысловым вооружением и в одних и тех же условиях ра­ ботают по-разному. В течение года разрыв в добыче рыбы между лучшими и худшими кораблями достигает 3—4 ты­ сячи центнеров. И ликвидация этого разрыва—наш важнейший резерв. Пути к этому — хоро­ шая организация труда на ко­ рабле, грамотное промысловое судовождение, исправные ору­ дия лова и рыбопоисковые приборы и контроль со сторо­ ну судоводителей за работой мастеров по добыче рыбы. Там, где забывают хотя бы об одном из этих требований, неизбежен пролов. Вот один из примеров. В октябре этого года большая группа кораблей находилась на Канииско-Коя- гуевском мелководье. Большин­ ство экипажей перевыполняли суточные задания. А вог морф* ки «Кировска» все время от­ ставали. Мастер-наставник по добыче рыбы А. С. Попов пересел на траулер и обнаружил, что эки- • паж ведет.промысел глубоко­ водными кухтылями и утяже­ ленными траловыми досками. За последнее время со сторо­ ны молодых судо­ водителей наблю­ дается этакое за­ знайство пе р е д промысловиками с т а р ш е г о п о к о л е н и я . Мы, дескать, окончили мореходные училища, и нечего нам у стариков учиться. Забывают товарищи, что теория теорией, а пятна­ дцати- и -двадцатилетний опыт промысловой работы тоже че­ го-то стоит. Надо отбросить это зазнайство, а некоторым молодым капитанам и ложный стыд обращаться за помощью. Ничего зазорного в этом нет. Позор возвращаться в порт, не выполнив рейсового зада­ ния. Тов. Брижан-Лобас в свое! статье сделал упрек в адрес капитанов-наставников за то, что они предпо<Л 1 тают в море находиться на кораблях с хо­ рошо работающими экипажами и мало оказывают помощи от­ стающим. Тут я с ним не сог­ ласен. В этом году я, напри­ мер, побывал на восьми отста­ ющих кораблях и на двух, где капитаны вышли в свой пер­ вый в жизни самостоятельный рейс. Упрек, как видно, без до­ статочных оснований. Другое дело. что следует нам оперативнее руководить от­ рядами, находить возможности оказывать конкретную помощь каждому экипажу. Как это лучше сделать? Об этом надо подумать. И не только специа- листам-наставникам, но и су­ доводителям. А. МИХАЙЛОВ, капи- тан-наставиик тралового флота. т I Преодолел намеченный ру­ беж коллектив СРТ-833. Он до­ стиг вылова 10 тысяч центне­ ров сельди с начала года. Го­ довое задание этим экипажем завершено в октябре. • В. ШУТОВ, инженер от­ дела труда и зарплаты управления «Мурмая- сельдь». ЗАВЕРШЕН ГОДОВОЙ Десятого ноября экипаж траулера «Лосось» завершил годовой план но вылову ры- бы. Заверяем, что взятые нами обязательства будут успешно выполнены. Капитан ПОЛЫСАЛОВ, секретарь партийной ор­ ганизации СЕМЕНОВ, предсудкома ШАБЛОВ. © Сельдь в Мотовском заливе После проверим поиском * Мотовском заливе обнаружены сельдяные косяки. В губе Ви- чаяы экипажи РС-5236 Ш МРТ-246 под руководст­ вом инженера - наставни­ ка промыслового отдела уп­ равления «Мурмансеяьдь» 0. Н. Байкова произвели контроль­ ные заметы и выловили соот­ ветственно по 28— 18 тонн сельди. Сотрудник Полярного инсти­ тута тов. Рублевская непосред­ ственно на месте обнаружения новых концентраций сельди определила их размерный со­ став. Сельдь Мотовского зали­ ва имеет промысловое значе­ ние. В последних числах октября и в начале ноября обнаружены сельдяные косяки в районе Айновских островов, в губах Малая Волоковая и Большая Волоковая. Здесь экипаж РС-1015 получия записи; даю­ щие основания предполагать наличие в этом районе промыс­ ловых концентраций. Контроль­ ные заметы подтвердили это предположение. В настоящее время решается вопрос о по­ сылке в указанные районы промысловых кораблей сельдя­ ного и колхозного флотов. В. МАКСИМОВ, заместитель начальника промыслового отдела сель­ дяного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz