Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.

Г ОРОД Мурманск встречает дня. Не для дяди-капиталиста, 47-ю годовщину социали- а для ВСЕХ увеличили моряки стической революции траулера «Курейка» удельный великого начала грандиоз- вес свежего полуфабриката, по- ного, в р е м е н а м и терни- дожили начале большому и важ- стого, но величественного пути, ному деяу. От первой революционной прокла- ...Георгий Гуртовой, механик мации, от штурма Зимнего до се- тралового флота, отпуск проводил годняшнего дня пролегли ступени у родственников на Ставрополье, промышленно - экономического и Гулял по окрестностям села, лю- морально-политического роста бовался родным краем. Женщины страны Советов. при встрече хихикали, глядя на Победа не спускается на кры- его модную куртку и узкие брю- льях с небес. Она куется на зем- ки: - х ле .Она создается в трудной борь- — Бабоньки, поглядите-ка, бе рунами миллионов людей- американец! творцов новой, счастливой жизни. А на колхозном поле дождевая И поэтому все, что вседневной 1 " : Р е в о л ю ц и е й т о чей жизни, — это продолжение шагов все той установка стала. Помидоры на — Жора, компрессор не рабо- же Октябрьской революции сем- глазах вянут. У Георгия отпуск, тает. Посмотри, надцатого года. И наши будни — одет чистенько, что ему до кол- Отнекивался сначала — бояз- это наша революция, потому что хозного поля? И прошел бы ми- Н0( механизм незнакомый, но по- в них создается новое общество, мо, если б воспитан был не Со- шел. Помог. Заработала буриль- новая жизнь, новые начала чело- ветсной властью. Закатал рукава, ная установка. Мастер магарыч веческого прогресса. подтянул на коленках брючки и „оставил. Георгий отказался удив- Не жажра легкой наживы, не сказал колхозному пареньну-ме- пенно; «за чт0? я же по-товаои- вера в лихую удачу, не безысход- ханику, бьющемуся над неис- щески помог». : ...Мастер по добыче Иван Ни- Jp n fiw trL „ НЯ поквревие — Что тут у тебя, давай по- кслаевич Харитонов работал с п^ . Г -3 , на " реодо‘ смотрим. опухшей рукой. Проколод накану- стой социалксткческогГстооитепь- ЧеРи " олч“ а " а п° “ и« '",ы " е. лалонь неча" н т ' р™ *е™ ку — пальцем не шевельнуть. Лег бы в каюте и ждал, пока не пройдет опухоль, пока не за- нец, - говорили женщины. - рука_ УД{ЖЬ ^ дм> он америка- ства, а сознание неразделимости полипась живительная вода, своей личной судьбы с судьбой — Какой же революции, с судьбой Родины. Эта неразделимость, общность Он — казак’ = С0ВПГ Й0Г° ЧеЛ° ВеКа С 33' - Не назак, а моряк, - по дачами претворения в жизнь Программы КПСС, построения пРавил «то-то, коммунизма характеризует дела я А на яругой день бурильмый пусть помощники не спят суткамн. думы тружеников сегодняшнего мастер на мотоцикле подкатит Имя Николаевич ни мной вах- три... и никто бы не упрекнул за бездеятельность. Болен — и все туг, а парни пусть ч т я т трал, ты не пропустил. А когда уш тер­ петь боль сил не было, сам сде­ лал себе операцию, вскрыл опу­ холь и... продолжал работать. ...Вышел в рейс повар Михаил Цырун без помощника. Одному на камбузе — это только сказать легко. Ничего, справился. Правда, голова кругом шла к концу дня (ра­ бочий день у повара без помощни­ ка с шести утра и до десяти вече­ ра), но кормил команду исправно. А когда эаловилась рыба таи, что подвахта не уходила с палубы, Михаил встал за рыборазделочный стол. Ему говорят: — Ты бы ятдыхая, Миша. Твое ерем закончилось. Он только улыбнулся: — А ну, кто больше за мину­ ту ошнермт! И до полночи помогал матросам убирать рыбу. А мог бы отдыхать, мог бы требовать себе помощника. И таких примерев беззаветней самоотверженности советских лю­ дей можно еще привести множен* во. И о чем бы там ни трепались боссы зарубежной пропаганды, все эти примеры начисто опровергают пресловутый вымысел о порабоще­ нии человека в социалистическом обществе. Мы продолжаем революцию сем­ надцатого года, мы продолжаем де­ ла Ленина, мы добровольно, по ве­ лению сердца совершаем подвиги, мы утверждаем своими поступками жизненность учения Маркса -- Энгельсе — Ленина. п. ДИМИН. Э ТУ фотографию с поздравитель­ ной надписью прислал в Мур­ манск старейший русский авиа­ тор Борис Илиодорович Россий­ ский. Нынешним летом он встре­ тился на юге с начальником трало­ вого флота Дмитрием Яковлеви­ чем Калюгиным. Познакомились. Разговорились. Борис Илиодоро­ вич охотно слушал рассказы свое­ го нового знакомого о жизни Се­ вера, восхищался мужественным трудом рыбаков Заполярья, инте­ ресовался тем, какую роль в освое­ нии нашего сурового края играет авиация. Сейчас Б. И. Российскому 80 лет. Он работает над мемуарами, выступает с лекциями, воспомина­ ниями. Ему есть что вспомнить. Еще в 1910 году в Туле Россий­ ский летал на первых самолетах. Тогда это было редкостным собы­ тием. Он лично знал П. И. Несте­ рова. Первого мая 1918 года над Ходынеким аэродромом Б. И. Рос- . .синский на стареньком «ньюпоре» выполнял мертвые петли- За его полетом следил Владимир Ильич Ленин. В 1923 году Всероссийский Центральный Комитет Совета ра­ бочих, крестьянских, красноармей­ ских и казачьих депутатов награ­ дил авиатора орденом Трудового ла советская авиация за эти годы. Неизмеримо возросло ее значение в развитии народного хозяйства. Взять хотя бы Кольский полуост­ ров. В 1934 году по заданию Сер­ гея Мироновича Кирова в районе ных скоплениях сельди. Такая регулярная авиаразведка ведется с 1946 года. Ей уделяют­ ся сотни летных часов, не считая времени, затраченного на развед­ ку льда. КРЫЛЬЯ ОКТЯБРЯ Красного Знамени и вручил ему грамоту, в которой говорилось: «Заслуженный пилот-авиатор СССР т. Б. И. Россинский награж­ дается орденом Трудового Крас­ ного Знамени за исключительную энергичную и преданную работу по созданию Красного Воздушно­ го Флота». Подписана грамота Михаилом Ивановичем Калининым- Как будто недавно это было. Но вот мы празднуем уже 47-ю го­ довщину ©югября. Далеко шагну- города Кнровска совершил посад­ ку самолет Ш-2, пилотируемый Пазлом Овчинниковым. С этого года авиация прочно вошла в жизнь тружеников Севера. Усовер­ шенствовались с каждым годом самолеты, увеличивалось их коли­ чество, шире становился радиус их действия. Сейчас нет на Севе­ ре таких отраслей хозяйства, ко­ торые не пользовались бы услуга­ ми гражданского воздушного фло­ та. ...Кружит над южной частью Баренцева моря ЛИ-2. Кружит час, второй. Эго ведутся поиски концентраций мойвы и сельди. Вот один из летчиков-наблюдателей прильнул к; иллюминатору, а затем сообщил пилоту: — Вижу косяк! Самолет делает разворот и еще раз проходит над замеченным ко­ сяком. Координаты его заносятся на планшет. И вот уже бортра­ дист вызывает на связь промыс­ ловые суда, сообщает им об об­ наруженной концентрации рыбы. Или же сбрасывает вымпел, если суда находятся неподалеку. В прошлом году таким образом было обнаружено 2247 косяков. При их облове было взято около 60.000 центнеров сельди. Этим ле­ том промысловая обстановка в Баренцевом море была тяжелая. Но тем не менее летные наблюда­ тели 43 раза выходили на связь с судами, сбросили 18 вымпелов, со­ общая промысловикам о замечен- И не только поисками рыбы за­ нята авиация. Она помогает и ее разведению. Каждое лето верто­ леты вылетают на побережье с грузом мальков крабов, прибы­ вающих к нам с Дальнего Восто­ ка. А мальки и икра горбуши и других ценных пород рыб с Кан­ далакшского и Тайбольского ры­ бозаводов переселяются с помо­ щью авиации во все реки и озера Кольского полуострова. Много самой разнообразной ра­ боты у наших северных авиаторов. Справляются они с ней отлично. Командир экипажа вертолета МИ-4 В. М. Кривенко, например, настоящий маегер электроразвед­ ки с воздуха. На высоте 50 метров он точно по маршруту, не откло­ няясь ни на метр, может вести свою машину с подвешенной аппа­ ратурой. Командир экипажа В. И. Фатеев — признанный специалист по доставке по воздуху за сотни километров тяжелых опор для ли­ ний электропередач. Безупречно работают летчики Ю. И. Грачев, А. Г. Семенов, А. И. Острянин и их вторые пилоты Н. К. Харито­ нов, В. Л. Косолапов, А. И. Сит­ ников. Недавно был такой случай. За­ терялась в тундре группа изыска­ телей. Вертолет, посланный за ними, вернулся ни с чем. А потом три дня стояла нелетная погода. Как только небо прояснилось, вертолет снова поднялся в воздух. Теперь его штурвалом сидел сам командир подразделения В. К. Комаров. Рядом с ним — второй пилот Н. В. Филин, Два часа кружил над тундрой вер­ толет. Пора было возвращаться, но Комаров знал: люди остались в тундре без пищи. Их нужно най­ ти во что бы то ни стало. И они были найдены и благополучно до­ ставлены в Мурманск. Вот таковы будни летчиков Севера. С каждым годом возрастает объем перевозок по воздуху. Толь­ ко за последние четыре года са­ молетами и вертолетами перевезе­ но 14.369 тонн груза, 1.443 тонны почты. И за 9 месяцев этого года груза 3.767 и почты 330 тонн. Да* тем «ныопорам», на которых ле­ тал когда-то Б. И. Россинский, этот груз явно не под силу. Сейчас в небе Заполярья можно увидеть самолеты самых новых конструкций. Давно ушли в пре­ дание те времена, когда единст­ венным средством передвижения здесь была оленья упряжка. Нет теперь на Кольской земле такого уголка, куда бы не добрались на­ ши летчики, где бы не приземли лнсь могучие птицы с надписью на крыльях — СССР. За годы Со­ ветской власти наш далекий север­ ный край благодаря авиации пере­ стал быть далеким. В самом деле, Мурманск от Ленинграда отде­ ляют только полтора часа полета, а от Москвы — два часа двад« цать минут. Не удивительно, что число пассажиров; предпочитаю­ щих воздушный транспорт земно­ му, увеличивается каждый год. Если в 1960 году, например, был® перевезено аэрофлотом 68.980 че­ ловек, то только за 9 месяцев 1964 года — 14*2.656 человек. Тем более что к услугам северян такие мощные воздушные лайнеры, как ТУ-124. В. СКЛЯР. ■------------------------- НА СНИМ КАХ : 1) БО РИС ИЛИОДО РО ВИ Ч РОССИН ­ СКИЙ : 2) НАД ГО ЛУБО Й Ц Е ­ ЛИНОЙ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz