Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.
Г ОРОД Мурманск встречает дня. Не для дяди-капиталиста, 47-ю годовщину социали- а для ВСЕХ увеличили моряки стической революции траулера «Курейка» удельный великого начала грандиоз- вес свежего полуфабриката, по- ного, в р е м е н а м и терни- дожили начале большому и важ- стого, но величественного пути, ному деяу. От первой революционной прокла- ...Георгий Гуртовой, механик мации, от штурма Зимнего до се- тралового флота, отпуск проводил годняшнего дня пролегли ступени у родственников на Ставрополье, промышленно - экономического и Гулял по окрестностям села, лю- морально-политического роста бовался родным краем. Женщины страны Советов. при встрече хихикали, глядя на Победа не спускается на кры- его модную куртку и узкие брю- льях с небес. Она куется на зем- ки: - х ле .Она создается в трудной борь- — Бабоньки, поглядите-ка, бе рунами миллионов людей- американец! творцов новой, счастливой жизни. А на колхозном поле дождевая И поэтому все, что вседневной 1 " : Р е в о л ю ц и е й т о чей жизни, — это продолжение шагов все той установка стала. Помидоры на — Жора, компрессор не рабо- же Октябрьской революции сем- глазах вянут. У Георгия отпуск, тает. Посмотри, надцатого года. И наши будни — одет чистенько, что ему до кол- Отнекивался сначала — бояз- это наша революция, потому что хозного поля? И прошел бы ми- Н0( механизм незнакомый, но по- в них создается новое общество, мо, если б воспитан был не Со- шел. Помог. Заработала буриль- новая жизнь, новые начала чело- ветсной властью. Закатал рукава, ная установка. Мастер магарыч веческого прогресса. подтянул на коленках брючки и „оставил. Георгий отказался удив- Не жажра легкой наживы, не сказал колхозному пареньну-ме- пенно; «за чт0? я же по-товаои- вера в лихую удачу, не безысход- ханику, бьющемуся над неис- щески помог». : ...Мастер по добыче Иван Ни- Jp n fiw trL „ НЯ поквревие — Что тут у тебя, давай по- кслаевич Харитонов работал с п^ . Г -3 , на " реодо‘ смотрим. опухшей рукой. Проколод накану- стой социалксткческогГстооитепь- ЧеРи " олч“ а " а п° “ и« '",ы " е. лалонь неча" н т ' р™ *е™ ку — пальцем не шевельнуть. Лег бы в каюте и ждал, пока не пройдет опухоль, пока не за- нец, - говорили женщины. - рука_ УД{ЖЬ ^ дм> он америка- ства, а сознание неразделимости полипась живительная вода, своей личной судьбы с судьбой — Какой же революции, с судьбой Родины. Эта неразделимость, общность Он — казак’ = С0ВПГ Й0Г° ЧеЛ° ВеКа С 33' - Не назак, а моряк, - по дачами претворения в жизнь Программы КПСС, построения пРавил «то-то, коммунизма характеризует дела я А на яругой день бурильмый пусть помощники не спят суткамн. думы тружеников сегодняшнего мастер на мотоцикле подкатит Имя Николаевич ни мной вах- три... и никто бы не упрекнул за бездеятельность. Болен — и все туг, а парни пусть ч т я т трал, ты не пропустил. А когда уш тер петь боль сил не было, сам сде лал себе операцию, вскрыл опу холь и... продолжал работать. ...Вышел в рейс повар Михаил Цырун без помощника. Одному на камбузе — это только сказать легко. Ничего, справился. Правда, голова кругом шла к концу дня (ра бочий день у повара без помощни ка с шести утра и до десяти вече ра), но кормил команду исправно. А когда эаловилась рыба таи, что подвахта не уходила с палубы, Михаил встал за рыборазделочный стол. Ему говорят: — Ты бы ятдыхая, Миша. Твое ерем закончилось. Он только улыбнулся: — А ну, кто больше за мину ту ошнермт! И до полночи помогал матросам убирать рыбу. А мог бы отдыхать, мог бы требовать себе помощника. И таких примерев беззаветней самоотверженности советских лю дей можно еще привести множен* во. И о чем бы там ни трепались боссы зарубежной пропаганды, все эти примеры начисто опровергают пресловутый вымысел о порабоще нии человека в социалистическом обществе. Мы продолжаем революцию сем надцатого года, мы продолжаем де ла Ленина, мы добровольно, по ве лению сердца совершаем подвиги, мы утверждаем своими поступками жизненность учения Маркса -- Энгельсе — Ленина. п. ДИМИН. Э ТУ фотографию с поздравитель ной надписью прислал в Мур манск старейший русский авиа тор Борис Илиодорович Россий ский. Нынешним летом он встре тился на юге с начальником трало вого флота Дмитрием Яковлеви чем Калюгиным. Познакомились. Разговорились. Борис Илиодоро вич охотно слушал рассказы свое го нового знакомого о жизни Се вера, восхищался мужественным трудом рыбаков Заполярья, инте ресовался тем, какую роль в освое нии нашего сурового края играет авиация. Сейчас Б. И. Российскому 80 лет. Он работает над мемуарами, выступает с лекциями, воспомина ниями. Ему есть что вспомнить. Еще в 1910 году в Туле Россий ский летал на первых самолетах. Тогда это было редкостным собы тием. Он лично знал П. И. Несте рова. Первого мая 1918 года над Ходынеким аэродромом Б. И. Рос- . .синский на стареньком «ньюпоре» выполнял мертвые петли- За его полетом следил Владимир Ильич Ленин. В 1923 году Всероссийский Центральный Комитет Совета ра бочих, крестьянских, красноармей ских и казачьих депутатов награ дил авиатора орденом Трудового ла советская авиация за эти годы. Неизмеримо возросло ее значение в развитии народного хозяйства. Взять хотя бы Кольский полуост ров. В 1934 году по заданию Сер гея Мироновича Кирова в районе ных скоплениях сельди. Такая регулярная авиаразведка ведется с 1946 года. Ей уделяют ся сотни летных часов, не считая времени, затраченного на развед ку льда. КРЫЛЬЯ ОКТЯБРЯ Красного Знамени и вручил ему грамоту, в которой говорилось: «Заслуженный пилот-авиатор СССР т. Б. И. Россинский награж дается орденом Трудового Крас ного Знамени за исключительную энергичную и преданную работу по созданию Красного Воздушно го Флота». Подписана грамота Михаилом Ивановичем Калининым- Как будто недавно это было. Но вот мы празднуем уже 47-ю го довщину ©югября. Далеко шагну- города Кнровска совершил посад ку самолет Ш-2, пилотируемый Пазлом Овчинниковым. С этого года авиация прочно вошла в жизнь тружеников Севера. Усовер шенствовались с каждым годом самолеты, увеличивалось их коли чество, шире становился радиус их действия. Сейчас нет на Севе ре таких отраслей хозяйства, ко торые не пользовались бы услуга ми гражданского воздушного фло та. ...Кружит над южной частью Баренцева моря ЛИ-2. Кружит час, второй. Эго ведутся поиски концентраций мойвы и сельди. Вот один из летчиков-наблюдателей прильнул к; иллюминатору, а затем сообщил пилоту: — Вижу косяк! Самолет делает разворот и еще раз проходит над замеченным ко сяком. Координаты его заносятся на планшет. И вот уже бортра дист вызывает на связь промыс ловые суда, сообщает им об об наруженной концентрации рыбы. Или же сбрасывает вымпел, если суда находятся неподалеку. В прошлом году таким образом было обнаружено 2247 косяков. При их облове было взято около 60.000 центнеров сельди. Этим ле том промысловая обстановка в Баренцевом море была тяжелая. Но тем не менее летные наблюда тели 43 раза выходили на связь с судами, сбросили 18 вымпелов, со общая промысловикам о замечен- И не только поисками рыбы за нята авиация. Она помогает и ее разведению. Каждое лето верто леты вылетают на побережье с грузом мальков крабов, прибы вающих к нам с Дальнего Восто ка. А мальки и икра горбуши и других ценных пород рыб с Кан далакшского и Тайбольского ры бозаводов переселяются с помо щью авиации во все реки и озера Кольского полуострова. Много самой разнообразной ра боты у наших северных авиаторов. Справляются они с ней отлично. Командир экипажа вертолета МИ-4 В. М. Кривенко, например, настоящий маегер электроразвед ки с воздуха. На высоте 50 метров он точно по маршруту, не откло няясь ни на метр, может вести свою машину с подвешенной аппа ратурой. Командир экипажа В. И. Фатеев — признанный специалист по доставке по воздуху за сотни километров тяжелых опор для ли ний электропередач. Безупречно работают летчики Ю. И. Грачев, А. Г. Семенов, А. И. Острянин и их вторые пилоты Н. К. Харито нов, В. Л. Косолапов, А. И. Сит ников. Недавно был такой случай. За терялась в тундре группа изыска телей. Вертолет, посланный за ними, вернулся ни с чем. А потом три дня стояла нелетная погода. Как только небо прояснилось, вертолет снова поднялся в воздух. Теперь его штурвалом сидел сам командир подразделения В. К. Комаров. Рядом с ним — второй пилот Н. В. Филин, Два часа кружил над тундрой вер толет. Пора было возвращаться, но Комаров знал: люди остались в тундре без пищи. Их нужно най ти во что бы то ни стало. И они были найдены и благополучно до ставлены в Мурманск. Вот таковы будни летчиков Севера. С каждым годом возрастает объем перевозок по воздуху. Толь ко за последние четыре года са молетами и вертолетами перевезе но 14.369 тонн груза, 1.443 тонны почты. И за 9 месяцев этого года груза 3.767 и почты 330 тонн. Да* тем «ныопорам», на которых ле тал когда-то Б. И. Россинский, этот груз явно не под силу. Сейчас в небе Заполярья можно увидеть самолеты самых новых конструкций. Давно ушли в пре дание те времена, когда единст венным средством передвижения здесь была оленья упряжка. Нет теперь на Кольской земле такого уголка, куда бы не добрались на ши летчики, где бы не приземли лнсь могучие птицы с надписью на крыльях — СССР. За годы Со ветской власти наш далекий север ный край благодаря авиации пере стал быть далеким. В самом деле, Мурманск от Ленинграда отде ляют только полтора часа полета, а от Москвы — два часа двад« цать минут. Не удивительно, что число пассажиров; предпочитаю щих воздушный транспорт земно му, увеличивается каждый год. Если в 1960 году, например, был® перевезено аэрофлотом 68.980 че ловек, то только за 9 месяцев 1964 года — 14*2.656 человек. Тем более что к услугам северян такие мощные воздушные лайнеры, как ТУ-124. В. СКЛЯР. ■------------------------- НА СНИМ КАХ : 1) БО РИС ИЛИОДО РО ВИ Ч РОССИН СКИЙ : 2) НАД ГО ЛУБО Й Ц Е ЛИНОЙ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz