Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ТРУДАХ БОЮ, ТО НАШЕМ Народе хорошо изве- стна старая русская песня «Эй, дубинушка, ухнем!» С нею когда-то брели но береговым отко сам впряженные в баржи волжские бурлаки. Ее напев звучал над портовыми причалами в артелях грузчиков, измож денных каторж ным трудом. Кто были эти «бездолен н ы с люди? Да никто, бесправное рабо чее тягло, ничего не имеющее, кроме лямки н нары мозолистых рук. Его удел— гни спину от зари до зари, прозябай в нищете й не вежестве. И единственная отрада — кабак. Нам, родившимся и выросшим в Советской стране, о том прок лятом времени известно лишь по мгагам и полотнам художников да >к> рассказам старших. И песню о дубинушке, которую обрушил ра зогнувшийся народ на своих уг нетателей, мы слышим только в грамзаписи. У нас иная доля, иная судьба. Взять, к примеру, хотя бы труд теперешних портовых грузчиков. Только с точки зрения заскоруз лого обывателя он не весьма «благороден». Нам же приносит радость и счастье, поскольку мы работаем не на дядю, а на себя, на благо своей страны, своего на рода. Да и в самой форме сего дняшнего труда портовых грузчи ков нет и в номине того, что было когда-то. Мы не знаем, что такое «коза», давным-давно на свалку выбросили тачку. Могучие пор тальные краны и транспортеры заменили ручной труд. Вот, например, как работает паша бригада. За смену мы все мером в среднем грузим на судно 180— 200 тонн различного сна ряжения и материалов. А недавно нри снабжении плавбазы «Атлан тика» уложили в ее трюмы за семь часов 260 тонн соли. Так же трудимся и на разгрузке продук ции, доставляемой с моря. Нри работе вручную за смену мы смогли бы загрузить JO— J5 ав томашин бочками с сельдью. И зто нри полном напряжении фи зической силы. С помощью же механизмов бригада загружает МЫ НЕ ХОТИМ СУДЬБУ без особого напряжения 60 и больше автомашин. Работа не за страх, а за совесть приносит нам моральное и мате риальное удовлетворение. Наша бригада на хорошем счету в боль шом коллективе портовиков, каж дый из нас борется за звание ударника коммунистического тру да. И зарабатываем мы неплохо. Вез всяких полярных надбавок каждый член бригады получает в месяц 150— 170 рублей. Все ко рабли мы, как правило, обраба тываем в срок или досрочно. В октябре, например, в честь Bj&- иародного праздника дали на 150 тонн грузов больше плана. Я уже говорил, как изменились условия труда наших грузчиков. Совершенно иным стал и наш быт. В распоряжении портовиков прекрасные бытовые помещения, оборудованные хорошими сушил ками, раздевалками, душевыми, столовой и буфетом. У нас заме чательное помещение красного уголка, бильярдная, большая биб лиотека. Л если подсчитать, какую вы году приносит нам нользовацйе общественными фондами! Тут и бесплатное медицинское обслужи вание, бесплатное обучение наших детей в школе, выплата пособия нри временной нетрудоспособно сти. Да мало ли еще чего! только Сейчас А мог бы раньше обычный грузчик мечтать о получении об разования? У нас же — пожа луйста. К твоим услугам школа рабочей молодежи, широкая сеть заочных отделений в средних и высших учебных заведениях. В свое время я закончил семилетку. ___ думаю продолжить учебу в вечеМсй школе, хочу излу чить среднее обра- 1 зование. Вместе со всеми портовиками наша бригада готовила сего)|йяш- нему празднику свои трудовые подарки. Мы из месяца в месяц перекрывали производственный план, старались больше сэконо мить времени для промысловиков. Свое обязательство выполнили. Так же неустанно будем работать и дальше. J1. МАЛЬКОВЕЦ, бригадир грузчиков первого участка Мурманского рыбного порта. - ■■■■■■■■■■шаввввшвввя» (Окончание. Нач. см. на 2 сгр.) лов сельди в морс были направ лены десять дизельных кораблей тралового флота. И вот первый успех — добыто шесть тыснч тонн отличной жирной сельди. Начались пла номерные исследо вания ПИ ПРО. Ученые еще в 1940—41 годах до казали возмож- Помощник консервного мастера В. II. Антонов (слева) и кочегар Я. Ф. Шаецоь — передовые моряки тралового флота. Сейчас они риботиют на разных судах, но было * время — бок о ббк трудились в одном экипаже. * За отличное выполнение своих обязанностей администрация флоти неоднократно поощряли этил ...... ' ........ ‘ “ . Oi моряков, рядовых армии строителей коммунизма. Фоте Б. Осомина 1919-й год. Русские моряки осваивают траловый промысел. Флот немногочисленный — не сколько стареньких, потрепанных английских траулеров. И все во оружение иностранное. v Пришлось пригласить специали- стов-инструкторов из Англии и Норвегии с тем, чтобы они обучи ли наших моряков всем тонкостям сложного дела. Но учи теля были себе на уме, секретов не раскрывали, чтобы русские не поняли, что и чему. Надо, например, сшить какие* иибудь части. Повернется инструк тор спиной к морякам.и возится с тралом. Попробуй тут что-нибудь. усвоить. На следующий го$ от такой «помощи» пришлось отказаться. Нашлись у нас талантливые люди, которые не только сами разбира лись во всех тонкостях, но и ста ли учить других траловому делу^ Первым среди них был архангель ский помор Федор. Егорович Ilia- малуев. Моряки сразу полюбили этого простого, энергичного и от зывчивого1человека Он не повора чивался к ним спиной, а охотно передавал свои знания, подбадри вал людей «Смотрите, гут ниче го хитрого нет. Смекалка нужна, да желание работать...» Федор Егорович отдал флоту сорок лет. Он сконструировал не мало тралов, связал сотни малень ких моделей, на которых учились курсанты мореходных училищ, преподавал им азы тралового де ла. Эти примеры взяты из рассказа тер по добыче рыбы большого мо розильного траулера «Гоголь» Владимир Иванович Задуиаев. Потребовалась помощь дальне восточникам, и туда полетел мур манский специалист Иван Ефимо вич Буров. В октябре этого года управле ние тралового флота получило ра диограмму с борта калининград ского большого морозильного траулера № 332. Капитан тов. Дер гунов поблагодарил экипаж мур манского опорно-показательного траулера «Заволжск» за оказан ную помощь. Целый месяц кали нинградцы находились в пролове из-за неудовлетворительной рабо ты орудий лова. К ним на судно пересел старший мастер по добы че рыбы «Заволжска» тов. Виш- ведсиия промысли в ходе парного и группового соревнования? Помню, капитан траулера «К а линин» Леонид \у;*; р^елич Груз дев говорил: — Настроение поднимается, когда чувствуешь, что помогли то варищам На душе радостно ста новится. К чему эго все и рассказываю в праздничном номере газеты? Да потому, что все эти примеры друж бы, взаимовыручки, жизнь по принципу «человек человеку—другв товарищ и брат» — одно из завое ваний Советской власти, рожден ное Великим Октябрем. Владимир Ильич Ленин, подво дя итоги Всероссийского суббот ника, писал: «Мы будем работать! чтобы вытравить проклятое прач ТОВАРИЩ ЗА ТОВАРИЩА ветерана рыбного Мурмана Сте пана Дмитриевича Копытова, ко торый помещен в книге «Беседы старых капитанов». В них, как в капле воды, ^ o/гражаются две психологии. Первая—частнособст венническая, капиталистическая^— «человек человеку — волк». От сюда стремление скрыть секреты. И вторая — социалистическая. 'Люди поняли, что работают сами на себя, что от общего успеха за висит благополучие каждого в от дельности. Отсюда стремление передавать свой опыт, свои знания друг другу. Сейчас оно стало за коном нашей жизни. . .. Вспомним, сколько раз переса живался на корабли прибалтий ского флота ударник коммунисти ческого труда, старший . мас- , г ::iuU •• няков и помог устранить неис правности. Калининградские моря ки не только сумели наверстать упущенное, но и перевыполнить рейсовое задание. В октябре же мурманские мо ряки оказывали помощь в нала живании работы экипажу поль ского траулера «Уран». А сотни примеров взаимовыруч ки, передачи секретов успешного вило: «каждый за себя, одни бог за всех»... Мы будем • работать* чтобы внедрить в сознание, в при вычку, в повседневный обиход масс правило*, «все за одного м одни за всех»... Жизнь показывает, что пророче ские слова Ленина сбываются. В. М А КШ Е Е В , инженер отдела добычи рыбы •управления тралового флота. *мжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжм**»ттжл& а в в в н в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в а в в в в в в в в в в в в в в в в а в в в в в лий добывают на просторах от крытого океана до 4 миллионов центнеров сельди в год. А разве не вызывает гордости такая цифра: в прошлом году ры баки нашего бассейна добыли поч ти 1 рн четверги того количества рыбы, которое вылавливалось во которому от земснаряда двига лась смесь воды и грунта. Такого еще в практике не бывало. И, есте ственно. нашлось много скепти ков Но бывший в то время руко водителем стронгельсгва пред приятий Министерства рыбной промышленности юв. Русаков раз решил в течение месяца провести и купорке бочек. Сейчас тачки за менили транспортерные линии, са моходные рольганги. В цехах установлены механические прессы. Механизмы эти появились на ры бокомбинате после организации экспериментального цеха № 14. Коллектив, руководимый тт. Хра- новским, Дунаевским и Борисо- россыпью, поштучно, то кубатуру трюмов БМ РТ пришлось увеличи вать в два раза. А замена замораживания бло ков в охлажденном • рассоле, за мораживание струями воздуха, охлажденного до минус 30—40 градусов, резко улучшило качест во продукции. Р А З М А Х А ША Г И С А Ж Е Н Ь И ность океанического лова сельди, но осуществить его помешала вой на. В 1947—48 годах этот лов полу чил права гражданства. Сейчас ры баки Северного бассейна вместе с рыбаками прибалтийских флоти- С Л А В Н Ы Й Э К И П А Ж Далеко в море сейчас «Мамин- Сибиряи». Тысячи миль отделяют его от родных берегов, от страны Советов. Но что значит расстоя ние для тех, в чьих сердцах сли ты воедино два понятия — Роди на и жизнь. Сегодня, занимаясь промыслом на далеиих широтах, зиипаж «Мамина-Сибиряиа» идет в одной праздничной нолонне трудящихся нашего города. Он еще 22 сентяб ря завершил годовой план добы чи рыбы и посвятил это дню рож дения Отчизны. А сейчас иоллентив большого морозильного траулера борется за выполнение своих социаяистиче- сиих обязательств, взятых по по чину сахалинсних рыбаков. Про мысловики дали слово выловить* еще 12.000 центнеров рыбысвер* годового плана. Пусть осложняет ся промысловая обстановка, пусть бушуют штормы, пусть с огром ным трудом дается каждая тонна рыбы — зиипаж «Мамина-Сиби- ряна» сдержит свое слово. Пото му что ребята с этого судна мно го не говорят, но много делают. В одном из номеров нашей газе ты мы уже рассназывали об этих людях, о людях, прославляющих трудом свою Родину. Вспоминали и о старшем мастере по добыче Викторе Ивановиче Ведешиине, неутомимом в работе, всегда го товом помочь товарищу. Да мало ли таних людей на «Мамине-Сибиряне»! Весь эки паж! Дружба, братская спайка, самоотверженный труд— вот ха рактерные черты коллентива. Далеко в море сейчас «Мамин- Сибирян». Но все члены его эни- пажа сердцем своим вместе со всей страной, празднующей сего дня 47-й Октябрь. На снимне: старший мастер по добыче, ударнин иаммунистиче- сного труда ВИНТ0Р ИВАНОВИЧ ВЕДЕШНИН. Фото Б. Осокина. всей дореволюционной России за год. Начало развитию рыбокомбина та и порта положило строитель ство соляного склада. Во время войны, он сгорел. Рядом были по строены двухэтажный склад ма териально-технического снабжения и посолсклад-со 112 чанами. Было всего два причала. В 1928 году началось строитель ство главного корпуса рыбокомби ната, в 1929 году — холодильни ка и бондарного завода. Террито рию приходилось отвоевывать у моря, строить дамбы, выравни вать. Старожилы помнят, что не подалеку от нынешней централь ном проходной порта возвышалась высокая песчаная сопка. Потребо валось несколько лет, чтобы срыть ее. Ведь техники тогда не хвата- до. Приходилось применять гра барки и тачки. ~ . А вот в 1948 году образование территории южного ковша площа дью около 60 тысяч квадратных метров и северного крыла слипа было осуществлено за полтора ме сяца. Это убедительный пример роста техники, творческой актив ности инженеров, воспитанных при Советской власти. Для того, чтобы отсыпать дамбу обычным классическим способом, нужно было забить две шпунто вые стенки протяженностью в 1400 метров, а затем завезти 75 тысяч кубометров грунта самосвалами. Эта работа могла затянуться на несколько лет и обошлась бы очень дорого. А рост флота настойчиво требовал постройки причалов в максимально короткий срок. И вот молодой сотрудник «Лен- рыбпромпроекта» тов. Ильинский предложил смелое инженерное ре шение — намывать узкую дамбу (без шпунта) через специальные устройства в пульпопроводе, по эксперимент с использованием земснарядов. Они начались б конце октяб ря. И с первых же дней нас пос тигла неудача — смесь воды и грунта расплывалась. .Пришлось выдержать злорадные насмешки, ехидные замечания Но мы верили в правильность расчетов молодого талантливого инженера, верили в успех. Так оно и вышло. Нашли причину — неправильно были сде ланы выпускные люки. Весной следующего года (с наступлением теплых дней) рабо та была продолжена. Дамба с от косом длиной около 700 мет ров и высотой более 5 метров бы ла намыта за 240 рабочих часов. Плотность намыва была такова, что приходилось искусственно де лать откосы более пологие. После этого, ,как говорят строители, на мыть карту не представлялось большой трудности. На новой территории были по строены теперешние причалы, на чиная от девятнадцатого и кон чая тридцатым, северное крыло слипа, трехэтажный склад мате риально-технического снабжения. Этот пример поучителен. Надо смело использовать достижения научно-технической мысли Сейчас строители вносят боль шую лепту в развитие береговой базы. За последние годы на тер ритории порта построены новые холодильники, жестяно-баночный цех, здание первого судоремонтно го завода... Завершается строи тельство льдозавода, завода рыб ной муки и других объектов * Мурманский-рыбокомбинат счи тается крупнейшим за Полярным кругом. Это высокомеханизирован ное предприятие. Но оно не сразу стало таким. Многие помнят вере ницы тачек, на которых транспор тировалась рыба с причалов в цех, тяжелый труд на прессовке рыбы вым, конструктивно разработал схему механизации обработки ры бы с введением в нее 14 новых для рыбной промышленности ме- хаинамов. Восемь из них успешно прошли испытания т* получили пу тевку в жизнь. На рыбокомбинате родилась идея крупноблочной морозки ры бы, которая произвела своему ро да-революцию в рыбной промыш ленности. Дело в том, что до внедрения ее рыба заморажива лась россыпью, поштучно. Это тре бовало большего труда,- большим площадей. Очень неэкономно за полнялась тара. Крупноблочная морошка позво лила почти в два раза' уменьшить занимаемую мороженой рыбой ку батуру. Сейчас она широко рас пространена на судах тяпа БМ РТ н производственных рефрижерато рах. Если бы замораживать рыбу Обо всем * в газетой статье подробно не напишешь. Ведь если начать рассказывать только о ка питанах, чьи имена вошли в золо тую историю рыбного Мурмана, то одно простое перечисление фа милий: Копытов, Киреев, Кононов, Бурков, Сапогов, Баев, Герои Со циалистического Труда тт. Абаку мов, Ардеев, Маклаков, займет очень много места. А о каждом из них можно писать книгу. Пришлось бы называть сотни фамилий рыбообработчиков, стро ителей, судоремонтников. Я не де лаю этого потому, что их фамилии говорят* сами за себя, их знают не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. О славных тружениках рыбного Мурмана говорят и их дела, го ворит выпускаемая ими продук ция. А ее не много не мало—более сотни наименований. Мороженая рыба и. филе, тушка, слабосоленая сельдь ящичного посола, пресервы и многочисленные виды консервов, кулинарных изделий и т. д. Ее по достоинству оценили миллионы людей не только в нашей стране, но и за рубежом. И как тут не посмеяться над не вежеством архангельского гене рал - губернатора. Живет сейчас на Мурмане несколь ко сот тысяч че ловек. Ж и в у т хорошо, да еще обеспечивают рыбными товарами миллионы людей. Вот тебе два петуха и три курицы? А если бы курицы и петухи об ладали дарорт речи, то и они вы смеяли бы незадачливого царского сановника. Сейчас у нас только в Мурманске и прилегающих райо нах насчитывается более десятка тысяч кур, а на продуктах, выра батываемых из отходов рыбооб рабатывающей промышленности бассейна, откармливаются миллио ны голов птицы в других областях страны 36 лег работаю я в рыбной про мышленности Мурмана. И то, что произошло на моих глазах, вызы вает чувство гордости за свою страну, за партию, аа советский народ. М СВИ ТАШ ЕВ , зам. на чальника сельдяного флота. { Он до последнего уголочка зна- мунистического труда |[ст свой корабль, он — боцман Николаевич Поротов. Он хозя- ^траулера^«Салют», удар^шж ^ ком- ин, настоящий хозяин на своем ™«ил Вовремя подкрасит, ” *л помоет что! Я ИАСТЩ ЧТО ИВУ ВЗ А М Ш И СТРАНЕ — ЭТ0Ч ^только по кораблю хлопоты. S А команда? Выдать матросам$ S рукавицы, сменить в банный дснь^ Это случилось зимой 1942 года еще было много ребятишек. Нас в Ленинграде. Но сигналу воздуш ной тревоги мы с мамой побе жали в бомбоубежище. Но спря таться в укрытие не успели. Меня ударило взрывной волной, и я по терял сознание. Когда очнулся, было уже темно и тихо. Позвал маму. Никто мне не ответил. Стал кричать. Опять молчание. Тогда я побрел но пустынной улице. накормили и отправили в дстскии дом. Там я нашел хороших дру зей. внимательных и заботливых наставников и воспитателей, ко торые заменили мне мать и отца. Отсюда я пошел в первый класс. рефрижераторном траулере «Се верное сияние» старшим мотори стом. Был избран секретарем ком сомольской организации. Затем ра ботал инструктором комитета ком сомола тралового флота. А сейчас с ранних лет за подчас малолет ся. Они должны рабатывать. И ний член семьи является ным кормильцем, и платят гораздо меньше, чем взрослым, а работать приходится $ г J --- - .,uvu.,.u „ j постельное белье, обеспечить всех^ S рыбацкой амуницией — это за-^ ' ^бота о людях, которые своим тру-$ " $дом приумножают благосостояние 5 основ- $С0ВС1«СК0Г0 народа, хотя ему & Любой труд у нас благороден и^ заведую культбазой. Передо мной по 10— 12 часов в сутки. * важен. А честному труду мы всег-jj Николай^ $да воздаем должное. И w l » ; » I U 4 V U U U I I i i l l I I V ШВ п и Л V Л l ut u u U J Л F I . W I I Шли годы. Окончил школу, за- широкая дорога труда н учебы. я очень благодарен • Советской i {*иколаевич сам чувствует это.^ тем автотранспортный техникум в А что было бы со мной, если бы В1<|ГРИ qA .,a/tnTV пбп мир п штгих i старанил ° ™ ече1,ы ДВУ“ Я 6ла’ $ Витебске. Первая получка. Первые остался сиротой в другой стране, “ f 1 } товарностями и бесплатной путев-^ ........... ............... ......деньги, заработанные самостоя- где человек человеку волк? Даже таки1 же ребятишках, потерявших ькои в санатории на юг. ^ Сколько продолжалось мое хож- тельным трудом. Ведь дф этого-то страшно подумать об этом — быть родителей. Поблагодарен за то, что * С праздником тебя, хороший^ ------ обувало государ- беспризорником, рыться в помой- государство поставило меня на но- ^человек, Николай Николаевич По-Ь депие — не помню. Помню толь- меня одевало, ко подошел какой-то мужчина, о ство. «ем-то спросил, взял за руку и ных ямах, чтобы отыскать себе ги, дало образование. И я ill. « м л л п и л , I ли v iu ibn a iD и и с * * « ' у После демобилизации вз рядов кусочек чего-нибудь съестного. что живу в такой замечательней s повел за собой. Так я очутился в Советской Армии поступил в тра- В странах капитала дети рабо- стране: ____ j детской комнате. Кроме меня, там ловый флот. Плавал на большом чих не имеют возможности учеть- горд, &ротов. На снимке: Борис МЕТЛА. Н. Н. ПОРОТОВ. Фото Б. Осокина. ПОЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВ О, РЕСПУБЛИКУ МОЮ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz