Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ТРУДАХ БОЮ, ТО НАШЕМ Народе хорошо изве- стна старая русская песня «Эй, дубинушка, ухнем!» С нею когда-то брели но береговым отко­ сам впряженные в баржи волжские бурлаки. Ее напев звучал над портовыми причалами в артелях грузчиков, измож­ денных каторж­ ным трудом. Кто были эти «бездолен н ы с люди? Да никто, бесправное рабо­ чее тягло, ничего не имеющее, кроме лямки н нары мозолистых рук. Его удел— гни спину от зари до зари, прозябай в нищете й не­ вежестве. И единственная отрада — кабак. Нам, родившимся и выросшим в Советской стране, о том прок­ лятом времени известно лишь по мгагам и полотнам художников да >к> рассказам старших. И песню о дубинушке, которую обрушил ра­ зогнувшийся народ на своих уг­ нетателей, мы слышим только в грамзаписи. У нас иная доля, иная судьба. Взять, к примеру, хотя бы труд теперешних портовых грузчиков. Только с точки зрения заскоруз­ лого обывателя он не весьма «благороден». Нам же приносит радость и счастье, поскольку мы работаем не на дядю, а на себя, на благо своей страны, своего на­ рода. Да и в самой форме сего­ дняшнего труда портовых грузчи­ ков нет и в номине того, что было когда-то. Мы не знаем, что такое «коза», давным-давно на свалку выбросили тачку. Могучие пор­ тальные краны и транспортеры заменили ручной труд. Вот, например, как работает паша бригада. За смену мы все­ мером в среднем грузим на судно 180— 200 тонн различного сна­ ряжения и материалов. А недавно нри снабжении плавбазы «Атлан­ тика» уложили в ее трюмы за семь часов 260 тонн соли. Так же трудимся и на разгрузке продук­ ции, доставляемой с моря. Нри работе вручную за смену мы смогли бы загрузить JO— J5 ав­ томашин бочками с сельдью. И зто нри полном напряжении фи­ зической силы. С помощью же механизмов бригада загружает МЫ НЕ ХОТИМ СУДЬБУ без особого напряжения 60 и больше автомашин. Работа не за страх, а за совесть приносит нам моральное и мате­ риальное удовлетворение. Наша бригада на хорошем счету в боль­ шом коллективе портовиков, каж­ дый из нас борется за звание ударника коммунистического тру­ да. И зарабатываем мы неплохо. Вез всяких полярных надбавок каждый член бригады получает в месяц 150— 170 рублей. Все ко­ рабли мы, как правило, обраба­ тываем в срок или досрочно. В октябре, например, в честь Bj&- иародного праздника дали на 150 тонн грузов больше плана. Я уже говорил, как изменились условия труда наших грузчиков. Совершенно иным стал и наш быт. В распоряжении портовиков прекрасные бытовые помещения, оборудованные хорошими сушил­ ками, раздевалками, душевыми, столовой и буфетом. У нас заме­ чательное помещение красного уголка, бильярдная, большая биб­ лиотека. Л если подсчитать, какую вы­ году приносит нам нользовацйе общественными фондами! Тут и бесплатное медицинское обслужи­ вание, бесплатное обучение наших детей в школе, выплата пособия нри временной нетрудоспособно­ сти. Да мало ли еще чего! только Сейчас А мог бы раньше обычный грузчик мечтать о получении об­ разования? У нас же — пожа­ луйста. К твоим услугам школа рабочей молодежи, широкая сеть заочных отделений в средних и высших учебных заведениях. В свое время я закончил семилетку. ___ думаю продолжить учебу в вечеМсй школе, хочу излу­ чить среднее обра- 1 зование. Вместе со всеми портовиками наша бригада готовила сего)|йяш- нему празднику свои трудовые подарки. Мы из месяца в месяц перекрывали производственный план, старались больше сэконо­ мить времени для промысловиков. Свое обязательство выполнили. Так же неустанно будем работать и дальше. J1. МАЛЬКОВЕЦ, бригадир грузчиков первого участка Мурманского рыбного порта. - ■■■■■■■■■■шаввввшвввя» (Окончание. Нач. см. на 2 сгр.) лов сельди в морс были направ­ лены десять дизельных кораблей тралового флота. И вот первый успех — добыто шесть тыснч тонн отличной жирной сельди. Начались пла­ номерные исследо­ вания ПИ ПРО. Ученые еще в 1940—41 годах до­ казали возмож- Помощник консервного мастера В. II. Антонов (слева) и кочегар Я. Ф. Шаецоь — передовые моряки тралового флота. Сейчас они риботиют на разных судах, но было * время — бок о ббк трудились в одном экипаже. * За отличное выполнение своих обязанностей администрация флоти неоднократно поощряли этил ...... ' ........ ‘ “ . Oi моряков, рядовых армии строителей коммунизма. Фоте Б. Осомина 1919-й год. Русские моряки осваивают траловый промысел. Флот немногочисленный — не­ сколько стареньких, потрепанных английских траулеров. И все во­ оружение иностранное. v Пришлось пригласить специали- стов-инструкторов из Англии и Норвегии с тем, чтобы они обучи­ ли наших моряков всем тонкостям сложного дела. Но учи­ теля были себе на уме, секретов не раскрывали, чтобы русские не поняли, что и чему. Надо, например, сшить какие* иибудь части. Повернется инструк­ тор спиной к морякам.и возится с тралом. Попробуй тут что-нибудь. усвоить. На следующий го$ от такой «помощи» пришлось отказаться. Нашлись у нас талантливые люди, которые не только сами разбира­ лись во всех тонкостях, но и ста­ ли учить других траловому делу^ Первым среди них был архангель­ ский помор Федор. Егорович Ilia- малуев. Моряки сразу полюбили этого простого, энергичного и от­ зывчивого1человека Он не повора­ чивался к ним спиной, а охотно передавал свои знания, подбадри­ вал людей «Смотрите, гут ниче­ го хитрого нет. Смекалка нужна, да желание работать...» Федор Егорович отдал флоту сорок лет. Он сконструировал не­ мало тралов, связал сотни малень­ ких моделей, на которых учились курсанты мореходных училищ, преподавал им азы тралового де­ ла. Эти примеры взяты из рассказа тер по добыче рыбы большого мо­ розильного траулера «Гоголь» Владимир Иванович Задуиаев. Потребовалась помощь дальне­ восточникам, и туда полетел мур­ манский специалист Иван Ефимо­ вич Буров. В октябре этого года управле­ ние тралового флота получило ра­ диограмму с борта калининград­ ского большого морозильного траулера № 332. Капитан тов. Дер­ гунов поблагодарил экипаж мур­ манского опорно-показательного траулера «Заволжск» за оказан­ ную помощь. Целый месяц кали­ нинградцы находились в пролове из-за неудовлетворительной рабо­ ты орудий лова. К ним на судно пересел старший мастер по добы­ че рыбы «Заволжска» тов. Виш- ведсиия промысли в ходе парного и группового соревнования? Помню, капитан траулера «К а ­ линин» Леонид \у;*; р^елич Груз­ дев говорил: — Настроение поднимается, когда чувствуешь, что помогли то­ варищам На душе радостно ста­ новится. К чему эго все и рассказываю в праздничном номере газеты? Да потому, что все эти примеры друж­ бы, взаимовыручки, жизнь по принципу «человек человеку—другв товарищ и брат» — одно из завое­ ваний Советской власти, рожден­ ное Великим Октябрем. Владимир Ильич Ленин, подво­ дя итоги Всероссийского суббот­ ника, писал: «Мы будем работать! чтобы вытравить проклятое прач ТОВАРИЩ ЗА ТОВАРИЩА ветерана рыбного Мурмана Сте­ пана Дмитриевича Копытова, ко­ торый помещен в книге «Беседы старых капитанов». В них, как в капле воды, ^ o/гражаются две психологии. Первая—частнособст­ венническая, капиталистическая^— «человек человеку — волк». От­ сюда стремление скрыть секреты. И вторая — социалистическая. 'Люди поняли, что работают сами на себя, что от общего успеха за­ висит благополучие каждого в от­ дельности. Отсюда стремление передавать свой опыт, свои знания друг другу. Сейчас оно стало за­ коном нашей жизни. . .. Вспомним, сколько раз переса­ живался на корабли прибалтий­ ского флота ударник коммунисти­ ческого труда, старший . мас- , г ::iuU •• няков и помог устранить неис­ правности. Калининградские моря­ ки не только сумели наверстать упущенное, но и перевыполнить рейсовое задание. В октябре же мурманские мо­ ряки оказывали помощь в нала­ живании работы экипажу поль­ ского траулера «Уран». А сотни примеров взаимовыруч­ ки, передачи секретов успешного вило: «каждый за себя, одни бог за всех»... Мы будем • работать* чтобы внедрить в сознание, в при­ вычку, в повседневный обиход масс правило*, «все за одного м одни за всех»... Жизнь показывает, что пророче­ ские слова Ленина сбываются. В. М А КШ Е Е В , инженер отдела добычи рыбы •управления тралового флота. *мжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжм**»ттжл& а в в в н в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в а в в в в в в в в в в в в в в в в а в в в в в лий добывают на просторах от­ крытого океана до 4 миллионов центнеров сельди в год. А разве не вызывает гордости такая цифра: в прошлом году ры­ баки нашего бассейна добыли поч­ ти 1 рн четверги того количества рыбы, которое вылавливалось во которому от земснаряда двига­ лась смесь воды и грунта. Такого еще в практике не бывало. И, есте­ ственно. нашлось много скепти­ ков Но бывший в то время руко­ водителем стронгельсгва пред­ приятий Министерства рыбной промышленности юв. Русаков раз­ решил в течение месяца провести и купорке бочек. Сейчас тачки за­ менили транспортерные линии, са­ моходные рольганги. В цехах установлены механические прессы. Механизмы эти появились на ры­ бокомбинате после организации экспериментального цеха № 14. Коллектив, руководимый тт. Хра- новским, Дунаевским и Борисо- россыпью, поштучно, то кубатуру трюмов БМ РТ пришлось увеличи­ вать в два раза. А замена замораживания бло­ ков в охлажденном • рассоле, за­ мораживание струями воздуха, охлажденного до минус 30—40 градусов, резко улучшило качест­ во продукции. Р А З М А Х А ША Г И С А Ж Е Н Ь И ность океанического лова сельди, но осуществить его помешала вой­ на. В 1947—48 годах этот лов полу­ чил права гражданства. Сейчас ры­ баки Северного бассейна вместе с рыбаками прибалтийских флоти- С Л А В Н Ы Й Э К И П А Ж Далеко в море сейчас «Мамин- Сибиряи». Тысячи миль отделяют его от родных берегов, от страны Советов. Но что значит расстоя­ ние для тех, в чьих сердцах сли­ ты воедино два понятия — Роди­ на и жизнь. Сегодня, занимаясь промыслом на далеиих широтах, зиипаж «Мамина-Сибиряиа» идет в одной праздничной нолонне трудящихся нашего города. Он еще 22 сентяб­ ря завершил годовой план добы­ чи рыбы и посвятил это дню рож­ дения Отчизны. А сейчас иоллентив большого морозильного траулера борется за выполнение своих социаяистиче- сиих обязательств, взятых по по­ чину сахалинсних рыбаков. Про­ мысловики дали слово выловить* еще 12.000 центнеров рыбысвер* годового плана. Пусть осложняет­ ся промысловая обстановка, пусть бушуют штормы, пусть с огром­ ным трудом дается каждая тонна рыбы — зиипаж «Мамина-Сиби- ряна» сдержит свое слово. Пото­ му что ребята с этого судна мно­ го не говорят, но много делают. В одном из номеров нашей газе­ ты мы уже рассназывали об этих людях, о людях, прославляющих трудом свою Родину. Вспоминали и о старшем мастере по добыче Викторе Ивановиче Ведешиине, неутомимом в работе, всегда го­ товом помочь товарищу. Да мало ли таних людей на «Мамине-Сибиряне»! Весь эки­ паж! Дружба, братская спайка, самоотверженный труд— вот ха­ рактерные черты коллентива. Далеко в море сейчас «Мамин- Сибирян». Но все члены его эни- пажа сердцем своим вместе со всей страной, празднующей сего­ дня 47-й Октябрь. На снимне: старший мастер по добыче, ударнин иаммунистиче- сного труда ВИНТ0Р ИВАНОВИЧ ВЕДЕШНИН. Фото Б. Осокина. всей дореволюционной России за год. Начало развитию рыбокомбина­ та и порта положило строитель­ ство соляного склада. Во время войны, он сгорел. Рядом были по­ строены двухэтажный склад ма­ териально-технического снабжения и посолсклад-со 112 чанами. Было всего два причала. В 1928 году началось строитель­ ство главного корпуса рыбокомби­ ната, в 1929 году — холодильни­ ка и бондарного завода. Террито­ рию приходилось отвоевывать у моря, строить дамбы, выравни­ вать. Старожилы помнят, что не­ подалеку от нынешней централь­ ном проходной порта возвышалась высокая песчаная сопка. Потребо­ валось несколько лет, чтобы срыть ее. Ведь техники тогда не хвата- до. Приходилось применять гра­ барки и тачки. ~ . А вот в 1948 году образование территории южного ковша площа­ дью около 60 тысяч квадратных метров и северного крыла слипа было осуществлено за полтора ме­ сяца. Это убедительный пример роста техники, творческой актив­ ности инженеров, воспитанных при Советской власти. Для того, чтобы отсыпать дамбу обычным классическим способом, нужно было забить две шпунто­ вые стенки протяженностью в 1400 метров, а затем завезти 75 тысяч кубометров грунта самосвалами. Эта работа могла затянуться на несколько лет и обошлась бы очень дорого. А рост флота настойчиво требовал постройки причалов в максимально короткий срок. И вот молодой сотрудник «Лен- рыбпромпроекта» тов. Ильинский предложил смелое инженерное ре­ шение — намывать узкую дамбу (без шпунта) через специальные устройства в пульпопроводе, по эксперимент с использованием земснарядов. Они начались б конце октяб­ ря. И с первых же дней нас пос­ тигла неудача — смесь воды и грунта расплывалась. .Пришлось выдержать злорадные насмешки, ехидные замечания Но мы верили в правильность расчетов молодого талантливого инженера, верили в успех. Так оно и вышло. Нашли причину — неправильно были сде­ ланы выпускные люки. Весной следующего года (с наступлением теплых дней) рабо­ та была продолжена. Дамба с от­ косом длиной около 700 мет­ ров и высотой более 5 метров бы­ ла намыта за 240 рабочих часов. Плотность намыва была такова, что приходилось искусственно де­ лать откосы более пологие. После этого, ,как говорят строители, на­ мыть карту не представлялось большой трудности. На новой территории были по­ строены теперешние причалы, на­ чиная от девятнадцатого и кон­ чая тридцатым, северное крыло слипа, трехэтажный склад мате­ риально-технического снабжения. Этот пример поучителен. Надо смело использовать достижения научно-технической мысли Сейчас строители вносят боль­ шую лепту в развитие береговой базы. За последние годы на тер­ ритории порта построены новые холодильники, жестяно-баночный цех, здание первого судоремонтно­ го завода... Завершается строи­ тельство льдозавода, завода рыб­ ной муки и других объектов * Мурманский-рыбокомбинат счи­ тается крупнейшим за Полярным кругом. Это высокомеханизирован­ ное предприятие. Но оно не сразу стало таким. Многие помнят вере­ ницы тачек, на которых транспор­ тировалась рыба с причалов в цех, тяжелый труд на прессовке рыбы вым, конструктивно разработал схему механизации обработки ры­ бы с введением в нее 14 новых для рыбной промышленности ме- хаинамов. Восемь из них успешно прошли испытания т* получили пу­ тевку в жизнь. На рыбокомбинате родилась идея крупноблочной морозки ры­ бы, которая произвела своему ро­ да-революцию в рыбной промыш­ ленности. Дело в том, что до внедрения ее рыба заморажива­ лась россыпью, поштучно. Это тре­ бовало большего труда,- большим площадей. Очень неэкономно за­ полнялась тара. Крупноблочная морошка позво­ лила почти в два раза' уменьшить занимаемую мороженой рыбой ку­ батуру. Сейчас она широко рас­ пространена на судах тяпа БМ РТ н производственных рефрижерато­ рах. Если бы замораживать рыбу Обо всем * в газетой статье подробно не напишешь. Ведь если начать рассказывать только о ка­ питанах, чьи имена вошли в золо­ тую историю рыбного Мурмана, то одно простое перечисление фа­ милий: Копытов, Киреев, Кононов, Бурков, Сапогов, Баев, Герои Со­ циалистического Труда тт. Абаку­ мов, Ардеев, Маклаков, займет очень много места. А о каждом из них можно писать книгу. Пришлось бы называть сотни фамилий рыбообработчиков, стро­ ителей, судоремонтников. Я не де­ лаю этого потому, что их фамилии говорят* сами за себя, их знают не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. О славных тружениках рыбного Мурмана говорят и их дела, го­ ворит выпускаемая ими продук­ ция. А ее не много не мало—более сотни наименований. Мороженая рыба и. филе, тушка, слабосоленая сельдь ящичного посола, пресервы и многочисленные виды консервов, кулинарных изделий и т. д. Ее по достоинству оценили миллионы людей не только в нашей стране, но и за рубежом. И как тут не посмеяться над не­ вежеством архангельского гене­ рал - губернатора. Живет сейчас на Мурмане несколь­ ко сот тысяч че­ ловек. Ж и в у т хорошо, да еще обеспечивают рыбными товарами миллионы людей. Вот тебе два петуха и три курицы? А если бы курицы и петухи об­ ладали дарорт речи, то и они вы­ смеяли бы незадачливого царского сановника. Сейчас у нас только в Мурманске и прилегающих райо­ нах насчитывается более десятка тысяч кур, а на продуктах, выра­ батываемых из отходов рыбооб­ рабатывающей промышленности бассейна, откармливаются миллио­ ны голов птицы в других областях страны 36 лег работаю я в рыбной про­ мышленности Мурмана. И то, что произошло на моих глазах, вызы­ вает чувство гордости за свою страну, за партию, аа советский народ. М СВИ ТАШ ЕВ , зам. на­ чальника сельдяного флота. { Он до последнего уголочка зна- мунистического труда |[ст свой корабль, он — боцман Николаевич Поротов. Он хозя- ^траулера^«Салют», удар^шж ^ ком- ин, настоящий хозяин на своем ™«ил Вовремя подкрасит, ” *л помоет что! Я ИАСТЩ ЧТО ИВУ ВЗ А М Ш И СТРАНЕ — ЭТ0Ч ^только по кораблю хлопоты. S А команда? Выдать матросам$ S рукавицы, сменить в банный дснь^ Это случилось зимой 1942 года еще было много ребятишек. Нас в Ленинграде. Но сигналу воздуш­ ной тревоги мы с мамой побе­ жали в бомбоубежище. Но спря­ таться в укрытие не успели. Меня ударило взрывной волной, и я по­ терял сознание. Когда очнулся, было уже темно и тихо. Позвал маму. Никто мне не ответил. Стал кричать. Опять молчание. Тогда я побрел но пустынной улице. накормили и отправили в дстскии дом. Там я нашел хороших дру­ зей. внимательных и заботливых наставников и воспитателей, ко­ торые заменили мне мать и отца. Отсюда я пошел в первый класс. рефрижераторном траулере «Се­ верное сияние» старшим мотори­ стом. Был избран секретарем ком­ сомольской организации. Затем ра­ ботал инструктором комитета ком­ сомола тралового флота. А сейчас с ранних лет за подчас малолет ся. Они должны рабатывать. И ний член семьи является ным кормильцем, и платят гораздо меньше, чем взрослым, а работать приходится $ г J --- - .,uvu.,.u „ j постельное белье, обеспечить всех^ S рыбацкой амуницией — это за-^ ' ^бота о людях, которые своим тру-$ " $дом приумножают благосостояние 5 основ- $С0ВС1«СК0Г0 народа, хотя ему & Любой труд у нас благороден и^ заведую культбазой. Передо мной по 10— 12 часов в сутки. * важен. А честному труду мы всег-jj Николай^ $да воздаем должное. И w l » ; » I U 4 V U U U I I i i l l I I V ШВ п и Л V Л l ut u u U J Л F I . W I I Шли годы. Окончил школу, за- широкая дорога труда н учебы. я очень благодарен • Советской i {*иколаевич сам чувствует это.^ тем автотранспортный техникум в А что было бы со мной, если бы В1<|ГРИ qA .,a/tnTV пбп мир п штгих i старанил ° ™ ече1,ы ДВУ“ Я 6ла’ $ Витебске. Первая получка. Первые остался сиротой в другой стране, “ f 1 } товарностями и бесплатной путев-^ ........... ............... ......деньги, заработанные самостоя- где человек человеку волк? Даже таки1 же ребятишках, потерявших ькои в санатории на юг. ^ Сколько продолжалось мое хож- тельным трудом. Ведь дф этого-то страшно подумать об этом — быть родителей. Поблагодарен за то, что * С праздником тебя, хороший^ ------ обувало государ- беспризорником, рыться в помой- государство поставило меня на но- ^человек, Николай Николаевич По-Ь депие — не помню. Помню толь- меня одевало, ко подошел какой-то мужчина, о ство. «ем-то спросил, взял за руку и ных ямах, чтобы отыскать себе ги, дало образование. И я ill. « м л л п и л , I ли v iu ibn a iD и и с * * « ' у После демобилизации вз рядов кусочек чего-нибудь съестного. что живу в такой замечательней s повел за собой. Так я очутился в Советской Армии поступил в тра- В странах капитала дети рабо- стране: ____ j детской комнате. Кроме меня, там ловый флот. Плавал на большом чих не имеют возможности учеть- горд, &ротов. На снимке: Борис МЕТЛА. Н. Н. ПОРОТОВ. Фото Б. Осокина. ПОЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВ О, РЕСПУБЛИКУ МОЮ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz