Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.

Сейчас эта тяжелая страница истории рыбного Мурмана пере­ черкнута организующей силом со­ ветского строя. Развитие базы тралового про­ мысла на Мурмане началось сорок лет назад. Этому способствовали технологию полной комплексной переработки сырца. Было принято решение не по­ купать траулеры иностранной по­ стройки, которые не отвечали на­ шей технологии. По заказам СССР иностранные фирмы стали строить СА ЖЕ Н Ь И исследования академика Книпо- вича, ленинский декрет о создании плавучего морского научного института, п о с т о я н н а я за­ бота партии об использовании бо­ гатств Кольского полуострова. Помнятся встречи с Валерьяном Владимировичем Куйбышевым, с Анастасом Ивановичем Микояном, Александром Акимовичем Ишко- вым. Каждый их приезд в Мур­ манск -т- это своеобразная веха в истории рыбного Мурмаяа. Характерно, что развитие шло не стихийно, а на основе предва­ рительных научно-исследователь- ских работ. В 1928 году в Мур­ манске, помимо биологического института, была создана первая в рыбной промышленности страны производственная научно-исследо- вательская технологическая лабо­ ратория. В первые годы на Мурмане вы­ рабатывалась только соленая ры­ ба. Сырье использовалось всего ка сорок процентов. Работники лаборатории выявили пищевую ценность добываемых в* Баренце­ вом море пород рыб, наметили корабли с установками для вы­ работки рыбной муки, выгрева жира и в последующем с обору­ дованием для консервного произ­ водства. Такие же суда сооружа­ лись и на отечественных верфях. Следующим шагом, не имеющим примера в мировой практике про­ мыслового судостроения (за ис­ ключением отдельных опытных ко­ раблей), была серийная, массовая постройка траулеров типа БМРТ. На них практически ничего не вы­ брасывается. Весь сырец перера­ батывается в готовую продукцию. Как видно, от шняки до большого морозильного траулера — дистан­ ция громадного размера. Пример мурманских рыбаков послужил основой для развития океанического рыболовства не только в нашей стране, но и за рубежом. До 1936 года на Мурмане актив­ ного промысла сельди не было. Вылавливали ее только в случае заходов косяков в губы и зали­ вы. Анастас Иванович Микоян предложил организовать активный лов дрифтерными сетями. На об- (Окончание на 4—5 стр.) ' Эст Тридцать четыре года прорабо­ тал я в рыбной промыш­ ленности Мурмана. На моих гла­ зах год от года неузнаваемо ме­ нялась древняя Кольская зем­ ля. Росли за­ воды, развивалось с е л ь с к о е хозяйство. Но среди всех дости­ жений самым замечательным яв­ ляется создание мощной рыбопро­ мысловой базы. Я хорошо помню наш флот на­ чала первой пятилетки. Десяток малосильных траулеров и почти никакой ремонтной базы — вот и вся техника рыбаков. И сегодня, когда я смотрю на сотни совершенных и современ­ ных кораблей сельдяного и трало­ вого флотов, я с глубочайшим ува­ жением вспоминаю тех, кто первым начинал создавать все это. Промысловики сегодняшнего дня с благодарностью вспо­ минают их имена. Они пере­ дали эстафету своих дерзаний мо­ лодому поколению. Они положили победа — мы воспитали нового человека, грамотного, знающего ета дерзании начало традиции — упорно, кро­ потливо и постоянно совершенст­ вовать технические и промысло­ вые средства нашего флота. На этих традициях воспитались в сельдяном флоте такие мастера своего дела, как механики Горя- чевский, Целиков, Гнеденко, стар­ ший прораб плавмастерской «Ре­ зец» Глатоленко, бригадир слеса­ рей Потанин и многие другие. В свою производственную деятель­ ность они постоянно вносят дух творчества, рационализаторства. Эти качества воспитаны в них всем нашим общественным укла­ дом. Мы достигли хорошего техниче­ ского уровня. Но главная наша пать на заочное отделение море­ ходного училища. В один год с Иваном Максимо­ вичем Данилогорским пришла на наш завод и Юлия Васильевна Староверова. Без специальности, без житейского оныта. Определили ее табельщицей. Но у человека была своя мечта, и коллектив по­ мог ее осуществить. Юлия Ва­ сильевна закончила трехгодичные курсы, получила специальность ло на заводе. Здесь Павел вступил в Коммунистическую партию. Не по долгу, а по совести не выхо­ дил он порой целыми сутками из звенящего моторами цеха. Он знал, что своим трудом борется за лучшую жизнь, за счастье людей, за мир, за коммунизм. В 1947 году коммунист Гурлев стал мастер&м, а два года' назад— заместителем начальника слесар­ но-механического цеха теперь уже крупного современного завода. И если вы спросите, кто оказал простому рабочему парню протек­ цию, он, не задумываясь, ска­ жет: — Советская власть, собствен­ ный труд и учеба. «Карьера» Павла Ивановича Гурлева типична для многих из тех, кто родился под звездой Ве­ ликого Октября. С 1939 года работает на нашем заводе Иван Максимович Данило- горский. Был рядовым электро­ сварщиком. Об этом беспартийном труженике в нашем большом кол­ лективе могут сказать только хо­ рошее. Уже одиннадцать лет он работает мастером, возглавляет один из самых ответственных участков предприятия. Труд для этого человека — не просто необ­ ходимость, а творчество. На сче­ ту Ивана Максимовича десятки внедренных в производство рацио­ нализаторских предложений. Orf* обучил многих молодых рабочих. Мастер Данилогорский отлично понимает, что в наше время уче­ ба и труд рядом идут. Ему, отцу семейства, сорок семь, но это ни­ сколько не смущает Ивана Мак­ симовича. Вместе с молодыми он садится по вечерам за парту в школе рабочей молодежи, учится в девятом классе. После оконча­ ния десятилетки думает посту- бухгалтера. Сейчас работает на­ чальником расчетной части. Она — чуткий, отзывчивый товарищ, которого уважают в большом кол­ лективе. Можно было бы продолжить пе­ речень имен тех работников, ко­ торые сегодня вместе с годовщи­ ной рождения Советской страны отмечают и свой юбилей. В их судьбах нет ничего удивительно­ го. Свободный и сознательный труд ведет их по жизни, принося радость и счастье. И когда я думаю о своих дру- зьях-ровесниках, то совершен­ но отказываюсь понять других, людей с обывательскими интере­ сами, придумавших словечко «вкалывать». А греха таить не­ чего, такие у нас еще встречают­ ся. Они вроде ремесленников, для которых труд эстетического удов­ летворения почти не приносит. Наш коллектив и в первую оче­ редь коммунисты не принужде­ нием, а убеждением, кропотливой воспитательной работой помогают таким осознать свое место в жизни, стать полноценными стро­ ителями нового общества. Тот же Павел Иванович Гурлев нередко приглашает в цех на беседу отцов и матерей отдельных молодых ра­ бочих, еще не утративших дур­ ных привычек. И как хорошо по­ том узнать от матери, что ее Коль­ ка или Мишка те­ перь вовремя при- • 1 ходит домой, боль­ ше сидит за книж­ ками. Мы знаем, что молодежь — на­ ша опора. И считаем своей глав­ ной задачей повседневное воспи­ тание ее в труде и в учебе. Для этого на предприятии созданы кружки технического обучения, школа мастеров, широко развер­ нуто соревнование за звание удар­ ников коммунистического труда. Калсдому ветерану завода хочет­ ся, чтобы пришедшие к нам моло­ дые ребята со временем могли сказать словами известной пес­ ни: «Я не хочу судьбу иную... Мне ни на что не променять Ту заводскую проходную, Что в люди вывела меля». И. ВАНЮХИН, секретарь партбюро завода-филиала № 1 Мурманской судоверфи. я З Д Е С Ь М О И Д Р У З Ь ,с;ть голову, где причина полом­ ки, если она случится. Когда все «слабые места» машины знаешь — работать легко. За 11 лет в сельдяном флоте мне довелось побывать только на трех судах — на СРТ №№ 845. 4200 и СРТ-Р № 707. На СРТ-4200 плавал почти шесть лет. Работа на средних рыболовных траулерах дала мне материал для дипломяо- го проекта: «Модернизация сило­ вой установки СРТ-300». Должен сказать, что никакая работа, никакая занятость не оправдывают безразличного, не­ внимательного отношения к лю­ дям. Это должен понимать, чувст­ вовать каждый командир, каждый коммунист. Я член Коммунистической пар­ тии с 1953 года. Не раз был изб­ ран секретарем судовой партийной организации. Мои друзья помогали мне всегда, и я стараюсь придти на помощь, если она требуется. Осо­ бенно мяого надо заниматься с мо­ лодежью. Если мы не будем ей по­ могать, уклонимся от воспитания— грош нам цена. Вспоминаю людей, которых я учил, с которыми плавал: Матро­ сов, ’Шуйский, Сидоренко, Бодо- ченко, Думов, Шишов. Работали они со мной третьими, вторыми механиками. Теперь — старшие механики. TLFA цлавбазе «Атлантика» я **сходил первый рейс. Мне нужно выплавать ценз, *ггобы по- •V .V .v .y .y .v .v .V .V .* V .' ' ЩШ ' -• Щ свое дело, кровно оолеющего за экономику народного хозяйства. Ведь не только из интересов лич­ ной выгоды бригадир такелажни­ ков Леонид Хомутов придумал закрепляющее приспособление для горловин надувных кранцев. * Им руководило желание сэкономить сотни тысяч государственных средств. А сколько еще других новинок внес заслуженный раци­ онализатор РСФСР Л. Хомутов в свое производство! Его предложе­ ния всегда находили поддержку не только руководителей флота, йо и рядовых членов бригады. Многое создано в этом маленьком коллек­ тиве для повышения производи­ тельности труда собственными руками, без привлечения каких- либо денежных средств. Это ли не пример хозяйского отношения к народному достоянию! Народное— значит, мое, наше, всеобщее. Вот до какого понимания собст­ венности дожили мы. Этим стоит гордиться. Все 47 лет Советской власти были насыщены благородным тру­ дом наших людей. И в каждую очередную годовщину октябрьско­ го праздника эстафета дерзаний переходит как бы в следующее поколение. Мне, как представите­ лю старшего возраста, хочется се­ годня сказать молодым морякам? друзья, помните тех, кто своим нелегким трудом создавал техни­ ческую мощь нашей Родины, учи­ тесь у них, с честью несите вру­ ченное вам Знамя Труда! М. СЕЛЯНИНОВ, группо­ вой механик сельдяного флота, заслуженный рацио­ нализатор РСФСР. лучить диплом механика первого разряда. Машинная команда здесь — коллектив коммунистического труда. Перед выходом в этот рейс мо­ ряки плавбазы взяли обязатель­ ство в честь 47-й годовщины Ок­ тября и 20-летия разгрома в За­ полярье фашистских захватчиков принять 42 тысячи центнеров по­ луфабриката, вместо 40 тысяч по плану, выработать 21 тысячу цент­ неров готовой продукции вместо 20 тысяч центнеров по плану. Хо­ роший подарок Родине ко дню ее рождения преподнесли моряки «Атлантики». Принято и доставле­ но в порт 43.624 центнеров полу­ фабриката, сделано 21,5 тысячи j - центнеров готовой про- дукции. w Л 20 сентября «Атлан­ тика» выполняла голо­ вой план по приемке полуфаб­ риката, а 12 октября, в день запуска трехместного космическо­ го корабля «Восход», мы рапорто­ вали о завершении годового плана по выпуску готовой продукции. Радует меня всегда смена вахты, которая бывает в 4 часа утра. За рейс у нас родилась ма­ ленькая традиция. «Макоимыч, — слышу я обычно в это время, — а сегодня поговорим?» «Обязатель­ но,—отвечаю.— Обязательно пого­ ворим». Это неофициальные бесе­ ды. О чем? Да обо всем. О кос­ монавтах, о жизни, о политике, о книгах, о школе, о любви. Моло­ дежь засыпает меня вопросами и просто как старшего по возрасту, и по должности, и как пропаган­ диста. Мы говорим часами, спо­ рим, выясняем и сходимся всегда в основном — раз труд, «Восход», мир нужны для нашего госу­ дарства, для мира на земле, зна­ чит, каждый уверен и знает — это и для него лично. Н. Ц ЕЛИ КО В , второй ме­ ханик плавбазы «Атлантн- xifa*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz