Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.
Сейчас эта тяжелая страница истории рыбного Мурмана пере черкнута организующей силом со ветского строя. Развитие базы тралового про мысла на Мурмане началось сорок лет назад. Этому способствовали технологию полной комплексной переработки сырца. Было принято решение не по купать траулеры иностранной по стройки, которые не отвечали на шей технологии. По заказам СССР иностранные фирмы стали строить СА ЖЕ Н Ь И исследования академика Книпо- вича, ленинский декрет о создании плавучего морского научного института, п о с т о я н н а я за бота партии об использовании бо гатств Кольского полуострова. Помнятся встречи с Валерьяном Владимировичем Куйбышевым, с Анастасом Ивановичем Микояном, Александром Акимовичем Ишко- вым. Каждый их приезд в Мур манск -т- это своеобразная веха в истории рыбного Мурмаяа. Характерно, что развитие шло не стихийно, а на основе предва рительных научно-исследователь- ских работ. В 1928 году в Мур манске, помимо биологического института, была создана первая в рыбной промышленности страны производственная научно-исследо- вательская технологическая лабо ратория. В первые годы на Мурмане вы рабатывалась только соленая ры ба. Сырье использовалось всего ка сорок процентов. Работники лаборатории выявили пищевую ценность добываемых в* Баренце вом море пород рыб, наметили корабли с установками для вы работки рыбной муки, выгрева жира и в последующем с обору дованием для консервного произ водства. Такие же суда сооружа лись и на отечественных верфях. Следующим шагом, не имеющим примера в мировой практике про мыслового судостроения (за ис ключением отдельных опытных ко раблей), была серийная, массовая постройка траулеров типа БМРТ. На них практически ничего не вы брасывается. Весь сырец перера батывается в готовую продукцию. Как видно, от шняки до большого морозильного траулера — дистан ция громадного размера. Пример мурманских рыбаков послужил основой для развития океанического рыболовства не только в нашей стране, но и за рубежом. До 1936 года на Мурмане актив ного промысла сельди не было. Вылавливали ее только в случае заходов косяков в губы и зали вы. Анастас Иванович Микоян предложил организовать активный лов дрифтерными сетями. На об- (Окончание на 4—5 стр.) ' Эст Тридцать четыре года прорабо тал я в рыбной промыш ленности Мурмана. На моих гла зах год от года неузнаваемо ме нялась древняя Кольская зем ля. Росли за воды, развивалось с е л ь с к о е хозяйство. Но среди всех дости жений самым замечательным яв ляется создание мощной рыбопро мысловой базы. Я хорошо помню наш флот на чала первой пятилетки. Десяток малосильных траулеров и почти никакой ремонтной базы — вот и вся техника рыбаков. И сегодня, когда я смотрю на сотни совершенных и современ ных кораблей сельдяного и трало вого флотов, я с глубочайшим ува жением вспоминаю тех, кто первым начинал создавать все это. Промысловики сегодняшнего дня с благодарностью вспо минают их имена. Они пере дали эстафету своих дерзаний мо лодому поколению. Они положили победа — мы воспитали нового человека, грамотного, знающего ета дерзании начало традиции — упорно, кро потливо и постоянно совершенст вовать технические и промысло вые средства нашего флота. На этих традициях воспитались в сельдяном флоте такие мастера своего дела, как механики Горя- чевский, Целиков, Гнеденко, стар ший прораб плавмастерской «Ре зец» Глатоленко, бригадир слеса рей Потанин и многие другие. В свою производственную деятель ность они постоянно вносят дух творчества, рационализаторства. Эти качества воспитаны в них всем нашим общественным укла дом. Мы достигли хорошего техниче ского уровня. Но главная наша пать на заочное отделение море ходного училища. В один год с Иваном Максимо вичем Данилогорским пришла на наш завод и Юлия Васильевна Староверова. Без специальности, без житейского оныта. Определили ее табельщицей. Но у человека была своя мечта, и коллектив по мог ее осуществить. Юлия Ва сильевна закончила трехгодичные курсы, получила специальность ло на заводе. Здесь Павел вступил в Коммунистическую партию. Не по долгу, а по совести не выхо дил он порой целыми сутками из звенящего моторами цеха. Он знал, что своим трудом борется за лучшую жизнь, за счастье людей, за мир, за коммунизм. В 1947 году коммунист Гурлев стал мастер&м, а два года' назад— заместителем начальника слесар но-механического цеха теперь уже крупного современного завода. И если вы спросите, кто оказал простому рабочему парню протек цию, он, не задумываясь, ска жет: — Советская власть, собствен ный труд и учеба. «Карьера» Павла Ивановича Гурлева типична для многих из тех, кто родился под звездой Ве ликого Октября. С 1939 года работает на нашем заводе Иван Максимович Данило- горский. Был рядовым электро сварщиком. Об этом беспартийном труженике в нашем большом кол лективе могут сказать только хо рошее. Уже одиннадцать лет он работает мастером, возглавляет один из самых ответственных участков предприятия. Труд для этого человека — не просто необ ходимость, а творчество. На сче ту Ивана Максимовича десятки внедренных в производство рацио нализаторских предложений. Orf* обучил многих молодых рабочих. Мастер Данилогорский отлично понимает, что в наше время уче ба и труд рядом идут. Ему, отцу семейства, сорок семь, но это ни сколько не смущает Ивана Мак симовича. Вместе с молодыми он садится по вечерам за парту в школе рабочей молодежи, учится в девятом классе. После оконча ния десятилетки думает посту- бухгалтера. Сейчас работает на чальником расчетной части. Она — чуткий, отзывчивый товарищ, которого уважают в большом кол лективе. Можно было бы продолжить пе речень имен тех работников, ко торые сегодня вместе с годовщи ной рождения Советской страны отмечают и свой юбилей. В их судьбах нет ничего удивительно го. Свободный и сознательный труд ведет их по жизни, принося радость и счастье. И когда я думаю о своих дру- зьях-ровесниках, то совершен но отказываюсь понять других, людей с обывательскими интере сами, придумавших словечко «вкалывать». А греха таить не чего, такие у нас еще встречают ся. Они вроде ремесленников, для которых труд эстетического удов летворения почти не приносит. Наш коллектив и в первую оче редь коммунисты не принужде нием, а убеждением, кропотливой воспитательной работой помогают таким осознать свое место в жизни, стать полноценными стро ителями нового общества. Тот же Павел Иванович Гурлев нередко приглашает в цех на беседу отцов и матерей отдельных молодых ра бочих, еще не утративших дур ных привычек. И как хорошо по том узнать от матери, что ее Коль ка или Мишка те перь вовремя при- • 1 ходит домой, боль ше сидит за книж ками. Мы знаем, что молодежь — на ша опора. И считаем своей глав ной задачей повседневное воспи тание ее в труде и в учебе. Для этого на предприятии созданы кружки технического обучения, школа мастеров, широко развер нуто соревнование за звание удар ников коммунистического труда. Калсдому ветерану завода хочет ся, чтобы пришедшие к нам моло дые ребята со временем могли сказать словами известной пес ни: «Я не хочу судьбу иную... Мне ни на что не променять Ту заводскую проходную, Что в люди вывела меля». И. ВАНЮХИН, секретарь партбюро завода-филиала № 1 Мурманской судоверфи. я З Д Е С Ь М О И Д Р У З Ь ,с;ть голову, где причина полом ки, если она случится. Когда все «слабые места» машины знаешь — работать легко. За 11 лет в сельдяном флоте мне довелось побывать только на трех судах — на СРТ №№ 845. 4200 и СРТ-Р № 707. На СРТ-4200 плавал почти шесть лет. Работа на средних рыболовных траулерах дала мне материал для дипломяо- го проекта: «Модернизация сило вой установки СРТ-300». Должен сказать, что никакая работа, никакая занятость не оправдывают безразличного, не внимательного отношения к лю дям. Это должен понимать, чувст вовать каждый командир, каждый коммунист. Я член Коммунистической пар тии с 1953 года. Не раз был изб ран секретарем судовой партийной организации. Мои друзья помогали мне всегда, и я стараюсь придти на помощь, если она требуется. Осо бенно мяого надо заниматься с мо лодежью. Если мы не будем ей по могать, уклонимся от воспитания— грош нам цена. Вспоминаю людей, которых я учил, с которыми плавал: Матро сов, ’Шуйский, Сидоренко, Бодо- ченко, Думов, Шишов. Работали они со мной третьими, вторыми механиками. Теперь — старшие механики. TLFA цлавбазе «Атлантика» я **сходил первый рейс. Мне нужно выплавать ценз, *ггобы по- •V .V .v .y .y .v .v .V .V .* V .' ' ЩШ ' -• Щ свое дело, кровно оолеющего за экономику народного хозяйства. Ведь не только из интересов лич ной выгоды бригадир такелажни ков Леонид Хомутов придумал закрепляющее приспособление для горловин надувных кранцев. * Им руководило желание сэкономить сотни тысяч государственных средств. А сколько еще других новинок внес заслуженный раци онализатор РСФСР Л. Хомутов в свое производство! Его предложе ния всегда находили поддержку не только руководителей флота, йо и рядовых членов бригады. Многое создано в этом маленьком коллек тиве для повышения производи тельности труда собственными руками, без привлечения каких- либо денежных средств. Это ли не пример хозяйского отношения к народному достоянию! Народное— значит, мое, наше, всеобщее. Вот до какого понимания собст венности дожили мы. Этим стоит гордиться. Все 47 лет Советской власти были насыщены благородным тру дом наших людей. И в каждую очередную годовщину октябрьско го праздника эстафета дерзаний переходит как бы в следующее поколение. Мне, как представите лю старшего возраста, хочется се годня сказать молодым морякам? друзья, помните тех, кто своим нелегким трудом создавал техни ческую мощь нашей Родины, учи тесь у них, с честью несите вру ченное вам Знамя Труда! М. СЕЛЯНИНОВ, группо вой механик сельдяного флота, заслуженный рацио нализатор РСФСР. лучить диплом механика первого разряда. Машинная команда здесь — коллектив коммунистического труда. Перед выходом в этот рейс мо ряки плавбазы взяли обязатель ство в честь 47-й годовщины Ок тября и 20-летия разгрома в За полярье фашистских захватчиков принять 42 тысячи центнеров по луфабриката, вместо 40 тысяч по плану, выработать 21 тысячу цент неров готовой продукции вместо 20 тысяч центнеров по плану. Хо роший подарок Родине ко дню ее рождения преподнесли моряки «Атлантики». Принято и доставле но в порт 43.624 центнеров полу фабриката, сделано 21,5 тысячи j - центнеров готовой про- дукции. w Л 20 сентября «Атлан тика» выполняла голо вой план по приемке полуфаб риката, а 12 октября, в день запуска трехместного космическо го корабля «Восход», мы рапорто вали о завершении годового плана по выпуску готовой продукции. Радует меня всегда смена вахты, которая бывает в 4 часа утра. За рейс у нас родилась ма ленькая традиция. «Макоимыч, — слышу я обычно в это время, — а сегодня поговорим?» «Обязатель но,—отвечаю.— Обязательно пого ворим». Это неофициальные бесе ды. О чем? Да обо всем. О кос монавтах, о жизни, о политике, о книгах, о школе, о любви. Моло дежь засыпает меня вопросами и просто как старшего по возрасту, и по должности, и как пропаган диста. Мы говорим часами, спо рим, выясняем и сходимся всегда в основном — раз труд, «Восход», мир нужны для нашего госу дарства, для мира на земле, зна чит, каждый уверен и знает — это и для него лично. Н. Ц ЕЛИ КО В , второй ме ханик плавбазы «Атлантн- xifa*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz