Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.

Каждый день рано yipOM я иду к себе на работу. Маршрут по­ стоянный — с проспекта Ленина к центральной проходной. С нового переходного моста открывается широкая панорама сердца рыбно­ го Мурмана — порта. Здесь от- Для молодежи сейчас все это кажется обычным. Но давайте оглянемся на полвека назад, и тогда станут понятными те огром­ ные завоевания Октября, те пре­ имущества социалистического строя, те изменения, которые про- ловству, зверолове !ву и мореход­ ству. Маркиз ответил: «Там могут жить два петуха и три курицы». Позднее он добавил: «Полезнее будет распространение и улучше­ ние рыбных и звериных промыс- той дикости и отсталос1И, коюрые царили на Кольской земле? На том месте, еде сейчас порт, единовенным «промышленным» предприятием на пуоынном бере- iy была избушка-солеварня. случайных подходов мойвы, пес­ чанки. Вечером наживляли сотни крючков и отвивали тюки. Гюк — часть яруса. В нем четыреста мет­ ров длины. Таких тюков в лодку брали 20—30. В море вручную многокилометровые ярусы вымг дыхают и готовятся к предстоя­ щим трудовым подвигам промыс­ ловые корабли. Отсюда во все концы Родины и многие зарубеж- Ш А вые страны отправляются эшело­ ны Ч готовой продукцией. Видны здания рыбокомбината, судоре­ монтных предприятий, лесотарно­ го комбината. Видны красавцы корабли, мошные плавбазы — на­ стоящие плавучие комбинаты, легальные краны!.. изошли на ранее диком, необжи­ том берегу студеного моря. В Мурманском краеведческом музее есть копия текста резолю­ ции архангельского генерал-губер- натора маркиза де Траверсэ на прошение купцов об организации на Мурмане компании по рыбо­ лов и вообще разви!ие в северном крае промышленности оставить в настоящем положении». Такой же бездарностью и глупостью веет и от высказываний других вельмож; Они не видели и не хотели видеть неисчерпаемых богатств края, в том числе и рыбных богатств. Стоит ли после этого удивляться Здесь из морской воды выварива­ ли соль. Ее, конечно, не хватало. Рыбаки Архангельска и Каре­ лии выходили на путину в конце года, чтобы по санному пути к февралю добраться до береюв Мурмана. Труд их был примити­ вен и опасен. Люди выходили в море на шняках, по трое-четверо в артели и промышляли ярусами и на поддев. Что такое лов на поддев? Опус­ кается на глубину 80—100 метров на веревке крючок с грузилом. Помор опускает и приподнимает его до тех пор, пока не подденет треску. И так целый день, до бо­ ли в плечах и спине. А улов 100—200 килограммов. Еше тяжелее ярусный лов. Сна­ чала копали червей или ждали У Василия Дмитриевича Твери- тина среднее техническое образо­ вание, сейчас он работает старшим механиком плавбазы «Иркутск». Девять благодарностей и денеж­ ную премию получил моряк за не­ сколько лет работы во флоте. Он награжден Почетной грамотой главка «Севрыба». тывали за борг, вручную подни­ мали обратно на шняку. Но еше хуже, что рыбак за свой опасный труд получал гроши. Львиная доля доставалась кула- ку-предпринимателю. Он давал поморам взаимообразно лодку, снасти и соль. При плохих уловах ие хватало средств, чтобы расплатиться за кредит.. Рыбак, или, как их назы вали, покрученник, оставался в ка бальном долгу. При хороших уло вах он тоже немного выигрывал Скупщики резко снижали цены. Мечтой рыбака была ела (лод­ ка с парусом). Но лишь иемно- 1 ие ценой больших лишений и труда воплощали свою мечту действительность. Владимир Ильич Ленин отметил эту кабальную жизнь рыбацкой голытьбы Мурмана в своей книге «Развитие капитализма в России». «...На Мурманском берегу, — ; писал Владимир Ильич, — «искон-и ной» и поистине «освященной ве­ ками» формой экономических от­ ношений был «покрут», который1 вполне сложился уже в X V II веке и почти не изменялся до самого., последнего времени». kiicieB8fMiBBiBvaatBi»aRiBi>aBapi ■■■■ ввввш ■■■■&■ вв*■■■■■■■■■■■ эеяввв! ilBBeasaairsf. Г. S 3 ' Возвращаясь с моря в родной порт из любого рейса, рыбаки с жадностью вглядываются в очер­ тания каменистых сопок и узкой полоски ровной земли у самого за­ лива, где раскинулся красавец- город, город романтиков, труже­ ников и поэтов. Множество таких городов на нашей советской зем­ ле. А этот Бее же особенный, не­ повторимый. Встреча с ним всегда волнующа, особенно для тех, кто долгие дни и недели не видит бе­ рега. Всегда он встречает чем-либо новым: то новым нарядным до­ мом, то просто новым книжным киоском, го рядочком высажен­ ных кустов и деревьев, то кокет- ливым сквериком на месте старой деревянной развалюхи. Вот уже I I лет я так встреча­ юсь с городом, так же* жадно вглядываюсь в его и суровое и нежное лицо, спешу к семье, к детям. Здесь мой причал и здесь мои друзья, все, без чего на све­ те жить нельзя. Я повторяю эти слова из песни. Но они стали мои­ ми кровными. Да. вся наша жизнь за 47 лет Советской власти — это песня, это гимн свободного чело­ века, слова и мелодию которого пишет каждый из нас. Чем знаменательна для меня 47-я годовщина Великого Октяб­ ря? В этом году я закончил заочно высшее мореходное училище и в первый рейс пошел вторым меха­ ником на плавбазе «Атлантика». До этого работал старшим меха­ ником на СРТ. Т£ОГДА все это началось? Да, видимо, тогда, в 1942 году, когда я, 14-летний паренек, стал бригадиром поле­ водческой бригады в деревне Безвод­ ное, что в Горьков­ ской области. Почему именно roi- да, в сорок втором? Да потому, что во второй год тяжелой* Вели­ кой Отечественной войны я понял цену сознательного труда и огром­ ную ответственность за свою ра­ боту и за ее плоды. Через два года колхоз послал меня учиться на трехмесячные курсы трактористов. А в сорок восьмом перешел, как говорится, с трактоца на военный катер — при­ шло время служить Родине по- иному. Тогда-то впервые я увидел Мурманск, море, увидел и полю­ бил на всю жизнь. Демобилизо­ вался в 1953 году и не мыслил раз­ лучаться с морем. Вот и пришел в «Мурмансельдь», где работали уже многие мои товарищи по во­ енной службе. Тут мне придется забежать не­ сколько вперед. В январе 1964 года мне. рыбаку, члену Мурманского ГК КПСС, довелось побывать с делегацией промысловиков в Нор­ вегии. Посетили мы Тромсе, Хам- мерфест, Вадсе и Кнркенес, нас приглашали на предприятия, на промысловые корабли, на приемы к губернаторам. Запало мне в память искреннее изумление собеседников-норвеж- цев, когда они узнавали, что за учебу нам платят, а мы — нет, что мы получаем отпуска для сда­ чи экзаменов. У норвежёких, на­ пример, рыбаков нет практической возможности учиться заочно. Тогда я еще раз с благодарно­ стью подумал о своей Родине Как много она дает каждому из нас. Любовь к технике родилась у меня в юности. Пришел после службы в Военно-Морском Флоте в «Мурмансельдь», и глаза разбе­ жались. Понравились корабли. Техника на них совершенная Есть над чем подумать, поработать Первый шаг не успел сделать, как меня спросили: «Хочешь учиться? В армии ты познакомился с т р х - В нашей жизни уж так полу­ чается — не успе­ ешь оглянуться, как позади остаются годы, де­ сятилетия И все вперед и впе­ ред, обратного хода времени нет. Я и мои ровесники не видели той ветреной октябрьской ночи семнадцатого года, когда над ста­ рым Петроградом полыхнул соло­ менно-желтый блеск залпа «Ав­ роры». Просто в то время мы были в пеленках. И вот за плечами сорок семь лет Порой и взгрустнется от со­ знания этого. Ведь жизнь челове­ ческая не так уж длинна. Но мы, коммунисты, не сожалеем об умчавшихся в вечность годах, ибо ясно ощущаем дыхание весны человечества. Для нас, ро­ весников Великого Октября, каж­ дый год жизни страны по-своему | радостен и неповторим Он под- . нимаст нас от ступени к ступени, обогащает опытом, воплощает в действительность задуманное. Вот мне и хотелось бы в наш ■3i& ш радостный праздник рассказать о судьбах нескольких своих ровес­ ников, ровесников Советской вла­ сти, неустанный труд которых на пользу обществу принес им ува­ жение и сделал, как говорят нг Западе, карьеру. Двадцать с лишним лет назад, когда над Мурманском полыхало зарево военных пожарищ, пришел на наш завод молодой парень Па­ вел Гурлев. Известно, какое тог­ да было время. Иной, даже скрыт­ ный по характеру человек, был виден и понятен сразу. В постоян­ ных тревогах, под разрывами бомб не так просто стоять у то­ карного станка, следя за тем, что­ бы ответственная деталь была вы­ точена, как говорят, тютелька-в- тютельку. Павел Гурлев выстаи­ вал, да еще находил время по­ мочь какому-нибудь пареньку- неучу. Таких, заменивших отцов и старших братьев, тогда много бы- З Д Е С Ь М О И П Р И Ч А Л никой, осваивай ее и здесь. Через три с половиной месяца в ШУКСе заканчивает занятия группа меха­ ников третьего разряда. 10 меся­ цев они уже отучились. Дого­ нишь?» Догнал и закончил с отличием. С этого времени началась моя дружба с соседом по парте Ива­ ном Филатовичем Бранковым и Николаем Павловичем Маруши- ным. Сейчас Марушин — старший механик на теплоходе рыбокомби­ ната «Скат», а Бранков — пред­ седатель президиума базового ко­ митета профсоюза сельдяного флота. Пошел я плавать третьим меха­ ником, через рейс стал вторым механиком. Потом еще раз учил­ ся в ШУКСе и с 1955 года уже работал старшим механиком. Так же шагали по жизни Иван Фила- тович и Николай Павлович. Чего, кажется, желать еще? Но нет. Думалось все же: «Стармех— это еще не предел. Это и. недоста­ точно. Да как же не мечтать о та­ ких мощных краса вицах-плав- базах. Вот где техника. Без зна- ний ее не осилить. Понять не сложно, хозяином стать невоз­ можно. А партия, страна говорят ежечасно — будь хозяином». ‘Вот я и поступил в восьмой класс заочной школы моряков. Мне легко было учиться потому, что у меня была система — 2—4 часа в сутки обязательно за­ ниматься. Обязательно. И в море и на берегу. Настоящие друзья меня понимали, помогали и под­ держивали. Зайдут, бывало, в гости Иван Филатович либо Николай Павло­ вич, увидят, что я за книгами сижу, потолкуют недолго, не оби­ дятся на невнимательность, а ува­ жительно попрощаются, пожела­ ют успехов. Взаимное уважение в дружбе — большое дело. В высшем мореходном училище у меня появился новый друг — бывший заместитель главного тех­ нолога судоверфи Константин Александрович Перелыгин, Мы вместе с ним сдавали вступитель­ ные экзамены. Письмом ли, или радиограммой попросишь его по­ мочь, смотришь, — посылочку пришлет — книги нужные доста­ нет, конспекты, планы, темы В море учиться сложнее, чем на берегу. Там не всегда рядом кон­ сультант скажется. Я сам придер­ живался правила: не знаешь — спросн, знаешь — помоги другому. Моя, например, каюта на СРТ-Р-707 превратилась в самую настоящую школу. Приходили сюда электрик, матросы, механики — учащиеся шестых — восьмых классов. Мы вместе решали зада­ чи по алгебре, по геометрии, вы­ полняли задания по русскому языку, учили правила, писали диктанты. . СГ ДУМАЮ, для того, чтобы хо- рошо знать свою специаль­ ность, успешно учиться заочно — надо подолгу работать на одном месте. Для судовых механиков это особенно важно: хорошо изучишь машину, не придется часами ло-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz