Рыбный Мурман. 1964 г. Ноябрь.
Каждый день рано yipOM я иду к себе на работу. Маршрут по стоянный — с проспекта Ленина к центральной проходной. С нового переходного моста открывается широкая панорама сердца рыбно го Мурмана — порта. Здесь от- Для молодежи сейчас все это кажется обычным. Но давайте оглянемся на полвека назад, и тогда станут понятными те огром ные завоевания Октября, те пре имущества социалистического строя, те изменения, которые про- ловству, зверолове !ву и мореход ству. Маркиз ответил: «Там могут жить два петуха и три курицы». Позднее он добавил: «Полезнее будет распространение и улучше ние рыбных и звериных промыс- той дикости и отсталос1И, коюрые царили на Кольской земле? На том месте, еде сейчас порт, единовенным «промышленным» предприятием на пуоынном бере- iy была избушка-солеварня. случайных подходов мойвы, пес чанки. Вечером наживляли сотни крючков и отвивали тюки. Гюк — часть яруса. В нем четыреста мет ров длины. Таких тюков в лодку брали 20—30. В море вручную многокилометровые ярусы вымг дыхают и готовятся к предстоя щим трудовым подвигам промыс ловые корабли. Отсюда во все концы Родины и многие зарубеж- Ш А вые страны отправляются эшело ны Ч готовой продукцией. Видны здания рыбокомбината, судоре монтных предприятий, лесотарно го комбината. Видны красавцы корабли, мошные плавбазы — на стоящие плавучие комбинаты, легальные краны!.. изошли на ранее диком, необжи том берегу студеного моря. В Мурманском краеведческом музее есть копия текста резолю ции архангельского генерал-губер- натора маркиза де Траверсэ на прошение купцов об организации на Мурмане компании по рыбо лов и вообще разви!ие в северном крае промышленности оставить в настоящем положении». Такой же бездарностью и глупостью веет и от высказываний других вельмож; Они не видели и не хотели видеть неисчерпаемых богатств края, в том числе и рыбных богатств. Стоит ли после этого удивляться Здесь из морской воды выварива ли соль. Ее, конечно, не хватало. Рыбаки Архангельска и Каре лии выходили на путину в конце года, чтобы по санному пути к февралю добраться до береюв Мурмана. Труд их был примити вен и опасен. Люди выходили в море на шняках, по трое-четверо в артели и промышляли ярусами и на поддев. Что такое лов на поддев? Опус кается на глубину 80—100 метров на веревке крючок с грузилом. Помор опускает и приподнимает его до тех пор, пока не подденет треску. И так целый день, до бо ли в плечах и спине. А улов 100—200 килограммов. Еше тяжелее ярусный лов. Сна чала копали червей или ждали У Василия Дмитриевича Твери- тина среднее техническое образо вание, сейчас он работает старшим механиком плавбазы «Иркутск». Девять благодарностей и денеж ную премию получил моряк за не сколько лет работы во флоте. Он награжден Почетной грамотой главка «Севрыба». тывали за борг, вручную подни мали обратно на шняку. Но еше хуже, что рыбак за свой опасный труд получал гроши. Львиная доля доставалась кула- ку-предпринимателю. Он давал поморам взаимообразно лодку, снасти и соль. При плохих уловах ие хватало средств, чтобы расплатиться за кредит.. Рыбак, или, как их назы вали, покрученник, оставался в ка бальном долгу. При хороших уло вах он тоже немного выигрывал Скупщики резко снижали цены. Мечтой рыбака была ела (лод ка с парусом). Но лишь иемно- 1 ие ценой больших лишений и труда воплощали свою мечту действительность. Владимир Ильич Ленин отметил эту кабальную жизнь рыбацкой голытьбы Мурмана в своей книге «Развитие капитализма в России». «...На Мурманском берегу, — ; писал Владимир Ильич, — «искон-и ной» и поистине «освященной ве ками» формой экономических от ношений был «покрут», который1 вполне сложился уже в X V II веке и почти не изменялся до самого., последнего времени». kiicieB8fMiBBiBvaatBi»aRiBi>aBapi ■■■■ ввввш ■■■■&■ вв*■■■■■■■■■■■ эеяввв! ilBBeasaairsf. Г. S 3 ' Возвращаясь с моря в родной порт из любого рейса, рыбаки с жадностью вглядываются в очер тания каменистых сопок и узкой полоски ровной земли у самого за лива, где раскинулся красавец- город, город романтиков, труже ников и поэтов. Множество таких городов на нашей советской зем ле. А этот Бее же особенный, не повторимый. Встреча с ним всегда волнующа, особенно для тех, кто долгие дни и недели не видит бе рега. Всегда он встречает чем-либо новым: то новым нарядным до мом, то просто новым книжным киоском, го рядочком высажен ных кустов и деревьев, то кокет- ливым сквериком на месте старой деревянной развалюхи. Вот уже I I лет я так встреча юсь с городом, так же* жадно вглядываюсь в его и суровое и нежное лицо, спешу к семье, к детям. Здесь мой причал и здесь мои друзья, все, без чего на све те жить нельзя. Я повторяю эти слова из песни. Но они стали мои ми кровными. Да. вся наша жизнь за 47 лет Советской власти — это песня, это гимн свободного чело века, слова и мелодию которого пишет каждый из нас. Чем знаменательна для меня 47-я годовщина Великого Октяб ря? В этом году я закончил заочно высшее мореходное училище и в первый рейс пошел вторым меха ником на плавбазе «Атлантика». До этого работал старшим меха ником на СРТ. Т£ОГДА все это началось? Да, видимо, тогда, в 1942 году, когда я, 14-летний паренек, стал бригадиром поле водческой бригады в деревне Безвод ное, что в Горьков ской области. Почему именно roi- да, в сорок втором? Да потому, что во второй год тяжелой* Вели кой Отечественной войны я понял цену сознательного труда и огром ную ответственность за свою ра боту и за ее плоды. Через два года колхоз послал меня учиться на трехмесячные курсы трактористов. А в сорок восьмом перешел, как говорится, с трактоца на военный катер — при шло время служить Родине по- иному. Тогда-то впервые я увидел Мурманск, море, увидел и полю бил на всю жизнь. Демобилизо вался в 1953 году и не мыслил раз лучаться с морем. Вот и пришел в «Мурмансельдь», где работали уже многие мои товарищи по во енной службе. Тут мне придется забежать не сколько вперед. В январе 1964 года мне. рыбаку, члену Мурманского ГК КПСС, довелось побывать с делегацией промысловиков в Нор вегии. Посетили мы Тромсе, Хам- мерфест, Вадсе и Кнркенес, нас приглашали на предприятия, на промысловые корабли, на приемы к губернаторам. Запало мне в память искреннее изумление собеседников-норвеж- цев, когда они узнавали, что за учебу нам платят, а мы — нет, что мы получаем отпуска для сда чи экзаменов. У норвежёких, на пример, рыбаков нет практической возможности учиться заочно. Тогда я еще раз с благодарно стью подумал о своей Родине Как много она дает каждому из нас. Любовь к технике родилась у меня в юности. Пришел после службы в Военно-Морском Флоте в «Мурмансельдь», и глаза разбе жались. Понравились корабли. Техника на них совершенная Есть над чем подумать, поработать Первый шаг не успел сделать, как меня спросили: «Хочешь учиться? В армии ты познакомился с т р х - В нашей жизни уж так полу чается — не успе ешь оглянуться, как позади остаются годы, де сятилетия И все вперед и впе ред, обратного хода времени нет. Я и мои ровесники не видели той ветреной октябрьской ночи семнадцатого года, когда над ста рым Петроградом полыхнул соло менно-желтый блеск залпа «Ав роры». Просто в то время мы были в пеленках. И вот за плечами сорок семь лет Порой и взгрустнется от со знания этого. Ведь жизнь челове ческая не так уж длинна. Но мы, коммунисты, не сожалеем об умчавшихся в вечность годах, ибо ясно ощущаем дыхание весны человечества. Для нас, ро весников Великого Октября, каж дый год жизни страны по-своему | радостен и неповторим Он под- . нимаст нас от ступени к ступени, обогащает опытом, воплощает в действительность задуманное. Вот мне и хотелось бы в наш ■3i& ш радостный праздник рассказать о судьбах нескольких своих ровес ников, ровесников Советской вла сти, неустанный труд которых на пользу обществу принес им ува жение и сделал, как говорят нг Западе, карьеру. Двадцать с лишним лет назад, когда над Мурманском полыхало зарево военных пожарищ, пришел на наш завод молодой парень Па вел Гурлев. Известно, какое тог да было время. Иной, даже скрыт ный по характеру человек, был виден и понятен сразу. В постоян ных тревогах, под разрывами бомб не так просто стоять у то карного станка, следя за тем, что бы ответственная деталь была вы точена, как говорят, тютелька-в- тютельку. Павел Гурлев выстаи вал, да еще находил время по мочь какому-нибудь пареньку- неучу. Таких, заменивших отцов и старших братьев, тогда много бы- З Д Е С Ь М О И П Р И Ч А Л никой, осваивай ее и здесь. Через три с половиной месяца в ШУКСе заканчивает занятия группа меха ников третьего разряда. 10 меся цев они уже отучились. Дого нишь?» Догнал и закончил с отличием. С этого времени началась моя дружба с соседом по парте Ива ном Филатовичем Бранковым и Николаем Павловичем Маруши- ным. Сейчас Марушин — старший механик на теплоходе рыбокомби ната «Скат», а Бранков — пред седатель президиума базового ко митета профсоюза сельдяного флота. Пошел я плавать третьим меха ником, через рейс стал вторым механиком. Потом еще раз учил ся в ШУКСе и с 1955 года уже работал старшим механиком. Так же шагали по жизни Иван Фила- тович и Николай Павлович. Чего, кажется, желать еще? Но нет. Думалось все же: «Стармех— это еще не предел. Это и. недоста точно. Да как же не мечтать о та ких мощных краса вицах-плав- базах. Вот где техника. Без зна- ний ее не осилить. Понять не сложно, хозяином стать невоз можно. А партия, страна говорят ежечасно — будь хозяином». ‘Вот я и поступил в восьмой класс заочной школы моряков. Мне легко было учиться потому, что у меня была система — 2—4 часа в сутки обязательно за ниматься. Обязательно. И в море и на берегу. Настоящие друзья меня понимали, помогали и под держивали. Зайдут, бывало, в гости Иван Филатович либо Николай Павло вич, увидят, что я за книгами сижу, потолкуют недолго, не оби дятся на невнимательность, а ува жительно попрощаются, пожела ют успехов. Взаимное уважение в дружбе — большое дело. В высшем мореходном училище у меня появился новый друг — бывший заместитель главного тех нолога судоверфи Константин Александрович Перелыгин, Мы вместе с ним сдавали вступитель ные экзамены. Письмом ли, или радиограммой попросишь его по мочь, смотришь, — посылочку пришлет — книги нужные доста нет, конспекты, планы, темы В море учиться сложнее, чем на берегу. Там не всегда рядом кон сультант скажется. Я сам придер живался правила: не знаешь — спросн, знаешь — помоги другому. Моя, например, каюта на СРТ-Р-707 превратилась в самую настоящую школу. Приходили сюда электрик, матросы, механики — учащиеся шестых — восьмых классов. Мы вместе решали зада чи по алгебре, по геометрии, вы полняли задания по русскому языку, учили правила, писали диктанты. . СГ ДУМАЮ, для того, чтобы хо- рошо знать свою специаль ность, успешно учиться заочно — надо подолгу работать на одном месте. Для судовых механиков это особенно важно: хорошо изучишь машину, не придется часами ло-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz