Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
2 J НАЧАЛЕ этого года па ле докол «Ленинград» прибы ли члены делегации морского фло та Канады, совершавшей поездку по Советскому Союзу. Они живо интересовались на ледоколе всем. Гостей познакомили с моряками. А в салоне им представили си девшего над раскрытыми тетрадя ми молодого мужчину, одетого в отличие от моряков не в Форму, а В ОЙЫ'ЖЫЙ костюм. — Кнриончик Павел Степано вич. Член экипажа, но на правах, в некотором роде, тоже гостя, — сообщили канадцам. — Он учитель русского языка и литературы мурманской заочной средней шко лы моряков. Принимает у моря ков зачеты, помогает им готовить ся к экзаменам. Потом перейдет на другое судно, а к нам направят преподавателя но другим предме там. Канадцы не поверили. Они ре шили, что эте какая-то мистифи кация. Пришлось молодому учителю до ставать из чемодана диплом и другие документы, свидетельст вующие, что Кириоичик Павел Степанович действительно пре подаватель русского языка и ли тературы в заочной средней шко ле моряков. Озадаченные канадцы потом из вели его своими вопросами. — Это правда, что в Мурман ске есть такая школа? _ — Стало быть есть, если я в ней работаю. — U много в ней учеников? — Много. — Пе секрет — сколько? — Нет, пе секрет, — задело учителя подобное недоверие. — У нас полторы тысячи учеников. — Сколько стоит моряку обу чение » такой школе? — Нисколько. Обучение бес- плат»ие. — А к го платит вам за ваш труд? — Государство. Канадцы уходили из салона ошарашенные. Кее услышанное здесь был ново и непонятно для них, граждан капиталистической страны. I l l КОЛА, так изумившая чле- ^ ^ н о в канадской делегации, расположена в Мурманске по улице Комсомольской. Большую часть здания занимает вечерняя средняя общеобразовательная шко ла, где без отрыва от производства занимаются рабочие, служащие береговых предприятий. Заочная школа моряков зани мает в этом здании сравнительно скромную площадь потому, что нолторы тысячи ее учеников рас сеяны но всем морям и океанам аира. Ее классы — это салоны и каюты па судах тралового и сель дяного флотов, арктического паро ходства. А в здании на Комсомоль ской находится лишь ее штаб: учебные кабинеты по химии, фи зике, математике, гуманитарным дисциплинам, канцелярия. В этом штабе сосредотачиваются сведе ния, как идут учебные дела пи томцев школы. И приходят эти сведения из дальних и ближних районов земного шара. История этой необычной школы пока еще невелика. Ей нет еще и десяти лет. 4>иа не одна в стра не. Но их не так и много. Всего пять: в Одессе, Калининграде, Ле нинграде, Мурманске и Певельске (на Дальнем Востоке). Их вызвала к жизни наша со циалистическая действительность. • Вечерние школы и вузы в нашей стране давно уже не новость. К ним мы привыкли, как к вещам само собою разумеющимся. Но вот несколько лет назад органам народного образования пришлось столкнуться с такой проблемой: а как-обеспечить воз можности для учебы моряков бы стро растуших транспортного и промыслового флотов страны/ Моряк, известно, па берегу — ред кий гость. Обычная вечерняя шко ла их интересы удовлетворить явно не могла. ВЕСНА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ-ПОРА НАПРЯЖЕННАЯ ную тесную связь между ними и школой? Сложившуюся за годы организацию работы с учащимися- После долгих переговоров, свя занных с преодолением межведом ственных барьеров, усилиями трех министерств — просвещения, мор ского флота и рыбной промышлен- заочниками надо ломать. ности, — в 1955 году было най- И новый директор принялся ОЧЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ за ководители флотов не возражают. В заочной школе обучается свыше 600 моряков тралового флота и около 300 — сельдяного. Коробов не без гордости и неко торой доли лукавинки показывает на висящий в школьном коридоре плакат с текстом свода морских сигналов. Очень замечательная эта шко ла, заочная морская. За годы, минувшие со дня соз дания школы, отсюда вышли % аттестатами зрелости в руках уже сотни людей. Несколько лет назад пришел в школу молодой парень, только дено удачное решение в виде школ специального профиля: для лично го состава транспортного и про мыслового флотов. Как и всякое новое дело, доро гу в жизнь эти школы пробивали не без трудностей. Но быстрый рост контингента учащихся пока зывал всю своевременность их соз дания. В мурманской школе пер вые два-три года число учащихся не превышало 300— 350 человек. Зато в последующее пятилетие увеличилось впятеро. СТАНОВЛЕНИЕ заочной шко лы моряков проходило успешно во многом и за счет той большой организаторской работы, которую проводил преподаватель ский состав. Эта работа особенно усилилась с приходом в школу но вого директора Бориса Федорови ча Коробова. Ему, кстати, обязана школа многими новыми веяниями в постановке организации самого дела, которые в сравнительно ко роткий срок, (полтора—два года) позволили добиться результатов больших, чем в предыдущие шесть лег. У энергичного, распорядитель ного Коробова за плечами двадца тинятилетнин опыт педагогической работы. Впрочем, сам он уточняет не без иронии но своему адресу: — Недагогическо - администра тивной работы, так будет вернее. Как втолкнули в администратор ское кресло в самом начале пути, так и не выпускают из него но сию нору. Крепко пригодилось это в заоч ной школе моряков. В первые же дни своего знакомства со школой, с преподавателями Борис Федоро вич Коробов спросил: — В море часто выходите? — Очень редко. Новый директор ничего больше не сказал. Но несколько ноздвее на одном из совещаний вернулся к этому вопросу. — Школа у нас морекая. Толь ко называться она так может в очень условной степени. Судите сами — за весь 1962 год было лишь 10 командировок в море. Иными словами, всего десять раз преподана гели выходили мысел вместе с моряками торых корабли — их дом родной, место жизни и труда. Стоянки су дов в порту, как правило, редки и недолги. Спрашивается, можно ли во время кратковременных и эпи зодических появлений учащихся в наших стенах установить нуж- ломку сложившейся, системы. В областном отделе образования его планы — Для обычной школы это не- что демобилизовавшийся из Се«вр-- казалось бы, нужным украшением бы послужи- н0го флота. — Романютин Александр Пет рович, — сообщил он сведения • себе. — Работаю поваром на трау лере «Моршанся».4 Парень успешно закончил шко лу. Но продолжает учиться: эа- народного не ветре- ЭТА ШКОЛА не кораоельныи какой-то дух, канчивает в настоящее время одив порядок. С удивлением замечаешь, из столичных институтов по вз- что даже многое из обстановки бранному профилю — рыбному здесь — морское. И моряки чувствуют школе, как дома. Царит себя в торжест- ло.А здесь, я считаю, на месте на ходится. В школе очень чисто, как-то по- особому уютно, как в любовно ухожен ной кнартире. И всюду поисти- тили возражений, ко зато и не смогли найти необходимой мате риальной поддержки. Обратились в управления тра лового и сельдяного флотов, аркти ческого пароходства: — Вы хоть помогите. — Не можем. Прав таких не имеем. Следующая инстанция — главк «Севрыба» — тоже решить этот вопрос не могла, но зато помогла поднять его в высшие сферы. Пос ле долгих хлопот и переписки с Госкомитетом по рыбному хозяй ству, - министерствами морского флота СССР и просвещения РСФСР дело было улажено паи-■'■■■■■■■•■■‘•■■«■■■■■■■■■■■■■•■■•■‘■■■■■•■'•■••••■■•■••■••■••■■■т*и*’,|:*г:в1в,и лучшим образом. Денег на коман дировки учителей в море школа получила «по потребности». МОРСКАЯ венная тишина. Насупя брови, листают страницы учебников мат росы и рыбообработчики, котель ные машинисты и боцманы, буду щие судоводители и механики. хозяйству. В процессе учебы па рень не стоял на месте, упорно двигался вперед. На траулере «Моршанск» до сих пор тепло от зываются о поваре Романютиве. А сам Александр Романютин давно уже ходит в море помполитом. Штурманами, механиками, пом.- политами стали и многие другие из тех, кому аттестат зрелости вручила заочная школа моряков. А. ТЮПМН. |Всегда правофланговый И ВОТ в 1963 году нреиода-5 нагели выходили н море >же5 53 рала, и каждом случае па срок от нолуторД до двух месяцев, а иногда и больше. Причем эти по казатели мыли перекрыты уже за Р Е М Л Е В С К П Е куранты били шесть. Петр Васильевич уже пе спал. Последнюю дремоту развеяла громкая музыка. Се годня он проснулся так же ра но, как просыпался все последние _ сорок лет. ОДИН ТОЛЬКО первый квартал* Выполнив несколько гимнасти- 1964 года. "ческих упражнении и позавтра- Иитереспа така:! Деталь. 1> шко-"кав, прораб рыбного порта Петр др, пожалуй, пе хуже, чем в упраи-«Васильевич Сучков пошел в порт. 5 Колючий снег больно стегал по ■лицу. Холодный ветер, завывая, 5подгонял прохожих. В на\зы, ког- 5да порывы жестокого ветра затнха- подчас н**(,к<,лььпв .ж портом слышался разно- какие происходятj cnMb|H динамиками уверенный го- флогов с канита-*лос диспетчера: £ — «Жемчуг»! ем-чу-уг»! Включите радно-о! И опять свирепое завывание я свист заглушали все звуки. В пе риод затишья слышался прензи- от- зя! — С этой мыслью спустился па палубу корабля хозяин сменгёи. Приблизившись к комингсу лщ* ка, Петр Васильевич увидел раз то, чего он больше Есегс ялся. Грузчик Фомин, ЕОрОВСИЙ окинув взглядом просвет трюмф* сел и быстрыми движениями пф начал сталкивать t лейиях флотон, зиаи> т графики прихода и отхода всех судов. Теперь разговоры в директор ском кабинете ес о ко напоминают те, у начальников нами: — Ухожу в «оль на « Иркутске». семнадцать ноль- — Счастливого плавания. Лриоыл на <*'Аглантике». Котельный визг сирены портового рейсе пересаживался на БМРГ^буксира и обрывок команды дис- Д£Лё 243, 247, 402. Всего за /25петчера: #ня работал на четырех судах. S- — ...Отожмите от двадцать О г, «с £третьего причала!.. Повторяю!... тличио. Следующий рейс" * 1 1 вам планируется такой... В морской заочной школе труд ности педагогической науки усу- от двадцать третьего на про- губляются теми «бедами», о кото-8цаправился для ко- Рых директор говорит кратко,* Здесь уж как о «болезнях роста». — Придет срок— учитель в мо ре не гостем Пудет, а равноправ ным членом экипажа, — мечтает Б. Ф. Корооов. — И форму ему 5Отожгиите ^причала!.. * У проходной Петр Васильевич влился в людской поток, а затем к третьему причалу, е вторые сутки стоял ■под выгрузкой траулер «Карась». ^Экипаж судна просил сделать нее ^возможное для выхода по «зеле нной улице». J Сучков мог бы Лня на работе. У не быть сегод- него в кармане Этот снимок сделан на плавбазе «Атлантика», когда гам шел... урок. Учащиеся заочной школы моряков сдавали зачеты преподавателю П. С., Кириончику (третий слева). Работу и учебу на плавбазе совмещают многие моряки, в том числе ухмак И. Березюк, плотник Иг Филиппов и другие. Фото И. Яшернцына. морскую дадут. Потому ЧТО ЭТ0 "уж е было подписанное заявление нужно. Для дела нужно. И ру-5»а отпуск, ему давали путевку в £санаторнй. Но не выдержало 5сердце старого портовика. Чувст- 5во рабочего долга оказалось {сильнее. J — Судно должно уйти в оче редной рейс! Оно обязательно уй- •дет в условленный час!.. — мыс ленно твердил себе прораб. • Он знал и верил, что рабочие ■его смены не подведут. Его тя пнула какая-то невидимая нить к ■разнохарактерным, но одинаково ■жадным к работе "людям и к ■кораблям — пахарям океанских ■глубин. Его тянуло к знакомым, ■привычным причалам, где натуж ено визжали лебедки, с урчанием ■и щелчками трудились «старич- ■ки-стеллииги». В сознании Петра ■Васильевича появлялись тревож н ы е нотки: : — Нужно проследить за вц- ■грузкой, иначе при погоне за 5быстротой, может пострадать ка- 5чество рыбы! и Ему однажды уже поступал "тревожный сигнал из отдела обра- J ботки флота о том, что некото р ы е рабочие, стремясь быстрее вы- ■грузить рыбу, действовали вила- ?ми и даже ногами, из-за чего не сколько центнеров продукции пе реведено из первого во второй сорт. — Подобного допустить нель- слежавшукмш рыбу каблуками резиновых е£- пог. — Ты что же делаешь? — за гремел Сучков. — Где у тебя со весть? Петр Васильевич всегда ясно представлял себе нелегкий рыбац кий труд. Большую часть жизни он посвятил работе в рыбном порту. И разболтанности, напле вательского отношения к делу терпеть не мог. Не мог мириться с теми, кто равнодушием осквер нял труд других. — Неужели сравнительно лег кий труд грузчика теперь п**ро- дил и легкое отношение к добру, к делу? — раздумывал прораб, перебирая в памяти годы, яюя&Лц их отношения. Он хорошо помнит, как в тридцатые годы с товари щами но бригаде Ф . И. Брнлеико- вым, П. И. Тимофеевым, А. И. Ха- рииовым, В. Д. Филипповым катал тяжелые тачки, набивал углем не насытные чрева пароходныя бункеров, выгрузил не одну тыся чу центнеров рыбы. Как они бе режно тогда относились к каж дой рыбине! — Послать бы тебя хоть на один рейс матросом! ПошкериА бы рыбку при обильных уловах да при свежей погоде, так тогда бы иначе стал обращаться с иею! Фомин не знал, куда девать гла за от стыда. Не оправдывался. Видно, проняли его справедливые слова прораба. ...Седьмой десяток Петру В а сильевичу. Некоторые осторож но намекали ему, что, дескать, дя дя Пегя давно заслужил отдых. Да и дочь его не раз говорила: — Бросал бы ты работу, отец! Пора отдыхать, наработался! Петр Васильевич недовольно хмурился. Он не мыслит с€0е жизнь без привычной ему работы. Тем более, что совершенно не чувствует себя уставшим и поста ревшим. Правда, иногда годы *. беру? свое и поясница напоминает Ф прожитых годах, но он, неугомон ная душа, бегает, заботится, бо леет и за то, как выгрузят рыбу, не просыплют ли муку, всю Дй выгрузят граксу. Его беспокой ной натуре до всего есть дело. — Долгих лет жизни и хороше го здоровья бам, дядя Петя! — говорят Петру Васильевичу пор товики. Ф. Ш АПОВАЛОВ. ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■ВО! «РЫ БН Ы Й М УРМАН * 1 мая 19в4 г, 7 етр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz