Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
И е н ы , И Чуть слышно ветер..,— напевает СН ЕГ штурмак, по рамая штурвал. • — Да перестань ты, снега и так хватает. — А что, песня хорошая. Сейчас в море чистым февраль, а завтра, глядишь, опять весна рерпегся. И солнце будет, и рыба будет, здесь не Сочи. Словно подтверждая эти слова, в окна рубки ударил снейенын заряд, а налетевшая на корабль крутая вол* ‘ на дождем ледяных брызг обдала работающих на па лубе матросов. — Я вот о чем беспокоюсь, как там погода на бере гу, Вдруг мурманчане 1 Мая выйдут на демонстрацию» а на улице — снег. — Нет, уж, лучше пусть у нас идет. О тех, кто остался на берегу в далеком порту, о род ных и близких, постоянно думают моряки. Эго ради инк, ради счастья своей страны борются они со стихи ей, работают на подвахтах. тоскуют и мечтают о встре че. И каждому хочется быть умелым и смелым, чтобы «м гордились. Забота о тех, кто на берегу, проявляется у каждого по-своему. Молодежь, та пишет стихи и по сылает радиограммы, содержание которых никому на корабле, кроме капитана и радиста, не положено знагь. Люди постарше тоже готовят сюрпризы. Все. например, на. «Рионе» знают, что старший механик Александр Григорьевич Митаев строит для своих дочек дом. Самый настоящий дом с дверью, с окнами высоким крыльцом « с садиком, в котором растет прекрасное дерево и стоит , скамеечка. Куклам очень приятно будет сидеть на ней. А отделан он будет таким материалом, который и ие снит ся строителям. Недаром его заготавливают для старше го механика многие моряки на корабле. Но об этом мы больше ничего не скажем. Это чаш морской секрет. Однако, как говорится, делу время, потехе час. От кровенно говоря, не так уж и много этих часов, в кото* рые можно отдыхать, заняться поделками, мечтать о береге, в задушевной беседе поделиться своими сокро венными мыслями. Много работы у тружеников моря. Как и все советские люди, они делают все, чтобы встре тить всенародный праздник как можно лучше и упорно, неустанно несут трудовую предмайскую вахту. Машинная команда, которой руководит Александр Григорьевич Митаев, борется за звание коллектива ком мунистического труда. Это уже само говорит за себя, и поэтому никто не удивляется тому, что за все семь лет эксплуатации судна машинная команда не допустила ни одного случая простоя, ни одной аварии. — Тут все очень просто, — поясняет старший меха ник, — если ты будешь систематически и тщательно ухаживать за вверенными тебе механизмами, своевре менно делать профилактические осмотры и ремотг, то к действовать все будет четко и бесперебойно. А еще нужна товарищеская взаимопомощь и выручка. А этого нам ие занимать. На днях произошел очень типичный для «Риона» слу чай. С утра токарь Прокопии Прокопьевич Балобалоз был, что называется, завален работой. Ее всегда много у тех, кто от нее не бежит. Надо было выточить в срок некоторые мелкие детали, подогнать их. в общем спра вился Балобанов только к вечеру. Со спокойной со* вестью он мог пойти отдыхать. Но отдыхать не стал, Валерик Еременко, третий механик, попросил его не много помочь. — Конечно. — ответил тот, — о чем разговор. И вот вдвоем они произвели профилактический ос мотр одного из важных агрегатов, промыли картер, докрыли регулятор, сменили отработавшие свой срок форсунки и сделали многое другое. Проработали, в общем, полную вахту, и все это легко, бел понуждения с Чьей-либо стороны. Оба, и Балоба нов, и Еременко — ударники коммунистического тру да, служат примером для своих товарищей. Оба они встречают Первомай не только хорошими показателями в труде, но и успехами в учебе. Валерий готовится по* егулнть на заочное отделение высшего мореходного учи лища (среднее он закончил). Прокопии не только то карь и слесарь, но и моторист. Есть в чем отчитаться в Праздник и ударнику коммунистического труда мотооис- I у коммунисту Анатолию Петровичу В о л ко ву . Скоро он выплавает ценз и станет механиком. Неплохо дела идут и у остальных моряков. Среди f <мк тол задают ударники коммунистического труда третки помощник капитана Славин Болдин, матрос И^гории Петушков, засольщик Николай Латышев, «прочем, он не только засольщик. Может работать и И клипфискником. Клипфиск вырабатывать E L l HOn,e моряк,‘ «Риона». По примеру ударчикоз к^муннстнческого труда они овладевают смежным» ФЛАГИ НАД специальностями. Клипфискником может работать за сольщик Виктор Бабкин. Его тезка матрос Макаров ос воил специальности засольщика и .клипфискника. Надо сказать, что в основном, в этом рейсе экипаж «Риоча» облавливает окуня, но задание по кличфиску выполнено досрочно. В дело идет каждая крупная трещина, попа дающаяся в прилове. Благодаря одному из старейших промысловиков флота — старшему мастеру по добыче Изосиму Ивано вичу Ложкину, все матросы первого класса здесь отлич но умеют чинить сети, прекрасно разбираются в орудиях лова, могут спустить и поднять трал. За ними тянутся и другие. Сам Изосим Иванович является общественным наставииком-тралмейстером флота. К нему не -раз обра щались за помощью и советом специалисты с других су дов , и он никогда не отказывал им. Много хороших людей на «Рионе*. Нельзя, напри мер, не вспомнить в этот праздничный день добрым сло вом повара Николая Васильевича Цветкова. Его обеды и ужины, пирожки, отлично выпеченный хлеб по л ьзую т ся у моряков заслуженным успехом Мы вовсе не соби раемся переписывать сюда всю судовую роль, хотя, при знаться, и хотелось бы рассказать тем, кто ждет их на берегу, и о моряках этого траулера, да и других судов тоже. Но нет ни времени, ни места, да и нельзя, как говорится, объять необъятное. Идет вперед, раскачиваясь на волнах, траулер, тя нет по дну моря капроновый трал, я нз палубе за треия рыбоделами кипит работа. Тут вахтенные п подвахтен ные матросы, свободные от основных дел штурманы, механики, мотористы. Красный окунь, серебристая тре ска, палтус, ерш дождем сыпятся в трюм. Засольщикам приходится разворачиваться. — Эх, кабы не под соль, а под свежье рыбу брать! Ка- кой бы был суточный вылов! — сетует кто-то из моря ков. — Что же поделаешь, — успокаивает рассудитель ный голос, — Начальству видней. Вот подожди, после праздника начнем брать свежье. Тогда никаких потерь не будет. Сколько поднимем, столько и писать будем. Спорится дело в умелых руках, а нз низких, совсем не весенних туч сыплется мелкий снег. Сильные поры вы ветра разносят -«ад океаном рвущуюся из мощного динамика песню: «Товарищ за товарища Всегда стоит горой...» Да, нигде так сильно не ощущается чувство товари щества, как в море. Высокие уловы, которые стал брать экипаж «Риоиа» в предмайские дни, имеют свою, если можно так выо*- знться, историю. Отличная солнечная пргода. которая установилась 15 апреля, после бушевавших в начале месяца штормов, продержалась какую-нибудь неделю. Внезапно снова подул ветер, солнце скрылось за оплошными, низко по висшими над водой тучами. И что хуже всего, снизи лись уловы. Возник вопрос: куда делась рыба? То ли она «отказала» совсем, то ли косяк переметнулся куда- то в другие квадраты, на другие глубины? К тому же на Медвежке, где поисковики уже нащупывали рыбу и поднимали за траление до тонны окуня и трески, поло жение также ухудшилось. Наиболее перспективные квадраты закрыли плавучие льды. На промысловых со ветах капитаны высказывали различные мнения. В од ном сходились все: — Рыбу надо искать. Нельзя поддаваться слепой стихии. Но поисковиков в море недостаточно. Все они заня ты определенными важными заданиями. Тогда-то на промысловом совете и попросил слово капитан трауле ра «Рнон» Анатолий Егорович Казарин. — Поручите нам вести поиск, — обратился он к ру ководителям промысла. — У нас хорошие приборы. Разрешение было получено. «Риону» поручили об следовать южные квадраты района Копытова. По прав де сказать, многие сомневались в том, что там **сть рыба. Но капитан Казарин думал иначе. — Мы там брали хорошие уловы. — говорил он v себя на корабле. — И другие суда тоже. Потом все уш ли оттуда на более мощные концентрации. Район долго никем не контролировался. Зачем думать, что там ниче го нет? Надо проверить. И рыба действительно была найдена. Первые же траления, сделанные на основании показаний прнбооощ и точных расчетов, дали хорошие результаты — -яее тонны, три тонны. 25 апреля в трюм было уложено бо лее 10 тонн полуфабриката, в основном окуня . Е сли бы рыбу брали не под соль, а под свежье, продукции выби ло бы вдвое больше. К «Риону» в тот день подошли траулеры «Пнмер», «Мга». «Молодогвардеец», затем другие. Вначале дела у моряков этих судов не клеились. Но капитан Казарин проявил себя как настоящий советский моряк. Рионны вступили в соревнование с экипажами этих судов. Ана толий Егорович очень подробно объяснил своим колле гам, как нужно вооружать нижнюю подбору, на каких курсах и глубинах следует вести траление. Уловы повысились. Мы рассказали здесь не о самом лучшем корабле тралового флота." «Рнон» не входит в передовую десят ку. Эго. пожалуй, средний корабль, но его экипаж по ставил перед собой цель — добиться первенства в со циалистическом соревновании. В холе предмайской тру довой вахты, которую несли риониы вместе со всеми нашими моряками и которую они продолжают нести, посвятив ее Дню рыбака, они доказали, что для смелых и умелых преград нет. Самоотверженный труд рнонцез служит примером того, как следует относиться к делу, соревноваться за высокие уловы. И таких примеров v нас немало. В предмайские дни закончил промысел и направллся в порт ветеран рыболовного флота прославленный трау лер «Киров». Он делает последние рейсы. Старый ко рабль отслужил свой срок. Но его экипаж, руководи мый опытным промысловиком Николаем Николаева «ем Стрелковым, несмотря на трудности плавания, на ста рость судна, несмотря на капризы нынешней весны, не изменно добивается успеха. Например, в рейсе, посвя щенном 1 Мая, кировцы выполнили задание на 130 про центов. Самое замечательное, что среднесуточный выло» в рейсе на «Кирове» составил 11 тонн рыбы в перезоле на полуфабрикат. Ни одно судно бортового траления в этом году еще не превысило этого результата. Только люди, любящие свое дело. Р одину , постоянно думающие о том, чтобы доставить радость тем. кто их ждет из пла вания, могли-добиться этого. По 10 тонн в сутки в среднем укладывали в грюм своего корабля во время предмайской трудовой вахты моряки траулера «Лоцман». Они досрочно выполнили план апреля и план 4 месяцев. Сегодня, в радостный первомайский праздник, на на ших судах подняты новенькие флаги страны Советов. Горло реют они на ветру, рвутся в небо, как пламен ные жар-птицы — символы счастья, свободы, мира. Ис ходящий от них свет озаряет седое море, и кажется^чтэ он сливается с сиянием знамен, осеняющих сейчас всю советскую землю, свободные страны социалистического лагеря, с алыми стягами, которые гордо несут нарэлм капиталистических стран, борющихся за свободу и ;че- завнсимость, за мир. " Моряки смотрят вдаль, и им видится Красная цло- щадь, священный Кремль — цитадель нашей свободы, Мавзолей бессмертного Ильича. Рубиновые кремлевские звезды светят, как самые яркие маяки, а в свисте ветра слышится шелест бесчисленных праздничныч знамен. .И мысленно говорят моряки: и здесь, в просторах холодного штормового моря, ты с нами. Родина, ты с нами, родная Коммунистическая партия! И труженики моря клянутся быть верными родной партии. Родине, быть смелыми и умелыми, побеждать стихию, наперекор всем трудностям, привести свои корабли к успеху. Под нимите же сегодня тост за тех, кто в море, за тех. Kfo помнит вас, ждущих их на берегу, и желает, чтобы вам всегда светило солнце, чтобы v вас в сердцах бы т м<й всегда. С. ДЕМИН, наш спецкор. ГРУЗЧИЦЫ ГЧСГОРОЖИО подходит тра- ^ улер к берегу. Pa t, и ткнулся носом о причал, маши на заработала назад, и траулер задрожал, словно счастливо засмеял ся — рад встрече с берегом. Засуе тились матросы. И вот на берег летит швартов. Через не сколько минут ко раль стоит у стен ки причала, жмет ся к ней и что-то рассказывает свое, морское. Свободные от вахты люди с радостными лицами, с малень кими чемоданами выходят на причал, перебрасываясь шут ками с подходящими к судну грузчицами. А те, в желтых робах, в зеленых зюйдвестках, шагают по-матросски уверенно и на соленые шутки матросов отвечают метко и остро. Трюм подготовлен для выгрузки. — Можно начинать? — спрашивает, заглядывая внутрь, ухман Валентина Жу равлева. — Нора,— доносится снизу. — Трави северную! — кри чит Валя. Стампа скользит внш. грузчицы быстро напол няют ее. — Вира, — Валя оттягива ет стампу от комингса трюма. Словно дирижер палочкой, ору дует Валя крючком. Взлетает вверх и вниз стаяла. Хорошо правляют в морозильные каме ры. Но вот рыбы пошло" много ее не успевают укладывать, она по транспортеру движется дальше, в специальные бунке- и б аботает бригада грузчиц . Бутусовой. «Курейка» раз гружена на два часа досрочно. Первый подарок к празднику Первомая есть. ИСКАТЕЛИ рЫБА движется но *** транспортеру. Ее ук ладывают в поотивяя в от* ра. туда же поступает лед. По том, когда приток свежей ры бы уменьшается, включают транспортер, и рыба из бунке ра идет снова к укладчицам. Получается замкнутый цикл. Такая система приемки ры бы будет осуществлена в цехе М 19 холодильного завода «V* 2, но пока проект на бума ге. Он лежит перед заместите лем начальника конструктор ского бюро рыбокомбината Кн- гением Алексеевичем Сидоро вым. После проверки будут разрабатыватьс я отдельные узлы общей схемы. Руководит разработкой этого проекта ин женер Петр Александрович Бо рисов. Интересен проект прибо ра Людмилы Петровны Криво- шеевой для опрыскивания рыбы коптильной жидкостью перед копчением. Осуществление его поможет уменьшить трудоем кость процесса, ускорит копче ние. Раньше рыбу обмакивали вручную. Механизация ручного труда — этого требует жизнь. Над этим сейчас ; упорно тру дится коллектив инженеров конструкторского бюро рыбо комбината.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz