Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
Т р е х э т а ж н ы м кораб лем с нитями антенн н вогнутым крылом ло катора над приподнятой, как капитанский мостик, кры шей высится у Кольского зали ва белое здание Мурманского мореходного училища. Окру женная улыбающимися юно шами, я выхожу на широкое крыльцо. Сегодня не обычный для меня день — праздничный. Под торжественные звуки кур сантского духового оркестра мы поздравили наших выпуск ников с окончанием училища. Вручили им морские дипломы. Счастливого вам плавания. Славной работы! Дома, машинально поставив чайник на газовую плиту, вклю чаю радио. За домашней рабо той ловлю последние известия: «... Вчера утром моряки БМ РТ на южном Лабрадоре уложили в трюмы по пятьдесят тонн мо роженой трески. ...На Джорд- жес-банке экипажи БМ Р Т за морозили по пятьдесят пять тонн серебристого хека...» Сегодня все кажется необыч ным и значительным. Хочется обобщить виденное н прочувст- * вованное. подвести черту поя большим радостным итогом. Как это начиналось? Как это было? Детство — в старом северном гооодке. Школа и улица, семья и подруги. Игры «в моряков» на захудалой речонке. Оконче на школа. Мне шестнадцать лет. Родители хотят, чтобы я поступила в медицинский техни кум, а я еду в Архангельск и подаю заявление в морской тех никум. Выдерживаю приемные экзамены и поступаю на меха ническое отделение. Было трудно: тяжелая рабо та, упорная учеба. Было бедно: залатанная одежда, рваная обувь, скудная пища. Было ве село: дружные ребята, выступ ление в «Синей блузе», в клубе водников. Учеба шла хорошо. Тяжело доставалась практика в мастерских. Избитые молотком руки, выматывающая работа тяжелой кувалдой. Медленно, очень медленно, день за днем появлялась сноровка и приходи ло умение работать. Так прошли три года. Конча лась учеба, выдали свидетель ство об окончании техникума и направили в Мурманск. Неприветливо, дождем и вет ром встретил нас деревянный строящийся город. По^осивщве- ся низкие бараки п (toвые Руб леные двухэтажные до> М е ж д у " д о м а м и — стыри с жухлой травой н На бросанными через лужи доска ми., Единственное каменное, странного вида, здание — ТПО, похожее на собор с отрезанным верхом. Без высоких сапог по улицам пройти невозможно. Город-то был совсем молодым. Начальство встретило тепло, но недоверчиво. «Люди нужны, это верно. Но... девуаиа в мо ре? Одна среди мужчин?». Бегу в техотдел. Там меня ках ожидает машинист Жора. — Ты, Шура, который день в столовую не ходишь? Так дело не пойдет. Возьмн-ка, покусай, — н протягивает полную мис ку мелких пупырчатых огур цов. — Это Никита Тимофее вич велел для тебя оставить. Говорнт, помогает. Я нерешительно беру холод ный крепкий огурчик. Кусаю. Рот наполняется крепким осве- Осуществление *«iS6Sii6SSvi9SSVSS56i5iiЯВ6Ю В9Ш 6 встречают старые друзья, быв шие мореходцы. — Здравствуй, Шура! Вы- училась-таки? В море не пус кают? Кто? Как, нет условий?. Устроим! Друзья помогли. Отдел кад ров направляет меня практи канткой. «Ну, теперь держись, думаю, не подкачай, Шурка!». На тральщике опять не все гладко. Механик ворчит: — Что буду делать с девчон кой? Как заставлю работать? Протравит весь рейс, да и толь ко. Баба—баба и есть, что с нее взять! Обидно и горько чуть не до слез: ведь, и ты, думаю, не сразу механиком родился... И вот — первая ходовая вах та. Скрытым жаром дышат ци линдры. С четкой последова тельностью мелькают ползуны Н шатуны, как две пары сталь ных рук, толкают и тянут кри вошипы машинного вала. Лов лю руками залитые маслом движущиеся части машины и, не попав в ритм движения, по лучаю четкий удар по пальцам. Больно. Масло из масленки нг всякий раз попадает по наз начению, и я краснею от мыс ли, что за мною следят насмеш ливые глаза механика. Качается занавеска у койки. Позванивают медные колечки. Меня мутит. А © машине, на палубе, в рубке все двигаются, живут, трудятся. И никому нет дела до беспомощной, одинокой девчонки. Горько на душе, и жалко себя. Громкий стук в дверь каюты заставляет вско чить с койки. — Шурд, на вахту! Натянув комбинезон, превоз могая слабость, вываливаюсь в коридор. Там с миской в ру О Ч Е Р К шея, — косится на полного штурмана, — становится — во! — Й разводит широко руками. ...К вечеру ветер усилился. С севера нанесло густые обла ка, и покатились огромные вол ны ревущего шторма. Приш лось поднять трал, н судно, подрабатывая машиной, разво рачивается но сом на волну. Все свобод ные от вахты собрались в са лоне. Набились плотно, рассе лись, кто как П Р И С Л А Н 0 = = Н А К О Н К У Р С В е с е л о е н а с т р о е н и е у м о р я к о в т р а у л е р а * Н е н е ц » ( с л е в а н а п р а в о ) м а т р о с о в Я к о в а П л е т ц е р а , к о м м у н и с т а и а г и т а т о р а В а с и л и я Р е в е н к о , М и р о н а Р у р й , В й д и м а Ж а б р е в а . О н и у л ы б а ю т с я п о т о м у , ч т о л ю б я т м о р е , л ю б я т т р у д н у ю р ы б а ц к у ю п р о ф е с с и ю . У с п е х о м з а в е р ш и л с я п р Ъ м ы с е л ч е т ы р е х м е с я ц е в , и н а р ы б о к о м б и н а т с д а н о э к и п а ж е м « Н е н ц а » н а 4 3 3 ц е н т н е р а р ы б ы больше , ч е м п о л о ж е н о б ы л о п о п л а н у . О н и у л ы б а ю т с я п о т о м у , ч т о б л и з и т с я Д е н ь р ы б а к а , а э т о и х п р а з д н и к , п р а з д н и к т р у д о в о й с л а в ы и м у ж е с т в а п р о м ы с л о в и к о в , Фото Б, Осокина. >£>:■Ш: ч m «• жающнм рассолом. — Дай еще... И чудо совершается. Мне хо чется есть. Кажется, и качает не так сильно. Скользнув по поручням трапа, грохаю ботин кам.и по плитам машинного на стила. Никита Тимофеевич, убирая вахтенный журнал и пряча очки, поворачивается ко мне. — Ну, молодец. Ни одной вахты не пропустила. Значит, попривыкнешь, — и наблюдая, как я, заправив масленку и ухватившись за поручни, при вычными уже движениями ощу пываю работающую машину, добавляет: — Сноровка появилась, ско ро механиком будешь. ...Трал за бортом. А палуба завалена рыбой. По пояс в ры бе, одетая в проолифленные ро- кон и буксы, я чувствую себя сказочным гномом в серебряном чешуйчатом царстве. Короткой пикой подхватываю рыбу и бро саю ее на рыбодел. Так прохо дит четыре часа. В столовой, аппетитно отливая янтарным блеском, дымится в мисках морской деликатес — уха по балкам. Второй механик Фомич, раз делавшись с ухой и с золоти стым поджаренным окунем, ки вает мне через стол: — Заправляйся покрепче, Шура. Кто ест уху по балкам, жизнь свою продляет на десять лет, и щеки от нее становятся во, — надувает он щеки, — а мог. Я читаю устную газету, подготовленную Федором Кузь- мичем и машинистом Жорой. Насторожился Фомич, когда В отделе «что кому снится» я прочла: — И снится Фомичу боль шой, большой, самый большой спиртовый компас! — Фомич не выдержал и захохотал. — Вот, черт-девчонка, чем пробрала. Это я признаю, а вот насчет нашей вахты? Зря! Что я сам в топку полезу, раз уголь паршивый дали, и пар не стоит. —- А ты приноровись, коче гарам покажи, как лучше рабо тать, сам поработай, а не сказ ку на вахте рассказывай,— за мечает Никита Тимофеевич. — Захочу, так и у меня пар «на марке» будет, — ершится Фомич. — Захочешь, да не сможешь, — вставляю я. — Спорим, на что хочешь спорим! — И под исполняемый на баяне туш хлопаем по ру кам. Так началось соревнование между первой и второй вах тами. А потом Федор Кузьмич запе вает морскую песню «Залив Да- негаль». Под сводами низкой палубы, под чуть слышный припев бая на плывут волны мягкого бари тона. Замерли моряки. «Бурно хлещут волны. Страшен Данегаль...» — Вот это да-ааа! — выдох нул кто-то восхищенным шепо том, «...Лишь обломки шлююш или трубки море валом бросит скалам...» Смолкли звука, последят раз вздохнул баян. — Разбогатеем — кино на тральщики купим, И в театр в Мурманске ходить будем. По строят, — мечтательно говорят капитан. — Баню бы хоть построили да ресторанишко паршивенький и то ладно, — простуженно прохрипел салогрей, — И ресторан, и кино. » театр, и дома каменные с паро вым отоплением, с ваннами — все будет, — убежденно под твердил Никита Тимофеева Федотьев. — Скажешь тоже, Тимо феевич. Может, троллейбус тейе проведут, а к базе такси пода вать будут? Не смеши ты мени, ради бога, и так сегодня весь усмеявшись, — иронизирует Фомич. ...Нервные звонки телефона обрывают воспоминания и пере носят меня из минувшего в на стоящее. Вызывает междуго родняя. — С вами будет говорить Ленинград. — Слушаю! — Здравствуй, мамочка. Как вы там поживаете? „ Как твое здоровье? — Это наш младший. Заканчивает четвертый курс Политехнического. Интересует ся, нужны ли электрики на ко раблях. Хочет провести лет нюю практику в море и спра шивает, согласна ли я. — Конечно, сынок! Подхожу к окну. Во дворе детвора. За моей спиной при глушенный голос радио пере дает сообщение ТАСС: «Запу щен очередной, двадцать вось мой, спутник Земли...» Уплывают за окном облака к недалекому морю. Желтым све том заходящего весеннего солн ца залиты стройные кварталы домов раскинувшегося между белоснежными сопками моего заполярного города. Блеснув крылом, над крышами домов проносится на юг воздушный лайнер ИЛ-18. Мурманск— Ленинград. Сегодня не обычный для мен* день — день праздничный. Меч ты наши, помнится, были зна . чительно скромнее. А ХРУСТАЛ ЕВА , преподаватель мореходного училища. »>:• Ж На флоте еще нередки случаи, подобного поведения. Оно было лам декабрьского и февральского когда руководители коллективов осуждено на июньском Пленуме Пленумов ЦК КПСС. Большей ин- овои воспитательские обязанности ЦК КПСС. Руководитель должен терес вызвали у слушателей темы: сводят к администрированию. При- хорошо знать жизнь и быт под- «Борьба КПСС за сплоченность каз, распоряжение, указание, вы- чиненных, быть им другом и со- коммунистического движения». Руководить — значит воспитывать говор, в лучшем случае благодар- ветчиком, а кроме того, чаще «О повышении благосостояния ность — вот «арсенал» воспита- выступать с лекциями и доклада- трудящихся», «Международное тельных средств таких команди- ми. положение», «О чести и достоян- ров производства. Исходя из этого требования стве советского моряка» и дру- Нет нужды доказывать вред июньского Пленума ЦК КПСС, ка- гие. бииет политического просвещения Хорошо организована политико- паргкома тралового флота стал массовая работа на БМРТ «Н. Ост- болыне привлекать командный со- ровский». Здесь в первом кварта- став промысловых судов к лек- ле 1964 года командным соста- ционной пропаганде. вом прочитано 18 лекций. Ирове- У нас создана группа членов Дены Две теоретические конфе- общества «Знание». В ее составе реиции, один тематический Ее- 340 человек: капитаны, старшие чеР- Капитан-директор тов. Скор-, механики, штурманы, инженерно- няков, мастер по обраоотке рыбы технические работники управле- тов- Левин, помполит тов. Чума^к ния Как правило, это высокообра- показывают пример вдумчивой, зованные, опытные командиры содержательной пропагандистской производства, знающие хорошо раооты. свое дело, умеющие рассказать Не менее эффективно ведетея интересно’, доходчиво, живо. В идеологическая работа на трауле- прошлом году они прочитали мо- Р® «Свердловск». Экипаж его рякам промысловых судов н плав- успешно справляется с пронзвод- баз 2515 лекций, 9 тысяч чело- ственными заданиями, ему при- век слышало их своено звание коллектива коадгу- . Лекции - не единственная ™стическог'о труда. § форма пропагандистской работы На каждом судне, где руково- членов общества «Знание». Прове- дители не стоят в стороне, а а«- депо около ста теоретических и тивно включаютея в ракету по экономических конференции, бо- воспитанию моряков, экшш 1 и до лее пятидесяти тематических ве- биваются успехов в труде, черов. В. И Л Ь ГС ВА , За последнее время про- заведующая кабинетом ноям- веДШО Н е М а Л 0 кптерес- тичесмого просвещении трало вых лекций в бесед по материа- . вого флота. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz