Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
Т РЕТИЙ пленум Мурманского городского комитета КПСС 20 мая был посвящен вопросу уси ления роли руководящих кадров в коммунистическом воспитании тру дящихся. Центральный Комитет партии, отмечалось на пленуме, требует, чтобы руководящие пар тийные, хозяйственные, профсоюз ные, комсомольские работники от вечали за воспитание так же, как и за выполнение производствен ных планов. Именно высокое чувство ответ ственности проявляется в воспи тательной работе, которую ведут командиры опорно-показательного траулера t Волна». О людях своего коллектива, о морской дружбе хо рошо рассказал в первомайском номере газеты «Рыбный Мурман» помп.глит «Волны» Иван Павлович Карельский. Думается, что есть необходи мость рассказать о том, как рабо тает сам Иван Павлович, как понимает свой долг командира и воспитателя капитан коммунист Михаил Петрович Краев, и какие это приносит результаты. Вот некоторые экономические показатели траулера «Волна» за пять лет семилетки. С первого года семилетки экипаж перекрывал пла ны, выполнял социалистические обязательства. Себестоимость од ного центнера рыбопродукции ежегодно снижалась в среднем на 4 рубля 57 копеек. С начала семи летки корабль за счет снижения себестоимости рыбопродукции дал прибыль 311 тысяч рублей. Экипаж сейчас работает в счет последнего тода семилетки» Можно с уверен ностью сказать, что все это достиг нуто в результате глубоко проду манной, целенаправленной и посто янной воспитательной работы ком состава корабля с экипажем. В партийной организации Здесь 6 человек. Это люди, которые слу- вил, что ему нужно стать ближе к молодым командирам. А путь к этому он нашел простой^ и удиви тельно верный: чтобы понять, по чувствовать человека, нужно по нять и оценить его труд. вода из рыбомойни скапливалась между заборочными досками. И матросам часто приходилось обра батывать рыбу, стоя по колено в воде. Помполит одно время упор но становился там, где было боль- НАХОДИТ ТОТ,кто : жат примером во всем, поборники всего нового и передового. Возг лавляет партийную организацию Иван Павлович Карельский. В партийном комитете флота, полу чая направление на «Волну», он услышал: «Будет трудно. Воспита тельная работа там несколько ос лаблена, сменилось много коман диров, хотя экипаж успешно справляется с государственным планом. Там уже несколько рейсов не было помполита». — Плохое часто подкрадывает ся незаметно, — думал Иван Пав лович, — накапливаясь, оно начи нает разлагающе влиять на кол лектив. Значит, начнем с мелочей. — Второй старпом появился на судне, — неприязненно ворчали те, кому Иван Павлович ненавяз чиво, деликатно советовал поднять в салоне окурок, не входить в жи лые помещения или в салон в ра бочей одежде. А вскоре многие командиры вдруг почувствовали, что они, дав но плавая на «Волне», меньше знают о людях, чем новичок. В свою очередь Иван Павлович уло- Однажды помполит зашел в каюту к мастеру 0 9 обработке рыбы Федору Петровичу Василев скому. — У меня к вам вот какое дело, — просто сказал помполит, — хочу научиться делать клипфиск. Не по можете ли? Охотно помогли в этом и Ва силевский и другие товарищи из палубной команды. Это сблизило их. Первый трудный шаг был сде лан. В одном учили помполита, в другом он сам щедро делился сво им опытом, знаниями, сноровкой. — Мало мобилизовать людей словом, — убежденно говорит Ка рельский, — личный пример — это главное. Еще не было на корабле матро са или мастера по обработке р^ 1 бы, -который бы так быстро и отлиЧно разделывал рыбу под свежье, Под соль и клипфиск, как это делает помполит Карельский. Это ищущий человек. Он ищет тропинки к сердцу, он ищет пути улучшения производства. А кто ищет, тот всегда найдет. При обработке рыбы на свежье ше воды, Не все правильно это поняли. — Хочет помполит доказать, что водичка полезна, со смешком съязвил кто-то. Иван Павлович не отвечал на такие «остроты». Он думал. Думал о том, как отвести эту воду. На конец, помполит нашел простей шее решение. Он сам сделал же лоб для отвода воды. Мелочь? Как сказать. Не стоят теперь матросы по колено в воде. Приходится слышать о капитане Краеве: — Легко ему ра- _ _ _ _ _ _ ботать. У него пом полит на все руки мастер. А ведь таким же на группа докладчиков в которую вошли Краев, cfipiBHH механик тов. Чудецкий, ид помощники. Группа хорошо наладила про паганду решений X X I I съезда КПСС, вопросов, которые ставй- лись на Пленумах Ц К КПСС. Все это укрепляет авторитет командиров. Все охотнее шли люди к помполиту. А чаще бы* вал штурмал Иван Васильевич Литвинов. Ему трудно давалась работа с людьми, но он хорошо понял, что без нее нельзя и у во жака коммунистов учился тонко му искусству воспитания. Он тоже усвоил мудрость: «Находит тот, кто ищет». К помполиту шли и идут люди с самым сокровенным, дорогим. Знают — он поймет, посоветует. Однажды пришел к нему заметно взволнованный старший механик Чудецкий. — Иван Павлович, вы дадите мне рекомендацию в партию? В этом же рейсе состоялось пар тийное собрание, на котором Чу децкий был принят кандидатом в ЧЕЛОВЕК, ЕГО ДОЛГ И СОВЕСТЬ 5 0 0 т о н н ! 44 Нет, так, как встречали на днях вернувшийся из Северной Атлантики средний траулер № 12 «Горностай», в последнее время в сельдяном флоте, по жалуй, не встречали еще 0 и один корабль! Что ж, как го ворят, по заслугам и честь!.. Были на этой встрече и му зыка, и улыбки, и пожелания впредь «так держать!,.» На Ми тинге, который состоялся прямо на палубе, первым выступил секретарь комитета BJlfcCM Николай Иванов (экипаж «Гор ностая» ведь комсомольско-мо лодежный!), а затем взял слово начальник флота Г. М. Бороду лин. Он поздравил моряков с трудовым успехов и вручил на питану судна И* Демьянен ко Почетную грамйту управле ния флота и базового комитета профсоюза. С ответным словом выетупил капитан. Он оказал! — От имени экипажа нашего корабля я благодарю руковод ство флота за то внимание, ко торое нам оказано, и за ту вы сокую оценку нащего эруд?. Заверяю всех дри^утствующйх, что мы и в следующее рейсе сработаем не хуже, чем в STO t раз, постараемся достойно встретить День рыбака, .мИл успеху мог позавидо вать любой экипаж. При зада нии 232 тонны за рейс они §а три с половиной месяца добы ли 508 тонн сельди — 219 про центов плана. Больше чем на месяц раньше срока завершен план первого полугодия. А рейс начинался так. На пе реходе состоялось общее собра ние, на котором моряки обсу дили задачи экипажа. — В прошлом рейсе, — ска зал тогда капитан, — мы доби лись неплохих результатов. Од нако на этом останавливаться нельзя. И если в минувшем рей се было выловлено 402 тонны, То сейчас, Я М£М еще бо. мнение? Я думаю, мы $озь- >льше. Как ваше Мнение моряков сошлось на одном: выловить не меньше 500 тонн, И вот, когда пришли ца промысел И стали выметывать сети, матрос Борис Зайцев (на судне он секретарь партийной организации) пй концевом кух- тыле масляной краской жирно вывел! «Даешь 500 тонн!» Под этим девизом экипаж работал на протяжении всего рейса. Темл был )ейфа. То взят с первого дрейфа. Тогда в сети попало 72 тонну жирной сельди—пол ный груз! Ох и досталось же команде о уборкой ее! 44 часа, не покидая палубы, работали матросы, штурманы, механики. Капитан, как Всегда в таких случаях, работал наравне Со всеми. Отдохнуть, конечно, qT- дохнули потом, когда корабль сняло# q промысла и взял Курс к плавбазе. — Выли и потом напряжен ные моменты, рассказывают моряки «Горностая», — но все выдержали. Потому что на на шем еудне есть еще один де виз: «Как бы ни было трудно, а делай свое дело и не хнычь». Однажды был такой случай. Только что выметали порядок, легли в дрейф. Спустя два часа слышим по радио предупрежде ние о приближающемся цикло не. «Всем на палубу!» — слы шим по судовой трансляции. А на палубе уже разыгралась волна... И вот при 10-балльном шторме пришлось спасать и сети, и убирать рыбу, которой за два часа попало в порядок семь тонн. Пример в труде, как всегда, показывали второй помощник капитана Евгений Барашков, мастер по обработке Сергей Пы- лаев, третий механик Виктор Шахашш, матросы коммунист Александр Курносов, Анатолий Шабалин, Виктор Ершов, сек ретарь комсомольской организа ции бондарь Василий Хрячков. ...Украшенный флагами рас цвечивания, «Горностай» стоит у причала. На судно прибыла уже береговая бригада, и члены экипажа один за другим сходят на берег. Через несколько дней, хорошо отдохнув и набравшись новых сил, моряки снова уйдут в далекие морские просторы, где их ждут новые дела и но вая трудовая слава. В. ИВАНО В м а с т е р о м все руки можно считать и самого Краева. Михаил Петрович облада ет большим опытом и знаниями. Но самое ценное в нем — это оте ческая забота о людях, уважение к подчиненным, желание всегда оказать помощь. За это капитана коммуниста Краева любят и ува жают моряки «Волны». Он отлич ный организатор всего производст ва на корабле, обладает большой промысловой выдержкой. Любимое правило капитана: «Не сможешь ничего внести нового — делай точно по инструкции». Но сам Краев всегда вносит что-то новое, не стесняется посоветоваться с подчиненными, ему чужда всякая чванливость. Вместе с матросами он может чинить орудия лова. Безукоризненного знания их он требует и от всех штурманов. Ми хаил Петрович может дать совет по обработке рыбы и подскажет, как лучше расставить людей. — Капитана все касается на корабле, — говорит Краев. — Он должен знать цену каждой мину те, каждой копейке. Неслучайно на партийном соб рании М. П. Краев утвержден про пагандистом кружка конкретной экономики. На «Волне» говорят об экономике не только в кружке. О ней можно услышать на партий ных собраниях, на совещаниях комсостава, просто в задушевных беседах в салоне. Разные командиры на траулере. Иной и старается, а не находит верного тона в общении с подчи ненными. Молодой командир под час не отдает себе отчета в том, что он всегда на виду, что ему не простят промаха, бестактности, грубости. — Я думаю, Михаил Петрович, — сказал как-то помполит,—бы ло бы неплохо выступить вам с бе седой «Береги честь смолоду». Беседа прошла интересно, пото му что капитан построил ее на примерах из жизни экипажа. Д вскоре на траулере была создана члены КПСС. С ноября'1960 года Леонид Александрович ' Чудецкий стал коммунистом. Он блестяще прошел кандидатский, стаж и как командир, и как воспитатель, и как специалист. Леонид Александ рович — умелый организатор со циалистического соревнования сре ди членов машинной команды. Под стать этим командирам экипажа боцман коммунист Вале рий Иванович Беляев. Неугомон ный, знающий свое дело хозяин палубы не терпит никакого раз гильдяйства на корабле. Порядок на палубе, дисциплина в команде — вот его главное партийное по ручение. Валерий Иванович не пропустит ни одного нарушения дисциплины, обязательно погово рит с провинившимся, а главное, старается предупредить наруше ние. Краев, Чудецкий, Карельский, Василевский, многие другие командиры работают на «Волне» по 5 — 8 лет. Пример такого посто янства помогает командирам луч ше воспитывать у экипажа любовь к своему судну, закреплять кадры. Здесь хорошо обстоит дело с взаимозаменяемостью специалис тов. Старшие командиры воспи тывают своих подчиненных так, что они не прячутся за спяны: «Начальство знает». Экипаж в 1963 году был награжден Почет ной грамотой за участие в парно групповом соревновании. Тогда же ему было присвоено звание коллек тива коммунистического труда. Это, можно сказать, результат вос питательной работы, которую ве дут командиры «Волны» и которая может служить примером для ком состава многих судов флота. В. А Н Д Р Е ЕВ , лектор партко ма тралового флота, Е. МИ Щ ЕН КО , член идеологиче ской комиссии при парткоме тралового флота. С СЧАСТЬЯ ВАМ, ЕЛЕНА МИНОВНА! С отставанием покончено Для экипажа БМРТ «Мамии- Сибиряк» 1964 год начался не удачно. Траулер простоял в яорту весь январь, экипаж по пал в число отстающих. Но мо д ам яе пали духом и сумели Ваверетать упущенное. План Второго квартала и первого по лугодия уже выполнен. Выра ботано более 24 тысяч центне ров готовой продукции. « РЫ БНЫ Й МУРМАН» 2 СТР. 29 мая 1964 г, Чернова Елена Миновна — это го имени в« не найдете в списках личного состава тралового флота. И тем не менее базовый комитет и совет жен моряков тралового флота тепло и сердечно проводи ли ее на заслуженный отдых. 15 лет отдала она общественной ра боте в траловом флоте. Где толь ко не прилагала она свои душев ные и физические силы. Касалось ли это воспитания чужих детей или снабжения кораблей, уходя щих в море, борьбы с пьяницами или помощи пострадавшим, про ведения новогодних елок или устройства чужого быта -*• все волновало эту чуткую и отзывчи вую женщину. Была ли Елена Миновна на должности заместителя председа теля совета жен моряков или ря довым членом — она никогда не плелась в хвосте коллектива: очень энергично и со знанием де ла, по велению сердца бралась за любой участок работы и выполня ла поручение до конца. Целая серия грамот — можно сказать, вехи ее деятельности. Настоящая подруга, жена, хо рошая мать своих детей, Елена Миновна прошла весь путь своей общественной деятельности бок о бок со своим мужем Н. Ф. Черно вым, мастером по обработке ры бы траулера «Рион». Пенсионный стаж Н. Ф. Чернова совпал с та ковым и у его жены. Елене Миновне торжественно были вручены ценные подарки: от базового комитета — электро самовар с монограммой, от сове та жен моряков — именные часы. Тепло напутствовала активи стку председатель совета жен мо ряков Лидия Алексеевна Булато ва, рекомендуя на юге, по новому месту жительства, организовать подобный совет общественниц. Счастливая и растроганная, тов. Чернова распрощалась со своими подругами по общественной рабо те и от души поблагодарила кол лектив за теплые проводы. . Счастья вам, Елена Миновна! Н. АСТАХОВА , член совета жен моряков Тралового флота. 383 Моториста Нинолая Маттз на БМРТ «Пушнин» знают не только как умелого специалиста, мастера своего дела. Ударник коммунистического труда Н. Н. Маттз все сво бодное время с увлечением отдает художественной самодея тельности. Его выступлениям в судовых концертах всегда сопутствуют горячие аплодисменты товарищей. Фото Т. Кожухаря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz