Рыбный Мурман. 1964 г. Май.

Автору э т их строк пришлось в продолжении вось­ ми лет плавать из Мурманска в рай­ оны Северо-Западной Атлантики капитаном судов водоизмещением до 17 тысяч тонн. Из опыта де­ сятков трансатлантических рей­ сов можно рекомендовать следую- Южнее Исландии часты запад- и при следовании к Гренландии. вые штормы, вызываемые цикло- На пути вокруг Исландии с севе- нами, которые могут надолго за- „„тглаилмют токсолоомнче- держать судно. Поэтому с июля по ра "Р^ладывают локсодромии февраль предпочтительнее плыть ский курс от мыса Ходнбьярг в точку назначения. В летнее время курс должен быть проложен на рас­ стоянии не менее 30 миль от бе- в А т л а н т и к Лучшие курсы (Продолжение. Нач. с** в №№ 59, 60). щие типовые маршруты. При выходе из Кольского зали- вокруг Исландии с севера. регов Гренландии, а в зимнее ва следует плыть на расстоянии от Плавание из Гренландии в Мур- время — не менее 80 миль. При берега не менее 15 миль. Курсы манск происходит обратными кур- плавании южнее Исландии в точ- прокладывать вдоль побережья сами, севернее или южнее Ислан- ку назначения рассчитывается ду- Финмаркена к мысу Нордкап на дии в зависимости от времени га большого круга, пределе досягаемости радиолокато-года. Следует учитывать, что вдоль Обратное плавание происходи» Колоссальные волны вызывав- ра для Т0Г0, что^ы обойти встреч- южного побережья Исландии про- иначе. С банки Флемиш-кап или мые ураганным ветром' представ- ное прибрежное течение, скорость ходит на юго-занад течение. Поэ- с Большой Ньюфаундлендской ляют собой грозную опасность с КОТОР °ГО в отдельных случаях до- тому при плавании в восточном <танки следует плыть курсом око- которой приходился считаться да- стигает тРех У3*10®- 0т мыса Норд- направлении следует держаться от ло 70° до меридиана 30° запад- же современным кораблям имею- кап’ в зависимости от времени го- берегов не ближе 25 миль. ной долготы и параллели 50° се- №uu PUHI.HUO мяшнпи ’ да, можно плыть южнее или же се- Вообще нет необходимости под-верной широты. Затем, войдя в щ и м сильные М и И Л Ы . „ , т v П т » » Не менее грозными врагами веР,1ее Исландии. Плавание север- ходить к южному побережью Me-1ольфстрим, следует идти по оси мореплавателя являются айсберги, нее Исландии через Датский про- ландии ближе 15 миль. Подходя к течения на северо-восток в пролив льды и туманы. В районе Грен- лив практически ландии и Ньюфаундленда айсбер- * ожно осущест- ги можно встретить в любое время вить в л*®ое„ года, но особенно много их с мар- мя года-Зимой при та по июнь. В тумане при волне- северо-западных и В ПОМОЩЬ СУДОВОДИТЕЛЮ между Фарерскими и Шетландски­ ми островами. Бан­ ку Роколл остав­ лять к западу. Да­ лее курсом севе- выходить к берегам нии моря низкие, сглаженные, западных ветрах „ облизанные волнами гроулеры, у мыса Ходнбьярг (северо- Исландии с юго-востока, следует ро-восток возвышающиеся над водой на западная оконечность Исландии) опасаться низкого скалистого ост- Норвегии и вдоль них в Hyp­ s '- 10 метров, трудно отличить на может образоваться непроходимое Р °вка Хвальсоакур, который лежит манск. экране радиолокатора от отражен- скопление пакового льда, прине- в открытом море к юго-востоку от Преимущества предлагаемого ных сигналов волнения моря. сенного от берегов Гренландии. мыса Далата^иги- 0СГР0В_ маршрута состоят в том, что он Сголкновение с гроулером по Поэтому в зимнее время плавать ка Г,1)11ИН“ около t>0 метров. При проходит южнее ооычного пути своим последствиям аналогично вокруг Исландии с севера не ре- налични ооычнои в этом районе циклонов, и поэтому на всем пе- столкновеиию со скалой. Разница комендуется. 3 радиолокатор не обнаружи- реходе через океан гарантируются между айсбергами и гроулерами с n г н вает скалУ- В штилевую погоду попутные западные и юго-запад- одной стороны и скалами с чругой Огибать Исландию с севера еле- скалу Хвальсоакур при помощи ные ветры. В худшем случае — только в том, что скалы тщатель ехим лайнером «Титаник». МАРШРУТЫ ПЕРЕХОДОВ ИЗ МУРМАНСКА В РАЙОНЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АТЛАНТИКИ _ дует с июля по февраль. С февраля радиолокатора можно увидеть за попутный шторм. Кроме того, бла- но нанесены на морские карты и по июль предпочтительнее вы«и- 5— 6 миль. Плывя к Мурманску годаря попутному течению Гольф- моретаватель легко может избе- рать КУРСЫ южнее Исландии. Пла- вдоль берегов Норвегии, следует стрим судно будет дополнительно жат ь нежетателыюй встречи Ай- вание М0КРУГ Исландии с севера в прокладывать курсы вблизи бере- проходить в сутки от 15 до 20 сберги и гроулеры не нанесены на леТ41ее вРемя сопровождается, как ГОв на расстоянии от них, дикту- миль за счет течения, карты и свободно перемещаясь по пРавил0> слабым северо-восточным емом навигационной безопас* 0 входе в Гольфстрим можно воле течений могут в тумане не- ветР °м> низкой облачностью, час- ностью. Это даст возможность ис- узнать по температуре забортной ежиданно возникнуть по носу суд- ты.ми тУманами> моросью и пло- пользовать попутное течение, име- воды. Увеличение температуры на как это случилось с пассажир- soi* виДим°стью. Изредка выпадает Ющее наибольшую скорость вблизи морской воды до +12° зимой и до тающий снег. С мыса Ходнбьярг и берегов. Необходимо учитывать, +18° летом — верный признак в Датском проливе айсберги что при прохождении широких того, что судно вошло в Голь- встречаются в любое время года, фиордов судно течением может фстрим. и при плохой видимости необходи- быть втянуто в один из них. МО вести непрерывное радиолока- ПЛДВДНИЕ uvPMAHPHA цмонное наолюдение и выставлять и п * cd* nniovr ип св»тип »а бак судна впередсмотрящего. " ЛАБРАДОРУ И ОБРАТНО Плавание из Мурманска в севе- Иногда при волнении и неуве- До берегов Исландии плавание *е-эападные районы Атлантики рениости в работе радиолекацион- происходит теми же курсами, что можно разделить на четыре на- и®* етаицим еледует уменьшить и при следовании к Гренландии, гам Исландии аналогичен преды- правления: судна. Плывя вокруг Исландии с еевера дущим маршрутам. В летнее вре- йлаванне из Мурманска к бере- От мыса Нордкап до северо- от мыса Ходнбьярг, прокладыва- мя, с июля по декабрь от мыса гам Исландии и Гренландия. западном оконечности Исландии ется локсодромический курс в точ- Ходнбьярг (северо-западная око- йлавание из Мурманска к бере- плавание происходит по дуге боль- ку назначения. В летнее время нечность Исландии) прокладыва­ ем полуострова Лабрадор. шого круга. От северо-западной курс должен быть проложен на ется локсодромический курс к ост- Плавание из Мурманска на оконечности Исландии к южной расстоянии не менее 30 миль от рову Белл Айл, который находнт- Бвлыиую Ньюфаундлендскую бан- оконеэдгости Гренландии курс про- берегов Гренландии, а в зимнее ся у северного входа в залив Свя- *у „ ходит на расстоянии не менее время — не менее 80 миль. При того Лаврентия. Войдя в пролив Плавание из Мурманска в район 30 миль летом и 10 миль зимой от плавании южнее Исландии, от Белл Айл, следуют заливом Свято- Ново-Шотландского шельфа и на берегов Гренландии. При подходе юго-западной оконечности берега го Лаврентия на юг, вдоль запад- банку Джорджес. к мысу Феруэл (южная оконеч- следует к месту назначения по ного побережья острова Ньюфаунд- В зависимости от времени года ность Гренландии) следует прояв- дуге большого круга. Плавание от ленд. Через пролив Кабота выхо- и назначения выбираются те или лять максимум осторожности, осо- берегов Лабрадора в Мурманск дят к побережью Новой Шотлан- иные маршруты в заданный рай- бенно при плохой видимости, так происходит обратными курсами, дии и, в зависимости от пункта он. При выборе оптимального как в этом районе в любое время в зависимости от времени года. назначения, избирают дальнейший маршрута необходимо ясно пред- года встречаются айсберги и ледя- ПЛАВАНИЕ ИЗ МУРМАНСНА В РАЙОН НОВО-ШОТЛАНДСКОГО ШЕЛЬФА И НА БАНКУ ДЖОРДЖЕС Переход из Мурманска к бере- ставлять ожидаемую на переходе ные поля. От мыса Феруэл вдоль метеорологическую обстановку и западного побережья Гренландии иметь как можно чаще метеороло^ необходимо следовать с большой гические сводки. Выбранный осторожностью, так как айсберги маршрут корректируется в соот- и льды встречаются вдоль побе- курс. Плавание заливом Святого Лаврентия через пролив Белл Айл возможно с конца июня до декаб­ ря. В иное время года оно затруд­ нено, а в конце зимы и весной не- Плавание к берегам Исландии возможно из-за скоплений айсбер- ПЛАВАНИЕ ИЗ МУРМАНСКА НА БОЛЬШУЮ НЬЮФАУНДЛЕНДСКУЮ БАНКУ И БАНКУ ФЛЕМИШ-КАП ветствии с реальной обстановкой, режья в большом количестве, происходит теми же курсами, что гов и пакового льда. При плавании по этому марш­ руту через залив Святого Лаврен­ тия судно обходит обычные пути движения циклонов с севера. Поэ­ тому на всем переходе, за исклю­ чением района пролива Дэвиса, наиболее вероятны попутные се­ верные, северо-восточные и севе­ ро-западные ветры. Кроме того, на всем пути судно будет плыть в полосе попутных течений. Так iaK плавание про- У исходит по дуте большого круга, то есть по кратчай- нему расстоянию, выигрыш пути по сравнению с локсодромическими курсами южнее Исландии к мысу Рейс достигает 300 миль. С декабря по июнь от Исландии рекомендуется плыть к мысу Реме (юго-восточная оконечность остро­ ва Ньюфаундленд) по дуге боль­ шого круга. При плавании с мар­ та по июнь необходимо учитывать возможность наличия ледяных но­ лей^на Большой Ньюфаундленд­ ской банке. В этом случае необхо­ димо следовать на банку Флемиш- кап. От мыса Рейс, в зависимости от назначения, можно плыть юж­ нее острова Сейбл или же вдоль побережья Новой Скотии. К остро­ ву Сейбл приближаться не ре­ комендуется. К востоку, северу я западу от острова Сейбл находится мелко­ водье с непостоянными глубина­ ми, которые изменяются после сильных штормов (подвижные пес­ ки). Остров Сейбл и его окрестно­ сти имеют плохую репутацию. Ка­ надские моряки называют этот район «Кладбище Северной Атлан­ тики». Низменная песчаная коса, протянувшаяся, как серп, с во­ стока на запад на двадцать четы ре мили, плохо различима в тума­ не. Глубины нехарактерны. Сотни судов нашли свой конец на мелях у острова Сейбл. Единственные животные, живущие здесь, — оди­ чавшие лошади, спасшиеся с одно­ го французского корабля, погиб­ шего у берегов острова Сейбл в прошлом столетии. За несколько поколения вследствие кровосмеше­ ния лошади превратились.$ диких «пони острота «Сейбл».^;летнее время они питаются сяудЬвя тра­ вой, а в зимнее время им сбрасы­ вают с самолетов сено. Кроме пони, на Сейбле имеются многочисленные колонии шорских птиц. На западной оконечности острова имеются маяк и радио­ маяк. Берег острова Сейбл в хоро­ шую погоду виден на экране ра­ диолокатора на расстояцр, 12— 15 миль. Маяк обнаруживается радиолокатором за 18 миль. С юж­ ной стороны острова Сейбл глу­ бины изменяются последователь­ но, и изобата 50-метровых глубин может служить границей безопас­ ного подхода к острову с юго-во­ стока. Б. КИ СО В , капитан дальнего плавания. (Окончание следует) Опередившие время Когда говорят, что этот рабочий или эта ра­ ботница выполнили свое семилетнее задание, то невольно проникаешься особым уважением к лю­ дям, которые умеют так трудиться. На этом же снимке вы видите не одного челове­ ка, выполнившего семи­ летку, а целый экипаж. Все они, моряки этого эамечателыгото корабля, уже перешагнули рубеж семилетаего плана. Они опередили время н своих товарищей и живут в 1966-м году... Кто же они? После пятимесячного плавания у берегов И с л а н д и и в Мур­ манск в о з в р а т и л- tn средний рыболов­ ный траулер «Иван Спи­ ридоновз. В итоге этого рейса экипаж траулера, носящий высокое звание экипажа коммунистиче­ ского труда, выполнил десятимесячное задание и первым в Северном ры­ бопромысловом бассейне досрочно завершил свое семилетнее задание. До конца семилетки наме­ чено выполнить еще три годовых нормы. Дружный экипаж «Ивана Спиридонова» возглавляет мастер высо­ ких уловов капитан дальнего плавания И. М. Любовский. За отличную работу в рыбной про­ мышленности он недавне награжден орденом Ле­ нина. На снимке: передови- кн экипажа траулера «Иван Спиридонов». В центре — И. М. Любов­ ский. Фото С. Майстер^ана, Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz