Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
Автору э т их строк пришлось в продолжении вось ми лет плавать из Мурманска в рай оны Северо-Западной Атлантики капитаном судов водоизмещением до 17 тысяч тонн. Из опыта де сятков трансатлантических рей сов можно рекомендовать следую- Южнее Исландии часты запад- и при следовании к Гренландии. вые штормы, вызываемые цикло- На пути вокруг Исландии с севе- нами, которые могут надолго за- „„тглаилмют токсолоомнче- держать судно. Поэтому с июля по ра "Р^ладывают локсодромии февраль предпочтительнее плыть ский курс от мыса Ходнбьярг в точку назначения. В летнее время курс должен быть проложен на рас стоянии не менее 30 миль от бе- в А т л а н т и к Лучшие курсы (Продолжение. Нач. с** в №№ 59, 60). щие типовые маршруты. При выходе из Кольского зали- вокруг Исландии с севера. регов Гренландии, а в зимнее ва следует плыть на расстоянии от Плавание из Гренландии в Мур- время — не менее 80 миль. При берега не менее 15 миль. Курсы манск происходит обратными кур- плавании южнее Исландии в точ- прокладывать вдоль побережья сами, севернее или южнее Ислан- ку назначения рассчитывается ду- Финмаркена к мысу Нордкап на дии в зависимости от времени га большого круга, пределе досягаемости радиолокато-года. Следует учитывать, что вдоль Обратное плавание происходи» Колоссальные волны вызывав- ра для Т0Г0, что^ы обойти встреч- южного побережья Исландии про- иначе. С банки Флемиш-кап или мые ураганным ветром' представ- ное прибрежное течение, скорость ходит на юго-занад течение. Поэ- с Большой Ньюфаундлендской ляют собой грозную опасность с КОТОР °ГО в отдельных случаях до- тому при плавании в восточном <танки следует плыть курсом око- которой приходился считаться да- стигает тРех У3*10®- 0т мыса Норд- направлении следует держаться от ло 70° до меридиана 30° запад- же современным кораблям имею- кап’ в зависимости от времени го- берегов не ближе 25 миль. ной долготы и параллели 50° се- №uu PUHI.HUO мяшнпи ’ да, можно плыть южнее или же се- Вообще нет необходимости под-верной широты. Затем, войдя в щ и м сильные М и И Л Ы . „ , т v П т » » Не менее грозными врагами веР,1ее Исландии. Плавание север- ходить к южному побережью Me-1ольфстрим, следует идти по оси мореплавателя являются айсберги, нее Исландии через Датский про- ландии ближе 15 миль. Подходя к течения на северо-восток в пролив льды и туманы. В районе Грен- лив практически ландии и Ньюфаундленда айсбер- * ожно осущест- ги можно встретить в любое время вить в л*®ое„ года, но особенно много их с мар- мя года-Зимой при та по июнь. В тумане при волне- северо-западных и В ПОМОЩЬ СУДОВОДИТЕЛЮ между Фарерскими и Шетландски ми островами. Бан ку Роколл остав лять к западу. Да лее курсом севе- выходить к берегам нии моря низкие, сглаженные, западных ветрах „ облизанные волнами гроулеры, у мыса Ходнбьярг (северо- Исландии с юго-востока, следует ро-восток возвышающиеся над водой на западная оконечность Исландии) опасаться низкого скалистого ост- Норвегии и вдоль них в Hyp s '- 10 метров, трудно отличить на может образоваться непроходимое Р °вка Хвальсоакур, который лежит манск. экране радиолокатора от отражен- скопление пакового льда, прине- в открытом море к юго-востоку от Преимущества предлагаемого ных сигналов волнения моря. сенного от берегов Гренландии. мыса Далата^иги- 0СГР0В_ маршрута состоят в том, что он Сголкновение с гроулером по Поэтому в зимнее время плавать ка Г,1)11ИН“ около t>0 метров. При проходит южнее ооычного пути своим последствиям аналогично вокруг Исландии с севера не ре- налични ооычнои в этом районе циклонов, и поэтому на всем пе- столкновеиию со скалой. Разница комендуется. 3 радиолокатор не обнаружи- реходе через океан гарантируются между айсбергами и гроулерами с n г н вает скалУ- В штилевую погоду попутные западные и юго-запад- одной стороны и скалами с чругой Огибать Исландию с севера еле- скалу Хвальсоакур при помощи ные ветры. В худшем случае — только в том, что скалы тщатель ехим лайнером «Титаник». МАРШРУТЫ ПЕРЕХОДОВ ИЗ МУРМАНСКА В РАЙОНЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АТЛАНТИКИ _ дует с июля по февраль. С февраля радиолокатора можно увидеть за попутный шторм. Кроме того, бла- но нанесены на морские карты и по июль предпочтительнее вы«и- 5— 6 миль. Плывя к Мурманску годаря попутному течению Гольф- моретаватель легко может избе- рать КУРСЫ южнее Исландии. Пла- вдоль берегов Норвегии, следует стрим судно будет дополнительно жат ь нежетателыюй встречи Ай- вание М0КРУГ Исландии с севера в прокладывать курсы вблизи бере- проходить в сутки от 15 до 20 сберги и гроулеры не нанесены на леТ41ее вРемя сопровождается, как ГОв на расстоянии от них, дикту- миль за счет течения, карты и свободно перемещаясь по пРавил0> слабым северо-восточным емом навигационной безопас* 0 входе в Гольфстрим можно воле течений могут в тумане не- ветР °м> низкой облачностью, час- ностью. Это даст возможность ис- узнать по температуре забортной ежиданно возникнуть по носу суд- ты.ми тУманами> моросью и пло- пользовать попутное течение, име- воды. Увеличение температуры на как это случилось с пассажир- soi* виДим°стью. Изредка выпадает Ющее наибольшую скорость вблизи морской воды до +12° зимой и до тающий снег. С мыса Ходнбьярг и берегов. Необходимо учитывать, +18° летом — верный признак в Датском проливе айсберги что при прохождении широких того, что судно вошло в Голь- встречаются в любое время года, фиордов судно течением может фстрим. и при плохой видимости необходи- быть втянуто в один из них. МО вести непрерывное радиолока- ПЛДВДНИЕ uvPMAHPHA цмонное наолюдение и выставлять и п * cd* nniovr ип св»тип »а бак судна впередсмотрящего. " ЛАБРАДОРУ И ОБРАТНО Плавание из Мурманска в севе- Иногда при волнении и неуве- До берегов Исландии плавание *е-эападные районы Атлантики рениости в работе радиолекацион- происходит теми же курсами, что можно разделить на четыре на- и®* етаицим еледует уменьшить и при следовании к Гренландии, гам Исландии аналогичен преды- правления: судна. Плывя вокруг Исландии с еевера дущим маршрутам. В летнее вре- йлаванне из Мурманска к бере- От мыса Нордкап до северо- от мыса Ходнбьярг, прокладыва- мя, с июля по декабрь от мыса гам Исландии и Гренландия. западном оконечности Исландии ется локсодромический курс в точ- Ходнбьярг (северо-западная око- йлавание из Мурманска к бере- плавание происходит по дуге боль- ку назначения. В летнее время нечность Исландии) прокладыва ем полуострова Лабрадор. шого круга. От северо-западной курс должен быть проложен на ется локсодромический курс к ост- Плавание из Мурманска на оконечности Исландии к южной расстоянии не менее 30 миль от рову Белл Айл, который находнт- Бвлыиую Ньюфаундлендскую бан- оконеэдгости Гренландии курс про- берегов Гренландии, а в зимнее ся у северного входа в залив Свя- *у „ ходит на расстоянии не менее время — не менее 80 миль. При того Лаврентия. Войдя в пролив Плавание из Мурманска в район 30 миль летом и 10 миль зимой от плавании южнее Исландии, от Белл Айл, следуют заливом Свято- Ново-Шотландского шельфа и на берегов Гренландии. При подходе юго-западной оконечности берега го Лаврентия на юг, вдоль запад- банку Джорджес. к мысу Феруэл (южная оконеч- следует к месту назначения по ного побережья острова Ньюфаунд- В зависимости от времени года ность Гренландии) следует прояв- дуге большого круга. Плавание от ленд. Через пролив Кабота выхо- и назначения выбираются те или лять максимум осторожности, осо- берегов Лабрадора в Мурманск дят к побережью Новой Шотлан- иные маршруты в заданный рай- бенно при плохой видимости, так происходит обратными курсами, дии и, в зависимости от пункта он. При выборе оптимального как в этом районе в любое время в зависимости от времени года. назначения, избирают дальнейший маршрута необходимо ясно пред- года встречаются айсберги и ледя- ПЛАВАНИЕ ИЗ МУРМАНСНА В РАЙОН НОВО-ШОТЛАНДСКОГО ШЕЛЬФА И НА БАНКУ ДЖОРДЖЕС Переход из Мурманска к бере- ставлять ожидаемую на переходе ные поля. От мыса Феруэл вдоль метеорологическую обстановку и западного побережья Гренландии иметь как можно чаще метеороло^ необходимо следовать с большой гические сводки. Выбранный осторожностью, так как айсберги маршрут корректируется в соот- и льды встречаются вдоль побе- курс. Плавание заливом Святого Лаврентия через пролив Белл Айл возможно с конца июня до декаб ря. В иное время года оно затруд нено, а в конце зимы и весной не- Плавание к берегам Исландии возможно из-за скоплений айсбер- ПЛАВАНИЕ ИЗ МУРМАНСКА НА БОЛЬШУЮ НЬЮФАУНДЛЕНДСКУЮ БАНКУ И БАНКУ ФЛЕМИШ-КАП ветствии с реальной обстановкой, режья в большом количестве, происходит теми же курсами, что гов и пакового льда. При плавании по этому марш руту через залив Святого Лаврен тия судно обходит обычные пути движения циклонов с севера. Поэ тому на всем переходе, за исклю чением района пролива Дэвиса, наиболее вероятны попутные се верные, северо-восточные и севе ро-западные ветры. Кроме того, на всем пути судно будет плыть в полосе попутных течений. Так iaK плавание про- У исходит по дуте большого круга, то есть по кратчай- нему расстоянию, выигрыш пути по сравнению с локсодромическими курсами южнее Исландии к мысу Рейс достигает 300 миль. С декабря по июнь от Исландии рекомендуется плыть к мысу Реме (юго-восточная оконечность остро ва Ньюфаундленд) по дуге боль шого круга. При плавании с мар та по июнь необходимо учитывать возможность наличия ледяных но лей^на Большой Ньюфаундленд ской банке. В этом случае необхо димо следовать на банку Флемиш- кап. От мыса Рейс, в зависимости от назначения, можно плыть юж нее острова Сейбл или же вдоль побережья Новой Скотии. К остро ву Сейбл приближаться не ре комендуется. К востоку, северу я западу от острова Сейбл находится мелко водье с непостоянными глубина ми, которые изменяются после сильных штормов (подвижные пес ки). Остров Сейбл и его окрестно сти имеют плохую репутацию. Ка надские моряки называют этот район «Кладбище Северной Атлан тики». Низменная песчаная коса, протянувшаяся, как серп, с во стока на запад на двадцать четы ре мили, плохо различима в тума не. Глубины нехарактерны. Сотни судов нашли свой конец на мелях у острова Сейбл. Единственные животные, живущие здесь, — оди чавшие лошади, спасшиеся с одно го французского корабля, погиб шего у берегов острова Сейбл в прошлом столетии. За несколько поколения вследствие кровосмеше ния лошади превратились.$ диких «пони острота «Сейбл».^;летнее время они питаются сяудЬвя тра вой, а в зимнее время им сбрасы вают с самолетов сено. Кроме пони, на Сейбле имеются многочисленные колонии шорских птиц. На западной оконечности острова имеются маяк и радио маяк. Берег острова Сейбл в хоро шую погоду виден на экране ра диолокатора на расстояцр, 12— 15 миль. Маяк обнаруживается радиолокатором за 18 миль. С юж ной стороны острова Сейбл глу бины изменяются последователь но, и изобата 50-метровых глубин может служить границей безопас ного подхода к острову с юго-во стока. Б. КИ СО В , капитан дальнего плавания. (Окончание следует) Опередившие время Когда говорят, что этот рабочий или эта ра ботница выполнили свое семилетнее задание, то невольно проникаешься особым уважением к лю дям, которые умеют так трудиться. На этом же снимке вы видите не одного челове ка, выполнившего семи летку, а целый экипаж. Все они, моряки этого эамечателыгото корабля, уже перешагнули рубеж семилетаего плана. Они опередили время н своих товарищей и живут в 1966-м году... Кто же они? После пятимесячного плавания у берегов И с л а н д и и в Мур манск в о з в р а т и л- tn средний рыболов ный траулер «Иван Спи ридоновз. В итоге этого рейса экипаж траулера, носящий высокое звание экипажа коммунистиче ского труда, выполнил десятимесячное задание и первым в Северном ры бопромысловом бассейне досрочно завершил свое семилетнее задание. До конца семилетки наме чено выполнить еще три годовых нормы. Дружный экипаж «Ивана Спиридонова» возглавляет мастер высо ких уловов капитан дальнего плавания И. М. Любовский. За отличную работу в рыбной про мышленности он недавне награжден орденом Ле нина. На снимке: передови- кн экипажа траулера «Иван Спиридонов». В центре — И. М. Любов ский. Фото С. Майстер^ана, Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz