Рыбный Мурман. 1964 г. Май.

i i i iM n im t u i im j l r Б «вое время экипаж траулера «Треска», руководимый Героем Социалистического Труда Андреем Яковлевичем Мак- Лаковум, начал большое и Полезное дело. Испытывая но­ вое оборудование, моряки этого траулера стали работать на больших глубинах. Опыт моряков «Трески* заинтересовал промысловиков, и вот теперь на больших глубинах уже работает целая группа «удов Мурманского тралового флота. В первых рейсах рыба* к£, естественно, столкнулись С трудностями. Не обошлось и €е? Промахов со стороны работников отделов управления тра- левого флота. Но тем не менее глубинный лов осваивается, у моряков накопился некоторый опыт, и настала пора сделать его достоянием широкой массы наших промысловиков. Недавно в Баренцевом море по радио было проведено оче­ редное занятие школы передового опыта, на котором высту­ пили капитаны и другие специалисты, непосредственно занятые на глубинном лову. Ниже мы публикуем некоторые из этих выступлений. S s., Отличное дело Г. X. голомонзин, напитан траулера «Гатчина». Вот уже второй рейс мы ведем промысел рыбы на больших глу­ бинах,. Траления производим на глубинах 650— 800 метров. На ‘ меньших глубинах в трал пода­ на них делают эти досхи тяжелее обычных досок Матросова на 150 килограммов. Вначале мы применяли 60-мет­ ровые кабели. Потом увеличили мх длину до 120 метров. И это ока­ залось правильно. При 120-метро­ вых кабелях распор трала увели­ чивается, и это повышает уловы на 20— 30 процентов. Кроме того, вать на суда, занятые глубинным ловом рыбы, на 15— 20 процен­ тов кухтылей больше, чем на обычные суда. Следует заметить, что кабели быстро изнашиваются, через каж­ дые трое суток их приходится ме­ нять. В заключение хочу сказать, что глубинный лов рыбы — дело весьма нужное, важное и весьма перспективное. Его следует все­ мерно развивать и пропагандиро­ вать. Куда пойдет косяк? И. БРЫЛ0В, напитан траулера «Магнитогорск» К выступлению капитана трау­ лера «Гатчина» мне хочется до­ бавить следующее. Прежде всего, некоторые капитаны жалуются на то, что ваера вытягиваются. Это действительно так. За первые 5 суток работы разница в их длине достигает 5 метров. В последую­ щем же времени они перестают тянуться. Их просто нужно про­ мерить и отрегулировать, и про­ мысел пойдет без помех. Мы применяем глубоководные доски. Но опыт ряда экипажей по­ казал, что можно работать и с обычными траловыми досками. Чтобы рыба была вкусной Г. РЕШИТЬНО, рыбмастер траулера «Магнитогорск». Добыть рыбу — это еще полде­ ла. Необходимо так ее обработать, чтобы потребитель получил толь­ ко хорошую продукцию. Рыба, ко­ торую мы ловим на больших глу­ бинах, требует особенно тщатель­ ной обработки. Крупную моем на палубе специальными щетками. Мелкие же экземпляры проходят через мойку. Каждый из наших рыбообработ­ чиков следит за тем, чтобы улов разделывался правильно, строго по инструкции, чтобы разрезы дела­ лись глубокими. Новичков и мало­ квалифицированных моряков учим. В трюме работаем так же, как и в обычных рейсах. Стараемся бе­ режно расходовать соль, но не в ущерб качеству продукции. Рань­ ше мы укладывали рыбу в черда­ ки на четыре площадки. Она сильно сдавливалась, и особенно при длительном хранении проис­ ходила очень большая утечка. Сейчас укладываем на 6 площа­ док, причем плотно их не наби­ ваем. Благодаря этому технологи­ ческие потери снизились. одним бортом. Правда, потом, узнав, что некоторые суда ведут промысел на больших глубинах с обычным промснаряжением, мы стали работать двумя бортами. Но при обычных досках распор трала меньше, а, следовательно, меньше и уловы. Я согласен с тем, что нашим конструкторам следует еще по­ работать над усовершенствованием глубоководных кухтылей и бо- бинцев. Имеющиеся у нас кухты^ ли на глуочнпх ч 800 метров ло­ паются. Капитанам следке! помнить о том, что при вытягивании ваеров уловистость тралов снижается. Мы не работаем подолгу одним бортом, а систематически переходим с вд“ ного трала на другой. Это подав­ ляет избегать вытягивания вае­ ров. Столкнулись мы в рейсе и с другими трудностями. Пе суще­ ствующей инструкции полагается затрачивать при засолке рыбы SO процентов соли от общего веса выловленной рыбы. Однако прах- тика показала, что этого недоста­ точно. Чтобы рыба лучше просали­ валась, нужно увеличить расход соли до 65 процентов к весу ры­ бы. Следовательно, отправляясь в рейс, соли нужно брать больше. Ведь рыбу, которую мы добываем. Г Л У Б И Н А Т Р А Л Е Н И Я — 800 М Е Т Р О В ! дает много губки, камней. Про­ должительность траления можно доводить до трех часов, получать хорошие уловы и не только вы­ полнять, но и перевыполнять су­ точные задания. • Ваеров мы даем 550 саженей. Ваера у нас тонкие, диаметром 17 миллиметров со стальным сердеч­ ником. На барабане лебедки их ямеем до 2000 метров. Лучше всего производить тра­ ление по течениям, которые в на­ шем районе идут на норд, норд- еет и иногда доходят до оста. Очень нужно быть осторожным ври подъеме и спуске трала. Слу­ чается, что начинают гореть «оперы. За этим следует еле- Д*ть. . Ври спуске трала доски садятся «а грунт медленно. Поэтому когда ваера стравлены, то сразу мы их не равняем, а минут 5— 7 ожидаем. За это время доски са­ дится на грунт, и можно продол­ жать работу. Об этом необходимо помнить, иначе могут быть завер­ ти трала. Экипаж работает утяжеленны­ ми, как у нас их называют, эк­ спериментальными траловыми дос­ ками. Они проверены и хорошо себя показали. Железные полосы С.<1 i .• •_ становится меньшей вероятность завертев. Нижнюю подберу трала воору­ жаем по схеме промыслового o r дела. Только несколько утяжеляем ее. На каждый 400-метровый бо- бинец ставим по 21 килограмму груза. На клячевке ставим 500- миллиметровые бобинцы. Надо сказать, что, несмотря на большие глубины, а, следователь­ но, огромное давление воды, бо­ бинцы специальной конструкции не раздавливаются. Однако они все-таки сжимаются гармошкой, и их приходится менять. Мне дума­ ется, нашим конструкторам нужно еще поработать над созданием не­ обходимого и доброкачественного промыслового снаряжения для больших глубин. На нижнюю подбору ставим по 44— 46 кухтылей. Кухтыли у нас специальной конструкции. Но и они подчас приходят из воды по­ врежденными. Надо прямо сказать, что пока еще специального снаряжения для ведения глубинного лова у нас недостаточно. В прошлом рейсе, например, из-за нехватки распор­ ных траловых досок нам приш­ лось работать одним бортом. Сле­ довало бы отделу снабжения да- Нравда, приходотся дольше ждать, пока они сядут на грунт. Мы про­ бовали работать обычными трало­ выми досками, и у нас получилось неплохо. Следует сказать, что мы нуждаемся в специальном глубо­ ководном трале. Обычный трал, которым мы сейчас ведем про­ мысел, вызывает много неудобств. Достаточно сказать, что его прихо­ дится грясти как дрифтерные се­ ти. После такой тряски на палу­ бу дополнительно ссыпается 300— 400 килограммов рыбы. Ко­ нечно, все это отнимает много вре­ мени у моряков, затрудняет их работу. Кроме того, при подъеме трала много ценной рыбы уходит из однорядного мешка. У нас были случаи, когда ло­ пались вертлюги, следовательно, их нужно делать более прочными. В настоящее время район, в ко­ тором мы работаем, хорошо освоен. В течение двух рейсов мы замети­ ли некоторые особенности поведе­ ния рыбы. Если в прошлом рейсе она лучше всего ловилась на глубине 625 метров, то уже в этом рейсе ловится на глубине 725 метров.' Долг поисковой разведки следить за движением рыбных косяков. Как и все моряки флота, эки­ паж нашего судна несет сейчас трудовую вахту в честь Дня ры­ бака. Мы обязуемся дать Родине как можно больше рыбы. Все ли взято в дорогу? Е. ПЕГУШЕВ, напитан траулера «Плутон». Надо признать, что подготовле­ ны к рейсу мы были плохо. Не хватало специальных траловых досок и другого снаряжения. При­ ходилось вести траления только строжайше запрещено доставлять в порт в свежем виде. На наших же судах сейчас, как правило, еолн на весь рейс не хватает. Согласен я и с товарищами, ко­ торые ставят перед промразведкой вопрос о необходимости расши­ рять район глубинного лева. Те промысловые квадраты, в которых мы еейчас работаем, улсе хорошо изучены промысловиками. Развед­ чикам там делать нечего. Они должны, по-моему, продвигаться дальше на север, искать на боль­ ших глубинах новые концентра­ ции рыбы. Глубинный лов рыбы приобретает все большую популяр­ ность. Очень хорошо поработали на больших глубинах моря­ ки траулеров «Никополь», «Красногвардейск», «Белуга», «Пио­ нер», «Мурмаши», «Медвежьегорск», «Мичуринск». Промысел рыбы на больших глубинах следует всемерно поощрять. Ведь, кроме того, что экипажи имеют стабильные уловы, они заготовляют и доставляют в порт рыбу, значитель­ но превосходящую по ценности и качеству как треску, так и морского окуня. Сейчас в дальние районы Атлантики направляется большая группа траулеров. Это вполне своевременное и очень нужное дело. Однако нам думается, что наряду с этим надо всемерно развивать глубинный лов за счет судов, которые не пойдут з экспедицию. Ntf,‘ Что было проверено на прак­ тике несколько лет назад. Кстати говоря, старым ГОСТом разрешглось применять крафт- мешки. Новый ГОСТ также допу- снает упаневну в мягную тару — меньше железнодорожных вагонов для достгвки мороженой продук­ ции, и расходы на оплату тари­ фа сократятся примерно на 360 тысяч рублей. Второй очень большой резерв центнеров неразделаннсго хека привела к тому, что БМРТ сдела­ ли около сорока лишних подходов к базам, потеряв на этом 240 су­ ток. Для вывозки отходов потре­ бовалось семь рейсов крупнотон- НО ПОПРАВИМОЕ в рогожные кули, а вот о крафт- мешнах в нем ни слова. Замена картонных ящиков бу­ мажными мешками повышает гру­ зовместимость БМРТ на 150— 180 тонн. Дело в том, что толщина сте­ ной ящинов 8— 10 миллиметров, а мешков — 0,8 миллиметра. Отсю­ да понятно, что увеличивается полезная загрузка трюмов. А это в •свою очередь сократит время на г переходы. Расчеты показывают, что если тридцать экипажей БМРТ станут применять мешки, то можно ожи­ дать увеличения вылова за год на 150— 180 тысяч центнеров. Кроме того, затраты на тару по флоту сократятся в течение года на 3,5 миллиона рублей. Потребуется заключен в разделке мелких рыб. Дело в том, что, замораживая се­ ребристый хек, целиком заморажи­ ваются и несъедобные отходы — внутренности и головы. Они со­ ставляют 40— 43 процента к весу рыбы. Перед употреблением в пищу хек разделывается, а отходы выбрасываются. Таким образом, получается, что напрасно исполь­ зовались холодильные мощности, нерационально загружались трю­ мы, вагоны, расходовалась тара и т. п. А если разделывать мелкую рыбу перед заморозной, то можно не только увеличить вылов, но и сэкономить миллионы рублей на­ родных средств. Заморозка в 1963 году тралфлотом 750 тысяч нажных баз, что обошлось в 2 мил­ лиона рублей. Был загружен отхо­ дами один миллион ящиков, на чем потеряно 710 тысяч рублей, 1100 четырехостных вагонов, оп­ лата за которые превысила 660 тысяч рублей, и т. д. Кроме того, из отходов хена можно было выработать большое количество рыбной муки. Если подсчитать всю сумму не­ производительных расходов, стои­ мость невыработанной муки, то получается огромная цифра — 11 миллионов рублей. Кроме того, ис­ пользование рыбной муки в сельском хозяйстве позволило бы получить дополнительно за год 18— 20 тысяч тонн продунции животноводства. Конечно, внедрение разделки — дело довольно сложное. Экипа­ жи сейчас имеют большой зарабо­ ток при заморозке неразделанного хека. Поэтому надо правильно по­ строить оплату труда. Нужно, пока нет специальных машин, увеличить штат БМРТ на 25 человек, чтобы обеспечить разделку хека для полной загруз­ ни камер. Возможны затруднения с обеспечением моряков работой и заработком, если изменится про­ мысловая обстановка. В этих слу­ чаях можно пересаживать людей с БМРТ на плавбазы и вновь на­ правлять на корабль, пришедший на промысел. Третий резерв полностью отно­ сится к сельдяному флоту. Соглас­ но прогнозам осенью ожидается хорошая сырьевая база в Норвеж­ ском море, и готовиться надо уже сейчас. К середине августа, в са­ мое уловистое время, маисималь- ное число СРТ должно находиться в море. Подробно вопрос этот рас­ сматривали в статье «Четыре ва­ рианта», опубликованной в номе­ ре «Рыбного Мурмана» от 14 ян­ варя 1964 года. За счет макси­ мального нахождения судов на промысле в самое уловистое вре­ мя можно увеличить добычу сель­ ди на 250— 300 тысяч центнеров. Надо уже сейчас думать и об обеспечении флота бочками. Во втором полугодии их потребуется около полутора миллионов штун. Следует заметить, что если плав­ базы будут доставлять с промысла полуфабрикат, то лесотарный ком­ бинат не в состоянии будет обес­ печить потребности флота в таре. Нужно максимально вырабаты­ вать готовую продунцию в ящи­ ках и бочках на промысле, широ­ ко практиновать рейсы рефрижера­ торных плавбаз по типу рейса производственного рефрижератора «Витус Беринг». Об этом тайме подробно рассказывалось на стра­ ницах «Рыбного Мурмана». Приведя в действие все эти ре­ зервы, рыбами области могут уве­ личить вылов в оставшиеся до конца года месяцы на 600 тысяч центнеров, перекрыть недвлвв и получить громадную сумму эконо- . . . ™с,«арс,в...ыхв Ж в 1 заместитель начальника сельдяного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz