Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
i i i iM n im t u i im j l r Б «вое время экипаж траулера «Треска», руководимый Героем Социалистического Труда Андреем Яковлевичем Мак- Лаковум, начал большое и Полезное дело. Испытывая но вое оборудование, моряки этого траулера стали работать на больших глубинах. Опыт моряков «Трески* заинтересовал промысловиков, и вот теперь на больших глубинах уже работает целая группа «удов Мурманского тралового флота. В первых рейсах рыба* к£, естественно, столкнулись С трудностями. Не обошлось и €е? Промахов со стороны работников отделов управления тра- левого флота. Но тем не менее глубинный лов осваивается, у моряков накопился некоторый опыт, и настала пора сделать его достоянием широкой массы наших промысловиков. Недавно в Баренцевом море по радио было проведено оче редное занятие школы передового опыта, на котором высту пили капитаны и другие специалисты, непосредственно занятые на глубинном лову. Ниже мы публикуем некоторые из этих выступлений. S s., Отличное дело Г. X. голомонзин, напитан траулера «Гатчина». Вот уже второй рейс мы ведем промысел рыбы на больших глу бинах,. Траления производим на глубинах 650— 800 метров. На ‘ меньших глубинах в трал пода на них делают эти досхи тяжелее обычных досок Матросова на 150 килограммов. Вначале мы применяли 60-мет ровые кабели. Потом увеличили мх длину до 120 метров. И это ока залось правильно. При 120-метро вых кабелях распор трала увели чивается, и это повышает уловы на 20— 30 процентов. Кроме того, вать на суда, занятые глубинным ловом рыбы, на 15— 20 процен тов кухтылей больше, чем на обычные суда. Следует заметить, что кабели быстро изнашиваются, через каж дые трое суток их приходится ме нять. В заключение хочу сказать, что глубинный лов рыбы — дело весьма нужное, важное и весьма перспективное. Его следует все мерно развивать и пропагандиро вать. Куда пойдет косяк? И. БРЫЛ0В, напитан траулера «Магнитогорск» К выступлению капитана трау лера «Гатчина» мне хочется до бавить следующее. Прежде всего, некоторые капитаны жалуются на то, что ваера вытягиваются. Это действительно так. За первые 5 суток работы разница в их длине достигает 5 метров. В последую щем же времени они перестают тянуться. Их просто нужно про мерить и отрегулировать, и про мысел пойдет без помех. Мы применяем глубоководные доски. Но опыт ряда экипажей по казал, что можно работать и с обычными траловыми досками. Чтобы рыба была вкусной Г. РЕШИТЬНО, рыбмастер траулера «Магнитогорск». Добыть рыбу — это еще полде ла. Необходимо так ее обработать, чтобы потребитель получил толь ко хорошую продукцию. Рыба, ко торую мы ловим на больших глу бинах, требует особенно тщатель ной обработки. Крупную моем на палубе специальными щетками. Мелкие же экземпляры проходят через мойку. Каждый из наших рыбообработ чиков следит за тем, чтобы улов разделывался правильно, строго по инструкции, чтобы разрезы дела лись глубокими. Новичков и мало квалифицированных моряков учим. В трюме работаем так же, как и в обычных рейсах. Стараемся бе режно расходовать соль, но не в ущерб качеству продукции. Рань ше мы укладывали рыбу в черда ки на четыре площадки. Она сильно сдавливалась, и особенно при длительном хранении проис ходила очень большая утечка. Сейчас укладываем на 6 площа док, причем плотно их не наби ваем. Благодаря этому технологи ческие потери снизились. одним бортом. Правда, потом, узнав, что некоторые суда ведут промысел на больших глубинах с обычным промснаряжением, мы стали работать двумя бортами. Но при обычных досках распор трала меньше, а, следовательно, меньше и уловы. Я согласен с тем, что нашим конструкторам следует еще по работать над усовершенствованием глубоководных кухтылей и бо- бинцев. Имеющиеся у нас кухты^ ли на глуочнпх ч 800 метров ло паются. Капитанам следке! помнить о том, что при вытягивании ваеров уловистость тралов снижается. Мы не работаем подолгу одним бортом, а систематически переходим с вд“ ного трала на другой. Это подав ляет избегать вытягивания вае ров. Столкнулись мы в рейсе и с другими трудностями. Пе суще ствующей инструкции полагается затрачивать при засолке рыбы SO процентов соли от общего веса выловленной рыбы. Однако прах- тика показала, что этого недоста точно. Чтобы рыба лучше просали валась, нужно увеличить расход соли до 65 процентов к весу ры бы. Следовательно, отправляясь в рейс, соли нужно брать больше. Ведь рыбу, которую мы добываем. Г Л У Б И Н А Т Р А Л Е Н И Я — 800 М Е Т Р О В ! дает много губки, камней. Про должительность траления можно доводить до трех часов, получать хорошие уловы и не только вы полнять, но и перевыполнять су точные задания. • Ваеров мы даем 550 саженей. Ваера у нас тонкие, диаметром 17 миллиметров со стальным сердеч ником. На барабане лебедки их ямеем до 2000 метров. Лучше всего производить тра ление по течениям, которые в на шем районе идут на норд, норд- еет и иногда доходят до оста. Очень нужно быть осторожным ври подъеме и спуске трала. Слу чается, что начинают гореть «оперы. За этим следует еле- Д*ть. . Ври спуске трала доски садятся «а грунт медленно. Поэтому когда ваера стравлены, то сразу мы их не равняем, а минут 5— 7 ожидаем. За это время доски са дится на грунт, и можно продол жать работу. Об этом необходимо помнить, иначе могут быть завер ти трала. Экипаж работает утяжеленны ми, как у нас их называют, эк спериментальными траловыми дос ками. Они проверены и хорошо себя показали. Железные полосы С.<1 i .• •_ становится меньшей вероятность завертев. Нижнюю подберу трала воору жаем по схеме промыслового o r дела. Только несколько утяжеляем ее. На каждый 400-метровый бо- бинец ставим по 21 килограмму груза. На клячевке ставим 500- миллиметровые бобинцы. Надо сказать, что, несмотря на большие глубины, а, следователь но, огромное давление воды, бо бинцы специальной конструкции не раздавливаются. Однако они все-таки сжимаются гармошкой, и их приходится менять. Мне дума ется, нашим конструкторам нужно еще поработать над созданием не обходимого и доброкачественного промыслового снаряжения для больших глубин. На нижнюю подбору ставим по 44— 46 кухтылей. Кухтыли у нас специальной конструкции. Но и они подчас приходят из воды по врежденными. Надо прямо сказать, что пока еще специального снаряжения для ведения глубинного лова у нас недостаточно. В прошлом рейсе, например, из-за нехватки распор ных траловых досок нам приш лось работать одним бортом. Сле довало бы отделу снабжения да- Нравда, приходотся дольше ждать, пока они сядут на грунт. Мы про бовали работать обычными трало выми досками, и у нас получилось неплохо. Следует сказать, что мы нуждаемся в специальном глубо ководном трале. Обычный трал, которым мы сейчас ведем про мысел, вызывает много неудобств. Достаточно сказать, что его прихо дится грясти как дрифтерные се ти. После такой тряски на палу бу дополнительно ссыпается 300— 400 килограммов рыбы. Ко нечно, все это отнимает много вре мени у моряков, затрудняет их работу. Кроме того, при подъеме трала много ценной рыбы уходит из однорядного мешка. У нас были случаи, когда ло пались вертлюги, следовательно, их нужно делать более прочными. В настоящее время район, в ко тором мы работаем, хорошо освоен. В течение двух рейсов мы замети ли некоторые особенности поведе ния рыбы. Если в прошлом рейсе она лучше всего ловилась на глубине 625 метров, то уже в этом рейсе ловится на глубине 725 метров.' Долг поисковой разведки следить за движением рыбных косяков. Как и все моряки флота, эки паж нашего судна несет сейчас трудовую вахту в честь Дня ры бака. Мы обязуемся дать Родине как можно больше рыбы. Все ли взято в дорогу? Е. ПЕГУШЕВ, напитан траулера «Плутон». Надо признать, что подготовле ны к рейсу мы были плохо. Не хватало специальных траловых досок и другого снаряжения. При ходилось вести траления только строжайше запрещено доставлять в порт в свежем виде. На наших же судах сейчас, как правило, еолн на весь рейс не хватает. Согласен я и с товарищами, ко торые ставят перед промразведкой вопрос о необходимости расши рять район глубинного лева. Те промысловые квадраты, в которых мы еейчас работаем, улсе хорошо изучены промысловиками. Развед чикам там делать нечего. Они должны, по-моему, продвигаться дальше на север, искать на боль ших глубинах новые концентра ции рыбы. Глубинный лов рыбы приобретает все большую популяр ность. Очень хорошо поработали на больших глубинах моря ки траулеров «Никополь», «Красногвардейск», «Белуга», «Пио нер», «Мурмаши», «Медвежьегорск», «Мичуринск». Промысел рыбы на больших глубинах следует всемерно поощрять. Ведь, кроме того, что экипажи имеют стабильные уловы, они заготовляют и доставляют в порт рыбу, значитель но превосходящую по ценности и качеству как треску, так и морского окуня. Сейчас в дальние районы Атлантики направляется большая группа траулеров. Это вполне своевременное и очень нужное дело. Однако нам думается, что наряду с этим надо всемерно развивать глубинный лов за счет судов, которые не пойдут з экспедицию. Ntf,‘ Что было проверено на прак тике несколько лет назад. Кстати говоря, старым ГОСТом разрешглось применять крафт- мешки. Новый ГОСТ также допу- снает упаневну в мягную тару — меньше железнодорожных вагонов для достгвки мороженой продук ции, и расходы на оплату тари фа сократятся примерно на 360 тысяч рублей. Второй очень большой резерв центнеров неразделаннсго хека привела к тому, что БМРТ сдела ли около сорока лишних подходов к базам, потеряв на этом 240 су ток. Для вывозки отходов потре бовалось семь рейсов крупнотон- НО ПОПРАВИМОЕ в рогожные кули, а вот о крафт- мешнах в нем ни слова. Замена картонных ящиков бу мажными мешками повышает гру зовместимость БМРТ на 150— 180 тонн. Дело в том, что толщина сте ной ящинов 8— 10 миллиметров, а мешков — 0,8 миллиметра. Отсю да понятно, что увеличивается полезная загрузка трюмов. А это в •свою очередь сократит время на г переходы. Расчеты показывают, что если тридцать экипажей БМРТ станут применять мешки, то можно ожи дать увеличения вылова за год на 150— 180 тысяч центнеров. Кроме того, затраты на тару по флоту сократятся в течение года на 3,5 миллиона рублей. Потребуется заключен в разделке мелких рыб. Дело в том, что, замораживая се ребристый хек, целиком заморажи ваются и несъедобные отходы — внутренности и головы. Они со ставляют 40— 43 процента к весу рыбы. Перед употреблением в пищу хек разделывается, а отходы выбрасываются. Таким образом, получается, что напрасно исполь зовались холодильные мощности, нерационально загружались трю мы, вагоны, расходовалась тара и т. п. А если разделывать мелкую рыбу перед заморозной, то можно не только увеличить вылов, но и сэкономить миллионы рублей на родных средств. Заморозка в 1963 году тралфлотом 750 тысяч нажных баз, что обошлось в 2 мил лиона рублей. Был загружен отхо дами один миллион ящиков, на чем потеряно 710 тысяч рублей, 1100 четырехостных вагонов, оп лата за которые превысила 660 тысяч рублей, и т. д. Кроме того, из отходов хена можно было выработать большое количество рыбной муки. Если подсчитать всю сумму не производительных расходов, стои мость невыработанной муки, то получается огромная цифра — 11 миллионов рублей. Кроме того, ис пользование рыбной муки в сельском хозяйстве позволило бы получить дополнительно за год 18— 20 тысяч тонн продунции животноводства. Конечно, внедрение разделки — дело довольно сложное. Экипа жи сейчас имеют большой зарабо ток при заморозке неразделанного хека. Поэтому надо правильно по строить оплату труда. Нужно, пока нет специальных машин, увеличить штат БМРТ на 25 человек, чтобы обеспечить разделку хека для полной загруз ни камер. Возможны затруднения с обеспечением моряков работой и заработком, если изменится про мысловая обстановка. В этих слу чаях можно пересаживать людей с БМРТ на плавбазы и вновь на правлять на корабль, пришедший на промысел. Третий резерв полностью отно сится к сельдяному флоту. Соглас но прогнозам осенью ожидается хорошая сырьевая база в Норвеж ском море, и готовиться надо уже сейчас. К середине августа, в са мое уловистое время, маисималь- ное число СРТ должно находиться в море. Подробно вопрос этот рас сматривали в статье «Четыре ва рианта», опубликованной в номе ре «Рыбного Мурмана» от 14 ян варя 1964 года. За счет макси мального нахождения судов на промысле в самое уловистое вре мя можно увеличить добычу сель ди на 250— 300 тысяч центнеров. Надо уже сейчас думать и об обеспечении флота бочками. Во втором полугодии их потребуется около полутора миллионов штун. Следует заметить, что если плав базы будут доставлять с промысла полуфабрикат, то лесотарный ком бинат не в состоянии будет обес печить потребности флота в таре. Нужно максимально вырабаты вать готовую продунцию в ящи ках и бочках на промысле, широ ко практиновать рейсы рефрижера торных плавбаз по типу рейса производственного рефрижератора «Витус Беринг». Об этом тайме подробно рассказывалось на стра ницах «Рыбного Мурмана». Приведя в действие все эти ре зервы, рыбами области могут уве личить вылов в оставшиеся до конца года месяцы на 600 тысяч центнеров, перекрыть недвлвв и получить громадную сумму эконо- . . . ™с,«арс,в...ыхв Ж в 1 заместитель начальника сельдяного флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz