Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
Т Т О М Н И Т С Я восьмое января •■■■ 1964 года. В этот день хоз расчетная комиссия управления тралового флота производила разбор финансово-производст венной деятельности экипажа траулера «Гатчина» за минув ший год. Итоги были неудов летворительные. Моряки недо- ловили 5695 центнеров рыбы, не справились с планом позаго- товке свежья. Вместо того, чтобы дать 76 тысяч рублей прибыли, год был закончен с убытком в 65 тысяч рублей. Причины? Их было очень много. На судне сменилось пять капитанов, столько же старпомов. О матросах и гово рить не приходится. Не ко рабль, а проходной двор. От сюда отсутствие тревоги за план, слаженность в работе, большая потеря промыслового времени. Неприятно было на душе у капитана Геннадия Михайло вича Голомонзина.. Он хотя и сделал на «Гатчине» вс^го один рейс, но все равно ко рабль отстающий. И выправ лять положение придется ему. А это, ох как трудно! — Начинать надо с кадров, — посоветовал ему помполит Василий Александрович Ко ридзе. Так и поступил капитан. Вскоре руководство флота по его предложению закрепило за судном командный состав, матросов первого класса. Бе готня прекратилась. Люди ста ли чувствовать себя хозяева ми на траулере. Отдел до бычи рыбы управления флота направил на корабль опытного^ старшего мастера по добыче* коммуниста Алексея Федоро вича Толкачева. . Но первый рейс закончился неудачно. Моряки помнят яи- ваоь. Ц1гориы, -итормы и штормы, b результате недолов тридцать с лишним тонн. А\ожно ли перекрыть недо лов до конца квартала и что для этого надо? Мнение моря ков было единодушным — в отстающих не будем. И это не {)ыли просто красивые фразы. Командование судна разрабо тало специальные мероприя тия. Расчеты показывали, что если экипаж сэкономит на каждом спуске-подъеме трал5 четыре минуты, то за рейс бу дет сделано дополнительно три траления. Если увеличить су точный режим траления про тив плана на два с половиной часа, то в течение рейса мож но сделать дополнительно к плану двадцать тралений. Бы ли запланированы три между рейсовые стоянки в порту. В общей сложности экипаж как* бы выкраивал дополнительно девять с половиной суток. А за это время можно добыть да же в самых неблагоприятных условиях 40—50 тонн рыбы. Предусматривались меро приятия по экономии топлива, промыслового вооружения, по вышению сортности полуфаб риката и т. д. 1Но как бы ни Зыли хороши любые планы, любые меро приятия, они останутся на бу маге, если не будут доведены до сознания каждого моряка, если на судне плохо поставле- на политико-массовая работа. Вот почему коммунисты трау лера сами показывали пример в труде и увлекали за собой других членов экипажа. Всем памятен случай с мат росом Иваном Матвеевым. Не пришел на вахту, к отходу явился в нетрезвом виде. — А мне на план наплевать! Рыбы нет! — разглагольство вал он на палубе. — Пил и бу ду пить: все моряки испокон веков пили.. Надо было доказать челове ку, что он не прав, а заодно и развенчать его в глазах дру гих моряков. Видели моряки, что на следующий день после беседы у помполита ходил Матвеев сам не свой. Чувство валось, что происходит в нем какая-то перемена. Здорово, видимо, разбередил душу помполнт, заставил Ивана за думаться над своей жизнью, поведением. А это заставило задуматься и других. Нет необходимости расска зывать сейчас все подробности работы экипажа в феврале* и марте... Скажем срезу, наме ченные мероприятия были успешно претворены в жизнь. Моряки «Гатчины» сумели не только наверстать упущенное, но и перекрыть квартальный план по добыче рыбы. Был перевыполнен план по выра ботке клипфиска, рыбной му ки. При этом моряки достигли экономии средств по пяти ста тьям сметы затрат и снизили себестоимость центнера про дукции на 19 копеек. А если сравнить этот показатель с первым кварталом 1963 года, то цифра получается еще бо лее внушительная — на 7 руб лей 43 копейки. В первом квартале, как из вестно, началось успешное освоение промысла на боль ших глубинах. Первые сооб щения об удачных тралениях экипажа «Трески» заинтересо вали судоводителей «Гатчи ны». Затем удачные рейсы «Никополя». Но нелегко принять решение о переключении на глубоко водный лов. Дело новое, глу бины неизведанные. Морякам «Трески» что — судно экспе риментальное. А тут план со лидный. Но все же такое ре шение было принято. В третьем комбинированном рейсе и в четвертом полностью глубоководном с особой полно той проявились высокая орга низованность, высокое мастер ство экипажа, стремление во что бы то ни стало добиться успеха. На больших глубинах при ходится травить по полтора километра ваеров. Не выдер живают тормозные ленты тра ловой лебедки — горят на клепки из феррадо. Задумался старший мастер по добыче. Так можно лебедку из строя вывести, да и не напасешься тормозных лент. Каждая из них стоит недешево. А что если охлаждать - тормозные ленты забортной водой? Старший механик Констан тин Степа 1 ювич Зуйков одоб рил идею. Быстро подвели шланг, и вода из пожарной магистрали стала поступать на барабан лебедки. При промысле на обычных глубинах нагрузка на лебедку Они, например, сейчас твердо убеждены, что работать в глу боководных районах лучше всего 120-метровыми кабеля ми. Исключаются заверты тра лов, а улов повышается при- Предложение приняли. Ана толий Гетрович с помощью ко тельного машиниста Евгения Ермилова, комсомольцев Алек сандра Тельнова и Александра ПРИХОДИТ УПОРНЫМ очень велика. А на больших глубинах нагрузка значитель но возрастает. Поэтому за ле бедкой нужен уход и уход. Третий механик Генрих Нико лаевич Притчин успешно справляется с этим -делом. Он своевременно поджимает или ослабляет подшипники, сма зывает их. В процессе эксплуатации бы ло замечено, что тросом реза ло вертикальные ролики карет ки ваероукладчика. На судне нашли противоядие этому — стали переворачивать ролики. Срок службы их увеличился. В очередной рейс траулер ушел, имея на борту бронзо вые втулки для подвесных и поворотных роликов. Чугунные быстро изнашиваются, их ре шили заменить. Творчески относятся к делу сам капитан и его помощники. > мерно на 30 процентов. Из ми нувшего рейса экипаж «Гатчи ны» доставил 133 тонны рыбы в полуфабрикате. Обратили внимание на «Гат чине» еще на одну особенность глубоководного промысла — на то, что часть рыбы объячеи- вается в крыльях и сквере тра ла. По предложению тов. Тол качева стали «трясти» сети. Улов от этого повышался не менее чем на 300—400 кило граммов в сутки. Пример высокой сознатель ности проявил слесарь ком мунист Анатолий Петрович Молоков.. — Зачем брать в рейс ма- - шиниста рыбомучной установ ки? — сказал он.—Отходов бу дет мало, ничего не зарабо тает человек, а на других дах он будет нужен. Я смо»у в свободное время обслуживать установку. Цветкова изготовил за рейс из прилова 3,5 тонны рыбной му ки. Все, о чем рассказано в на стоящей статье, — это отдель ные штрихи из жизни экипажа «Гатчины». Ему заслуженно вручили переходящее Красное знамя городского комитета КП СС н исполкома городского Совета депутатов трудящихся за успехи, достигнутые в пер вом квартале. Опыт экипажа «Гатчины» учит, что там, где командова ние и партийная организация занимаются воспитанием мо ряков, там, где создан друж ный коллектив, там не страш ны никакие трудности. Н. РЫБНИКОВ, заместитель начальника I планового отдела трало вого флота по хозрасче ту. Н а С Н И М К Е : к а п и т а н т р а у л е р а « Г а т ч и н а » Г . М . Г о л о м о н э и н ( в - Ц е н т р е ) с п е р е д о в ы м и м о р я к и - м и м а т р о с о м И . И . М а л ы ш е в ы м , р ы б м а с т е р о м у д а р н и к о м к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а А А М а к а р е м - к о в ы м , п о м о щ н и к о м м а с т е р и п о о б р а б о т к е р ы б ы В . А . К о з л о в ы м и м а т р о с о м Г . В . Н е & е т а е в ы м . мз «Полярной правды» В помощь судоводителю Лучшие курсы в бемно часты они весной и в нача ле лета. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В ЭТОЙ ВЫСТАВКЕ Но Дню рыбака Дворец куль туры имени С. М. Кирова орга низует выставку «Мурманск — город рыбаков». Для того, что бы сделать эту выставну ин тересной и содержательной, нам нужны фотодокументы, картины, личные вещи, награ ды рыбаков, вырезки из газет, статьи о работе морянов и эки пажей в 1920, 1940, 1944, 1964 годах. . Поэтому я обращаюсь за по мощью к ветеранам тралового и сельдяного флотов, к морякам, женам моряксв и всем жите лям города Мурманска, ко всем. I I у кого есть реликвии, наградные документы, за метки из газет, довоенные фо тографии ваши лично, товари щей, работавших с вами и быв ших передовиками произвав- ства, и т. д. Направьте, пожа луйста, зти вещи, документы to Дворец культуры. : Товарищи ветераны флота! Мы возлагаем большие надей- да на вашу помощь. Очэнь желательно, чтобы вы приходили в комнату № 16 Дворца культуры для обсужде ния эскиза этой выставки. Здесь мы выясним, кто из вас и ( родолжение. Нач. см. в 59). Циклоны от берегов Северной заявлению членов экнпа;^, вы«о- В районе Исландии туманы вы- ^меРики устремляются через той около 75 футов, обрушившись зываются встречей холодных вод * тла,,тикУ * Европе и вторгаются на судно, выдавила, вскрыла Восточно-Гренландского течения, ^ материк на всем пространстве трюмные люки и затопила трюм, одна кз ветвей которого омывает Великобритании до Новой Зем- Пароход «Даюлла» начал тонуть. Исландию с северо-востока и да- ЛИ- в^е>,а Ураганных штормов Команда с большим трудом спус- лее идет на занад с теплыми во- в зимние месяцы высота волн дос- тила на воду две спасательные дами течения Ирмингера. Южнее ! игает в цельных случаях 20 и шлюпки. Капитан я часть экипажа Исландии туманы можно набяю* метров. Колоссальные вол- не ©могли сойти на шлюпки и ве дать в любое время года, но осо- ны’ обрушиваясь на суда, сносят гибли. и разрушают все на своём пути. На следующий день одна из От капитанов и экипажей судов шлюпок, в которой находилось 16 требуется большое искусство не крайне утомленных, обморожен- только в борьбе со штормами, но ных людей я три трупа, была no il в том, чтобы избежать губи- добрана. На второй шлюпке оказа- тельного ветра и волнения, зара- лись в полубессознательном со- нее проложив курс в обход цик- стоянии два моряка и один труп, лона, так как борьба се сгижией, Со слов спаседвых, семь человек даже в наши дни, не всегда окан- из второй шлюпки были смыты чивается победой.^Например, мож- волнами и погибли, но привести такой факт. У бере- Этим же штормом был выбро- гов Новой Скотин и Ньюфаундлен- шен на скалы у острова Магдалена да 21 декабря 1963 года разыграл- крупный норвежский пароход. Не ея жестокий иторм. Сала ветра до- счастливой случайности янгсю из стигала скорости 36 метров в се- команды этого судна не погиб, куиду. Это вызвало очень боль- Кроме того, семь рыбаков были шое волнение. Как сообщило ка- унесены с опрокинутого волнами надское радио, французский паро- катера, несколько человек были ход «Даюлла» с грузом 2300 тонн, смыты за борт с других судов, следовавший из Марселя в залив в районе Ньюфаундленда 20 и Святого Лаврентия, находился в 21 декабря 1963 года терпели 40 милях на юг от острова Бюр- бедствие семь судов. Ж 0 . Судно С трудом продвигалось (Продолжение следует) вперед. После полудня волнение усилилось. На судно шли горопо- КИСОВ, добные волны. Одна- из волн, по капитан дальнего плавания. какими материалами и докумен тами располагает, которые можно показать на выставке, договоримся, нто и где высту пит перед молодежью с воспо минаниями о работе моряков в 20-к—30-к гадах и т. д. Луч шее время для наших встреч 6 11 до 14 часов и с 17 до 19 ча сов. Ждем вас, дорогие товарищи! Е РАДОСТИ НА, заве дующая ПОЛИТИКО-М2ССО- вым сектором Дворца культуры имени С. М. Ки рова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz