Рыбный Мурман. 1964 г. Май.

Т Т О М Н И Т С Я восьмое января •■■■ 1964 года. В этот день хоз­ расчетная комиссия управления тралового флота производила разбор финансово-производст­ венной деятельности экипажа траулера «Гатчина» за минув­ ший год. Итоги были неудов­ летворительные. Моряки недо- ловили 5695 центнеров рыбы, не справились с планом позаго- товке свежья. Вместо того, чтобы дать 76 тысяч рублей прибыли, год был закончен с убытком в 65 тысяч рублей. Причины? Их было очень много. На судне сменилось пять капитанов, столько же старпомов. О матросах и гово­ рить не приходится. Не ко­ рабль, а проходной двор. От­ сюда отсутствие тревоги за план, слаженность в работе, большая потеря промыслового времени. Неприятно было на душе у капитана Геннадия Михайло­ вича Голомонзина.. Он хотя и сделал на «Гатчине» вс^го один рейс, но все равно ко­ рабль отстающий. И выправ­ лять положение придется ему. А это, ох как трудно! — Начинать надо с кадров, — посоветовал ему помполит Василий Александрович Ко ­ ридзе. Так и поступил капитан. Вскоре руководство флота по его предложению закрепило за судном командный состав, матросов первого класса. Бе­ готня прекратилась. Люди ста­ ли чувствовать себя хозяева­ ми на траулере. Отдел до­ бычи рыбы управления флота направил на корабль опытного^ старшего мастера по добыче* коммуниста Алексея Федоро­ вича Толкачева. . Но первый рейс закончился неудачно. Моряки помнят яи- ваоь. Ц1гориы, -итормы и штормы, b результате недолов тридцать с лишним тонн. А\ожно ли перекрыть недо­ лов до конца квартала и что для этого надо? Мнение моря­ ков было единодушным — в отстающих не будем. И это не {)ыли просто красивые фразы. Командование судна разрабо­ тало специальные мероприя­ тия. Расчеты показывали, что если экипаж сэкономит на каждом спуске-подъеме трал5 четыре минуты, то за рейс бу­ дет сделано дополнительно три траления. Если увеличить су­ точный режим траления про­ тив плана на два с половиной часа, то в течение рейса мож­ но сделать дополнительно к плану двадцать тралений. Бы ­ ли запланированы три между­ рейсовые стоянки в порту. В общей сложности экипаж как* бы выкраивал дополнительно девять с половиной суток. А за это время можно добыть да­ же в самых неблагоприятных условиях 40—50 тонн рыбы. Предусматривались меро­ приятия по экономии топлива, промыслового вооружения, по­ вышению сортности полуфаб­ риката и т. д. 1Но как бы ни Зыли хороши любые планы, любые меро­ приятия, они останутся на бу­ маге, если не будут доведены до сознания каждого моряка, если на судне плохо поставле- на политико-массовая работа. Вот почему коммунисты трау­ лера сами показывали пример в труде и увлекали за собой других членов экипажа. Всем памятен случай с мат­ росом Иваном Матвеевым. Не пришел на вахту, к отходу явился в нетрезвом виде. — А мне на план наплевать! Рыбы нет! — разглагольство­ вал он на палубе. — Пил и бу­ ду пить: все моряки испокон веков пили.. Надо было доказать челове­ ку, что он не прав, а заодно и развенчать его в глазах дру­ гих моряков. Видели моряки, что на следующий день после беседы у помполита ходил Матвеев сам не свой. Чувство­ валось, что происходит в нем какая-то перемена. Здорово, видимо, разбередил душу помполнт, заставил Ивана за­ думаться над своей жизнью, поведением. А это заставило задуматься и других. Нет необходимости расска­ зывать сейчас все подробности работы экипажа в феврале* и марте... Скажем срезу, наме­ ченные мероприятия были успешно претворены в жизнь. Моряки «Гатчины» сумели не только наверстать упущенное, но и перекрыть квартальный план по добыче рыбы. Был перевыполнен план по выра­ ботке клипфиска, рыбной му­ ки. При этом моряки достигли экономии средств по пяти ста­ тьям сметы затрат и снизили себестоимость центнера про­ дукции на 19 копеек. А если сравнить этот показатель с первым кварталом 1963 года, то цифра получается еще бо­ лее внушительная — на 7 руб­ лей 43 копейки. В первом квартале, как из­ вестно, началось успешное освоение промысла на боль­ ших глубинах. Первые сооб­ щения об удачных тралениях экипажа «Трески» заинтересо­ вали судоводителей «Гатчи­ ны». Затем удачные рейсы «Никополя». Но нелегко принять решение о переключении на глубоко­ водный лов. Дело новое, глу­ бины неизведанные. Морякам «Трески» что — судно экспе­ риментальное. А тут план со­ лидный. Но все же такое ре­ шение было принято. В третьем комбинированном рейсе и в четвертом полностью глубоководном с особой полно­ той проявились высокая орга­ низованность, высокое мастер­ ство экипажа, стремление во что бы то ни стало добиться успеха. На больших глубинах при­ ходится травить по полтора километра ваеров. Не выдер­ живают тормозные ленты тра­ ловой лебедки — горят на­ клепки из феррадо. Задумался старший мастер по добыче. Так можно лебедку из строя вывести, да и не напасешься тормозных лент. Каждая из них стоит недешево. А что если охлаждать - тормозные ленты забортной водой? Старший механик Констан­ тин Степа 1 ювич Зуйков одоб­ рил идею. Быстро подвели шланг, и вода из пожарной магистрали стала поступать на барабан лебедки. При промысле на обычных глубинах нагрузка на лебедку Они, например, сейчас твердо убеждены, что работать в глу­ боководных районах лучше всего 120-метровыми кабеля­ ми. Исключаются заверты тра­ лов, а улов повышается при- Предложение приняли. Ана­ толий Гетрович с помощью ко­ тельного машиниста Евгения Ермилова, комсомольцев Алек­ сандра Тельнова и Александра ПРИХОДИТ УПОРНЫМ очень велика. А на больших глубинах нагрузка значитель­ но возрастает. Поэтому за ле­ бедкой нужен уход и уход. Третий механик Генрих Нико­ лаевич Притчин успешно справляется с этим -делом. Он своевременно поджимает или ослабляет подшипники, сма­ зывает их. В процессе эксплуатации бы­ ло замечено, что тросом реза­ ло вертикальные ролики карет­ ки ваероукладчика. На судне нашли противоядие этому — стали переворачивать ролики. Срок службы их увеличился. В очередной рейс траулер ушел, имея на борту бронзо­ вые втулки для подвесных и поворотных роликов. Чугунные быстро изнашиваются, их ре­ шили заменить. Творчески относятся к делу сам капитан и его помощники. > мерно на 30 процентов. Из ми­ нувшего рейса экипаж «Гатчи­ ны» доставил 133 тонны рыбы в полуфабрикате. Обратили внимание на «Гат ­ чине» еще на одну особенность глубоководного промысла — на то, что часть рыбы объячеи- вается в крыльях и сквере тра­ ла. По предложению тов. Тол­ качева стали «трясти» сети. Улов от этого повышался не менее чем на 300—400 кило­ граммов в сутки. Пример высокой сознатель­ ности проявил слесарь ком­ мунист Анатолий Петрович Молоков.. — Зачем брать в рейс ма- - шиниста рыбомучной установ­ ки? — сказал он.—Отходов бу­ дет мало, ничего не зарабо­ тает человек, а на других дах он будет нужен. Я смо»у в свободное время обслуживать установку. Цветкова изготовил за рейс из прилова 3,5 тонны рыбной му­ ки. Все, о чем рассказано в на­ стоящей статье, — это отдель­ ные штрихи из жизни экипажа «Гатчины». Ему заслуженно вручили переходящее Красное знамя городского комитета КП СС н исполкома городского Совета депутатов трудящихся за успехи, достигнутые в пер­ вом квартале. Опыт экипажа «Гатчины» учит, что там, где командова­ ние и партийная организация занимаются воспитанием мо­ ряков, там, где создан друж­ ный коллектив, там не страш­ ны никакие трудности. Н. РЫБНИКОВ, заместитель начальника I планового отдела трало­ вого флота по хозрасче­ ту. Н а С Н И М К Е : к а п и т а н т р а у л е р а « Г а т ч и н а » Г . М . Г о л о м о н э и н ( в - Ц е н т р е ) с п е р е д о в ы м и м о р я к и - м и м а т р о с о м И . И . М а л ы ш е в ы м , р ы б м а с т е р о м у д а р н и к о м к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а А А М а к а р е м - к о в ы м , п о м о щ н и к о м м а с т е р и п о о б р а б о т к е р ы б ы В . А . К о з л о в ы м и м а т р о с о м Г . В . Н е & е т а е в ы м . мз «Полярной правды» В помощь судоводителю Лучшие курсы в бемно часты они весной и в нача­ ле лета. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В ЭТОЙ ВЫСТАВКЕ Но Дню рыбака Дворец куль­ туры имени С. М. Кирова орга­ низует выставку «Мурманск — город рыбаков». Для того, что­ бы сделать эту выставну ин­ тересной и содержательной, нам нужны фотодокументы, картины, личные вещи, награ­ ды рыбаков, вырезки из газет, статьи о работе морянов и эки­ пажей в 1920, 1940, 1944, 1964 годах. . Поэтому я обращаюсь за по­ мощью к ветеранам тралового и сельдяного флотов, к морякам, женам моряксв и всем жите­ лям города Мурманска, ко всем. I I у кого есть реликвии, наградные документы, за­ метки из газет, довоенные фо­ тографии ваши лично, товари­ щей, работавших с вами и быв­ ших передовиками произвав- ства, и т. д. Направьте, пожа­ луйста, зти вещи, документы to Дворец культуры. : Товарищи ветераны флота! Мы возлагаем большие надей- да на вашу помощь. Очэнь желательно, чтобы вы приходили в комнату № 16 Дворца культуры для обсужде­ ния эскиза этой выставки. Здесь мы выясним, кто из вас и ( родолжение. Нач. см. в 59). Циклоны от берегов Северной заявлению членов экнпа;^, вы«о- В районе Исландии туманы вы- ^меРики устремляются через той около 75 футов, обрушившись зываются встречей холодных вод * тла,,тикУ * Европе и вторгаются на судно, выдавила, вскрыла Восточно-Гренландского течения, ^ материк на всем пространстве трюмные люки и затопила трюм, одна кз ветвей которого омывает Великобритании до Новой Зем- Пароход «Даюлла» начал тонуть. Исландию с северо-востока и да- ЛИ- в^е>,а Ураганных штормов Команда с большим трудом спус- лее идет на занад с теплыми во- в зимние месяцы высота волн дос- тила на воду две спасательные дами течения Ирмингера. Южнее ! игает в цельных случаях 20 и шлюпки. Капитан я часть экипажа Исландии туманы можно набяю* метров. Колоссальные вол- не ©могли сойти на шлюпки и ве­ дать в любое время года, но осо- ны’ обрушиваясь на суда, сносят гибли. и разрушают все на своём пути. На следующий день одна из От капитанов и экипажей судов шлюпок, в которой находилось 16 требуется большое искусство не крайне утомленных, обморожен- только в борьбе со штормами, но ных людей я три трупа, была no­ il в том, чтобы избежать губи- добрана. На второй шлюпке оказа- тельного ветра и волнения, зара- лись в полубессознательном со- нее проложив курс в обход цик- стоянии два моряка и один труп, лона, так как борьба се сгижией, Со слов спаседвых, семь человек даже в наши дни, не всегда окан- из второй шлюпки были смыты чивается победой.^Например, мож- волнами и погибли, но привести такой факт. У бере- Этим же штормом был выбро- гов Новой Скотин и Ньюфаундлен- шен на скалы у острова Магдалена да 21 декабря 1963 года разыграл- крупный норвежский пароход. Не ея жестокий иторм. Сала ветра до- счастливой случайности янгсю из стигала скорости 36 метров в се- команды этого судна не погиб, куиду. Это вызвало очень боль- Кроме того, семь рыбаков были шое волнение. Как сообщило ка- унесены с опрокинутого волнами надское радио, французский паро- катера, несколько человек были ход «Даюлла» с грузом 2300 тонн, смыты за борт с других судов, следовавший из Марселя в залив в районе Ньюфаундленда 20 и Святого Лаврентия, находился в 21 декабря 1963 года терпели 40 милях на юг от острова Бюр- бедствие семь судов. Ж 0 . Судно С трудом продвигалось (Продолжение следует) вперед. После полудня волнение усилилось. На судно шли горопо- КИСОВ, добные волны. Одна- из волн, по капитан дальнего плавания. какими материалами и докумен­ тами располагает, которые можно показать на выставке, договоримся, нто и где высту­ пит перед молодежью с воспо­ минаниями о работе моряков в 20-к—30-к гадах и т. д. Луч­ шее время для наших встреч 6 11 до 14 часов и с 17 до 19 ча­ сов. Ждем вас, дорогие товарищи! Е РАДОСТИ НА, заве­ дующая ПОЛИТИКО-М2ССО- вым сектором Дворца культуры имени С. М. Ки­ рова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz