Рыбный Мурман. 1964 г. Май.

Еще недавно Клава Томилова, работающая в консервном цехе Кандалакшского рыбозавода, еле-еле выполняла смен­ ные задания. Случалось, что допускала брак. По неопытности и небрежности неровно нарезала рыбу. Подруги по работе решили помочь Клаве. Опытная резчица Мария Кезина попросила мастера поставить ее работать на п ар ус Томиловой. Она учила Клаву, как лучше и быстрее раз­ делывать рыбу. Товарищеская взаимопомощь принесла свои замечательные плоды. Переняв опыт Марии, Клава стала перевыполнять нор­ мы. За смену она нарезает рыбы на 4300 банок. На снимке (слева направо): Клава Томилова и Мария Крэй­ на за резкой и укладкой рыбы. г. Кандалакша. Фото А. Вандина. I В партийных ор­ ганизациях бас­ сейна за прошед­ шие два месяца обсуждено много интересных и важных вопросов. Как всегда, коммунисты промысловых пред­ приятий оперативно и горячо ре­ шают актуальные задачи дня. На производственном рефриже­ раторе «Советск» коммунисты на одном из своих открытых собра­ ний заслушали сообщение секре­ таря парторганизации тов. Федо- сеенко об итогах работы второго пленума Мурманского ГК КПСС. Итоги пленума вызвали оживлен­ ное обсуждение насущных задач экипажа. Боцман тов. Тихомиров критиковал работников некоторых служб, халатно относящихся к экономике. * В постановлении собрания за­ писано: «Решение второго плену­ ма Мурманского ГК КПСС одобрить и руководствоваться им в своей практике». Далее коммунисты на­ метили конкретные меры по улуч­ шению экономики судна, береж­ ному расходованию сырья, топ­ лива и смазочных материалов, ин­ струмента и прочего судового имущества. В своем постановлении комму­ нисты обращаются с просьбой обязать хозяйственников епреде- В Р Е М Я З О В Е Т Б ПАРТИЙНЫХ у ш ш и З а ц ш бассейна В ДОРОГУ ВЫШЛИ ДВОЕ Г ДЕ-ТО в Флибустьерском дальнем море бригантина поднимала паруса, где-то там на мостике стоял капнтаи, обветрен­ ный, как скалы, и звучала бесша­ башная песня. Валерка с усилием отрывал от книги уставшие глаза. Рожденное воображением видение таяло, как мираж. Рокот пенистого морского прибоя сменялся привычным при­ глушенным шепотом родного брян­ ского леса, обступившего их де­ ревушку со всех сторон. А крики мнимых чаек — прозаическим ку­ риным кудахтаньем. На заветной полке выстраива­ лись «на отдых» «Алые паруса» Грина, «Остров сокровищ» Стивен­ сона, «Морские рассказы» Станю­ ковича. Их сменяли в простеньких обложках «Алгебра», «Химия», «^Физика», «География». И хотя не такое романтическое занятие си­ деть над заковыристыми форму­ лами и извлекать корни, ничего не ■делаешь, надо! В устах старой школьной учительницы была про* висная истина: без знаний нет до­ роги на широкий простор. Выйти же на эту дорогу стало главным для Валерки Яшутина. ...С надстройки над крышей Мур­ манского мореходного училища, имитирующей мостик современного судна с навигационной аппарату­ рой, ие видно безбрежных далей. Перед взглядом курсанта Ящутина раскинулся город-работяга, на­ званный портом четырех, океанов. На сизо-стальной глади залива тесно от кораблей больших и ма­ лых. В порту что-то ворочается, скрежещет, шумно вздыхает. Ра­ бота. Когда-то придет она и к нему? Валерий на минуту закрывает глаза. Свежий ветер вовсю гуляет ка учебной площадке. В его шеле­ сте чудятся курсанту отголоски дальних штормов, свирепых бурь. «Скоро будет и твоя дорога, — шепчет колючий норд-вест. — То­ ропись, парень, навстречу боль­ шой, полной судьбе». Комсомолец Яшутин был при­ мерным курсантом, настойчивым, твердым в своих убеждениях. Па- реиь вырабатывал характер, не только подражая литературным жероям. Двадцать тр^ года — на- *»ло самостоятельного пути. И если ты привык с легкостью, по­ дешевле брать от жизни — не раз сядешь на мель. Родившийся в первый год страшной войны, Вале­ рий Яшутин еще в раннем детстве достаточно хлебнул горького. А потом — послевоенные беды, одна вара разбитых ботинок на три зи­ мы. Но воля мальчишки крепла, не погасла и мечта. Валерий знал, что после оконча­ ния, училища его не поведут под «РЫБНЫЙ МУРМАН» стр. 15 мая 1964 г. белы руки сразу в штурманскую рубку корабля. Истина была прос­ той: чтобы стать моряком, как го­ ворят, надо откушать определен­ ное количество соли. В отделе кад­ ров тралового флота так и сказа­ ли: — Молодому человеку нужен плавательный ценз. Пойдете пона­ чалу матросом. — Я к этому давно готов. ...Непроглядной полярной но­ чью траулер «Дубоссары» вышел на осанистую морскую волну из горла Кольского залива. Только под утро, сморенный качкой, за­ былся в коротком сне Яшутин. А потом началась работа нелегкая, отнимающая под конец вахты все силы. Сумеречные короткие рассве­ ты как-то разом затягивались по­ логом ночи, и не было времени по­ любоваться небогатыми на краски видами затемненного зимнего мо­ ря. Работал подавальщиком, по­ могал засольщикам и матросам палубной команды, чинил изодран­ ный в клочья трал. Одним словом, обучался по расширенной програм­ ме. Так прошло полгода. Сказать, что Яшутин втянулся, значит ни­ чего не сказать. Общительный, бы­ стро сходящийся с людьми, он ско­ ро стал своим на корабле, полно­ правным членом дружной матрос­ ской семьи. Трудно было? Конеч­ но. И море «било», и гудели на­ труженные руки, и нелегко оказа­ лось подниматься с койки. Но раз­ ве можно на это роптать? Пусть он выполнял самую простую физи­ ческую работу. Зато уважал свой т^уд, понимал, что приносит- об­ щую пользу, оставляет о себе хо­ рошую память у этих грубоватых на вид людей. Пришло время проложить само­ стоятельно первый курс. Валерия назначили третьим помощником капитана. Сейчас он ударник ком­ мунистического труда, хороший об­ щественник. Бок о бок с ним жи­ вут и работают смелые, настойчи­ вые люди, для которых труд стал основой их бытия. А работают они известно как. Траулер «Дубосса­ ры» по итогам четырех месяцев идет в первой десятке на флоте. Состав молодых моряков тра­ лового флота, разумеется, неодно-. роден. Состоит он не только из таких, как Валерий Яшутин, твер­ до знающих, по примеру кого де­ лать £рою жизнь. Есть в нем и та­ кие, как Степан Остасевич, вы­ пускник Ленинградского мореход­ ного училища. Они почти ровесники. Остасевич на год моложе. Не будем гадать, что именно заставило Степу избрать морскую профессию — то ли призвание или же упрощенное мещанское понятие о необходимо­ сти диплома. Во всяком случае, не романтика дальних дорог. Скорее всего, сквознячок. Сам он о себе, конечно, другого мнения. Как же, пылкий мечтатель, человек боль­ ших стремлений, с тонкой, увле­ кающейся натурой! Остасевичу двадцать два года. Парни в его возрасте, да и помо­ ложе, бросались с гранатами под фашистские танки, грудью засло­ няли страну. И сейчас с ним рядом тысячи сверстников, напористых, устремленных. Степан Остасевич не таков. «Барражировать» п<^ Невскому в отутюженной флотской форме, пуская доверчивым девчонкам пыль в глаза, или нести вахту у огнедышащего парового котла на рыболовном судне? Степа предпо­ читает первое. Прибыл Остасевич в Мурманск в марте этого года с направлением в траловый флот на должность машиниста паросиловой установки. Траулер «Засольщик», куда он по­ лучил назначение, смутил его ду­ шу не только отсутствием бело­ снежных надстроек и четких очер­ таний быстроходного лайнера, но и своим уж очень незвучным названием. И Остасевич делает первый ход. Он подчищает резолюцию о прие­ ме его на работу. Слово «маши­ нист» исправляет на «моторист» с тем, чтобы попасть туда, где по­ легче, т. е. на дизельное судно. Фальшивка разоблачена. Степа слезно кается. Обещает быть хо­ рошим. Но на траулер так и не пошел, прогулял тринадцать су­ ток. В отделе кадров пожурили блудного сына, предложили идти на траулер «Ленинград»: так ска­ зать, пошли навстречу утончен­ ному поэтическому вкусу молодого лоботряса. Он и тут остался ве­ рен себе. Просто-напросто отка­ зался идти в море, прослонялся несколько суток в порту, когда его послали на уборку рыбы. Степан Остасевич — не малое дитя. При случае он может по­ разглагольствовать о роли моло­ дого специалиста. Вставить в свою речь несколько трескучих фраз, шикнуть начитанностью (правда, сомнительной). На деле же ему все — трын-трава. Попросту говоря, Остасевич — представитель некой разновидно­ сти отмирающего племени тунеяд­ цев. И коллективу траулера «Че­ люскинец Павлов», куда он по­ слан сейчас, надо помочь этому молодому человеку стать иа пра­ вильный путь. ...В дорогу вышли двое. Каждо­ му шагать навстречу своей судь­ бе. На этой дороге не будет ухабов и извилин, когда совесть, созна­ ние неоплатного долга перед страной, а значит и своего места в строю будет всегда главным. Г, МУДРО В. лить назначение рефрижератора и циоино-иропагандистской работы сообщить экипажу государствен- агитколлектива на два месяца, ный план на 1964 год. . Отрадно, что вопросы социаяи- Коммунисты «Советска» пони- стического соревнования, органн- мают, что никакие производствен- зация борьбы за звание ударни- ные успехи не мыслимы без твед- ков коммунистического труда все дой, сознательной дисциплины больше привлекает внимание ком- всего экипажа. Вот почему на этом мунистов промыслового флота. Это и понятно, ведь в соревнова­ нии мы видим неисчерпаемый ре­ зерв творческой инициативы маее, их стремление делать больше и лучше. Очевидно, эти причины и заста­ вили комйуниетов траулера «Джугба» провести собрание па тему: «Задачи коммунистов, ком- же собрании резкой критике под- сомольцев и командного состава в вергся судовой комитет профсою- развитии соревнования за комму- за, не занимающийся вопросами пиитический труд». Живое обсуж- дисциплины. дение этого вопроса принесло не­ мало действенных и конкретных Старший механик тов. Черняв- предложений. ский, электромеханик тов. Лев- Одной теме, а именно итогам шин, технолог тов. Коньшин вьь второго пленума Мурманского F I сказали ряд ценных предложении КПСС «Об улучшении экономиче- по укреплению трудовой дисцип- ckojj pa(j0Tbl промышленных пред- лины- приятии» и задачам экипажей На траулере «Пеленг» партий- промысловых судов в1связи с по- ное собрание заслушало доклад становлением пленума были по- старшего помощника тов. Бойко священы собрания в партийных «О с о с т о я н и и и мерах улучшения организациях траулеров «Курем- ,организации технической учебы ка», «Кинец^а», плавбазы «Севе- личного состава траулера». родвинск» и других. „ е „ _ .....Так коммунисты тралового Здесь же обсуждался не м флота ведут неустанную работу важный вопрос жизни экипажа во построения «Задачи парторганизации по акт- ' . ТИ1|Ическ(,8 материально коммунизма. визации предмайского социалисти­ ческого соревнования», а также утвержден план и тематика лек- Е РЫ БНИ КО В . Откровенный разговор Экипаж опорно-показательного среднего рыболовного траулера № 833 носит звание коммунисти­ ческого. Большой разговор со­ стоялся здесь па открытом пар­ тийном собрании при обсуждении итогов работы в рейсе и задачах экипажа. Докладчик капитан В. Д. Петров и выступающие высказали конкретные предложения, направ­ ленные на увеличение вылова ры­ бы и оказание помощи отстающим кораблям на промысле. Партийная организация уделяет большое внимание воспитанию личного состава. Только за послед­ нее время проведены е моряками беседы: «Борьба за коммунисти­ ческий труд», «94-я годовщина со дня рождения В. И. Ленина», «1 Мая — день солидарности трудящихся всего мира». Рабо­ тает школа передового опыта. На отчетном собрании комму­ нисты СРТ-4122 партийной орга­ низации вскрыли неиспользован­ ные резервы и наметили практиче­ ские мероприятия, направленные на улучшение внутрипартийной работы, повышение воспитатель­ ной роли командного состава, а также достойной встречи Дня ры­ бака. Секретарем партийной орга­ низации избран старший мастер лова — ударник коммунистиче­ ского труда М. С. Сюмкин. Пере­ довики производства — мастер лова тов. Рачихин и боцман тов. Кишинский приняты кандидатами в члены КПСС. Секретари партийных организа­ ций СРТ № £ 844, 1043, 436 гг. Иванов, Мироненко, Дятлов сооб­ щают о выборах нового состава по­ стов содействия партийно-гаеудар- ственному контролю. В состаиэтвх постов избраны передовияи прв- изводства. На партийных собра­ ниях обсуждено постановление I I пленума ГК КПСС «Повы­ шение экономической эффективно­ сти работы предприятий, транс­ порта и строительных организа­ ций — важнейшее условие вы­ полнения семилетного плана». ,Д . Ч Е Р Е В И Ч Н Ы Й , инструктор парткома сель­ дяного флота. 1 Ш ш А ш ВЫСТУПЛЕНИЙ «Л ЕД ЯН О Е РА ВНОД УШ И Е» Под таким заголовком был 120 человек из резерва тралового опубликован 5 апреля материал и сельдяного флорой, 50 Человек рейдовой бригады «Рыбного Мур- из Архангельской области, 42 че- мана». Редакция получила такой ловека из подсобного хозяйства ответ. «Арктика», 200 человек с кон- Главное управление «Севрыба» сервного завода. С 5 апреля на- указало руководству Мурманско- правлены на 10 дней 250 курсам- го рыбокомбината на недостат- тов высшего мореходного учили- ки, отмеченные в газете, и обя- ща и иа последующие' 10 дней — зало их устранить. тЗкое же количеств*) курсантов В целях наведения порядка среднего мореходного училища, предложено убрать и 'вывезти За последнее время выработка весь мусор и хлам с территории, готовой соленой сельди достигла очистить ото льда, снега и мусо- 450 тонн в сутки, в дальнейшем ра площадки, на которых склади- ее намечено довести до 600 тони рована сельдь. в сутки. Для более быстрой уборки Начало строительства нового сельди-полуфабриката рыбоком- завода медицинского жира наме- бинату оказана помощь рабочей чено на 1966 год. силой. На рыбокомбинате трудят- М. КУ ГА В ДА, :я дополнительно к основным ра- заместитель начальника глав* ‘очим на уборке соленой сельди ного управления «Севрыба». I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz