Рыбный Мурман. 1964 г. Май.

Л И Т Е Р А Т У Р А ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ВСТРЕЧАЕТ Е Н Ь Р Ы Б А К А Как и тительные 21 июня — наш праздник! все культурио-проа*- ные артисты. Двадцать восьмого с отправнтся в отдаленные , н , ™ ис учреждения города, и двадцать девятого мая состоят- fl ^ промысла агитбригада из Дворец культуры имени С. М. Ки- ся концерты горьковской эстрады, ( £ участников художе- рова энергично готовится к ветре- с 13 по 17 мая пройдут гастроли CTBe„ Hofi самодеятельности, че замечательного праздника — театра Северного флота. Кроме Дня рыбака. До 21 июня осталось4того, этот театр 31 мая покажет Дли рыбаков, пришедших с мало времени, а за эти дни надо промысловикам свою новую рабо- моря, Дворец организует просмот- мнигое сделать. ту — спектакль «День свадьбы» ры и коллективные обсуждения но- Работники Дворца наметили об- по пьесе В. Розова. А на день вых фильмов. В честь праздника объявлен кон­ курс на лучший очерк, песню,-рас­ сказ или стихотворение о рыбаках. Итоги конкурса будут подведены в День рыбака. Победителей ждут сюрпризы! Изменится и сам Дворец культу- ■1иИМ г 1гтгД.«Гг5й» « ^ » рЫ ЦМСНИ С. М. КирОВН. В фОИС и залах, появятся новые выставки раньше, в гости к рыбакам придут п плакаты, рассказывающие о тру- местные поэуы. ? Они прочитают жениках моря, о их героической профессии. % Наряднее, красивее станут го­ стиные и комнаты . отдыха. Они: тоже приготовятся к тому, чтобы принять почетных гостей достойно. • Итак/ Дворец готовит достой­ ную встречу рыбацкому праздни­ ку! Надо надеяться, что все уч­ реждения культуры города тоже последуют этому примеру. Пусть в день 21 нюни промысло-" ширныи план интересных вечеров, встреч, концертов, спектаклей, ко­ торые познакомят промысловиков с новостями искусства, науки и техники. Решено проводить вечера отды­ ха по профессиям. Так, состоятся семейные вечера судоремонтников, портовиков, моряков «МурмаИ: сельди» н тралового флота. Двадцать первого .мая — вечер моряков сельдяного флота «О ры­ бацкой славе трудовой». Промыс- . Состоятся также слеты молодых ловики посмотрят большой кон- рыбаков. На эти слеты приглаша- церт коллективов художественной ются ветераны моря, которые поде- своп новые стихи и поэмы. самодеятельности Дворца. На вечере рыбаков тралового флота, который решено провести 22 мая,, выступят V большой про­ граммой оркестр народного теат- лятся своим богатым опытом, В мае и нюне по воскресеньям будут проходить, как обычно. Дни рыбака, так полюбившиеся моря- ра и вокальный коллектив. Само- кам. Программа их совершенно из- деятельные артисты будут вдосту- женена. Как? Увидите сами. Ска­ пать и на судах, в цехах рыбооб­ рабатывающих предприятий 24 мая жем только’ чго скУке 1 все промысловики и рыбообработ- ,,е тям теперь места нет. чики приглашаются на спектакль Готовится фильм о рыбаках. В1|КП увидят, почувствуют, как народного музыкально-драматнче- д ля ^того в море специально пой- чтит их народ, с какой любовью от- ^ £ “ 7 / n E a p L ° BCKa яет кинооператор Александр Кои- „осится к хозяевам голубой це- норижец за наем». стантннович Григорьев. Тема его , Свои достижения покажут рыба- киноочерка: «Рыбаки -------- " 1 ы‘ кам во Дворце и профессионала празднику». навстречу 3. Л ЕН С КА Я . Лауреаты Ленинских премий 1964 года На этих снимках вы видите представителен вя­ ликой советской литературы: писателя А. Т. Гонча­ ра и журналиста В. М. Пескова, сотрудника газеты «Комсомольская правда». Имена их сейчас стали известны; всему миру. . Повесть А. Гончара «Тронка» и книга В. Пес* кова «Шаги по росе» получили в этом году Ленин­ ские премии. Они получили их по праву; эти заме­ чательные произведения стали любимыми у совет­ ских читателей. - ... «Тронка» — роман в новеллах, внутри каждой из них звучит одна мелодия, раскрывается одна история. Но все они — единое целое, это рассказ о наших современниках. В. Песков — мастер очерка и репортажа. Его рассказы коротки, образны и удивительно поэтич­ ны. Его книга тоже отличный подарок читателю. Р А С С К А З (Окончание. Нач. см. в №№ 54—57) Всех, конечно, занимал вопрос, чем это он успел «накачаться» — водкой, одеколоном, денатуратом или еще каким сногсшибательным пойлом? И где он вс^ это мог до­ стать в открытом море, на судией где нет запасов спиртного? Для большинства наших людей это так и осталось жгучей тайной. Федька ни тогда, ни после ничего не рас­ сказывал, а те немногие, кто знал истину, тоже помалкивали. Глав­ ным образом из уважения к по­ страдавшему художнику Клавдию Филипповичу, лишившемуся един­ ственной дорогой для него бутыл­ ки спирта, крайне необходимого ем; и в качестве закрепителя, когла рисовал углем, а для дру­ гих чисто профессиональных на­ добностей. — Это я один во всем виноват, — сокрушался потом в разговоре со мной Клавдий Филиппович, — Федя был в этот день очень оживлен и радостен, а потом при­ знался, что у него день рождения, исполнилось двадцать три года. Я тоже порадовался, поздравил его, ну и налил ему в стакан граммов сто своего закрепителя и себе не­ множко. Чокнулись, выпили; Тут прибежал юнга Яша и сказал, что меня зачем-то приглашает капи­ тан. Я вышел и надолго задержал­ ся у Игоря Федоровича, а когда вернулся в каюту, Феди уже не было и, увы, моего закрепителя тоже не было. Я Федю не виню, трудно ведь удержаться от соблаз­ на, да еще в такой день. Но как все это неприятно, как неприятно. . "D РА С С КА З Е Клавдия Фплнн- повнча все было верно за исключением одного: Федька Ш а ­ лагин по забывчивости или еще не знаю почему приблизил день своего рождения на трн^: лишним месяца — паспорт-то его у меня хранится. А что касается неприятностей, то они посылались не только на многострадальную, не раз битую Федькнну голову, но и затро­ нули немножко сбоку самого ху­ дожника. «РЫ БН Ы Й М УРМАН» Индекс 55654 н не удалось. Вскоре мы снялись с промысла и через сутки уже бы­ ли в порту. На друюй день, кажется, после А Клавдий Филиппович еще происшествия в нашу «комнату долго сидел у стола, словно в раз- приезжающих» явился помполит думье и только время от време- МОРСКОЙ КОЛОРИТ товарищ Носков. Он вежливо по­ здоровался с Клавдием Филиппови­ чем, справился о его здоровье, са­ мочувствии, проинформировал о погоде и уловах на сегодняшний день. Потом, внимательно, сосре­ доточенно просматривая новые за­ рисовки и этюды художника, как бы между прочим сказал: — Зря вы, товарищ Зимовей- д:кий, своевременно не согласова­ ли 4со мной кандидатуру, достой­ ную художественного отображе­ ния. Тогда бы не было и некото­ рых ошибок с вашей стороны. — А' вы считаете, — мягко по­ интересовался Клавдий Филиппо­ вич, — что я допустил ошибки? В чем, позвольте узнать, — в содер­ жании, в форме, может, в факти­ ческой стороне этих зарисовок? — Дело не в форме, — досадли­ во махнул рукой Носков. — За ­ чем, спрашивается, вы популяри­ зируете пьяницу и разглльаяя Федьку Шалагина? . — Позвольте, — смутился ху­ дожник.. — Как же это я его по­ пуляризирую? Я просто делаю на­ броски портретов, зарисовки, этюды, может быть, я несколько увлекаюсь такой натурой, как Федя Шалагин, но все ведь это еще только заготовки к будущей картине, и я не собираюсь нигде их выставлять. И к тому же, толь­ ко одному господу богу известно, получится v менф эта картина или нет. — Странно, очень странно, — покачал головой товарищ Носков. — Значит, богу все известно, а вам нет, неверие, так сказать, в собственные силы. — Пожалуй, что и так, — уста­ ло согласился Клавдий Филиппо­ вич. — А на счет * кандидатуры Феди Шалагина, если вам так угодно выразиться, я согласовы­ вал с Игорем Федоровичем. — A-а, вот как/ — вскинул бро­ ви Носков, — ну тогда, - конечно, дело другое. Он еще посидел для приличия несколько минут, и .ушел. • . « ни приглаживал ладонью свою «несжатую полоску». — Да-а, — вздохнул он, — какай богатая, одаренная натура и такая постыдная слабость духа. Я посмотрел на его расстроен­ ное, удрученное лицо и понял, что беспутный Федька Шалагин дорог художнику не только как интерес­ ная, колоритная натура, й вчераш­ няя безобразная Федькина выход­ ка глубоко огорчила его, кольну­ ла в самое сердце. Казалось, вмес­ те с этой проклятой бутылкой закрепителя Федька украл у Клав­ дия Филипповича еще что-то та­ кое, неизмеримо более ценное и дорогое для него. Он стал каким- то рассеянным, вялым и уже не восторгался живописными карти­ нами морской жизни, «живой тре­ петной плотью моря», и хотя по- прежнему много зарисовывал, но уже без особого воодушевления, как раньше. С Федькой он теперь почти не встречался, и не потому, что гне­ вался или сердился на него,'а, ви­ димо, потому, что ему было боль­ но и как-то неловко смотреть в его виноватые глаза. И сам Федька, молчаливый, замкнувший­ ся, избегал этих встреч. Только однажды в столовой, пересилив свои стыд, он подошел к Клавдию Филипповичу, губы у него мелко дрожали, на скулах зардели крас­ ные пятна, но он не успел ска­ зать ни одного покаянного слова. Клавдий Филиппович посмотрел на него и испуганно проговорил: — Не надо, голубчик, не надо. Потом поговорим. — И заторопил­ ся к выходу, •Но поговорить, видимо- им так TJT АС ТУПИЛА пора встреч и расставаний. Перед тем как совсем покинуть судно Клавдий Филиппович поднялся в штурман­ скую рубку, куда как раз перед этим зашел капитан. — Ну и куда вы теперь отпра­ витесь, Клавдий Филиппович? До­ мой, в Москву? — поинтересовал­ ся капитан. — Нет, пока что остановлюсь в гостинице, поживу еще недельку- другую. Надо привести в порядок свои заготовки и еще поработать здесь, в рыбнол? порту. — Это вы правильно решили. Побывайте и на других судах. Увидите много для себя нового, интересного, а главное, познако­ митесь с хорошими людьми. — Спасибо вам за все, Игорь Федорович, — растроганно сказал художник и, чуть помедлив, нере­ шительно добавил: —- Я вот что еще хотел вас спросить: что бу­ дет теперь с Федей Шалагиным? — Что будет? — переспросил капитан и посмотрел на художни­ ка прищуренными веселыми гла­ зами. — Трудно еще пока сказать, что из него будет. Если говорить на вашем языке художников, — то это пока первый набросок, эскиз того нового Федьки Шала­ гина, каким мы его хотели бы ви­ деть. Он, как вы видели, «сорвал­ ся» в море, может быть, еще «сор­ вется» разик-другой. Но все рав­ но я почему-то верю в него, верю, чго весь экипаж, сама жизнь «до­ рисуют» что ли эскиз, доведут его до настоящего портрета. Клавдии Филиппович схватил капитана за руку и долго * благо­ дарно тряс ее. « ' * * И. ГАГАРИН — Как это вы хорошо сказали, — воскликнул он. — И как хоро­ шо, отрадно бывает верить в чело века. Спасибо вам, вы сняли ка­ мень с моей души. — Что вы, Клавдии Филиппо­ вич, это мы должны вам ска* . гь спасибо. / , — Мне? -7 изумился художник, — за что же мне-то? — Да за то, что именно вы, го* воря опять же по-вашему, нало­ жили на этот живой «эскиз» очень важный штрих. — Ну что вы, что вы, — зама­ хал руками смущенный худож­ ник, — моему штриху всегда не хватало законченности, твердо­ сти... Я проводил Клавдия Филиппо­ вича в город и здесь, у подъезда гостиницы «Арктика», мы расста­ лись, уговорившись встретиться еще рзз.у него в номере. Всчбре мы снова вышли в море в очередной рейс, а когда вернулись в !Юрт, я узнал, что художник Зимовейский Клавдий Филиппович ушел на плавбазе «Печенга» в Се­ верную Атлантику. Найдет ли он там «своего Кани­ на», напишет ли он потом свою за­ думанную картину, или, может быть, его воображение захватил новый замысел, еще более беспо­ койный, волнующий и жгучий? ' Кто знает. Подожду, когда он вернется из рейса. Жду не только я, ждет его и наш. новый засольщик Федя Ш а­ лагин, ему-то! есть что рассказать художнику, с которым он когда-то прикидывал, композиции новых сюжетов \ — Редактор Б. Ф. Ф ЕДО РО В . Типография «Ш л яр я* ! правдам Зак. 1982; Тир.- 5 29»' ПЯ-0Й83. к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz