Рыбный Мурман. 1964 г. Май.

vs g ПРАКТИКЕ дрифтерного про; мысла сельди в большинстве случаев сети в местах боковых под­ бор или совсем не имеют улова или наблюдается весьма незначи­ тельное попадание сельди. Многие промйеловики считают, что сельдь видит проходы между двумя сое­ диняемыми сетями и устремляется в них, а поэт&му и бывает незна­ чительное объячеивание ее у бо­ ковых подбор. В свое время было предложено несколько способов устройства пе­ рекрытия проходов между сетями. Неоднократная проверка их в про­ мысловых условиях на СРТ-228 «Колыма» показала, что уловис- тость сетей увеличивается на 5— 10 процентов. Однако считать проходы между двумя смежными сетями основной причиной от­ сутствия улова в местах боковых подбор было бы ошибочно. Наиболее важными причинами, ухудшающими объячеивание сель­ ди у боковых подбор, являются такие. Это, во-первых, то, что к стояночному вожаку. Помимо изменения формы бо- О о р м е дрифтерных г*; По следам выступлений „Рыбного Мурмана" ;.1 .» . « В Е С ЕН Н Я Я О ТТ ЕП ЕЛ Ь И Л Е Д Я Н О Е РА ВНОД УШ И Е» Под таким заголовком был внубликован материал рейдовой бригады «Рыбного Мурмана», в котором говорилось о неполадках иа Мурманском рыбокомбинате. Редакция получила такой ответ. Для наведения должного по­ рядка и чистоты на прилегающей к заводам и цехам территории ры­ бокомбината в апреле проведено месколько субботников. Работы по очистке территории проводятся и в настоящее время. Для обеспечения переработки и хранения сельди, скопившейся на рыбокомбинате, администраци­ ей приняты следующие меры. Приказом по комбинату на старших мастеров-приемщиков за­ водов возложена персональная от­ ветственность за состояние хра- •нения сельди в штабелях на от­ крытых площадках. Все бочки с ломаными донышками при прием­ ке с плавбаз предложено немед­ ленно передавать в цехи для на­ правления сельди на уборку. Ежедневно на заводах выделяются 2 бондаря для проверки штабелей в закупорки открытых бочек. В сменах ‘увеличена числен­ ность рыбообработчиков для ус­ корения уборки принятого полу­ фабриката сельди. Для осуществления контроля за ходом работ по переработке полу­ фабриката при парткоме комбина­ та создан штаб. Результаты по уборке сельди отражаются в спе­ циально выпускаемых «молниях». В. КОЛЕСОВА , секретарь парткома рыбо­ комбината. сети в процессе дрейфа подвер- совпадающей с направлением становкой дополнительного троса, гаются воздействию рывков на буйкового поводца, а нижняя прикрепленного одним концом к буйковых поводцах и вожаке. Это часть — по касательной, совпа- приуху верхней подборы первой вызывает постоянное изменение дающей с направлением вожако- от судна сети, а вторым концом — Формы ячеи сетного полотна вого поводца. непосредственно у боковых под- Специальные расчеты показа- бор. Чем дальше от боковых под- ли, что форма боковой подборы ковой подборы сети, в процессе бор, тем изменение формы ячей сети при силе ветра в один балл дрейфа происходит и уменьшение общей высоты сети, а, следова­ тельно, и уменьшается площадь облова. Однако в тихую погоду бывают случаи, когда наблюдается обиль­ ное попадание сельди у боковых уменьшается. Во-вторых, в месте почти не изменяется. При ветре в подбор какого-нибудь одного кон- соединения нижних подбор двух три балла боковая подбора полу- ца дрифтерной сети по всему или смежных сетей действует сила на- чает некоторый изгиб, с усиле- большой части порядка. И чем тяжения вожака и ейла веса во- нием ветра до шести баллов она ближе к середине дрифтерной се- жака. В зависимости от этих сил получает значительный изгиб, ти, тем количество попавшей и будет определяться направление Высота боковой подборы снижает- сельди уменьшается. Подобные (угол наклона) вожакового (ниж- ‘ него) поводца. Он всегда^ будет направлен в сторону дрейфа (к судну). В результате действия этих сил боковая подбора дриф­ терной сети принимает такое по­ ложение, когда верхняя часть ее ся до 7,5 метра вместо положен- случаи приходилось наблюдать на располагается по касательной, ных 12 метров, когда в порядке СРТ-228 и СРТ-1042. ............................................... 50 сетей. Вследствие значитель- Для объяснения этого явления ного изги£а боковой подборы фор- проводились наблюдения зз S ма ячеи сетного полотна в этом положением верхней подборы се- ■; месте получит большие изменения, ■; и попадание сельди в такую ячею 5! будет значительно затруднено. Это :: и является одной из основных S причин, объясняющих отсутствие __________ _______________________ £• улова сельди в районе боковых 5 подбор дрифтерных сетей. ти в воде Оказывается, при no­ il Для того, чтобы ликвидировать становке дрифтерных сетей на 5i изгиб боковых подбор, наиболее К°Р "ТКИХ буйковых поводцах в . тихую погоду верхняя подиора се- •>. правильным решением 6} дет ти очепь хорошо видна и распо- уменынение натяжения вожака, лагается по дуге в горизонталь- i Это может быть достигнуто но- ной плоскости. Причем стрела прогиба подборы равна примерно т и . 11 » 11111 ш .м 1 м т п 1 > 1 » . » и 1 »|| q ^— 1 метру. Сетное полотно :: выдувается в стороны прогиба :! подборы еще больше. ■ I Si Дело в том, что при ходе еель- :: ди вдоль порядка или под неболь- шим углом к нему расположенная по некоторой дуге дрифтерная Ц| сеть только одним концом в пе- :: значительной етепеии преграждает путь движению косяка. Противо- Si положный конец сети, до самой ее S: середины, расположен по ходу 1\ движения сельди или совсем от- Ei ворачивает от него. Поэтому •> сельдь и объячеивается в большем Si количестве в районе боковой под- :: боры. Расчеты же показывают, что с етей ■I т ш ш !■ тт В любой гидрометеорологи­ ческой обстановке самоотвер­ женно трудится экипаж плав­ базы «Архангельск». Второй рейс года завершен иа восемь дней досрочно. У плавбазы хо­ рошие производственные пока­ затели. В этом есть немалая заслуга и машинной команды. Двигате­ ли, электрооборудование, судовые механизмы всегда работают четко и исправно. Молодой коммунист В. Р. Смольянннов служит примером в нелегком труде моряка. Его отношение к выполнению обязан­ ностей не раз поощрялось командованием судна. Машинисту В. Р. Смольянинову присвоено звание ударника коммунистического труда. Сейчас он в очередном отпуске. Молодой моряк образцовым трудом заслужил право на отдых. На снимке: В. Р. СМОЛЬЯ НИ НО В регулирует обороты динамомашины. Фото Б. Елнсеенко. искажения формы ячеи еетв«у§ полотнй, в районе боковых подбвр в тихую погоду не будет и воз­ действие от рывков на буйковом поводце станет незначительным. При таких условиях сельдь будет объячеиваться в районе боковых подбор вполне надежно. Однако надежное объячеивание сельди у боковых подбор еще не означает, что это даст наилучшую уловистость. Уже тот фактор, что сетное полотно выдувается, явно свидетельствует о ненормальной работе сети. В целях ликвидации выдувания сетного полотна и искажения формы ячеи можно .ис­ пользовать метод, примененный ка­ питаном тов. Абакумовым на СРТ-4167. К нижней подборе каждой сети здесь подвязывали по 6 дрифтерных грузиков (вес одного грузика 250 граммов). Причем расстановку грузиков по подборе производили следующим образом: по’ одному грузику ста­ вили на расстоянии 6 метров от боковых подбор, затем от этих грузиков иа расстоянии 4 метров ставили еще по одному и через каждые 3 метра еще по одному грузику. Работа сетями, оснащен­ ными дополнительным грузом по нижней подборе, показала, что сельдь объячеивается более равнн- мерно по всей площади сети и уловистость сетей даже при не­ больших скоплениях сельди увег личивается на 20— 30 процентов. Дополнительная загрузка сетей но нижней подборе не имеет никако- * 0 го отрицательного влияния на удобства работы при вымеже- и выборке сетей. Учитывая форму сети и при­ нимая необходимые меры к обес­ печению максимальной уловисто- стн ее, всегда надо помнить и до­ статочно точно определять на­ правление движения косяка сельди. Только совокупность всех этих мер обеспечит правильную Форму дрифтерной сети в процессе дрей­ фа и максимальную ее .уло­ вистость. Лаборатория техники про­ мыслового рыболовства ПИНРО т Перед самым от­ ходом, когда судно ---------- уже стояло на рей- — де и почти вся команда была в сборе, в кубрик к старшему маши­ нисту Громову зашел стармех Ко- робицын и сказал, что он, Громов, в рейс не идет, так как его не за­ несли в судовунгроль. И добавил: — Ты не бойся, аттестат тебе хороший дадим. Что же за человек этот Гро­ мов, которому надо бояться за свой аттестат? Заодно обратим внима­ ние на методы воспитательной ра­ боты на траулере «Жигули», кол­ лектив которого взял обязательство завоевать звание экипажа комму­ нистического труда. Во время ремонта судна в пор­ ту Громов пришел однажды в не­ трезвом состоянии. Второй меха­ ник Овсюк только хмуро посмотрел на него, но работу дал. Плохо трудился в тот день Громов. Тер­ зался ли он от этого угрызениями совести, неизвестно, только по вы­ ходу в море Громов, не считаясь со временем, налаживал четкую работу вспомогательных механиз­ мов, безупречно нес вахту. Когда горячка первых послеремонтных дней спала, он после вахты смот­ рел кино, играл в домино, читал книги. После политинформаций, .которые делал помполит Тропин, участвовал в обсуждении того или иного вопроса. Однажды Громов спросил помпо- лита: «Почему отвергли систему Вильямса?». “ На такой вопрос помполит от­ ветил коротко: «Вы, Громов, не знаете истины, лучше молчите». Конечно, будучи некомпетент- Не занесен в судовую роль ным в таких вопросах, трудно установить истину. Но «лучше молчите» — это не выход из по­ ложения для помполита, которому партия доверила самое ценное: воспитание идейной и духовной стойкости у человека. Заставив Громова замолчать, помполит ничего не изменил в его взглядах и тем самым расписался в своей слабости. Перед концом рейса Громов от­ казался после вахты мыть шахту машины, ссылаясь на то, что сде­ лает это он на вечерней вахте. Второй механик доложил стар- меху. Тот вызвал Громова к пом- политу. После того разговора Гро­ мов стал мыть шахту. На второй день на вахте он мало уделял внимания проверке состояния подшипников главного двигателя, а производил уборку. Судно уже возвращалось в порт. И случи­ лось так, что, занимаясь одним делом, он совсем забыл о другом. Когда второй механик пришел на вахту, в котле было недостаточно воды, а один из подшипников сильно нагрелся. Пришлось сба­ вить обороты. Обеспокоенный этим, прибежал стармех. Второй механик с гневом высказал ему, что надо гнать таких работников. Ночью Громов долго не мог уснуть. Курил, ворочался, повто­ рял: «Да, нехорошо получилось». Вот и все про Громова. Остает­ ся добавить, что по прибытии в порт Громову никто ничего не сказал. Как бы он себя вел •в следующем рейсе, неизвестно, но, может быть, бессонная ночь не прошла бы для него бесследно. Из сказанного видно, что Громов не изверг, не хам, не оголтелый пья­ ница, не отъявленный лодырь, а всего лишь человек, который мо­ жет ошибиться. От него решили просто избавиться. Это не делает чести ни помполиту, ни всему кол­ лективу «Жигулей». Н. Л Е Б Е Д Е В , слесарь траулера «Жигули». Внимание : ш в а р т о в к а ! Недавно в открытом море БМ РТ «Комета» пришлось швартоваться к плавбазе «И. Айвазовский». При подходе к базе с послед­ ней подают проводники с при­ крепленными к ним швартовы­ ми. Выбрав проводники, швар­ тов-огон крепят на кнехт трау­ лера. Затем на плавбазе обтя­ гивают швартовые и ставят траулер так, как это удобно для разгрузки. При таком методе швартовка происходит быстро и самое главное — безопасно. Но вот 11 апреля при швар­ товке к плавбазе «Северо­ двинск» наблюдалась совершен­ но иная картина. Получилось так: не база, а траулер швар­ тует базу к себе. Подача швартов с «Северо­ двинска» ведется так же, как и на «И. Айвазовском», но... Вот после этого «но» и начинаются все мучения, так как на конце швартов отсутствуют огоны и слабина выбирается на трау­ лер до натяжения, а затем шлагами крепится на кнехтах. Швартовы на «Северодвин­ ске» жесткие, плохо ложатся на кнехты. На палубе лежит мно­ го свободного конца. Понятно, что при рывке, если швартов начнет травдться через кнехт, создастся опасная зона для людей, а внезапный отход от плавбазы в свежую погоду мо­ жет повлечь серьезные неприят­ ности. Неоднократно на страницах газеты «Рыбный Мурман» об­ суждали этот вопрюс, но его окончательное решение не до­ ведено до конца. Крайне необходимо перенять передовой опыт швартовки с плавбазы «И. Айвазовский» тем, кто еще придерживается старого метода. А. ЗАЙ Ц ЕВ , капитан БМ РТ «Комета». «РЫ БН Ы Й МУРМАН» 13 мая 1994 г, 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz