Рыбный Мурман. 1964 г. Май.

А Л Л А БУДНЯХ ЮЛЫЦИКУ Чевтаеву нечего было делать. Он шел на «Волне» первый рейс, с людь­ ми еще плохо был знаком, не чувствовал и не по­ нимал «духа» нашего дружного, хорошего экипа­ жа. Чевтаев послонялся по судну, вышел на па­ лубу. Здесь работа была в самом разгаре. — Бери нику, подавай рыбу,— обратив вни­ мание на Чевтаева, крикнул старшина третьей вахты Ими Николаевич Белогривцев. — Н-е-т, — лениво протянул угольщик, — я лучше шкерть буду. На секунду замерли руки людей, выражение ts.iT,мления скользнуло пн лицам матросов, меха- пикон, работавших на подвахте. Потом снова за­ стучали ножи, снова шлепалась рыба из «шика на рыборазделочный стол, летела в трюм. На но­ вичка уже никто не обращал внимании. Занятый работой. Иван Николаевич сказал веско, тонем, не терпящим возражения: — Уходи, если не хочешь брать пику. Чевтаев оторопело уставился на него, повер­ нулся и ушел в салон. Здесь я его и застал. Он сидел, наклонившись над столом, и волил паль­ цем по рисунку клеенки. — Ты чего тут сидишь, Чевтаев? — Товарищ помполит, меня с палубы выкину­ ли матросы. — Как нто — выкинули? — А сказали: уходи. Что же. и управы на них нет? Посодействуйте. Я работать хочу, помо­ гать буду. Я не хочу пику брать, мне лучше шке­ рить. Подсобите. Скажите вы им. Рыбы-то завал. — Я тебя с палубы не гнал. Не ищи работу, где легче. Я сам сейчас шкерить пойду, так за мной не всякий матрос угонится, а ты этого де­ лать не умеешь. — Я к капитану пойду. — Пожалуйста. Только бесполезно это. — Ну, это мы еще посмотрим. Выслушав жалобу новичка, капитан Михаил Петрович Краев пожал плечами и отвернулся к окну. — Чего ас ты: у меня правду пришел искать? Я никаких указаний не давал. А если тебя по­ просили уйти, значит, за дело. У нас на нодвахту выходят без вызова. — Так и я без вызова. — Не стал работать, где ты нужнее, значит, они правы. Что ты за птица такая? Вон, смотри, етармех пикой орудует. Может, ему тоже хоте­ лось бы шкерить или засольщику помогать. Ду­ маешь. кто его в ящик поставил? Белогривцев. Он на этой вахте четвертый год. Ему виднее, где и как людей расставить. Понуро опустив голову, Чевтаев ушел. После первого же рейса он сбежал с «Волны». 7 V 1 НОГИХ удивляет, когда мы говорим, что на «Волне» нет лавочки. — Как же нет, а артельный-то есть? — Артельный есть, а лавочки нет. Вот уже года три артельным у нас Велогрив- цев. Он получает продукты. Их всегда бы­ вает достаточно. Они в салоне, в буфете. Хочешь, приходи и бери, кушай на здоровье. А платят все поровну. Колбаска там, сыр, сгущенное молоко, апельсины. Ешь, зто твое и наше, общее. Удобно. Да. Но раз прибегает ко мне Иван Николаевич обеспокоенный. — Вот, — говорит, — на подмене у нас ма­ стер по добыче, новенький. Так он хочет в лавоч­ ке продукты купить. Как же быть? — Ну что ж, пусть берет. Ты чего волну­ ешься? Три дня этот мастер (не хочу его фамилии На­ зывать, парень-то он хороший) ходил в салон со своим мешочком. Все принимали это, как долж­ ное. Не подшучивали, вообще не обращали на это внимания. А потом он пришел ко мне. — Иван Павлович, не могу я так больше. Я сдам продукты в лавочку. —- Зачем же, — отвечаю, — сдавать. Они твои. — Ой нет, я не про то. Я-тв понимаю, про что он толкует. А вот как он понял, мне интересно. — Нехорошо я себя чувствую. Как чужой. — Вот ты и не будь чужим. Принимай наши законы. Принял. И мешочка уж больше не заводил. Вот, собственно, эти два случая показывают, как работают, как ведут себя в быту моряки «Волны». А заводилы всех хороших дел на судне, добрая закваска коллектива, друзья и советчики моря­ ков — коммунисты корабля. Г JIABH0E действующее лицо i f этих, напри­ мер, вышеописанных двух историях Иван Николаевич Белогривцев, матрос первого класса. шш Его любят моряки, уважают. Чем это можно дока­ зать? Да вот чем. Жил он с семьей на частной квартире. Бедовал. Очередь ва квартиру у него еще не подошла. Посоветовались между собой то­ варищи, скинулись и купили ему небелы»:..* до­ мишко. Белогривцева принимали в партию на откры­ том партийном собрании. Он стоял перед лицом товарищей, открытый, как на ладони. Вот он весь I 31 - С Ф Ш тут. И каждый желающий мог сказать свое слово о молодом коммунисте. Туг уж попутно скажу — все вопросы судовой жиани мы решаем сообща. Если провинился кто, тот тоже будет отвечать на общем собрании. Осту­ пился у нас как-то третий механик Борис Ворон­ ки». Так он на совеща­ нии комсостава одно твердил: — Накажите, только не выносите на обсужде­ ние общего собрания. Даю честное слово, я ни­ когда больше не провинюсь. Мы так и сделали, а Борис сдержал свое слово. Мы стараемся не прибегать к взысканиям. Люди больше понимают, когда к ним относятся по-хо­ рошему. 1956 года работает на «Волне» коммунист Леонид Александрович Чудецкий. Пришел он к нам вторым механиком. В 1957 году стал старшим. Хорошо знает человек свое дело. Его уважительно зовут «наш дед». Над ним мягко подшучивают: «Наш дед совсем стоптал свои ноги — все ходит и ходит». А ходит он действи­ тельно неутомимо. Чудецкого можно встретить в любом уголке судна — все он что-то делает, каждую минуту он чем-нибудь занят. Безаварийная работа корабля, всех его механизмов — это заслуга Леонида Александровича. Капитан уж его останавливает не раз: — Меньше сам работай, заставляй подчинен­ ных. — Не могу терпеть безделия, — отвечает «дед», — да и вообще я не белоручка. Машинная команда в своем «деде» души не чает. И растит он кадры умело, чутко, терпеливо. Старший машинист Марьян Иванович Милейшо, кочегары Григорий Николаевич Проценко, Влади­ мир Дмитриевич Терешков — передовики про­ изводства и говорят убежденно — что эго не их заслуга, а «деда». Второй механик Борис Михайлович Овчаренко выдвинут на повышение — будет старшим ме­ хаником. — Практической работе с машинами, воспита­ нию людей я научился у Александры*», — про­ сто и убежденно говорит Овчареико. Слово Чудецкого, его просьбы всегда выполня­ ются беспрекословно. Как-то случилось, что надо было срочно сделать одну ремонтную работу во время стоянки в порту. Машинист рыбомучной установки И. И. Лунин работал всю ночь, сдавая рыбную муку. А кочегар М. И. Милейшо был на вахте. Слышу я в салоне разговор: — Раз Александрович говорит «надо», зна­ чит, надо. — Это Лунин толкует. — Пойдем, Марьян, поработаем. Потом отдохнем. ОММУНИСТ Валерий Иванович Беляев рабо- ^ тает на «Волне» боцманом 5 лег. Это пре­ красный хозяин корабля. Самый, можно сказать, активный товарищ в общественной жизни. На подвахту надо — Беляев первый застрельщик. Засольщику помочь — Валерий готов, знает это дело. Порвался трал — он всегда первый выхо­ дит чинить. И тут же, попутно между делом, все матросам рассказывает, объясняет. Была на судне переаттестация матросов перво- « РЫ БН Ы Й МУРМАНэ 2 стр. 1 мая 19$4 г. На снимке: старший помощник капитана «Вол- »ыь Владимир Иванович Седов, го н второго классов. Отличные знания показали ребята. Не зря, значит, хозяин палубы все средя матросов крутится. Зато, если Валерию в чем по­ мощь требуется, охотников хоть отбавляй. Надо на стоянке постельное белье менять — Валерию нет необходимости идти к старпому, просить лю­ дей. Скажет боцман: — Ну, ребята, кто со мной! Помощники всегда найдутся. Если есть какая работа, на корабле, покраска или что другое — выполняют матросы с желанием. И знают — Ва­ лерий рядом, в случае чего поможет. В одну из междурейсовых стоянок заболела у Валерия мать. Жена занята. Засольщик Леонид Иванович Рыбаков добровольно предложил свои услуги. — Я заменю тебя в рейсе, а ты, Валерий, останься пока ни берегу. Ведь мать больна. Пой­ дем просить капитана,,, пусть отпустит тебя на- рейс. ; ;й| Конечно, Краев согла­ сился. Нужно — пожалуйста. 2У|ИХАИЛ Петрович Краев — наш капитан. Коммунист. Прекрасный судоводитель, ироч мысловик, хороший воспитатель личного состава. 3;л план наtсудне он болеет, наверное, больше всех. Редко увидишь, чтобы капитан прилег оде­ тый на диванчике. Короткий сон, и он снова на мостике. Много сидит у радиоприемника. Все ему мало рыбы. — Если у «Благовещенска» тонна, почему же у пас пет? Не должно так быть. Он учит штурманов самостоятельности, опера­ тивности. Заразились «болезнью» капитана стар­ ший помощник капитана Владимир Иванович Се­ дов, второй помощник Иван Васильевич Литвинов, третий помощник Олег Михайлович Панов. Штурманский состав «Волны» не имеет ни од­ но» аварии, ни одного аварийного происшествия с J 5)55 года. Капитан требует от своих помощни­ ков точного определения места нахождения судна, прекрасного знания орудий лова и безупречной работы с ними. «Болезнь» за рыбк проявляется, например, так. Подняли на борт тонну. — Мало, мало, — вздыхает Иван Васильевич. — Какая там тонна. Всего-то 500 килограммов, — уверяет он всех. Если сосед, промышляющий рядом, спросит, Иван Васильевич ответит правильно: «тонна», а на судне сетует: «какая эго тонна, пятьсот, пять­ сот». Такая заботливость приходит тогда, когда че­ ловек почувствует, что судно ему родное, что люди вокруг — его верные товарищи. В настоя­ щее время 80 процентов команды работает на «Волне» от 4 до 7 лет. И вопрос сохранения кадров не сходит с повестки дня. Партийная ор­ ганизация уделяет ему большое внимание. Этот вопрос обсуждался у нас. на открытом партийном собрании. Выступали здесь беспартийные товари­ щи помощник мастера по добыче И. М. Очкасов, засольщик И. Г. Минин, матрос Я. 11. Синельни­ ков. Они поддержали предложение коммунистов. Единодушно было принято решение закрепить кадры на судне, всему личному составу активно бороться за выполнение этого решения. Ж—I ЕДАВНО у нас состоялось очередное откры­ тое партийное собрание. На повестке дня стоял вопрос: «Как мы выполняем семилетку». На собрании присутствовал весь личный состав ко­ рабля. , Сначала подвели итоги. При задании на 5 лет в 50 ООО центнеров рыбы добыто 68 235 центне­ ров. Коллектив работает в счет последнего года семилетки. Дано сверхплановой прибыли 311 ты­ сяч рублей. Ежегодно добиваемся снижения себе­ стоимости центнера добытой рыбы в среднем на 4 рубля 57 копеек. За коммунистический труд борются все моряки «Волны». Борются и по вах* там. Семи товарищам уже присвоено звание удар­ ников коммунистического труда. И весь экипаж принял активное участие в об­ суждении вопроса. Выступали Иван Иосифович Лунин, помощник мастера по добыче Борис Пав­ лович Шабалов, матрос Петр Филонов и многие другие товарищи. Чувствовалось — люди давно работают вместе, понимают, что все зависит от них самих, что они все делают своими руками, знают, что успех и добрая слава опорно-ноказа- телыюго траулера, добывается не так-то легко. Безусловно, в достижении отличных экономи­ ческих и финансовых показателей, в сплоченности экипажа есть доля труда и немалая коммунистов корабля. К. КА Р ЕЛ ЬС КИ Й , помощник капитана по политической части траулера «Волна». *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz