Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
А Л Л А БУДНЯХ ЮЛЫЦИКУ Чевтаеву нечего было делать. Он шел на «Волне» первый рейс, с людь ми еще плохо был знаком, не чувствовал и не по нимал «духа» нашего дружного, хорошего экипа жа. Чевтаев послонялся по судну, вышел на па лубу. Здесь работа была в самом разгаре. — Бери нику, подавай рыбу,— обратив вни мание на Чевтаева, крикнул старшина третьей вахты Ими Николаевич Белогривцев. — Н-е-т, — лениво протянул угольщик, — я лучше шкерть буду. На секунду замерли руки людей, выражение ts.iT,мления скользнуло пн лицам матросов, меха- пикон, работавших на подвахте. Потом снова за стучали ножи, снова шлепалась рыба из «шика на рыборазделочный стол, летела в трюм. На но вичка уже никто не обращал внимании. Занятый работой. Иван Николаевич сказал веско, тонем, не терпящим возражения: — Уходи, если не хочешь брать пику. Чевтаев оторопело уставился на него, повер нулся и ушел в салон. Здесь я его и застал. Он сидел, наклонившись над столом, и волил паль цем по рисунку клеенки. — Ты чего тут сидишь, Чевтаев? — Товарищ помполит, меня с палубы выкину ли матросы. — Как нто — выкинули? — А сказали: уходи. Что же. и управы на них нет? Посодействуйте. Я работать хочу, помо гать буду. Я не хочу пику брать, мне лучше шке рить. Подсобите. Скажите вы им. Рыбы-то завал. — Я тебя с палубы не гнал. Не ищи работу, где легче. Я сам сейчас шкерить пойду, так за мной не всякий матрос угонится, а ты этого де лать не умеешь. — Я к капитану пойду. — Пожалуйста. Только бесполезно это. — Ну, это мы еще посмотрим. Выслушав жалобу новичка, капитан Михаил Петрович Краев пожал плечами и отвернулся к окну. — Чего ас ты: у меня правду пришел искать? Я никаких указаний не давал. А если тебя по просили уйти, значит, за дело. У нас на нодвахту выходят без вызова. — Так и я без вызова. — Не стал работать, где ты нужнее, значит, они правы. Что ты за птица такая? Вон, смотри, етармех пикой орудует. Может, ему тоже хоте лось бы шкерить или засольщику помогать. Ду маешь. кто его в ящик поставил? Белогривцев. Он на этой вахте четвертый год. Ему виднее, где и как людей расставить. Понуро опустив голову, Чевтаев ушел. После первого же рейса он сбежал с «Волны». 7 V 1 НОГИХ удивляет, когда мы говорим, что на «Волне» нет лавочки. — Как же нет, а артельный-то есть? — Артельный есть, а лавочки нет. Вот уже года три артельным у нас Велогрив- цев. Он получает продукты. Их всегда бы вает достаточно. Они в салоне, в буфете. Хочешь, приходи и бери, кушай на здоровье. А платят все поровну. Колбаска там, сыр, сгущенное молоко, апельсины. Ешь, зто твое и наше, общее. Удобно. Да. Но раз прибегает ко мне Иван Николаевич обеспокоенный. — Вот, — говорит, — на подмене у нас ма стер по добыче, новенький. Так он хочет в лавоч ке продукты купить. Как же быть? — Ну что ж, пусть берет. Ты чего волну ешься? Три дня этот мастер (не хочу его фамилии На зывать, парень-то он хороший) ходил в салон со своим мешочком. Все принимали это, как долж ное. Не подшучивали, вообще не обращали на это внимания. А потом он пришел ко мне. — Иван Павлович, не могу я так больше. Я сдам продукты в лавочку. —- Зачем же, — отвечаю, — сдавать. Они твои. — Ой нет, я не про то. Я-тв понимаю, про что он толкует. А вот как он понял, мне интересно. — Нехорошо я себя чувствую. Как чужой. — Вот ты и не будь чужим. Принимай наши законы. Принял. И мешочка уж больше не заводил. Вот, собственно, эти два случая показывают, как работают, как ведут себя в быту моряки «Волны». А заводилы всех хороших дел на судне, добрая закваска коллектива, друзья и советчики моря ков — коммунисты корабля. Г JIABH0E действующее лицо i f этих, напри мер, вышеописанных двух историях Иван Николаевич Белогривцев, матрос первого класса. шш Его любят моряки, уважают. Чем это можно дока зать? Да вот чем. Жил он с семьей на частной квартире. Бедовал. Очередь ва квартиру у него еще не подошла. Посоветовались между собой то варищи, скинулись и купили ему небелы»:..* до мишко. Белогривцева принимали в партию на откры том партийном собрании. Он стоял перед лицом товарищей, открытый, как на ладони. Вот он весь I 31 - С Ф Ш тут. И каждый желающий мог сказать свое слово о молодом коммунисте. Туг уж попутно скажу — все вопросы судовой жиани мы решаем сообща. Если провинился кто, тот тоже будет отвечать на общем собрании. Осту пился у нас как-то третий механик Борис Ворон ки». Так он на совеща нии комсостава одно твердил: — Накажите, только не выносите на обсужде ние общего собрания. Даю честное слово, я ни когда больше не провинюсь. Мы так и сделали, а Борис сдержал свое слово. Мы стараемся не прибегать к взысканиям. Люди больше понимают, когда к ним относятся по-хо рошему. 1956 года работает на «Волне» коммунист Леонид Александрович Чудецкий. Пришел он к нам вторым механиком. В 1957 году стал старшим. Хорошо знает человек свое дело. Его уважительно зовут «наш дед». Над ним мягко подшучивают: «Наш дед совсем стоптал свои ноги — все ходит и ходит». А ходит он действи тельно неутомимо. Чудецкого можно встретить в любом уголке судна — все он что-то делает, каждую минуту он чем-нибудь занят. Безаварийная работа корабля, всех его механизмов — это заслуга Леонида Александровича. Капитан уж его останавливает не раз: — Меньше сам работай, заставляй подчинен ных. — Не могу терпеть безделия, — отвечает «дед», — да и вообще я не белоручка. Машинная команда в своем «деде» души не чает. И растит он кадры умело, чутко, терпеливо. Старший машинист Марьян Иванович Милейшо, кочегары Григорий Николаевич Проценко, Влади мир Дмитриевич Терешков — передовики про изводства и говорят убежденно — что эго не их заслуга, а «деда». Второй механик Борис Михайлович Овчаренко выдвинут на повышение — будет старшим ме хаником. — Практической работе с машинами, воспита нию людей я научился у Александры*», — про сто и убежденно говорит Овчареико. Слово Чудецкого, его просьбы всегда выполня ются беспрекословно. Как-то случилось, что надо было срочно сделать одну ремонтную работу во время стоянки в порту. Машинист рыбомучной установки И. И. Лунин работал всю ночь, сдавая рыбную муку. А кочегар М. И. Милейшо был на вахте. Слышу я в салоне разговор: — Раз Александрович говорит «надо», зна чит, надо. — Это Лунин толкует. — Пойдем, Марьян, поработаем. Потом отдохнем. ОММУНИСТ Валерий Иванович Беляев рабо- ^ тает на «Волне» боцманом 5 лег. Это пре красный хозяин корабля. Самый, можно сказать, активный товарищ в общественной жизни. На подвахту надо — Беляев первый застрельщик. Засольщику помочь — Валерий готов, знает это дело. Порвался трал — он всегда первый выхо дит чинить. И тут же, попутно между делом, все матросам рассказывает, объясняет. Была на судне переаттестация матросов перво- « РЫ БН Ы Й МУРМАНэ 2 стр. 1 мая 19$4 г. На снимке: старший помощник капитана «Вол- »ыь Владимир Иванович Седов, го н второго классов. Отличные знания показали ребята. Не зря, значит, хозяин палубы все средя матросов крутится. Зато, если Валерию в чем по мощь требуется, охотников хоть отбавляй. Надо на стоянке постельное белье менять — Валерию нет необходимости идти к старпому, просить лю дей. Скажет боцман: — Ну, ребята, кто со мной! Помощники всегда найдутся. Если есть какая работа, на корабле, покраска или что другое — выполняют матросы с желанием. И знают — Ва лерий рядом, в случае чего поможет. В одну из междурейсовых стоянок заболела у Валерия мать. Жена занята. Засольщик Леонид Иванович Рыбаков добровольно предложил свои услуги. — Я заменю тебя в рейсе, а ты, Валерий, останься пока ни берегу. Ведь мать больна. Пой дем просить капитана,,, пусть отпустит тебя на- рейс. ; ;й| Конечно, Краев согла сился. Нужно — пожалуйста. 2У|ИХАИЛ Петрович Краев — наш капитан. Коммунист. Прекрасный судоводитель, ироч мысловик, хороший воспитатель личного состава. 3;л план наtсудне он болеет, наверное, больше всех. Редко увидишь, чтобы капитан прилег оде тый на диванчике. Короткий сон, и он снова на мостике. Много сидит у радиоприемника. Все ему мало рыбы. — Если у «Благовещенска» тонна, почему же у пас пет? Не должно так быть. Он учит штурманов самостоятельности, опера тивности. Заразились «болезнью» капитана стар ший помощник капитана Владимир Иванович Се дов, второй помощник Иван Васильевич Литвинов, третий помощник Олег Михайлович Панов. Штурманский состав «Волны» не имеет ни од но» аварии, ни одного аварийного происшествия с J 5)55 года. Капитан требует от своих помощни ков точного определения места нахождения судна, прекрасного знания орудий лова и безупречной работы с ними. «Болезнь» за рыбк проявляется, например, так. Подняли на борт тонну. — Мало, мало, — вздыхает Иван Васильевич. — Какая там тонна. Всего-то 500 килограммов, — уверяет он всех. Если сосед, промышляющий рядом, спросит, Иван Васильевич ответит правильно: «тонна», а на судне сетует: «какая эго тонна, пятьсот, пять сот». Такая заботливость приходит тогда, когда че ловек почувствует, что судно ему родное, что люди вокруг — его верные товарищи. В настоя щее время 80 процентов команды работает на «Волне» от 4 до 7 лет. И вопрос сохранения кадров не сходит с повестки дня. Партийная ор ганизация уделяет ему большое внимание. Этот вопрос обсуждался у нас. на открытом партийном собрании. Выступали здесь беспартийные товари щи помощник мастера по добыче И. М. Очкасов, засольщик И. Г. Минин, матрос Я. 11. Синельни ков. Они поддержали предложение коммунистов. Единодушно было принято решение закрепить кадры на судне, всему личному составу активно бороться за выполнение этого решения. Ж—I ЕДАВНО у нас состоялось очередное откры тое партийное собрание. На повестке дня стоял вопрос: «Как мы выполняем семилетку». На собрании присутствовал весь личный состав ко рабля. , Сначала подвели итоги. При задании на 5 лет в 50 ООО центнеров рыбы добыто 68 235 центне ров. Коллектив работает в счет последнего года семилетки. Дано сверхплановой прибыли 311 ты сяч рублей. Ежегодно добиваемся снижения себе стоимости центнера добытой рыбы в среднем на 4 рубля 57 копеек. За коммунистический труд борются все моряки «Волны». Борются и по вах* там. Семи товарищам уже присвоено звание удар ников коммунистического труда. И весь экипаж принял активное участие в об суждении вопроса. Выступали Иван Иосифович Лунин, помощник мастера по добыче Борис Пав лович Шабалов, матрос Петр Филонов и многие другие товарищи. Чувствовалось — люди давно работают вместе, понимают, что все зависит от них самих, что они все делают своими руками, знают, что успех и добрая слава опорно-ноказа- телыюго траулера, добывается не так-то легко. Безусловно, в достижении отличных экономи ческих и финансовых показателей, в сплоченности экипажа есть доля труда и немалая коммунистов корабля. К. КА Р ЕЛ ЬС КИ Й , помощник капитана по политической части траулера «Волна». *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz