Рыбный Мурман. 1964 г. Май.

И. ГАГАРИН (Продолжение. Нач. см. в № 54). Мне нравилось а льстило, . . j Клавдий Филиппович, человек ши­ роко образованный, с именем, держится со мной , как с равным, не давит на меня своей мудростью и ученостью, а доверчиво делится со мной своими мыслями, сомне­ ниями и даже сам иногда спраши­ вает у меня, мальчишки, совета. Чуть ли не в первый же день нашего знакомства он признался мне, что, уезжая из Москвы, он и не думал ни о каком морском пу­ тешествии. Просто его потянуло на Север, захотелось снова по­ смотреть на те места, где он уже бывал однажды в годы Отечест­ венной войны. Но тогда ему, вто­ рому номеру минометного расчета, таскавшему на своей спине тяже­ лую плиту 82-миллиметрового пол­ кового миномета, все виделось не так, как сейчас, тогда^было не до пейзажей, не до колорита. К тому же здесь, в Заполярье, ои провое­ вал не так уж долго; в бою за высоту 314 зимой 1942 года его тяжело ранило. Он долго лежал в тыловом госпитале, а после вы­ писки попал на другой фронт и уже не минометчиком, а худож­ ником в армейскую газету. ■ТЮ, чго Зимовейский увидел на Севере сегодня глазами ху­ дожника спустя двадцать с лиш­ ним лет, было, конечно, совсем не го, что сохранилось в памяти быв­ шего минометчика. Суровая красо­ та Заполярья покорила вообра­ жение художника. Он уже успел побывать и в Кировске, и в Лово- зерской -тундре, и в Никеле, сде­ лал не один десяток этюдов, за­ рисовок, набросков. Но все чти первые заготовки не удовлетворя­ ли его, ему казалось, словно ои повторяет то, что он уже видел в картинах известного художника Георгия Нисского, менее извест­ ного, но тоже очень хорошего жи­ вописца - северянина Дмитрия Свешникова и других начинающих и совсем еще неизвестных худож­ ников. Ему как будто не хватало своего собственного видения при­ роды и людей Севера, и его лич­ ные, непосредственные впечатления \ак Оы накладывались на какой- го готовый фон. Так он мне объ­ яснял, если я его правильно по­ нял. И вот уже здесь, в Мурманске, одна- сценка, увиденная им слу­ чайно в рыбном порту, необычайно взволновала его, дала толчок его творческой фантазии. Он увидел на причале группу молодых моряков, видимо, только что вернувшихся из рейса. По од­ ному виду этих ребят можно бы­ ло догадаться, что рейс был удач­ ным, они вернулись в порт побе­ дителями. они счастливы, что все лишения и опасности трудного плавания остались позади и те­ перь их ждут и радость встречи с родными и все другие короткие береговые радости моряка. — Тогда меня словно озарило — сказал Клавдий Филиппович. — ведь это же готовый сюжет це­ лой картины. И назвать ее можно «На берегу» или еще выразитель­ нее — «Домой». Я вижу ее, эту карI пнv. Она преследует меня Да­ же во сне. Представляешь: груп­ па моряков на причале. За их спи­ нами видны мачты, надстройки кораблей, под ногами влажные доски причала, посыпанные рыбь­ ей чешуей и крупной янтарной солыо. А они. стоят в обнимку — молодые, красивые, полные задор­ ной удали и сил. Вон крайний, совсем еще мальчишка, (должно быть, ходил в свой первый рейс) и сейчас осторожно притопывает ногой, точно пробует крепость земли — какова она, не качается ли. А с другой стороны рослый, статный парень с открытым воро­ том. лихо заломил кепку и радо­ стно смеется, повернув голову в сторону, туда, где, должно быть, только что прошла или проехала на автокаре какая-нибудь симпа­ тичная девчонка с рыбокомбината, бросившая на него застенчивый и восхищенный взгляд. Клавдий Филиппович так воз­ бужден,4 захвачен этой видимой одному ему картиной, что и сам весь как-то преображается, глаза молодо блестят, на впалых щеках пробивается темный румянен, и светлая «несжатая полоска» над высоким лбом щетинится, колы­ шется, точно потревоженная вет­ ром. Он, как заведенный, крутит­ ся по тесной каюте и говорит, говорит: — В этой живописной, колорит­ ной группе я вижу и другие,фигу­ ры, и что ни фигура, то свой ха­ рактер, свое лицо, своя походка, своя, как говорится, особенная стать. Но все они группируются вокруг него. Он в центре, он сре­ доточие. магнит, ядро всей кар­ тины. Вдруг он круто оборачивает.'*! на ходу и спрашивает меня: — Ты, конечно, бывал в Третья­ ковке и видел знаменитую карти­ ну Репина «Бурлаки». Я снова покраснел и хотел было объяснить, что. к великому своему стыду, в Третьяковке еще не бы­ вал, да и в Москве-то был однаж­ ды проездом, так что, кроме Ле ­ нинградского и Курского вокзалов, ничего не видел. Но он не дал мне и рта раскрыть и снова дал пот­ ные обороты. — И, конечно, ты. как и каж­ дый, увидел сначала этого велико­ лепного Канина. — Кого? — удивленно спросил я. — Ну, того, первого бурлака который, навалившись грудыо на л ям ку , бредет по раскаленному песку и смотрит па тебя испод­ лобья своими умными пронзитель­ ными- глазами. — Разве он и взаправду был? — удивился я, — настоящий, жи­ вой, а не только па картине? Я вспомнил этого бурлака но многим репродукциям знаменн- той картины. И в душе обрадовал­ ся. что он когда-то и в самом ,де­ ле жил и его звали Каниным, от­ того сама картина представлялась мне теперь ближе, понятней, и мне еще больше захотелось побы­ вать в Третьяковке. — Но, конечно, это не просто портрет того реально существо­ вавшего бедолаги Канина. — тер­ пеливо начал мне пояснять Клав­ дий Филиппович. — Под гениаль­ ной кистью Репина он преобразил­ ся в художественный образ такой покоряющей силы и глубины, что мы забываем о самой натуре, о каком-то одном, никому не изве­ стном Канине. И все-таки не г Т Ш с я е ш п м б м Л - ПРОМЫСЛА БАРЕНЦЕВО МОРЕ ..Траловый промысел. Наиболее перспективным районом промысла трески следует считать юго-запад­ ную часть района Медвежинской банки и северную часть района Копытова; Промысел * окуня-клювача в первой половине мая будет мало­ продуктивным вследствие смеще­ ния на юг и рассредоточения кон­ центраций самцов. Тем не. менее окунь будет периодически образо­ вывать концентрации промысло­ вого значения. Повышение плот­ ности и устойчивости концентра­ ций окуня ожидается в третьей декаде мая, после подходов отме­ тавших самок. На больших глуби­ нах к западу от района Копытова и Медвежинской банки концентра­ ции синекорого палтуса . сохра­ нятся. . В южной части Баренцева моря промысловая обстановка будет неустойчивой. Флот сможет об- «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 лавливать концентрации трески и пикши в Норвежском желобе, на Нордкинскон, Финмаркенской и Рыбачьей банках. После подходов отнерестовавшей трески с запада, которые ожидаются с середины Мая, * условия промысла улуч­ шатся. ** Промысел сельди. В мае воз­ можно появление небольших стай сельди, зимовавшей в наиболее близких районах, прибрежной струе и губах. Первые концентрации ожидают­ ся в поверхностных слоях после прогрева вод в слое 0—25 до тем­ пературы не менее 2—3 градусов и в губах и заливах до темпера­ туры не менее 3—4 градусов на поверхности. Сельдь появится в наиболее за­ падных губах побережья после середины мая, в районах Кольско­ го и Мотовского . заливов — не ранее конца месяца. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ В районе.Южного.Лабрадора и смежных квадратах Северной Ньюфаундлендской банки сохра­ нится хорошая сырьевая база. Од­ нако нагульные скопления отнере­ стившейся трески будут весьма подвижны, что может явиться причиной временных неудач. Про­ мысел может быть также затруд-1 нен тяжелой ледовой обстанов-! кой. На свале перечисленных раио-1 нов и Северо-Восточного склона! Ньюфаундлендской банки возмо-! жен промысел золотистого окуня! и окуня-клювача. В районе банки Джорджес и! острова Сейбл ожидаются устой-' чнвые промысловые концентрации! серебристого хека. Уловы БМРТ! в этих районах составят не менее 35 тонн в сутки. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ Основу дрифтерного промысла в Норвежском море составит" сельдь, идущая на откорм в центральные районы моря. Основные скопления сельди бу- ■ дут распределяться вдоль запад­ ной ветви Норвежского течения и 5 в области завихрений между за-в падной ветвью и Восточно-Ис-S ландским течением. Откорм сельди будет проходигь S также вдоль кромок Восточно-в Исландского течения .с ностелен-5 ным смещением скоплений в се-! верном направлении по восточной" кромке. Производительность npo-S мысла ожидается около 15—20 ки-5 ^юграммов на сеть. будь его, того далекого, неведомо­ го нам Канина, не будь художник так горячо влюблен в эту натуру, может быть, не было бы и самой картины. Нет, Репин, конечно, на­ писал бы своих «Бурлаков», но эго была бы уже другая картина. Понимаешь, Володя, другая, мо­ жет, живописней, лучше по цвету, по полотну, но только не та, ко­ торая существует и за которую мы вечно благодарны художнику. ХЛ Л АВДИИ Филиппович гово* рил горячо, взволнованно, как можно говорить только о ве­ щах тебе дорогих, кровно близких, выстраданных. И это было для меня удивительно и еще больше притягивало к художнику . — И вот представляете, Воло- *енька. — Клавдий Филиппович присел па мою койку и положит руку мне на плечо, — мне тогда показалось, что в этой группе мо­ ряков на причале я увидел своего Канина, которого, должно быть, в мыслях своих искал уже давно. Я не могу тебе живо, рельефно описать его так. каким я его зи- жу, представляю. И дело тут не только в том, чтобы более пли менее точно изобразить его вне-н- ние приметы, его хорошо вылеп­ ленную скульптурную фигуру, его суровое обветренное лицо помо­ ра. словно подсвеченное нзнутоп доброй и чуть застенчивой улыб­ кой, его веселые улыбчивые и вме­ сте строгие, заглядывающие тебе в душу глаза и чуть потрескав­ шиеся губы, на которых чувству­ ешь запах морской соли. Все в нем есть, в этом моем Канине, он ко­ лоритен, живописен, он мужестве­ нен и красив, как только может быть красив человек труда в рас­ цвете сил. молодости, полный сво­ ей трудовой гордости и достоин­ ства. И главное, в нем есть то, чего никогда не-было ни в каких Каниных, свое совершенно особен­ ное, неповторимое. Я. конечно, говорю не так и не совсем то. То, что я увидел, было гораздо богаче, ярче и по мысли, и по ко­ лориту.» и по рисунку. Не знаю, можешь ли ты, голубчик, меня по- •пять. Может быть, все это пока­ жется тебе вздором, бредом, но. право же. это не дает мне покоя. Нет, ни вздором, ни бредом я абы это не назвал, хотя, по празде ■сказать, рассказанный нм сюжет 5будущей картины меня лично не ■особенно увлекал. Но ведь и не ■был художником, а всего только ■штурманом, v- на мир я гляжу ча- 5сто совсем другими глазами, чем он, художник, живописец Клав­ дий Филиппович Зимовейскин. ТТАША морская жизнь, сам cy - АЛ-довой распорядок, видимо, пришлись ему по душе, и он до­ вольно быстро начал «оморячи- ваться». Конечно, не обошлось при этом и без некоторых приключе­ ний. Еще на переходе, когда он вы­ шел на палубу со своим этюдни­ ком, его слегка прихватило шаль­ ной волной. Правда, тогда он отделался хо­ лодным морским душем и лег­ ким испугом, но великолепная гренадерская шапка навсегда ис­ чезла, канула в пучине моря. Эта потеря не только ничуть не огор­ чила, а. кажется, даже обрадова­ ла его. Взамен дорогой «пушной экзо­ тики» на его голове появилась ста­ рая мичманка с потрескавшимся козырьком, но зато с настоящим «крабом», подаренная ему нашим боцманом. Он жч* заменил и мох­ натые собачьи \in i,i. которые ста­ ли походи и, на мокрых облезлых щенков, на поношенные, но совер­ шенно целые полуболотные сапо­ ги. И этим морская- экипировка художника была окончательно за­ вершена. Клавдий Филиппович не «ахотел оставаться в долгу перед облаго­ детельствовавшим его боцманом и немедленно нача/i рисовать его портрет сначала карандашом, а потом уж маслом. Но ни тот, ни другой портрет, видимо, не удов­ летворял художника, и он так их и не окончил. Я так думаю, что его просто не увлекла сама натура. С точки зре­ ния художественной, живописной наш боцман Виктор Жабр >в, должно быть, и впрямь, не пред­ ставлял особенного интереса. Ни­ какого «морского колорита» в нем решительно не было, парень как парень, невысокого роста, лицо, как теперь любят писать, откоы- тое, простое, то есть вроде как бы своего лица вовсе нет, глаза тоже ничем не примечательные, не си­ ние., не серые со стальным отли­ вом. а вовсе карие. Словом «нату-. ра». можно сказать, нехарактер­ ная и совсем неколоритная. А Клавдию Филипповичу, на­ сколько я понял, нужны были для задуманной картины фигуры как раз типические, колоритные, что­ бы от них веяло морским ветром, пахло рыбой, водорослями и про­ чими продуктами моря. (Продолжение следует). Нашим рабкорам Сегодня, в День советской печати, редакция газеты «Рыб­ ный Мурман» от души благодарит своих активных внештат­ ных корреспондентов, которые постоянно сотрудничают в га­ зете, помогая своими статьями, заметками, очерками выявлять новое и передовое в жизни, бороться со старым, отжившим. Особенно хочется отметить товарищей: помполитов И. Яро­ вого, П. Матвеева, секретаря комитета комсомола рыбного порта Н. Гусева, главного капитана тралового флота А. Ано­ хина, старшего инженера отдела добычи тралового флма* В. Макшеева, капитана И. Гоникмана, заместителя начальни­ ка сельдяного флота М. Свиташева, курсанта А. Колесова, работника Дворца культуры имени С. М. Кирова Е. Радости» ну, директора краеведческого музея Е. Павлову, библиотека­ ря Я. Анучину, фельдшера Т. Кожухаря, грузчика рыбного порта А. Нестерова, пенсионера И. Гагарина, работника-ав­ тобазы Н. Жукова, сотрудников милиции В. Ильина» Н. Ильяшенко и В. Разинкова, старшего механика «Витуса Беринга» В. Елфимова. Желаем всем нашим внештатным корреспондентам боль­ ших творческих успехов и личного счастья! С Л ЕД УЮ Щ И Й Н О М Е Р « РЫ Б Н О ГО М У РМ А Н А* В Ы Я Д ЕТ & МАЯ. *i I 1 ■t Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВ СКИН. ■ Типография «Полярная правда». Зак. 2494. Тир. 5200. ПН-06164.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz