Рыбный Мурман. 1964 г. Май.
И. ГАГАРИН (Продолжение. Нач. см. в № 54). Мне нравилось а льстило, . . j Клавдий Филиппович, человек ши роко образованный, с именем, держится со мной , как с равным, не давит на меня своей мудростью и ученостью, а доверчиво делится со мной своими мыслями, сомне ниями и даже сам иногда спраши вает у меня, мальчишки, совета. Чуть ли не в первый же день нашего знакомства он признался мне, что, уезжая из Москвы, он и не думал ни о каком морском пу тешествии. Просто его потянуло на Север, захотелось снова по смотреть на те места, где он уже бывал однажды в годы Отечест венной войны. Но тогда ему, вто рому номеру минометного расчета, таскавшему на своей спине тяже лую плиту 82-миллиметрового пол кового миномета, все виделось не так, как сейчас, тогда^было не до пейзажей, не до колорита. К тому же здесь, в Заполярье, ои провое вал не так уж долго; в бою за высоту 314 зимой 1942 года его тяжело ранило. Он долго лежал в тыловом госпитале, а после вы писки попал на другой фронт и уже не минометчиком, а худож ником в армейскую газету. ■ТЮ, чго Зимовейский увидел на Севере сегодня глазами ху дожника спустя двадцать с лиш ним лет, было, конечно, совсем не го, что сохранилось в памяти быв шего минометчика. Суровая красо та Заполярья покорила вообра жение художника. Он уже успел побывать и в Кировске, и в Лово- зерской -тундре, и в Никеле, сде лал не один десяток этюдов, за рисовок, набросков. Но все чти первые заготовки не удовлетворя ли его, ему казалось, словно ои повторяет то, что он уже видел в картинах известного художника Георгия Нисского, менее извест ного, но тоже очень хорошего жи вописца - северянина Дмитрия Свешникова и других начинающих и совсем еще неизвестных худож ников. Ему как будто не хватало своего собственного видения при роды и людей Севера, и его лич ные, непосредственные впечатления \ак Оы накладывались на какой- го готовый фон. Так он мне объ яснял, если я его правильно по нял. И вот уже здесь, в Мурманске, одна- сценка, увиденная им слу чайно в рыбном порту, необычайно взволновала его, дала толчок его творческой фантазии. Он увидел на причале группу молодых моряков, видимо, только что вернувшихся из рейса. По од ному виду этих ребят можно бы ло догадаться, что рейс был удач ным, они вернулись в порт побе дителями. они счастливы, что все лишения и опасности трудного плавания остались позади и те перь их ждут и радость встречи с родными и все другие короткие береговые радости моряка. — Тогда меня словно озарило — сказал Клавдий Филиппович. — ведь это же готовый сюжет це лой картины. И назвать ее можно «На берегу» или еще выразитель нее — «Домой». Я вижу ее, эту карI пнv. Она преследует меня Да же во сне. Представляешь: груп па моряков на причале. За их спи нами видны мачты, надстройки кораблей, под ногами влажные доски причала, посыпанные рыбь ей чешуей и крупной янтарной солыо. А они. стоят в обнимку — молодые, красивые, полные задор ной удали и сил. Вон крайний, совсем еще мальчишка, (должно быть, ходил в свой первый рейс) и сейчас осторожно притопывает ногой, точно пробует крепость земли — какова она, не качается ли. А с другой стороны рослый, статный парень с открытым воро том. лихо заломил кепку и радо стно смеется, повернув голову в сторону, туда, где, должно быть, только что прошла или проехала на автокаре какая-нибудь симпа тичная девчонка с рыбокомбината, бросившая на него застенчивый и восхищенный взгляд. Клавдий Филиппович так воз бужден,4 захвачен этой видимой одному ему картиной, что и сам весь как-то преображается, глаза молодо блестят, на впалых щеках пробивается темный румянен, и светлая «несжатая полоска» над высоким лбом щетинится, колы шется, точно потревоженная вет ром. Он, как заведенный, крутит ся по тесной каюте и говорит, говорит: — В этой живописной, колорит ной группе я вижу и другие,фигу ры, и что ни фигура, то свой ха рактер, свое лицо, своя походка, своя, как говорится, особенная стать. Но все они группируются вокруг него. Он в центре, он сре доточие. магнит, ядро всей кар тины. Вдруг он круто оборачивает.'*! на ходу и спрашивает меня: — Ты, конечно, бывал в Третья ковке и видел знаменитую карти ну Репина «Бурлаки». Я снова покраснел и хотел было объяснить, что. к великому своему стыду, в Третьяковке еще не бы вал, да и в Москве-то был однаж ды проездом, так что, кроме Ле нинградского и Курского вокзалов, ничего не видел. Но он не дал мне и рта раскрыть и снова дал пот ные обороты. — И, конечно, ты. как и каж дый, увидел сначала этого велико лепного Канина. — Кого? — удивленно спросил я. — Ну, того, первого бурлака который, навалившись грудыо на л ям ку , бредет по раскаленному песку и смотрит па тебя испод лобья своими умными пронзитель ными- глазами. — Разве он и взаправду был? — удивился я, — настоящий, жи вой, а не только па картине? Я вспомнил этого бурлака но многим репродукциям знаменн- той картины. И в душе обрадовал ся. что он когда-то и в самом ,де ле жил и его звали Каниным, от того сама картина представлялась мне теперь ближе, понятней, и мне еще больше захотелось побы вать в Третьяковке. — Но, конечно, это не просто портрет того реально существо вавшего бедолаги Канина. — тер пеливо начал мне пояснять Клав дий Филиппович. — Под гениаль ной кистью Репина он преобразил ся в художественный образ такой покоряющей силы и глубины, что мы забываем о самой натуре, о каком-то одном, никому не изве стном Канине. И все-таки не г Т Ш с я е ш п м б м Л - ПРОМЫСЛА БАРЕНЦЕВО МОРЕ ..Траловый промысел. Наиболее перспективным районом промысла трески следует считать юго-запад ную часть района Медвежинской банки и северную часть района Копытова; Промысел * окуня-клювача в первой половине мая будет мало продуктивным вследствие смеще ния на юг и рассредоточения кон центраций самцов. Тем не. менее окунь будет периодически образо вывать концентрации промысло вого значения. Повышение плот ности и устойчивости концентра ций окуня ожидается в третьей декаде мая, после подходов отме тавших самок. На больших глуби нах к западу от района Копытова и Медвежинской банки концентра ции синекорого палтуса . сохра нятся. . В южной части Баренцева моря промысловая обстановка будет неустойчивой. Флот сможет об- «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 лавливать концентрации трески и пикши в Норвежском желобе, на Нордкинскон, Финмаркенской и Рыбачьей банках. После подходов отнерестовавшей трески с запада, которые ожидаются с середины Мая, * условия промысла улуч шатся. ** Промысел сельди. В мае воз можно появление небольших стай сельди, зимовавшей в наиболее близких районах, прибрежной струе и губах. Первые концентрации ожидают ся в поверхностных слоях после прогрева вод в слое 0—25 до тем пературы не менее 2—3 градусов и в губах и заливах до темпера туры не менее 3—4 градусов на поверхности. Сельдь появится в наиболее за падных губах побережья после середины мая, в районах Кольско го и Мотовского . заливов — не ранее конца месяца. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ В районе.Южного.Лабрадора и смежных квадратах Северной Ньюфаундлендской банки сохра нится хорошая сырьевая база. Од нако нагульные скопления отнере стившейся трески будут весьма подвижны, что может явиться причиной временных неудач. Про мысел может быть также затруд-1 нен тяжелой ледовой обстанов-! кой. На свале перечисленных раио-1 нов и Северо-Восточного склона! Ньюфаундлендской банки возмо-! жен промысел золотистого окуня! и окуня-клювача. В районе банки Джорджес и! острова Сейбл ожидаются устой-' чнвые промысловые концентрации! серебристого хека. Уловы БМРТ! в этих районах составят не менее 35 тонн в сутки. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ Основу дрифтерного промысла в Норвежском море составит" сельдь, идущая на откорм в центральные районы моря. Основные скопления сельди бу- ■ дут распределяться вдоль запад ной ветви Норвежского течения и 5 в области завихрений между за-в падной ветвью и Восточно-Ис-S ландским течением. Откорм сельди будет проходигь S также вдоль кромок Восточно-в Исландского течения .с ностелен-5 ным смещением скоплений в се-! верном направлении по восточной" кромке. Производительность npo-S мысла ожидается около 15—20 ки-5 ^юграммов на сеть. будь его, того далекого, неведомо го нам Канина, не будь художник так горячо влюблен в эту натуру, может быть, не было бы и самой картины. Нет, Репин, конечно, на писал бы своих «Бурлаков», но эго была бы уже другая картина. Понимаешь, Володя, другая, мо жет, живописней, лучше по цвету, по полотну, но только не та, ко торая существует и за которую мы вечно благодарны художнику. ХЛ Л АВДИИ Филиппович гово* рил горячо, взволнованно, как можно говорить только о ве щах тебе дорогих, кровно близких, выстраданных. И это было для меня удивительно и еще больше притягивало к художнику . — И вот представляете, Воло- *енька. — Клавдий Филиппович присел па мою койку и положит руку мне на плечо, — мне тогда показалось, что в этой группе мо ряков на причале я увидел своего Канина, которого, должно быть, в мыслях своих искал уже давно. Я не могу тебе живо, рельефно описать его так. каким я его зи- жу, представляю. И дело тут не только в том, чтобы более пли менее точно изобразить его вне-н- ние приметы, его хорошо вылеп ленную скульптурную фигуру, его суровое обветренное лицо помо ра. словно подсвеченное нзнутоп доброй и чуть застенчивой улыб кой, его веселые улыбчивые и вме сте строгие, заглядывающие тебе в душу глаза и чуть потрескав шиеся губы, на которых чувству ешь запах морской соли. Все в нем есть, в этом моем Канине, он ко лоритен, живописен, он мужестве нен и красив, как только может быть красив человек труда в рас цвете сил. молодости, полный сво ей трудовой гордости и достоин ства. И главное, в нем есть то, чего никогда не-было ни в каких Каниных, свое совершенно особен ное, неповторимое. Я. конечно, говорю не так и не совсем то. То, что я увидел, было гораздо богаче, ярче и по мысли, и по ко лориту.» и по рисунку. Не знаю, можешь ли ты, голубчик, меня по- •пять. Может быть, все это пока жется тебе вздором, бредом, но. право же. это не дает мне покоя. Нет, ни вздором, ни бредом я абы это не назвал, хотя, по празде ■сказать, рассказанный нм сюжет 5будущей картины меня лично не ■особенно увлекал. Но ведь и не ■был художником, а всего только ■штурманом, v- на мир я гляжу ча- 5сто совсем другими глазами, чем он, художник, живописец Клав дий Филиппович Зимовейскин. ТТАША морская жизнь, сам cy - АЛ-довой распорядок, видимо, пришлись ему по душе, и он до вольно быстро начал «оморячи- ваться». Конечно, не обошлось при этом и без некоторых приключе ний. Еще на переходе, когда он вы шел на палубу со своим этюдни ком, его слегка прихватило шаль ной волной. Правда, тогда он отделался хо лодным морским душем и лег ким испугом, но великолепная гренадерская шапка навсегда ис чезла, канула в пучине моря. Эта потеря не только ничуть не огор чила, а. кажется, даже обрадова ла его. Взамен дорогой «пушной экзо тики» на его голове появилась ста рая мичманка с потрескавшимся козырьком, но зато с настоящим «крабом», подаренная ему нашим боцманом. Он жч* заменил и мох натые собачьи \in i,i. которые ста ли походи и, на мокрых облезлых щенков, на поношенные, но совер шенно целые полуболотные сапо ги. И этим морская- экипировка художника была окончательно за вершена. Клавдий Филиппович не «ахотел оставаться в долгу перед облаго детельствовавшим его боцманом и немедленно нача/i рисовать его портрет сначала карандашом, а потом уж маслом. Но ни тот, ни другой портрет, видимо, не удов летворял художника, и он так их и не окончил. Я так думаю, что его просто не увлекла сама натура. С точки зре ния художественной, живописной наш боцман Виктор Жабр >в, должно быть, и впрямь, не пред ставлял особенного интереса. Ни какого «морского колорита» в нем решительно не было, парень как парень, невысокого роста, лицо, как теперь любят писать, откоы- тое, простое, то есть вроде как бы своего лица вовсе нет, глаза тоже ничем не примечательные, не си ние., не серые со стальным отли вом. а вовсе карие. Словом «нату-. ра». можно сказать, нехарактер ная и совсем неколоритная. А Клавдию Филипповичу, на сколько я понял, нужны были для задуманной картины фигуры как раз типические, колоритные, что бы от них веяло морским ветром, пахло рыбой, водорослями и про чими продуктами моря. (Продолжение следует). Нашим рабкорам Сегодня, в День советской печати, редакция газеты «Рыб ный Мурман» от души благодарит своих активных внештат ных корреспондентов, которые постоянно сотрудничают в га зете, помогая своими статьями, заметками, очерками выявлять новое и передовое в жизни, бороться со старым, отжившим. Особенно хочется отметить товарищей: помполитов И. Яро вого, П. Матвеева, секретаря комитета комсомола рыбного порта Н. Гусева, главного капитана тралового флота А. Ано хина, старшего инженера отдела добычи тралового флма* В. Макшеева, капитана И. Гоникмана, заместителя начальни ка сельдяного флота М. Свиташева, курсанта А. Колесова, работника Дворца культуры имени С. М. Кирова Е. Радости» ну, директора краеведческого музея Е. Павлову, библиотека ря Я. Анучину, фельдшера Т. Кожухаря, грузчика рыбного порта А. Нестерова, пенсионера И. Гагарина, работника-ав тобазы Н. Жукова, сотрудников милиции В. Ильина» Н. Ильяшенко и В. Разинкова, старшего механика «Витуса Беринга» В. Елфимова. Желаем всем нашим внештатным корреспондентам боль ших творческих успехов и личного счастья! С Л ЕД УЮ Щ И Й Н О М Е Р « РЫ Б Н О ГО М У РМ А Н А* В Ы Я Д ЕТ & МАЯ. *i I 1 ■t Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВ СКИН. ■ Типография «Полярная правда». Зак. 2494. Тир. 5200. ПН-06164.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz