Рыбный Мурман. 1964 г. Март.
O h Jf c t h ,- ■gceM мМм*1^ i ТРАЛ HE ДОЛЖЕН БЫТЬ ПУСТЫМ Ю. Г. ГВОЗДЕВ, мастер по добыче Сердце корабля В. В. СВИРИН, старший механик Когда экипаж «Молдавии» об суждал свои обязательства в ответ на патриотический почин рыбаков-дальневосточннков, а также обязательство в честь Дня рыбака, мы, члены машинной команды, хорошо понимали, ка кая большая ответственность пе ред всем коллективом ложится именно на нас, работников ма шинной команды. Надо сказать, что на «Молда вии» каждый специалист отвечает за определенную группу механиз мов. В то же время каждый меха ник, машинист не ограничивает ся только своим узким кругом обязанностей, а следит за рабо той товарищей, старается, если нужно, помочь советом и делом. Профилактическому осмотру и ремонту механизмов у нас уделя ется особенно серьезное внимание. Учитывая, что коллектив нашего траулера намерен добиться сверх планового вылова рыбы за счет сокращения междурейсовых стоя нок, мы стараемся производить ремонтные работы своими сила ми и преимущественно в море, максимально используя для этого свободное время, согласовываем свою работу с мостиком. В порту также стараемся многие работы выполнить своими силами, зака зывая на заводе лишь самое не обходимое. Чтобы правильно и грамотно эксплуатировать машину и меха низмы, нужно хорошо их знать. Наши механики и машинисты яв ляются хорошими специалистами. Однако они постоянно повышают свою квалификацию, изучают опыт передовиков соревнования. Хорошо работают у нас второй механик тов. Огарко, третий ме ханик тов. Королев. Они являют ся рационализаторами. Разрабо танные ими и внедренные в про изводство рационализаторские предложения во многом улучши ли работу механизмов, позволили сэкономить время, сократить рас ход материалов, смазочного мас ла. Наш технический совет регу лярно обсуждает все назревшие вопросы по улучшению техниче ского состояния, эксплуатации ме ханизмов и всего корабля, оказы вает помощь новаторам. Много внимания уделяется у нас подготовке и росту кадров. Так, бывший второй механик тов. Поликарпов выдвинут на долж ность старшего механика. Быв ший матрос тов. Карасев овладел на корабле специальностью маши ниста рыбомучной- установки, а матрое тов. Круподеров стал старшим- машинистом. По плану траулер «Молдавия» должен в сентябре этого года стать в средний ремонт, однако главная машина, котел и все ме ханизмы, находятся в таком сос тоявши что ми- сочли возможным проработать полностью весь год без ремонта. Машинная команда приложит все силы к тому, что бы помочь экипажу судна с честью справиться со своими обязательствами. Добрая слава сопутствует морякам траулера «Молдавия». Из года в год они перекрывают государственные планы по добыче рыбы. Одним из первых экипаж этого опорно-показательного корабля подхватил почин сахалинских рыбаков, выступил инициатором соревнования за достойную встречу Дня ры бака. Через день — другой он завершит квартальный план. Успехи моряков «Молдавии» привлекают к себе присталь ное внимание и интерес всех наших промысловиков. Часто можно слышать такие вопросы: «Как на «Молдавии» постав, лено промысловое судовождение? Как работает машинная команда? Как используются орудия лова?» Естественно, на все эти вопросы лучше, чем кто-либо, мо гут ответить сами моряки опорно-показательного траулера. Поэтому-то руководство флота ка промысле совместно с редакцией «Рыбного Мурмана» недавно в Баренцевом море по радио провело очередное занятие школы передового опы та, на котором передовики соревнования рассказали промысловикам о своей работе, поделились «секретами» вы соких уловов. Сегодня мы публикуем рассказы моряков траулера «Молдавия» о их работе, с которыми они выступили на оче редном занятии школы передового опыта в море. ДЕРЖАТЬСЯПРАВИЛЬНОГОКУРСА Хорошие орудия лова на кораб ле — это половина успеха. Мы всегда помним об этом, поэтому подготовка к очередному рейсу на чинается сразу же, как только за канчивается лов и траулер берет курс в порт. На переходе проме ряем ваера, пробиваем на них мар ки, осматриваем и приводим в по: рядок тралы, подготавливаем (если это требуется) к сдаче в ре монт блоки, ролики и т. п, В порту следим за ремонтом, получением снабжения, а во вре мя следования из порта к месту промысла вооружаем тралы. Ниж ние подборы тралов оснащаем по схемам промыслового отдела в за висимости от грунтовых условий того района моря, в который идем. Как это делается, известно всем, и поэтому я не буду останавливать ся на этом вопросе. В этом году на «Молдавии» так же, как и на других судах нашего Конечно, никаких «секретов» в работе у нас нет. Каждый член экипажа «Молдавии» честно и добросовестно выполняет поручен ное ему дело, помогает товари щам повышать свою квалифика цию, перенимает опыт передовиков соревнования — как опыт тех, кто работает на своем корабле, так и тех, кто плавает на других судах. В этом-то и есть залог успеха коллектива. В своем выступлении я скажу о ток , как судоводители выполняют свои обязанности, руководят ра ботой палубной команды. Многое из того, что у нас делается, делается и на других судах. По этому я коснусь только некоторых вопросов- Вот первый из них. Очень часто можно слышать в эфире жалобы отдельных капитанов на то, что плохо работают тралы. Старший мастер по добыче все проверил: кажется, все правильно, а рыбы нет. Но только ли от одних мастеров по добыче зависит успех дела? За состоянием орудий лова и промыс лового снаряжения, за спуском и подъемом трала в равной, если не в большей степени, чем мастера, должны следить вахтенные штур маны. Часто суда бывают в про- ловг из-за того, что ваера раскру чиваются и в результате оказы- Н Н. ВШИВКОВ, капитан ваются разных размеров. Чтобы установить это, необходимо каж дый раз-считать число витков в каждом ваере. Если оно изменяет ся — это является верным приз наком того, что один ваер стано вится короче другого. Поэтому на до принимать соответствующие меры. Я, например, всегда контро лирую деятельность мастеров по добыче. В. случае необходимости руковожу проверкой тралов, чинкой их и другими работами. То же самое делают и мои по мощники. Мне кажется, что промысловому отделу управления флота необхо димо ввести регулярную проверку знаний судоводителями орудий лова. Она должна быть столь же обязательной, как и проверка зна ний ими штурманского дела. Такой порядок повысит ответственность судоводителей за ход промысла. Каждый промысловый траулер работает в море не сам по себе, а в тесной взаимосвязи с другими промышляющими рядом судами. И тут нельзя не сказать о той огромной роли, которую призвано сыграть парное и групповое сорев нование. Повседневный обмен опытом, помощь советом, вовремя ПОТРЕБИТЕЛЮ— ОТЛИЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ П. И. УЗЛОВ, мастер по обработке рыбы Надо сказать, что у нас подо брался дружный, работоспособный коллектив трюмных работников. Они не только сами отлично справ ляются с порученным им делом, но и учат новичков, показывают мат росам, как следует разделывать улов. Засольщики тт. Соловьев, Семенов, Кузнецов по праву счи таются на траулере застрельщика ми соревнования. И в трюме, а иногда, если нужно, и за рыбораз делочным столом они неизменно показывают высокий класс работы. Самое серьезное внимание у нас уделяется выполненню рейсовых заданий не только по количеству рыбы, но и по ассортименту про дукции. Благодаря этому квар тальное задание по такому трудо емкому виду продукции, как кляп- фиск, выполнено досрочно. Но самое серьезное внимание на траулере «Молдавия» уделяется заготовке и хранению охлажден ной рыбы. О том, как выгодно и для государства и для самих мо ряков доставлять в порт свежье, всем известно, и я не буду оетаг навливаться на э.том. Скажу лишь, что 80 процентов добытой экипа жем «Молдавии» свежей рыбы в прошлом году б*лдо сдано в жем виде. В этом году мы также делаем все для того, чтобы увели чить заготовку свежья. Большую помощь в работе нам оказывает применение металли ческих ящиков для хранения све жей рыбы. Брать свежье в ящики мы начинаем за 12—13 суток до прихода в порт. Свежую рыбу в чердаки начинаем укладывать за 6—7 суток до окончания рейса, причем сначала заготавливаем крупную и ровную, а потом уже всю подряд. Перед тем, как начать брать свежье, рыбу моем забортной во дой. Состоянию трюмов уделяем самое серьезное внимание. Стара емся даже меньше жечь в трю ме электроэнергии, так как лампы повышают температуру в трюме. Регулярно включаем рефрижера торную установку, Каждый засольщик строго соб людает дозировку льда. Чтобы рыба не мялась, свежье уклады ваем в чердаки на семь Площа док. Добиваться хорошего качества продукции нам помогает весь эки паж и особенно молодежь. Спе циальный комсомольско-моло- дежный пост, возглавляемый мат росом Локтюховым, следит за тем, чтобы улов правильно разде лывался, чтобы вся рыба пол ностью шла в переработку и в трюм, V .. : ■*,> подсказанное решение, иногда просто информация об очередном улове помогают добиваться успеха. Мы всегда участвуем в группо вом соревновании, ведем промысел в тесном контакте с экипажами других судов, передаем им свой опыт и сами учимся у mix. Особенно хорошо эта связь у нас налажена с траулером «Вот- кинск». Экипажи «Молдавии» и «Воткинска» соревнуются, а, зна чит, помогают друг другу. При встрече в порту с капита ном «Воткинска» Петром Пет ровичем Романовым мы каждый раз консультируемся о промысло вых районах, и часто бывает так: тот, кто первым приходит в район промысла, сразу же собирает нужную информацию и знакомит с ней своего товарища. Не раз бы вало так, что по совету Петра Петровича мы подтягивались в квадрат, богатый рыбой. Очень полезен для дела обмен информацией о последних уловах с рядом работающими траулера ми. Бывает так: у тебя плохой улов, а на палубе у идущего ря дом или навстречу траулера пол ная палуба рыбы и вместе с вах той работает подвахта. На каких глубинах, на каких курсах и при какой скорости взят хороший улов? Может, здесь есть неизвест-1 ный нам склон, ямка или баночка? ! Или хочется узнать, как вооруже- ] на у удачливого соседа нижняя j подбора. На все эти вопросы необходимо получить немедленно ответы, что бы тут же ^а ходу перестроить свою работу. Но как это сделать? По-моему, давно возникла необхо димость установить в штурман ской рубке каждого нащего трау лера небольшую рацию типа «Урожай», с помощью которой на ши судоводители могли бы на определенных частотах перегова риваться между собой, обмени ваться оперативной информацией, советами. Перед экипажами опорно-пока зательных судов стоят большие и очень почетные задачи по ока занию помощи отстающим судам по передаче опыта. К сожалению, к нам еще мало обращаются за советами и консультациями. Прав да, хочется оговориться: самому предлагать свои услуги я считаю как-то неудобным. Иногда просто боишься показаться навязчивым, думаешь: обидишь этим товари ща, заденешь его самолюбие. Ви дишь иной раз, что на каком-ли бо корабле делается не то, что нужно, а молчишь. Кроме вреда, от этого ничего;, конечно, не полу чается, 4 _ •• j • . Нужно, чтобы руководители промысла прямо на советах капи танов или в ^отдельных радиобе седах вызывали бы опорно показательные траулеры, отстаю щие суда, давали бы задания по оказанию помощи. флота, широко применяются кап роновые тралы. Они завоевали признание моряков. Работать кап роновыми тралами значительно легче и удобнее. Но тралы из кап рона в отличие от изготовленных из растительных материалов име ют свои особенности. При работе с капроновыми тра лами особенно важно следить за тем, чтобы гужи и провязи совпа дали с пробивками на топенантах и хатлайне, так как у капронового трала гужи особенно часто сме щаются по хатлайну. Особенно тщательно следует следить за тем, чтобы после первых тралений во вновь поставленном капроновом трале не было перекосов сетного полотна. Всякий перекос может повлечь за собой снижение уловов на длительное время. Чтобы новый трал обтянулся и хорошо работал, нужно первые 10 тралений сделать прямыми кур сами, строго наблюдая при этом за положением марок. На «Молдавии» все моряки бе режно относятся к орудиям лова и промснаряжению. Все, что мож но еще использовать, идет в дело. Так, голые концы ростим сами из 15-миллиметрового троса, исполь зуя для этого старые патенты и сушилки, а вытяжные концы — иа старых кабелей и джильсонов. Ис пользуются также и старые шести метровые грунтропы и трехметро вые лапки. На кормовой клячевке ставим из двойного бунлиня метровую лапку, на конце которой вместо глаголь, гака закрепляем старый чекель. Делается это потому, что работа с глаголь-гаком отнимает много вре мени. При этом следует отметить, что лапку чекеля не обрезаем, так как сама головка препятствует произвольному сбрасыванию вы тяжного конца. в А. И. СТАТИН, помполит На нашем траулере работают шесть коммунистов. Все они — подлинные застрельщики со ревнования, пользуются вполне заслуженным авторитетом, зани мают ведущее место в жизни кол лектива. Вопросы произвол* ша, экономики, социалистического со ревнования, внутренней жизни корабля регулярно выносятся на обсуждение партийных собраний, выполнение их решений контроли руется. Наши коммунисты — ак тивные лекторы, помогают моря кам в учебе. Сейчас на траулере проводится изучение материалов декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС. На судне работают кружки конкретной экономики и текущей политики, на занятиях широко используется наглядная агитация. Профсоюзная и комсомольская организации работают под конт ролем и с помощью партийной организации. Вовлечение в обще ственно-политическую жизнь ши роких масс моряков дает возмож ность быстро и по-деловому ре шать важные производственные и другие вопросы. Так, по. инициа тиве парторганизации была про изведена проверка того, как жи вут и отдыхают наши моряки. Большое внимание уделяет су довая партийная организация воп росам экономики, внедрения и соблюдения хозрасчета. Прове денный, например, в марте сов местно с группой партийно-госу дарственного контроля оейд вскрыл ряд недостатков в хране нии материальных ценностей на корабле. Материалам рейда была посвящена специально ьыпущеи- ная «молния». I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz