Рыбный Мурман. 1964 г. Март.

КУРС НА СЕЛЬДЯНОЙ ТРАЛ! Мысль о том, чтобы использовать трал на промысле сельди в Норвежском море, родилась у меня давно. Но в прошлые годы не было особен­ но хороших концентраций. И вдруг положение на промысле существенно изменилось. Многие ка­ питаны возвращались в порт с хорошими улова­ ми. Мое судно стояло в ремоЯте, и о положении на лову я знал лишь из рассказов командиров других судов. В беседах с ними меня интересовал лишь один вопрос: — Есть ли большие косяки, чтобы можно было облавливать их тралом? — Есть, — отвечали мне. Это, собственно говоря, и заставило меня прид­ ти к заместителю начальника флота тов. Шапова­ лову с просьбой разрешить не брать в рейс дриф­ терные сети, а перейти на работу тралом. Такое разрешение мне дали, и 8 ноября прошлого года мы вышли в море. 18 ноября пришли па промы­ сел и сделали три учебных траления. Необходимо было, чтобы матросы, которые не работали таки­ ми орудиями лова, получили первые навыки. Из трех тралений в одном случае был заверт трала, два других оказались пустыми. Но мы не отсту­ пились от своей идеи. И когда четвертое траление принесло улов в 8 тонн, настроение у народа под­ нялось. На первых порах успешно работать нам мешала евежая погода и то, что трал не был тарирован. Спустя несколько дней меня вдруг вызвал по радио капитан большого морозильного траулера «Витебск» Иван Тимофеевич Шаньков. Он про­ верил район Лофотенских островов и должен был пойти в Северное море. Но, узнав по сводке о на­ ших хороших уловах, заинтересовался обстанов­ кой. Я ему подробно рассказал о наличии косяков и высказал свое соображение о том, что «Витебск» непременно будет иметь успех. Через сутки «Витебск» подошел в наш район, и надо сказать, что его приход здорово облегчил ра­ боту нашего экипажа. Дело в том, что на борту «Баксана»,1которым я командую, не было акусти­ ческой станции, и мы не могли определить центр косяка, чтобы можно было делать прицельные траления. Должен сказать, что Иван Тимофеевич оказался настоящим моряком, готовым помочь товарищу в беде. Когда я высказал просьбу оказать помощь экипажу, Шаньков ответил: — Ориентируйся на «Витебск». Ходи парал­ лельными курсами, но не отрывайся далеко. Я знал, что если идти строго в кильватере, на улов не рассчитывай: сельдь заберет и частично разгонит трал «Витебска». Поэтому мы держа­ лись в зависимости от концентрации сельди в 70— 100 метрах от борта корабля-соседа. Мы не вслепую шли слева или справа от «Витебска», а рассчитывали на верный улов, так как Шань­ ков по прибору видел, куда отходит сельдь, и ко­ мандовал по радио, как мне держать свое судно. Такая дружеская помощь со стороны капита­ на «Витебска» помогла нам однажды взять боль­ ший улов, чем подняли моряки БМРТ. Улов 20 тонн мы разделили пополам. Первые десять тонн подняли на палубу и стали сельдь убирать в бочки. Вторые десять тонн оставили в мешке трала, за бортом. Рыба, находясь в воде, прекрас­ но сохранялась. Кроме того, палуба судов типа «Океан» не рассчитана для такого большого Уло­ ва, так как нет места. Правда, надо оговориться сразу, что оставлять часть улова за бортом можно только в хорошую погоду, когда ветер не силь­ нее 5— 6 баллов. Мы проработали в паре с «Витебском» три дня. И здесь у нас произошла беда — мы поте­ ряли траловую доску. В это время с промысла снимался средний рыболовный траулер «Бори­ слав»; Начальник экспедиции Александр Василь­ евич Жуков дал распоряжение капитану Полежа­ еву передать нам одну из своих досок и автогра­ фы глубины. Это значительно облегчило наше положение на лову. Теперь мы получили возмож­ ность самостоятельно оттарировать трал и не на глаз, а прицельно спускать его в центр косяка. Первый груз — 100 тонн — мы набрали дней за десять. Направились к плавбазе. Но нам не повезло — потеряли четыре дня в ожидании раз­ грузки. К нашему счастью, в это время было за­ тухание промысла. После шторма сельдь держа­ лась разрозненными косяками и облавливалась плохо. В пролове находились даже большие моро­ зильные траулеры. И именно в это время из порта пришло распоряжение: «Всем «Океанам» пере­ ключиться на лов сельди тралами». Тралами на­ чали работать около 10 судов, но они в течение трех дней уловов не имели. Экипажи снова пе­ решли на работу дрифтерными порядками. Мы так легко не сдались. И для этого была причина. Еще в порту мне пришла мысль заим­ ствовать часть идеи латышского капитана Иман- та Ланки, который, как известно, ловит сельдь донным тралом своей конструкции. В трале Иман- та Ланки имеются на вооружении распорные щит­ ки. Они крепятся на верхней подборе и выполня­ ют двойную службу — увеличивают вертикальное раскрытие трала и отпугивают рыбу к грунту. Во время ремонта мы на всякий случай своими силами изготовили два таких щитка. И вот, когда часть судов перешла на дрифтершый лов, мы ре­ шили испробовать щитки Ланки в работе. Слепо копировать идею Ланки мы не стали, а один из щитков поставили на верхнюю, другой — на нижнюю подбору. Щиток, что шел сверху, для большей плавучести оборудовали восемью кухты- лями. А нижний, наоборот, утяжелили, привязав десятикилограммовую цепь. Я не берусь судить, насколько трал получил большее вертикальное раскрытие, потому что для такого определеиия у нас нет приборов. Но факт остается фактом, что после вооружения трала щитками ловить сельдь мы стали намного лучше. Дважды подряд на одном косяке мы взяли по 10 тонн сельди, а мощный «Витебск» на том же косяке выловил лишь по тонне. Применили мы на промысле еще одно новшест­ во. Большие морозильные траулеры, как прави­ ло, ходят по косяку только прямыми курсами. Мы же много раз делали развороты на 180 градусов и не один, а три — четыре раза проходили через один и тот же косяк. Это тоже увеличило наши уловы. Но увлекаться крутыми поворотами во время работы с тралом следует не всегда. Надо учиты­ вать погодные условия. Если ветер сильный — повороты невозможны из-за слабости главного двигателя. Зато в спокойную погоду, когда можно спечить полный ход до 9 уэдов вытя&ку saepos, повороты ёлать нужно. Мы з&секали вре­ мя и установили, что да полный поворот уходит более 7— 8 минут, после ЧёГо т!>ал снова начинает работать, идя через косяк. В этом рейсе мы научились без прибора опре­ делять, есть ли в трале улов. Делается это про- ip- Когда трал уходит в воду, ваера обычно идут широко. И ход судна поддерживается нормальный ■*- три с половиной узла. Но как только в трал попала рыба, ваера начинают сходиться, а ско­ рость судна падает на одну милю. Это избавило нас от пустых тралений и позво­ лило сэкономить дорогое время на подъеме и спуске трала. Кроме того, когда команда знает, что в трале есть рыба, у всех моряков подни­ мается настроение. Они начинают работать, как говорят, с подъемом, сноровистее. Сельдяной разноглубинный трал является про­ грессивным орудием лова, и есть смысл заняться его широким внедрением. Мне кажется, будет це­ лесообразным все средние траулеры типа «Океан» направить осенью в Норвежское море на промы­ сел сельди тралом. Но для того, чтобы добиться хороших успехов, необходимо сделать этот же трал более легким. Схема, разработанная Поляр­ ным институтом, хороша. Но впредь для судов нашего типа надо строить тралы из дели в два раза тоньше, чем сейчас. Прочности хватит, по­ тому что сельдь не тонет, и потому, что трал не ходит по грунту. Так что нечего бояться задевов. Во-вторых, нужно все посадочные концы сде­ лать как можно тоньше. По моему мнению, для этого подошел бы стальной оклетневанный 12- миллиметровый трос. Это резко уменьшит сопро­ тивление, а, стало быть, увеличится ход, чего нам не хватает. В-третьих, вместо вспомогательных концов из геркулеса лучше сделать их из полиэтилена. Это тоже облегчит трал. И, последнее: ученым ПИНРО следует рассчи­ тать доски к этому тралу. Существующие доски тяжелы, и они отнимают 40 процентов мощности главного двигателя. Замена досок позволит нам работать не только днем, но и ночью, когда сельдь находится в верхних слоях воды. Дело в том, что ночью сельдь более подвижна и чтобы ее можно было успешно облавливать, нужен ход судна по меньшей мере 4— 4,5 узла. Если все эти недостатки в вооружении трала, о которых я рассказал, будут устранены, то мы получим нужную нам скорость. Перевод судов типа «Океан» на траловый лов сельди поможет нам сберечь государству огром­ ные денежные средства за счет экономии орудий лова и увеличит добычу рыбы. Достаточно ска­ зать, что мы своим тралом выловили 200 тонн сельди и не имели ни одного повреждения. Думаю, что проработаем им еще месяца три. Нетрудно под­ считать, что выгоднее: дрифтерные сети или кап­ роновый трал. При работе с тралом экономятся средства на палубные механизмы, повышается сортность сельди, значительно облегчается труд рыбака. Всех выгод внедрения трала и не переч­ тешь. Мы говорим спасибо ученым ПИНРО за их труд. Но будем им еще более признательными, если они учтут наши предложения и дадут нам, промысловикам, облегченный тип трала. Н. ВАСИЛЬЧЕНКО, капитан среднего рефрижераторного траулера Л* 708 «Бак- сан». „Калинин" набирает темпы Молдавская ССР. Группа содействия партийно-государственному контролю Кишиневского электромеханического завода имени Г. И. Котовского, возглавляемая Б. П. Цурканом, ведет большую работу по экономному расходованию металла. По инициативе группы во всех цехах, на складах и рабочих местах проведена массовая про­ верка состояния учета, хранения и расходования черных н цветных металлов, в которой принимали участие передовики производства и инженерно-технические работники. Группа н посты содействия способствовали тому, что в минувшем году на заводе было сэкономлено 35 тонн чугуна, 27,7 тонны стали, 2,6 тонны цветных металлов. В результате внедрения в производство деталей из пластических масс завод сэкономил 17,5 тонны бронзы. При активном .участии группы содействия партгосконтролю на заводе разработаны мероприятия по экономному расходованию металла в 1964 году, осуществление которых даст возможность сэкономить 35 тонн черных и 2 тонны цветных металлов. На снимхе (слева направо): члены комиссии А. Я. Авербух, А. А. Сердюков и председатель группы содействия партийно-госу­ дарственному контролю Б. П. Цуркан за проверкой полуфабрика­ тов и готовых деталей в цехе насосов. Фото Л. Пантуса. Фотохроника ТАСС. Траулер «Калинин» вернулся с промысла, из второго в нынешнем году рейса. Как и в первом, зада­ ние по вылову рыбы перекрыто. Вместо 57 тонн сдано рыбокомби­ нату 62 тонны полуфабриката. Лишь пять тонн из этого количе­ ства рыбы — соленая треска, ос­ тальное — свежье. Между прочим, не со'ьсем склад­ но для экипажа начинался ны­ нешний год. Томительно долгим было ожидание того дня, когда траулер выпустят из ремонта. Три с половиной месяца простоял он у причалов и лишь 13 февраля вышел в свой первый рейс. Радо­ вало другое. Не только те члень* экипажа, которые находились на корабле в период ремонта, во и те, которые временно были списаны, к этому дню оказались на судне. Не хотели моряки расставаться с родным кораблем, не хотели, что­ бы распался дружный, работящий коллектив. ...И вот первый рейс. Тяжело начинать год, когда другие экипа­ жи за это время успели уже дале­ ко уйти вперед. Но калининцы не унывали. — Наверстаем! — убежденно говорили они. Мало того, когда разнеслась весть о почине сорока двух саха­ линских экипажей, калининцы од­ ними из первых в траловом флоте выступили в его поддержку. «Вы­ ловим в 1964 году 15 тысяч цент­ неров рыбы вместо 11 400 по пла­ ну» — такое решение было при­ нято на общесудовом собрании. И оно подкрепляется делом. Промысловая обстановка в Ба­ ренцевом море во время последне­ го рейса была исключительно сложной. Приходилось переходить из района. Буквально за два дня до возвращения в порт поло­ жение создалось тревожное. Вре|(я на исходе, а до выполнения вого задания не хватает 24 Toi И экипаж сделал почти невозмож­ ное — выловил 29 тонн треск£. ...Всякий раз, когда на очеред­ ном радиосовете выступает капи­ тан траулера «Калинин», капита­ ны других судов стараются |ак можно точнее отметить на сво|д планшетах его местонахождение, курсы, глубины. И это не случай­ но. Судоводители знают, что тай, где бороздит море этот корабль, ■— там можно выловить рыбы боль­ ше. Да и данные, которые сооб­ щает тов. Груздев, сами по себе представляют немалую ценность. Нередко капитаны траулеров промышляют в одном с «Калини­ ным» районе, обращаются к Груз­ деву за помощью и благодаря его совету увеличивают добычу. В одном из рейсов траулер «Капитан Демидов» не справился с заданием. Капитан тов. Мошков, рассказывая Груздеву об этом рейсе, сетовал на плохую работу машины, слабый ход корабля: — А мне кажется, — сказав Л. Н. Груздев, — дело не толы» в машине. Вы посмотрите лучше свой трал. — Трал, вроде бы, работает хо­ рошо, — ответил на это Монтов. Груздев же настаивал на своем, Он рассказал о применяемой на «Калинине» схеме вооружения трала. Когда на «Капитане Деми­ дове» Перевооружили трал по- калинински, дело пошло ва лад. Вот так работает сам и помо­ гает другим экипаж опорно-пока- Отельного траулеру«Калинину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz