Рыбный Мурман. 1964 г. Март.
КУРС НА СЕЛЬДЯНОЙ ТРАЛ! Мысль о том, чтобы использовать трал на промысле сельди в Норвежском море, родилась у меня давно. Но в прошлые годы не было особен но хороших концентраций. И вдруг положение на промысле существенно изменилось. Многие ка питаны возвращались в порт с хорошими улова ми. Мое судно стояло в ремоЯте, и о положении на лову я знал лишь из рассказов командиров других судов. В беседах с ними меня интересовал лишь один вопрос: — Есть ли большие косяки, чтобы можно было облавливать их тралом? — Есть, — отвечали мне. Это, собственно говоря, и заставило меня прид ти к заместителю начальника флота тов. Шапова лову с просьбой разрешить не брать в рейс дриф терные сети, а перейти на работу тралом. Такое разрешение мне дали, и 8 ноября прошлого года мы вышли в море. 18 ноября пришли па промы сел и сделали три учебных траления. Необходимо было, чтобы матросы, которые не работали таки ми орудиями лова, получили первые навыки. Из трех тралений в одном случае был заверт трала, два других оказались пустыми. Но мы не отсту пились от своей идеи. И когда четвертое траление принесло улов в 8 тонн, настроение у народа под нялось. На первых порах успешно работать нам мешала евежая погода и то, что трал не был тарирован. Спустя несколько дней меня вдруг вызвал по радио капитан большого морозильного траулера «Витебск» Иван Тимофеевич Шаньков. Он про верил район Лофотенских островов и должен был пойти в Северное море. Но, узнав по сводке о на ших хороших уловах, заинтересовался обстанов кой. Я ему подробно рассказал о наличии косяков и высказал свое соображение о том, что «Витебск» непременно будет иметь успех. Через сутки «Витебск» подошел в наш район, и надо сказать, что его приход здорово облегчил ра боту нашего экипажа. Дело в том, что на борту «Баксана»,1которым я командую, не было акусти ческой станции, и мы не могли определить центр косяка, чтобы можно было делать прицельные траления. Должен сказать, что Иван Тимофеевич оказался настоящим моряком, готовым помочь товарищу в беде. Когда я высказал просьбу оказать помощь экипажу, Шаньков ответил: — Ориентируйся на «Витебск». Ходи парал лельными курсами, но не отрывайся далеко. Я знал, что если идти строго в кильватере, на улов не рассчитывай: сельдь заберет и частично разгонит трал «Витебска». Поэтому мы держа лись в зависимости от концентрации сельди в 70— 100 метрах от борта корабля-соседа. Мы не вслепую шли слева или справа от «Витебска», а рассчитывали на верный улов, так как Шань ков по прибору видел, куда отходит сельдь, и ко мандовал по радио, как мне держать свое судно. Такая дружеская помощь со стороны капита на «Витебска» помогла нам однажды взять боль ший улов, чем подняли моряки БМРТ. Улов 20 тонн мы разделили пополам. Первые десять тонн подняли на палубу и стали сельдь убирать в бочки. Вторые десять тонн оставили в мешке трала, за бортом. Рыба, находясь в воде, прекрас но сохранялась. Кроме того, палуба судов типа «Океан» не рассчитана для такого большого Уло ва, так как нет места. Правда, надо оговориться сразу, что оставлять часть улова за бортом можно только в хорошую погоду, когда ветер не силь нее 5— 6 баллов. Мы проработали в паре с «Витебском» три дня. И здесь у нас произошла беда — мы поте ряли траловую доску. В это время с промысла снимался средний рыболовный траулер «Бори слав»; Начальник экспедиции Александр Василь евич Жуков дал распоряжение капитану Полежа еву передать нам одну из своих досок и автогра фы глубины. Это значительно облегчило наше положение на лову. Теперь мы получили возмож ность самостоятельно оттарировать трал и не на глаз, а прицельно спускать его в центр косяка. Первый груз — 100 тонн — мы набрали дней за десять. Направились к плавбазе. Но нам не повезло — потеряли четыре дня в ожидании раз грузки. К нашему счастью, в это время было за тухание промысла. После шторма сельдь держа лась разрозненными косяками и облавливалась плохо. В пролове находились даже большие моро зильные траулеры. И именно в это время из порта пришло распоряжение: «Всем «Океанам» пере ключиться на лов сельди тралами». Тралами на чали работать около 10 судов, но они в течение трех дней уловов не имели. Экипажи снова пе решли на работу дрифтерными порядками. Мы так легко не сдались. И для этого была причина. Еще в порту мне пришла мысль заим ствовать часть идеи латышского капитана Иман- та Ланки, который, как известно, ловит сельдь донным тралом своей конструкции. В трале Иман- та Ланки имеются на вооружении распорные щит ки. Они крепятся на верхней подборе и выполня ют двойную службу — увеличивают вертикальное раскрытие трала и отпугивают рыбу к грунту. Во время ремонта мы на всякий случай своими силами изготовили два таких щитка. И вот, когда часть судов перешла на дрифтершый лов, мы ре шили испробовать щитки Ланки в работе. Слепо копировать идею Ланки мы не стали, а один из щитков поставили на верхнюю, другой — на нижнюю подбору. Щиток, что шел сверху, для большей плавучести оборудовали восемью кухты- лями. А нижний, наоборот, утяжелили, привязав десятикилограммовую цепь. Я не берусь судить, насколько трал получил большее вертикальное раскрытие, потому что для такого определеиия у нас нет приборов. Но факт остается фактом, что после вооружения трала щитками ловить сельдь мы стали намного лучше. Дважды подряд на одном косяке мы взяли по 10 тонн сельди, а мощный «Витебск» на том же косяке выловил лишь по тонне. Применили мы на промысле еще одно новшест во. Большие морозильные траулеры, как прави ло, ходят по косяку только прямыми курсами. Мы же много раз делали развороты на 180 градусов и не один, а три — четыре раза проходили через один и тот же косяк. Это тоже увеличило наши уловы. Но увлекаться крутыми поворотами во время работы с тралом следует не всегда. Надо учиты вать погодные условия. Если ветер сильный — повороты невозможны из-за слабости главного двигателя. Зато в спокойную погоду, когда можно спечить полный ход до 9 уэдов вытя&ку saepos, повороты ёлать нужно. Мы з&секали вре мя и установили, что да полный поворот уходит более 7— 8 минут, после ЧёГо т!>ал снова начинает работать, идя через косяк. В этом рейсе мы научились без прибора опре делять, есть ли в трале улов. Делается это про- ip- Когда трал уходит в воду, ваера обычно идут широко. И ход судна поддерживается нормальный ■*- три с половиной узла. Но как только в трал попала рыба, ваера начинают сходиться, а ско рость судна падает на одну милю. Это избавило нас от пустых тралений и позво лило сэкономить дорогое время на подъеме и спуске трала. Кроме того, когда команда знает, что в трале есть рыба, у всех моряков подни мается настроение. Они начинают работать, как говорят, с подъемом, сноровистее. Сельдяной разноглубинный трал является про грессивным орудием лова, и есть смысл заняться его широким внедрением. Мне кажется, будет це лесообразным все средние траулеры типа «Океан» направить осенью в Норвежское море на промы сел сельди тралом. Но для того, чтобы добиться хороших успехов, необходимо сделать этот же трал более легким. Схема, разработанная Поляр ным институтом, хороша. Но впредь для судов нашего типа надо строить тралы из дели в два раза тоньше, чем сейчас. Прочности хватит, по тому что сельдь не тонет, и потому, что трал не ходит по грунту. Так что нечего бояться задевов. Во-вторых, нужно все посадочные концы сде лать как можно тоньше. По моему мнению, для этого подошел бы стальной оклетневанный 12- миллиметровый трос. Это резко уменьшит сопро тивление, а, стало быть, увеличится ход, чего нам не хватает. В-третьих, вместо вспомогательных концов из геркулеса лучше сделать их из полиэтилена. Это тоже облегчит трал. И, последнее: ученым ПИНРО следует рассчи тать доски к этому тралу. Существующие доски тяжелы, и они отнимают 40 процентов мощности главного двигателя. Замена досок позволит нам работать не только днем, но и ночью, когда сельдь находится в верхних слоях воды. Дело в том, что ночью сельдь более подвижна и чтобы ее можно было успешно облавливать, нужен ход судна по меньшей мере 4— 4,5 узла. Если все эти недостатки в вооружении трала, о которых я рассказал, будут устранены, то мы получим нужную нам скорость. Перевод судов типа «Океан» на траловый лов сельди поможет нам сберечь государству огром ные денежные средства за счет экономии орудий лова и увеличит добычу рыбы. Достаточно ска зать, что мы своим тралом выловили 200 тонн сельди и не имели ни одного повреждения. Думаю, что проработаем им еще месяца три. Нетрудно под считать, что выгоднее: дрифтерные сети или кап роновый трал. При работе с тралом экономятся средства на палубные механизмы, повышается сортность сельди, значительно облегчается труд рыбака. Всех выгод внедрения трала и не переч тешь. Мы говорим спасибо ученым ПИНРО за их труд. Но будем им еще более признательными, если они учтут наши предложения и дадут нам, промысловикам, облегченный тип трала. Н. ВАСИЛЬЧЕНКО, капитан среднего рефрижераторного траулера Л* 708 «Бак- сан». „Калинин" набирает темпы Молдавская ССР. Группа содействия партийно-государственному контролю Кишиневского электромеханического завода имени Г. И. Котовского, возглавляемая Б. П. Цурканом, ведет большую работу по экономному расходованию металла. По инициативе группы во всех цехах, на складах и рабочих местах проведена массовая про верка состояния учета, хранения и расходования черных н цветных металлов, в которой принимали участие передовики производства и инженерно-технические работники. Группа н посты содействия способствовали тому, что в минувшем году на заводе было сэкономлено 35 тонн чугуна, 27,7 тонны стали, 2,6 тонны цветных металлов. В результате внедрения в производство деталей из пластических масс завод сэкономил 17,5 тонны бронзы. При активном .участии группы содействия партгосконтролю на заводе разработаны мероприятия по экономному расходованию металла в 1964 году, осуществление которых даст возможность сэкономить 35 тонн черных и 2 тонны цветных металлов. На снимхе (слева направо): члены комиссии А. Я. Авербух, А. А. Сердюков и председатель группы содействия партийно-госу дарственному контролю Б. П. Цуркан за проверкой полуфабрика тов и готовых деталей в цехе насосов. Фото Л. Пантуса. Фотохроника ТАСС. Траулер «Калинин» вернулся с промысла, из второго в нынешнем году рейса. Как и в первом, зада ние по вылову рыбы перекрыто. Вместо 57 тонн сдано рыбокомби нату 62 тонны полуфабриката. Лишь пять тонн из этого количе ства рыбы — соленая треска, ос тальное — свежье. Между прочим, не со'ьсем склад но для экипажа начинался ны нешний год. Томительно долгим было ожидание того дня, когда траулер выпустят из ремонта. Три с половиной месяца простоял он у причалов и лишь 13 февраля вышел в свой первый рейс. Радо вало другое. Не только те члень* экипажа, которые находились на корабле в период ремонта, во и те, которые временно были списаны, к этому дню оказались на судне. Не хотели моряки расставаться с родным кораблем, не хотели, что бы распался дружный, работящий коллектив. ...И вот первый рейс. Тяжело начинать год, когда другие экипа жи за это время успели уже дале ко уйти вперед. Но калининцы не унывали. — Наверстаем! — убежденно говорили они. Мало того, когда разнеслась весть о почине сорока двух саха линских экипажей, калининцы од ними из первых в траловом флоте выступили в его поддержку. «Вы ловим в 1964 году 15 тысяч цент неров рыбы вместо 11 400 по пла ну» — такое решение было при нято на общесудовом собрании. И оно подкрепляется делом. Промысловая обстановка в Ба ренцевом море во время последне го рейса была исключительно сложной. Приходилось переходить из района. Буквально за два дня до возвращения в порт поло жение создалось тревожное. Вре|(я на исходе, а до выполнения вого задания не хватает 24 Toi И экипаж сделал почти невозмож ное — выловил 29 тонн треск£. ...Всякий раз, когда на очеред ном радиосовете выступает капи тан траулера «Калинин», капита ны других судов стараются |ак можно точнее отметить на сво|д планшетах его местонахождение, курсы, глубины. И это не случай но. Судоводители знают, что тай, где бороздит море этот корабль, ■— там можно выловить рыбы боль ше. Да и данные, которые сооб щает тов. Груздев, сами по себе представляют немалую ценность. Нередко капитаны траулеров промышляют в одном с «Калини ным» районе, обращаются к Груз деву за помощью и благодаря его совету увеличивают добычу. В одном из рейсов траулер «Капитан Демидов» не справился с заданием. Капитан тов. Мошков, рассказывая Груздеву об этом рейсе, сетовал на плохую работу машины, слабый ход корабля: — А мне кажется, — сказав Л. Н. Груздев, — дело не толы» в машине. Вы посмотрите лучше свой трал. — Трал, вроде бы, работает хо рошо, — ответил на это Монтов. Груздев же настаивал на своем, Он рассказал о применяемой на «Калинине» схеме вооружения трала. Когда на «Капитане Деми дове» Перевооружили трал по- калинински, дело пошло ва лад. Вот так работает сам и помо гает другим экипаж опорно-пока- Отельного траулеру«Калинину.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz