Рыбный Мурман. 1964 г. Март.
< \ < < с с ( S Макрурус ЧТО ЭТО ЗА РЫБА? История тралового промысла — это история завоевания новых глубин. Всего пятнадцать лет назад большинству ка питанов показалось бы странным спускать трал, имея 400 — 500 метров под килем. Затем траловый флот освоил район Копытова, начал работать на глубоководных склонах Медве- жинской банки, в дальних «окуневых» районах (банка Розен- гартен, Флемиш-кап, свалы Северной Ньюфаундлендской бан ки и др.)* Сейчас промысловики являются свидетелями, а некоторые и участниками борьбы за освоение еще более глубоких го ризонтов. На западном склоне района Копытова с глубин 600—800 метров трал приносит промысловые уловы синекоро го палтуса. i Завоевание новых глубин обычно влечет за собой Измене ние ассортимента уловов. Вместе с окунем и палтусом на па лубу промысловых траулеров попадают рыбы, незнакомые морякам и технологам. Подчас это рыбы высокой пищевой ценности. Например, в районе Копытова и в других глубоко водных участках моря характерен прилов макруруса — рыбы, достигающей более метра в длину и весящей несколько кило граммов. Макруруса легко узнать по огромным глазам и длин ному, тонкому хвосту. Само слово «макрурус», заимствованное нз латинского языка, буквально означает «большехвост», «длиннохвост». Русского названия эта рыба не имеет, так как до недавнего времени была вообще неизвестна промысло викам. По качеству мяса и печени макрурус напоминает тресковых рыб. Мясо нежно, вкусно, лишено мелких косточек, не приеда ется, так как содержит мало жира. До 10—12 процентов веса макруруса составляет печень. Во многих зарубежных странах эта рыба считается деликатесом. Сейчас траловый флот в Баренцевом море работает преиму щественно в глубоководных районах — на Нордкинской бан ке, у побережья Норвегии, в районе Копытова. Повсюду при давливается макрурус, а при тралении на 600—700 метрах он нередко попадает в трал центнерами. Траулер «Никополь» за семь суток работы заготовил три тонны рыбной муки из макру руса, следовательно, выловил его не менее 12 тонн. Разумеется, переработка ценной пищевой рыбы на муку со вершенно не оправдана. Нужно скорее принять макрурус в семью промысловых рыб, разъяснить морякам способы его первичной обработки, установить расценки. Одновременно следует вести широкое оповещение покупателя о макрурусе, да и о других новых рыбах, о их особых качествах, рекомен дуемых способах приготовления на домашней кухне. Словом, надо рассказать, что собою представляет новая рыба и «с чем ее едят». О макрурусе, как о резерве фаловош рыболовства, вопрос ставился давно. Например, в «Промышленно-экономическом бюллетене Мурманского совнархоза» № 2 за 1960 год была опубликована статья «Неиспользуемые промысловые рыбы». Прошло четыре года, но вопрос о заготовке и реализации мак руруса все еще не решен. Небольшую партию охлажденного мак. руруса, доставленную в порт траулером «Никополь», работни ки рыбокомбината направили на мукомольный завод. Можно привести немало печальных примеров неоправданно го отказа от переработки ценных рыб на пищевую продукцию. Так было с серебристым хеком (см. выступление капитана П. Телова в «Полярной Правде» от 2 декабря 1962 года), с аргентиной, с морским налимом. Многие годы только под соль, а не под свежье, заготовлялась зубатка. Та же ошибка про должается и по сей дфь в отношении синекорого палтуса. Хозяйское^ отношение к прилову позволит вскрыть немало важные резервы добычи рыбы. К. КОНСТАНТИНОВ, заведующий лабораторией дон ных рыб ПИНРО, кандидат биологических наук. т ш Плавучая лаборатория известного французского ис следователя подводного мира Жак-Ив Кусто (на снимке слева) направляется в Средиземное море. Она будет установлена между материком и островом Корсикой. Доставит ее туда на буксире судно «Калипсо» (на сним ке справа). В лаборатории имеется научная аппаратура и помещение для 4-х исследователей. Общая длина туба 69 метров, более чем на 50 мётров он погружается ■ воду. , • На снимке: плавучая лаборатория, судно «Калипсо». Идут последние приготовления к путешествию. Дипломанты защищают свои проек ты v " Пять лет назад при заочном отделении Мурманского мореходного училища было открыто отделение по судоремонту. В этом году со стоится первый выпуск заочников этою отделения. Завтра и послезавтра двадцатьтри дипломанта будут защищать свои проекты. Все темы проектов связаны с актуальными вопросами судоремонта, в их выборе участвовали инженеры Мурманской судо верфи и других предприятий области.^ Проект ремонта валопровода и дейдвудных втулок судов типа- СРТ защищает технолог'второго судоремонтного завода П. Т. Вере- зУ'бов. Интересной теме — ремонту машин «Фридрихштадт» посвя щен дипломный проект старшего машиниста тралового флота А. Ф. Новикова. В числе защищающих дипломные проекты — старший механик сельдяного флота Б. К. Сыромятин, чертежница судоверфи А. В. Са рина и другие. А. КАУФМАН, начальник заочного обучения Мурманского мореходного училища". Наледянойдоржкеилыжне НАШ КАЛЕНДАРЬ К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ 14 спартакиада Мурманского высшего мореходного училища в нынешнем году является наиболее массовой. В ней принимают уча стие 500 курсантов-спортсменов. Из двенадцати видов спорта, ко торые входят в программу спарта киады, по шести уже проведены соревнования. Совсем недавно со стязались конькобежцы. В команд ном зачете лучше всех выступили спортсмены пятого курса, на вто ром месте — команда четвертого курса. На дистанции 500 метров лидировал курсант второго курса Владимир Аншуков. 12 и 14 марта для спортсменов лыжников училища были особенно напряженными. Проходили сорев нования на дистанции 10 и 15 ки лометров. Первый день в гонке на 10 километров принес победу командам: второго курса судоме ханического факультета, объеди ненной четвертого курса и первого курса судоводительского факуль тета. Ойи заняли соответственно первое, второе и третье места. Личное первенство на этой ди станции завоевал курсант четвер того курса судомеханического фа культета Николай Баев, а курсант второго курса судомеханического факультета Константин Филиппов занял второе место. Не менее яркой по спортивному накалу была гонка и на 15 кило метров. Курсант второго курса судомеханического факультета Владимир Смирнов занял первое место, а Николай Баев — вто рое. Но самой интересной как для болельщиков, так и для участни ков была эстафета. Спорт смены второго курса судомехани ческого факультета выиграли гон ку и обеспечили себе первое обще командное место по лыжам. Вто рое место досталось объединенной команде четвертого курса. Спартакиада училища продол жается. Впереди соревнования по волейболу и плаванию. Н. СЛЮСАРЕВ. Огонь по мишеням В проводившихся в феврале стрелковых соревнованиях на пер венство города участвовало пять команд. От отдела охраны рыбно го порта выступали лучшие стрел ки: перворазрядники Николай Гапеев и Владимир Кадилов, вто роразрядник Атыка Ахметчанов, а также Сергей Соломонов, Борис Ваньков и Константин Кузнецов. Лучшие результаты по стрельбе из револьвера на расстоянии 25 метров показал Николай Га пеев. Его результат 97 очков из 100 возможных. Он занял пер вое место. На втором месте Вла димир Кадилов, он набрал 91 ; очко. Николай Гапеев занял первое место и в стрельбе из мелко калиберной винтовки на 50 мет ров. Он выбил 286 очков. Представительница отдела охра ны Зинаида Климахина заняла первре место в стрельбе из мелко калиберной винтовки. Ее резуль тат — 279 очков. Команда стрелков охраны рыб ного порта заняла общекомандное первое место. Дипломами первой степени награждены Николай Гапеев и Зинаида Климахина, диплом второй степени получил Владимир Кадилов. Остальные участники команды выполнили нормы третьего спортивного раз ряда. Н. ИЛЬЯШЕНКО. В блестящей плеяде композито ров второй половины X IX века Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) является одним из самых яркйх и оригинальных та лантов. Он принадлежал к знаме нитому кружку композиторов «Мо гучая кучка» и в своем творчестве последовательно воплотил основ ные идейные и художественные принципы этого замечательного содружества — патриотизм, на родность, критический реализм. Глубоко впитав в Абя передовые, демократические идеи, Мусоргский в оперных полотнах, романсах, песнях и фортепьянных произве дениях создал целую галерею глу боко народных, жизненных обра зов. Проницательный психолог, он умел с необычайной правдивостью раскрывать . в музыке сложный мир душевных переживаний. Ме лодический язык Мусоргского глу боко самобытен, он органически близок и русской народной песне, и интонации живой речи. Продол жая дело Глинки, Мусоргский со здал новый жанр народно-музы- кальной драмы. Величайшими тво рениями композитора явились опе ры «Борис Годунов» и «Хованщи на*. Глубокой идейностью, яркой музыкальной выразительностью отличаются романсы и песии Му соргского. Музыка Мусоргского певца тяжелой доли русского кре стьянства — не могла встретить признания в официальных кругах царской России. Только в наше время его произведения широко зазвучали на озерных сценах и в концертных залах, доставляя лю дям огромное эстетическое на слаждение. Творческое наследие Мусоргского имеет огромное зна чение для развития советской му зыкальной культуры, для воспита ния людей нового, коммунистиче ского мира. Оно дорого и близко всему прогрессивному человече ству. ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. 27 февраля в 16 часов траулер «Челюскинец Павлов» был готов к отходу. Команда собралась на борту, но не было радиста Ба- закова. А как без радиста идти в море? Давно уже перевалило за 16 ча сов, а радиста все нет. Наконец, радостные возгласы: идет радист! Капитан хотел уже дать команду на отход, но вовремя спохватился: Базаков еле стоял на ногах, с его губ слетали нечленораздельные звуки. ** Идти в море с таким радистом было нельзя. Срочно отправились искать замену. Но все попытки найти другого радиста оказались тщетны. Заместитель начальника отдела связи тов. Мильчаков тоже ничем не смог помочь команде: в резерве не было ни одного ра диста. Так с пьяным Базаковым на борту «Челюскинец Павлов» отправился в рейс. И марта траулер вернулся с промысла. За систематические пьянки Базакова отстранили от ра боты. На корабль назначили нового радиста — Суханова. 13 марта в 22 часа был назначен отход. И уже к 20 часам команда была на борту. Но повторилась старая история: снова не явился радист. Лишь в 21 час его фигура замая чила на причале. Члены команды горестно взирали на появившего ся Суханова: — Да, сменили шило на мыло, — раздавались возгласы. — Правду говорят: хрен редь ки не слаще, — уточняли другие. Услышав едкие замечания в свой адрес, Суханов, что назы вается, разобиделся. — Ах так, не пойду с вами. — И, разъяренный, бросил ключи от радиорубки. До его опьяненного мозга не доходили никакие команды капитана. С трудом пе ребравшись на причал, Суханов, с издевкой помахав морякам рукой, скрылся в вечерней мгле. А корабль стоит... Только около часу ночи 14 марта сумели разыскать замену радисту. Многие экипажи тралового фло та борются за- быстрейший выход на промысел. Берут повышенные социалистические обязательства, хотят хорошими трудовыми по дарками встретить первомайейий праздник и День рыбака, а такие пьяницы и разгильдяи, как База ков и Суханов, только мешают успешной работе промысловиков. Пора кончать с пьяницами. От делу связи тралового флота надо строже подходить к своим кадрам, и тех, кто не болеет за дела флота, — убирать с дороги. Н. РУСАКОВ, групповой помполит. Редакюр Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Полярная правда». Зак; 1605. Тир.'5200. ПН-06046:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz