Рыбный Мурман. 1964 г. Март.
11М Ш 1 Н Ш М Ш и а в !1 w S S До чего хорошо жилось капитану милиции Гро- 5 зе в этом маленьком уютном городке. Никаких серьезных нарушении общественного порядка, ни каких уголовных дел. Лишь двое забулдыг Тень- тенькин и Быков вносили некоторое беспокойство в тихое, безмятежное существование начальника районной милиции. Но капитан принял свои меры. Он начертил схему их похождений по пивным и повесил ее на стенку своего кабинета* Теперь можно было успокоиться — «преступников» легко найти около одного из этих заведений. А в городе творились другие, более серьезные дела. С наступлением темноты неизвестные пере гоняли в укромные места машины с шифером и другими строительными материалами, похищенны- мп на государственных предприятиях; шумели в особняках самогонные аппараты, и капал в графи ны чистейший первач... Но это совершалось за высокими заборами и не видно было начальнику милиции, И вот прибыва ет в районный отдел беспокойный старшина из Чудинова, участковый, который нарушает покой капитана Грозы. Он объявляет войну высоким заборам. Ему активно помогает жена* Так начинается пьеса Ю, Петухова «Участко вый из Чудинова», поставленная в Мурманском областном драматическом театре режиссером В. В. Киселевым. Надо сказать, что после явной неудачи комедий ного спектакля «Раскинулось море широко» зри тели настороженно отнеслись к постановке этой пьесы. Находилось немало скептиков, которые прочили провал. Но, к нашей общей радости, театр хорошо справился с этой работой. Спектакль по- 5 лучился очень яркий, игровой и веселый. Он идет в хорошем нарастающем темпе. Конечно, самой большой удачей надо считать {■ исполнение роли спекулянтки и самогонщицы Бла- ■ гословенной заслуженной артисткой РСФСР щ Е. И. Шаповаловой. Приятно отметить, что эта i талантливая актриса творчески растет от спектак ля к спектаклю. Думается, можно смело сказать, что в этой пьесе она достигла больших высот и встала вровень с лучшими актрисами централь ных театров страны. Сцена, где Благословенная решила споить участкового Гуськова, — лучшая в спектакле. Отлично справился со своей задачей и артист М. И. Зотов (старшина Гуськов), И внешний и * внутренний рисунок роли продуман до конца. Не- 5 даром же на состоявшемся после спектакля об- £ суждении работники милиции говорили: «Это же наш участковый, таких в управлении и городском отделе много!» Что может быть лучше для акте- :■ ра. чем такая оценка?! М. И. Зотов правильно понял внутреннюю ш суть характера старшины. Он не соблазнился ко- la медийностью роли, не сделал героя водевильным. Актер показал честного, до конца преданного сво ему делу работника милиции, смело вступающего " в борьбу с туповатым начальником. И в то же время старшина — живой человек, веселый и ост роумный. Он затеял рискованную игру с Благо словенной и, прикинувшись простачком, проника ет к ней в особняк. Очень хороша сцена, когда дружинник Саня (артист Л. Н, Коптев) «лечит» от радикулита старшину — гладит его поясницу горячим утюгом. ■<•« т ■I■( я ■< ■I Si •г S ■MS9M»3MltSUS3fi9SS»S?£ Ии м о р я к if m i Эстонская ССР. Хернан Серго — потомственный моряк. Морская стихия, романтика дальних пла ваний с давних пор при влекали его. 20 лет про вел он на море, плавал на судах торгового фло та сначала простым ма тросом, а потом капита ном. Еще в молодости X. Серго начал писать небольшие рассказы, ко торые печатались в раз личных журналах. За последние годы были из даны его повести «Кая- калайд», «Люди и мо ре», «Манящие рифы», сборник рассказов «По верхностная рябь». Основная тема всех произведений писа теля — люди и море. В настоящее время X. Серго — заме ститель капитана Таллинского морского торгового порта, член Союза писателей республики. а* Темпераментная игра актрисы М. Г. Паньшн- ' ной в роли Манефы, жены старшины, страдает ' некоторыми недостатками. Конечно, Манефа — ■ боевая женщина, готовая заменить своего мужа ! даже при исполнении им служебных обязанностей. ■ Но поскольку она так ярко и броско выписана ав- j тором пьесы, актрисе не следовало бы сгущать ■ краски, ибо образ от этого получился несколько ' гротескный. Уж очень активна и суетлива Мане- ■ фа, уж очень назойливо она вмешивается в слу- в жебные дела мужа. Думается, следовало бы « снять эту излишнюю «деловитость», ибо она вы- I зывает подчас легкую досаду. Творческая удача сопутствовала в этом спек- « такле актеру В. Г. Блиновских. Он отлично спра- 5 вился с ролью Теньтенькина. Актер умело пере- ! дает перерождение героя. У исполнителя велико- ■ лепные данные, он в совершенстве владеет мимн- ! кои. И сцены, где Теньтенькин узнает, что жена « его любит и где он решает вступить в дружину, ■ — одни из лучших, На лице актера — вся гамма ■ чувств: отчаяние, удивление, радость, решимость. 5 Образ капитана Грозы, роль которого исполня- 5 ет заслуженный артист РСФСР В. И. Тарасов, ! пожалуй, единственный, который не вызывает ■ удовлетворения. Видимо, ни актер, ни режиссер " спектакля до конца не поняли, что же кз себя представляет Гроза. Что он думает, как мыслит? ■ Ведь «не без царя же в голове» начальник мили- ■ ции? А в спектакле он оказался именно «без царя I в голове». Он попросту не знает, что будет делать 5 завтра. То он не видел преступников в своем го- 5 роде, то он решил, что за заборами — все пре- 1 ступнйки, и объявляет «крестовый поход» против ■ особняков. Актеры берут в руки палки и идут ру- ■ шить заборы. Наивно по меньшей мере! Разумеется, автор смотрел здесь гораздо глуб- ■ g областном книжном изда- рассказывают стихи В. Матвеева. *оним«7ГГо7о™ урттеяКу "» ао2го^^учТсш” } тел^стве за последние годы вы- Поэт-североморец, ев, еетсст- ___ ^ J J ~ Ш illTTlf n PRPT Tinn НРППЛЫ1ШГ ГПОП- RftHHft. R P.ROP.M TRftfWPP.TRP УЯРЛЯ- »■ »■» »■ •3 !■ На снимке: Херман Серго. Фото Э. Нормана. Фотохроника ТАСС. о н т и т е эти к н и г и О СЕВЕРЕ, О ЛЮДЯХ вого. Он снимает свои розовые очки и видит дей ствительность такой, какая она есть на самом деле. ■ А этот поход против заборов он объявляет вовсе ■ не в буквальном смысле слова. Он решает изжить ■ спекуляцию и самогоноварение, хищение и хули- ■ ганство. Для этого, конечно, совсем не нужно брать ■ в руки палицы и маршировать мимо особняков. ■ И внешне Гроза, видимо, должен измениться, Уже ; нельзя быть таким простачком, туповатым адми- j нистратором, каким он остался в исполнении j В. И. Тарасова до конца пьесы. И актеру и ре- j жиссеру надо еще поработать над этой ролью. Все остальные исполнители: А, Б. Рогачевскнй ■ шли в свет два небольших сбор венно, в своем творчестве уделя- ника стихов В. Матвеева «У ет главное внимание тому, что Кольского залива» и «Я иду на связано с жизнью, работой, уче- свидание». Недавно издан новый бой военных моряков. Но в сборнике наряду с щуоиз - сборник: «Заполярные вечера». Он невелик по объему, и чувст- ппгкяшрнными roph - в/ется, что к его составлению ав- тор и редактор В. Белозеров по дошли требовательно. Флагом сборника, если так можно выразиться, является от- ным морякам, немало стихов, на веянных Мурманском, трудом ры баков, впечатлениями от подвигов покорителей космоса, от встреч _____ с советскими людьми на разных _ крывающее его стихотворение жи, нрнных ПУТЯС Огтаяяплипя- (Юлиан Юлианович) и. И Завадские (Кузя), - «Экзамен». Начало его хочется ВНЙмание такие стихи как П. В. Куликов (Яша), К. А. Белова (Лика), ■ привести целиком: внимание такие стихи, как В. М. Макаров (Вихряк) и Д. И. Африна (Зино- _ чка) создают правдивые образы своих героев. Им ■ хочется пожелать, чтобы от спектакля к спектак- j лю они открывали в своих персонажах новые чер- ■ точки, освежали роли. Тогда пьеса будет играть- ■ ся легко всегда, как в день премьеры. Большую и хорошую работу проделал художник ■ В. А. Алексеев. Оформление спектакля удачно, ■ выразительно и просто. Он добился главного — ■ актерам легко в его павильонах. Надо надеяться, что этот удачный спектакль в» театре не последний и что комедийная тематика ■ не будет сходить с его сцены. 3. БОРОВАЯ. S ют внимание такие «Море Севера», «Стучись в лю- НаС«ою ‘судь5уНГ н “ 0«,Уо6нде! { >'ю *веРь’*’ 1:На* ФРОНТОВОЙ тст- И горжусь, что злющую пургу РаДью>>> юмористическое «На Я не только на экране видел. грозненском базаре» и ряд дру гих. «Море Севера» стоит привести все полностью, как свидетельства большого, пристального интереса к тому, чем живут соседи вееи- Вот о том-то, что видел поэт НЬ1Х. моряков — промысловик* на Севере, о его природе, людях, тралового и сельдяного флото*. преодолении трудностей, о радо- go? это стихотворение: сти жизни, бурной и кипучей и Вместе с моряками вахты нес, Часто забывал про сон и отдых, Вкус волны, что солонее слез, Не однажды пробовал в походах. '5 А. Осминкин П РЕП А РА Т ТТТ Р CL С С К Л 3 °б °значились неровные складки, per, крепким морским узлом свя- Его всегда живая фигура теперь завшись с бутылкой, боцман по- навевала уныние. Будто что-то да- шел ломаными курсами. Ушла вило на него сверху и прижимало жена. За махинации со шкипер- к этому маленькому обеденному ским имуществом уволили со скла- столику. да. — 0 чем задумался, детина? — п спросил я. протягивая руку. Стеганый прервал мои мысли. — 1а вот думаю- на улипр Ты вот насчет тральщиков I I : 5 маю: Н_а х.°_ заговорил. Я ведь их и так каж- Петр Степанович Проворотов, маном. Я так матросом и плаваю, которого звали на шкиперском а боцман недавно сошел на берег складе попросту Степанычем, чув- и устроился, как он говорит, по лодно а д каомане тают — ....... .........— - — “ »*** ствовал себя здесь, словно зубат- своей веревочной профессии — на нёвеСело п о ш у т и л Гтрпянич д ы й д ен ь вижу- Х о ж у к з н а Е 0 " ка в море. Я встретил Проворото- шкиперский склад. Правда,, тут _ д0п0Г0вата Волочка-то мым' вывелись еы*е ДРУЗЬЯ. ва в столовой в обеденный пере- были не только веревки, а и крас- __ д складской спиот о к у н р ^вои Ре^ята- накормят, иной раз рыв. Он только что сделал заказ: ки, кисти, блоки и даже спирт. ВОчка? — невочьно выпвачпсь v кино покажУт- ® общем, духом не селедочку, борщ, тресочку с кар- Проворотов дело свое знал от- меня ‘ ‘ v у падаю, держу голову над водой. тошкой и бутылку лимонада. менно. У нас на судне в шутку го- _ с _ мрялрнно nnftin_ Не знаю сколько Степаныч яеп- Официантка, маленькая хохо- ворили, что боцман и родился, на- нес Степаныч — Нет h S гпипга жал голов» пах воюв но все же Люся- ‘ UCTt0 прийесла ‘ Г ’ Г г ? , Г Т - с к Г а Г 1 уже ; ; К Тяац Г с г Г м .1 ™ 1 3 Прежде чем приступить к обе- Г о р е л ^ Т в З х " ’ Т н а К е Г В ™ « '»щ ук . Т . ' ду. Степаныч наполнил стакан шкиперских делах и, по его выра- РИТГ‘ * Я реш11Л спр0' 518Г0 НИ искал’ встРетить жидкостью цвета вылинявшего жению. мог делать яичницу, не напрямик. морского окуня, выпил и, как по- разбивая яйца. " К0ГДа же ты думаешь ид- Увиделись мы лишь через год. лагается, крякнул. Видя, что я не- Иногда мне казалось, что Сте- ти Ра&отать? Проворотов выглядел куда бодрее, доуменно посмотрел на бутылоч- паныч стал нечист на руку. Это — Когда краб в космос поле- чем во время нашей последней ную наклейку, Проворотов объя- было видно и по его участившимся тит, — хмуро ответил он. встречи. вил: л гл выпивкам и по разговору. По его — Может, плавать пойдешь по — Где ты пропадал Степаныч? — Окуневка, наливочка под 50 рассказам, он кладовщик со скром- старой памяти? — предложил я. градусов. Свое производство, мож- ным окладом, широко отмечал не — Поди, душа болит, но сказать. Со склада приношу только встречи друзей с моря, име- _ ДуШа _ задумался Поово- маленькую спирта, а Люся все ос- нины своих дальних родственни- роТов И повторил может не сов- тальные заботы берет на себя: ков, но и каждую субботу, каждое Сем к месту фразу, которую я не разбавляет напитком и в буты- посещение бани. раз слышал от него; _ V лочку вот с такой наклейкой. — На все хватает, старик, — Уезжал. Не хотел снимать ся с якоря, да свежим ветром со рвало. — А как но части окуневочки? — Не потребляю. Спасибо. Вы- тросская — она, как парус: рас- лечили. Никто не придерется. говорил он. — А насчет выпивок, крывается, когда свежий ветер по- А ничего, что на складе бе--так они делу не мешают, и на за- путный... А у меня, как видишь, значит, от алкоголя Решь- ------------------------работке не сильно сказываются, полный штиль. Плавать мне не с принимал лекарство? — спросил — Что ж, по-твоему, у воды-Между нами говоря, я еще откла- руки, отвык, вроде. И как говорят, я. быть, а пить просить?-----------дываю про штормовой день. не плачет пикша по тралу. На хо- — Нет старик — улыбнулся Знаю я Степаныча давно: вмес- Последний рейс у нас затянул- роший тралец меня не пошлют. А п1_ и - те плавали, я матросом, а он боц--ся, и я встретил Степаныча лишь на плохой, вроде твоего старого р ксть другои --------- ------------------ -через несколько месяцев в той же унитаза, я и сам не пойду. препарат для исцеления таких, как сРЫ БНЫИ МУРМАН» столовой. Проворотов очень осу- Да. неудачно сложилась жизнь У меня/заболеваний. — ТТТ. Тру- Индекс 55654. нулся. На его круглом лице ясно у Проворотова. Списавшись на бе- дотерапия. От тунеядства. В океаны уходят рыбачьи судя, И рокочет в»лна под стялымш корибя—г... Здесь хороший народ! Но иные аода Приезжают я погоню за длинным рублем. Эти ждут, чтобы яетер скорее утих, Эти ищут не пыльный, но денежный труд. Только море не любит, не хочет таких, И они, испугаишнсь, отсюда бегут. Море лжи не простит никому, - никогда, За открытые, честные души борясь. В нем кристально чиста и прозрачна вода, Потому что выносится штормами грязь. Есть а_сборнике и безликие, невыразительные стихи, как «Жена офицера», «Цветы», «В новогоднюю ночь». Есть примеры стертых, тысячи раз использован ных рифм. Скажем, не назовешь удачей поэта такие «находки», как «пришли — корабли», «флот — в поход». Но не эти от дельные частности определяют лицо сборника, а все то свежее, новое, интересное, что несут сти хи В. Матвеева из его сборника «Заполярные вечера». Думается, что они найдут теплый отклшс j моряков промыслового флота. А. С ЕРГЕЕВ . Редакюр Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Полярная правда», Зак. «603. Тир. 52(».-41Н>0Ш1. >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz