Рыбный Мурман. 1964 г. Март.

сталкиваться е разными трудно­ стями, не зависящими от коллек­ тива строителей. Главку «Севры­ ба» следует со своей стороны предъявить особый счет к нашему поставщику — Мурманскому ком­ бинату «Стройконструкция». Он систематически срывает выдачу необходимых деталей, в частно­ сти, балок из Предварительно на­ пряженного железобетона марки 6-ДП-12, из-за отсутствия кото­ рых сдерживаются основные рабо­ ты на строитель­ стве деревообраба­ тывающего цеха Мурманской судо­ верфи. С часты­ ми задержками до­ ставляется на » . наши объекты какой размах приобрело за по- раствор и бетон и не всегда в иуж- следние годы строительство новых ном количестве, и реконструкция действующих Есть у нас претензии и к заказ- предприятии рыбной промышлен- чикам — отделам капитального ности в Мурманском порту, видит строительства рыбного-лорта Я су- «лждый. Только в прошлом году доверфи. Они задерживают выдачу коллектив первого строительно- проектной документации. Иногда управления треста поставляют ее с серьезными изъя- сдал для нами. Отсюда задержки, ненужные КАЛИНИНГРАДЦЕВ ПОДСКАЗЫВАЕТ... Стройкам порта нужно внимание ков. Просто в нерасторопности на­ ших руководителей промысла. В связи с этим мне и хочется поделиться некоторыми мыслями. В конце декабря прошлого года и в начале января нынешнего мы и. ш ипицын , секретарь партбюро первого строительно-монтажного уп­ равления треста «Мурман- промстрой». монтажного «Мурманпромстрой» предприятий главка «Севрыба» споры. ряд важнейших промышленных, Новостройки Мурманского рыб- бытовых и служебных помещений, ного порта отнесены к особо важ- этом числе новое благоуст- ным объектам сооружающимся на роенное здание управления трало- Кольском полуострове Следова- вого флота и рыбного порта, новый тельно, и внимание к ним должно механическии цех первого судоре- быть особым. С быстрым вводом монтного завода, фидерная под- новых производственных мощно- отанция. бытовки коптильного це- стей рыбной промышленности по- ха рыоокомоината. глубоководный явится возможность значительно пирс и т. д. Мурманская судо- улучшить работу промысловиков и верфь получила от строителей но- рыбообработчиков, дать больше выи склад комплектации деталей, рыбной продукции на народный большое здание заводоуправления, стол, здание цеха капронового литья. Все это позволит улучшить де­ ятельность береговых предприя­ тий, ускорить обработку промысло­ вого флота. Важнейшими стройками в пор­ ту .являются сейчас сооружающие­ ся здесь мощные льдозавод и за­ вод рыбной кормовой муки, кото­ рые должны вступить в эксплуа­ тацию в нынешнем году. Значение этих объектов велико. Вот почему строители обязаны усилить темпы, максимально использовать благо­ приятное весеннее и летнее время для ритмичного выполнения гра­ фика строительно-монтажных ра­ бот. Между тем. мы не можем сей­ час похвалиться какими-либо ус­ пехами. То и дело приходится А лучше было бы сделать так... * Года два назад на страницах газеты «Рыбный Мурман», а так­ же на всякого рода совещаниях остро обсуждался вопрос в отно­ шении заведования банно-прачеч­ ным имуществом на судах борто­ вого траления. В то время как известно, постельными принад­ лежностями и нательным бельем для моряков заведовали третьи помощники капитанов. После это­ го обсуждения начальником флота Зыл издан приказ, который гла- :ил, что заведование банно-пра- 1 ечным имуществом впредь воз- тгается на боцманов. Приказ, конечно, есть приказ. Яо, на мой взгляд, такое распре­ деление обязанностей произведе- ю не совсем удачно. Каждому из- зестно, что боцман как на промы- :ле, так и в порту загружен боль- ие, чем кто-либо. Я считаю, что разумным было ь? заведование бельем и постель- ыми принадлежностями поручить аиболее свободным членам эки- ажа, даже на промысле занятым е в полную силу, — матросу- -нге или помощнику консервного астера. Н. ПОРОТО В, боцман трау­ лера «СалнУг». v раооту, дает оольшои выигрыш в© времени тарирования. Только требуется точно отрегулировать эхограф для правильного показа­ ния глубины. А работу эту нужно оизводить в порту у причала. - Следует заметить и другое. Эхо- За последние годы в пашем для работы на больших глубинах, ла на БМРТ можно упростить. Это промысловом флоте широкое рас- Моряки СРТ-1147 предложили будет выглядеть примерно так* пространение получил так пазы- работать 12-миллиметровыми вае- -один БМРТ вытравливает ваера ваемый близнецовый лов. Однако рами и использовать 10— 11-мил- (сразу 200 метров), другой выхо- и он еще в стадии развития. Дело, лиметровые кабели. Это и позво- дит на его курс и эхографом фик- конечно, не в недостатке орудий лило вести облов на больших глу- сирует глубину хода трала, сооб- лова, не в неумении промыслови- бинах. щая об этом первому. Затем пода- Много времени тратили кали- чей соответствующего сигнала нинградцы на тарирование трала, первый начинает травить ваера Однако и тут нашли прогрессив- по одной марке с выдержкой ный метод. 5 минут и на соответствующих Два судна идут с близнецовым оборотах. Так, в этом рейсе на- тралом. Между ними, несколько шим эхографом совершенно наблюдали работу близнецовым поодаль идет третий СР'Г. При по- неожиданно был зафиксирован способом промысловых кораблей -м° т и эхографа-самописца он трал БМРТ-247 «Витебск». балтийских флотилий в Северном Фиксирует глубину хода трала, его Такой метод гораздо упростит море. Результаты были порази- ход тут же сообщается на близне- 1акои метод гораздо УпР °е™ т тельны. Оии имели уловы от Д°вые- Два таких контрольных 20 до 60 тонн. Правда, там же траления дают возможность судо- работали на близнецовом лову две водителям знать о глубине хода пары наших траулеров. Они так- тРала ПРИ определении количества же имели хорошие результаты. Но паботы бал пр , ведь только две пары, а это мизер- ларакгерным для раиигы и«ы но к рпятшрнии (* таким Гючмним тиицев является оперативность. Флотом ‘ у них через каждые два часа со- графом зафиксирован хороший ко- * а » тапхг qtht „л зывается промысловая летучка, на сдк- Трал идет на заданной глу- I , ! ! I X ™ К0Т°Р °Й выясняются уловы. Если бине. Однако подъем его приносит бывать на среднем рыооловном у коге_либо хорошие ул0ВЫ) п0 разочарование, даже нет ооъячеян- приказу флагмана один из СРТ н°й сельди. Траулер идет обрат- становится на якорь, зажигая спе- ньш курсом, снова тот же косяк циальные огни. От него близнецы сохраняет свою форму и снова начинают свою работу. В таком «колеса». Обычно такие косяки случае проловы очень редки. называют необлавливающимися. Другой особенностью является Возникает вопрос, почему же они т, следующее. Положим, работает сохраняют свою форму, глубину они. — Ведь трудоемкость работы 10 пад судов близнецовым спосо_ движения, да и трал, идет на той снизилась на 60 процентов, а ^лов g Одна пара начинает подъем глубине? Раоотникам ПИНРО трала, один из б “ зие ” в о н а « « « » « ! « » » заинтересовать,* трал другому и не лежит в дрейфе, этим вопросом, пока тот весь улов поднимет на Со своей стороны предлагаю борт, а идет к другой паре, где следующее: когда БМРТ работают также один близнец остается сво- разноглубинными тралами, надо бодным, и они создают новую па- проводить иногда дублирование ру. Этот метод очень выигрыш- одного БМРТ другим, то есть один ный, особенно когда один из трау- БМРТ идет с тралом, а другой без леров идет к базе сдавать свежую трала дублирует и следит за ко- сельдь. сяком с помощью лодара и эхогра- Нопутно я хочу высказать свое фа. Этим самым выясняется пове- мнение о новом методе тарирова- дение косяка. Основываясь на та- 9 февраля в газете «Рыбный вторые механики, находящиеся в ния на судах типа БМРТ, КОТО- КИХ наблюдениях, ВИДИМО, МОЖНО тонРо недостойном п оТде^и и^а'р- Катышева разбиралось пове*ение рый аналогичен применяемому будет изменить и конструкцию шего механика А. И. Катышева. За хала'тное отношение к своим ^ средних траулерах. трала ИЛИ применять какие-то Начальник механико-судовой обязанностям и неправильное по- Тарирование трала требует до- дополнительные приспосооления. службы тралового флота тов. За- ведение в быту старшин механнк ВОЛЬНО кропотливого труда. К ТО- И. КУРАМШИН, старшим харьин сообщил, что 24 февраля на А. И. Катышев понижен в долж- му же затрачивается МНОГО вре- мастер по добыче большого Совещании, где, кроме работников ности до второго механика сроком Мени. Опираясь на ОПЫТ работы морозильного траулера МСС, присутствовали старшие и на один год. балтийских СРТ, тарирование тра- «Н. Островский». СВОЕВРЕМЕННАЯ И ВАЖНАЯ~СТАТЬЯ траулере Х« 1147 Калининград­ ской флотилии, который работал близнецовым способом. На вопрос, какой метод лова лучше — близ­ нецовый или дрифтерный? — мо­ ряки СРТ-1147 рассмеялись. «Ко­ нечно, близнецовый, — сказали увеличился почти в полтора раза. Правда, пока осваивали, пришлось поучиться. Не были по-настояще­ му обработаны задачи каждого СРТ в отдельности. Тянули трал, как в той крыловской басне про лебедя, рака и щуку. Нередко рва­ ли его пополам или поднимали без нижней пласти. Не хватало ваеров «РЫБНОМУ МУРМАНУ» ОТВЕЧАЮТ Опубликованная в «Рыбном Мурмане» 21 февраля статья И. Шу- товой-Корж «Развивать промысел мурманской сельди» ставит очень своевременные и нужные вопросы. Старожилы рыбного Мурмана помнят то время, когда мурманская сельдь вылавливалась в Барен­ цевом море в больших количествах и из нее изготовлялась очень хо­ рошая продукция. Особенной популярностью пользовались у потре­ бителя так называемые «копчушки». Это была нежная и вкусная рыба. Дрифтерный лов мурманской сельди начался в 1933 году. В то время в Мотовский залив сельдь вошла огромными косяками. И ее было так много, что тонули сети. Ловили сельдь и обыкновенными тресковыми тралами с рубашкой в двухрядном мешке. Моряки брали ее за 15— 20-минутное траление т по 25— 30 тонн. Хорошо ловилась сельдь и в последующие годы. Но заходы сельди в губы и заливы не являются регулярным явле­ нием. Уже с 1937 года рыбацкий флот вышел на просторы Барен­ цева моря. Лов сельди уже произ- "■■■■■■■■■■■■••■■■■■■■■■■■■■и водился не с маленьких ботиков, а с более крупных судов, так называемых комбайнов и дрифтер- ботов. Это были мореходные корабли, они вели промысел по всему Ба­ ренцеву морю и даже выходили в Норвежское и Гренландское моря. В то время не было поисковых судов. Рыбаки находили косяки сельди по скоплению чаек, кайры, тюленей, дельфинов и косаток. Позднее промысловики* научились ориентироваться по температур­ ным и другим гидрологическим условиям моря. Я помню, как разыс­ кивая сельдь в хорошую погоду, капитаны, сидя на форштевнях сво­ их судов, отмечали на миллиметровой бумаге стаи и косячки сельди. Ведя таким способом разведку, проходили по четырем сторонам квад­ рата 10x10 миль и только тогда ложились в дрейф. Даже при таком примитивном методе поиска сельди рыбаки имели хорошие уловы. В 1941 году на поисковом судне «Рында» был поставлен эхолот, который показывал косяки сельди. С каждым годом вылов сельди увеличивался. . ,. Еще в 1939 году поисковое судно «Николай Книпович» обнару­ жило крупную сельдь в районе Шпицбергена. Отечественная воина помешала развитию лова сельди в Барен­ цевом море. После Великой Отечественной войны была создана организация «Мурмансельдь», которая стала заниматься освоением лова сельди в океане. Были открыты и освоены промысловые районы в Северной Атлантике. Лов атлантической сельди оказался весьма прибыльным. В него включились и рыбаки-колхозники. Основным объектом про­ мысла, таким образом, стала крупная атлантическая сельдь. Лов мурманской сельди в Баренцевом море фактически прекратился. Ее добывали около берегов с ботов. И теперь фактически ловом сельди в Баренцевом море никто по- ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР "В серьезному не занимается, и мы много от этого теряем. Совершенно правильно указы­ вает в своей статье тов. Шутова- Корж на необходимость возобно­ вить лов мурманской сельди. Ведь' ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■в»!! рыбацкий флот сейчас распола­ гает отличными судами, оснащен­ ными новейшей поисковой аппаратурой. У рыбаков есть все возмож­ ности широко развивать кошельковый и близнецовый лов сельди. В Баренцевом море с успехом можно применять авиаразведку. Выгодность лова мурманской сельди в Баренцевом море обусла­ вливается еще и тем, что, работая в сравнительно близких районах моря, суда будут быстрее оборачиваться. Для лова мурманской сель­ ди можно использовать также корабли, которые по своим техниче­ ским данным не могут быть"посланы в дальние районы. У нас есть все возможности широко организовать лов мурман­ ской сельди и выпускать из нее хорошую продукцию. Лов мурман­ ской сельди в Баренцевом море можно вести с мая по январь, а при ее заходах в губы и в прибрежные районы — круглогодично. Возобновление лова сельди в Баренцевом море даст возможность значительно увеличить вылов рыбы, выпускать отличную продукцию, С, ЕДЕМСКИЙ, капитан тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz