Рыбный Мурман. 1964 г. Март.
сталкиваться е разными трудно стями, не зависящими от коллек тива строителей. Главку «Севры ба» следует со своей стороны предъявить особый счет к нашему поставщику — Мурманскому ком бинату «Стройконструкция». Он систематически срывает выдачу необходимых деталей, в частно сти, балок из Предварительно на пряженного железобетона марки 6-ДП-12, из-за отсутствия кото рых сдерживаются основные рабо ты на строитель стве деревообраба тывающего цеха Мурманской судо верфи. С часты ми задержками до ставляется на » . наши объекты какой размах приобрело за по- раствор и бетон и не всегда в иуж- следние годы строительство новых ном количестве, и реконструкция действующих Есть у нас претензии и к заказ- предприятии рыбной промышлен- чикам — отделам капитального ности в Мурманском порту, видит строительства рыбного-лорта Я су- «лждый. Только в прошлом году доверфи. Они задерживают выдачу коллектив первого строительно- проектной документации. Иногда управления треста поставляют ее с серьезными изъя- сдал для нами. Отсюда задержки, ненужные КАЛИНИНГРАДЦЕВ ПОДСКАЗЫВАЕТ... Стройкам порта нужно внимание ков. Просто в нерасторопности на ших руководителей промысла. В связи с этим мне и хочется поделиться некоторыми мыслями. В конце декабря прошлого года и в начале января нынешнего мы и. ш ипицын , секретарь партбюро первого строительно-монтажного уп равления треста «Мурман- промстрой». монтажного «Мурманпромстрой» предприятий главка «Севрыба» споры. ряд важнейших промышленных, Новостройки Мурманского рыб- бытовых и служебных помещений, ного порта отнесены к особо важ- этом числе новое благоуст- ным объектам сооружающимся на роенное здание управления трало- Кольском полуострове Следова- вого флота и рыбного порта, новый тельно, и внимание к ним должно механическии цех первого судоре- быть особым. С быстрым вводом монтного завода, фидерная под- новых производственных мощно- отанция. бытовки коптильного це- стей рыбной промышленности по- ха рыоокомоината. глубоководный явится возможность значительно пирс и т. д. Мурманская судо- улучшить работу промысловиков и верфь получила от строителей но- рыбообработчиков, дать больше выи склад комплектации деталей, рыбной продукции на народный большое здание заводоуправления, стол, здание цеха капронового литья. Все это позволит улучшить де ятельность береговых предприя тий, ускорить обработку промысло вого флота. Важнейшими стройками в пор ту .являются сейчас сооружающие ся здесь мощные льдозавод и за вод рыбной кормовой муки, кото рые должны вступить в эксплуа тацию в нынешнем году. Значение этих объектов велико. Вот почему строители обязаны усилить темпы, максимально использовать благо приятное весеннее и летнее время для ритмичного выполнения гра фика строительно-монтажных ра бот. Между тем. мы не можем сей час похвалиться какими-либо ус пехами. То и дело приходится А лучше было бы сделать так... * Года два назад на страницах газеты «Рыбный Мурман», а так же на всякого рода совещаниях остро обсуждался вопрос в отно шении заведования банно-прачеч ным имуществом на судах борто вого траления. В то время как известно, постельными принад лежностями и нательным бельем для моряков заведовали третьи помощники капитанов. После это го обсуждения начальником флота Зыл издан приказ, который гла- :ил, что заведование банно-пра- 1 ечным имуществом впредь воз- тгается на боцманов. Приказ, конечно, есть приказ. Яо, на мой взгляд, такое распре деление обязанностей произведе- ю не совсем удачно. Каждому из- зестно, что боцман как на промы- :ле, так и в порту загружен боль- ие, чем кто-либо. Я считаю, что разумным было ь? заведование бельем и постель- ыми принадлежностями поручить аиболее свободным членам эки- ажа, даже на промысле занятым е в полную силу, — матросу- -нге или помощнику консервного астера. Н. ПОРОТО В, боцман трау лера «СалнУг». v раооту, дает оольшои выигрыш в© времени тарирования. Только требуется точно отрегулировать эхограф для правильного показа ния глубины. А работу эту нужно оизводить в порту у причала. - Следует заметить и другое. Эхо- За последние годы в пашем для работы на больших глубинах, ла на БМРТ можно упростить. Это промысловом флоте широкое рас- Моряки СРТ-1147 предложили будет выглядеть примерно так* пространение получил так пазы- работать 12-миллиметровыми вае- -один БМРТ вытравливает ваера ваемый близнецовый лов. Однако рами и использовать 10— 11-мил- (сразу 200 метров), другой выхо- и он еще в стадии развития. Дело, лиметровые кабели. Это и позво- дит на его курс и эхографом фик- конечно, не в недостатке орудий лило вести облов на больших глу- сирует глубину хода трала, сооб- лова, не в неумении промыслови- бинах. щая об этом первому. Затем пода- Много времени тратили кали- чей соответствующего сигнала нинградцы на тарирование трала, первый начинает травить ваера Однако и тут нашли прогрессив- по одной марке с выдержкой ный метод. 5 минут и на соответствующих Два судна идут с близнецовым оборотах. Так, в этом рейсе на- тралом. Между ними, несколько шим эхографом совершенно наблюдали работу близнецовым поодаль идет третий СР'Г. При по- неожиданно был зафиксирован способом промысловых кораблей -м° т и эхографа-самописца он трал БМРТ-247 «Витебск». балтийских флотилий в Северном Фиксирует глубину хода трала, его Такой метод гораздо упростит море. Результаты были порази- ход тут же сообщается на близне- 1акои метод гораздо УпР °е™ т тельны. Оии имели уловы от Д°вые- Два таких контрольных 20 до 60 тонн. Правда, там же траления дают возможность судо- работали на близнецовом лову две водителям знать о глубине хода пары наших траулеров. Они так- тРала ПРИ определении количества же имели хорошие результаты. Но паботы бал пр , ведь только две пары, а это мизер- ларакгерным для раиигы и«ы но к рпятшрнии (* таким Гючмним тиицев является оперативность. Флотом ‘ у них через каждые два часа со- графом зафиксирован хороший ко- * а » тапхг qtht „л зывается промысловая летучка, на сдк- Трал идет на заданной глу- I , ! ! I X ™ К0Т°Р °Й выясняются уловы. Если бине. Однако подъем его приносит бывать на среднем рыооловном у коге_либо хорошие ул0ВЫ) п0 разочарование, даже нет ооъячеян- приказу флагмана один из СРТ н°й сельди. Траулер идет обрат- становится на якорь, зажигая спе- ньш курсом, снова тот же косяк циальные огни. От него близнецы сохраняет свою форму и снова начинают свою работу. В таком «колеса». Обычно такие косяки случае проловы очень редки. называют необлавливающимися. Другой особенностью является Возникает вопрос, почему же они т, следующее. Положим, работает сохраняют свою форму, глубину они. — Ведь трудоемкость работы 10 пад судов близнецовым спосо_ движения, да и трал, идет на той снизилась на 60 процентов, а ^лов g Одна пара начинает подъем глубине? Раоотникам ПИНРО трала, один из б “ зие ” в о н а « « « » « ! « » » заинтересовать,* трал другому и не лежит в дрейфе, этим вопросом, пока тот весь улов поднимет на Со своей стороны предлагаю борт, а идет к другой паре, где следующее: когда БМРТ работают также один близнец остается сво- разноглубинными тралами, надо бодным, и они создают новую па- проводить иногда дублирование ру. Этот метод очень выигрыш- одного БМРТ другим, то есть один ный, особенно когда один из трау- БМРТ идет с тралом, а другой без леров идет к базе сдавать свежую трала дублирует и следит за ко- сельдь. сяком с помощью лодара и эхогра- Нопутно я хочу высказать свое фа. Этим самым выясняется пове- мнение о новом методе тарирова- дение косяка. Основываясь на та- 9 февраля в газете «Рыбный вторые механики, находящиеся в ния на судах типа БМРТ, КОТО- КИХ наблюдениях, ВИДИМО, МОЖНО тонРо недостойном п оТде^и и^а'р- Катышева разбиралось пове*ение рый аналогичен применяемому будет изменить и конструкцию шего механика А. И. Катышева. За хала'тное отношение к своим ^ средних траулерах. трала ИЛИ применять какие-то Начальник механико-судовой обязанностям и неправильное по- Тарирование трала требует до- дополнительные приспосооления. службы тралового флота тов. За- ведение в быту старшин механнк ВОЛЬНО кропотливого труда. К ТО- И. КУРАМШИН, старшим харьин сообщил, что 24 февраля на А. И. Катышев понижен в долж- му же затрачивается МНОГО вре- мастер по добыче большого Совещании, где, кроме работников ности до второго механика сроком Мени. Опираясь на ОПЫТ работы морозильного траулера МСС, присутствовали старшие и на один год. балтийских СРТ, тарирование тра- «Н. Островский». СВОЕВРЕМЕННАЯ И ВАЖНАЯ~СТАТЬЯ траулере Х« 1147 Калининград ской флотилии, который работал близнецовым способом. На вопрос, какой метод лова лучше — близ нецовый или дрифтерный? — мо ряки СРТ-1147 рассмеялись. «Ко нечно, близнецовый, — сказали увеличился почти в полтора раза. Правда, пока осваивали, пришлось поучиться. Не были по-настояще му обработаны задачи каждого СРТ в отдельности. Тянули трал, как в той крыловской басне про лебедя, рака и щуку. Нередко рва ли его пополам или поднимали без нижней пласти. Не хватало ваеров «РЫБНОМУ МУРМАНУ» ОТВЕЧАЮТ Опубликованная в «Рыбном Мурмане» 21 февраля статья И. Шу- товой-Корж «Развивать промысел мурманской сельди» ставит очень своевременные и нужные вопросы. Старожилы рыбного Мурмана помнят то время, когда мурманская сельдь вылавливалась в Барен цевом море в больших количествах и из нее изготовлялась очень хо рошая продукция. Особенной популярностью пользовались у потре бителя так называемые «копчушки». Это была нежная и вкусная рыба. Дрифтерный лов мурманской сельди начался в 1933 году. В то время в Мотовский залив сельдь вошла огромными косяками. И ее было так много, что тонули сети. Ловили сельдь и обыкновенными тресковыми тралами с рубашкой в двухрядном мешке. Моряки брали ее за 15— 20-минутное траление т по 25— 30 тонн. Хорошо ловилась сельдь и в последующие годы. Но заходы сельди в губы и заливы не являются регулярным явле нием. Уже с 1937 года рыбацкий флот вышел на просторы Барен цева моря. Лов сельди уже произ- "■■■■■■■■■■■■••■■■■■■■■■■■■■и водился не с маленьких ботиков, а с более крупных судов, так называемых комбайнов и дрифтер- ботов. Это были мореходные корабли, они вели промысел по всему Ба ренцеву морю и даже выходили в Норвежское и Гренландское моря. В то время не было поисковых судов. Рыбаки находили косяки сельди по скоплению чаек, кайры, тюленей, дельфинов и косаток. Позднее промысловики* научились ориентироваться по температур ным и другим гидрологическим условиям моря. Я помню, как разыс кивая сельдь в хорошую погоду, капитаны, сидя на форштевнях сво их судов, отмечали на миллиметровой бумаге стаи и косячки сельди. Ведя таким способом разведку, проходили по четырем сторонам квад рата 10x10 миль и только тогда ложились в дрейф. Даже при таком примитивном методе поиска сельди рыбаки имели хорошие уловы. В 1941 году на поисковом судне «Рында» был поставлен эхолот, который показывал косяки сельди. С каждым годом вылов сельди увеличивался. . ,. Еще в 1939 году поисковое судно «Николай Книпович» обнару жило крупную сельдь в районе Шпицбергена. Отечественная воина помешала развитию лова сельди в Барен цевом море. После Великой Отечественной войны была создана организация «Мурмансельдь», которая стала заниматься освоением лова сельди в океане. Были открыты и освоены промысловые районы в Северной Атлантике. Лов атлантической сельди оказался весьма прибыльным. В него включились и рыбаки-колхозники. Основным объектом про мысла, таким образом, стала крупная атлантическая сельдь. Лов мурманской сельди в Баренцевом море фактически прекратился. Ее добывали около берегов с ботов. И теперь фактически ловом сельди в Баренцевом море никто по- ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР "В серьезному не занимается, и мы много от этого теряем. Совершенно правильно указы вает в своей статье тов. Шутова- Корж на необходимость возобно вить лов мурманской сельди. Ведь' ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■в»!! рыбацкий флот сейчас распола гает отличными судами, оснащен ными новейшей поисковой аппаратурой. У рыбаков есть все возмож ности широко развивать кошельковый и близнецовый лов сельди. В Баренцевом море с успехом можно применять авиаразведку. Выгодность лова мурманской сельди в Баренцевом море обусла вливается еще и тем, что, работая в сравнительно близких районах моря, суда будут быстрее оборачиваться. Для лова мурманской сель ди можно использовать также корабли, которые по своим техниче ским данным не могут быть"посланы в дальние районы. У нас есть все возможности широко организовать лов мурман ской сельди и выпускать из нее хорошую продукцию. Лов мурман ской сельди в Баренцевом море можно вести с мая по январь, а при ее заходах в губы и в прибрежные районы — круглогодично. Возобновление лова сельди в Баренцевом море даст возможность значительно увеличить вылов рыбы, выпускать отличную продукцию, С, ЕДЕМСКИЙ, капитан тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz