Рыбный Мурман. 1964 г. Март.

Проходя по улице Книповнча, рыбаки часто задерживают свой взгляд на мемориальной доске с барельефом В. И. Ленина, кото­ рая находится на здании ПИНРО. Она гласит, что 10 марта 1921 года В. И. Ленин подписал декрет о создании плавучего морского научного института по изучению северных морен *—* «Плавморнина». Сорок три года прошло с того дня. Развитием рыбного промысла на Мурмане очень ин­ тересовался Владимир Ильич. Руководя огромной страной, он находил время заниматься рыбной про­ мышленностью на крайнем Севере. Благодаря заботе В. И. Ленина промысловики Мур- мана получили не только суда, но и береговую базу для организации промышленного лова и обработки рыбы. Началось и комплексное изучение сырьевой базы Мур- мана. Особенно ценными были выводы экспедиции Николая Михайловича Книповнча о создании в ближай­ шем будущем тралового промысла. Под руководством другого крупного ученого страны, тоже большого энту­ зиаста развития рыбной промышленности Севера И. И. Месяцева «Плавморнин» проводил исследования в се­ верных морях: Белом, Баренцевом, Карском. В. И. Ленин постоянно интересовался ходом научных исследований Севера, данными о рыбных запасах Мур- мана, вопросами рациональной организации мурман­ ских промыслов в настоящем и путями их развития в будущем. Глубоко уважая Н. М. Книповнча, он часто с ним советовался и консультировался по вопросам развития рыбной промышленности. Созданный в 1921 году «Плавморнин» начал актив­ ную научно-исследовательскую деятельность. Директо­ ром его стал И. И. Месяцев. В тот же год в Северный Ледовитый океан отправи­ лась первая экспедиция на предоставленном институту ледокольном пароходе «Малыгин». В невиданно корот­ кий срок сотрудники института, прибывшие из Москвы в Архангельск, оборудовали на пароходе необходимую исследовательскую базу. Научный инструментарий пришлось комплектовать из личных запасов сотрудни­ ков. В просторных каютах «Малыгина» разместились четыре лаборатории. Одиннадцатого августа 1921 года «Малыгин» вышел из Архангельска в первый исследовательский рейс. На борту его были 33 научных работника. Океанографические наблюдения начались от Орлова мыса в горле Белого моря. 16 августа «Малыгин» до­ стиг Малых Кармакул и после небольшой стоянки вы­ шел на север. Первая экспедиция «Плавморнина» пробыла в пла­ вании 47 дней. Пройдя около 3 тысяч миль, она вы­ полнила 60 комплексных океанографических станций, взяла 351 пробу воды, 242 пробы планктона и собрала 1500 банок биологических коллекций. Это первое плавание наглядно показало, каких боль­ ших результатов можно достигнуть, используя спе­ циальное экспедиционное судно. Но вместе с тем выяс­ нилось, что ледокольный пароход все же мало приспо­ Так открыл тайны голубой континент соблен для проведения комплексных научно-исследова­ тельских работ. Это побудило руководителей института обратиться с просьбой к правительству о выделении ему другого судна. На северных морях такого специаль­ ного корабля тогда не было. Его предстояло построить. В 1922 году для создания научно-исследовательского судна «Плавморннну» было передано зверобойное судно «Персей», которое начали строить еще в 1918 году. С аварийного катера «Могучий», затонувшего в устье Се- к р а й т ом верной Двины, предстояло снять машину для «Персея». На стапелях Архангельской верфи вновь застучали мо­ лотки плотников. Верфь ожила. Постройка первого советского научно-исследователь­ ского судна проходила в трудных условиях в период разрухи « продовольственных затруднений в стране. Но большевики-ученые не сдавались. Они неутомимо выискивали недостающие части. Например, приборы для «Персея» были взяты с броненосца «Чесма». Владимир Ильич Ленин, придававший большое зна­ чение научным работам, находил время для того, чтобы поинтересоваться ходом достройки первого советского экспедиционного судна. Благодаря энергии архангель­ ских рабочих-судостроителей и активному участию в работах «Плавморнина» в короткие сроки удалось по­ строить хороший по тому времени экспедиционный корабль. 7 ноября 1922 года на судне в торжественной обста­ новке подняли советский флаг. В день пятой годовщины Великого Октября «Персей» подошел к набережной Архангельска, где состоялся многолюдный митинг. Первый свой рейс «Персей» совершил с 27 нюня по 10 июля 1923 года по маршруту Архангельск — Мезень — Кандалакша — Архангельск. Во время рейса было выполнено 18 гидрологических станций, часть из них в горле Белого моря. Научные сотрудники «Персея» работали в восточной и северо-восточной части Баренцева моря, у берегов Новой Земли, в районе Шпицбергена. Научно-исследовательские океанографические работы велись на «Персее» до 1941 года. За все эти годы было проведено 84 рейса. С 1923 года по 1941 год судно в общей сложности пробыло в море почта шесть лет. На «Персее» выполнено 5525 станций. Своими работами «Плавморнин» внес ценнейший вклад в изучение Баренцева и Карского морей. Иссле­ дования на «Персее» помогли решить важные народно хозяйственные проблемы. «Плавморнин» и его суднг «Персей» стали кузницей кадров океанографов. З й 18 лет плавания «Персея» на его борту работало свыше 1000 научных сотрудников и студентов, многие из кото рых позднее стали известными исследователями. Большую ценность представляли работы по промыс­ ловой разведке. «Персеем» были обнаружены скопления рыбы у острова Колгуев к северу и востоку от него, а также на восточных склонах Шпицбергенского мелко водья, выявлены сроки и степень концентраций промыс­ ловых рыб в основных промысловых районах Барен­ цева моря. Развивающийся промысел требовал расширения ис­ следовательских работ в Баренцевом море. Возникла необходимость создания единой крупной научно-иссле­ довательской организации. И в 1929 году в результате слияния «Плавморнина» с Мурманской биологической станцией был создан Государственный Океанографиче­ ский институт. В Мурманске организовали отделение этого института. В 1934 году на базе Мурманского отделения ГОИНа и Северной сельдяной экспедиции был создан Полярный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповнча. «Персей» продолжал оставаться плавучей исследова тельской лабораторией океанографического института затем Полярного. В Великую Отечественную войну судно было потоплено, на смену ему пришло другое, названное в честь своего героического брата «Пер­ сей-2». П. КОНЕВА, научный сотрудник краеведческого музея. ■— На корабле звучат— стихи Маяковского «Любите книгу — источник знаний...» Эти слова М. Горько­ го хорошо знают моряки трау­ лера «Дагестан». На судне трудно найти человека, который бы не увлекался чтением ху­ дожественной литературы. Страстными книголюбами особенно зарекомендовали себя капитан тов. Морозов, его по­ мощники тт. Шевчук, Клано- вец, боцман тов. Васильев, мат­ росы Долина, Мищук и дру­ гие. Недавно по их инициативе на судне было решено провести читательскую конференцию, посвященную творчеству В. В. Маяковского. Однако, в отли­ чие от обычных читательских конференций, эта больше похо­ дила на тематический вечер, так как, помимо разбора твор­ чества В. В. Маяковского, уча­ стники его исполняли целый ряд полюбившихся морякам произведений великого поэта. На вечере с докладом о творчестве В. В. Маяковского выступил первый помощник капитана тов. Вольский, а с ис­ полнением произведений поэта — матросы тт. Долина и Ми­ щук. Особенно тепло присут­ ствующими были встречены «Стихи о советском паспорте» и отрывки из поэмы «Владимир Ильич Ленин». В е с н а , н а И у нас на Севере весна не за горами. Хотя еще скованы моро­ зом груды снега, но пройдет не­ много времени, и холодное досель солнышко начнет щедро расто­ чать свое тепло. Вот тогда-то все наши «грехи», скрытые сейчас под снегом, вылезут наружу. А чтобы оттепель не застала нас врасплох, работники цеха обслу­ живания рыбного порта заранее принимают меры по наведению порядка и чистоты в порту, Но, к сожалению, некоторые руководители предприятии и це­ хов забывают о такой известной истине, что «чистота — залог здо­ ровья», и не придают должного значения благоустройству терри­ тории порта. Зайдите на объекты строительного цеха Мурманском рыбокомбината, который возглав­ ляет Н. М. Железняков. Вас по разит их захламленность. Всюд\ валяются доски, дранка. Кругов кучи неубранного мусора. Прохо ды и проезды завалены. Николаю Михайловичу не раз предлагалось «РЫБНЫЙ м у р м а н » Индекс 55654. п о д х о д е хлам убрать, но все остается по^ прежнему. Не лучше картина и около вто­ рого холодильного завода. Дирек­ тора завода В. Е. Козловского, ве­ роятно, мало беспокоит захлам­ ленность территории, валяющиеся бракованные бочки, а то бы он давно навел порядок. В здании, где размещены рыб- сбыт, сушилка и отдел снабжения тралового флота, мрачно, грязно. У входа уже около месяца лежит куча мусора, которую все стара­ тельно обходят, а убрать не удо­ сужатся. Комендант рыбного порта как­ ого пригласил врача, указал на разведенную антисанитарию. Но врач только плечами пожала. Вид­ но, и руководители этих пред­ приятий и санитарная служба уже свыклись с такими беспоряд­ ками, их мало волнует приход вес­ ны, которая обнаружит такую вопиющую бесхозяйственность. Время не ждет. Надо срочно за­ няться приведением в порядок территории порта и всех бытовых и производственных помещений. И. КАБО В, лортиадзиратедь рыбного порта. МАСТЕРА МЕТКОЙ СТРЕЛЬБЫ В стрелковом тире рыбного пор­ та спортсмены тралового флота, рыбного порта, рыбокомбината и других коллективов недавно оспа­ ривали первенство Мурманского обкома профсоюза рабочих пище­ вой промышленности по стрельбе из малокалиберной винтовки. Эти состязания были частью зимней спартакиады. По мнению специалистов, основ­ ная борьба должна была развер­ нуться между командами тралово­ го флота и рыбного порта. В этих коллективах за последнее время выросли хорошие стрелки-спорт­ смены, ведутся систематические тренировки. Первыми на линию огня вышли спортсмены автобазы. Эта команда представляла загадку для осталь­ ных, ибо автотранспортники впер­ вые прнимали участие в соревно­ ваниях. Но первые результаты по­ ставили все на свое место. Стало ясно, что спортсмены автобазы не смогут бороться за первенство. Лучший из команды — механик В. Меньшиков выбил всего 90 оч­ ков, остальные участники стреляли слабее. Вторая смена. Стреляет коман­ да рыбного порта. Первая неожи­ данность: сильный спортсмен — рабочий порта В. Березин выбивает всего 87 очков. Неудачное начало, очевидно, отрицательно повлияло на остальных участников. Всего 90 очков выбивает прораб Р, Ми­ шин. Увереннее стреляли рабочие И. Жнжгнн, Л. Ефанов. У них по 94 очка. Это лучшие результаты. Хорошо отстрелялись женщины. 3. Томнлова и О. Лнтовцева доби­ лись результатов соответственно 91 и 90 очков. Удачно выступили спортсмены тралового флота. Они оказались на высоте. Лидер команды Э. Пече­ нии, выбив 97 очков, уверенно за­ нял первое место. Этот хороший результат позволил тралфлотовцам одержать и командную победу. Не- С П О Р Т МУРМАНЧАНЕ ВПЕРЕДИ В Архангельске прошла матче­ вая встреча по конькам между спортсменами Архангельска («Труд» и «Спартак»), Карелин («Спартак») и мурманского «Тру­ да». Женщины оспаривали первен­ ство на дистанциях многоборья 500, 1500, 1000 и 3000 метров, муж­ чины— 500, 1500. 3000, 5000 мет­ ров. В команде мурманских спорт­ сменов выступали и представители наших рыбных предприятий: чер­ тежник судоверфи Геннадий Куз­ нецов, моторист «Мурмансельди» Лев Попов и штурман тралового флота Терентий Судоргин. Мурманские спортсмены непло­ хо выступили на всех дистанциях многоборья. Особенно удачно на соревнованиях выступил Т. Судор- гнн. Он отлично прошел дистан­ цию 3000 метров, намного улучшив рекордный результат Мурманской области, и показал время 5 минут 04,2 секунды. Во второй день со­ ревнований, идя вне конкурса, он улучшил рекорд области н на ди­ станции 10000 метров с результа­ том 18 минут 9,4 сек. В итоге двухдневной борьбы наши мурманские спортсмены уве­ ренно лидировали и вышли в ко­ мандном зачете на общее первое место. На втором и третьем местах оказались спортсмены архангель­ ского «Труда» и карельского «Спар­ така». - . Сейчас конькобежцы находятся в Архангельске на подготовке ко вторым Беломорским играм. ' С. ТЕРЕН ТЬЕВ . «плохо стреляли и остальные члены команды. В результате первое обще­ командное место заняли спортсме ны тралового флота о результатом 370 очков. Всего одно очко уступи­ ли нм портовики, занявшие второе место с результатом 369 очков. В личном первенстве места рас­ пределились следующим образом У женщин первое место завоевала 3. Томилова — 91 очко, второе место у О. Литовцевой — 90 очков и третье место заняла представи­ тельница тралового флота М. Си­ лина — 88 очков. У мужчин пер вым был представитель траловогс флота Э. Печенин. Его результат 97 очков. Второе и третье места поделили И. Жужгин и Л. Ефа нов, они выбили по 94 очка. Соревнования показали некото рый рост спортивного мастерства участников, особенно женщин улучшение учебной работы. Вместе с этим выявились и слабые сторо ны в развитии стрелкового спорта среди работников рыбных пред­ приятий. Слабо выступили спорт­ смены рыбокомбината, не выстави ли команд на соревнование кол­ лективы судоверфи и лесотарного комбината. Президиуму областно го комитета необходимо строго спросить с руководителей проф­ союзных организаций названных предприятий. Д. СУЧКОВ, методист физкультуры. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Руководство, партком и ба­ зовый комитет тралового флота с прискорбием извещают, что 6 марта, находясь в санато­ рии в Сочи, скоропостижно скончался старейший работник тралового флота. . старший механик - . Дмитрий Акимович КУЛИКОВ, и выражают соболезнование родным и близким покойного. Типография «Полезная правда». Зак. 1601. Тир. 5200. ПН-06035.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz