Рыбный Мурман. 1964 г. Март.
Проходя по улице Книповнча, рыбаки часто задерживают свой взгляд на мемориальной доске с барельефом В. И. Ленина, кото рая находится на здании ПИНРО. Она гласит, что 10 марта 1921 года В. И. Ленин подписал декрет о создании плавучего морского научного института по изучению северных морен *—* «Плавморнина». Сорок три года прошло с того дня. Развитием рыбного промысла на Мурмане очень ин тересовался Владимир Ильич. Руководя огромной страной, он находил время заниматься рыбной про мышленностью на крайнем Севере. Благодаря заботе В. И. Ленина промысловики Мур- мана получили не только суда, но и береговую базу для организации промышленного лова и обработки рыбы. Началось и комплексное изучение сырьевой базы Мур- мана. Особенно ценными были выводы экспедиции Николая Михайловича Книповнча о создании в ближай шем будущем тралового промысла. Под руководством другого крупного ученого страны, тоже большого энту зиаста развития рыбной промышленности Севера И. И. Месяцева «Плавморнин» проводил исследования в се верных морях: Белом, Баренцевом, Карском. В. И. Ленин постоянно интересовался ходом научных исследований Севера, данными о рыбных запасах Мур- мана, вопросами рациональной организации мурман ских промыслов в настоящем и путями их развития в будущем. Глубоко уважая Н. М. Книповнча, он часто с ним советовался и консультировался по вопросам развития рыбной промышленности. Созданный в 1921 году «Плавморнин» начал актив ную научно-исследовательскую деятельность. Директо ром его стал И. И. Месяцев. В тот же год в Северный Ледовитый океан отправи лась первая экспедиция на предоставленном институту ледокольном пароходе «Малыгин». В невиданно корот кий срок сотрудники института, прибывшие из Москвы в Архангельск, оборудовали на пароходе необходимую исследовательскую базу. Научный инструментарий пришлось комплектовать из личных запасов сотрудни ков. В просторных каютах «Малыгина» разместились четыре лаборатории. Одиннадцатого августа 1921 года «Малыгин» вышел из Архангельска в первый исследовательский рейс. На борту его были 33 научных работника. Океанографические наблюдения начались от Орлова мыса в горле Белого моря. 16 августа «Малыгин» до стиг Малых Кармакул и после небольшой стоянки вы шел на север. Первая экспедиция «Плавморнина» пробыла в пла вании 47 дней. Пройдя около 3 тысяч миль, она вы полнила 60 комплексных океанографических станций, взяла 351 пробу воды, 242 пробы планктона и собрала 1500 банок биологических коллекций. Это первое плавание наглядно показало, каких боль ших результатов можно достигнуть, используя спе циальное экспедиционное судно. Но вместе с тем выяс нилось, что ледокольный пароход все же мало приспо Так открыл тайны голубой континент соблен для проведения комплексных научно-исследова тельских работ. Это побудило руководителей института обратиться с просьбой к правительству о выделении ему другого судна. На северных морях такого специаль ного корабля тогда не было. Его предстояло построить. В 1922 году для создания научно-исследовательского судна «Плавморннну» было передано зверобойное судно «Персей», которое начали строить еще в 1918 году. С аварийного катера «Могучий», затонувшего в устье Се- к р а й т ом верной Двины, предстояло снять машину для «Персея». На стапелях Архангельской верфи вновь застучали мо лотки плотников. Верфь ожила. Постройка первого советского научно-исследователь ского судна проходила в трудных условиях в период разрухи « продовольственных затруднений в стране. Но большевики-ученые не сдавались. Они неутомимо выискивали недостающие части. Например, приборы для «Персея» были взяты с броненосца «Чесма». Владимир Ильич Ленин, придававший большое зна чение научным работам, находил время для того, чтобы поинтересоваться ходом достройки первого советского экспедиционного судна. Благодаря энергии архангель ских рабочих-судостроителей и активному участию в работах «Плавморнина» в короткие сроки удалось по строить хороший по тому времени экспедиционный корабль. 7 ноября 1922 года на судне в торжественной обста новке подняли советский флаг. В день пятой годовщины Великого Октября «Персей» подошел к набережной Архангельска, где состоялся многолюдный митинг. Первый свой рейс «Персей» совершил с 27 нюня по 10 июля 1923 года по маршруту Архангельск — Мезень — Кандалакша — Архангельск. Во время рейса было выполнено 18 гидрологических станций, часть из них в горле Белого моря. Научные сотрудники «Персея» работали в восточной и северо-восточной части Баренцева моря, у берегов Новой Земли, в районе Шпицбергена. Научно-исследовательские океанографические работы велись на «Персее» до 1941 года. За все эти годы было проведено 84 рейса. С 1923 года по 1941 год судно в общей сложности пробыло в море почта шесть лет. На «Персее» выполнено 5525 станций. Своими работами «Плавморнин» внес ценнейший вклад в изучение Баренцева и Карского морей. Иссле дования на «Персее» помогли решить важные народно хозяйственные проблемы. «Плавморнин» и его суднг «Персей» стали кузницей кадров океанографов. З й 18 лет плавания «Персея» на его борту работало свыше 1000 научных сотрудников и студентов, многие из кото рых позднее стали известными исследователями. Большую ценность представляли работы по промыс ловой разведке. «Персеем» были обнаружены скопления рыбы у острова Колгуев к северу и востоку от него, а также на восточных склонах Шпицбергенского мелко водья, выявлены сроки и степень концентраций промыс ловых рыб в основных промысловых районах Барен цева моря. Развивающийся промысел требовал расширения ис следовательских работ в Баренцевом море. Возникла необходимость создания единой крупной научно-иссле довательской организации. И в 1929 году в результате слияния «Плавморнина» с Мурманской биологической станцией был создан Государственный Океанографиче ский институт. В Мурманске организовали отделение этого института. В 1934 году на базе Мурманского отделения ГОИНа и Северной сельдяной экспедиции был создан Полярный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповнча. «Персей» продолжал оставаться плавучей исследова тельской лабораторией океанографического института затем Полярного. В Великую Отечественную войну судно было потоплено, на смену ему пришло другое, названное в честь своего героического брата «Пер сей-2». П. КОНЕВА, научный сотрудник краеведческого музея. ■— На корабле звучат— стихи Маяковского «Любите книгу — источник знаний...» Эти слова М. Горько го хорошо знают моряки трау лера «Дагестан». На судне трудно найти человека, который бы не увлекался чтением ху дожественной литературы. Страстными книголюбами особенно зарекомендовали себя капитан тов. Морозов, его по мощники тт. Шевчук, Клано- вец, боцман тов. Васильев, мат росы Долина, Мищук и дру гие. Недавно по их инициативе на судне было решено провести читательскую конференцию, посвященную творчеству В. В. Маяковского. Однако, в отли чие от обычных читательских конференций, эта больше похо дила на тематический вечер, так как, помимо разбора твор чества В. В. Маяковского, уча стники его исполняли целый ряд полюбившихся морякам произведений великого поэта. На вечере с докладом о творчестве В. В. Маяковского выступил первый помощник капитана тов. Вольский, а с ис полнением произведений поэта — матросы тт. Долина и Ми щук. Особенно тепло присут ствующими были встречены «Стихи о советском паспорте» и отрывки из поэмы «Владимир Ильич Ленин». В е с н а , н а И у нас на Севере весна не за горами. Хотя еще скованы моро зом груды снега, но пройдет не много времени, и холодное досель солнышко начнет щедро расто чать свое тепло. Вот тогда-то все наши «грехи», скрытые сейчас под снегом, вылезут наружу. А чтобы оттепель не застала нас врасплох, работники цеха обслу живания рыбного порта заранее принимают меры по наведению порядка и чистоты в порту, Но, к сожалению, некоторые руководители предприятии и це хов забывают о такой известной истине, что «чистота — залог здо ровья», и не придают должного значения благоустройству терри тории порта. Зайдите на объекты строительного цеха Мурманском рыбокомбината, который возглав ляет Н. М. Железняков. Вас по разит их захламленность. Всюд\ валяются доски, дранка. Кругов кучи неубранного мусора. Прохо ды и проезды завалены. Николаю Михайловичу не раз предлагалось «РЫБНЫЙ м у р м а н » Индекс 55654. п о д х о д е хлам убрать, но все остается по^ прежнему. Не лучше картина и около вто рого холодильного завода. Дирек тора завода В. Е. Козловского, ве роятно, мало беспокоит захлам ленность территории, валяющиеся бракованные бочки, а то бы он давно навел порядок. В здании, где размещены рыб- сбыт, сушилка и отдел снабжения тралового флота, мрачно, грязно. У входа уже около месяца лежит куча мусора, которую все стара тельно обходят, а убрать не удо сужатся. Комендант рыбного порта как ого пригласил врача, указал на разведенную антисанитарию. Но врач только плечами пожала. Вид но, и руководители этих пред приятий и санитарная служба уже свыклись с такими беспоряд ками, их мало волнует приход вес ны, которая обнаружит такую вопиющую бесхозяйственность. Время не ждет. Надо срочно за няться приведением в порядок территории порта и всех бытовых и производственных помещений. И. КАБО В, лортиадзиратедь рыбного порта. МАСТЕРА МЕТКОЙ СТРЕЛЬБЫ В стрелковом тире рыбного пор та спортсмены тралового флота, рыбного порта, рыбокомбината и других коллективов недавно оспа ривали первенство Мурманского обкома профсоюза рабочих пище вой промышленности по стрельбе из малокалиберной винтовки. Эти состязания были частью зимней спартакиады. По мнению специалистов, основ ная борьба должна была развер нуться между командами тралово го флота и рыбного порта. В этих коллективах за последнее время выросли хорошие стрелки-спорт смены, ведутся систематические тренировки. Первыми на линию огня вышли спортсмены автобазы. Эта команда представляла загадку для осталь ных, ибо автотранспортники впер вые прнимали участие в соревно ваниях. Но первые результаты по ставили все на свое место. Стало ясно, что спортсмены автобазы не смогут бороться за первенство. Лучший из команды — механик В. Меньшиков выбил всего 90 оч ков, остальные участники стреляли слабее. Вторая смена. Стреляет коман да рыбного порта. Первая неожи данность: сильный спортсмен — рабочий порта В. Березин выбивает всего 87 очков. Неудачное начало, очевидно, отрицательно повлияло на остальных участников. Всего 90 очков выбивает прораб Р, Ми шин. Увереннее стреляли рабочие И. Жнжгнн, Л. Ефанов. У них по 94 очка. Это лучшие результаты. Хорошо отстрелялись женщины. 3. Томнлова и О. Лнтовцева доби лись результатов соответственно 91 и 90 очков. Удачно выступили спортсмены тралового флота. Они оказались на высоте. Лидер команды Э. Пече нии, выбив 97 очков, уверенно за нял первое место. Этот хороший результат позволил тралфлотовцам одержать и командную победу. Не- С П О Р Т МУРМАНЧАНЕ ВПЕРЕДИ В Архангельске прошла матче вая встреча по конькам между спортсменами Архангельска («Труд» и «Спартак»), Карелин («Спартак») и мурманского «Тру да». Женщины оспаривали первен ство на дистанциях многоборья 500, 1500, 1000 и 3000 метров, муж чины— 500, 1500. 3000, 5000 мет ров. В команде мурманских спорт сменов выступали и представители наших рыбных предприятий: чер тежник судоверфи Геннадий Куз нецов, моторист «Мурмансельди» Лев Попов и штурман тралового флота Терентий Судоргин. Мурманские спортсмены непло хо выступили на всех дистанциях многоборья. Особенно удачно на соревнованиях выступил Т. Судор- гнн. Он отлично прошел дистан цию 3000 метров, намного улучшив рекордный результат Мурманской области, и показал время 5 минут 04,2 секунды. Во второй день со ревнований, идя вне конкурса, он улучшил рекорд области н на ди станции 10000 метров с результа том 18 минут 9,4 сек. В итоге двухдневной борьбы наши мурманские спортсмены уве ренно лидировали и вышли в ко мандном зачете на общее первое место. На втором и третьем местах оказались спортсмены архангель ского «Труда» и карельского «Спар така». - . Сейчас конькобежцы находятся в Архангельске на подготовке ко вторым Беломорским играм. ' С. ТЕРЕН ТЬЕВ . «плохо стреляли и остальные члены команды. В результате первое обще командное место заняли спортсме ны тралового флота о результатом 370 очков. Всего одно очко уступи ли нм портовики, занявшие второе место с результатом 369 очков. В личном первенстве места рас пределились следующим образом У женщин первое место завоевала 3. Томилова — 91 очко, второе место у О. Литовцевой — 90 очков и третье место заняла представи тельница тралового флота М. Си лина — 88 очков. У мужчин пер вым был представитель траловогс флота Э. Печенин. Его результат 97 очков. Второе и третье места поделили И. Жужгин и Л. Ефа нов, они выбили по 94 очка. Соревнования показали некото рый рост спортивного мастерства участников, особенно женщин улучшение учебной работы. Вместе с этим выявились и слабые сторо ны в развитии стрелкового спорта среди работников рыбных пред приятий. Слабо выступили спорт смены рыбокомбината, не выстави ли команд на соревнование кол лективы судоверфи и лесотарного комбината. Президиуму областно го комитета необходимо строго спросить с руководителей проф союзных организаций названных предприятий. Д. СУЧКОВ, методист физкультуры. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Руководство, партком и ба зовый комитет тралового флота с прискорбием извещают, что 6 марта, находясь в санато рии в Сочи, скоропостижно скончался старейший работник тралового флота. . старший механик - . Дмитрий Акимович КУЛИКОВ, и выражают соболезнование родным и близким покойного. Типография «Полезная правда». Зак. 1601. Тир. 5200. ПН-06035.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz