Рыбный Мурман. 1964 г. Март.

Идут дни декады Декада литературы и искусства «Мой Север» на Кандалакшском механическом заводе началась со встречи местных любителей поэзии с рабочимй металлосборочного цеха. Эта встреча, состоявшаяся * обеденный перерыв, прошла ожив­ ленно. Журналист Михаил Зинов и ревизор станции Кандалакша Вла­ димир Катрич прочитали свои сти­ хи, посвященные Заполярью. Затем для машиностроителей был дан маленький концерт. В женском общежитии завода состоялся диспут по кинофильму «Непридуманная история». После вступительного слова библиотека­ ря Оксаны Ересько среди девушек разгорелись жаркие споры. Завхоз детсада Валя Никитина, токарь Маша Рысник и другие заводские девчата приняли горячее участие в обсуждении фильма. *“ЗС1 ЕТ Е РА Н Ы РЫ БН О ГО ! УРМА о Славный юбилей — 60-летие старейшего работника рыбного порта К. М. Мамонова отметил на днях коллектив первого погрузоч­ но-разгрузочного участка. ...Он приехал в Мурманск в апреле 1932 года, устроился в рыбный порт грузчиком. Все пе­ ремены, какие произошли в горо­ де, в рыбном порту, он видел своими глазами. Помнит он и де- безупречную работу объявлялась довскую тачку, с помощью кото- благодарность. После зачитки рой выгружалась рыба с промыс- приказа тов. Мамонову была вру- ловых судов и загружалось пром- чена Почетная грамота. Присут- вооружение. ствующие на вечере тепло поздра- На его глазах рос флот, бла- вили юбиляра с днем рождения гоустраивался рыбный порт. С и пожелали ему долгих лет жиз- внедрением механизированных ни, успехов в работе и личной В дни декады искусства и литературы «Мои Север» в мурманском краеведческом му­ зее открылась выставка изобра­ зительного искусства Якутии, Карелии и Мурманска. Художники Якутии держали очень серьезный экзамен на зрелость в Москве в 1963 году. И вот теперь они наши гости. Эта выставка рассказывает о прошлом и сегодняшних буднях якутского народа. Якутия — место ссылки политических заключенных царской России. «Политические» приносили с собой веру в победу дела тру­ дящихся, они смело выступали здесь в защиту угнетенных и поруган­ ных. Их смелость и решительность служили убедительным примером для всех тружеников Якутии. Раскрытию этой темы посвятил свой труд художник М. В. Лукин. Картина называется «В тюрьме без решеток». В картине «Изгнание шамана» А. Н. Осипова как бы завершает­ ся борьба тьмы со светом. Мрачная, хищная фигура шамана. Он, кажется, переполнен лютой ненавистью к молодой женщине- врачу, которая приехала оказать помощь тяжело больной якутке. Портрет учительницы написал художник А. П. Собакин. Он хо­ рош. Но лишними кажутся некоторые детали. Художник хочет еще и еще раз доказать, что эта женщина—учительница. Вот вам рас­ крытая книга, чернильница с ручкой, а вот еще, если не верите, доска с началом какой-то надписи мелом. Эти детали отвлекают от главного. Великий дар у художника — скупыми средствами уметь рас­ сказать о человеке много интересного и поучительного. В портретах Г, У. Кравченко «Студентка Таня» и «Девочка в зеленом» — наши современницы с их богатым и чистым душевным миром. Портрет костереза Никифорова этого же автора красивый по живописи, по приему письма, но случайность композиции и увлеченность автора только цветом заслоняет человека-творца, его думы и мечты. Бескрайняя заснеженная даль залита солнцем. Мороз. Двое нарт с оленьями. Два человека, сидя на снегу, покуривают и ведут нето­ ропливый диалог. Цвет художник использует уверенно и точно. Это произведение Н. М. Засимова «В пути». Зацвела тундра, и нет ей конца и края. Воздух, земля наполне­ ны радостным чувством жизни. На олене едет якут и, конечно же, он поет. Когда тундра благоухает от аромата цветов, когда сам воздух звенит, как мелодия, разве удержишься от задушевной, ра­ достной песни? Так свою картину и назвал художник Е. М. Кры­ лов «Песня тундры». По-своему увидел и почувствовал красоту пробуждающейся природы короткой якутской весны живописец М. В. Новиков в кар­ тине «Весна над вечной мерзлотой». Работы якутских художников радуют еще и тем, что мы заме­ чаем серьезный рост молодых талантов. Они от произведения к произведению крепнут, приобретают настоящее мастерство. Линогравюры А. Мунхалова, Л. Неофнтова, Е. Шапошникова, М. Филиппова подкупают своей искренней взволнованностью, же­ ланием образно запечатлеть красоту родного края, будни, быт и труд колхозников. Удивительного мастерства достигли якутские умельцы в резьбе по кости и дереву. От всей души хочется пожелать молодому искусству Советской Якутии цвести и крепнуть, искать новые еще неизведанные пути. Коллектив карельских художников покорил своими произведе­ ниями Москву и другие города нашей страны во время декады Карельского иокусства и литературы в Москве. Имена художников С. Юнтунена, Ф. Ниемпнена, Л. Ланкинена, Г. Стройка, А. Авды- м и л о м ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ЯКУТИИ, КАРЕЛИИ И МУРМАНСКА шева, М. Мечева и других известны далеко за пределами своей республики. ...У картины И. Е. Репина «Отказ от исповеди» остановился В. И. Ленин. Он внимательно всматривается в образ революционе­ ра. Художник А. В. Семяшкнн написал картину о том, как Влади­ мир Ильич Леннн посетил Государственную Третьяковскую гале­ рею. Во время обеденного перерыва можно отдохнуть и помечтать, тем более, когда собрались друзья. О буднях трудовой юности рас­ сказывает нам картина «На отдыхе» художника Ф. Ниемннена. Пейзажи С. Юнтунена — задушевная, взволнованная беседа художника о красоте родной карельской природы. Карелия пре­ красна, когда ее накроет первый пушистый снег и когда приходит весна. Увидеть неповторимую красоту и поэзию природы в обыденном, будничном и взволнованно этим поделиться с людьми — огромное счастье для художника. Вот эту радость и испытываешь от кар­ тины художника Б. Поморцева «Субботний вечер». Вещи, предметы могут рассказать о человеке, его' интересах, вкусах и привычках. Нужно обладать острым глазом вниматель­ ного наблюдателя. Художник Л. Ланкннен в своих натюрмортах так располагает предметы, что они очень образно рассказывают о их хозяевах. А название натюрморта только дополняет поэтический рассказ: «После лыжной прогулки», «В ожидании парохода». Графика Карелин очень многогранна. Офорты Г. А. Стройка «Старая оленеводка», «Девочка поморка» и его же акварельные листы к «Калевале» (особенно «Мать Лемминкяйнена воскрешает сына») — свидетельство вдохновенного, вдумчивого мастерства. Своеобразием творческого почерка отличаются произведения художника М. М. Мечева. Духом древнего народного эпоса веет от монументальных акварельных листов к «Калевале». Очень хорош лист «Охотник»: добродушное лицо могучего карела с ружьем на фоне родной природы. «Пасмурное утро» — линогравюра художника А. И. Авдышева благородна по цвету, подкупает тонким лиризмом и опоэтизирова­ нием красоты городского пейзажа. Отрадно, что в творчестве ка­ рельских художников нашла свое отражение красота нашей Коль­ ской земли. Мурманские художники организовали свою выставку непроду­ манно, и поэтому создается впечатление случайности. Наряду с серьезными, вполне законченными произведениями художников А. Хуттунена, Г. Герасимова, В. Пашкина, Н. Морозова, Ю. Анку­ динова, В. Баранова в экспозицию попали и работы сырые по форме и цвету (этюды художников Н Морозова и Н. Новикова). Коллектив мурманских художников растет и крепнет, попол­ няется молодыми силами. Отрадно отметить участие на выставке художников Е. Сафронова, Б. Сюхина и других. В настоящее время мурманчане упорно работают над произведениями к зональной выставке «Север». Декада искусства и литературы «Мой Север» — очень хорошее, доброе начало. Она должна стать традиционной. Думается, что и время для проведения декады было бы целесообразней отнести к Празднику Севера. Было бы у нас больше гостей и еще больше радостных встреч и новых знакомств. В. АЛ ЕКС ЕЕВ , художник. Сейчас он работает транспортер- щиком на соляном складе. В день 60-летия Кирилла Матвеевича Мамонова в торжест­ венной обстановке был зачитан приказ начальника рыбного порта, в котором ему за долголетнюю и линий Кирилл Матвеевич стал од­ ним из первых механизаторов. Ф Е Л Ь Е Т О Н ЖИ ЗНИ . На снимке: К. М. Мамонов. К. ВЕСНИН Сказка о золотой рыбке У самого синего моря Сидел на причале рыбак, Вернулся с проловом и с горя Курил капитанский табак. О крупном улове тоскуя, Он крикнул в табачный туман; — Ох, если бы рыбку такую, Чтоб сразу мне выполнить план... Бывает же в жизни такое, Что счастье идет косяком, И громкая слава героя Из рейса спешит с моряком. Пусть опыта мне не хватало, Пусть курсом ходил я не тем, Но нынче с капроновым тралом Я рыбу найду в темноте. Он выкурил новую трубку, На мостик поднялся и вот, Команда из штурманской рубки: *— Отдайте швартовы! — Отход! „.Два месяца волны качали. Из рейса вернулся едва, По всем заполярным причалам О нем полетела молва: — Вы слышали, нынче Крутилов Какую рыбешку поймал? Как в сказке, ему пофартило. Хоть молод, но малый удал. Не мойву, не пикшу простую, «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Хоть трудно поверить, но так, Он рыбу поймал золотую, Как пушкинский старый рыбак. — Быть может, тут вкралась ошибка? Иль просто крутиловский блеф? Где эта чудесная рыбка, Принесшая громким успех? Напрасно, напрасно искали, Горя любопытством, пока В тралфлоте друзья не сказали, Что это — простая треска. — Так вы говорите — простая? Такой в наших трюмах не счесть. А где же, ну, та, золотая? -г- Она золотая и есть. Прикиньте, что стоит пять тралов, Что в рейсе Крутилов порвал. И топливо стоит немало, Которым он зря шуровал. А разве немало расходов На пресную воду н лед, На десять пустых переходов По морю, где рыба не ждет. К тому же, авария в рейсе, И в Тюва-губе простой... Так стала треска, не смейтесь, Рыбкой почти золотой. * * * Мы сказку продолжить могли бы, Да лучше ее оборвать. Про себестоимость рыбы Не надо, друзья, забывать. 7 ДНЕЙ В НОРВЕГИИ (Окончание. Нач. см. в №№ 28, Здесь нам пришлось наблюдать тябре прошлого года. Дом по- 29)* процессы механизации, некоторые строен кооперативным объеднне- Очень любопытно было для нас 113 К0Т0РЬ1Х доводят труд женщин- нием с помощью ссуды от госу- посетить в городе Вадсе фабрику Ра®отниц Д° автоматизма. По дарства. К этому времени он был по изготовлению консервов из тРа1СП0РтеРУ на большой деревян- заселен не более чем на половину. креветок. Фабрика с 80-ю рабочи- 5ЫИ вРаи*аюЩиися круглый стол g чем же дело? Может быть, не- ми, без механизмов, выпускает в беспрерывным, потоком движутся велика нуждаемость в жилье? Нет! год 250 тонн консервов. пакеты картонных коробок под Нуждающихся много, ответили Основное место добычи креве- тРесковые палочки. Стоящие во- норзежцы. Но не каждый имеет ток —1 у побережья Западной к^ г ст° ла же*ВДины должны в возможность осуществить свою Норвегии, но, как сказал владелец несколько сек>нд взять пакет, раз- мечту. Прежде чем получить пра- фабрики, они вылавливаются и в веРнУть>сложить под упаковку и во на заселение квартиры из Баренцевом море. Креветки не- ” апРавить по конвейеру дальше. 2-х — 3-х комнат в таком доме, редко попадают в тралы и наших смотрели на это несколько будущий квартиросъемщик должен судов, но до сих пор еще не ^инут, 1 нн одна из женщин не внести 175 ТЫСячи крон, а потом имеют у нас промыслового значе- была в состоянии поднять глаза, ежемесячно платить 260 крон квар- ния. чтобы не потерять ориентировку, тирной платы и * п не прервать процесс. довольно широко применяют Положение женщин-работннц не Это еще не все. Надо рассчнты- норвежцы и вяление трески. На равное с мужчинами. За одинако- ваться за ссуду, данную государ- фаорике в 1ромее мы обратили выд труд она получает заработ- ством на строительство дома, кото- внимание на огромные деревянные НуЮ плату на 25—30 процентов Рая выплачивается нередко всю вешала, сплошь увешанные тре- меньше. Как стало известно, сред- жизнь. Правда, норвежцы активно скои. ^тот продукт идет в страны нид заработок рыбака 10 тысяч добиваются снижения стоимости Средиземного моря, Африки и Кр0Н в сезон< рабочий же при жилья и изменения условий его Латинской Америки. полной занятости в течение всего получения. В Хаммерфесте есть сравнитель- года может заработать 14 тысяч Как 1ПВестно Нопвегия бт-ята но большой и хорошо механизиро; крон. В случае травмы или забо- ГНдр0ресурсамн,’ и нужно признать, ПР1надлежащии левания, связанных с произведет- чт0 они широко используются на Д ?н У объеД,1,нен|,ю во«. из общественной кассы вы- бытовые нужды населения. В го- дус» (Норвегия. Швеция, плачнвается, в зависимости от ко- р0дах мы заметили, что основным Дания). Оно имеет свои пред- личества членов семьи от 9 до видом отопления является электро­ приятия в других странах, зани- 150 крон в неделю. И только в 3HepnifIi „ ома недорогая. Вместо переработкой и сельхоз- течение трех недель. котельных, загрязняющих атмосфе- Рыбу скУпает по д°- ПРН потеРе трудоспособности жнлые здания говорам Завод выпускает в год свыше этого срока пособие не вы- ^ тапл„ваются при помощи неболь- около 20 тысяч тонн трескового плачнвается, пенсия не назначает- шн электонческих оаяиатооов филе и палочек из нее. Третья ся. Этот факт подтверждается _ Радиаторов. часть трески доставляется с ярус- тем, что, например, из бюджета ного лова. На наш вопрос, куда города Тромсе только один про­ йдет готовая продукция, управ- цент идет на пенсии, ляющнн ответил: Кроме того, в Норвегии меди- — Во все страны Западной цинская помощь платная и доро- Европы, кроме Испании. гая. Так, вызов врача на дом к А затем дрбавил: — 70 процентов рыбопродукции направляется в США. На этом заводе в период ин­ тенсивного поступления сырья за- нужда заставит норвежца прибег­ нуть к медицинской помощи. К нято около тысячи рабочих. Про- тому же нужно платить за лекар- ходя по цехам, мы обратили вни- ства» которые также' очень доро- манне, что некоторые из них пу- гие. стуют, станки стоят. Оказывается, Высока стоимость жнлой пло- в связи с сокращением работ 400 щади. Жилья в городах строится человек уволено без выходного мало. Мы осмотрели 0ольшой дом, пособия. сданный s эксплуатацию а сен- Следует отдать должное нор­ вежским строителям. Наряду с применением железобетона они широко и умело используют дере­ во. Нам пришлось увидеть ряд зданий вокзалов, гостиниц и т.д., больному стоит 50 крон, что рав- срубленных из круглого леса в но 6 рублям 25 коп. в переводе на современном легком стиле. Это наши деньги. Только крайняя экономично и красиво. (Окончание следует). Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография сПолярная правда». За*. 1600/ Т«р.-52в0. ПМ-ОбШ ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz