Рыбный Мурман. 1964 г. Июнь.
F » А9ВЙТЙЕ ягавгее'ской »po* О результатах испытаний Аьш вечен, легок. Занимает мало места синтетических канатов перед их мьииленности, увеличение подробно рассказано на техниче- на Палубе. Имеет свойство непо- постановкой в порядок замачи- выпуска синтетических материалов ской конференция капитаном ОРТ- топляемости при обильных уло- вать на большой глубине (до и их широкое внедрение во все об- 703 П. И. Лановым, «таршимвах, штормоустойчив. Такой по- 150—200 метров). После этого дасти промышленности с каждым мастером подобыче В. В. РоманоФ- рядок имеет большую уловистость они полностью пригодны к рабо- згодомдает все более ощутимые ре- скин, наставником по добыче А. П. в штилевую погоду, так как сети те. вультаты. Появляются новые мате- Мосмешо. риалы-заменители, более легкие, 6оле« экономичные в эксплуатации, не уступающие в лрочности, а за частую превышающие крепость прежних. Сельдяной флот в 1963 году по- всегда хорошо расправлены и не СИНТЕТИКА Удалось сделать очень интерес ное наблюдение — лавсановые и капроновые подборы под влия нием окрашенных сетей в мор ской воде окрашиваются в блед- но-зеленый или бледно-синий ИДЕТ ны первые предпосылки широ кого внедрения синтетики в дриф терные порядки. И ближайшая за дача коллектива отдела добычи, командования СРТ-703 м тех су дов, где проходили подобные ис пытания, но в меньшем объеме, В. МАКСИМОВ, заместитель начальника отде ла добычи управления «Мур- мансельдь». Трудно переоценить значение сбиваются в кучу. Выборкаповод- цвет* лучил оолее 80 тонн синтетиче- проделанной работы экипажем цов 8 порядка нетрудоемка. При Благодаря испытаниям, прове- оких материалов. Эта цифра крас- СРТ-703 под руководством этих выборке порядка в свежую пого- денным в сельдяном флоте, созда- норечиво напоминает промысло- т<>варищей. Выявленыположитель- ду не было рывков иа шпиль викам о наступлении времениши- ныеи отрицательные качества н«- рокого применения синтетики в вых материалов, опробованы раз- орудиях лова. Значит, пора учить- лич.ныеметоды их применения, а ея использовать их эффективно, главное люди убедились: сиитети- Замена траловых мешков из си- ка в орудиях лова — это надежно, эали капроновыми показала, что BUr(>AH^ удобно. новые материалы прекрасно ведут СРТ-703 работал порядком из благодаря хорошей амортизации все цеииое в полученном опыте себя в условиях ^сложной гидро-СИНтетических материалов в те- вожака. передать другим. Не все пока метеорологической обстановки ичеШ4е двух рейсов: с сентября Необходимо отметить особенно- охотно берутся внедрять новые тяжелого грунта. 29 g 3 Г(>да по апрель 1964 года, сти в работе синтетическими ка- материалы: хлопотав, непривыч- Капрон облегчил рыбакамПромыселпроходил в различных натааю. В первое времяпромыс- но, незнакомо. Куда спокойнее промысел разноглубинным тралом, условиях (погода — от маловетрмя ловиков отпугнула чрезмерная, на пользоваться старымиметодами, кошельковый лов. В прошлом году де 8—9 баллов, поводцы — от 0 -*-■*- » г а / \ A ж ш Такому от- СРТ-708 за полтора месяца выло- до 100 метров). Ц 4 1 Г 1 1 1 3 А Л-1 I В 1 /1 ношению к ГаноТг.*11™»»™ срт-7п1; т т т 1 до 4 0 *егрм -П- A- IaU г A. JDwJL ft ; дм. л но его примеру t n « 1 1 уКлад.Ка их производилась вместе ма териал ам январе 1964 года поднимал до 10 с сетями. В конце января и нача- поло- «ши рыбы за траление. Еще рань- ле феВраля, когда верхние по- первый взгляд, легкость синтети- жить конец и смелее, иимциатив- ше суда типа «Океан» освоили лов водцы ета.ВИД№Сь длиной от 80 до ческих канатов и связанные сэтим - мятрти .*rv на гапъг сеяьди придонным 20-метровым юу метров, а горизонт нахожде- подъемы вожака при дрейфе в тралом. На всех судах, применяв- ния сеЛьди был неустойчив, 80- свежую погоду. Бывали случаи по- дяиом флоте. ижх синтетические материалы в метровые новодцы укладывались падания на вожак сетей, сверты- орудиях лова, резко снижалась ВМ(,сте с сетямИ) а 20-метровые р себестоимость рыбопродукции.подвязывались во время выметки. ваиия Д "р“ Если эффективность тралового ивЫМетка сетей происходила обыч- свежУю погоду. Чтобы устранить кошелькового лова создала обета-иым способом. Выборка сетей при эти недостатки, необходимо бухты новку сравнительно гладкого и любом расположении порядка беспрепятственного внедрения трудности не представляет, так капроновых орудий лова в сель- как верхние новодцы легко и бы- дяиом флоте, то в старом, дриф- СТ|)0 Выби])аются вручную, а по терной промысле внедрение син- ЭТОму б\и за корму не заходят и тмческих материалов затянулось, исключается возможность намот- Нервые испытания капроновых поводцов на винт, сетей дали противоречивый ре- Капроновый вожак значительно зультат. С одной стороны они бы- легче вожака из сизали; практика ли так же уловисты, как и хлоп- работы ими показала, что благо- чатобумажные, но с другой дарЯлегкости сети расправлялись повреждали до 40 процентов_Уло- очень хорошо на всех горизонтах, ва. Это и послужило причиной от- особенно при маловетрии. В штор- каза от капроновых сетей. новую погоду и при обильных уло- Сейчас капроновые сети ис- вах порядок отлично держался на пользуются, но только в качестве плаву. При уловах до 200 кило- «аиортизирующих» у стояночного граммов на сеть астраханские вожака. дрифтерные буи лежат на воде, а Но известные качества синте- ЛрИ уловах до 150 килограммов тмчееких материалов не поово- на СРТЬ уходят в воду не больше, жив* промысловикам окончатель- W m наполовину. т отказаться от них. Испытания, Для подтверждения уловието- вгаледования продолжаются. На- сти дрифтерного порядка из син- кашмвается ценный опыт. тетических материалов можно S сожалению, не всегда услех сказать, что за февраль СРТ-703 деяа зависит от самих акеплуата- имелсамыйвысоким вылов среди циомшков. Зачастую отказ от судов управления «Мурман- -новогопроисходит из-'за техниче- сельдь». «кого несовершеяства, конструк- Дрифтерный порядок из еинте- тмиых недоработок в синтетиче- тических материалов имеет пре- «хмх орудиях лова. Здесь путь к имущества перед порядком из рае- уеиеху нужно искать общими уем- тмтельных материалов. Он долго- яиями ученых, исследователем, НОВИННЯ ПАВИЛЬОНА «РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО» Гостеприимно распахнуты двери павильона «Рыбное хо зяйство». Здесь, как и во всех 73 павильонах Выставки дости жений народного хозяйства СССР, в разгаре сезон 1964 года. Что нового и интересного увидят посетители этого па* вильона? Опытную партию кухтылей из ударопрочного полистирола изготовил и демонстрирует на выставке завод «Судозапчасть» Калининградской области. Вес пластмассового куч тыля в 2,75 раза меньше сталь ного, а плавучесть больше в 1,7 раза. Для оснащения 35- метрового трала требуется 48 пластмассовых кухтылей диа метром 180 миллиметров вмес то 62 металлических диаметре*! 200 миллиметров. Применение кухтылей из по лимерных материалов позволя ет удлинить в 4—5 раз срок их эксплуатации. В павильоне представлены также экспонаты главка «Сев- рыба». Предприятия главка впервые освоили производство деталей из отработанных и пришедших в негодность капроновых тра лов, сетей, канатов. Замена в узлах судовых механизмов де талей из дорогостоящих спла вов, таких, как бронза, латунь. » баббит, изделиями из капрона дает значительный экономиче ский эффект. Изделия из отходов капро новых сетей представлены в эк спозиции павильона. В. ПАНТЕЛЕЕВ, сотрудник ВДНХ, ударник ком мунистического труда. ' ярактиков. Б этом смыеле огромный инте рес представляет испытание на ; СРТ-703 (капитан тов. Ляпов, ; старший мастер лова тов. Рома новский) канатов из синтетиче- I еких материалов в дрифтерном промысле. Задача была исключи тельно ответственная и трудная. При испытаниях были опробо ваны: канат капроновый—100 мм в качестве рабочего (и стояночного) вожака, канат капроновый—60 мм в качестве нижних поводцов, ка нат капроновый — 40 и 35 ми и лавсановый — 30 мм в качестве верхних поводцов, канат лавсано вый — 30 мм в качестве подбор т е м . Какие-либо исследования и еиыт работы в этой области пол ностью отсутствовали. Отдел до бычи сельдяного флота был бы ввраве передать эту работу одно му из научно-исследовательских институтов, где бы путем дли тельных лабораторных, опытао- промькловых испытаний треде- .лилась практическая ценность -синтетических материалов. Ноэтот путь крайне замедлил бы внедре ние синтетики в орудия лова. Параллельно с СРТ-703 испы тания различных деталей из син тетических материалов в дриф терном порядке проводились на 7$ судах флота. 2У мая траулер «Вельск» вернулся из своего очередного, шестого по счету, рейеа. Интересным, хотя и нелег ким, был он для моряков наше го корабля. Интересным пото му, что в этом рейсе мы впер вые начали освоение промысла рыбы на больших глубинах. Авсе получилось несколько неожиданно. Еще па переходе, по пути к месту промысла, как впрочем и всегда, мы внима тельно следили за сводкой, чтобы уже заранее наметить для себя район. И видим: эки пажи, которые ведут промысел па мелководье, имеют подъемы в яолтонну. Зато у глубоко водников — тонна — полторы. Впредыдущем рейсе, ока- ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ Пройдите по слиловой пло щадке Мурманской судоверфи и обратите внимание на щиты, установленные напротив каждо го судна. На них значатся но мер ремонтируемого корабля, фамилии бригадиров, ведущего прораба. Но особое внимание обратите на сроки спуска судов. Стажем сразу: в них вы об наружите явную несуразицу* Вот пример, «Срок спуска — 18 мая», — написано на щите, который установлен напротив стоящего на стапеле траулера «Иртыш». Когда мы были на слипе, с 18 мая прошло уже много дней, а траулер все продолжал стоять на стапеле. Для того, чтобы выяснить при чину длительного ремонта, ре шили подняться на борт ко рабля. — Дело в том, — смазал нам старший механик С, А. Бурков, — что «корабль наш старый. Вначале назначили было срок спуска на 18 мая, а потом вы яснилось, что ев всем объемом работы в этот срок не уло житься, и руководители завода решили перенести срок. — Странно. А почему же это не отражено на щите? — Д а это мелочь. На наш взгляд, все это не мелочи; А каково ваше мнение, товарищи руководители судо верфи?. завшигь рядом с судами, рабо тающими на больших глубинах, мы делали два пробных трале ния. Результат был, правда, неважный. Но мы относим это за счет плохо отработанной си стемы вооружения трала, от сутствия достаточного количе ства кухтылей. Экстренно собрали совеща ние командного состава, стали решать: что делать? Большин ство выступило за то, чтобысра зу же идти на западный склон Медвежииской ’ банки, ще в это время вели промысел глу боководники. Расчет оказался правильным. Отрегулировав ваера я снаря жение трала, экипаж ежеднев но стал перевыполнять суточ ные задания. В среднем у мае выходило по 7,1 тоняы рыбы (при задании 5,7 тонны). Нотал как рейс предполагался свежье- вой и через неделю залас соли у нас вышел, мы вькнуждены были перейти на мелководье. Здесь, как и следовало ожидать, нас постигла неудача. Всего ь трюм было уложено 85 тонн рыбы. Но мы уверены: если бы мы не проявили инициативы, результат несравненно был бы хуже. Глубоководный промысел —» очень -нужное и важное дело, а в нынешних условиях, когда в Баренцевом море слаба сырье вая база, — это один из резер вов увеличения добычи рыбы. Наше предложение руковод ству флотом—необходимо сей час же принять все меры к по сылке дополнительного числа судов на этот вид промысла. Необходимо позаботиться так же ополном обеспечении иром- вооружением направленных ту да судов. Есть замечание чисто прома* водственного характера. Режим работы с тралом на больших глубинах совершенно отличен от работы на малых глубинах* Поэтому плановому отделу фло та нужно пересмотреть норма тивы спуска-подъема трала и установить новые. В. ТОКМАЧЕВ, капитан, Н. ИВАНОВ, помполит« «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 июня 1964 г» 8 етр<
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz