Рыбный Мурман. 1964 г. Июнь.

F » А9ВЙТЙЕ ягавгее'ской »po* О результатах испытаний Аьш вечен, легок. Занимает мало места синтетических канатов перед их мьииленности, увеличение подробно рассказано на техниче- на Палубе. Имеет свойство непо- постановкой в порядок замачи- выпуска синтетических материалов ской конференция капитаном ОРТ- топляемости при обильных уло- вать на большой глубине (до и их широкое внедрение во все об- 703 П. И. Лановым, «таршимвах, штормоустойчив. Такой по- 150—200 метров). После этого дасти промышленности с каждым мастером подобыче В. В. РоманоФ- рядок имеет большую уловистость они полностью пригодны к рабо- згодомдает все более ощутимые ре- скин, наставником по добыче А. П. в штилевую погоду, так как сети те. вультаты. Появляются новые мате- Мосмешо. риалы-заменители, более легкие, 6оле« экономичные в эксплуатации, не уступающие в лрочности, а за­ частую превышающие крепость прежних. Сельдяной флот в 1963 году по- всегда хорошо расправлены и не СИНТЕТИКА Удалось сделать очень интерес­ ное наблюдение — лавсановые и капроновые подборы под влия­ нием окрашенных сетей в мор­ ской воде окрашиваются в блед- но-зеленый или бледно-синий ИДЕТ ны первые предпосылки широ­ кого внедрения синтетики в дриф­ терные порядки. И ближайшая за­ дача коллектива отдела добычи, командования СРТ-703 м тех су­ дов, где проходили подобные ис­ пытания, но в меньшем объеме, В. МАКСИМОВ, заместитель начальника отде­ ла добычи управления «Мур- мансельдь». Трудно переоценить значение сбиваются в кучу. Выборкаповод- цвет* лучил оолее 80 тонн синтетиче- проделанной работы экипажем цов 8 порядка нетрудоемка. При Благодаря испытаниям, прове- оких материалов. Эта цифра крас- СРТ-703 под руководством этих выборке порядка в свежую пого- денным в сельдяном флоте, созда- норечиво напоминает промысло- т<>варищей. Выявленыположитель- ду не было рывков иа шпиль викам о наступлении времениши- ныеи отрицательные качества н«- рокого применения синтетики в вых материалов, опробованы раз- орудиях лова. Значит, пора учить- лич.ныеметоды их применения, а ея использовать их эффективно, главное люди убедились: сиитети- Замена траловых мешков из си- ка в орудиях лова — это надежно, эали капроновыми показала, что BUr(>AH^ удобно. новые материалы прекрасно ведут СРТ-703 работал порядком из благодаря хорошей амортизации все цеииое в полученном опыте себя в условиях ^сложной гидро-СИНтетических материалов в те- вожака. передать другим. Не все пока метеорологической обстановки ичеШ4е двух рейсов: с сентября Необходимо отметить особенно- охотно берутся внедрять новые тяжелого грунта. 29 g 3 Г(>да по апрель 1964 года, сти в работе синтетическими ка- материалы: хлопотав, непривыч- Капрон облегчил рыбакамПромыселпроходил в различных натааю. В первое времяпромыс- но, незнакомо. Куда спокойнее промысел разноглубинным тралом, условиях (погода — от маловетрмя ловиков отпугнула чрезмерная, на пользоваться старымиметодами, кошельковый лов. В прошлом году де 8—9 баллов, поводцы — от 0 -*-■*- » г а / \ A ж ш Такому от- СРТ-708 за полтора месяца выло- до 100 метров). Ц 4 1 Г 1 1 1 3 А Л-1 I В 1 /1 ношению к ГаноТг.*11™»»™ срт-7п1; т т т 1 до 4 0 *егрм -П- A- IaU г A. JDwJL ft ; дм. л но его примеру t n « 1 1 уКлад.Ка их производилась вместе ма териал ам январе 1964 года поднимал до 10 с сетями. В конце января и нача- поло- «ши рыбы за траление. Еще рань- ле феВраля, когда верхние по- первый взгляд, легкость синтети- жить конец и смелее, иимциатив- ше суда типа «Океан» освоили лов водцы ета.ВИД№Сь длиной от 80 до ческих канатов и связанные сэтим - мятрти .*rv на гапъг сеяьди придонным 20-метровым юу метров, а горизонт нахожде- подъемы вожака при дрейфе в тралом. На всех судах, применяв- ния сеЛьди был неустойчив, 80- свежую погоду. Бывали случаи по- дяиом флоте. ижх синтетические материалы в метровые новодцы укладывались падания на вожак сетей, сверты- орудиях лова, резко снижалась ВМ(,сте с сетямИ) а 20-метровые р себестоимость рыбопродукции.подвязывались во время выметки. ваиия Д "р“ Если эффективность тралового ивЫМетка сетей происходила обыч- свежУю погоду. Чтобы устранить кошелькового лова создала обета-иым способом. Выборка сетей при эти недостатки, необходимо бухты новку сравнительно гладкого и любом расположении порядка беспрепятственного внедрения трудности не представляет, так капроновых орудий лова в сель- как верхние новодцы легко и бы- дяиом флоте, то в старом, дриф- СТ|)0 Выби])аются вручную, а по­ терной промысле внедрение син- ЭТОму б\и за корму не заходят и тмческих материалов затянулось, исключается возможность намот- Нервые испытания капроновых поводцов на винт, сетей дали противоречивый ре- Капроновый вожак значительно зультат. С одной стороны они бы- легче вожака из сизали; практика ли так же уловисты, как и хлоп- работы ими показала, что благо- чатобумажные, но с другой дарЯлегкости сети расправлялись повреждали до 40 процентов_Уло- очень хорошо на всех горизонтах, ва. Это и послужило причиной от- особенно при маловетрии. В штор- каза от капроновых сетей. новую погоду и при обильных уло- Сейчас капроновые сети ис- вах порядок отлично держался на пользуются, но только в качестве плаву. При уловах до 200 кило- «аиортизирующих» у стояночного граммов на сеть астраханские вожака. дрифтерные буи лежат на воде, а Но известные качества синте- ЛрИ уловах до 150 килограммов тмчееких материалов не поово- на СРТЬ уходят в воду не больше, жив* промысловикам окончатель- W m наполовину. т отказаться от них. Испытания, Для подтверждения уловието- вгаледования продолжаются. На- сти дрифтерного порядка из син- кашмвается ценный опыт. тетических материалов можно S сожалению, не всегда услех сказать, что за февраль СРТ-703 деяа зависит от самих акеплуата- имелсамыйвысоким вылов среди циомшков. Зачастую отказ от судов управления «Мурман- -новогопроисходит из-'за техниче- сельдь». «кого несовершеяства, конструк- Дрифтерный порядок из еинте- тмиых недоработок в синтетиче- тических материалов имеет пре- «хмх орудиях лова. Здесь путь к имущества перед порядком из рае- уеиеху нужно искать общими уем- тмтельных материалов. Он долго- яиями ученых, исследователем, НОВИННЯ ПАВИЛЬОНА «РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО» Гостеприимно распахнуты двери павильона «Рыбное хо­ зяйство». Здесь, как и во всех 73 павильонах Выставки дости­ жений народного хозяйства СССР, в разгаре сезон 1964 года. Что нового и интересного увидят посетители этого па* вильона? Опытную партию кухтылей из ударопрочного полистирола изготовил и демонстрирует на выставке завод «Судозапчасть» Калининградской области. Вес пластмассового куч тыля в 2,75 раза меньше сталь­ ного, а плавучесть больше в 1,7 раза. Для оснащения 35- метрового трала требуется 48 пластмассовых кухтылей диа­ метром 180 миллиметров вмес­ то 62 металлических диаметре*! 200 миллиметров. Применение кухтылей из по­ лимерных материалов позволя­ ет удлинить в 4—5 раз срок их эксплуатации. В павильоне представлены также экспонаты главка «Сев- рыба». Предприятия главка впервые освоили производство деталей из отработанных и пришедших в негодность капроновых тра­ лов, сетей, канатов. Замена в узлах судовых механизмов де­ талей из дорогостоящих спла­ вов, таких, как бронза, латунь. » баббит, изделиями из капрона дает значительный экономиче­ ский эффект. Изделия из отходов капро­ новых сетей представлены в эк­ спозиции павильона. В. ПАНТЕЛЕЕВ, сотрудник ВДНХ, ударник ком­ мунистического труда. ' ярактиков. Б этом смыеле огромный инте­ рес представляет испытание на ; СРТ-703 (капитан тов. Ляпов, ; старший мастер лова тов. Рома­ новский) канатов из синтетиче- I еких материалов в дрифтерном промысле. Задача была исключи­ тельно ответственная и трудная. При испытаниях были опробо­ ваны: канат капроновый—100 мм в качестве рабочего (и стояночного) вожака, канат капроновый—60 мм в качестве нижних поводцов, ка­ нат капроновый — 40 и 35 ми и лавсановый — 30 мм в качестве верхних поводцов, канат лавсано­ вый — 30 мм в качестве подбор т е м . Какие-либо исследования и еиыт работы в этой области пол­ ностью отсутствовали. Отдел до­ бычи сельдяного флота был бы ввраве передать эту работу одно­ му из научно-исследовательских институтов, где бы путем дли­ тельных лабораторных, опытао- промькловых испытаний треде- .лилась практическая ценность -синтетических материалов. Ноэтот путь крайне замедлил бы внедре­ ние синтетики в орудия лова. Параллельно с СРТ-703 испы­ тания различных деталей из син­ тетических материалов в дриф­ терном порядке проводились на 7$ судах флота. 2У мая траулер «Вельск» вернулся из своего очередного, шестого по счету, рейеа. Интересным, хотя и нелег­ ким, был он для моряков наше­ го корабля. Интересным пото­ му, что в этом рейсе мы впер­ вые начали освоение промысла рыбы на больших глубинах. Авсе получилось несколько неожиданно. Еще па переходе, по пути к месту промысла, как впрочем и всегда, мы внима­ тельно следили за сводкой, чтобы уже заранее наметить для себя район. И видим: эки­ пажи, которые ведут промысел па мелководье, имеют подъемы в яолтонну. Зато у глубоко­ водников — тонна — полторы. Впредыдущем рейсе, ока- ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ Пройдите по слиловой пло­ щадке Мурманской судоверфи и обратите внимание на щиты, установленные напротив каждо­ го судна. На них значатся но­ мер ремонтируемого корабля, фамилии бригадиров, ведущего прораба. Но особое внимание обратите на сроки спуска судов. Стажем сразу: в них вы об­ наружите явную несуразицу* Вот пример, «Срок спуска — 18 мая», — написано на щите, который установлен напротив стоящего на стапеле траулера «Иртыш». Когда мы были на слипе, с 18 мая прошло уже много дней, а траулер все продолжал стоять на стапеле. Для того, чтобы выяснить при­ чину длительного ремонта, ре­ шили подняться на борт ко­ рабля. — Дело в том, — смазал нам старший механик С, А. Бурков, — что «корабль наш старый. Вначале назначили было срок спуска на 18 мая, а потом вы­ яснилось, что ев всем объемом работы в этот срок не уло­ житься, и руководители завода решили перенести срок. — Странно. А почему же это не отражено на щите? — Д а это мелочь. На наш взгляд, все это не мелочи; А каково ваше мнение, товарищи руководители судо­ верфи?. завшигь рядом с судами, рабо­ тающими на больших глубинах, мы делали два пробных трале­ ния. Результат был, правда, неважный. Но мы относим это за счет плохо отработанной си­ стемы вооружения трала, от­ сутствия достаточного количе­ ства кухтылей. Экстренно собрали совеща­ ние командного состава, стали решать: что делать? Большин­ ство выступило за то, чтобысра­ зу же идти на западный склон Медвежииской ’ банки, ще в это время вели промысел глу­ боководники. Расчет оказался правильным. Отрегулировав ваера я снаря­ жение трала, экипаж ежеднев­ но стал перевыполнять суточ­ ные задания. В среднем у мае выходило по 7,1 тоняы рыбы (при задании 5,7 тонны). Нотал как рейс предполагался свежье- вой и через неделю залас соли у нас вышел, мы вькнуждены были перейти на мелководье. Здесь, как и следовало ожидать, нас постигла неудача. Всего ь трюм было уложено 85 тонн рыбы. Но мы уверены: если бы мы не проявили инициативы, результат несравненно был бы хуже. Глубоководный промысел —» очень -нужное и важное дело, а в нынешних условиях, когда в Баренцевом море слаба сырье­ вая база, — это один из резер­ вов увеличения добычи рыбы. Наше предложение руковод­ ству флотом—необходимо сей­ час же принять все меры к по­ сылке дополнительного числа судов на этот вид промысла. Необходимо позаботиться так­ же ополном обеспечении иром- вооружением направленных ту­ да судов. Есть замечание чисто прома* водственного характера. Режим работы с тралом на больших глубинах совершенно отличен от работы на малых глубинах* Поэтому плановому отделу фло­ та нужно пересмотреть норма­ тивы спуска-подъема трала и установить новые. В. ТОКМАЧЕВ, капитан, Н. ИВАНОВ, помполит« «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 июня 1964 г» 8 етр<

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz