Рыбный Мурман. 1964 г. Июнь.

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВУЕТ! На днях в районе СеЕеро- Западной Атлантики, где ведут промысел экипажи больших морозильных траулеров, состоя­ лось совещание по обмену опы­ том работы групп содействия партийно • государствен н о м у контролю. Выступившие — секретарь парторганизации большого мо­ розильного траулера «Северное сияние» тов. Подберезкин и председатель группы содейст­ вия партгосконтролю БМРТ «Революция» тов. Исаев рас­ сказали о том, как эта рабо­ та поставлена на их кораб­ лях, Они отметили, что с созда­ нием групп партгосконтроля на их судах усилилась борьба за качество изготовляемой продук­ ции, наблюдается снижение ее себестоимости, улучшение со-' стояния и эксплуатации техни­ ки. На совещании была высказа­ на большая тревога по поводу потерь промыслового времени из-за отсутствия плавбаз и тан­ керов. С начала июня только по БМРТ «Ярославль» эта потеря выразилась в Юсудо-сутках, что эквивалентно потерям 3.500 центнеров рыбы. А. ГЛАЗУНОВ, внештатный инструктор парткома тралового фло­ та. Новшества закрепляются прочно Слесарный цех Мурманской судоверфи. З в о н метал­ ла, р а б о ч и й шум... Поч­ ти в самом конце цеха бри­ гада коммунистического труда, бригада слесарей Сергея Афри- кановича Савичева. Эта брига­ да особенная: первая на Мур­ манской судоремонтной верфи начала ремонтировать суда с гарантией. А получилось это так. Как-то Сергей Африканович прочел в центральной газете, что дальне­ восточные судоремонтники,за­ кончив ремонт траулеров, вы­ дают старшим механикам су­ дов гарантийные паспорта, — А почему бы и нам не вве­ сти такие паспорта? Действительно, почему? З а ­ думались тут и бригадиры тт. Белых и Максимов. Обсудили вместе с цеховым партийным бюро. В то время ремонтировали большой морозильный траулер «Космос». Когда корабль готов был идти на промысел, Сави- чев и вручил старшему механи­ ку «Космоса» первый гаран­ тийный паспорт. Вторым с га­ рантийным паспортом отошел от причалов судоверфи траулер «Джаикой». Год прошел с того дня. А моряки до сих пор бла­ годарят судоремонтников за хороший ремонт. А как не бла­ годарить таких слесарей, как коммунист Николай Буланов, кандидат в члены КПСС Иван Трухачев, брат бригадира Алек­ сандр Савичев, если они всег­ да, не считаясь со временем. доводят работу до конца. Передают свое спасибо и.., циаторам нового и моряки траулера «Мацеста». Примерно полгода назад бригада слесарей Алексея Мак­ симова в траловых лебедках стала ставить капроновые под­ шипники. И убедились, что новшество очень выгодно. Во- первых, экономия бронзы, во- вторых, капроновый подшипник выдерживает больший срок экс­ плуатации. В настоящее время капроно­ вые подшипники бригада ста­ вит на лебедках траулеров «Мо- лодечно» и «Емельян Пугачев». Ф. МОРОЗОВ, секретарь партийной орга­ низации слесарного цеха Мурманской судоверфи. (Окончание. Нач. см. в JfcJfc 70, 74). «НЕ н а й д е т с я л и у в а с РАБОТЫ?» В каюту вошел мужчина вы­ сокого роста, сутуловатый, с крупными чертами лица. На вид ему можно было дать лет со­ рок. Взгляд его скользнул по маюте и с выражением любо­ пытства и тревоги остановился на капитане. Что-то насторо­ женное было во всей его фигу­ ре и движениях. — Здравствуйте. Я к вам... — Прошу садиться. Вы рус­ ский? — Нет. Я американец. Родил­ ся в Детройте. — А где вы научились гово­ рить по-русски? — В армии. Когда служил в армии. Капитан Ф. R. Жендковский внимательно посмотрел на не­ знакомца, который говорил по- русски, употребляя при этом польские слова. Д а н произно­ шение не ахти какое правиль­ ное, — А где вы учились поль­ скому? — Дома. — Самостоятельно? — Да . Мои родители до ре­ волюции жили в Брест-Лнтов- еке. — Бресте? — Д*г Бресте. А затем вы­ ехали в Америку, где я ш ро­ дился. — Таи что же привело вас на наше судно? — Пришел посмотреть судио, поговорить по-русски. А еще я хотел спросить, нет ли у вас какой-нибудь работы? Согласен на любую. — Он посмотрел на В «СВОБОДНОМ МИРЕ» Много кораблей стояло в это время в бухте Сент-Джоис под различными флагами мир&: ры­ боловные траулеры Португалии мерам и по формам корпуса очень напоминает наши суда типа «Кремль». Моряки «Анто­ нио Паскуаля» подходили к нашему кораблю, внимательно* с интересом рассматривали его. ПО ТУ С ТО Р О Н У капитана, опустил голову и до­ бавил. — Я безработный. — Так зачем же бы сюда приехали? — Думал, что найду здесь ра­ боту, А у них своих безработ­ ных много. — Незнакомец за ­ думался, а потом вдруг улыб­ нулся, глаза его заискрились.— Я женат, .а детей у меня нет Вот мы с женой решили нако пить денег. Улыбка вновь сошла с его лица. Он немного помолчал и добавил: — Так значит на работу вы не нанимаете? Ну что же, тог­ да извините за беспокойство. Безработный. Это не единич­ ный случай. Сами канадцы го­ ворят о тс т, что только в их го­ роде 10 процентов безработных! А когда вы пойдете по главной улице Сент-Джонса, то обрати­ те внимание на группы мужчин по 3—4 человека, стоящих на углах улиц. С жевательной ре­ зинкой во рту они равнодушно рассматривают прохожих и автомашины. Изредка они о чем-то разговаривают между собой. Оин ждут. и Испании, Канады и Фран­ ции, Германской Демократиче­ ской Республики и Польской Народной Республики. У при­ чалов возвышались огромные транспортные суда Норвегии, Англии, Финляндии. По долгу службы нам прихо­ дилось бывать на польских БМРТ «Юпитер» и «Пегас», на рыболовном траулере Герман­ ской Демократической Респуб­ лики «Айзенах». Везде мы встречали, радушный и теплый прием. Нам показывали все, что нас интересовало. И мы видели сплоченные экипажи судов, где все офицеры и матросы объеди­ нены дружбой и видят одну об­ щую цель. На кораблях чисто и уютно. Моряки обеспечены всем: спецодеждой, обувью, бельем и питанием — и все это бесплатное. На каждом трауле­ ре имеются киноаппараты и по 12—15 кинофильмов. Там жизнь бьет ключом. Много кораблей, много мо­ ряков. Уо особое впечатление у нас оставили моряки несколь­ ких португальских траулеров. «•Антонио Паскуаль» — рыбо­ ловный траулер. По своим раз­ Ни один из них не делал по­ пытки подняться на борт. Но однажды вечером,, когда у нас в столовой шел кино­ фильм, к трапу подошли двое. Смуглые, можно сказать, броН-' зовые, плохо одетые. Жестику­ лируя, они просили разрешения пройти на судно, посмотреть кино Португальцы не столько смотрели на экран, сколько при­ сматривались к нашим моря­ кам. Когда в столовую заходил кто-нибудь в форме командного состава, лица их становились озабоченными, сквозила какая- то тревога. И только через не­ сколько дней, когда между на­ ми состоялась непринужденная беседа, все стало ясным. Пер­ вое, что удивило их на нашем судне, это дружеские, товари­ щеские отношения между чле­ нами всей команды. Португальские гости с удив­ лением спрашивали, как это мо­ жет быть, что капитан и стар­ шие офицеры корабля вместе с матросами играют в шахматы и домино, дружески разговари­ вают на различные темы, шутят, смеются. Н' Башашин, помполи т — У нас не так. Капитан не разговаривает с матросами. Все> распоряжения он отдает через своих офицеров. Обратиться лично к капитану нельзя. Да н не к каждому офицеру можно подойти. Когда португальские матросы увидели, как живут и питаются ваши моряки, они были очень удивлены и восхищены. # — Нам не дают постельного белья, мы должны его иметь свое. Койка на двоих — один спит, другой на _ вахте. Когда же отдых приходится на одно время, то мы спим вместе. А питаемся мы по-разному, капи­ тану готовят^ отдельно, офице­ рам отдельно, машинной коман­ де отдельно. Матросы же пита­ ются своими харчами. У нас заведено так: если мы ловим рыбу хорошо, то хозяин кормит нас обедом и разрешает брать рыбу для питания, если ловим плохо, то должны питаться только темн продуктами, кото­ рые взяли с собой в рейс лич­ но. — Это что, только на вашем судне? — Нет. Так на всех. — Тяжело, а сказать нельзя . . Страшно, узнают.., и моряк убе - . дительно показывает из четы­ рех пальцев решетку, —■ у нас фашизм. — Довольно красоч­ ная картина прелестей «свобод- . ного мира». Э и 4 июня 1964 года в пе- р е л м н сн н м заде управления тралаваго флата выездная сае- судавнаи коллегии па уго­ ловный делам Мурманского об­ ластного суда рассматривала дело об убийстве второго меха­ ника траулера «Лот» Виталия Ивановича Кожушного. На скамье подсудимых мат­ рос этого судна Василий Анд­ реевич Орехов 1934 года рож­ дения. Тщательно исследуя об­ стоятельства дела, суд выясня­ ет, как, почему произошло та- иое тяжкое преступление. Вни­ мательно следят присутствую­ щие в зале за судебным про­ цессом. Утром 28 марта траулер «Лот» пришел в порт и в этот же день должен был снова уйти в море. К отходу явились на судно в нетрезвом состоянии матросы Кузнецов и Орехов, юнга Кеблис, повар Ахмедья- нов, боцман Швецов и многие другие члены команды. К появ­ лению на судне пьяных моря­ ков командование отнеслось весьма равнодушно. Видимо, такие случаи на траулере «Лот» были привычным явле­ нием. Разойдясь по каютам, многие стали распивать спиртные на­ питки, принесенные на корабль. В салоне корабля между пья­ ными матросом Кузнецовым и юнгой Кеблисом возникла дра­ на. Вслед за этим в каюте воз­ никает драка между Кеблисом и Ореховым. Что «ни не подели­ ли — и сами не знают. Когда на суде Кеблиса спросили, что п«служил* причиной драни, он ответил: — Я был настолько пьян, что и УШЕЛ сам не знаю, что произошло. Дрался ли я с Ореховым — ни­ чего не помню. Только утром в каюте оказалась разбитая раковина. Второй механик Кожушный счел своим долгом вмешаться и прекратить безобразие на судне. Драка между Ореховым и Кеблисом, действительно, была прекращена. Но за это пра­ вомерное вмешательство меха­ ник Кожушный поплатился жизнью. Орехов, взяв в своей каюте шкерочный нож, пошел разы­ скивать Кожушного. Он нашел его в каюте, когда тот спокой­ но разговаривал с товарищами. Неожиданно для всех Орехов с силой ударил Кожушного но­ жом в шею. Так был убит два­ дцативосьмилетний человек в расцвете сил, пренрасный спе­ циалист, хороший товарищ. Этот случай справедливо вы­ звал гнев и возмущение среди моряков. В судебном заседании от коллентива моряков высту­ пил общественный обвинитель тов. Бендерский, который тре­ бовал сурово наказать убийцу. Орехов приговорен и 15 го­ дам лишения свободы. Возникает вопрос, почему нет сурового осуждения пьяниц, нарушителей трудовой дисцип­ лины. Факты появления на судне членов команды в нетрез­ вом состоянии превращаются чуть ли не в обычное явление. пьяницам, дебоширам способст­ вует совершению наиболее опасных правонарушений. Надо упорядочить хранение на судах шиерочных ножей с тем, чтобы они не могли ока- ЧЕЛОBE К.. стало возможным совершение такого тяжкого преступления? Это прежде всего объясняет­ ся тем, что на траулере «Лот», как и на некоторых других су­ дах управления тралового фло­ та, не ведется повседневной, настойчивой работы по воспи­ танию кадров. Некоторые командиры судов — капитаны, старшие помощнини недоста­ точно изучают людей, не ведут с ними индивидуальной работы. На отдельных судах флота На всех судах флота должна быть создана обстановка нетер­ пимого отношения к нарушите­ лям трудовой дисциплины и об­ щественного порядка. Для' это­ го надо прежде всего использо­ вать широкие меры обществен­ ного воздействия. Ни один слу­ чай нарушения трудовой дис­ циплины или неправильного поведения не должен пройти мимо внимания командного со­ става судов и общественных организаций. Попустительство заться в руках пьяных хулига­ нов и быть орудием совершения преступления. Судебный процесс по делу Орехова — наглядный пример, к чему может привести недо­ оценка воспитательной работы с людьми, снисходительное от­ ношение к нарушителям трудо­ вой дисциплины и обществен­ ного порядка. Е. ВОРОШИЛОВА, заместитель председателя областного суда. Иркутск. Около-ста судов выходят в нынешнюю навигацию на Ангару, Иркутское и Брат­ ское водохранилища, озеро Бай­ кал. Они поведут караваны с лесом, углем, нефтью и други­ ми грузами. Для пассажиров на базе фло­ та Восточно-Сибирского Паро­ ходства готовятся ~пять судов на подводных крыльях типа «Метеор» и «Ракета», На снимке: сборка-достройка кораблей типа «Метеор»!. Спра* ва — мастер А. Кондриков и оператор Ф,Прохоренко. 1 •* :' ve: Фото Э. Брюханенно, Фотохроника ТАС(

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz