Рыбный Мурман. 1964 г. Июнь.

£ .-i ПЕРЕДАВАВ РЫБУ В МОРЕ... Экипажи судов тралового флота стремятся максимально увеличить заготовку охлажден­ ного полуфабриката. Для это­ го применяются, как известно, свежьевые рейсы продолжи­ тельностью 12—15 суток. Однако, как бы моряки ни сокращали стоянки кораблей в порту, на переходы идет очень много времени. Особенно в дальние районы промысла. А осенью ц зимой, когда в море стоит в основном штормовая погода, такие рейсы оказы­ ваются невыгодными. Благодаря удачному опыту бесконтактном передачи рыбы в море на производственный ре­ фрижератор «Советск» выход из тупика найден. Как это было? К рефрижера­ тору «Советск» прикрепили большую группу траулеров бор­ тового траления: «.Медвежье­ горск», «Магнитогорск», «Вельск», «Азербайджан». «Ми­ чуринск», «Ставрида», которые возглавляли капитаны тт. Кар­ пенко, Брылов, Токмачев, Кисе­ лев, Сафонтьев, Кретов. Было разработано четыре ва­ рианта передачи полуфабрика­ та с траулеров на «Советск». Оправдал себя лишь один. О ном и пойдет речь. Когда разделка очередного улова закопчена, капитан вызы­ вает производственный рефри­ жератор. Команда в это время начинает поднимать трал. Рефрижератор подходит с подветренной стороны и ложит­ ся н дрейф. С кормы через слип сбрасывается 20-метровый гер­ кулесовый проводник с подвя­ занными к нему дрифтерными буями. За проводником тянется стальной конец. Моряки траулера вылавли­ вают буй и вместе с проводни­ ком поднимают на -палубу. К вытянутому затем стальному концу крепят порядок с переда­ точными контейнерами, напол­ ненными разделанной рыбой. Один за другим с подветренной стороны они выбрасываются при помощи носовой стрелы. В штилевую погоду траулер ап время «ыброски контейнеров подрабатывает машиной назад. Пт» очень сильном ветре дает малый ход вперед, как бы урав­ новешивая дрейф производст­ вен чого рефрижератора. После того, как все подготов­ ленные к передаче контейнеры выброшены за борт, экипаж траулера приступает к промыс­ лу, а на рефрижераторе выби­ рают лебедкой буксир и по сли­ пу поднимают на палубу весь порядок с контейнерами. Вскоре рыба поступает на рыбофабри- ку для заморозки. Опыт ноябрьской экспедиции показал, что даже в условиях Из доклада заместителя начальника отдела добычи тралового флота А. М. КОНЯЕВА полярной ночи при частых снежных зарядах и штормовой погоде бесконтактный метод передачи полуфабриката в гру­ зовых капроновых контейнерах вполне приемлем, а главное,, экономически выгоден. Экипажи, работавшие в экс­ педиции, сократили время пе­ редачи суточного вылова рыбы в 10—12 тонн до 15—25 минут. Таким образом, была решена задача, над которой длитель­ ное время работали специали­ сты многих бассейнов страны. Незначительные затраты вре­ мени на передачу улова, воз­ можность продления рейса тра­ улера, улучшение качества вы­ пускаемой продукции — все это делает контейнерный метод по­ лезным для широкого примене­ ния не только в Баренцевом море, но и в Дальних Запад­ ных районах. В нынешнем году траловый флот пополнится новыми про­ изводственными рефрижерато­ рами типа «Витус Беринг» и «Советск». Поэтому, .мне ка­ жется, необходимо в ближай­ шее время рассмотреть вопрос о создании постоянных своеоб­ разных экспедиций, состоящих из одного такого рефрижера­ тора и небольшой группы трау­ леров. Эти экспедиции долж­ ны иметь свой промфинплан, который будет распределяться соответственно по судам, вхо­ дящим в группу. Уверен, что это позволит траловому флоту значительно увеличить заготовку свежей рыбы, снизить себестоимость продукции, больше получить прибыли. обсуждение, вызвали ^большой интерес в других бассейнах страны. В Мурманск приехали заместитель начальника Сева- стопольского управления океа­ нического рыболовства тов, ТРЕБУШНЫЙ, с Сахалина — Герои Социалистического Труда ж ж капитап траулера «уфа» тов. Вот, в конечном итоге, основ- дидат технических наук тов. РЕДКОКАША, из Москвы —* ной смысл и главная задача СТАРОВОЙТОВ. ученый секретарь центрального бассейновой конференции, о Инженер отдела добычи глав- правления НТО пищевой про* которой уже сообщала каша га- ка «Севрыба» тов. АХЛЫНОВ мышленности тов. ШАРОВ, ин- эета. Промысловики, инженеры сделал доклад о механизации женеры-добытчики из Петре- и ученые обстоятельно обсуди- добычи сельди. Применение син. павловска-на-Камчатке, Риги, Ли вопросы дальнейшего совер- тетических материалов <•* тако- Владивостока, Калининграда и шенствования техники добычи ва была тема доклада замести- других городов страны, рыбы. Насколько обширен круг теля начальника отдела добы- Уц*гти» .« „nuA, nPlt„ u„ этих вопросов, говорит тема- чи управления «Мурмансельдь» стники к нф р нц тика докладов, прочитанных на тов. МАКСИМОВА. тили конкретные пути быстрей- конференции. Не были забыты и такие важ- шего внедрения достижений О работе ученых Полярного ные темы, как передача рыбы- наухн и техники в рыбную про- института в области совершенст- полуфабриката с рыболовных MLilllMlilIiu_ А _ _ MblUJvTvKHOCTb, вования техники лова и про- траулеров в открытом море, мыслового вооружения для фло- освоение тралового промысла Некоторые доклады в Сокра­ та рыбной промышленности Се- на больших глубинах. щенном виде публикуются па верного бассейна рассказал кан- Вопросы, поставленные на этой странице. ДАРЫ БОЛЬШОЙ ХИМИИ Промысловики отлично пом­ нят то недалекое время, когда капроновый мешок к тралу ма­ стер по добыче или сам капи­ тан бережно хранили в своих рундуках, не доверяя такую ценность никому. А вот в про- Из доклада заместителя начальника отдела добычи «Мурмансельди» В. В. МАКСИМОВА бассейна таким прогрессивным видам промысла, как близнецо­ вый и кошельковый. В этом году, например, на близнецовый лов будут направлены 16 пар средних траулеров. Все они £у- дут работать орудиями лова из синтетических материалов. Недостаточно у нас внедряет­ ся продукция Большой химии в Большое значение мы прида­ ем работе по унификации тра­ лов. После ряда экспериментов всем экипажам больших моро­ зильных траулеров Западного бассейна были рекомендованы только 25- и 31-метровые тралы. В настоящее время на неко­ торых наших судах проводятся испытания безузловых тралов. Балтийские рыбаки постоян­ но совершенствуют орудия лова из синтетических материалов. Недавно у нас изготовлены и „ лее тяжелых грунтах и в слож- шлом году только управ, ени H(JX П|др0мете0р0Л0Гических ус- «Мурмансельдь» получило 80 10вчях тонн синтетических материалов. * ' Чтп этл такое особенно ста- ез СШ1ТеТЙКМ невозможно дрифтерном промысле. Может нет понятно если сравнить с было бы освоепи€ лова сельди Сшть, это объясняется тем, что 1962 годом, когда моряки сель- Разноглубинным тралом. в СВЯ31| с развитием активных дяного флота получили всего Впервые такой трал на про- видов лова внимание к нему 10 тонн синтетики. За один годмысле сельди применил экипаж несколько ослабло. в восемь раз увеличилось пот-СРТ-704 (капитан П. Кобец, Правда, эксперименты по ребление высокоэффективныхстарший мастер лова И. Лешу- применению капроновых сетей материалов для орудий лова. ков). В декабре 1958 года он ведутся давно, но результаты Темпы внушительные! Но они, выловил разноглубинным тра- их пока еще не полностью удов- безусловно, будут еще расти по лом более 110 тонн сельди. А в летворяют промысловиков. мере осуществления грандиоз-этом году .намечается все СРТ Особую важность представлю ной программы развития Боль- типа «Океан», имеющие хоро- ет применение на дрифтерном щой химии, намеченной де- шую поисковую аппаратуру, промысле канатов из синтетики. кабрьским Пленумом ЦК перевести на разноглубинный в этом деле у нас уже имеется КПСС. лов сельди. небольшой опыт. Удачно, на- Применение орудий лова, из- Эффективность тралового работали наши суда со готовленных из синтетических промысла сельди очевидна На- 100-миллиметровым капроно- материалов, позволяет с боль- пример, СРТ-705 в сентябре вым ка»атом. шим эффектом использовать прошлого года за одно 15-ми- В августе 1963 года сМур- сырьевую базу, работать на бо- НуТНОе траление поднимал на май сельдь» получила опытную борт до 20 тонн сельди. Всего партию канатов различного ас- за месяц он выловил 4490 цент- сортимента. А вскоре начались яеров сельди. комплексные испытания дриф- л # • терного порядка, полностью нз- При этом только за один взя- готовленного из синтетических тыи груз он экономил на о р у материалов. Большое упорство днях лова более 15 тысяч руб- и ПОдЛИННОе новаторство про- лем- явил при этом экипаж СРТ-703, Все более пристальное внима- особенно его старший мастер ние уделяют рыбаки Северного лова тов. Романовский. В течение двух рейсов, с сен­ тября по март, этот экипаж ра­ ботал дрифтерным порядком нз капрона и лавсана. Задача была осложнена тем, что пол-* ностъю отсутствовали какие* либо исследования в этой об­ ласти. Экипаж дал высокую оценку капроновым и лавсановым ка­ натам во всех деталях порядка. Интересно, что после двух рей­ сов промысловое вооружение на CPT-7Q3 оказалось пол­ ностью пригодным к работе* Широкое распространение опы­ та работы этого экипажа при­ несет большую пользу морякам сельдяного флота. У МОРЯКОВ « З А П Р Ы Б Ы » Нз выступления заместителя начальника отдела добычи главк? «Запрыба» С. Е. ШЕВЦОВА успешно применены полистиро- ловые кухтыли для вооружения тралов. Прогресс в рыбной промыш­ ленности невозможен без даль­ нейшей механизации и автома­ тизации процессов добычи и об­ работки рыбы.' Ежегодно на промысле появляются десятки новых приборов и механизмов, помогающих моря-кам трудить­ ся более производительно. Только за последнее время у нас испытаны счетчик для промера ваеров, автоматы для выключения траловых досок, сететрясная машина с гидро­ приводом. Некоторые нз этих новшеств уже завоевали попу­ лярность среди промысловиков. Широкая дорога открыта на судах Западного бассейна близ­ нецовому лову. В его эффек­ тивности мы убедились давно. В прошлом году, например, у. нас работало этим способом 118 пар траулеров. □ d d d d d c d d d d d d d d d d d P d d d d d d d d d d d d d d d d d d d d o d d d d d d d o d d d d d d d o d d d o o d d d d d d d d d o d d d d d o d d o o d o d c IOODDOOOQDODDDDDDOOODOOOOOOOOOOOО О П НАСТУПЛЕНИЕ НА МОРСКУЮ ЦЕЛИНУ ка В последние годы внимание ученых и промысловиков многих стран все больше привлекают морские и океанские глубины свыше 600 метров. Пока никто не может с уверенностью ска­ зать, насколько глубоководная целина богата промысловой ры­ бой. Ведь длительных система­ тических исследований в этой области еще не было. __ Правда, в 1957 году исланд­ ские рыбаки делали траления на глубине около 700 метров, н(\ лучшие уловы они имели все же на глубине до 550 метров *1,5 тонны за час). Датские ры­ баки в районе западной Грен­ ландии спускали трал даже на километр. Результатов ника­ ких, так как оснастка тралов не выдержала чудовищного давле­ ния волы. Более удачными были попыт­ ки промысловиков Канады, США, Польши, Германской Де ­ мократической Республики. По­ ляки, например, достигли мак­ симального вылова (55 тонн) на глубине 650 метров. В Советском Союзе промыш­ ленный траловый лов рыбы «а глубине до 8Й0 метров года два назад начали осваивать моряки главного управления «Дальры- ба» в Беринговом море. Освоение глубоководного промысла у нас в Северном бассейне qp сути дела начато в этом году. Правда, глубины Ба ­ ренцева моря вплоть до 500 мет­ ров для наших моряков давно уже не целина. Экипажи мур­ манских и архангельских трау­ леров много,лет ведут промы­ сел на свалах Медвежинской Из доклада начальника отдела добычи главка «Севрыба» Б. Г. КУТАКОВА банки и района Копытова. З а ­ дача заключалась в том, чтобы идти еще глубже. Нашими инженерами был? проделана огромная работа по подготовке специального трало­ вого вооружения: испытаны кух­ тыли, проведены опыты по утя­ желению траловых досох, по­ добраны ваера. Уже первые рейсы траулеров «Треска» и «Никополь» убеди­ тельно показали, что на глуби­ не свыше 600 метров имеются вполне удовлетворительные концентрации промысловой рыбы. Теперь можно говорить о том. что задача со многими неизве­ стными решается успешно, Про­ веряются и уточняются некото­ рые важные особенности рабо­ ты на больших глубинах. Уста­ новлено, например, как травить ваера, чтобы избежать завертов м ускорить посадку трала ив *рунт. Сначала *— форсированный ход. Когда останется 200 мет­ ров ваеров, дают средний ход, И последние 50 метров травя^ Со скоростью траления. Лебеди* при выборке ваеров периодиче­ ски останавливается и смазыва­ ется, чтобы меньше грелась. Глубоководный промысел в Баренцевом море продолжает развиваться. Сейчас им заняты l l Экипажей, Подготавливается Специально# вооружение еще для 40—50 кораблей. Вскоре И они поведут наступление морскую целину. Большие морозильные трау­ леры «Маяковский» и «Победа» ведут сейчас разведку на бол^- ших глубинах Ь районе Меланг- банки и Западной Гренландии. Намечено направить туда еще два БМРТ. Конечно, для полного оввее- ния морской и океанской цели­ ны предстоит сделать еще очень много. Надо пополнить наши знания о районах, где возмо­ жен глубинный лов, изучить биологию объектов промысла, улучшить вооружение тралов, решить вопрой об использова­ нии прилова — например, мак- руруса. Нет сомнения, что наши про­ мысловики и Инженеры сделает Асе для того, 8£рбы эта важная работа увенчалась успехом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz