Рыбный Мурман. 1964 г. Июнь.
£ .-i ПЕРЕДАВАВ РЫБУ В МОРЕ... Экипажи судов тралового флота стремятся максимально увеличить заготовку охлажден ного полуфабриката. Для это го применяются, как известно, свежьевые рейсы продолжи тельностью 12—15 суток. Однако, как бы моряки ни сокращали стоянки кораблей в порту, на переходы идет очень много времени. Особенно в дальние районы промысла. А осенью ц зимой, когда в море стоит в основном штормовая погода, такие рейсы оказы ваются невыгодными. Благодаря удачному опыту бесконтактном передачи рыбы в море на производственный ре фрижератор «Советск» выход из тупика найден. Как это было? К рефрижера тору «Советск» прикрепили большую группу траулеров бор тового траления: «.Медвежье горск», «Магнитогорск», «Вельск», «Азербайджан». «Ми чуринск», «Ставрида», которые возглавляли капитаны тт. Кар пенко, Брылов, Токмачев, Кисе лев, Сафонтьев, Кретов. Было разработано четыре ва рианта передачи полуфабрика та с траулеров на «Советск». Оправдал себя лишь один. О ном и пойдет речь. Когда разделка очередного улова закопчена, капитан вызы вает производственный рефри жератор. Команда в это время начинает поднимать трал. Рефрижератор подходит с подветренной стороны и ложит ся н дрейф. С кормы через слип сбрасывается 20-метровый гер кулесовый проводник с подвя занными к нему дрифтерными буями. За проводником тянется стальной конец. Моряки траулера вылавли вают буй и вместе с проводни ком поднимают на -палубу. К вытянутому затем стальному концу крепят порядок с переда точными контейнерами, напол ненными разделанной рыбой. Один за другим с подветренной стороны они выбрасываются при помощи носовой стрелы. В штилевую погоду траулер ап время «ыброски контейнеров подрабатывает машиной назад. Пт» очень сильном ветре дает малый ход вперед, как бы урав новешивая дрейф производст вен чого рефрижератора. После того, как все подготов ленные к передаче контейнеры выброшены за борт, экипаж траулера приступает к промыс лу, а на рефрижераторе выби рают лебедкой буксир и по сли пу поднимают на палубу весь порядок с контейнерами. Вскоре рыба поступает на рыбофабри- ку для заморозки. Опыт ноябрьской экспедиции показал, что даже в условиях Из доклада заместителя начальника отдела добычи тралового флота А. М. КОНЯЕВА полярной ночи при частых снежных зарядах и штормовой погоде бесконтактный метод передачи полуфабриката в гру зовых капроновых контейнерах вполне приемлем, а главное,, экономически выгоден. Экипажи, работавшие в экс педиции, сократили время пе редачи суточного вылова рыбы в 10—12 тонн до 15—25 минут. Таким образом, была решена задача, над которой длитель ное время работали специали сты многих бассейнов страны. Незначительные затраты вре мени на передачу улова, воз можность продления рейса тра улера, улучшение качества вы пускаемой продукции — все это делает контейнерный метод по лезным для широкого примене ния не только в Баренцевом море, но и в Дальних Запад ных районах. В нынешнем году траловый флот пополнится новыми про изводственными рефрижерато рами типа «Витус Беринг» и «Советск». Поэтому, .мне ка жется, необходимо в ближай шее время рассмотреть вопрос о создании постоянных своеоб разных экспедиций, состоящих из одного такого рефрижера тора и небольшой группы трау леров. Эти экспедиции долж ны иметь свой промфинплан, который будет распределяться соответственно по судам, вхо дящим в группу. Уверен, что это позволит траловому флоту значительно увеличить заготовку свежей рыбы, снизить себестоимость продукции, больше получить прибыли. обсуждение, вызвали ^большой интерес в других бассейнах страны. В Мурманск приехали заместитель начальника Сева- стопольского управления океа нического рыболовства тов, ТРЕБУШНЫЙ, с Сахалина — Герои Социалистического Труда ж ж капитап траулера «уфа» тов. Вот, в конечном итоге, основ- дидат технических наук тов. РЕДКОКАША, из Москвы —* ной смысл и главная задача СТАРОВОЙТОВ. ученый секретарь центрального бассейновой конференции, о Инженер отдела добычи глав- правления НТО пищевой про* которой уже сообщала каша га- ка «Севрыба» тов. АХЛЫНОВ мышленности тов. ШАРОВ, ин- эета. Промысловики, инженеры сделал доклад о механизации женеры-добытчики из Петре- и ученые обстоятельно обсуди- добычи сельди. Применение син. павловска-на-Камчатке, Риги, Ли вопросы дальнейшего совер- тетических материалов <•* тако- Владивостока, Калининграда и шенствования техники добычи ва была тема доклада замести- других городов страны, рыбы. Насколько обширен круг теля начальника отдела добы- Уц*гти» .« „nuA, nPlt„ u„ этих вопросов, говорит тема- чи управления «Мурмансельдь» стники к нф р нц тика докладов, прочитанных на тов. МАКСИМОВА. тили конкретные пути быстрей- конференции. Не были забыты и такие важ- шего внедрения достижений О работе ученых Полярного ные темы, как передача рыбы- наухн и техники в рыбную про- института в области совершенст- полуфабриката с рыболовных MLilllMlilIiu_ А _ _ MblUJvTvKHOCTb, вования техники лова и про- траулеров в открытом море, мыслового вооружения для фло- освоение тралового промысла Некоторые доклады в Сокра та рыбной промышленности Се- на больших глубинах. щенном виде публикуются па верного бассейна рассказал кан- Вопросы, поставленные на этой странице. ДАРЫ БОЛЬШОЙ ХИМИИ Промысловики отлично пом нят то недалекое время, когда капроновый мешок к тралу ма стер по добыче или сам капи тан бережно хранили в своих рундуках, не доверяя такую ценность никому. А вот в про- Из доклада заместителя начальника отдела добычи «Мурмансельди» В. В. МАКСИМОВА бассейна таким прогрессивным видам промысла, как близнецо вый и кошельковый. В этом году, например, на близнецовый лов будут направлены 16 пар средних траулеров. Все они £у- дут работать орудиями лова из синтетических материалов. Недостаточно у нас внедряет ся продукция Большой химии в Большое значение мы прида ем работе по унификации тра лов. После ряда экспериментов всем экипажам больших моро зильных траулеров Западного бассейна были рекомендованы только 25- и 31-метровые тралы. В настоящее время на неко торых наших судах проводятся испытания безузловых тралов. Балтийские рыбаки постоян но совершенствуют орудия лова из синтетических материалов. Недавно у нас изготовлены и „ лее тяжелых грунтах и в слож- шлом году только управ, ени H(JX П|др0мете0р0Л0Гических ус- «Мурмансельдь» получило 80 10вчях тонн синтетических материалов. * ' Чтп этл такое особенно ста- ез СШ1ТеТЙКМ невозможно дрифтерном промысле. Может нет понятно если сравнить с было бы освоепи€ лова сельди Сшть, это объясняется тем, что 1962 годом, когда моряки сель- Разноглубинным тралом. в СВЯ31| с развитием активных дяного флота получили всего Впервые такой трал на про- видов лова внимание к нему 10 тонн синтетики. За один годмысле сельди применил экипаж несколько ослабло. в восемь раз увеличилось пот-СРТ-704 (капитан П. Кобец, Правда, эксперименты по ребление высокоэффективныхстарший мастер лова И. Лешу- применению капроновых сетей материалов для орудий лова. ков). В декабре 1958 года он ведутся давно, но результаты Темпы внушительные! Но они, выловил разноглубинным тра- их пока еще не полностью удов- безусловно, будут еще расти по лом более 110 тонн сельди. А в летворяют промысловиков. мере осуществления грандиоз-этом году .намечается все СРТ Особую важность представлю ной программы развития Боль- типа «Океан», имеющие хоро- ет применение на дрифтерном щой химии, намеченной де- шую поисковую аппаратуру, промысле канатов из синтетики. кабрьским Пленумом ЦК перевести на разноглубинный в этом деле у нас уже имеется КПСС. лов сельди. небольшой опыт. Удачно, на- Применение орудий лова, из- Эффективность тралового работали наши суда со готовленных из синтетических промысла сельди очевидна На- 100-миллиметровым капроно- материалов, позволяет с боль- пример, СРТ-705 в сентябре вым ка»атом. шим эффектом использовать прошлого года за одно 15-ми- В августе 1963 года сМур- сырьевую базу, работать на бо- НуТНОе траление поднимал на май сельдь» получила опытную борт до 20 тонн сельди. Всего партию канатов различного ас- за месяц он выловил 4490 цент- сортимента. А вскоре начались яеров сельди. комплексные испытания дриф- л # • терного порядка, полностью нз- При этом только за один взя- готовленного из синтетических тыи груз он экономил на о р у материалов. Большое упорство днях лова более 15 тысяч руб- и ПОдЛИННОе новаторство про- лем- явил при этом экипаж СРТ-703, Все более пристальное внима- особенно его старший мастер ние уделяют рыбаки Северного лова тов. Романовский. В течение двух рейсов, с сен тября по март, этот экипаж ра ботал дрифтерным порядком нз капрона и лавсана. Задача была осложнена тем, что пол-* ностъю отсутствовали какие* либо исследования в этой об ласти. Экипаж дал высокую оценку капроновым и лавсановым ка натам во всех деталях порядка. Интересно, что после двух рей сов промысловое вооружение на CPT-7Q3 оказалось пол ностью пригодным к работе* Широкое распространение опы та работы этого экипажа при несет большую пользу морякам сельдяного флота. У МОРЯКОВ « З А П Р Ы Б Ы » Нз выступления заместителя начальника отдела добычи главк? «Запрыба» С. Е. ШЕВЦОВА успешно применены полистиро- ловые кухтыли для вооружения тралов. Прогресс в рыбной промыш ленности невозможен без даль нейшей механизации и автома тизации процессов добычи и об работки рыбы.' Ежегодно на промысле появляются десятки новых приборов и механизмов, помогающих моря-кам трудить ся более производительно. Только за последнее время у нас испытаны счетчик для промера ваеров, автоматы для выключения траловых досок, сететрясная машина с гидро приводом. Некоторые нз этих новшеств уже завоевали попу лярность среди промысловиков. Широкая дорога открыта на судах Западного бассейна близ нецовому лову. В его эффек тивности мы убедились давно. В прошлом году, например, у. нас работало этим способом 118 пар траулеров. □ d d d d d c d d d d d d d d d d d P d d d d d d d d d d d d d d d d d d d d o d d d d d d d o d d d d d d d o d d d o o d d d d d d d d d o d d d d d o d d o o d o d c IOODDOOOQDODDDDDDOOODOOOOOOOOOOOО О П НАСТУПЛЕНИЕ НА МОРСКУЮ ЦЕЛИНУ ка В последние годы внимание ученых и промысловиков многих стран все больше привлекают морские и океанские глубины свыше 600 метров. Пока никто не может с уверенностью ска зать, насколько глубоководная целина богата промысловой ры бой. Ведь длительных система тических исследований в этой области еще не было. __ Правда, в 1957 году исланд ские рыбаки делали траления на глубине около 700 метров, н(\ лучшие уловы они имели все же на глубине до 550 метров *1,5 тонны за час). Датские ры баки в районе западной Грен ландии спускали трал даже на километр. Результатов ника ких, так как оснастка тралов не выдержала чудовищного давле ния волы. Более удачными были попыт ки промысловиков Канады, США, Польши, Германской Де мократической Республики. По ляки, например, достигли мак симального вылова (55 тонн) на глубине 650 метров. В Советском Союзе промыш ленный траловый лов рыбы «а глубине до 8Й0 метров года два назад начали осваивать моряки главного управления «Дальры- ба» в Беринговом море. Освоение глубоководного промысла у нас в Северном бассейне qp сути дела начато в этом году. Правда, глубины Ба ренцева моря вплоть до 500 мет ров для наших моряков давно уже не целина. Экипажи мур манских и архангельских трау леров много,лет ведут промы сел на свалах Медвежинской Из доклада начальника отдела добычи главка «Севрыба» Б. Г. КУТАКОВА банки и района Копытова. З а дача заключалась в том, чтобы идти еще глубже. Нашими инженерами был? проделана огромная работа по подготовке специального трало вого вооружения: испытаны кух тыли, проведены опыты по утя желению траловых досох, по добраны ваера. Уже первые рейсы траулеров «Треска» и «Никополь» убеди тельно показали, что на глуби не свыше 600 метров имеются вполне удовлетворительные концентрации промысловой рыбы. Теперь можно говорить о том. что задача со многими неизве стными решается успешно, Про веряются и уточняются некото рые важные особенности рабо ты на больших глубинах. Уста новлено, например, как травить ваера, чтобы избежать завертов м ускорить посадку трала ив *рунт. Сначала *— форсированный ход. Когда останется 200 мет ров ваеров, дают средний ход, И последние 50 метров травя^ Со скоростью траления. Лебеди* при выборке ваеров периодиче ски останавливается и смазыва ется, чтобы меньше грелась. Глубоководный промысел в Баренцевом море продолжает развиваться. Сейчас им заняты l l Экипажей, Подготавливается Специально# вооружение еще для 40—50 кораблей. Вскоре И они поведут наступление морскую целину. Большие морозильные трау леры «Маяковский» и «Победа» ведут сейчас разведку на бол^- ших глубинах Ь районе Меланг- банки и Западной Гренландии. Намечено направить туда еще два БМРТ. Конечно, для полного оввее- ния морской и океанской цели ны предстоит сделать еще очень много. Надо пополнить наши знания о районах, где возмо жен глубинный лов, изучить биологию объектов промысла, улучшить вооружение тралов, решить вопрой об использова нии прилова — например, мак- руруса. Нет сомнения, что наши про мысловики и Инженеры сделает Асе для того, 8£рбы эта важная работа увенчалась успехом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz