Рыбный Мурман. 1964 г. Июнь.
t ИЗ СНИМКОВ, ПРИСЛАННЫХ НА КОНКУРС Фотоэтюд А. Зайчиком НАПРОКАЗНИЧАЛИ Бирюзовое здание на проспек- f e Ленина бросается в глаза •сем, кто впервые оказывается ш Мурманске. Здесь располо жен областной краеведческий музей. С каждым годом все больше и больше посетителей бывает здесь, и это закономер но. Музей пополняется все но выми и новыми экспонатами, а у населения возрастает интерес к своему быстро развивающе муся краю. Всегда людно в залах четвер того этажа, где открыта вы ставка : «Мурманская область в период разверну того строительства коммунизма». Мурманск — край рыбный. Поэто му два зала на выставке целиком посвящены рыбной Промышленности области. Ведь она дает половину всей валовой продукции, выпускаемой пред приятиями Кольского полуост рова. • Особое внимание экскурсан тов привлекает стенд, где пред ставлены материалы о пионерах тралового промысла. Со стенда на посетителя смотрят лица зачинателей-энту- зиастов тралового дела: С. Д. Копытова. И. Н. Демидова, Д. А. Буркова, А. А. Егорова, Ф. Е. Самкова и первого рус ского тралмейстера Ф. Е. Ша- • малуев*; Они понимали, какое великое будущее открывается перед народом в морях Севе ра, и тяжесть первых лет рабо ты флота вынесли на своих пле чах. Им пришлось изучать и * осваивать Баренцево море, раз рабатывать технику работы с тралом, совершенствовать ее и с о з д аю т , орудия лова новых конструкций. Не отступая перед неудачами, расширяли они рай оны промысла, готовили кадры молодых судоводителей, масте ров добычи рыбы. Все основные промысловые районы были открыты нашим» старейшими капитанами, и зако номерно привлекают внимание Л1Ииые вещи и награды их пер- вооткры за телеи. Вот перед экскурсантами ор ден Ленина, орден «Знак Поче та». значок «Отличник социа листического соревнования рыб ной промышленности» и имен ные часы Федора Михайловича Мнхоза. Его трудовой стаж начался с десятилетнего возраста. В 1898 году, весной, без всякой опла ты, только за свое пропитание, Федор пошел зуйком, а спустя десятилетия стал прославлен ным капитаном. Написанными нм учебниками пользуются кур санты мореходных училищ рыб ной промышленности и работ ники тралового флота. Федор Михайлович стал известным конструктором тралов и по пра-т ву считается пионером в обла сти техники тралового дела. Тралы конструкции Мнхова с небольшими изменениями при меняются для лова рыбы на не которых судах н тю сегодняш- «яй день. * Рядом с материалами Ф. М. Михова экспонируются доку менты Ивана Николаевича Д е мидова, его мореходная книж ка двадцатых лет, курительная трубка и именные часы, вру ченные Ивану Николаевичу в день двадцатилетия работы в траловом флоте. Иван Николае вич Демидов был знатным че ловеком на Мурмане. Осенью 1936 года, будучи капитаном-поисковиком на ры боловном траулере «Уссуриец», в районе Центральной возвы шенности он обнаружил рыбу, преимущественно треску, в про- казаны районы тралового про мысла, зеленым и голубым— сельдяного. Посетители выставки из диа граммы узнают, что рыбная промышленность является основной отраслью народного хозяйства Мурманской области. Удельный вес в ее общем выло ве рыбы по РСФСР составляет 24 процента, по СССР — до 18 процентов. Мурманский рыбопромысло вый флот вылавливает за год рыбы значительно больше, чем вся Франция или такие страны. КРАЙ МОЙ ЛЮБИМЫЙ струкции Ф М. Микова, а в тол ще воды—пёлагическогс» трала. " Перед диорамой тралового промысла выставлено траловое вооружение: кухтыли, металли ческие и резиновые бобинцы, катушки грунтропные, клячевка кованая в собранном виде, скобы, свайки такелажные и другое снаряжение. Серия фотографий, отражаю щих подъем трала на палубу промыслового траулера борто- ча. Маклакова. Сорок один гоя назад впервые ступил на ‘палу бу промыслового корабля 16-летнин паренек Андрей Мак лаков.' И с тех пор он больше бывает в море, среди стихии, ставшей для него родной, чем на берегу. '' Андрея Яковлевича знают ты сячи мурманчан. Передовой ка питан тралового флота не раз показывал пример, как надо ло вить рыбу в неспокойном Ба- О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ЭКСПОНАТЫ ушсловых концентрациях. В еле. дующем, 1937 году этот район в сентябре-декабре облавливал ся рядом траулеров, выловив ших здесь не менее половины всей годовой добычи морского окуня, добытого в том году траловым флотом. Позднее этот район стал называться Деми довской банкой. После Великой Отечественной войны рыболовному траулеру № J 9 было присвоено имя капи- тана Демидова. * А вот красочно оформленный адрес благодарности Степану Дмитриевичу Копытову, вручен ный ему коллективом промыс ловой разведки в день 35-летия его трудовой, деятельности в рыбной промышленности Севе ра. Своей работой на промысло вых и поисковых "траулерах, ак тивным участием в отечествен ном траулеростроении и орга низации первой в СССР про мысловой разведки в Баренце вом море и Северной Атланти ке он внес большой вклад в де ло развития советского трало вого промысла, в обеспечение бурного роста рыбной промыш ленности на Крайнем Севере. • -В честь его один из районов « тралового промысла получил ". наименование района Копыто- : ва. ~ Вот фотография первого рус ского тралмейстера Федора Егоровича Шамалуева. Он свою морскую биографию начал в 1910 году, работая на судах архангельских рыбопромышлен ников. Федор Егорович сыграл выдающуюся роль в развнтич отечественного тралового про мысла и в свое время был един ственным русским тралмейсте ром. Пусть ветераны тралового флота будут примером молодым промысловикам в неустанном повышении знаний, в совершен ствовании промыслового судо вождения. Зал добычи рыбы. Его экс понаты рассказывают о работе основных рыбодобывающих ор ганизаций. Центральное место занимает здесь красочно оформленная карта промысловых районов, освоенных траловым и сельдя- ■ным флотами. На карте салат ным цветом в Баренцевом море и у острова Ньюфаундленд по как Греция, Италия, Бельгия, Ирландия, Швеция и Финлян дия, вместе взятые. Тут же диаграмма увеличения промыслового флота и добычи рыбы в семилетке по Мурман ской области. Мощность.про мыслового флота увеличится к концу семилетки на 25 процен тов. Привлекают внимание стенды тралового флота. Диаграмма рассказывает о* росте промыслового флота и до быче рыбы за годы семилетки. С особым интересом экскурсан ты рассматривают . диораму тралового лова. Показан разрез моря, на панно — корабли на промысле в открытом море, на дне моря смонтирована модель донного 35-метрового трала кон НЕМНОГО ЧУТКОСТИ И ЗАБОТЫ Года два назад от перекрест ке улиц Красноармейской и Шмидт а, на спуске к рыбному порту была построена доброт ная лестница и проложены мо стки из плит к проходной. Затем для безопасности дви жения и удобства людей от улицы Шмидта к проходной порта был сооружен над же лезнодорожными путями пере ходной мост. Лестницу же на спуске кто- то поторопился сломать. Но вот беда: переходным мостом поль зуется пока меньшинство лю дей, да и то лишь те, кому это удобно. А большинство, пред почитают старую дорожку. Во- первых, от моста к • вось мой проходной ходить на д о т о ж е по путям — пе-. шеходной тропы нет, а по шоосе опасно — все время идут машины. Во-вторых, это долго. Разве будет моряк, живущий в ДМО или на Красноармейской, обходить* по мосту, чтобы по пасть, скажем, в отдел кадров? «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Но так как лестницы теперь нет* то и карабкаются люди по откосу, вытягивая и поддержи вая друг друга. Кому же все-таки пришла в голову эта неразумная идея — впопыхах уничтожить лестницу, на сооружение которой \ были затрачены средства и нема лые? Того, по нашему мнению, и следует заставить восстано вить ее. Ведь жителям, скажем, улицы Траловой мост вовсе нн к чему. Чтобы попасть в город, им достаточно было одной лестницы. А теперь ее нет, н люди поневоле в грязь и непо году вынуждены карабкаться по откосу. * И еще одно замечание. На улице Траловой расположены отделы кадров «Мурмансельди» * и тралового флота. Возле них всегда толпится народ. Чуть дождь — в с е . спасаются в подъезды близлежащих домов. От жильцов потом идут жало бы — намусорили, набросали окурков посторонние лица, пройти иной раз. нельзя. А разве трудно возле обоих отделов кадров поставить ак куратные навесы, под ними с к а мьи. Немного внимания, чутко-, стн, и тысячи людей, кому при ходится бывать здесь по делам, * скажут искреннее спасибо. Н. ЖУКОВ. ■ «. г • Ш S ВНИМАНИЮ МОРЯКОВ! ■ Принимаются предварительные заявки на кол лективные посещения праздника рыбака на стадио- ; не ДСО «Труд». Он состоится 20 и 21 июня. Обра щаться во Дворец культуры имени С. М. Кирова ежедневно с 9 до 20 часов в штаб праздника. Справки по телефонам: 28-65, 35-63. — вого н кормового траления, об работку рыбы на палубе и сда чу готовой рыбной продукции с рефрижераторного траулера на плавучую базу. Две фотогра фии отражают промысел сар дины нашими траулерами в эк ваториальных водах Африки. Переходим к стенду: «Герои Социалистического Труда*. По сетители видят портреты Героев Социалистического Труда тра лового флота А. Я. Маклакова, Д. И. Шайтанова. В. А. Попо ва, П. Ф. Телова, П. И. Городи- лова. Эти обыкновенные, прос тые люди внешне непохожи н! героев, а за плечами у них — необыкновенные дела. В левом углу стенда — порт рет старейшего ; работника тра лового флота Андрея Яковлеви ренцейом море. Нелегким был путь, помор ского паренька от первых уро ков рыбацкого ремесла до ка питанского мостика. Был Анд рей Яковлевич матросом, мас тером по добыче рыбы, инструк тором по этому же делу. Знают его и как рационали затора. Тралом конструкции ка питана Маклакова промыш ляют экипажи средних трауле ров «Мурмансельди*. рыбакн- колхозники. Подробно рассказывает стенд о других Героях Социалисти ческого Труда. П. КОНЕВА, научный сотрудник обла стного краеведческого музея. (Окончание следует). ■ дальни! иль Аккредитив сберегательной кас сы — это именной документ, день ги по которому можно получить в любой сберкассе города или райо на СССР. О том, насколько удобна и по пулярна такая форма хранения денег, убедительно говорят следу ющие цифры. С января этого года по 15 мая всеми сберегательными кассами Мурманска выдано аккре дитивов на 2 759 300 рублей. Сбер касса. расположенная йа терри тории рыбного порта, с января по апрель выдала аккредитивов на 59 815 рублей, в управлении «Мур- мансельдь» — на 80 579 рублей, а в управлении тралового флота — на И 900 рублей. Аккредитивы выдаются трех ен дов: на любую сумму до 500 руб лен. в 300 рублей и в 500 рублей. На руки выдаются два документа: аккредитив и контрольный лист к нему- Деньги выплачиваются по предъявлении -паспорта , или доку-., мента, удостоверяющего личность, Аккредитив действителен- в тече- • нне четырех, месяцев со дин его выдачи. После этого срока оплата может быть произведена в течение трех лет с разрешения областного управления сберкасс... При утере одной или обеик ча стей аккредитива необходимо до слать заявления через ближайшую сберкассу в областное управление сберкаос, которому подчинена сбер касса, выдавшая аккредитив. Есля утерян аккредитив, а контрольный лист сохранился, то он прилагает ся к заявлению. Хранение денег на аккредитиве удобно и надежно, так как при утере его- деньги вы получите. Товарищи! Отправляясь в даль ний путь, не забудьте взять аккре- , дитив! В. ПЕР ЕЛОМ в RA, инспектор центральной сбер кассы Jfc 168. Редактор Б. Ф. ФЁДОРОВ. п. I■ Iup~i in ■I. I■ ■■ Типография «Полярная прайда». Зак. 2008. Тир, 5.200. НН-0243&- \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz