Рыбный Мурман. 1964 г. Июнь.

t ИЗ СНИМКОВ, ПРИСЛАННЫХ НА КОНКУРС Фотоэтюд А. Зайчиком НАПРОКАЗНИЧАЛИ Бирюзовое здание на проспек- f e Ленина бросается в глаза •сем, кто впервые оказывается ш Мурманске. Здесь располо­ жен областной краеведческий музей. С каждым годом все больше и больше посетителей бывает здесь, и это закономер­ но. Музей пополняется все но­ выми и новыми экспонатами, а у населения возрастает интерес к своему быстро развивающе­ муся краю. Всегда людно в залах четвер­ того этажа, где открыта вы­ ставка : «Мурманская область в период разверну­ того строительства коммунизма». Мурманск — край рыбный. Поэто­ му два зала на выставке целиком посвящены рыбной Промышленности области. Ведь она дает половину всей валовой продукции, выпускаемой пред­ приятиями Кольского полуост­ рова. • Особое внимание экскурсан­ тов привлекает стенд, где пред­ ставлены материалы о пионерах тралового промысла. Со стенда на посетителя смотрят лица зачинателей-энту- зиастов тралового дела: С. Д. Копытова. И. Н. Демидова, Д. А. Буркова, А. А. Егорова, Ф. Е. Самкова и первого рус­ ского тралмейстера Ф. Е. Ша- • малуев*; Они понимали, какое великое будущее открывается перед народом в морях Севе­ ра, и тяжесть первых лет рабо­ ты флота вынесли на своих пле­ чах. Им пришлось изучать и * осваивать Баренцево море, раз ­ рабатывать технику работы с тралом, совершенствовать ее и с о з д аю т , орудия лова новых конструкций. Не отступая перед неудачами, расширяли они рай­ оны промысла, готовили кадры молодых судоводителей, масте­ ров добычи рыбы. Все основные промысловые районы были открыты нашим» старейшими капитанами, и зако­ номерно привлекают внимание Л1Ииые вещи и награды их пер- вооткры за телеи. Вот перед экскурсантами ор­ ден Ленина, орден «Знак Поче­ та». значок «Отличник социа­ листического соревнования рыб­ ной промышленности» и имен­ ные часы Федора Михайловича Мнхоза. Его трудовой стаж начался с десятилетнего возраста. В 1898 году, весной, без всякой опла­ ты, только за свое пропитание, Федор пошел зуйком, а спустя десятилетия стал прославлен­ ным капитаном. Написанными нм учебниками пользуются кур­ санты мореходных училищ рыб­ ной промышленности и работ­ ники тралового флота. Федор Михайлович стал известным конструктором тралов и по пра-т ву считается пионером в обла­ сти техники тралового дела. Тралы конструкции Мнхова с небольшими изменениями при­ меняются для лова рыбы на не­ которых судах н тю сегодняш- «яй день. * Рядом с материалами Ф. М. Михова экспонируются доку­ менты Ивана Николаевича Д е ­ мидова, его мореходная книж­ ка двадцатых лет, курительная трубка и именные часы, вру­ ченные Ивану Николаевичу в день двадцатилетия работы в траловом флоте. Иван Николае­ вич Демидов был знатным че­ ловеком на Мурмане. Осенью 1936 года, будучи капитаном-поисковиком на ры­ боловном траулере «Уссуриец», в районе Центральной возвы­ шенности он обнаружил рыбу, преимущественно треску, в про- казаны районы тралового про­ мысла, зеленым и голубым— сельдяного. Посетители выставки из диа­ граммы узнают, что рыбная промышленность является основной отраслью народного хозяйства Мурманской области. Удельный вес в ее общем выло­ ве рыбы по РСФСР составляет 24 процента, по СССР — до 18 процентов. Мурманский рыбопромысло­ вый флот вылавливает за год рыбы значительно больше, чем вся Франция или такие страны. КРАЙ МОЙ ЛЮБИМЫЙ струкции Ф М. Микова, а в тол­ ще воды—пёлагическогс» трала. " Перед диорамой тралового промысла выставлено траловое вооружение: кухтыли, металли­ ческие и резиновые бобинцы, катушки грунтропные, клячевка кованая в собранном виде, скобы, свайки такелажные и другое снаряжение. Серия фотографий, отражаю­ щих подъем трала на палубу промыслового траулера борто- ча. Маклакова. Сорок один гоя назад впервые ступил на ‘палу­ бу промыслового корабля 16-летнин паренек Андрей Мак­ лаков.' И с тех пор он больше бывает в море, среди стихии, ставшей для него родной, чем на берегу. '' Андрея Яковлевича знают ты­ сячи мурманчан. Передовой ка­ питан тралового флота не раз показывал пример, как надо ло­ вить рыбу в неспокойном Ба- О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ЭКСПОНАТЫ ушсловых концентрациях. В еле. дующем, 1937 году этот район в сентябре-декабре облавливал­ ся рядом траулеров, выловив­ ших здесь не менее половины всей годовой добычи морского окуня, добытого в том году траловым флотом. Позднее этот район стал называться Деми­ довской банкой. После Великой Отечественной войны рыболовному траулеру № J 9 было присвоено имя капи- тана Демидова. * А вот красочно оформленный адрес благодарности Степану Дмитриевичу Копытову, вручен­ ный ему коллективом промыс­ ловой разведки в день 35-летия его трудовой, деятельности в рыбной промышленности Севе­ ра. Своей работой на промысло­ вых и поисковых "траулерах, ак ­ тивным участием в отечествен­ ном траулеростроении и орга­ низации первой в СССР про­ мысловой разведки в Баренце­ вом море и Северной Атланти­ ке он внес большой вклад в де­ ло развития советского трало­ вого промысла, в обеспечение бурного роста рыбной промыш­ ленности на Крайнем Севере. • -В честь его один из районов « тралового промысла получил ". наименование района Копыто- : ва. ~ Вот фотография первого рус­ ского тралмейстера Федора Егоровича Шамалуева. Он свою морскую биографию начал в 1910 году, работая на судах архангельских рыбопромышлен­ ников. Федор Егорович сыграл выдающуюся роль в развнтич отечественного тралового про­ мысла и в свое время был един­ ственным русским тралмейсте­ ром. Пусть ветераны тралового флота будут примером молодым промысловикам в неустанном повышении знаний, в совершен­ ствовании промыслового судо­ вождения. Зал добычи рыбы. Его экс­ понаты рассказывают о работе основных рыбодобывающих ор­ ганизаций. Центральное место занимает здесь красочно оформленная карта промысловых районов, освоенных траловым и сельдя- ■ным флотами. На карте салат­ ным цветом в Баренцевом море и у острова Ньюфаундленд по­ как Греция, Италия, Бельгия, Ирландия, Швеция и Финлян­ дия, вместе взятые. Тут же диаграмма увеличения промыслового флота и добычи рыбы в семилетке по Мурман­ ской области. Мощность.про­ мыслового флота увеличится к концу семилетки на 25 процен­ тов. Привлекают внимание стенды тралового флота. Диаграмма рассказывает о* росте промыслового флота и до­ быче рыбы за годы семилетки. С особым интересом экскурсан­ ты рассматривают . диораму тралового лова. Показан разрез моря, на панно — корабли на промысле в открытом море, на дне моря смонтирована модель донного 35-метрового трала кон­ НЕМНОГО ЧУТКОСТИ И ЗАБОТЫ Года два назад от перекрест­ ке улиц Красноармейской и Шмидт а, на спуске к рыбному порту была построена доброт­ ная лестница и проложены мо­ стки из плит к проходной. Затем для безопасности дви­ жения и удобства людей от улицы Шмидта к проходной порта был сооружен над же­ лезнодорожными путями пере­ ходной мост. Лестницу же на спуске кто- то поторопился сломать. Но вот беда: переходным мостом поль­ зуется пока меньшинство лю­ дей, да и то лишь те, кому это удобно. А большинство, пред­ почитают старую дорожку. Во- первых, от моста к • вось­ мой проходной ходить на­ д о т о ж е по путям — пе-. шеходной тропы нет, а по шоосе опасно — все время идут машины. Во-вторых, это долго. Разве будет моряк, живущий в ДМО или на Красноармейской, обходить* по мосту, чтобы по­ пасть, скажем, в отдел кадров? «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Но так как лестницы теперь нет* то и карабкаются люди по откосу, вытягивая и поддержи­ вая друг друга. Кому же все-таки пришла в голову эта неразумная идея — впопыхах уничтожить лестницу, на сооружение которой \ были затрачены средства и нема­ лые? Того, по нашему мнению, и следует заставить восстано­ вить ее. Ведь жителям, скажем, улицы Траловой мост вовсе нн к чему. Чтобы попасть в город, им достаточно было одной лестницы. А теперь ее нет, н люди поневоле в грязь и непо­ году вынуждены карабкаться по откосу. * И еще одно замечание. На улице Траловой расположены отделы кадров «Мурмансельди» * и тралового флота. Возле них всегда толпится народ. Чуть дождь — в с е . спасаются в подъезды близлежащих домов. От жильцов потом идут жало­ бы — намусорили, набросали окурков посторонние лица, пройти иной раз. нельзя. А разве трудно возле обоих отделов кадров поставить ак­ куратные навесы, под ними с к а ­ мьи. Немного внимания, чутко-, стн, и тысячи людей, кому при­ ходится бывать здесь по делам, * скажут искреннее спасибо. Н. ЖУКОВ. ■ «. г • Ш S ВНИМАНИЮ МОРЯКОВ! ■ Принимаются предварительные заявки на кол­ лективные посещения праздника рыбака на стадио- ; не ДСО «Труд». Он состоится 20 и 21 июня. Обра­ щаться во Дворец культуры имени С. М. Кирова ежедневно с 9 до 20 часов в штаб праздника. Справки по телефонам: 28-65, 35-63. — вого н кормового траления, об­ работку рыбы на палубе и сда ­ чу готовой рыбной продукции с рефрижераторного траулера на плавучую базу. Две фотогра­ фии отражают промысел сар­ дины нашими траулерами в эк­ ваториальных водах Африки. Переходим к стенду: «Герои Социалистического Труда*. По­ сетители видят портреты Героев Социалистического Труда тра­ лового флота А. Я. Маклакова, Д. И. Шайтанова. В. А. Попо­ ва, П. Ф. Телова, П. И. Городи- лова. Эти обыкновенные, прос­ тые люди внешне непохожи н! героев, а за плечами у них — необыкновенные дела. В левом углу стенда — порт­ рет старейшего ; работника тра­ лового флота Андрея Яковлеви­ ренцейом море. Нелегким был путь, помор­ ского паренька от первых уро­ ков рыбацкого ремесла до ка­ питанского мостика. Был Анд­ рей Яковлевич матросом, мас­ тером по добыче рыбы, инструк­ тором по этому же делу. Знают его и как рационали­ затора. Тралом конструкции ка ­ питана Маклакова промыш­ ляют экипажи средних трауле­ ров «Мурмансельди*. рыбакн- колхозники. Подробно рассказывает стенд о других Героях Социалисти­ ческого Труда. П. КОНЕВА, научный сотрудник обла­ стного краеведческого музея. (Окончание следует). ■ дальни! иль Аккредитив сберегательной кас­ сы — это именной документ, день­ ги по которому можно получить в любой сберкассе города или райо­ на СССР. О том, насколько удобна и по­ пулярна такая форма хранения денег, убедительно говорят следу­ ющие цифры. С января этого года по 15 мая всеми сберегательными кассами Мурманска выдано аккре­ дитивов на 2 759 300 рублей. Сбер­ касса. расположенная йа терри­ тории рыбного порта, с января по апрель выдала аккредитивов на 59 815 рублей, в управлении «Мур- мансельдь» — на 80 579 рублей, а в управлении тралового флота — на И 900 рублей. Аккредитивы выдаются трех ен­ дов: на любую сумму до 500 руб­ лен. в 300 рублей и в 500 рублей. На руки выдаются два документа: аккредитив и контрольный лист к нему- Деньги выплачиваются по предъявлении -паспорта , или доку-., мента, удостоверяющего личность, Аккредитив действителен- в тече- • нне четырех, месяцев со дин его выдачи. После этого срока оплата может быть произведена в течение трех лет с разрешения областного управления сберкасс... При утере одной или обеик ча­ стей аккредитива необходимо до­ слать заявления через ближайшую сберкассу в областное управление сберкаос, которому подчинена сбер­ касса, выдавшая аккредитив. Есля утерян аккредитив, а контрольный лист сохранился, то он прилагает­ ся к заявлению. Хранение денег на аккредитиве удобно и надежно, так как при утере его- деньги вы получите. Товарищи! Отправляясь в даль­ ний путь, не забудьте взять аккре- , дитив! В. ПЕР ЕЛОМ в RA, инспектор центральной сбер­ кассы Jfc 168. Редактор Б. Ф. ФЁДОРОВ. п. I■ Iup~i in ■I. I■ ■■ Типография «Полярная прайда». Зак. 2008. Тир, 5.200. НН-0243&- \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz