Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.

ф начина ет нейлоновый век О В* в -в □ о D В о во □ о в в в в в в а в в в в в в в . в в в в в в в в в в в в в в в . в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в § в вв ввв вв о вв в в 1964 год в сельдяном флоте характеризуется началом широ­ кого освоения и внедрения син­ тетических материалов, при­ меняемых для изготовления промыслового вооружения и механизмов. Капрон, лавсан, полиэтилен успешно заменяют такие доро­ гостоящие и недолговечные ма­ териалы, как хлопчатобумаж­ ные волокна, пеньковые и си- зальские канаты. А эпоксидные смолы являются незаменимыми при заделке трещин в металле, что значительно упрощает ре­ монт блоков двигателей, тру­ бопроводов. Сравнивая внедрение синте­ тических материалов за по­ следние два года, становится ©чевидным, что освоение их значительно увеличилось. Если в 1962 году на флоте было внедрено только 10 тонн син­ тетических материалов, то в 1963 году — 80 тонн. Предварительный расчет эко­ номической эффективности по­ казывает, что только за счет значительно большей прочно­ сти и долговечности 1 тонна синтетики, применяемая в ору­ диях лова, дает экономию 8,2 тысячи рублей. За полугодие на флоте внед рено более 100 тонн химиче ских материалов. В настоящее время разно глубинные и близнецовые тра лы полностью изготовляются из капрона. На тресковом про­ мысле пеньково-смольные и сизальские мешки тралов пол ностью заменены капроновыми. На сельдяном промысле в осенне-зимний период 1963—64 года 40 СРТ вели промысел дрифтерными порядками, ос­ нащенными капроновыми и лавсановыми канатами иа под­ борах сетей. В конце второго квартала на промысел вышли 5 СРТ, ос­ нащенные капроновыми нево­ дами для облова сельди. Заявки на орудия лова в 1965 году предусматривают полную замену пеньковых де­ лен на синтетические. Немаловажное значение для нашего флота представляют проведенные испытания приме­ нения подшипников скольже ния из капрона в узлах трения дрифтерного шпиля, в ручье вых головках, червячных ре­ дукторах сетевыборочных и ее* тетрясных машин, в бортовом роле и захватах рыбопосольно- го агрегата. На 5 СРТ такие подшипники внедрены и в пе­ риод эксплуатации ояравдалн себя. На двух СРТ, №№ 465 и 437, в июне месяце установлены ка­ проновые подшипники в тра­ ловых лебедках. Испытаны из­ готовленные в плавмастерской «Резец» два вибратора с ка­ проновыми втулками. На все суда внедрены ка: проновые прокладки под шту­ церные соединения всех топ­ ливных и воздушных систем двигателей внутреннего сгора­ ния СРТ. Еще в 1963 году успешно произведены работы по вос­ становлению блоков главных двигателей на СРТ №№ 179, 341 и катере «Стрела». В июне получено 4 опытных кухтыля из синтетических ма­ териалев для глубоководного траления. 2 кухтыля были от­ правлены в море и успешно ра ­ ботали на глубинах до 550 ь метров. Получены f* ящика из синтетических материалов для упаковки свежей и слабосоле- ной сельди, которые' будут от­ правлены в море для испыта­ ний. На 1965 год предусматрива­ ется значительное расширение объема внедрения полимерных материалов. В судоремонте найдут широкое применение стеклолит, металлопласт, эпо­ ксидные смолы, небьющееся стекло, полиэтиленовые трубы и различные неметаллические покрытия для защиты коррози­ рующихся поверхностей дета­ лей: корпусов судов, винтов валов, баллеров руля и т. д. В. ВЕДЕРНИКОВ , стар­ ший инженер техническо­ го отдела управления « Мурмаисельдь». Г РОМКИЙ прощальный гу­ док пронесся над заливом. Зазвенел в машинном отделе­ нии телеграф, стрелка прыгну­ ла на «полный». «Есть полный!» — ответил телеграфом на мостик вахтен­ ный механик Юрий Шигин. Заработала электрогидравлн- ческая система управления главного двигателя. Начался очередной промысловый рейс на большом рефрижераторном траулере «Мир». Промысел бу­ дет проходить в далеких водах Атлантики. Новый рейс, новые люди, ко­ торые влились в единую семью нашего экипажа. Некоторые еще на берегу списались на свои суда, за которыми закреп­ лены... Многие ушли в отпуск. И теперь нужно снова уком­ плектовывать вахты — на па­ лубе, на фабрике, в машинном отделении. Ведь многие матро­ сы, рыбообработчики впервые на корабле типа БМРТ, а неко­ торые впервые вышли в море. Новичкам пришлось нелегко по сравнению с бывалыми мо­ реходами, видевшими айсберги Лабрадора, штормы и ураганы. На переходе провели общее судовое собрание, на котором говорили о предстоящей рабо­ те. Капитан рассказал морякам о задании на рейс, обрисовал обстановку в промысловых рай­ онах. Первый помощник капи­ тана И. Г. Меркулов предложил взять пример с рыбаков-даль- невосточнпков — выполнить план двух с половиной лет (до конца семилетки) за два года. Было взято обязательство: вы­ работать сверх рейсового зада­ ния 500 тонн высококачествен­ ной свежемороженой рыбной продукции. * Врач Н. А. Егорова предло­ жила взять обязательство, чтобы на протяжении рейса н с приходом в порт траулер был образцовым в санитарном от­ ношении и вызвать на сорев­ нование экипаж траулера «Дружба». Многие предложения члены экипажа изменяли, дополняли и, наконец, единодушно при­ няли. рой трюм начала просачивать­ ся вода. Экипаж, не жалея сил и не считаясь со временем, включился в борьбу за живу­ честь корабля. Днем и ночью на траулере кипела работа. Бал­ ластный и пожарный насосы бесперебойно откачивали воду. Пробоина была забетонирована. Перешли в район Сейблбан- ки. Теперь промышлять при­ шлось вслепую, без прибора. ленной задачей. Много сил, энергии н знаний вкладывал в свою работу начальник радио­ станции А. С. Мушкетеров. Он исправил и ввел в работу дру­ гой поисковый прибор, НЭЛ-5, который бездействовал в двух рейсах. В дальнейшем прибор очень помог штурманам нахо­ дить новые косякц с рыбой. ♦ * * Как же проводил и свободное Т А К П Р О Ш Е Л Р Е Й С ...И вот пришел первый трал. Тонны трески заплескались в ящ*же. И теперь за рыбоделом матросы, рыбообработчики про­ являли свое мастерство. Н о ­ вичкам поначалу пришлось трудно. И бывалые матросы по­ могали, учили их. Тут за рыбо- делами, на палубе, на рыбо- фабрике крепилась дружба и взаимная выручка. В северных широтах Атлан­ тики, в районе Лабрадора про­ мысловая обстановка была хо­ рошая: за 2 часа траления под­ нимали по 10— 15 тонн трески, которая шла на филе и на за ­ морозку. Но условия промысла были очень тяжелые. Льды и айсберги вытесняли суда с бо­ гатых рыбой северных районов все дальше и дальше на юг. Неровный, каменистый грунт тоже давал палубной команде лишнюю работу. Частые задевы отнимали много времени. Чинка трала, переход с трала на трал — все это отрицательно сказы­ валось на промысле. Потом вышел из строя поис­ ковый прибор «Палтус». Льди­ ной сломало его антенну. В шахту прибора, а потом во вто- Нужно было пристраиваться к другому траулеру и параллель­ ным курсом вести промысел. Во время обильных уловов трески и морского окуня хоро­ шо потрудились на подвахтах судоводительский состав, ма­ шинная команда и обслужи­ вающий персонал. Меньше чем за месяц в трю­ мы нашего траулера было уложено свыше 400 тонн гото­ вой рыбопродукции, 10.000 ба­ нок консервов из тресковой пе­ чени, около 50 тонн рыбной му­ ки, изготовили 4 тонны рыбье­ го жира. Все эти производственные показатели красноречиво гово­ рят сами за себя. Несмотря на тяжелую промысловую обста­ новку, экипаж вышел победи­ телем, Было время, когда трюмы оказались заполнены рыбой, а плавбазы отсутствовали. При­ ходилось переключаться на по­ исковую работу, а выловлен­ ную рыбу перерабатывали на муку. И так шел день за днем, ме­ сяц за месяцем. Экипаж нашего траулера справлялся с постав- а B O B O B B O D O D D PD B D D D Q O P P D O O O D O O D B O B D D B O O D D O D D D O D O O D P O Q flO O O O a aB O O BO B Q O O O B D D B P S O P P B O B O P O D B O O O B D O D O O O D B B O B B O O O O P O B B B P S B B C D P B O D B B P B B B B B O O P O O B D O D D D O E iB O B B B B O B D D O P S D O P B P O B P B B O B D B S B tt время члены нашего экипажа? Чем 45ыли заняты моряки после вахт? Прежде всего — техниче­ ская учеба, беседы и лекции иа политические, экономические и атеистические темы. Раз в не­ делю выходила радиогазета, в которой рассказывалось об опы" те лучших, вскрывались недо­ статки в работе. Самое активное участие в вы­ пуске радиогазеты принимала врач Н. А. Егорова. Регулярно выходили также стешгые газе­ ты «Мир» и «Комсомольский прожектор». С плавбаз получали письма, газеты, журналы, обменивали кинофильмы. За рейс было про­ смотрено свыше 60 кинокартин. Трижды в неделю заведующий библиотекой моторист В. И. Колесник выдавал книги рыба­ кам. Был проведен шахматно-ша­ шечный турнир, в котором при­ нимали участие свыше Зв че­ ловек. Победителем по шахма­ там стал моторист Д. Я. Се- нин. Ему был преподнесен приз — коробка с шахматами. А сверху на бронзовой пластинке выгравировано сПебедителю в ша х»матном серев нова нии». Внутри на доске была написана фамилия победителя и месте турнира. Подобный приз по шашкам получил старший матрос В. Га- луза. И теперь их обоих мат­ росы в шутку называют чемпи­ онами «мира». ...И вот последний подъем трала. Курс в порт. День рыбака прошел на пе­ реходе — траверзе Исландии. Моряки еще на промысле гото­ вились отметить свой первый праздник. Художественная с а ­ модеятельность подготовила большой концерт, который очень понравился всему эки­ пажу. Каждого артиста прово­ жали продолжительными ап­ лодисментами. Хор, литератур­ ное чтение, сольное номера, дуэты. Концерт продолжался больше часа. Активное участие в нем приняли пекарь Люба Си’ ннцкая, буфетчица. Люба Тур- ченко, официантка Валя Цве­ това, старший мастер по до­ быче рыбы Леонид Тарунтаев, матрос Владимир Чеболда, моторист Сенин и другие. На переходе проходила убор­ ка, покраска всего корабля. П о­ сле работы на кормовой палубе проводились волейбольные иг­ ры-соревнования между сбор­ ными .машинной команды, ры- бофабрики, палубы и команд­ ного состава. ...Родной залив. Порт. «Здравствуй, милый Мурманск. Принимай швартовы». Закончен второй рейс в этом году. На счету экипажа траулера «Мир» свыше трех тысяч тонн готовой рыбопродукции при годовом плане 4,2 тысячи тонн. И. КАЗМИРУК, котель­ ный машинист большого морозильного траулера «Мир». в в ввв вв вв -в вв ввввв вввв в в вв вввв в ввв в ввв вв вв вввв в вввв □ вввв ввв в ввв в вв в ввв и ‘«■■■■■■■■■овввввоишвв! ВОЛЕЙБОЛЬНЫЙ МЯЧ I МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ Медленно, но все ярче и яр­ че разгорается рассвет. Тиха^ гладь моря под лучами восхо­ дящего солнца блестит и пере­ ливается всеми цветами раду­ ги. А вокруг движутся во все стороны промысловые кораб­ ли. И на каждом из них непре­ рывно, круглые сутки трудят­ ся славные, моряки, добывая богатые уловы рыбы. Летняя пора — это самое благоприятное время для ин­ тенсивного ведения промысла. Экипаж каждого БМРТ, в том числе и нашего — «Н. Ост­ ровский», обрабатывает за сут­ ки от 40 до 50 тонн рыбы. Конечно, ^нелегко морякам добиваться таких успехов. Это требует большого напряжения сил и энергии; отдыхать прихо­ дится мало. И все же, несмот­ ря на усталость, они стараются провести культурно и с поль­ зой для здоровья короткие ча­ сы между вахтами. Н а нашем корабле в погожие дни, еще в шесть часов утра, задолго до заступления на вахту, многие моряки выходят на палубу, за­ нимаются физкультурными уп­ ражнениями, вдыхая чистый морской воздух и любуясь не­ обычной красотой моря.,. Вот матрос Терещенко с легкостью акробата упражняется на тур­ нике; .механик-наладчик Бо­ ровский и матрос Коншин про­ буют свои силы штангой; вто­ рой механик Александров, тре­ тий помощник капитана Пихид- чук, мастер по добыче Курам- шин, технолог Вадневский за­ нимаются с гирями, гантелями. А вот на баке группа моряков, привязав мяч капроновой нит­ кой, играет в волейбол. И все они не жалеют о потраченном часе, оторванном ото сна: ухо­ дят на трудовую вахту бодрые, с хорошим настроением и само­ чувствием. ^ . Моряки, еменившиеся е ноч­ ной вахты, после завтрака все идут на палубу и, выбрав удобное место, ложатся заго­ рать под яркими лучамм солн­ ца. Одни из них «сражаются» в шашки и шахматы, другие читают' книги, а те, кто учится заочно, готовятся к сдаче оче­ редного зачета. Но не только в этом находят моряки свой отдых. 20 человек участвуют в кружке художест­ венной самодеятельности, ко­ торым руководит технолог Олег Вадневский, Проводятся вечера отдыха, звучит музыка, песни, выступают танцоры, чтецы. По инициативе старме- ха Геннадия Цаплина и мото­ риста Юрия Шумакова органи­ зуются и записываются само­ деятельные концерты моряков на магнитофонную ленту, транслируются радио, е это — от работы... Но главная забо- Все д Ь свободные часы и. н< f a моряков промысел. Н а ­ до в этом году дать Родине 65 тысяч центнеров готовой рыбной продукции. И моряки корабля прилагают все силы к тому, чтобы с честью сдер­ жать свое рыбацкое слово. Еще в начале промысла эки­ паж взял обязательство за плановое время рейса добыть и выработать 280Q тонн рыбной продукции. Сейчас уже имеет­ ся первый успех: только за ме­ сяц промысла взято свыше ты­ сячи тонн рыбы. Н о для того, чтобы выполнить принятое обя­ зательство, надо сдать на плав­ базы три груза рыбы по 700 тонн. Требуется помощь руковод­ ства флота. Почему-то наше­ му судну все время планирует­ ся меньшее количество сдачи рыбы на плавбазы, чем другим экипажам. Так, траулер «Се­ верное сияние» в июне едал 1250 тони, а нам разрешили сДать только 770 тон!. А ведь моряии нашего судна соревну­ ются с экипажем «Северного сияния» за наивысший вылов рыбы по флоту в этом году. И, естественно, моряки судна не -могут мириться с этой ве- оправедливостыо, когда их ставят в неравное положение с другими, не помогают на деле претворять в жизнь их реше­ ния. Они говорят, что если бу­ дет продолжаться так и даль­ ше, то это приведет к срыву выполнения взятого обязатель­ ства как этого рейса, так и го­ дового об язательства . Из этого факта руководите­ лям флота надо сделать серь­ езные выводы и, пока не позд­ но, сделать все, помочь моря­ кам в борьбе за выполнение обязательств. Нельзя допустить того, чтобы обязательства эки­ пажа превратились в мыльный пузырь. ♦. ЧУМАК, первый по­ мощник капитана. I £ I ! ■ ■ ■ ш м и м м и в и н в т в м и м в т а и т и н ш и и п м т н и в в ш т в м ш т и и и т и а ш в в ю в ш в м ш м в ш и т в и и н п и и ц т к т н и в н и т м а и ш* I 9 9 - I г t ! 1 I ш вввввааааавоЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz