Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.
*r ц Дальний Запад! Густые ту маны, плавучие льды и айсбер ги затрудняют работу промы словиков. Но экипаж каждого J . судна стремится оправдать возложенную ,на *него задачу — дать Родине как можно 5 больше рыбопродукции. ' Об этом думают капитаны, сутками не уходя с мостика, покрасневшими от бессонных часов глазами вглядываясь в экран радиолокатора, об этом разговаривают за рыбоделом матросы и механики, штурманы и все свободные от вахты, ра ботая на уборке рыбы. Рыба в глубинах холодного Лабрадорского течения есть, и для имеющих большой опыт ра боты промысловиков Мурмана поймать и поднять ее на палу бу—не самая большая пробле ма. Гораздо труднее мириться с бесхозяйственностью и неор ганизованностью, которая, к большому сожалению, сущест вует на промысле. Об этом и хочется поговорить на страни цах бассейновой газеты и услы шать ответ руководства флота на поставленные вопросы. ПОЛМЕСЯЦА ЛОВИМ — НЕДЕЛЮ ЖДЕМ | ВЫГРУЗКИ Еще 20 мая с. г. «Рыбный Мурман» опубликовал очень важную и своевременную статью заместите ля начальника «Мурмансел ь д и» тов. Свиташева «Положение труд- -— __ ное, но поправи мое». Сравнивая -действительное по ложение на про мысле с выводами статьи, поне воле приходишь к заключению, что руководство флота поспе шило с направлением большого количества судов на Дальний Запад. В своей статье тов. Свиташев указывал, что для обслужива ния 85— 100 РТ на Дальнем З а паде надо иметь 8 —9 одновре менно работающих крупнотон нажных плавбаз. А если учесть длительность переходов в порт и на промысел, то количество плавбаз должно быть 18— 19. Что же мы имеем на промыс ле, в действительности? Сначала на промысел пришла плавбаза «Архангельск», через некоторое . время — «Антарктика». И все! Загрузили бочками с рыбой плавбазу «Архангельск»—и она ушла в порт. Оставшаяся на яромысле «Антарктика» не могла обеспечить нормальную работу флота, и очередь под выгрузку росла день ото дня. Через несколько суток подошла «Печенга», но ввиду отсутствия на промысле танкеров она за далась не своим делом — на чала снабжать топливом суда и более недели fie принимала рыбу. Правда, группа судов, рабо тающих в экспедиции, вдвое меньше, чем считал тов. Свита шев, но даже и в этом случае простои судов в ожидании вы грузки . выводят из равновесия самых флегматичных моряков. Хотя до берега промысловые сводки доходят гораздо быст рее, чем статьи вашего коррес пондента, но не лишне привести на страницах газеты некоторые весьма неполные данные о про стое судов экспедиции в ожида нии выгрузки рыбы: 17 июня ожидало выгрузки 7 судов, 18 июня — 10 судов, 19 июня — 10 судов, 20 июня — 11 судов, 21 июня — 12 судов и так далее. В целом с 16 по 25 июня экипажи кораблей бор тового траления потеряли в ожидании очереди на выгрузку 84 судо-суток. ^ Это весьма неполные данные о потерях времени. Сюда не включены экипажи, которые из-за того, что очереди на вы- грузку дождаться весьма труд но, а места для рыбы остава лось мало, работали не в пол ную силу. Но и при подсчитанных поте рях времени экипажи ие доло вили около 6500 центнеров ры бы, т. к. ожидали очереди на выгрузку. 6500 центнеров — потерн за 10 суток! За месяц работы эта цифра возрастает до 20 000 центнеров! Дело доходит до абсурда: проработав в полную силу 16— 12 суток, суда неделю ждут в дрейфе очереди на выгрузку. Вот- факты, взятые из промы словых сводок: РТ-263 ожидал очереди 8 су ток, . РТ-313 и РТ-203 лежали в дрейфе возле плавбаз по 7 су- ток. Не работали из-за этого же по 5—6 суток РТ-331, РТ-264, РТ-315 и другие. Сразу же хочу уточнить, что это потери времени не за весь период с начала рейса, а толь ко за один подход к плавбазе. Сколько же наберется потерян ных суток у судов за весь рейс? Стоило ли посылать сразу мно го судов так далеко, заведомо обрекая их на многосуточные простои? Ведь плавбазы с не ба не свалятся, и никакой доб рый дядя их не пришлет. Перед направлением судов в Атлан тику можно было и без элект ронных счетновычислительвых машин подсчитать, сколько бу дет плавбаз и как они смогут обеспечить группу судов. Можно бы было по-хозяйски использовать простаивающие сейчас суда у Лабрадора даже в условиях недостаточно хо рошей сырьевой базы Баренце- топлива, а в шторм такие суда могут оказаться брошенными на волю волн. КАМБАЛА? ЗА БОРТ! Вот характерное выступление по радио заместителя началь ника отдела обработки рыбы управления флота тов. Калаш никова: — Товарищи капитаны, кам балу ни в бочковый, ни в чер дачный посол ие направлять, ее у вас ни одна нлавбаза при нимать не будет. Синюю зу батку также направляйте в пе реработку на муку, ее также принимать ие будут. А количество камбалы и зу батки в прилове в отдельных квадратах достигает 20 —4в процентов общего улова. Рыб ная мука, конечно, тоже нуж на, о муке и мучных муках при дется сказать особо. Произво дительность рыбомучных уста новок из-за нехватки топлива на борту используется не на сто процентов даже без кам балы и зубатки, а ценная ры ба выбрасывается за борт. Разве это хозяйский подход к делу? Из года в год в Баренцевом в. волнов , первый помощник напитана траулера Молодогвардеец 99 судов спокойнее стоять вахты на плавбазах, » напрасные про беги промысловых судов* поте ри времени, рыбы и без этого недостаточного количества той* лива мало волнуют штаб экс педиции. Правда, на промсоветах ка питаны плавбаз не раз заявля ли, что они движутся в сторо- ну группы со скоростью 2 миль в час. Во время ожидания топлива у плавбазы «Печенга» в течение почти суток экипаж РТ-ЗЗО убедился, мягко говоря, в неточности этого утвержде ния. За все это время мы не продвинулись ни на одну милю, а просто дрейфовали по b o jk волн. Эго было 28 июня сего года, хотя и до этого и после этого капитаны плавбаз ут верждали, что они приближа ются к группе промысловых судов. Оставляет желать лучшего и организация труда на плавба зах. Все промысловые суда ра ботают круглосуточно и из-за перерывов на обед или ужин ни одно судно не ложится в дрейф. А на плавбазах «Ар хангельск», «Антарктика» н «Печенга» считают возможным устраивать часовые перерывы на завтрак, обез и ужин, tie говоря уже о перерывах в ноч ное время. Как минимум, 4 ча са в сутки плавбазы не обра батывают суда, не принимают с них рыбу. Разве нельзя орга низовать непрерывную работу на плавбазах? Это непозволи- Д Ш Ш ЗАПАДЕ ва моря. Они бы там хоть что- нибудь да ловили, а не теряли напрасно время. ДО «ПИРЯТИНА» , . КАК ДО ...ЛУНЫ Простоями кораблей в ожи дании выгрузки не ограничива ются потери промыслового вре мени. Не менее важный и большой вопрос со снабжением судов топливом. Пока погода милует и моряков, и руководст во флота. Но и у погоды может лопнуть терпение. Неровен час заштормит, и тогда до беды недалеко, так как суда один за другим остаются без топлива, а взять его неоткуда. Нетрудно было своевременно подсчитать, что тахкер «Пиря- тин» все суда экспедиции снаб дить мазутом не может. Вот и получилось, что по 5—6 судов лежат в дрейфе в ожидании, когда им дадут топливо. Плавбазы «Антарктика» и «Печенга» выдают на траулеры по 20 —50 тонн топлива, что никак не может обеспечить нормальную работу флота. А ко всему еще и замедляют вы грузку рыбопродукции, так как суда, оставшиеся без топлива, стараются поставить к борту плавбаз в первую очередь. Пока еще, к сожалению, мор ская вода не горит в топках паровых котлов, не работают на воде и дизели. Вот и слышат ся в эфире взволнованные го лоса капитанов: «Перекрыли систему отопления, остановили рыбомучную установку, сидим днем без электроэнергии, толь ко бы продержаться еще день- два на промысле до подхода танкера, а до него еще не ближе, чем до Луны!» . Если плановому отделу было трудно подсчитать, сколько вы ловят суда рыбы за тот или другой промежуток времени, то данные о расходе топлива каждым судном хорошо изве стны механико-судовой служ бе, а от нее и руководству фло та. Значит, не составляет осо бого труда высчитать, сколько топлива потребуется на про мысле. В конце июня и начале июля все суда экспедиции испыты вали острую нужду в топливе, а некоторые были недалеки и от состояния аварийных. В хо рошую погоду можно и неде лю лежать в дрейфе, ожидая море мы учим моряков отно ситься к добытой рыбе, как к народному достоянию, подби рать каждую выловленную ры бину и пускать в обработку, не допускать потерь. А тут «узаконенное по сотне и боль ше килограммов за каждое траление вынуждены выбрасы вать за борт. Разве отдел рыбообработки только сегодня ~ или вчера узнал, что атлантическая кам бала не совсем похожа на ба- ренцевоморского ерша? Разве только Сегодня узнали, что на Лабрадоре и Большой Нью фаундлендской банке он попа дается в прилове в большом количестве, а в 6 тдельных квадратах составляет подав ляющее количество в уловах? Нет, конечно! Только никому не хотелось заранее проду мать, как заготавливать эту рыбу. «Гром не грянет — мужик не перекрестится», говорится в старой народной пословице. Так, дорогие товарищи, давно грохочет гром и блещут мол нии, а результатов вашей пре дусмотрительности до сих пор ие видно. И при удовлетворительной сырьевой базе на Дальнем З а паде флот недолавливает де сятки тысяч центнеров рыбы. Это вызывает большую тревогу за выполнение годового плана флотом в целом н судами в от дельности. НЕ ИДЕТ ГОРА К МАГОМЕТУ Это, так сказать, береговые неувязки и недоработки. Име ются, как ни обидно, потери времени и по вине руководства экспедиции. Капитаны плавбаз, за исклю чением отлично работающего производственного рефрижера тора «Советск», и начальник экспедиции тов. Шлыков, види мо, рассуждают по принципу «сено к корове не ходит». В результате все плавбазы нахо дятся постоянно на расстоянии от 50 до 120 миль от района промысла основной группы су дов. Это не вызвано никакой про изводственной необходимостью, так как и в районе плавбаз, и в месте промысла одинаково открытый океан и одинаковые гидрометеорологические усло вия. Просто вдали от грумы тельная роскошь — допускать потери времени на базах ' при столь ограниченном их коли честве. С МУКОЮ — МУКА? Слушая выступления капита нов судов на промысловых со ветах, убеждаешься, что каж дый новый день промысла при носит новые трудности. Один из весьма больных вопросов — куда складировать рыбную му ку? К примеру, на РТ-330 муч ные бункеры забиты с палубы через горловины. Заполнены так, что ни одной горсти муки в них засыпать больше нельзя. Мукой заполнены все имею щиеся на борту мешки, из двух трюмных брезентов сшиты большие мешки, и они также заполнены доверху. Вот поэто-, му в судовом журнале появи лась запись: «Рыбомучная уста новка остановлена ввиду от сутствия места для складиро ваний муии и невозможностью ее выгрузить на базу. Сырье, смывается за борт». А рыбная мука очеиь нужна, и это хорошо понимают иа каждом судне. К тов. Калаш никову обращались неодно кратно с вопросом, можно ли занимать в трюмах место для хранения муки. Ответ всегда был отрицательный. Тов. Ка лашников опасается увеличе- ния на несколько процентов влажности муки, а в результа те мука на многих судах но вырабатывается. Кого же ви* нить хотя бы на РТ-330 за про стой рыбомучной установки? Может быть, машиниста РМУ тов. Гусарова, который добро совестно собирал каждый ки лограмм сырья и не останавли вал нн на один час % сутки утильустаиовку? И в результа те быстрее, чем подошли б а з£ для приемки муки, заполнил бункеры. А теперь он простаи вает. Об этом сделана запись в судовом журнале, составлен акт о простое, а кто и как бу дет ему платить за просто*? Иа этот вопрое ие сумел отве тить ни начальник экспедиций тов. Шлыков, ни тов. Калаш ников. А ответ хотелось бы По лучить. Ведь в таком же поло жении находятся не только РТ-330, но и десяток или баике других судов. РА ЗВЕ ЭТО , ПЛАНИРОВАНИЕ ? * . - • • * у - » Сейчас, когда у экшажейь начинавших работать па Э Шг паде первыми, уже позади почти половина рейса, уместно поставить вопрос перед руко водством флота, будет ли пла новый отдел пересматривать рейсовые задания в связи ft большими потерями промысло вого времени не по вине экипа жей? В своей предыдущей коррес понденции я уже указывав fra то, что запланированные Стой ки у нлавбаэ и танкерои яви* занижены. Теперь фанты весьма убедительно это водтверждй* ют. РТ-269 только на один no jr ход и плавбазе потерял f ij*> ток промыслового времени* й за весь рейс, на 4—5 п од х од » к базам он потеряет при ны- цешнеи организации работы Ь 2—3 раза больше. Это же оти#- сится и ко всем другим судам флота. Отстояв очередь у одной плавбазы и выгрузив рыбу,-су да вынуждены *ли сразу же, или чере? 2—4 суток Снова ле жать в Дрейфе щ ожидании, когда друга* б !з а примет f них муку или койсервы, Й поте ри временй расту?| как снеж ный ком, катящийся с горы. Вот характерный пример. РТ-330 дважды Сдавал соле- шую рыбу в бочках l ia плавба зу «Архангельск*. jfto второй раз плавбаза «Архангельск» не снабдила экипаж солью. Вынужде ны были подхо дить к плавбазе ssgss , -а «Антарктика» за солью и промысло вым снабжением. После этого—под ход к «Печен- ге» за топливом, которого получили только на неде лю работы. Консервы сдали на производственный рефрижера тор «Советск». Кроме того, был еще подход к танкеру «Пиря- тин» за топливом и водой. Это за 40 промысловых суток. 6 подходов к базам за 40 суток! Нормально ли это? Нет! А из какого, интересно знать, расчета взяты затраты времени для выгрузки рыбы иа плавбазы? Согласно рейсовому заданию мы должны выгрузить на базы 450 тённ рыбопродук ции. «Печенга» при максималь ней загрузке, по заявлению её капитана, перерабатывает за сутки е одного судна не более 60 тонн рыбы, то есть для вы^ грузки 450 тонн необходимо только на чистые грузовые ра боты затратить 7,5 суток. Кро ме этого, необходимо время иа подходы к базам, швартовку и снабжение солью, которой по нормам надо принять о к ом *200 тонн. Здесь также необхо димо время. Необходимо время и для-приема топлива и прес ной воды, промыслового снаря жения и т. д. Следует также учесть, что рыбную муку и кон сервы надо сдавать отдельно уже на другие базы. Ничего этого плановый от-* дел не учел и не предвидел, Экипажи судов требуют и вполне справедливо, чтобы на их плечи не переваливали орга низационные неувязки и про счеты управления флота. Раз такое дело получилось, T 9 план надо пересматривать и устанавливать рейсовые зада* ния из расчета суточного выло ва по нормативам, а потери времени у плавбаз исключать нз общего числа промысловых суток. Простои должны оплачи ваться отдельно по принципу оплаты простоев на промыш^- ленных предприятиях не по ви не рабочего. Тесно связана с этим же вопросом и оплата ма шинистов рыбомучных устано вок, которые не могут работать из-за того, что судам некуда выгрузить имеющийся в буи» керах запас рыбиоб муки. До тех пор, пока мы не добь емся ликвидации многосуточ- мпых простоев, флот будет те рять тысячи и тысячи цеитне- ров рыбы. Борт траулера «Молодо гвардеец». Атлантический океан, 15 июня — 5 июлй 1964 г» \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz