Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.

*r ц Дальний Запад! Густые ту­ маны, плавучие льды и айсбер­ ги затрудняют работу промы­ словиков. Но экипаж каждого J . судна стремится оправдать возложенную ,на *него задачу — дать Родине как можно 5 больше рыбопродукции. ' Об этом думают капитаны, сутками не уходя с мостика, покрасневшими от бессонных часов глазами вглядываясь в экран радиолокатора, об этом разговаривают за рыбоделом матросы и механики, штурманы и все свободные от вахты, ра­ ботая на уборке рыбы. Рыба в глубинах холодного Лабрадорского течения есть, и для имеющих большой опыт ра ­ боты промысловиков Мурмана поймать и поднять ее на палу­ бу—не самая большая пробле­ ма. Гораздо труднее мириться с бесхозяйственностью и неор­ ганизованностью, которая, к большому сожалению, сущест­ вует на промысле. Об этом и хочется поговорить на страни­ цах бассейновой газеты и услы­ шать ответ руководства флота на поставленные вопросы. ПОЛМЕСЯЦА ЛОВИМ — НЕДЕЛЮ ЖДЕМ | ВЫГРУЗКИ Еще 20 мая с. г. «Рыбный Мурман» опубликовал очень важную и своевременную статью заместите­ ля начальника «Мурмансел ь д и» тов. Свиташева «Положение труд- -— __ ное, но поправи­ мое». Сравнивая -действительное по­ ложение на про­ мысле с выводами статьи, поне­ воле приходишь к заключению, что руководство флота поспе­ шило с направлением большого количества судов на Дальний Запад. В своей статье тов. Свиташев указывал, что для обслужива­ ния 85— 100 РТ на Дальнем З а ­ паде надо иметь 8 —9 одновре­ менно работающих крупнотон­ нажных плавбаз. А если учесть длительность переходов в порт и на промысел, то количество плавбаз должно быть 18— 19. Что же мы имеем на промыс­ ле, в действительности? Сначала на промысел пришла плавбаза «Архангельск», через некоторое . время — «Антарктика». И все! Загрузили бочками с рыбой плавбазу «Архангельск»—и она ушла в порт. Оставшаяся на яромысле «Антарктика» не могла обеспечить нормальную работу флота, и очередь под выгрузку росла день ото дня. Через несколько суток подошла «Печенга», но ввиду отсутствия на промысле танкеров она за­ далась не своим делом — на­ чала снабжать топливом суда и более недели fie принимала рыбу. Правда, группа судов, рабо­ тающих в экспедиции, вдвое меньше, чем считал тов. Свита­ шев, но даже и в этом случае простои судов в ожидании вы­ грузки . выводят из равновесия самых флегматичных моряков. Хотя до берега промысловые сводки доходят гораздо быст­ рее, чем статьи вашего коррес­ пондента, но не лишне привести на страницах газеты некоторые весьма неполные данные о про­ стое судов экспедиции в ожида­ нии выгрузки рыбы: 17 июня ожидало выгрузки 7 судов, 18 июня — 10 судов, 19 июня — 10 судов, 20 июня — 11 судов, 21 июня — 12 судов и так далее. В целом с 16 по 25 июня экипажи кораблей бор­ тового траления потеряли в ожидании очереди на выгрузку 84 судо-суток. ^ Это весьма неполные данные о потерях времени. Сюда не включены экипажи, которые из-за того, что очереди на вы- грузку дождаться весьма труд­ но, а места для рыбы остава­ лось мало, работали не в пол­ ную силу. Но и при подсчитанных поте­ рях времени экипажи ие доло­ вили около 6500 центнеров ры­ бы, т. к. ожидали очереди на выгрузку. 6500 центнеров — потерн за 10 суток! За месяц работы эта цифра возрастает до 20 000 центнеров! Дело доходит до абсурда: проработав в полную силу 16— 12 суток, суда неделю ждут в дрейфе очереди на выгрузку. Вот- факты, взятые из промы­ словых сводок: РТ-263 ожидал очереди 8 су­ ток, . РТ-313 и РТ-203 лежали в дрейфе возле плавбаз по 7 су- ток. Не работали из-за этого же по 5—6 суток РТ-331, РТ-264, РТ-315 и другие. Сразу же хочу уточнить, что это потери времени не за весь период с начала рейса, а толь­ ко за один подход к плавбазе. Сколько же наберется потерян­ ных суток у судов за весь рейс? Стоило ли посылать сразу мно­ го судов так далеко, заведомо обрекая их на многосуточные простои? Ведь плавбазы с не­ ба не свалятся, и никакой доб­ рый дядя их не пришлет. Перед направлением судов в Атлан­ тику можно было и без элект­ ронных счетновычислительвых машин подсчитать, сколько бу­ дет плавбаз и как они смогут обеспечить группу судов. Можно бы было по-хозяйски использовать простаивающие сейчас суда у Лабрадора даже в условиях недостаточно хо­ рошей сырьевой базы Баренце- топлива, а в шторм такие суда могут оказаться брошенными на волю волн. КАМБАЛА? ЗА БОРТ! Вот характерное выступление по радио заместителя началь­ ника отдела обработки рыбы управления флота тов. Калаш­ никова: — Товарищи капитаны, кам­ балу ни в бочковый, ни в чер­ дачный посол ие направлять, ее у вас ни одна нлавбаза при­ нимать не будет. Синюю зу­ батку также направляйте в пе­ реработку на муку, ее также принимать ие будут. А количество камбалы и зу­ батки в прилове в отдельных квадратах достигает 20 —4в процентов общего улова. Рыб­ ная мука, конечно, тоже нуж­ на, о муке и мучных муках при­ дется сказать особо. Произво­ дительность рыбомучных уста­ новок из-за нехватки топлива на борту используется не на сто процентов даже без кам­ балы и зубатки, а ценная ры­ ба выбрасывается за борт. Разве это хозяйский подход к делу? Из года в год в Баренцевом в. волнов , первый помощник напитана траулера Молодогвардеец 99 судов спокойнее стоять вахты на плавбазах, » напрасные про­ беги промысловых судов* поте­ ри времени, рыбы и без этого недостаточного количества той* лива мало волнуют штаб экс­ педиции. Правда, на промсоветах ка­ питаны плавбаз не раз заявля­ ли, что они движутся в сторо- ну группы со скоростью 2 миль в час. Во время ожидания топлива у плавбазы «Печенга» в течение почти суток экипаж РТ-ЗЗО убедился, мягко говоря, в неточности этого утвержде­ ния. За все это время мы не продвинулись ни на одну милю, а просто дрейфовали по b o jk волн. Эго было 28 июня сего года, хотя и до этого и после этого капитаны плавбаз ут­ верждали, что они приближа­ ются к группе промысловых судов. Оставляет желать лучшего и организация труда на плавба­ зах. Все промысловые суда ра ­ ботают круглосуточно и из-за перерывов на обед или ужин ни одно судно не ложится в дрейф. А на плавбазах «Ар­ хангельск», «Антарктика» н «Печенга» считают возможным устраивать часовые перерывы на завтрак, обез и ужин, tie говоря уже о перерывах в ноч­ ное время. Как минимум, 4 ча­ са в сутки плавбазы не обра­ батывают суда, не принимают с них рыбу. Разве нельзя орга­ низовать непрерывную работу на плавбазах? Это непозволи- Д Ш Ш ЗАПАДЕ ва моря. Они бы там хоть что- нибудь да ловили, а не теряли напрасно время. ДО «ПИРЯТИНА» , . КАК ДО ...ЛУНЫ Простоями кораблей в ожи­ дании выгрузки не ограничива­ ются потери промыслового вре­ мени. Не менее важный и большой вопрос со снабжением судов топливом. Пока погода милует и моряков, и руководст­ во флота. Но и у погоды может лопнуть терпение. Неровен час заштормит, и тогда до беды недалеко, так как суда один за другим остаются без топлива, а взять его неоткуда. Нетрудно было своевременно подсчитать, что тахкер «Пиря- тин» все суда экспедиции снаб­ дить мазутом не может. Вот и получилось, что по 5—6 судов лежат в дрейфе в ожидании, когда им дадут топливо. Плавбазы «Антарктика» и «Печенга» выдают на траулеры по 20 —50 тонн топлива, что никак не может обеспечить нормальную работу флота. А ко всему еще и замедляют вы­ грузку рыбопродукции, так как суда, оставшиеся без топлива, стараются поставить к борту плавбаз в первую очередь. Пока еще, к сожалению, мор­ ская вода не горит в топках паровых котлов, не работают на воде и дизели. Вот и слышат­ ся в эфире взволнованные го­ лоса капитанов: «Перекрыли систему отопления, остановили рыбомучную установку, сидим днем без электроэнергии, толь­ ко бы продержаться еще день- два на промысле до подхода танкера, а до него еще не ближе, чем до Луны!» . Если плановому отделу было трудно подсчитать, сколько вы­ ловят суда рыбы за тот или другой промежуток времени, то данные о расходе топлива каждым судном хорошо изве­ стны механико-судовой служ­ бе, а от нее и руководству фло­ та. Значит, не составляет осо ­ бого труда высчитать, сколько топлива потребуется на про­ мысле. В конце июня и начале июля все суда экспедиции испыты­ вали острую нужду в топливе, а некоторые были недалеки и от состояния аварийных. В хо­ рошую погоду можно и неде­ лю лежать в дрейфе, ожидая море мы учим моряков отно­ ситься к добытой рыбе, как к народному достоянию, подби­ рать каждую выловленную ры­ бину и пускать в обработку, не допускать потерь. А тут «узаконенное по сотне и боль­ ше килограммов за каждое траление вынуждены выбрасы­ вать за борт. Разве отдел рыбообработки только сегодня ~ или вчера узнал, что атлантическая кам­ бала не совсем похожа на ба- ренцевоморского ерша? Разве только Сегодня узнали, что на Лабрадоре и Большой Нью­ фаундлендской банке он попа­ дается в прилове в большом количестве, а в 6 тдельных квадратах составляет подав­ ляющее количество в уловах? Нет, конечно! Только никому не хотелось заранее проду­ мать, как заготавливать эту рыбу. «Гром не грянет — мужик не перекрестится», говорится в старой народной пословице. Так, дорогие товарищи, давно грохочет гром и блещут мол­ нии, а результатов вашей пре­ дусмотрительности до сих пор ие видно. И при удовлетворительной сырьевой базе на Дальнем З а ­ паде флот недолавливает де­ сятки тысяч центнеров рыбы. Это вызывает большую тревогу за выполнение годового плана флотом в целом н судами в от­ дельности. НЕ ИДЕТ ГОРА К МАГОМЕТУ Это, так сказать, береговые неувязки и недоработки. Име­ ются, как ни обидно, потери времени и по вине руководства экспедиции. Капитаны плавбаз, за исклю­ чением отлично работающего производственного рефрижера­ тора «Советск», и начальник экспедиции тов. Шлыков, види­ мо, рассуждают по принципу «сено к корове не ходит». В результате все плавбазы нахо­ дятся постоянно на расстоянии от 50 до 120 миль от района промысла основной группы су­ дов. Это не вызвано никакой про­ изводственной необходимостью, так как и в районе плавбаз, и в месте промысла одинаково открытый океан и одинаковые гидрометеорологические усло­ вия. Просто вдали от грумы тельная роскошь — допускать потери времени на базах ' при столь ограниченном их коли­ честве. С МУКОЮ — МУКА? Слушая выступления капита­ нов судов на промысловых со­ ветах, убеждаешься, что каж­ дый новый день промысла при­ носит новые трудности. Один из весьма больных вопросов — куда складировать рыбную му­ ку? К примеру, на РТ-330 муч­ ные бункеры забиты с палубы через горловины. Заполнены так, что ни одной горсти муки в них засыпать больше нельзя. Мукой заполнены все имею­ щиеся на борту мешки, из двух трюмных брезентов сшиты большие мешки, и они также заполнены доверху. Вот поэто-, му в судовом журнале появи­ лась запись: «Рыбомучная уста­ новка остановлена ввиду от­ сутствия места для складиро­ ваний муии и невозможностью ее выгрузить на базу. Сырье, смывается за борт». А рыбная мука очеиь нужна, и это хорошо понимают иа каждом судне. К тов. Калаш­ никову обращались неодно­ кратно с вопросом, можно ли занимать в трюмах место для хранения муки. Ответ всегда был отрицательный. Тов. Ка­ лашников опасается увеличе- ния на несколько процентов влажности муки, а в результа­ те мука на многих судах но вырабатывается. Кого же ви* нить хотя бы на РТ-330 за про­ стой рыбомучной установки? Может быть, машиниста РМУ тов. Гусарова, который добро­ совестно собирал каждый ки­ лограмм сырья и не останавли­ вал нн на один час % сутки утильустаиовку? И в результа­ те быстрее, чем подошли б а з£ для приемки муки, заполнил бункеры. А теперь он простаи­ вает. Об этом сделана запись в судовом журнале, составлен акт о простое, а кто и как бу­ дет ему платить за просто*? Иа этот вопрое ие сумел отве­ тить ни начальник экспедиций тов. Шлыков, ни тов. Калаш­ ников. А ответ хотелось бы По­ лучить. Ведь в таком же поло­ жении находятся не только РТ-330, но и десяток или баике других судов. РА ЗВЕ ЭТО , ПЛАНИРОВАНИЕ ? * . - • • * у - » Сейчас, когда у экшажейь начинавших работать па Э Шг паде первыми, уже позади почти половина рейса, уместно поставить вопрос перед руко­ водством флота, будет ли пла­ новый отдел пересматривать рейсовые задания в связи ft большими потерями промысло­ вого времени не по вине экипа­ жей? В своей предыдущей коррес­ понденции я уже указывав fra то, что запланированные Стой­ ки у нлавбаэ и танкерои яви* занижены. Теперь фанты весьма убедительно это водтверждй* ют. РТ-269 только на один no jr ход и плавбазе потерял f ij*> ток промыслового времени* й за весь рейс, на 4—5 п од х од » к базам он потеряет при ны- цешнеи организации работы Ь 2—3 раза больше. Это же оти#- сится и ко всем другим судам флота. Отстояв очередь у одной плавбазы и выгрузив рыбу,-су­ да вынуждены *ли сразу же, или чере? 2—4 суток Снова ле­ жать в Дрейфе щ ожидании, когда друга* б !з а примет f них муку или койсервы, Й поте­ ри временй расту?| как снеж­ ный ком, катящийся с горы. Вот характерный пример. РТ-330 дважды Сдавал соле- шую рыбу в бочках l ia плавба­ зу «Архангельск*. jfto второй раз плавбаза «Архангельск» не снабдила экипаж солью. Вынужде­ ны были подхо­ дить к плавбазе ssgss , -а «Антарктика» за солью и промысло­ вым снабжением. После этого—под­ ход к «Печен- ге» за топливом, которого получили только на неде­ лю работы. Консервы сдали на производственный рефрижера­ тор «Советск». Кроме того, был еще подход к танкеру «Пиря- тин» за топливом и водой. Это за 40 промысловых суток. 6 подходов к базам за 40 суток! Нормально ли это? Нет! А из какого, интересно знать, расчета взяты затраты времени для выгрузки рыбы иа плавбазы? Согласно рейсовому заданию мы должны выгрузить на базы 450 тённ рыбопродук­ ции. «Печенга» при максималь­ ней загрузке, по заявлению её капитана, перерабатывает за сутки е одного судна не более 60 тонн рыбы, то есть для вы^ грузки 450 тонн необходимо только на чистые грузовые ра ­ боты затратить 7,5 суток. Кро­ ме этого, необходимо время иа подходы к базам, швартовку и снабжение солью, которой по нормам надо принять о к ом *200 тонн. Здесь также необхо­ димо время. Необходимо время и для-приема топлива и прес­ ной воды, промыслового снаря­ жения и т. д. Следует также учесть, что рыбную муку и кон­ сервы надо сдавать отдельно уже на другие базы. Ничего этого плановый от-* дел не учел и не предвидел, Экипажи судов требуют и вполне справедливо, чтобы на их плечи не переваливали орга­ низационные неувязки и про­ счеты управления флота. Раз такое дело получилось, T 9 план надо пересматривать и устанавливать рейсовые зада* ния из расчета суточного выло­ ва по нормативам, а потери времени у плавбаз исключать нз общего числа промысловых суток. Простои должны оплачи­ ваться отдельно по принципу оплаты простоев на промыш^- ленных предприятиях не по ви­ не рабочего. Тесно связана с этим же вопросом и оплата ма­ шинистов рыбомучных устано­ вок, которые не могут работать из-за того, что судам некуда выгрузить имеющийся в буи» керах запас рыбиоб муки. До тех пор, пока мы не добь­ емся ликвидации многосуточ- мпых простоев, флот будет те­ рять тысячи и тысячи цеитне- ров рыбы. Борт траулера «Молодо­ гвардеец». Атлантический океан, 15 июня — 5 июлй 1964 г» \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz