Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.

■Si l l i S Экипаж большого морозиль­ ного траулера «Достоевский», возглавляемый опытным капи- таном, отличным судоводителем Александром Ивановичем Са- поговым добился в шестом го­ ду семилетки больших произ­ водственных успехов. За первое полугодие вырабо­ тано 37.695 центнеров свежемо­ роженой рыбной продукции. Коллектив в первом квартале завоевал переходящее Красное знамя Мурманского горкома КПСС и горисполкома и прочно его удерживает . Сейчас моряки *Достоеё€ко- го» занимают первое место в траловом флоте по добыче ры­ бы. И в этих успехах большая доля труда рядовых матросов корабля, среди которых заслу­ женным авторитетом пользует­ ся Иван Алексеевич Ишуткин, ударник коммунистического труда, настоящий мастер своего дела. Матрос учится заочно в школе моряков. На снилже: И. А. Ишуткин. Фото Т. Кожуха?*. * ' ..... .........■ ' 1,1 " В Р Е Д Н Ы Е М Е Л О Ч И Хочу поделиться с читателя­ ми газеты «Рыбный Мурман» своим пилением по некоторым вопросам организации труда и отдыха моряков. ЕДИНАЯ БРИГАДА Всем известен установивший­ ся многолетней практикой по­ рядок обеспечения моряков промысловых судов продукта­ ми из магазина № 1. Ежеднев­ но до десяти экипажей выде­ ляют по шесть— семь человек для доставки продуктов на судно. Нельзя ли сократить эту цифру? Можно. Для этого, мне кажется, стоит создать еди­ ную бригаду во главе с экспе­ дитором, которая будет зани­ маться получением и доставкой продовольствия на суда. Ко­ нечно, оформление накладных, получение продуктов в магази­ не должно происходить под на­ блюдением и контролем повара и продавца судовой лавки. Та­ ким образом, количество моря­ ков, занятых в обеспечении траулеров продовольствием, со ­ кратится более чем вдвое. Д О РО ГО Е УДОВОЛЬСТВИЕ А околько времени теряют моряки при обмене кинолент! Чтобы отнести их в кинопрокат, получить новые и доставить на судно, приходится выделять из состава команды 4—5 человек. Эти люди, теряют целый день. И объясняется это плохой ра­ ботой кинопроката, большой удаленностью его от порта. Если нет возможности в бли­ жайшее время выделить или построить помещение вблизи или на территории порта, то надо хотя бы давать для обме­ на фильмов машину или мото­ роллер. И тогда не пять, а один человек вполне справится с об­ меном кинолент. БУМАЖНЫЙ ВАЕР К концу рейса, я, как стар­ ший помощник капитана, запол­ няю два документа: «Отчет о промысловом плавании» и «Справна о плавании». В пер­ вом — 25 граф, во втором — 8, но это по существу один и тот же документ. Отчет мы сдаем в плановый отдел, а справку — в бухгалтерию. Дан­ ные из отчета переносятся в плановом отделе в журнал. Им плановики и руководствуются. А отчет следует, по-моему, пе­ редавать в бухгалтерию для на­ числения заработной платы. Тогда отпадет необходимость составлять нам оправку о пла­ вании. Время же стоянки, по­ мимо отчета, отражается в контрольной ведомости. Инвентаризационный акт и материальный отчет сдаются в плановый отдел, но разным лю­ дям. Материальный отчет гово­ рит о расходе материалов за рейс, а инвентаризационный акт — за месяц. В конечном счете — это один и тот же до­ кумент, а так как промысловое вооружение с нас списывают по поступлению в плановый отдел накладных, то, спрашивается, для чего мы пишем материаль­ ный отчет, когда наличие мате­ риалов показывает инвентари­ зационный акт? Опять лишняя бумажка. Вот об этом мне и хотелось сказать. Думаю, мое мнение не единично. Ведь очень часто из- за мелких недостатков в нашей работе мы теряем и время и го­ сударственные средства. А. ИСТОМИН, старший помощник капита­ на траулера «Никополь». ся- за помощью, за советом. И всем помогает, А большей ча­ стью и без зова спешит туда, где необходим его опыт. Однажды в отдел техническо­ го контроля потребовался спе­ циалист. И руководство цеха рекомендовало Буянова на должность старшего „мастера - о т к . Дмитрий Васильевич заду­ мался. В чем заключается пре­ мудрость этой работы? Принять готовую продукцию, проверить, все ли сходится с чертежами, с размерами, и, главное, не про­ пустить брак, непригодную к эксплуатации деталь. А то ведь за это рыбаки спасибо не ска­ жут. -— Легче предупредить брак, чем его исправить, — учит Дмитрий Васильевич. Поэтому трудно застать старшего мастера ОТК в своей конторке. Все больше в цехе, у станков находится. Постоит, по­ смотрит, как токарь обрабаты­ вает деталь. Увидит, что не так — не смолчит. Покажет, как лучше заправить резец, как лучше и рациональнее обрабо­ тать ту или иную деталь, что­ бы она была точнее и нище. Уважают ДЛитрия Василье­ вича за то, что одному вовремя посоветует, другого предостере­ жет от ошибки. Новичков он вводит в трудовую жизнь, учит уважать коллектив, прививает умение придти на помощь това­ рищу. Вот и Юрий Михеев своим становлением обязан во многом Д. В. Буянову. Это он учил бывшего воина токарному мас­ терству. Геннадий Тарабарин тоже с благодарностью отзыва­ ется о своем учителе. С гордостью поглядывает на питомцев Дмитрий Васильевич, когда Геннадий или Юрий, склонившись над станком, вни­ мательно следят за работой резца, делают промеры. Им уже доверяется обработка ко­ ленчатых валов дизель-генера­ торов. А это работа токаря шестого разряда, тогда как Ми­ хеев и Тарабарин имеют пока еще только третий разряд. Не только молодые рабочие с благодарностью отзываются о мастере Дмитрии Васильеви­ че. У токарей Владимира Алек­ сандровича Степанова или Фи­ липпа Егоровича Мирошничен­ ко немалый опыт, а они час­ тенько обращаются к Буянову за помощью. И Дмитрий Ва­ сильевич с большой охотой даст совет, поделится своими мыс­ лями. . Ну уж кому туго приходится от Буянова, так это бракоде­ лам. Хоть и редки случаи бра­ ка, но бывают. Всех на ногн поетавит. Добьется у старшего мастера механического участка Юрия Павловича Дубровского, чтобы бракодел был наказан и БЕСПОКОЙНЫЙ Коренастый, невысокий, в си­ ней спецовке он проходит по цеху. Его взгляд останавлива­ ется то на одном, то на дру­ гом рабочем. Все как-будто в в порядке. Привычный шум станков... Дмитрий Васильевич Буянов старший мастер отдела техни­ ческого контроля слесарно-ме­ ханического цеха удовлетворен­ но покачивает головой. Можно *6ыть спокойным — брака не -будет. Н о вот его внимание привлек молодой токарь. Что-то он нервничает, — подумал Дмитрий Васильевич, наблюдая за его суетливостью. Подошел к станку. Ясно. Не­ правильно обрабатывает де­ таль. —Юра, это делать надо вот так... Умелый поворот ручки, и де­ таль поставлена на место. С -восхищением смотрит Юрий Мнхеев на своего учителя. — Не горюй, парень! — улы­ б а я с ь говорит, словно угадав его мысли, Дмитрий Василь­ евич, — и к тебе придет опыт, и ты будешь хорошим токарем. — Когда-то это будет, •— < вздохнул Михеев. — Будет! Приглядывайся как работают товарищи. Дмитрий Васильевич пришел на первый судоремонтный за ­ вод в 1948 году. А до этого трудился 12 лет на судоверфи. Помнит первые деревянные мастерские, помнит своего учи­ теля мастера Виктора Ивано­ вича. Дерерта... Во время Вели­ кой Отечественной войны вы­ полнял боевые задания коман­ дования Северного флота по ремонту кораблей. Вот уже 40 лет ен в Мурманске. На его глазах небольшой портовый го­ родок превратился в красивей­ шую столицу Заполярья. Здесь, в цехе, Дмитрию В а ­ сильевичу знаком каждый ста­ нок, каждый верстак. До 1953 года работал токарем. К каж­ дому заданию он подходил творчески, постоянно искал но­ вые пути, как лучше и рацио­ нальнее обработать ту или иную • деталь. Дмитрий Васильевич даже приобрел свою, как ее на­ зывают, бундовскую, манеру ра ­ ботать. О ней, конечно, трудно . -рассказать, надо видеть. Нето- -ропясь, будто нехотя берет од­ ну деталь, другую. Со стороны кажется с такими темпами да­ леко не уедешь. А правильно пословица говорит «тише едешь — дальше будешь». К концу смены горка готовой продукции яено показывает, что план на­ много перекрыт. А качество? Любо взять в руки обработан­ ную Буяновым деталь. Чистая работа. Слава первоклассного специ­ алиста идет за Дмитрием Ва­ сильевичем. К нему обращают- ЧЕЛОВЕК Счет тралам, счет деньгам Одним из главных показате­ лей хозяйственной деятельно­ сти экипажей судов тралового флота является себестоимость рыбной продукции. Достаточно обстоятельно и всесторонне проанализировать этот показа­ тель и он расскажет все: как идет механизация и автомати­ зация на траулерах, растет ли производительность труда, хо­ рошо ли используется промы­ словое оборудование, как рас­ ходуются сетематериалы и де­ тали промвооружения, сколь­ ко сжигается траулером топ­ лива и как борется • машинная команда за его экономию, ка­ ково качество рыбопродукции. Затраты на сетематериалы и яром вооружение иа кораблях достигают двеиадцати процен­ тов от всех затрат иа добытую рыбу. В целом по флоту это составляет огромную сумму. От экипажей судов зависит бу­ дет ли но этой статье эконо­ мия или перерасход. В начале этого года на фло­ те произведен пересмотр ста­ рых норм износа тралов "-и мешков, такелажных изделий и т. д. Новые нормы утверж­ дены главком «Севрыба». Утверждены также новые це­ ны м промвооружение и нор­ мы выдачи тралов, мешков, тралового порядка и сеточни­ ка на промысле. Управление флота руковод­ ствовалось при этом следую­ щими соображениями. Анализ работы экипажей за послед­ ние годы показал, что они при­ близительно половину времени работают в районах с нормаль­ ными грунтовыми условиями и ноловину — в районах с тя­ желыми грунтами. Так, например, в 1961 году флот промышлял 45 процен­ тов времени иа нормальных грунтах и 55 процентов — на тяжелых. В 1962 году соответ­ ственно 46 и 54 процента в 1963 44 м 56 процентов. Это говорит о том, что в масшта­ бах флота устанавливать нор­ мы износа орудий лова в зави­ симости от районов работы не­ целесообразно. Кроме услож­ нении расчетов при составле­ нии заявок это ничего ие даст. Поэтому рукводство флота обратилось в главк с ходатай­ ством ' — утвердить средние нормы износа без разбивки их по группам с тяжелыми и нормальными грунтовыми ус­ ловиями. Эта просьба удов­ летворена. При постановке судов в ре­ монт по рекомендациям работ­ ников отдела добычи годные для дальнейшей эксплуатации орудия лова и запасные части, 3 также траловые доски, бо- бинцы, кухтыли и прочее пром- вооружение передаются на другие суда или сдаются на склады отдела снабжения. Сильно изношенные тралы растакелаживаются на судне и используются для ремонта. Помимо контроля со сторо­ ны работников отдела добычи промысловики сами должны по настоящему считать и хозяй­ ствовать, должны быть бе­ режливыми. Морякам пора от­ казаться от выбрасывания се- темат$рналов и » такелажных изделий, которые еще можно использовать для ремонта а других целей. Кроме того, но­ ра отказаться от снятия с за­ дева по принципу «тащи, что достанется». Это приводит ц потере орудий лова, и сниже­ нию добычи, к перерасходу сударственных средств. Несколько слов о переходе экипажей судов бортового тра­ ления на работу орудиями л<д- ва из капрона, О преимуществ вах этих тралов говорить не приходится. Стоят они при­ мерно иа 75 процентов дороже, чем льнопеньковые, но зато срои службы увеличивается п. два раза. В прошлом году экипажи больших морозильных траулеров израсходовали 233 капроновых трала, а руда бор ­ тового траления — 698 штук. Это дало абсолютную эконо­ мию по флоту в сумме 590 ты­ сяч рублей. С января 1964 года экипаж» всех судов перешли иа работу орудиями лова, изготовленны­ ми из капрона. Это даст эко­ номию средств в размере 8 М тысяч рублей (сравнение ве­ дется с льно-пеньковыми тра» ламн) , В настоящее время в тра­ ловом флоте продолжается ра­ бота по внедрению синтетиче­ ских матерналов.На траулере «Треска» испытываются тра-_ лы с оснасткой из полиэтиле­ новых канатов. Это даст воз­ можность с 1965 года заме-* нить дорогостоящий и тяже- лый канат «Геркулес» синте­ тическим — легким и прочным. Замене подлежат топенанты» удавиой строп, подборы. поведение его обсудили на со­ брании. Но прежде сам разбе­ рется во всех подробностях случившегося. — Ведь брак получается ли­ бо по незнанию, — говорит Дмитрий Васильевич, — либо по невнимательности. Вот как- то токарь Василий Левин из­ готавливал металлическую на­ бивку для штока цилиндра вы­ сокого давления. В брак пош­ ло 22 кольца. У нас в цехе, да и на заводе много рабочих с богатым опы­ том, у них есть чему поучиться нашей молодежи. Надо только шире привлекать их к воспита­ нию молодых производственни­ ков. И. ЛИЧМАНЕНКО , секретарь цеховой партий­ ной организации слесарно- механического цеха СРЗ-1 Замена посадочных расти­ тельных канатов иа тралах и «геркулесовых» гайтянов уже" производится сейчас i широ­ ком масштабе. С 1965 года в«€ тралы н мешки будут строить­ ся с посадочными и гайтянкым тросами из капронового фала. На флоте проводятся испы­ тания кухтылей, изготовленных из ударно-прочного полисти­ рола. Применение полистирола для изготовления кухтылей по­ высит их подъемную силу, уменьшит вес, а также даст большую экономию металла. Вес кухтыля из полистирола в 2,7 раза меньше стального, а плавучесть больше в 1,7 раза. Применение кухтылей из по­ лимерных материалов позволя- ^ удлинить в 4—5раза срок их эксплуатации. Стоимость же кухтылей из полистирола при массовом производстве будет гораздо ииже металлических. Материалы большой химии находят большое применение ш рыбопромысловом флоте. З а ­ дача моряке* бережно отно­ ситься к ним, добиваться уве­ личения продолжительности эксплуатации. ' А. КОНЯЕВ , заместитель начальника отдела до- бычи управления трало­ вого флота*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz