Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.
■Si l l i S Экипаж большого морозиль ного траулера «Достоевский», возглавляемый опытным капи- таном, отличным судоводителем Александром Ивановичем Са- поговым добился в шестом го ду семилетки больших произ водственных успехов. За первое полугодие вырабо тано 37.695 центнеров свежемо роженой рыбной продукции. Коллектив в первом квартале завоевал переходящее Красное знамя Мурманского горкома КПСС и горисполкома и прочно его удерживает . Сейчас моряки *Достоеё€ко- го» занимают первое место в траловом флоте по добыче ры бы. И в этих успехах большая доля труда рядовых матросов корабля, среди которых заслу женным авторитетом пользует ся Иван Алексеевич Ишуткин, ударник коммунистического труда, настоящий мастер своего дела. Матрос учится заочно в школе моряков. На снилже: И. А. Ишуткин. Фото Т. Кожуха?*. * ' ..... .........■ ' 1,1 " В Р Е Д Н Ы Е М Е Л О Ч И Хочу поделиться с читателя ми газеты «Рыбный Мурман» своим пилением по некоторым вопросам организации труда и отдыха моряков. ЕДИНАЯ БРИГАДА Всем известен установивший ся многолетней практикой по рядок обеспечения моряков промысловых судов продукта ми из магазина № 1. Ежеднев но до десяти экипажей выде ляют по шесть— семь человек для доставки продуктов на судно. Нельзя ли сократить эту цифру? Можно. Для этого, мне кажется, стоит создать еди ную бригаду во главе с экспе дитором, которая будет зани маться получением и доставкой продовольствия на суда. Ко нечно, оформление накладных, получение продуктов в магази не должно происходить под на блюдением и контролем повара и продавца судовой лавки. Та ким образом, количество моря ков, занятых в обеспечении траулеров продовольствием, со кратится более чем вдвое. Д О РО ГО Е УДОВОЛЬСТВИЕ А околько времени теряют моряки при обмене кинолент! Чтобы отнести их в кинопрокат, получить новые и доставить на судно, приходится выделять из состава команды 4—5 человек. Эти люди, теряют целый день. И объясняется это плохой ра ботой кинопроката, большой удаленностью его от порта. Если нет возможности в бли жайшее время выделить или построить помещение вблизи или на территории порта, то надо хотя бы давать для обме на фильмов машину или мото роллер. И тогда не пять, а один человек вполне справится с об меном кинолент. БУМАЖНЫЙ ВАЕР К концу рейса, я, как стар ший помощник капитана, запол няю два документа: «Отчет о промысловом плавании» и «Справна о плавании». В пер вом — 25 граф, во втором — 8, но это по существу один и тот же документ. Отчет мы сдаем в плановый отдел, а справку — в бухгалтерию. Дан ные из отчета переносятся в плановом отделе в журнал. Им плановики и руководствуются. А отчет следует, по-моему, пе редавать в бухгалтерию для на числения заработной платы. Тогда отпадет необходимость составлять нам оправку о пла вании. Время же стоянки, по мимо отчета, отражается в контрольной ведомости. Инвентаризационный акт и материальный отчет сдаются в плановый отдел, но разным лю дям. Материальный отчет гово рит о расходе материалов за рейс, а инвентаризационный акт — за месяц. В конечном счете — это один и тот же до кумент, а так как промысловое вооружение с нас списывают по поступлению в плановый отдел накладных, то, спрашивается, для чего мы пишем материаль ный отчет, когда наличие мате риалов показывает инвентари зационный акт? Опять лишняя бумажка. Вот об этом мне и хотелось сказать. Думаю, мое мнение не единично. Ведь очень часто из- за мелких недостатков в нашей работе мы теряем и время и го сударственные средства. А. ИСТОМИН, старший помощник капита на траулера «Никополь». ся- за помощью, за советом. И всем помогает, А большей ча стью и без зова спешит туда, где необходим его опыт. Однажды в отдел техническо го контроля потребовался спе циалист. И руководство цеха рекомендовало Буянова на должность старшего „мастера - о т к . Дмитрий Васильевич заду мался. В чем заключается пре мудрость этой работы? Принять готовую продукцию, проверить, все ли сходится с чертежами, с размерами, и, главное, не про пустить брак, непригодную к эксплуатации деталь. А то ведь за это рыбаки спасибо не ска жут. -— Легче предупредить брак, чем его исправить, — учит Дмитрий Васильевич. Поэтому трудно застать старшего мастера ОТК в своей конторке. Все больше в цехе, у станков находится. Постоит, по смотрит, как токарь обрабаты вает деталь. Увидит, что не так — не смолчит. Покажет, как лучше заправить резец, как лучше и рациональнее обрабо тать ту или иную деталь, что бы она была точнее и нище. Уважают ДЛитрия Василье вича за то, что одному вовремя посоветует, другого предостере жет от ошибки. Новичков он вводит в трудовую жизнь, учит уважать коллектив, прививает умение придти на помощь това рищу. Вот и Юрий Михеев своим становлением обязан во многом Д. В. Буянову. Это он учил бывшего воина токарному мас терству. Геннадий Тарабарин тоже с благодарностью отзыва ется о своем учителе. С гордостью поглядывает на питомцев Дмитрий Васильевич, когда Геннадий или Юрий, склонившись над станком, вни мательно следят за работой резца, делают промеры. Им уже доверяется обработка ко ленчатых валов дизель-генера торов. А это работа токаря шестого разряда, тогда как Ми хеев и Тарабарин имеют пока еще только третий разряд. Не только молодые рабочие с благодарностью отзываются о мастере Дмитрии Васильеви че. У токарей Владимира Алек сандровича Степанова или Фи липпа Егоровича Мирошничен ко немалый опыт, а они час тенько обращаются к Буянову за помощью. И Дмитрий Ва сильевич с большой охотой даст совет, поделится своими мыс лями. . Ну уж кому туго приходится от Буянова, так это бракоде лам. Хоть и редки случаи бра ка, но бывают. Всех на ногн поетавит. Добьется у старшего мастера механического участка Юрия Павловича Дубровского, чтобы бракодел был наказан и БЕСПОКОЙНЫЙ Коренастый, невысокий, в си ней спецовке он проходит по цеху. Его взгляд останавлива ется то на одном, то на дру гом рабочем. Все как-будто в в порядке. Привычный шум станков... Дмитрий Васильевич Буянов старший мастер отдела техни ческого контроля слесарно-ме ханического цеха удовлетворен но покачивает головой. Можно *6ыть спокойным — брака не -будет. Н о вот его внимание привлек молодой токарь. Что-то он нервничает, — подумал Дмитрий Васильевич, наблюдая за его суетливостью. Подошел к станку. Ясно. Не правильно обрабатывает де таль. —Юра, это делать надо вот так... Умелый поворот ручки, и де таль поставлена на место. С -восхищением смотрит Юрий Мнхеев на своего учителя. — Не горюй, парень! — улы б а я с ь говорит, словно угадав его мысли, Дмитрий Василь евич, — и к тебе придет опыт, и ты будешь хорошим токарем. — Когда-то это будет, •— < вздохнул Михеев. — Будет! Приглядывайся как работают товарищи. Дмитрий Васильевич пришел на первый судоремонтный за вод в 1948 году. А до этого трудился 12 лет на судоверфи. Помнит первые деревянные мастерские, помнит своего учи теля мастера Виктора Ивано вича. Дерерта... Во время Вели кой Отечественной войны вы полнял боевые задания коман дования Северного флота по ремонту кораблей. Вот уже 40 лет ен в Мурманске. На его глазах небольшой портовый го родок превратился в красивей шую столицу Заполярья. Здесь, в цехе, Дмитрию В а сильевичу знаком каждый ста нок, каждый верстак. До 1953 года работал токарем. К каж дому заданию он подходил творчески, постоянно искал но вые пути, как лучше и рацио нальнее обработать ту или иную • деталь. Дмитрий Васильевич даже приобрел свою, как ее на зывают, бундовскую, манеру ра ботать. О ней, конечно, трудно . -рассказать, надо видеть. Нето- -ропясь, будто нехотя берет од ну деталь, другую. Со стороны кажется с такими темпами да леко не уедешь. А правильно пословица говорит «тише едешь — дальше будешь». К концу смены горка готовой продукции яено показывает, что план на много перекрыт. А качество? Любо взять в руки обработан ную Буяновым деталь. Чистая работа. Слава первоклассного специ алиста идет за Дмитрием Ва сильевичем. К нему обращают- ЧЕЛОВЕК Счет тралам, счет деньгам Одним из главных показате лей хозяйственной деятельно сти экипажей судов тралового флота является себестоимость рыбной продукции. Достаточно обстоятельно и всесторонне проанализировать этот показа тель и он расскажет все: как идет механизация и автомати зация на траулерах, растет ли производительность труда, хо рошо ли используется промы словое оборудование, как рас ходуются сетематериалы и де тали промвооружения, сколь ко сжигается траулером топ лива и как борется • машинная команда за его экономию, ка ково качество рыбопродукции. Затраты на сетематериалы и яром вооружение иа кораблях достигают двеиадцати процен тов от всех затрат иа добытую рыбу. В целом по флоту это составляет огромную сумму. От экипажей судов зависит бу дет ли но этой статье эконо мия или перерасход. В начале этого года на фло те произведен пересмотр ста рых норм износа тралов "-и мешков, такелажных изделий и т. д. Новые нормы утверж дены главком «Севрыба». Утверждены также новые це ны м промвооружение и нор мы выдачи тралов, мешков, тралового порядка и сеточни ка на промысле. Управление флота руковод ствовалось при этом следую щими соображениями. Анализ работы экипажей за послед ние годы показал, что они при близительно половину времени работают в районах с нормаль ными грунтовыми условиями и ноловину — в районах с тя желыми грунтами. Так, например, в 1961 году флот промышлял 45 процен тов времени иа нормальных грунтах и 55 процентов — на тяжелых. В 1962 году соответ ственно 46 и 54 процента в 1963 44 м 56 процентов. Это говорит о том, что в масшта бах флота устанавливать нор мы износа орудий лова в зави симости от районов работы не целесообразно. Кроме услож нении расчетов при составле нии заявок это ничего ие даст. Поэтому рукводство флота обратилось в главк с ходатай ством ' — утвердить средние нормы износа без разбивки их по группам с тяжелыми и нормальными грунтовыми ус ловиями. Эта просьба удов летворена. При постановке судов в ре монт по рекомендациям работ ников отдела добычи годные для дальнейшей эксплуатации орудия лова и запасные части, 3 также траловые доски, бо- бинцы, кухтыли и прочее пром- вооружение передаются на другие суда или сдаются на склады отдела снабжения. Сильно изношенные тралы растакелаживаются на судне и используются для ремонта. Помимо контроля со сторо ны работников отдела добычи промысловики сами должны по настоящему считать и хозяй ствовать, должны быть бе режливыми. Морякам пора от казаться от выбрасывания се- темат$рналов и » такелажных изделий, которые еще можно использовать для ремонта а других целей. Кроме того, но ра отказаться от снятия с за дева по принципу «тащи, что достанется». Это приводит ц потере орудий лова, и сниже нию добычи, к перерасходу сударственных средств. Несколько слов о переходе экипажей судов бортового тра ления на работу орудиями л<д- ва из капрона, О преимуществ вах этих тралов говорить не приходится. Стоят они при мерно иа 75 процентов дороже, чем льнопеньковые, но зато срои службы увеличивается п. два раза. В прошлом году экипажи больших морозильных траулеров израсходовали 233 капроновых трала, а руда бор тового траления — 698 штук. Это дало абсолютную эконо мию по флоту в сумме 590 ты сяч рублей. С января 1964 года экипаж» всех судов перешли иа работу орудиями лова, изготовленны ми из капрона. Это даст эко номию средств в размере 8 М тысяч рублей (сравнение ве дется с льно-пеньковыми тра» ламн) , В настоящее время в тра ловом флоте продолжается ра бота по внедрению синтетиче ских матерналов.На траулере «Треска» испытываются тра-_ лы с оснасткой из полиэтиле новых канатов. Это даст воз можность с 1965 года заме-* нить дорогостоящий и тяже- лый канат «Геркулес» синте тическим — легким и прочным. Замене подлежат топенанты» удавиой строп, подборы. поведение его обсудили на со брании. Но прежде сам разбе рется во всех подробностях случившегося. — Ведь брак получается ли бо по незнанию, — говорит Дмитрий Васильевич, — либо по невнимательности. Вот как- то токарь Василий Левин из готавливал металлическую на бивку для штока цилиндра вы сокого давления. В брак пош ло 22 кольца. У нас в цехе, да и на заводе много рабочих с богатым опы том, у них есть чему поучиться нашей молодежи. Надо только шире привлекать их к воспита нию молодых производственни ков. И. ЛИЧМАНЕНКО , секретарь цеховой партий ной организации слесарно- механического цеха СРЗ-1 Замена посадочных расти тельных канатов иа тралах и «геркулесовых» гайтянов уже" производится сейчас i широ ком масштабе. С 1965 года в«€ тралы н мешки будут строить ся с посадочными и гайтянкым тросами из капронового фала. На флоте проводятся испы тания кухтылей, изготовленных из ударно-прочного полисти рола. Применение полистирола для изготовления кухтылей по высит их подъемную силу, уменьшит вес, а также даст большую экономию металла. Вес кухтыля из полистирола в 2,7 раза меньше стального, а плавучесть больше в 1,7 раза. Применение кухтылей из по лимерных материалов позволя- ^ удлинить в 4—5раза срок их эксплуатации. Стоимость же кухтылей из полистирола при массовом производстве будет гораздо ииже металлических. Материалы большой химии находят большое применение ш рыбопромысловом флоте. З а дача моряке* бережно отно ситься к ним, добиваться уве личения продолжительности эксплуатации. ' А. КОНЯЕВ , заместитель начальника отдела до- бычи управления трало вого флота*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz