Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.

У одного из новых причалов порта 12 июля ошвартовалась новая плавбаза —. рыбозавод «Даурия», построенная по за­ казу Советского Союза на Гданьской верфи Польской На­ родной республики. Белоснеж­ ная громада корабля привлека­ ет массу любопытных. Порто­ вики, рыбообработчики, моря­ ки тралового и сельдяного фло­ тов с восхищением осматривают великолепный красавец-ко­ рабль. 13 июля на плавбазе побы­ вали первый секретарь горкома КПСС В. П. Родин, представи­ тели главка «Севрыба», состоя­ лись совещания руководите­ лей тралового и сельдяного флотов по вопросам направле­ ния «Даурии» в первый экспе­ риментальный рейс. Капитан плавбазы-рыбозаво­ да Борис Саввич Кисов, глав­ ный механик Евгений Василье­ вич Чубуков и помощник напи­ тана по производству Иван Ва­ сильевич Коньшин дали коррес­ пондентам нашей газеты три коротких интервью. — На плавбазе будет рабо­ тать 248 человек. Водоизмеще­ ние плавбазы 19 850 тонн, грузоподъемность 10 тысяч тонн. — сказал Борис Саввич Кисов. — Для экипажа созданы все условия для производитель­ ного труда и полноценного от­ дыха. В распоряжении штурма­ нов все современные электро- навигационные установки. Есть новейший радионавига­ ционный прибор. Он помогает судоводителям в любое вре­ мя определить точное место на­ хождения судна. Прекрасно оборудованы каю­ ты командного состава, удобны и уютны каюты для рыбообра- Есть специальные кладовые для овощей, сухих продуктов. Госпиталь на «Даурии» рас- читан на 18 коек. Здесь хорошо оборудован рентгенкабинет, операционная, зубоврачебный кабинет. Собственно говоря, на плав- ад транспортном рефрижераторе «Советсн», осуществляется бес­ контактный способ приемки ры­ бы. Если посмотреть весь про­ цесс заморозки продукции, то это выглядит так: контейнеры поднимают по слипу, рыба вы­ сыпается в бункеры, откуда по­ ступает на сортировку, расфа- ODDDDODDDOD □ □ □ □ □ V □ □ П _ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ D O □ □ □ □ □ □ D C □ □ □ D O D D D D O D D D O D D O D □ □ □ □ □ □ ботчиков, матросов. В каждой без исключения может быть установлен радиоприемник. В отделке всех помещений норабля широко использована огнеустойчивая и красивая пластмасса, в каждой каюте есть установки искусственно­ го климата. В распоряжении экипажа 5 столовых, одна из которых служит и кинозалом на 120 мест, есть читальный зал, библиотека. Очень хоро­ шие душевые, прачечная. Есть установки для газирования питьевой воды. Прекрасно ме­ ханизирован камбуз. Пекарня «Даурии» может обеспечить свежееыпеченным хлебом эки­ пажи всех подходящих к ней судов (до 20— 30 судов). Кла­ довые базы могут взять боль­ шое количество продунтов. базе есть все для того, чтобы люди могли плодотворно рабо­ тать и в часы, свободные от вахт, хорошо отдохнуть. Помощник капитана по про­ изводству Ивах Васильевич Коньшин рассказал следующее: Наша база предназначена для обработни рыбы, принимаемой с кораблей бортового траления. Она имеет хорошие морозиль­ ные установни, в которых за сутки будет замораживаться 90 тонн рыбы. Имеется первоклас­ сная рыбомучная установка, где можно перерабатывать до 100 тонн сырья в сутки. Произво­ дительность жиротопной уста­ новки — 200 килограммов в час (по сырой печени). Уста­ новлены два ледогенератора мощностью в 20 тонн пластин­ чатого льда. На «Даурии», как и на совку, а затем идет в моро­ зильные тоннели. После замо­ розки ее упаковывают и по двум линиям ящики с готовой продукцией поступают в ох­ лаждаемые трюмы. Их на базе четыре. Передвижение тележек механизировано, управление осуществляется с центрального пульта. Пятый трюм предназначен для хранения рыбной муки и пресервов. Там поддерживается темпертура минус 5 градусов. Пресервная линия сможет обес­ печить в сутни переработку 32— 40 тонн сырья. Третья линия предназначена для обработки 150 тонн сель­ ди. Установлен пневматиче­ ский бочкоопрокидыватель. Путь следования сельди та- ков: по вибролотну она посту­ пает на сортировку, в мойку, а затем на автоматические пнев­ матические весы, после чего уже идет в бочки, установлен­ ные на виброукладчиках. Затем на донья наносится трафарет, специальное дозирующее уст­ ройство заливает тузлук. Запол­ ненные бочки по роликовому транспортеру идут в трюм. Злеезторы обору­ дованы бочковы- брасывателем. О машинном от­ делении плавбазы- рыбозавода «Дау­ рия» рассказал главный механик Евгений Васильевич Чубуков. Главная силовая установка мощностью 6250 эффективных лошадиных сил. Главный дви­ гатель системы «Бурмейстер ог Вайн» датской постройки. Энер­ гетическая электроустановка включает в себя шесть дизель- генераторов по 400 киловатт каждый. Котельная установна имеет три паровых котла про­ изводительностью 4,5 тон: »i пара в час каждый. Вся нотельная установка ав­ томатизирована. Холодильная установка пре­ дусматривает охлаждение трю­ мов до температуры минус 25 градусов (для заморозки pt: ной продукции) и для. охлаж­ дения провизионных камер. I $ Лорт является главной арте­ риейМурманска. у Изо дня в день, от утра до утра, ни на секунду не умол­ кает он. Звонко сигналит свои­ ми машинами и траулерами. Трудолюбиво ворочается ги­ гантскими портальными крана­ ми. Задумчиво шлепает зеле­ новатыми волнами. Разгорячен- но дышит тысячами человече­ ских легких. Нашу рыбу знает весь Совет­ скийСоюз. На долю Мурман­ ского бассейна выпадает чет­ вертая часть рыбной продук­ ции страны. На самых далеких штормах и ветрах, на большом расстоянии от родной земли забрасывают моряки свои тралы. А в это время в порту гре­ мучим потоком проходит жизнь. С каждым годом все лучше и лучше оснащается он техникой. Введена в строй пневматиче­ ская рыбомучная установка. На глубоководном пирсе прибави­ лось три портальных крана. ЭхсЯериментируется пневма­ тическая установка по выгруз­ ке рыбы навалом. Ежедневно обрабатывается 5— 15 судов. Тяжело груженные траулеры возвращаются с промысла. Порт умеет встречать. Не праздно, не кричаще. Он суро­ вый и строгий. До? 1 {Гыйи муд­ рый. Он вырастает перя ними большой, кряжистый, мозоли­ стый. Порт — рабочийчеловек. Фото Б. ОСОКИНА. В настоящее время экипажи, ведущие промысел в районах Атлантики, испытывают ост­ рый недостаток плавбаз и тан­ керов. И если сейчас нет ре­ альной возможности увеличить нх количество,, то нужно ис­ кать эффективные методы обеспечения траулеров всем необходимым. Путь ускорения рейсооборота плавбаз и танке­ ров — один из резервов сокра­ щения простоя судов. Сегодня мы публикуем ста­ тью технического информатора службы главного капитана тралового флота Ф. В. Андри­ анова. В ней он рассказывает об опыте парной бункеровки судов типа БМРТ. Такой спо­ соб был впервые применен ка­ питаном танкера «Люберцы» тов.- Григорьевым в 1963 году. Ценность предлагаемого мето­ да в том, что при нем значи­ тельно сокращается простой траулеров при бункеровке топ­ ливом и водой. ♦ % * Бункеровка двух БМРТ про­ исходит: следующим образом. При глубине в 50 . метров БМРТ становится на якорь и травит 4 смычки якорного ка­ ната в воду. К нему на бак­ штов подходит танкер. После закрепления * факштова :длиной в 40—50 метров танкер травит якорь (2 смычки) до грунта. Затем оба судна по команде с танкера одновременно отдают еще 3 смычки, подрабатывая машиной назад, растаскивая канаты по грунту. ' Оба судна стоят носом против равнодействующей си­ лы ветра и тече­ ния в кильватер или почти в киль­ ватер друг друту. Между ними — бакштов, лотом за ­ водятся шланги. После этого к корме танкера швартуется на ба.кштов обычным порядком, без отдачи якоря, второй БМРТ. Танкер становится на якорь в обязательном порядке, пото­ му что в свежую погоду, на зыби, когда суда стоят в киль­ ватере друг другу, на якор­ ный канат носового БМРТ па­ дает напряжение двух кораб­ лей, стоящих сзади его, а в спокойную погоду судно, стоя­ щее на бакштове, очень часто наносит «на судно, стоящее на якоре. -Первое, чтобы не нава­ ливаться, вынуждено отраба­ тывать машиной назад. Если танкер стоит на бакштове без отданного якоря, то его и вдр- мовой БМРТ будет ’ наносив на траулер, стоящий на якоре. Несогласованные действия машин танкера и траулера, стоящего с кормы, создадут опасность навала друг на дру­ га. При отдаче якоря танке­ ром подобной ситуации не воз­ никнет, так как сил, навалива­ ющих танкер, недостаточно не гашей (огоном), а восьмер­ кой на кнехт для быстрой, экстренной отдачи его. Когда носовой траулер за ­ кончив бункеровку, отошел, очередное судно становится по носу следующим образом (для глубины 50 метров). Парный метод бункеровки БМРТ для преодоления силы сцепле­ ния якоря с грунтом, , Траулер, стоящий на бак­ штове танкера «Люберцы» с кормы, периодически отраба­ тывал задним ходом, ликви­ дируя опасность навала. Обрыв якорь-цепи носового БМРТ очень опасен, и для предотвращения его необходи­ мо внимательно следить за якорь-цепью, \ не допуская чрезмерного иатяжеюия, и в . случае необходимости заблаго­ временно отдать бакшщ * Нужно следить и за сменой течения. При работе парным мето^оу г ашкиы всех судов должны ыть в постоянно# готовности» Бакштов, заведенный на нос$- * w ft траулер,*йойжй*’к$^миМя Танкер подбирает якорный канат до 3—4 смычек. По но­ су заходит траулер, становится на якорь с расчетом положить не более 5 смычек якорного ка­ ната, затем заводится бак­ штов, и оба судна потравлива­ ют еще 2—3 смычки маната. Траулеру, становящемуся на якорь по «осу танкера, необхо­ димо соблюдать осторожность во избежание навала на фор­ штевень. Для этого важно на­ чинать сдавать назад, лишь §ыйдя на канат и? убедившись, что »к<$рь не ползет. до 70 метррв. Дело, 6 вовб£, но О Д О М 11 глубинах вдет р§чь, ктивноег Оно позволит значительно увели* чйть оборачиваемость налив­ ных судов, быстрее снабжать флот топливом, водоиЧ Подоб­ ным методом танкер «Любер­ цы» удачно работал в сент^б-- ре 1963 г. в районе острова Сейбл. В зи»мнее время, пр« неожиданной смене направле­ нна сильных вет­ ров, особенно на скалистых грун­ тах, работать указанным ме­ тодом ришованно, ударнт фор­ штевнем впереди стоящий ко­ рабль. В настоящее время в глав­ ном управлении «Севрыба» сложилось тяжелое положение с обеспечением танкерным фло­ том. Личному составу танкера «Пирятин» и службе эксплуа­ тации тралфлота при снабже­ нии судов типа БМРТ необхо­ димо освоить парный метод бункеровки судов, предложен­ ный экипажем танкера «Лю ­ берцы». ^ Ф. АНДРИАНОВ, тех­ нический информатор службы главного капи­ тана тралового флота. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz