Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.
У одного из новых причалов порта 12 июля ошвартовалась новая плавбаза —. рыбозавод «Даурия», построенная по за казу Советского Союза на Гданьской верфи Польской На родной республики. Белоснеж ная громада корабля привлека ет массу любопытных. Порто вики, рыбообработчики, моря ки тралового и сельдяного фло тов с восхищением осматривают великолепный красавец-ко рабль. 13 июля на плавбазе побы вали первый секретарь горкома КПСС В. П. Родин, представи тели главка «Севрыба», состоя лись совещания руководите лей тралового и сельдяного флотов по вопросам направле ния «Даурии» в первый экспе риментальный рейс. Капитан плавбазы-рыбозаво да Борис Саввич Кисов, глав ный механик Евгений Василье вич Чубуков и помощник напи тана по производству Иван Ва сильевич Коньшин дали коррес пондентам нашей газеты три коротких интервью. — На плавбазе будет рабо тать 248 человек. Водоизмеще ние плавбазы 19 850 тонн, грузоподъемность 10 тысяч тонн. — сказал Борис Саввич Кисов. — Для экипажа созданы все условия для производитель ного труда и полноценного от дыха. В распоряжении штурма нов все современные электро- навигационные установки. Есть новейший радионавига ционный прибор. Он помогает судоводителям в любое вре мя определить точное место на хождения судна. Прекрасно оборудованы каю ты командного состава, удобны и уютны каюты для рыбообра- Есть специальные кладовые для овощей, сухих продуктов. Госпиталь на «Даурии» рас- читан на 18 коек. Здесь хорошо оборудован рентгенкабинет, операционная, зубоврачебный кабинет. Собственно говоря, на плав- ад транспортном рефрижераторе «Советсн», осуществляется бес контактный способ приемки ры бы. Если посмотреть весь про цесс заморозки продукции, то это выглядит так: контейнеры поднимают по слипу, рыба вы сыпается в бункеры, откуда по ступает на сортировку, расфа- ODDDDODDDOD □ □ □ □ □ V □ □ П _ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ D O □ □ □ □ □ □ D C □ □ □ D O D D D D O D D D O D D O D □ □ □ □ □ □ ботчиков, матросов. В каждой без исключения может быть установлен радиоприемник. В отделке всех помещений норабля широко использована огнеустойчивая и красивая пластмасса, в каждой каюте есть установки искусственно го климата. В распоряжении экипажа 5 столовых, одна из которых служит и кинозалом на 120 мест, есть читальный зал, библиотека. Очень хоро шие душевые, прачечная. Есть установки для газирования питьевой воды. Прекрасно ме ханизирован камбуз. Пекарня «Даурии» может обеспечить свежееыпеченным хлебом эки пажи всех подходящих к ней судов (до 20— 30 судов). Кла довые базы могут взять боль шое количество продунтов. базе есть все для того, чтобы люди могли плодотворно рабо тать и в часы, свободные от вахт, хорошо отдохнуть. Помощник капитана по про изводству Ивах Васильевич Коньшин рассказал следующее: Наша база предназначена для обработни рыбы, принимаемой с кораблей бортового траления. Она имеет хорошие морозиль ные установни, в которых за сутки будет замораживаться 90 тонн рыбы. Имеется первоклас сная рыбомучная установка, где можно перерабатывать до 100 тонн сырья в сутки. Произво дительность жиротопной уста новки — 200 килограммов в час (по сырой печени). Уста новлены два ледогенератора мощностью в 20 тонн пластин чатого льда. На «Даурии», как и на совку, а затем идет в моро зильные тоннели. После замо розки ее упаковывают и по двум линиям ящики с готовой продукцией поступают в ох лаждаемые трюмы. Их на базе четыре. Передвижение тележек механизировано, управление осуществляется с центрального пульта. Пятый трюм предназначен для хранения рыбной муки и пресервов. Там поддерживается темпертура минус 5 градусов. Пресервная линия сможет обес печить в сутни переработку 32— 40 тонн сырья. Третья линия предназначена для обработки 150 тонн сель ди. Установлен пневматиче ский бочкоопрокидыватель. Путь следования сельди та- ков: по вибролотну она посту пает на сортировку, в мойку, а затем на автоматические пнев матические весы, после чего уже идет в бочки, установлен ные на виброукладчиках. Затем на донья наносится трафарет, специальное дозирующее уст ройство заливает тузлук. Запол ненные бочки по роликовому транспортеру идут в трюм. Злеезторы обору дованы бочковы- брасывателем. О машинном от делении плавбазы- рыбозавода «Дау рия» рассказал главный механик Евгений Васильевич Чубуков. Главная силовая установка мощностью 6250 эффективных лошадиных сил. Главный дви гатель системы «Бурмейстер ог Вайн» датской постройки. Энер гетическая электроустановка включает в себя шесть дизель- генераторов по 400 киловатт каждый. Котельная установна имеет три паровых котла про изводительностью 4,5 тон: »i пара в час каждый. Вся нотельная установка ав томатизирована. Холодильная установка пре дусматривает охлаждение трю мов до температуры минус 25 градусов (для заморозки pt: ной продукции) и для. охлаж дения провизионных камер. I $ Лорт является главной арте риейМурманска. у Изо дня в день, от утра до утра, ни на секунду не умол кает он. Звонко сигналит свои ми машинами и траулерами. Трудолюбиво ворочается ги гантскими портальными крана ми. Задумчиво шлепает зеле новатыми волнами. Разгорячен- но дышит тысячами человече ских легких. Нашу рыбу знает весь Совет скийСоюз. На долю Мурман ского бассейна выпадает чет вертая часть рыбной продук ции страны. На самых далеких штормах и ветрах, на большом расстоянии от родной земли забрасывают моряки свои тралы. А в это время в порту гре мучим потоком проходит жизнь. С каждым годом все лучше и лучше оснащается он техникой. Введена в строй пневматиче ская рыбомучная установка. На глубоководном пирсе прибави лось три портальных крана. ЭхсЯериментируется пневма тическая установка по выгруз ке рыбы навалом. Ежедневно обрабатывается 5— 15 судов. Тяжело груженные траулеры возвращаются с промысла. Порт умеет встречать. Не праздно, не кричаще. Он суро вый и строгий. До? 1 {Гыйи муд рый. Он вырастает перя ними большой, кряжистый, мозоли стый. Порт — рабочийчеловек. Фото Б. ОСОКИНА. В настоящее время экипажи, ведущие промысел в районах Атлантики, испытывают ост рый недостаток плавбаз и тан керов. И если сейчас нет ре альной возможности увеличить нх количество,, то нужно ис кать эффективные методы обеспечения траулеров всем необходимым. Путь ускорения рейсооборота плавбаз и танке ров — один из резервов сокра щения простоя судов. Сегодня мы публикуем ста тью технического информатора службы главного капитана тралового флота Ф. В. Андри анова. В ней он рассказывает об опыте парной бункеровки судов типа БМРТ. Такой спо соб был впервые применен ка питаном танкера «Люберцы» тов.- Григорьевым в 1963 году. Ценность предлагаемого мето да в том, что при нем значи тельно сокращается простой траулеров при бункеровке топ ливом и водой. ♦ % * Бункеровка двух БМРТ про исходит: следующим образом. При глубине в 50 . метров БМРТ становится на якорь и травит 4 смычки якорного ка ната в воду. К нему на бак штов подходит танкер. После закрепления * факштова :длиной в 40—50 метров танкер травит якорь (2 смычки) до грунта. Затем оба судна по команде с танкера одновременно отдают еще 3 смычки, подрабатывая машиной назад, растаскивая канаты по грунту. ' Оба судна стоят носом против равнодействующей си лы ветра и тече ния в кильватер или почти в киль ватер друг друту. Между ними — бакштов, лотом за водятся шланги. После этого к корме танкера швартуется на ба.кштов обычным порядком, без отдачи якоря, второй БМРТ. Танкер становится на якорь в обязательном порядке, пото му что в свежую погоду, на зыби, когда суда стоят в киль ватере друг другу, на якор ный канат носового БМРТ па дает напряжение двух кораб лей, стоящих сзади его, а в спокойную погоду судно, стоя щее на бакштове, очень часто наносит «на судно, стоящее на якоре. -Первое, чтобы не нава ливаться, вынуждено отраба тывать машиной назад. Если танкер стоит на бакштове без отданного якоря, то его и вдр- мовой БМРТ будет ’ наносив на траулер, стоящий на якоре. Несогласованные действия машин танкера и траулера, стоящего с кормы, создадут опасность навала друг на дру га. При отдаче якоря танке ром подобной ситуации не воз никнет, так как сил, навалива ющих танкер, недостаточно не гашей (огоном), а восьмер кой на кнехт для быстрой, экстренной отдачи его. Когда носовой траулер за кончив бункеровку, отошел, очередное судно становится по носу следующим образом (для глубины 50 метров). Парный метод бункеровки БМРТ для преодоления силы сцепле ния якоря с грунтом, , Траулер, стоящий на бак штове танкера «Люберцы» с кормы, периодически отраба тывал задним ходом, ликви дируя опасность навала. Обрыв якорь-цепи носового БМРТ очень опасен, и для предотвращения его необходи мо внимательно следить за якорь-цепью, \ не допуская чрезмерного иатяжеюия, и в . случае необходимости заблаго временно отдать бакшщ * Нужно следить и за сменой течения. При работе парным мето^оу г ашкиы всех судов должны ыть в постоянно# готовности» Бакштов, заведенный на нос$- * w ft траулер,*йойжй*’к$^миМя Танкер подбирает якорный канат до 3—4 смычек. По но су заходит траулер, становится на якорь с расчетом положить не более 5 смычек якорного ка ната, затем заводится бак штов, и оба судна потравлива ют еще 2—3 смычки маната. Траулеру, становящемуся на якорь по «осу танкера, необхо димо соблюдать осторожность во избежание навала на фор штевень. Для этого важно на чинать сдавать назад, лишь §ыйдя на канат и? убедившись, что »к<$рь не ползет. до 70 метррв. Дело, 6 вовб£, но О Д О М 11 глубинах вдет р§чь, ктивноег Оно позволит значительно увели* чйть оборачиваемость налив ных судов, быстрее снабжать флот топливом, водоиЧ Подоб ным методом танкер «Любер цы» удачно работал в сент^б-- ре 1963 г. в районе острова Сейбл. В зи»мнее время, пр« неожиданной смене направле нна сильных вет ров, особенно на скалистых грун тах, работать указанным ме тодом ришованно, ударнт фор штевнем впереди стоящий ко рабль. В настоящее время в глав ном управлении «Севрыба» сложилось тяжелое положение с обеспечением танкерным фло том. Личному составу танкера «Пирятин» и службе эксплуа тации тралфлота при снабже нии судов типа БМРТ необхо димо освоить парный метод бункеровки судов, предложен ный экипажем танкера «Лю берцы». ^ Ф. АНДРИАНОВ, тех нический информатор службы главного капи тана тралового флота. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz