Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.

\ */■' к//it /f * л т* //'к./У'ку * /У* Н А ПАЛУБЕ траулера «Ше- лонь» ворчали матросы! ^ Завтра, отход, правда? — Кто юс знает. Целый ме­ сяц отходи М| и все «завтра». —1Надо на другой корабль переход ить. % машинно-котельной установ­ ке. Правда, серьезная работа предстояла для исправления лебедки, но так как 90 процен­ тов объема ремонтных работ было сдано представителям И. Г. Минц не при»ял у судо­ ремонтников лебедку из-за имеющихся отклонений от тех­ нических нормалей в привалке движения цилиндра правого борта. Требование старшего ме- мотылевого вальца. А когда все поставили на место, вож­ дение штока и зазор остались прежними. — Кто проводил контроль­ ные проверки? Скорее в море уйдешь. В чем же *ело? Поче­ му у коман­ ды «Шелони» такое неве­ селое настроение? . Почему люди так удручены, полны не­ верия в предстоящий отход? 10 марта траулер «Шелоиь» встал к причалу с объемом ре­ монта в пять с половиной ты­ сяч мормо-часов, а планирова­ лось траулеру для ремонта около десяти тысяч нормо-ча- сов. Машинная команда, умело эксплуатируя технику, своевре­ менно и высококачественно проводя отдельные виды теку­ щего ремонта собственными силами, сумела к среднему ре­ монту подойти в основном С незначительными неполадками РАЗВЕОСКУДЕЛАИНЖЕНЕРНАЯМЫСЛЬ? СРЗ-1 по типовой ведомости, то выдержка сроков не вызывала сомнения ни у рядового состава «Шелоии»| ни у его командо­ вания. Так и случилось. 14 мая, как и было положено по обоюдно­ му договору, представители СРЗ-1 доложили о готовности судна к промысловой работе. Но... Вот с этого момента и начи­ нается непроизводительный простой судна, бесконечные распоряжения: «отход завт­ ра...», и так целый месяц. Причина следующая. Старший механик «Шелони» КОГДА КОРАБЛЬ ДОРОГ После среднего ремонта трау­ лер «Североморск» пробыл в эксплуатации четыре года. На­ ступил срок очередного осви­ детельствования инспектором Регистра СССР , своеобразного экзамена умения команды со­ держать в чистоте и техниче­ ском порядке машинно-котель­ ную установку. Проверка по­ казала, что машинисты, меха­ ники «Североморска» умеют правильно и грамотно эксплуа­ тировать свою технику. Инспекцией был отложен ре­ монт еще на год, а за техниче­ ское состояние вынесена оцен­ ка — «хорошо». За время эксплуатации судно не имело простоев на промыс­ ле по вине машинной команды. Старший механик Б. М. Бату- лнн и его подчиненные исклю­ чительно добросовестно выпол­ няют свои обязанности. Особен­ но хорошо поработаЛй они при подготовке судна на перегон в Польскую Народную Республи­ ку. В хорошем техническом со­ стоянии нашла инспекция Ре­ гистра СССР и траулер «Джуг- ба». Его команда сумела вслед­ ствие добросовестной подготов­ ки к инспекторскому осмотру сократить стоянку в порту на трое суток. Начальник тралового флота Д. Я. Калюгин объявил благо­ дарность членам машинной команды «Североморска» Б. М. Батулину — старшему механи­ ку, В, С. Меньшикову — вто­ рому механику, В. Г. Одвиго- ву — третьему механику, А. Ф. Новикову — старшему маши­ нисту, П. И. Гудкову — слеса­ рю; старшему механику «Джуг- бы» М. А. Кириллову, второму механику В. Е. Нефодину, тре­ тьему механику Б. Н. Глущен­ ко. ханика было совершенно спра­ ведливо, ведь по существу предъявленный к устранению дефект остался в своем пер­ возданном виде, хотя бригадой рабочих СР З-i затрачено на его ликвидацию более полутора тысяч нормо-часов. Начались бессчетные конт­ рольные проверки, споры. Представители СРЗ-1 доказы­ вали, что в практической рабо­ те имеющиеся отклонения от нормали никак себя отрица­ тельно не проявят, а механики судна категорически настаива» ли на доведении зазоров меж­ ду поршнями цилиндра до со­ ответствующих техническим требованиям. Всякое устранение дефекта начинается с выяснения его причины. А вот ее-то и не мо­ гут найти ни старший механик И. Г. Минц со своими помощ­ никами, ни инженеры СРЗ-1. Почему «водит» шток цилинд­ ра? Почему зазор между ци­ линдром и поршнем не соответ­ ствует техническим условиям? — Мы пытались выяснить причины, — говорит прораб СРЗ-1 В. Я. Муннер, — даже разбирали лебедку и приноси­ ли вал в цех для калибровки — На СРЗ? Многие. Масте­ ра, инженеры технического от­ дела, работники ОТ К. — А с судоверфи вы при­ глашали кого-нибудь? —- Нет.' Зачем же, — отве­ чает В. Л. Муннер. — У т с своя специалисты хорошие, с тридцатилетним стажем. Так же думает и начальник производственно - диспетчер­ ского отдела завода Б. К. Вла­ сов. А вот старший механик «Шелони» И. Г. Минц имеет другое мнение. — Я не боюсь признаться, — говорит он, — что моих знаний не хватает для выяснения при­ чин дефекта. Я буду благода­ рен тому, кто мне подскажет, поможет разобраться. Я не по­ нимаю, почему технические ру­ ководители судоремонтного за­ вода не соберут своего рода консилиум, не встретятся с луч­ шими специалистами судовер­ фи и не решат, наконец, этот вопрос. Непонятно это и нам. Непонятно, почему в течение месяца добрый десяток грамот­ ных инженеров не смог соб­ раться за одним столом, скло­ ниться над чертежами, посчи­ тать, подумать.? И почему все- таки не пригласить специали­ стов со стороны? Что это? М М И И И Я И Т Боязнь ущемления собственно­ го престижа? Если это так, то профессиональное самолюбие едва ли стоит проявлять в та­ ком плане. И единственным критерием его может служить только высо- кокачеств е н- но выполнен­ ная работа. А ее-то и нет на «Ше­ лони». И вот результат. Экипаж траулера «Шелонь» сэкономил на прежних ремон­ тах 50 суток. Это время могло быть использовано с успехом на промысле, а за месяц яро­ стей оно «сгорело». Перед по­ становкой корабля в ремонт в марте у экипажа недоставало до завершения полугодового плана ие более 50 тонн рыб«2. И выйди траулер на промысел 15 мая, полугодовой план был бы выполнен досрочно. Сейчас же выполнение плана сорвано. Целый месяц (это ремонтный месяц!) на траулере держали полный штат. Вот сколько невозвратимых потерь повлекала за собой одна неразгаданная проблема. Не на высоте оказался инже­ нерный ум судоремонтников. Желание во что бы то ни стало сдать лебедку, убедить старше­ го механика судна в том, что в этом состоянии она будет ра ­ ботать, увело их с пути разум­ ного инженерного решения во­ проса. Такова история одной ле­ бедки. Над ней стоит задумать­ ся — она поучительна. Е. РЫБНИКОВ. ±/7*//+yrW+//*S/b//4SS+S/+j^//+//*/r+/r+//+/r+/r+SS+//+/r+//+/r+//^//b/r+/f+/S+m7+J^y^SS+y/*/7 Всегда оживленно в диспет­ черской порта, Вместе с диспетчерами решением многих утрен­ них забот приходится занимать­ ся Льву Александровичу Икон- !эТО НЕ ПО-ХОЗЯЙСКИ!! к Й ■ 5 Щ I I Л 9 Л I Затраты на орудия лова н промысловое вооружение В траловом флоте исчисляются миллионами рублей. Отсюда становится понятно, насколько важно их экономное расходо­ вание для снижения себестои­ мости рыбной продукции. Немаловажное значение име­ ет и повторная переработка изношенных капроновых делей. Н о мурманская контора «Глав­ вторсырье» в последнее время прекратила приемку капрона. Сейчас на складах флота ско­ пилось около 30 тонн изношен­ ного капрона. Некоторые эки­ пажи ло 3—4 рейса возят из­ ношенную дель, так как склад ее не принимает. «Нам некуда сдавать капрон», — заявляют работники отдела снабжения. Уже несколько недель идет переписка, а дело с места не двигается. И в то же время часть втулок роликов промвоо- ружения Мурманская судо­ верфь и ее заводы по-прежне­ му изготовляют из дефицитной бронзы или чугуна. А ведь втулки из капрона значительно дешевле и износоустойчивее не только чугунных, но и бронзо­ вых. Почему бы участку капро­ нового чштья судоверфи и Кан­ далакшскому механическому заводу не наладить их серий­ ное производство? Вот и наш­ лось бы применение горам кап­ роновых дедой, лежащим без движения на складе. Не менее важной проблемой является ремонт траловых до­ сок. Два года назад с этим справ­ лялись бригады, организован­ ные при отделах снабжения тралового и сельдяного флотов. Н о в районе площадки начали строить завод рыбной муки, и работы были прекращены. Н о ­ вого места не нашли. Некоторое время доски вооб­ ще не ремонтировали. А когда «горы» изношенных досок на­ чали расти, главк поручил ре­ монт их судоремонтному заво­ ду № 1. ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ Завод почти полгода делал выдержку — авось надоест ждать и флот начнет работы своими силами. Но видя, что сопротивление бесполезно, при­ ступил к делу. За 6 месяцев отремонтировали для тралово­ го флота всего 27 досок. Сей-» час скопилось около 200 досок, но на заводе не спешат: ремон­ тировать, так ремонтировать на широкую ногу. И составили такой расчет, что в траловом флоте за голову схватились. Стоимость только собственно ремонта составляет 54 рубля 85 копеек. Накладные расходы на каждый нормо-час на СРЗ-1 составляют 10 про­ центов. За счет этого сумма увеличится еще на 55 рублей. У большинства досок придет­ ся заменять килевые коробки, а иногда и дуги (они в расчет не вошли). Стоимость килевой ко­ робки исчисляется в 54 рубля, а пары дуг — в 22 рубля. Ко­ роче говоря, ремонт доски обойдется в 241 рубль, тогда как новая доска, изготовленная Кандалакшским механическйм заводом, стоит 187 рублей(?!) Золотыми станут доски после ремонта. Возникает вопрос: нельзя ли сделать его дешевле? Оказывается, можно. Ведь за ­ вод включил в расчёт замену всех деталей траловой доски, что не всегда необходимо. Надо разработать несколько катего­ рий ремонта досок в зависи­ мости от объема работ, Сдавая доски, заказчики совместно с Представителем завода будут разбраковывать их по этим ка­ тегориям. Тогда всякие припис­ ки (на несуществующие рабо- Ты) будут исключены, а сейчас расчет завода их .поощряет. Следует решать этот вопрос немедленно. Ведь доски лежат и ржавеют, а флот расходует новые. Настало время организовать специальный участок по ремон­ ту промвооружения на судо­ верфи. В. МАКШЕЕВ, инженер отдела добычи рыбы уп­ равления тралового флота. ■ s ■ ■ ■ ■ ! ■ : никову — сменному инженеру цеха механизации Мурманско­ го рыбного порта. — Дозарезу нужен трактор.., — Срочно пришлите авто­ кран. — На десятом причале сло­ малась лебедка. Вышлите сле­ саря. А вечером у Льва Александ­ ровича другая забота: занятия в кружке по изучению конкретной экономики. ...Тема — производительность труда. В комнате тишина: вни­ мательно слушают Л . А. Икон­ никова ребята, те самые, в чьих руках почти вся техника порта. Но вот разговор переходит с теоретических положений о по­ вышении производительности труда к непосредствениой рабо­ те механизаторов — слесарей, крановщиков. Тишины в комна­ те «аж и не было: говорят, спо­ рят, предлагают. Во время этих бесед « опоров часто рождаются предложения, которые позже претворяются в жизнь. Слуша­ ет Лев Александрович эти спо­ ры и удовлетворенно улыбает­ ся: тема понята, значит и до практических дел недалеко... Есть в цехе механизации первого участка рыбного порта книга, в которой за короткий срок с начала эстафеты запи­ сано около ста рационализа­ торских предложении механи­ заторов. Листает ее стра- ницы Л. А. Иконников, читает записи... На портальных кранах для гашения инерции поворота Стоит тормоз с ручным приво­ дом, что создает неудобство в работе, так как приходится при торможении бросать рукоятку, контроллера. Необходимо по­ ставить ножную педаль-тор­ моз для удобного управления краном. Начато изготовление капроновых «подшипников вмес­ то чугунных на поршневых иа« сосах К-21. ...Изготовлен метал­ лический стол с площадкой на уровне платформы для более быстрой разгрузки вагонов. Под записями фамилии В. Сморч- кова, С. Севастьянова, Д. Про­ тасова, занимающихся и круж« ке конкретной экономик*. Кончается рабочая смена. Расходятся на отдых люм . Только не торопится домой Ле® Александрович Иконников: у; него занятия в Доме полити«*е- ского просвещения. Идет Лее Александрович учиться, чтобы легче и лучше самому учить других. ИЗ С Н И М К О В , П Р И С Л А Н Н Ы Х Н А к о н к у р е ТРАЛ ПОЛОНI Фото Т. КОЖУХАРЯ. i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz